Урок музыки 4 класс
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.
Цель: расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана.
Задачи:
образовательные:
— познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А. Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
— вызвать эмоциональный отклик на музыку;
— расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
— формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:— развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные: — воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные: — создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
Ход урока:
1.Организационный момент. Активизация внимания.
Вход в класс под музыку. Песня «В гостях у сказки».
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
— Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу. Как вы думаете, в какую страну мы с вами сейчас попадем? (ответы: в страну сказок). Только сказка эта будет непростая, потому что от вас будет зависеть, интересная она получится или нет, и чем сказка закончится.
Показать «волшебную шкатулку». В конце урока вы узнаете, что находится в этой шкатулке (Шкатулка с орешками — сюрприз).
— Сказка начинается! Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина. И откроем страничку, посвященную сказкам А.С. Пушкина, которые вдохновили многих композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
«Что за прелесть эти сказки!» — так называется наша встреча.
— Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С. Пушкине?
— Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»
— Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.
— Какое время года очень любил поэт? (ответы)
— Послушайте музыку, назовите это произведение, кто композитор?
-
П.И. Чайковский «Осенняя песнь» — слушание.
— Правильно, молодцы! Именно с этой картиной Исаака Левитана «Золотая осень» созвучна пьеса Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать П.И. Чайковскому.
— Можно ли это произведение П.И. Чайковского назвать лирическим? Почему?
— Какие строки из знакомого вам стихотворения А.С. Пушкина созвучны этой музыке?
— Можно ли его тоже назвать лирическим?
— Близок ли характер музыки П. Чайковского стихам А. Пушкина и картине И. Левитана?
— Можно ли соединить эти искусства вместе? (ответы детей)
— А теперь давайте все вместе прочитаем эти строки А. Пушкина выразительно, вслушиваясь в музыку П. Чайковского и всматриваясь в картину И. Левитана.
— Как вы поняли, что значит лирика в поэзии, в музыке и в живописи? (примеры ответов на слайде);
— Как звучат лирические произведения? И др. (ответы)
3. Основная часть: открытие новых знаний.
— А теперь сказка продолжается, давайте потихоньку в неё войдем.
Физкультминутка (дети под музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)
— Все вы знаете о том, что у Пушкина была няня, как ее звали? (ответы).
— Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»
-
Игра «Я – поэт!»
— А сейчас в Пушкина у нас превращается… (кто-то из детей читает письмо)
— Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
— Молодец наш Пушкин, правда, ребята? Выразительно читал письмо к брату.
Сказки А.С. Пушкина знают все. Откроем страничку книги «Сказки Пушкина».
— Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить? («У Лукоморья дуб зеленый…» В 3 классе мы разучивали такую попевку и сейчас вспомним ее и споем.
-
Пластическое интонирование.
Исполнение попевки «У Лукоморья».
— Какая сказка А.С. Пушкина так начинается? (ответы)
— Кто из вас вспомнит фамилию композитора, который по этой сказке Пушкина сочинил оперу? (ответы)
— С фрагментами из оперы М.И. Глинки мы знакомились в 3 классе.
-
Физкультминутка. Звучит проигрыш песни «В гостях у сказки» (дети под музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)
— А. С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!
— Кто из вас догадается о какой сказке идет речь? (ответы)
-
Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
— Итак, это опера Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости! (Работа с учебником стр. 49)
— В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
Работа в парах – дети из трех вариантов текста выбирают нужный:
— Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент.
-
Н.А.Римский–Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» — слушание.
— Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.
(Верный вариант: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)
— Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?
— Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?
Работа в группах:
— рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные, ударные, медно-духовые;
— мерцание и блеск звезд – челеста, труба, тарелки;
— мрачная туча – литавры, фаготы, скрипки;
— стон и плач царицы – струнные, флейта, медно-духовые
(ответы, показ инструментов на карточках).
— В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане» их три (можно вопрос детям). Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?
(1 чудо – «Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь»)
— Игра «Я — композитор».
— Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема «Белочки»?
— Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
— А тему «Царевны – Лебедь»? (ответы)
— Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают? Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
Работа в группах – 3 гр.:
Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать карточки-таблицы) то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.
-
Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков – слушание и видеоролик.
Итоги слушания:1 гр. — «Белочка» — танцевальность, звучала флейта.
2 гр. — «Богатыри» — маршевость, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.
3 гр. — « Царевна – Лебедь» — песенность, скрипка, арфа, гобой.
— А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?
4. Вокальная работа.
-
Исполнение русской народной хороводной песни «Во саду ли в огороде» (девочки – поют, а мальчики – играют на шумовых инструментах).
– Молодцы! Вы все очень постарались!
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
— Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно ли сделать вывод, что Н.А. Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник»?
— Ребята, а можем ли мы увидеть эту музыку? (ответы)
— Вот как увидели музыку Н.А. Римского-Корсакова ваши сверстники в прошлом году (обмен мнениями).
— Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.
Заполните таблицу (у каждого):
1.Что я знал…
2. Сегодня я узнал…
3.Я хочу ещё узнать…
6. Проверка усвоения нового материала.
1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?
2. Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
3. Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?
4. Любимое время года А.С. Пушкина?
5. Сколько опер у Н.А. Римского-Корсакова?
6. Узнай музыкальный фрагмент.
Самопроверка.
7. Рефлексия урока:
— Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, оказались в роли композитора и поэта. Я приготовила для вас музыкальный подарок.
-
«Сказки гуляют по свету» — (видеофильм)
—Понравился ли вам подарок?
—Что побеждает в сказках?
—Какая сказка у нас получилась? (ответы)
—Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)
—А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом.
Самооценка.
Домашнее задание: Дома вы попробуете себя и в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда», а на занятиях кружка мы оформим очередную выставку.
Сюрприз от белочки – дети могут отгадать «Что находится в волшебной шкатулке?»
(всем детям подарить по орешку).
— Аплодисменты всем! До свидания!
Выход под музыку «Сказки гуляют по свету».
Методическая разработка фрагмента урока музыки
в 4 классе по программе Д.Е.Критской
«Что за прелесть эти сказки! Три чуда»
Урок подготовила и провела учитель музыки МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа№2Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметгалиева Алина Фирдинатовна.
«Что за прелесть эти сказки» — урок по программе Критской в 4 классе
«Три чуда»
Проблема: Музыкальная живопись оперы
В каком регистре звучит инструмент?
Раздел: «День, полный событий»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
образовательные:
— познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);
— вызвать эмоциональный отклик на музыку;
— расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
— формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие:
— развивать интерес к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные:
— воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные:
— создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.
Исходя из этих целей и задачей на фрагменте урока я отрабатывала следующие Универсальные Учебные Действия.
Мною формировались: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.
Познавательные УУД :
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
- формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формирование умения анализировать музыкальное произведение;
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
- — отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- — критично относиться к собственному мнению, слушать других. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Уметь определять по характеру музыки героев.
— включаться в процесс решения поставленных задач;
— осуществлять контроль и самоконтроль деятельности
-работая по плану,
— сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
— в диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы
— понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
Личностные результаты:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам
доброжелательно и эмоционально — нравственно относиться к чужому мнению, сопереживать героям сказки;
Технологическая карта урока.
Этап урока, время (минуты) |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
УУД |
1.Организационно-мотивационный момент 5 мин. |
Создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки — приветствия. Организует диалог, направленный на повторение пройденного. |
Коллективно исполняют попевку. Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания Проявляют интерес к теме. Обсуждение и поиск правильного ответа. |
Личностные: Пробуждение эмоциональной отзывчивости, Формирование учебной мотивации Коммуникативные: согласовывают свои действия с действиями одноклассников. проявляют доброжелательное отношение к окружающим, Регулятивные: согласовывают пение с музыкой Познавательные: Построение логической цепи рассуждений |
2.Актуализация знаний 5 мин. |
— Какие сказки Пушкина вы знаете? Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока: -Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина? — А как может начинаться музыкальная сказка, без слов? Показ музыкальных примеров на фортепиано. |
Используют знания, полученные ранее. Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки. Слушают муз. фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации. |
Познавательные: Общеучебные (умение осознанно строить речевое высказывание) Универсальные (Сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей) Коммуникативные: Вступают в диалог с учителем, учатся точно и полно выражать свои мысли. Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу. |
3.Этап целеполагания 3 мин. |
— Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока: — Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируеммузыкальные интонации? ( Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее «Сказка в музыке»- -Организует через побуждающий диалог формулировку цели : Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина? — Организация беседы о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина. |
— Формулируют тему Участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель. Работа с тетрадью, актуализация знаний, отвечают на вопросы. |
Познавательные: Самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей Личностные: Смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) |
4.Открытие нового знания. 18 мин. |
— Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь? Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию. — Организует восприятие фрагмента «Три чуда». Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей. -Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе. — Организует подведение итогов групповой работы, дети называют описанные образы. ( Белочка., 33 богатыря, царевна- лебедь) |
Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас. Слушают музыку Включаются в сравнительный анализ музыкальных частей, Овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания. Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент. Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра. |
Личностные: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальному образу. Регулятивные: Умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: Логические: анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Ообщеучебные: умение пластикой смоделировать музыкальную тему, умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: определяют функции участников, сотрудничество, управляют поведением партнера, учатся полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные (извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение), логические: сравнение Личностные: Нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока . |
5. Обобщение знаний, связь с ранее полученными. 5 мин. |
— Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов? — Организует закрепление знаний с помощью сопоставления с литературным текстом. |
Отвечают на вопросы. Слушают ( или сами читают ) фрагмент « Сказки о царе Салтане» |
|
6. Подведение итогов урока — рефлексия деятельности. 4 мин. |
Организует подведение итогов урока через организацию вопросов –ответов о полученных на уроке знаниях — Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна? — Что помогло нам понять музыкальные образы? -Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании? — рассказываю о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником» |
Учатся обобщать свои музыкальные впечатления, облачать их в словесную форму. Размышляют о том, что они узнали на уроке. Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества. |
Регулятивные: Выделение и осознание того, что усвоено, Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные : Постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество, коррекция ответов и вопросов одноклассников. Личностные: Формировать эмоционально — нравственное отношение к музыкальному образу. |
Ход урока.
У нас урок музыки. Значит и приветствие наше должно быть, каким?
— Музыкальным.
А поможет нам поприветствовать друг — друга вот этот инструмент. Кто знает, как он называется. Правильно, замечательно, это – синтезатор. И у него много возможностей.
Если я вам пою, «Здравствуйте!»
То вы мне отвечаете:
— Дети: «Здравствуйте!»
Если я вам говорю «Здравствуйте, ребята!» то вы отвечаете
-Дети: «Здравствуйте учитель.»
Молодцы….
А теперь мы с вами распоемся, подготовим наш голос к уроку. Молодцы, вы прекрасные исполнители. Руки поднимаем, достаем солнышко. На носочки не поднимаемся. Кисти отпустили .локти, руки. плечи поднимаем, назад ,отпустили. Садитесь.
Вы внимательны? Вы ритмичны? Вы музыкальны?
Хлопки….
Ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие, но в какую страну пока не буду говорить.Путь будет не близким.
А на чем мы с вами доберемся быстрее всего, на каком виде транспорта.
-На самолете.
Молодцы.Сразу определили.
А ты думаешь ещё можно на ракете?но мы ведь попадем в космос.
И мы полетим с вами на самолете. ( на экране большой самолет)
Что нужно, ребята,чтоб самолет наш заработал.
Топливо.
Заправились и что дальше?
-двигатель и мотор. Двигатель самолета это — сердце самолета(источник силы и жизни для летательного аппарата). Оказывается двигателей у самолета может быть аж до двенадцати штук!
Давайте, голосом покажем как работает двигатель (мальчики: рррррр) ещё громче, распеваемся.
Девочки, а вы покажете как турбины звучат когда взлетает самолет.
— УУУУУУУУ
Молодцы.
— Чтобы полет был безопасный, нужно пристегнуть ремни. (ччччччччк)
Молодцы, у всех получается. И так, команда готова?
— Да!
— Пристегнуть ремни.
Заработали двигатели……
Турбины…….
Самолет взлетел…..Внимание, прислушайтесь(звук ветра), мы летим…и под нами города, моря, океаны…летят пушистые легкие перистые облака… Сколько в мире красоты!
Внимание…на экран и слушайте мелодию.( звучитв гостях у сказки).
Ребята и в какую страну мы с вами попали?
— В страну сказок.
— А любите ли вы сказки так, как люблю их я?…
Что такое сказка? (кластер — сказка)
— Давайте составим кластер к слову сказка, вы можете говорить все, что придет вам в голову, когда вы слышите слово сказка.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Да, ребята, о сказках. И тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки».
Итак, Сказка начинается! Посмотрите на экран. Ребята, скажите, кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин).
— Посмотрите, героев каких сказок вы здесь узнали?
-А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).
— А кто вдохновлял Пушкина на написание сказок?
— как ее звали? (ответы).
—— В маленьком домике, вечерами няня Арина Родионовна, рассказывала Пушкину сказки.
— А как начинались все сказки? Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника.
Н.А. Римский-Корсаков — композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина. Сказок у Пушкина много, но о какой же пойдет речь на нашем уроке?
( фрагмент три девицы под окном)
Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».
В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков написал такие удивительные музыкальные образы , что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Николай Андреевич как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?
Д.: Волшебством.
В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял князь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?
Каждый из трех чудес представлен определенными музыкальными красками инструментами, которые имеют свой тембр и регистр.
Что бы вы хотели узнать об этой опере-сказке?
Какие задачи мы себе поставим?
—— узнать, о каких чудесах говориться в опере?
— научиться узнавать звучание музыкальных инструментов, которыми композитор изобразил героев
— научиться определять регистр звучания.
— Назовите «Три чуда» в сказке А. С. Пушкина?
У: Вначале каждой картины звучит фанфарный призыв, Как вы думаете, что такое фанфара?
Учащиеся: Сигнал.
Учитель: Фанфары – сигнал торжественного характера, привлекающий внимание для оповещения какого-либо события.
– Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфары?
Учащиеся: Трубы
Учитель: Какие трубы? Деревянные или медные?
(На доске появляется изображение медных и деревянных музыкальных инструментов)
Учащиеся: Медные.
Учитель: Трубы поют, приказывают: «Слушайте! Слушайте!»
– Для чего композитор ввел фанфару?
Учащиеся: Чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.
Призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Итак, первое чудо. ( внимание на экран)
Дети читают:
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые все скорлупки золотые,
ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.
Может белка и для нас приготовит чудо в конце урока.
Внимание на экран, художник как изобразил белку?
— какая она?
Учитель: сейчас мы услышим, как музыка нарисует нам волшебную белочку. А еще вы услышите напев р.н.п., которую упоминает Пушкин: «Во саду ли, в огороде». Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.
Сейчас, вы услышите тему белочки
У.: А как поет Белка?
Д.: Нежно, ласково, высоко.
У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.
РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. И бывает трех видов: высокий, средний и низкий.
(показать на клавиатуре)
У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?
Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.
У: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.
Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему?
Дети: звучит р.н.п. и в то же время можно танцевать.
Молодцы!
Все поставленные задачи решили?
Звучит фанфарный призыв. А вот и 2-е чудо.
Учитель: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,
Великаны молодые, все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор.
Внимание на экран, как изобразил художник богатырей?
Какие они?
— Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины).
— А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину).
— А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Сейчас, вы услышите тему богатырей
1. Ваша задача послушать музыку и определить характер этой темы
2. какой музыкальный инструмент исполняет главную партию, в каком регистре.
Учитель: Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ. Конечно же, марш — торжественный, величественный.
В каком регистре звучал? Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Все поставленные задачи решили?
Звучит призыв фанфар.
У.: Ребята, а кто это перед нами?
Д.: Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну — Лебедь при помощи красок. Какая она?
Д.: Красивая, волшебная, таинственная…
У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Д.: …
У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.
Сейчас, вы услышите тему принцессы лебедь
1.Ваша задача узнать, кто исполняет главную партию. ( подсказка на слайде)
2. Определить регистр.
3. Послушайте и определите характер этой темы
Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак, каков же характер музыки?
Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.
Какой инструмент нарисовал царевну? – скрипка. Какой характер музыки? Плавный, песенный.
Молодцы!
Все поставленные задачи решили?
Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина .Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Рефлексия. контроль и оценка собственных учебных действий
- сегодня я узнал…
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- было интересно узнать, что…
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)Желтые орешки – спелые, зелёные – незрелые.
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в стране сказок, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи зеленого цвета.
Домашнее задание: Дома вы попробуете себя и в роли художника: изобразите красками то, что изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».
(Кричалка)
Самоанализ урока
Программа по предмету «Музыка» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства, и каждый урок я строю в соответствие с данными требованиями программы. Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!». Уроки музыки тесно связаны с предметами гуманитарного цикла, т. е. на уроках осуществляется метапредметный подход, на данном уроке мы рассматриваем образы сказочных героев, с которыми дети познакомились на уроках чтения.
Цель урока: познакомить обучающихся с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Исходя из цели, выдвигаю следующие задачи: образовательную — формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра; развивающую – развивать тембровый слух; воспитательную – воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Цель урока соответствует типу урока по ФГОС — уроку открытия новых знаний. Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. В начале урока с целью мотивации, повышения интереса к уроку использовала игру «Путешествие», что позволило вызвать интерес учащихся к теме урока. На этапе актуализации знаний и пробного учебного действия создала учебную ситуацию, в ходе которой дети, слушая музыку, сравнивая с уже имеющимся опытом, учились находить ответы на мои вопросы. Рефлексия проводилась на протяжении всего урока, ученики имели возможность узнать правильность своих ответов в ходе выполнения заданий, в конце урока организовала самопроверку знаний по эталону и самооценку собственной учебной деятельности.
Исходя из поставленных целей и задачей, я отрабатывала познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия.
Формируя познавательные УУД, я учила:
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;
Формируя коммуникативные УУД, я учила:
- высказывать свое мнение;
- слушать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Формируя регулятивные УУД, я учила:
- определять по характеру музыки героев;
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль деятельности, работая по плану;
Введение учащихся на данном уроке в мир музыки через образы сказочных героев позволяет формировать личностные результаты, я воспитывала умение: доброжелательно и эмоционально-нравственно относиться к чужому мнению, сопереживать героям сказки.
Я считаю, урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, четко спланировано управление учебной деятельностью обучающихся. Соблюдалась дисциплина.
В течение урока учитывались здоровьесберегающие технологии (музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия, гимнастические упражнения). Объем учебного материала соответствовало требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. Характер общения с обучающимися демократичный. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно, комфортно. Похвала, одобрение с моей стороны поддерживали благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
Урок в 4 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки. Три чуда».
Проблема:
Что такое музыкальная живопись.
Узнать инструмент по тембру.
Определить регистр звучания инструмента.
Дидактическая цель:
На примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке раскрывается
образ литературного героя.
Задачи: 1. Познакомить с симфонической картиной «Три чуда» из оперы Н.А. Римского—
Корсакова «Сказка о царе Салтане»
2.Научить учащихся определять регистр звучания.
3. Формировать умение определять инструмент по тембру звучания; ОУН выполнять
письменные задания.
4.Воспитание любви к русской музыкальной культуре.
Педагогическая идея: Раскрашенный звуками и красками мир — прекрасен!
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
Метод драматургии урока как урока искусства.
Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами
искусства.
Метод использования наглядности.
Форма урока: трёхчастная.
Вступление. Распевание. Введение в тему урока. Работа над песней.
Экспозиция. Погружение в тему урока, постановка проблемы.
Разработка. Разработка проблемы. Работа над понятиями. Решение проблемы.
Реприза. Работа над песнями.
Ход урока.
Вступление.
У. Музыкальное приветствие. Сегодня главной героиней урока будет сказка. Что такое
сказка?
Д. Это вымысел, придуманная история с счастливым концом, фантазия, жанр устного
народного творчества.
У. Сегодня мы будем стараться не только узнать новый материал по слушанию, но и
учиться петь красивым, сказочным звуком.С чего мы начинаем урок?
Д. С распевания.
У. Сегодня распевание начинает проводить Юля.
Ю. Упражнения «Язычок», «Счёт шёпотом», «Скрип двери», «Скороговорки».
У. Пение на 1 звуке и по звукоряду «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок». «Говорим высоким голосом». «Говорим низким голосом». Пение гаммы До мажор.
У. Вы сейчас говорили тоненьким голосом ,где на нотном стане должна быть графическая
запись?
Д. Выше нотного стана.
У. А запись низкой мелодии ?
Д. Ниже нотного стана. 3мин.
У. У вас на столе есть три листа с нотами. Посмотрите внимательно и определите, где
самая высокая запись.
Д. Лист №1.
У. А самая низкая по звучанию запись?
Д. Лист №3.
У. Это ноты нового музыкального произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Ответьте, как называется песня Михаила Яковлева? (звучит «Зимний вечер».
Д. отвечают.
Кто автор стихотворений с одноимёнными названиями?
Д. А.С. Пушкин. 5мин.
У. А.С.Пушкин — это великий русский поэт— сказочник. Русского композитора
Н.А.Римского – Корсакова называют композитором—сказочником. В одном из писем
Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно,
после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! — Каждая
есть поэма». Тема урока сегодня звучит так.
У. Назовите сказки А.С. Пушкина. Сегодня вы познакомитесь с симфонической картиной
«Три чуда», которая звучит в последнем 4 действии оперы «Сказка о царе Салтане»,
музыку оперы написал русский композитор Николай Андреевич Римский— Корсаков.
Цель для учащегося:
На примере симфонической картины «Три чуда» понять, как в музыке раскрывается образ
литературного героя .
Задачи:
1.Научиться распознавать звучание музыкальных инструментов (тембр),определять
регистр звучания.
2.Узнать.что такое музыкальная живопись.
3. Расширить представления о красоте и богатстве русской музыки.
4. Заполнить «Лист ответов»
Работа над песней 12мин
Разработка проблемы. Работа над понятиями.
У. Выберите правильный ответ на слайде, что такое опера.
Д отвечают.
У. В опере играет симфонический, духовой или народный оркестр?
Д. отвечают.
Запись в тетради. 15мин
У. Как вы думаете, могут ли в оркестре быть инструменты с одинаковыми тембрами?
Конечно нет. Каждый инструмент имеет свой неповторимый голос . Композитор, словно
красками создаёт звуковую картину. Как художник пользуется цветными красками, так и
композитор ,применяя разные инструменты, создаёт интересную звуковую картину.
Сегодня это каждый услышит. Запиши, что такое тембр, регистр. Теперь выполни
практическое задание и заполни таблицу.
У. А теперь мы с вами зайдём в оперу Николая Андреевича Римского—Корсакова и
вспомним героев сказки о царе Салтане.
У. В 4 действии оперы вперед последней картиной звучит симфоническая картина «Три
чуда».
О каких чудесах говорится в картине? Недаром эту музыку называют Симфонической
КАРТИНОЙ. Николай Андреевич обладал цветным слухом, каждый инструмент он
слышал и представлял определённый цвет. Он обладал умением слышать цвет. Ответьте
на вопросы. Как вы думаете, какими инструментами можно изобразить образ Белки?
Какой характер у Белки? Образ богатырей? Образ Лебеди?
22мин.
У. А сейчас вы услышите музыку Римского—Корсакова тему Белки, тему богатырей и тему
царевны Лебеди. Заполните в листе ответов, какие инструменты вы слышите.
27мин.
У. собирает листы ответов.
У. Проверив ваши работы, я узнаю, кто сегодня был внимательным и понял, что такое
регистр. (Устная рефлексия «высокий—средний—низкий регистр».)
У. Давайте разгадаем, на каком листе записана тема Белки? Тема Богатырей? Тема
Лебеди?
У. Вопросы: при помощи чего в музыке раскрывается образ литературного героя?
Д. При помощи инструментов, который имеют разные регистры и разную окраску голоса.
У.Как вы понимаете что такое «музыкальная живопись»?
Д.(варианты) Это когда композитор изображает картину при помощи звуков.Это
симфоническая картина «Три чуда». Это творчество самого композитора.
У. Посмотрите на картину М. А. Врубеля «Царевна—Лебедь». Какая музыка в ней звучит?
Какие инструменты по—вашему мнению смогут нарисовать звуковую картину «Царевна—
Лебедь»?
Д. Это живопись музыкальная. В картине может звучать музыка о царевне Лебеди.
У. Подведём итог урока. Давайте вспомним цель, задачи урока. Слайд 5. Что вы сегодня
на уроке узнали нового?(Рефлексия).
Какие произведения русской музыки мы с вами слушали? Ответ при помощи тетради.
Какие песни о России вы сможете спеть? 30мин.
Работа над песнями «Звезда России», «Мама». «Здравствуй, дедушка Морозы»
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»
(разработка урока музыки в 4 классе)
Проблема: Музыкальная живопись оперы
В каком регистре звучит инструмент?
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание музыкальной живописи, регистра, тембра.
Цель урока: Формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе сказки и музыки.
Задачи урока:
Обучающие:
Углубление познавательных интересов через знакомство со сказочными героями. 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане»
2. Научить учащихся определять регистр.
3. Вызвать интерес к классической музыке.
Развивающие:
Развить вокально-хоровые навыки, творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
Воспитание коммуникативной культуры (навыки взаимодействия и сотрудничества, навыки работы в паре, в группах, ансамблем).
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к изучению предметов искусства, формирование умений и навыков творческих способностей.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр, тембр.
Средства обучения:
Видеоматериалы, презентация, кроссворд, музыкальные инструменты.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточные дидактические материалы.
Применяемые технологии:
Информационно — коммуникационные, интерактивные, здоровьесберегающие, дистанционные.
Музыкальный материал:
Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты
Ход урока
(Вход детей под песню «Спор Маши и Вити о сказках «Песня из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»)
Учитель. Длинными зимними вечерами под завывание вьюги (?этому писателю) рассказывала сказки его няня. Что за прелесть эти сказки! – говорил великий русский поэт. – Каждая есть поэма. Я думаю, что вы узнали его? (Ответы детей). Слайд 1
Дети. А.С.Пушкин
Учитель. Правильно, А.С.Пушкин.
Назовите сказки А.С.Пушкина, которые вы читали?
(Ответы детей). Слайд 2
Учитель. Сказки всегда начинались одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Сказки А.С.Пушкина близки к народным песням. Нас пленяет напевность и
легкость их стиха. Они звучат как музыка. Поэтому, неудивительно, что сказки А.С. Пушкина вдохновили русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на
создание музыкального произведения. Слайд 3
Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков родился неподалеку от
Новгорода в городе Тихвине. Мама учила маленького Николя музыке. Но
мальчик мечтал о море, о путешествиях. Тогда родители решили отдать его
учиться в морской корпус в Петербурге, который он окончил с отличием
и его взяли в кругосветное путешествие на корабле «Алмаз».
Несмотря на то, что он нес морскую службу, он не переставал
заниматься музыкой. И все-таки любовь к музыке стала главным в его жизни. Он стал великим композитором.
Одна из жемчужин композитора является опера «Сказка о царе Салтане».
Ребята, а что такое опера? (Ответы детей). Слайд 4
Задание. Вам предлагается в командах расшифровать кроссворд со словом «Опера». (Работа в группах, ответы детей).
.
Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
А как начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке. Слушание вступления ко 2-му действию оперы.
Задание. Во время слушания следи за развитием поэтического текста на стр. 49 учебника.
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Слушание вступления
Учитель. Как прозвучала музыка? Какой инструмент вы узнали?
Дети. Торжественно, празднично…Труба.
Учитель. Опера открывается праздничной блестящей фанфарой. Звонкий голос трубы как — будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»
После звучания фанфар в оркестре возникает широкая и величественная тема.
Что она изображает?
Дети: Колышущийся океан. Музыка отрывистая, холодноватая.
Учитель. Она пронизана аккордами челесты (по-русски – небесная). В небесных звуках мы слышим, как зажигаются звёзды.
Какая музыка звучит далее? Назовите инструменты?
Дети. Неожиданно тревожная, мрачная. Литавры, тромбоны.
Учитель. Это надвигается туча и возникает новая тема в оркестре – тяжёлая и неуклюжая на фоне скрипок. По волнам перекатывается тяжеленный предмет. Что же это?
Дети. Бочка с царицей и младенцем.
Учитель. «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам». Неужели и это рисует музыка? Да. Как звучит музыка?
Дети. Светло и высоко, а затем в низком регистре.
Учитель. Правильно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу.
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. Слайд 5 Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? Слайд 6
Дети. Звучание инструментов на разной высоте, то высоко, то низко.
Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Дети. Тембр — это окраска звука.
Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) Слайд 6
(дети записывают определение регистр)
Звонкая фанфара будет звучать еще не раз, извещая о каждом новом действии.
Ребята, вы читали эту сказку. Кто может напомнить, как начинается сказка,
какими словами? (Ответы детей).
Видеофрагмент сказки
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Какую девицу выбрал царь Салтан ? (Ответы детей). Третью.
Что придумали сестры во время отсутствия царя? (Ответы детей).
Слайд 7
Учитель.Что случилось с царицей и ребенком? (Ответы детей).
От кого спас Гвидон царевну Лебедь? (Ответы детей).
Слайд 8
Я хочу предложить вам послушать арию царевны Лебедь, которую она поет
своему освободителю. Послушайте и определите какая мелодия,
характер, темп, солирующие инструменты.
Как вознаградила царевна Лебедь царевича Гвидона? (Ответы детей).
Разучивание арии царевны Лебедь
(- В сказке «О царе Салтане…» есть эпизод, в котором князь Гвидон превращается с помощью царевны Лебедь в шмеля, и нагоняет корабль. В опере Римского-Корсакова есть музыкальное описание полёта шмеля.
Шмелем царь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал…
Слушание фрагмента оперы «Полёт шмеля».
Какую картину вы представили, слушая это произведение? Как летит шмель?
Какой характер у музыки?)
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда, которые удивляют самих героев сказки. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда — своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. В этой музыкальной картине слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал Пушкин): белочка поёт «Во саду ли, в огороде…», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит…». В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей – богатырей, и шум «бурливого моря». Такое изображение героев в музыке мы называем музыкальной живописью ( понятие на доске). Слайд 9
Слушание фрагмента оперы Римского – Корсакова «Три чуда».
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
Слайд 10
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
1 чудо – Белочка
Есть там белка,что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Звучит одна и та же мелодия, но от куплета к куплету как бы расцвечивается.
Учитель. Появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных изумрудов. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра).
Задание. Ребята, давайте поможем белочке исполнить знаменитую русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» (дети исполняют на инструментах: бубен, ложки, треугольник, трещотка).
Молодцы!
А сейчас антракт. (физ. Минутка) Игра в оркестр.
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) Слайд 11
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке. Каким тембром голоса говорит дядька Черномор? В каком регистре
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш — торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей.
Слушаем 3 чуда
Показ картины Врубеля «царевна — Лебедь» Слайд 12
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну — Лебедя при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.
Учитель. Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков
Звучит фрагмент.
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?
(У многих детей совпало) Слайд 13
Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Итог.Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу?
Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями). Это называется в музыке музыкальной живописью.
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали.
Дети называют.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Дети отвечают.
Учитель. Молодцы, ребята! По- моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
Исполнение песни. Дорога добра Слайд 14
Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.
Учитель выставляет оценки.
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
Кроссворд
1.Коллективное пение в опере. 2.Вокальный жанр в опере. 3.Оркестровое вступление к опере. 4.Сольный номер в опере. 5.Хореографический жанр в опере. |
В гостях у сказки муз. В. Дашкевича сл. Ю. Кима (Михайлова) Если вы не так уж боитесь Кощея Припев: Тут тебе и репка и ключ золотой, |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ