Действующие лица:
Емеля
Царевна
Царь
Братья
Воевода
Няньки
Щука
Ведра
Скоморохи
Слуга
Домовой
Стража
Мерседес
Птицы
Березы
Хор
Сцена 1.
Деревенская изба. Печь. На печи Емеля.
Хор:
Как в нашей стороне
Известен всей земле
Емелюшка на печке валяется.
И всяк ему твердит
И строго говорит;
«Тебя работа ждет-дожидается.»
Емеля сперва почешет нос
И скажет:
Емеля:
На улице мороз
И работать при таком морозе
Может только паровоз.
Появляются братья.
1-й брат: Ну что, Емеля, мы в город едем, тебя на хозяйстве оставляем. Дом прибери, печь натопи да воды наноси.
Емеля: Да вы что, братья! Мне с такой кучей работы вовек не управиться. Да и не мужское это дело -дом мести да печь топить.
2-й брат: Ой! Ну хоть воды-то принести ты можешь?
Емеля: А что мне за это будет?
1-й брат: Мы тебе гостинец из города привезем.
Емеля: А какой?
2-й брат: А смотря сколько воды принесешь.
Емеля: Ну …(показывает руками чуть-чуть) Вот столько.
1-й брат: Вот тебе и подарок такой же будет.
Емеля: Да? Ну тогда я ведра два принесу.
2-й брат: Молодец, Емеля. Жди нас с гостинцем.
Братья уходят. Емеля нехотя слезает с печи. Поет.
Емеля:
Кабы сам топор рубил, а пила пилила,
По дрова не надо бы в лес нам ездить было.
Кабы ведра в горочку сами побежали,
Быстро в дом они воды нам бы натаскали.
Одевается. Идет к колодцу. Черпает воду.
Емеля: О, щука!
Голос: Отпусти меня, Емеля.
Емеля: Это кто тут со мной разговаривает?
Голос: Это я, щука.
Емеля: Первый раз вижу, то есть слышу, чтобы рыба говорила человеческим голосом.
Голос: Дак ведь я не простая щука, волшебная. Отпусти меня — я тебе пригожусь.
Емеля: Конечно, пригодишься: уха из тебя знатная получится.
Голос: Ох Емеля-Емеля,.. Говорю: я тебе: пригожусь. Я ж твое любое желание исполнить могу.
Емеля: Да ну…
Голос: Вот тебе и ну!
Емеля: А ты не обманешь?
Голос: Ну что ты! Мое ж слово, оно волшебное.
Емеля: Волшебное-то волшебное, а все равно боязно.
Голос: А ты загадай что-нибудь, скажи: «По щучьему велению, по моему хотению…», и все исполнится.
Емеля: И все? Не может быть.
Голос:- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
Голос: Ну что, опустишь?
Емеля: Куда ж деваться? Придется отпустить. Живи-поживай, да в ведро больше не попадай. (Выпускает Щуку.) Что ж, остался я без ухи. Да ладно, пора домой. Ох, ведра и тяжелы… Да что же это я? Ну-ка попробую. По щучьему велению, по моему хотению, ступайте ведра домой сами.
Ведра подскакивают. Танец ведер.
Сцена 2.
Хор:
У нас царевна есть,
И слез у ней не счесть.
Она весь день слезьми заливается.
И всякий ей твердит
И строго говорит:
«Не плачь, не плачь, Маруся-красавица.»
Маруся все время слезы льет,
От грусти она весь день ревет.
Кап-кап-кап, из ясных глаз Маруси
Капают слезы на платок.
Дворец. Царь, царевна, придворные. Танец.
Царь:
Ах, царевночка моя ты несчастная,
Состояние твое ну ужасное.
Я заботами тебя охвачу.
Царевна: Ничего я не хочу.
Царь:Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька яйцо диетическое.
Или, может, обратимся к врачу?
Царевна: Ничего я не хочу. (Плачет.)
Царь: Ну что с тобой, доченька?
Царевна: Ой, скучно мне.
Царь: А ты займись чем-нибудь.
Царевна: Чем?
Царь: Ну, почитай.
Царевна: Читала уже.
Царь: И что?
Царевна: Скучно.
Царь: А ты погуляй сходи.
Царевна: Гуляла. Тоже скучно.
Царь: А давай скоморохов позовем.
Царевна: Ну давай.
Воевода: Скоморохи к царю. (Приходят Скоморохи).
1-й скоморох: Вы нас звали?
2-й скоморох: Мы пришли.
1-й скоморох: Насмешить мы вас должны?
2-й скоморох: Я Иван,
2-й скоморох: И я Иван.
1-й скоморох: Принесли рекламу вам.
2-й скоморох: Собирайся, народ!
1-й скоморох: Сейчас реклама пойдет. (Показывают рекламу).
Царевна: Эта реклама ваша по телевизору надоела. Да и вы тоже… (Плачет.)
Царь: Мамки-няньки, да уймите вы ее! (Выбегают няньки. Окружают царевну.)
Царевна: Ну что размахались? Мне теперь холодно. Холодно. (Няньки приносят шубы, одеяла, укрывают Царевну.) Ага, а теперь мне жарко, ужасно жарко. (Ее раскрывают, обмахивают.) Ну вот, а теперь мне опять холодно, заморозили совсем. Холодно. (Опять укрывают.) А-а-а, опять жарко, так жарко, что сил нет. Хочу мороженого. (Приносят мороженое.) Не такое! Хочу черное!
Все: Какое?
Царевна: Черное
Нянька: Ваше величество!
Царь: Раз царевна хочет, значит достать! (Няньки убегают. Приносят мороженое.)
Царевна: Что это?
Нянька: Мороженое.
Царевна: Оно же черное.
Нянька: Ну да! Черное. Как Вы просили.
Царевна: Я? Да вы что, издеваетесь? А? (Плачет.)
Царь: Мамки-няньки, уймите вы ее! Нет сил моих больше! (Царевну уводят.) Воевода, что делать будем?
Воевода: Сложно сказать, ваше величество. Можно указ издать.
Царь: Указ? А что? Это мысль. Пиши.
«Царский указ. Я, Царь заповедного царства, тридесятого государства, всякому, кто развеселит царевну, жалую полцарства, руку царевны и… что бы пожаловать для ровного счета? А, шубу с царского плеча.» Ну, как ты думаешь, подействует?
Воевода: Я думаю, очень даже подействует.
Царь: Ну, я теперь пойду, а ты распорядись.
Воевода: Меня это все не устраивает! Я как всегда остался не у дел! Руку царевны, полцарства проходимцу какому-то! А я? Сейчас мы тут все исправим! Полцарства – мне, руку царевны – тоже мне! Ну а шубейку пусть кто-нибудь поносит, мы не обидимся. А теперь надо найти, на кого эту шубейку надеть, чтобы все остальное мне досталось! (Вбегает слуга.)
Слуга: Ваша светлость! Какая новость! Объявился у нас чудак один, у него ведра с реки сами ходят! Ногами! Что делать с ним?
Воевода: Вот и наш клиент. Что делать, что делать? Беречь таких людей надо, во дворец пригласить, но сначала все разузнать и разведать нужно, а то мало ли что бабы болтают. Сам разведаю! Стража!!!(Появляется стража.) За мной! (Уходят.)
Сцена 3.
Изба. На печи лежит Емеля, напевает. Входит Воевода со стражей.
Воевода: По приказу царя велено тебе, Емеля, собираться и во весь дух лететь во дворец.
Емеля: Че? По чьему приказу? Да че я там не видел?
Воевода: Должен ты развеселить царскую дочку, за это ты получишь в награду шубу с царского плеча.
Емеля: А на что она мне? На печи и без шубы тепло.
Воевода: Да ты что? То ж с царского плеча!
Емеля: А она что от этого теплее становится?
Воевода: Ох, Емеля, Емеля, сам не ведаешь, что говоришь! Да я тебя за такие крамольные речи велю дубинкой отходить.
Емеля: А себе бока намять не хочешь??? Ну-ка! По щучьему велению, по моему хотению, потанцуй, дубинка, по Воеводиным бокам!
Воевода: Пощади меня, Емелюшка! Прости! Давай поговорим!
Емеля: Дубинка, довольно! Ну, Воевода, что ты хотел мне сказать?
Воевода: Емелюшка, ступай во дворец! Нет жизни: утром слезы, днем слезы, вечером слезы! Стены от сырости плесенью покрылись! Помоги, всем миром просим! Царь не только шубу, но и дочку свою за тебя выдаст и полцарства даст в придачу!
Емеля: Да ну! На что мне царевна в жены? Она же толком делать ничего не умеет: ни убираться, ни готовить. Хотя на дворец посмотреть я не прочь, да еще и на заплесневелый.
Воевода: Ну и хорошо, ну и славно! Слезай с печи, собирайся!
Емеля: Нет, я без печи никуда. Ты посторонись, а то зашибу. По щучьему велению, по моему хотению, ступай печь в царский дворец! (Появляется Домовой.)
Домовой: Еще чего!
Емеля: А ты кто такой?
Домовой: Я домовой, живу за трубой, чего тебе надобно, Емеля?
Емеля: Хочу на печи в царский дворец отправиться!
Домовой: Это по чьему же велению?
Емеля: По щучьему…
Домовой: По щучьему? Ну, тогда ладно… Эх, прокачу! (Уезжают.)
Сцена 4.
Царский дворец. Емеля на печи.
Емеля: вот жто да, красота-то какая! И плесени нигде не видно. Обманул Воевода проклятый! Ух я ему!!! (Входит Царевна. Кричит, прыгает на трон.) Кого испугалась, красная девица?
Царевна: Ее!
Емеля: Чего?
Царевна: Ее.
Емеля: Дак это ж печка. Ты что никогда печки не видела?
Царевна: Нет, никогда. А зачем она нужна?
Емеля: В мороз греться, пироги печь, хочешь — угощу?
Царевна: Хочу… Только я тебя тоже боюсь.
Емеля: А чего меня бояться? Я Емеля, приехал во дворец Царевну веселить, только ее не видно.
Царевна: Да? А если это я?
Емеля: Да ну. Она, говорят, плакса страшная, а ты вон, сколько с тобой говорю — ни слезинки не проронила. Да это никак и вправду ты? Ну тогда прости, ежели обидел.
Царевна: Да я как эту твою… печку увидела, так заплакать-то и забыла. А как ты меня веселить собирался?
Емеля: Ой, а я как-то об этом не подумал… Незадача… А хочешь, я тебе ведра танцующие подарю?
Царевна: Мне? Ведра? А на что они мне?
Емеля: А правда, на что? А просто так, для веселья!
Царевна: Для веселья? Хочу, очень хочу!
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению, станцуйте ведра Царевне плясовую.(Ведра танцуют.)
Царевна: Ой, хорошо-то как! Мне так весело никогда не было! Ой, идет кто-то!
Емеля: А давай убежим отсюда?
Царевна: Да как же, убежишь отсюда! А как бы мне хотелось бы на мир взглянуть…
Емеля: Такты что, из дворца никогда не выходила?
Царевна: Никогда-никогда.
Емеля: Ну тогда держись за меня. По щучьему велению, по моему хотению, пусть мы сейчас же очутимся в лесу.
Сцена 5.
Лес. Ручей. Танец.
Царевна: Ой, красота-то какая! Только пусто как-то.
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению, пусть появятся здесь птицы красоты неописуемой… (Танец птиц.)
Царевна: Как бы хотелось мне остаться здесь навсегда. Вот бы жить здесь.
Емеля: Но дворец здесь и поставить негде.
Царевна: А нам дворец и не нужен. Он мне вот как надоел.
Емеля: Ну, Царевна, удивила ты меня. Я тебя совсем другой представлял. А дом-то я мигом поставлю.
Царевна: По щучьему велению?
Емеля: Нет, дом я сам построю!
Царевна: А сможешь ли?
Емеля: Не смогу-люди помогут!!! Правда?
Все выходят на сцену.
Хор:Настал прощанья час,
Закончен наш рассказ,
Добром все в сказке нашей кончается.
Умней Емеля стал,
Лениться перестал,
Без Щуки у него все получается.
Маруся от грусти слез не льет,
Как гусли душа ее поет,
И теперь с Емелей в новом доме
Радостно и весело живет. Конец
Поиск по сайту
Конспект урока по литературному чтению на тему наш театр «По щучьему велению» (3 класс)
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Смирнова Любовь Константиновна
|
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 18.27 Kb |
Количество скачиваний: | 44 |
Скачать
Просмотров: 57
Похожие материалы
- Конспект урока литературного чтения Тема урока: «Поэзия зимнего леса»
- Классный час «Доброта истинная и ложная»
- Классный час «Культура поведения на переменах»
- Классный час «День матери»
- КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Тема: Число и цифра 4. Состав 4.
- Классный час на тему «Поговорим о доброте»
- Внеклассное занятие по математике
- Внеклассное мероприятие «В гостях у Мойдодыра
- Родительское собрание во 2 классе
- Классный час «Основные правила пожарной безопасности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс
Тема урока
Наш театр. Русская народная сказка «По щучьему велению»
Тип урока
Творческий
Цель урока
Продолжить работу над сказкой; повторить театральную терминологию , сведения о русских народных сказках, продолжить работу над инсценированием
Задачи урока
Отрабатывать выразительное чтение произведения, умение инсценировать
Понятия и термины
Сценарий, сценарист, режиссёр, актёр, гримёр и др.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные УУД:
-устанавливать связь целью учебной деятельности и её мотивом;
— определять общие для всех правила поведения.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;
-осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике , тетради;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя связь с жизнью;
— проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-умение точно выражать свои мысли;
— владеть формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы работы на уроке:
индивидуальная, коллективная
Применение оборудования и инструментария:
ПК, проектор, театральные декорации, костюмы
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяся
Формируемые УУД
1. Организационный момент
Звенит звонок
Начинается урок
Эмоциональный настрой на урок.
Личностные:
Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности
Познавательные: умение самостоятельно выбирать нужную интонацию при чтении
Регулятивные:
Умение формулировать тему и цель урока.
Коммуникативные:
-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
2. Мотивация к учебной деятельности.
1. Прочтите эти строки тихо жужжащим чтением
— с сердитой интонацией
— с просительной интонацией
— с интонацией сожаления
2. — О чём стихи Ю Мориц?
— Что такое «справедливость»? Какую сказку прочли на прошлом уроке? Можно ли сказать, что в ней царит справедливость? Почему?
— Решите кроссворд и по выбранным буквам правильных ответов прочтите слово.
Сформулируйте тему урока
Речевая разминка
В сказке солнышко горит!
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть
Ей повсюду путь открыт
(Слайд 2)
Отвечают на вопрос учителя
Работа в парах: решают кроссворд.
ТЕАТР
Тема: Наш театр. «Русская народная сказка
«По щучьему велению»
3.Актуализация знаний
— Что такое театр, ответьте своими словами?
— Прочтите на экране толкование данного слова. 1 Театр — искусство сцены — родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр — это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
На слайдах (№ 4, № 5)
Мы сегодня поиграем в «театр» , но прежде всего повторим сказку.
Устные полные ответы на поставленные вопросы.
Чтение текста на слайде
(Слайд 3)
Коммуникативные:
-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
-Умение высказывать свою точку зрения
5.Совместная работа над темой урока
1. Среди записей найдите строчку, которой начинается Сказка «По щучьему велению»
2. Вспомним, какие эпизоды сказки можно использовать для инсценировки.
— Емеля в избе
— Встреча с щукой
— Топор рубит дрова.
— Емелю приглашают к царю
— В царском дворце
— В бочке
— Емеля и Мария
— Женитьба
4. Чтение по ролям первых двух эпизодов сказки
2. Прочитаем по ролям диалог Ани и Вани в творческой тетради
— о чём рассказала Аня.
— Какие слова подсказывают, что сказка старинная. Будем ли мы менять слова на современные?
Работа в творческой тетради
Выбирают из записей начало сказки
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. • На море, на окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот баюн: вверх идёт — песню заводит, вниз идёт — сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а вся сказка впереди. • Жил был старик. • В некотором царстве, в некотором государстве. • Стали жить поживать да добра наживать. • Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
Читают по ролям
Познавательные:
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
-перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные:
-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
6.Физминутка
Покажите, какие мимику и жесты нужно использовать для того, чтобы сыграть роль героев в данных сценах.
— Емеля просыпается и потягивается
— Снохи просят Емелю
— Емеля набирает воду и вытаскивает щуку. Удивляется..
Личностные: Двигательная активность обучающихся,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
7. Продолжение работы по теме урока.
1. Повторение театральной терминологии: режиссёр, художник, актёры, роли,
сценарий, костюмы, маски, капельдинер, бутафор
2. Подготовка спектакля
Учитель помогает группам в самостоятельной работе
Подготовка театральной сцены и актёров
— Дети выбирают актёров,
Остальные делятся на две группы: художники
костюмеры.
Работают в группах
Актёры репетируют
Художники рисуют декорации: изба деревенская
— зимняя река
— костюмеры подбирают костюмы для сцен, и бутафорию
Коммуникативные:
Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения
Актёры переодеваются, а остальные дети раздают гостям изготовленные дома билеты на спектакль.
8. Творческая работа учащихся
Исполнение спектакля
Под русскую народную музыку
Личностные:
мотивация к творческому труду
9. Рефлексия.
-Я сегодня узнал …
-Могу похвалить себя за ….
-У меня получилось …
Регулятивные: Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
10. Домашнее задание. На выбор
— найти в дополнительной литературе материал о том, какие профессии в кукольном театре;
— нарисовать декорации к любому из эпизодов сказки.
— написать сочинение о том, что бы вы сделали, поймав в проруби щуку.
Записывают домашнее задание в дневники.
Познавательные: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Список используемой литературы:
Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс . Автор С. В. Кутявина. К УМК «Перспектива» Москва «ВАКО» 2014г.