Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Учитель Веселовская Наталья Вадимовна
Тема: Развитие речи «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Цели:
Образовательная:
— учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
Развивающая:
— совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная:
— воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.
Планируемые результаты:
Предметные: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами, умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.
Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.
УУД:
Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.
Регулятивные: постановка учебной задачи.
Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации .
Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли .
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Презентация урока Microsoft PowerPoint «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры»
- Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова «Русский язык. 8 класс»
Технологии урока: создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы.
Ход урока
- Актуализация.
Прежде чем приступить к теме урока, давайте вспомним, что такое текст, какие стили речи и типы речи вы знаете.
(Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.
Научный стиль Официально-деловой стиль,Публицистический стиль, Разговорный стиль, Художественный стиль
Описание, повествование, рассуждение)
2.Работа по теме
Сегодня мы будем писать сочинение-описание публицистического стиля. А тема – описание памятника культуры.
Прежде чем приступить к работе вспомните, как строится работа над сочинением?
Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика, самого сочинения.
— Итак, начнем со сбора рабочего материала.
Слайд Храм Покрова на Нерле
— Рассказ подготовленного ученика (сопровождается презентацией)
Церковь Покрова на Нерли, построили рядом с главной резиденцией князя Андрея Боголюбского. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.(Слайд 2)
Храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.(слайд 3,4)
Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.
Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.(Слайд 5)
— Слово учителя (презентация)
По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент. (Слайд 6)
Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы — пилястры.
Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.
Символика резьбы пока не расшифрована. (слайды 10-12)
До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Все было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.
Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.
Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.
Словарная работа.
— Какие слова из озвученного материала вам не знакомы?
Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком, апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. (Слайд 15)
— Рассмотрим памятник более внимательно.
На какие детали обратим внимание?
Детали:
Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна,
Небо, облака, деревья, березки, река, трава
Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?
Какие краски преобладают?
(Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты, невинности
Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния.
Голубой: нежность
Краски: яркие)
Послушайте стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли». (читает подготовленный ученик)
С чем сравнивает старинный храм автор?
Покрова на Нерли
Покрова на Нерли –
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из стариной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли –
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!..
— Два русских художника – Сергей Васильевич Герасимов и Сергей Алексеевич Баулин –были восхищены архитектурой и красотой храма, что написали свои самые знаменитые картины.
Слайды 16-18 об авторах картин (репродукции в конце учебника)
— Итак, материал мы собрали. Теперь давайте составим план сочинения.
— Какие части должны быть в сочинении-описании?
1. Представление предмета
2.Основные признаки (цвет, форма, размер, материал и т.д.)
3.Твоя оценка.
4. Вывод
— Каков будет план нашего сочинения. (примерный план на экране)
(- Краткие сведения из истории создания памятника.
-Общий вид памятника.
-Детали памятника.
— Окружение памятника.
-Впечатление от памятника.)
— Материал мы собрали, план составили.
— Теперь давайте подберем ключевые слова к каждой части плана.
(1. Андрей Боголюбский, стоит на месте слияния рек Нерель и Клязьмы, построена за 1 год; 1992 года является объектом ЮНЕСКО
2. классический крестово-купольный одноглавый храм, иллюзию воздушности, купол;
3. храмовый барабан, изысканная резьба, библейский царь Давид, фантастические животные;
4. деревья, березки, река, трава;
5. Тишина, спокойствие, умиротворении)
-Нам осталось написать сочинение.(Приложение 1)
Поведение итогов. Вывод:
-С чем вы познакомились на уроке?
— Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)
Домашнее задание Закончить написание сочинения.
Рефлексия. Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?
Что вам понравилось?
Приложение 1.
Сочинение.
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Приезжая к церкви в первую очередь видим удивительно красивый храм и проникаемся величием российского государства. Созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих. Церковь строили из белого камня. Она построена в традиционном для христианства стиле. Это классический крестово-купольный одноглавый храм. Приближаясь к храму, можно рассмотреть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. За счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Пропорции храма создают впечатление утонченности, изысканности. Храмовый барабан, установленный на постамент, и закругленные окна с отделкой резьбой придаю зданию дополнительную изящность. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
Подготовка к сочинению-описанию картины
С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Цели урока:
Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения
Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность;
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка
Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись
Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.
У нас с вами сегодня урок развития речи.
Учащиеся записывают дату урока.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Включаю видеофрагмент.
— Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?
— О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?
— Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях
— Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
— Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).
3. Целеполагание
— Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?
— Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)
На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.
— В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.
4. Беседа по картине.
— Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)
(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)
— Какова структура текста описания?
1. Вступление
2. Основная часть (признаки предметов)
3. Вывод (отношение к предмету, явлению)
— Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).
— Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)
1. Вступление.
Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».
2. Основная часть. Описание картины.
а) центр картины
б) передний план
в) задний план
г) фон картины
3. Заключение.
Мое впечатление от картины.
— Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).
Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.
Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.
— Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.
— Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.
-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)
— Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)
— Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.
Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.
— Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).
— Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)
— Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.
Карточка № 2
В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.
— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)
— Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.
— Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)
— Отредактируйте текст.
— А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд
В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.
— Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)
— Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.
— Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?
Перед вами карточка № 3.
Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.
Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)
Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)
Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)
Приводят свои примеры.
Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.
Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)
— Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).
— Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).
— Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?
(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)
— Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?
Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)
— Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)
По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.
— Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)
Возьмите карточку № 4.
Прочитайте задание.
Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака
облака — гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие
небо — голубеющее, синеющее, светлеющее
Составьте предложение с причастным оборотом.
Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.
Преобразуйте его в сложное предложение.
Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.
Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.
— Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?
Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).
— Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.
— Орфографическая работа.
Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.
Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.
Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?
Проверка. Слайд
— Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.
5. Обращение к дополнителным источникам.
— Сейчас предлагаю вам работу в парах.
Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)
Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.
2 ряд
1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)
2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)
3 ряд
Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
(Константин Бальмонт)
«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)
(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)
2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.
— Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.
— Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)
куща (кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль
духмяные (травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие
лазоревые (цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый
6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.
-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.
Первый вариант — перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.
— Отредактируйте предложения:
Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Второй вариант — перед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.
— Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.
Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж Герасимова
Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова
RAR / 70.08 Мб
, в душе просыпаются ________, _______ чувства.
7. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».
8. Видеофрагмент.
Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
Как бы вы озаглавили текст?
Какова тема текста?
_____________________________________________________________________
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
2 ряд
Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?
Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
3 ряд
Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
(Константин Бальмонт)
«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)
Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Тип урока: урок развития речи.
Образовательная:
— учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
Развивающая:
— совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная:
— воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.
Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.
Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.
Личностные результаты: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.
Ход урока
I. Организационный момент
Класс делится на группы по посадочным рядам.
Слайд №1
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. К сегодняшнему уроку я подобрал два эпиграфа: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский); «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников» (Аполлон Григорьев).
— Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?
(Ответы учащихся.)
— Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.
— Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?
(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)
Слайд №2
— Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова: сочинение – памятник культуры. Давайте определим тему нашего урока.
(Учащиеся формулируют тему урока.)
— Запишем тему в тетрадь: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».
Слайд №3
— Обозначим цели нашего урока.
(Ребята совещаются в группах.)
— Цели урока:
-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;
— развивать свою речь;
— узнать что-то новое, расширить свой кругозор;
— воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.
Слайд №4
— Верно. Как строится наша работа над сочинением?
(Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика.)
— В своей работе мы будем придерживаться этого плана.
Слайд №5
— Посмотрите на экран.
Покрова на Нерли (читается учителем под музыку Ф. Шопена «Апрель мечты»)
Покрова на Нерли –
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из стариной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли –
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!..
Леонид Грайвороновский
— Какой памятник мы будем описывать?
(Храм Покрова на Нерли.)
II. Сбор рабочих материалов
— Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности. Проведем мини-исследование (слайд №6). Первая группа – историки – расскажет нам об истории создания храма; вторая группа – зодчие – расскажет нам об архитектурных особенностях храма; третья группа – художники – представит нам словесный поэтический образ храма.
Вопросы для группы «Историки» (Слайды №7, №10, №11, №12)
(Справочные материалы: №17, книга «Православие для всех»)
1. В каком году был построен храм?
(1165 г.)
2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?
(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)
3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?
(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)
4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.
(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)
Вопросы для группы «Зодчие» (Слайды №8, №13, №14)
(Справочные материалы: №17, № 89)
1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?
(Легкий наклон стен внутрь здания.)
2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов, используя толковый словарь учебника на с. 231.
(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)
Вопросы для группы «Художники» (Слайды №9, №15)
1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви (см. слова в рамке на с. 45)?
(Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)
2. Прочтите стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли». С чем сравнивает старинный храм автор?
Покрова на Нерли
Покрова на Нерли –
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из стариной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.
Покрова на Нерли –
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!..
Леонид Грайвороновский
(Сказка, боль, отрада, гордость, белая лебедь, облако с неба, прощение.)
3. Как называют храм благодарные потомки (см. №17)?
(Поэма, запечатленная в камне.)
По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.
Лебедь — храм Покрова на Нерли
-
Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,
при впадении реки _______________в____________________.
-
Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
-
Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________
_______________________________________________________________________
-
На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
-
Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________
Храм (какой?)_________________________________________________________ __
-
(Почему он такой?) ______________________________________________________
Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________
-
(Почему именно этот храм изобразил С. В.Герасимов?) (Что является фоном для храма?)________________________________________________________________
-
(Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________
-
(Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления)
-
(Какие чувства вызывает у вас этот храм?)
-
— Внимательно всмотритесь в фотографию храма. Подумайте: что стремились выразить зодчие в этой каменной поэме? (Слайды №16 – 21)
(Зодчие стремились передать превосходство духовного над материальным.)
Слайд №22
— Ребята, необыкновенно красивый храм Покрова на Нерли был запечатлен на холсте многими художниками. Давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли». Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник?
(С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.)
— Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?
(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)
— Верно. Как изображена природа на картине С. В. Герасимова?
(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками.)
III. Актуализация знаний
— Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности (слайд №23)?
— Информативность;
— Эмоциональность;
— Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
— Четкость, краткость и емкость изложения;
— Ясно выраженная авторская позиция.
— С чего мы начинаем работу над сочинением?
(С составления плана.)
Далее каждая группа предлагает свой вариант плана.
Слайд №24
Возможный план
1. Вступление.
2. История храма.
3. Архитектурные особенности церкви.
4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.
5. Моё впечатление от храма.
— В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.
IV. Рефлексия
Слайд №3
— Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?
(Ответы учащихся.)
Слайд №25
— Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?
(Ответы учащихся.)
— Пожалуй, ответ на этот вопрос содержится в строчках стихотворения Б.Чичибабина (звучат «Блаженства» из фильма «Раскол»):
Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит…
— Возьмите, пожалуйста, заготовленные таблицы. Ребята, оцените по шкале от 1 до 5, в какой степени вы достигли целей, заявленных в начале урока. Отметьте знаком «V» понравился или не понравился вам урок. Ответ аргументируйте.
Фамилия, имя учащегося |
||
Цели: |
Оценка (от 1 до 5) |
|
-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры; |
||
— развить свою речь; |
||
— узнать что-то новое, расширить свой кругозор; |
||
— воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого. |
||
Понравился урок |
(чем?) |
|
Не понравился урок |
(чем?) |
V. Организация домашнего задания
Слайд №26
Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.
Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.
— Спасибо за внимание. Урок окончен (слайд №27).
Список использованных источников
1. Зинатуллина С. Н. Физкультминутки на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – URL: www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=6935&hry=./61236/193164.
2. Таран Е. А. Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры г. Омска [Электронный ресурс]. – URL: www.festival.1september.ru/articles/608980/.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 256 с.
4. Фаркова Г. В. Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры [Электронный ресурс]. – URL: www.nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/podgotovka-k-sochineniyu-opisanie-pamyatnika-kultury.
9
Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.
Страна Россия
Село Боголюбово, Суздальский
район Владимирской обл.
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Основатель Андрей Боголюбский
Дата основания XII век
Церковь Покрова на Нерли
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
«Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
И есть покоя Знак — в течении Нерли,
Где Храм парит у кромочки земли,
Где в светлом белопенном отражении
Векам канон как жизни продолженье.
Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне
Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.
Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника.
Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.
Столп — в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.
Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.
Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)
Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.
Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.
Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»
Храм на картинах русских художников…
Худ. Павел Ошеров
Худ. В.В.Шилов
Храм на картинах русских художников…
Худ. Сергей Панин
Храм на картинах русских художников…
Худ. Ирина Тарасова
С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
С.А.Баулин
«Храм Покрова на Нерли»
План сочинения
1. Дорога к храму.
2. История храма.
3. Архитектурные особенности церкви.
4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.
5. Моё впечатление о храме.
Как вы могли бы озаглавить текст?
- «Храм Покрова на Нерли»
- «Поэма в камне»
- «Лебедь – храм»
- «Лебедь белокаменный»
- «Чудо на Нерли»
Рабочие материалы
Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И.Э.Грабарь.
23.12.2019
Урок развития речи «Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»
учитель русского языка и литературы
Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания; подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси»
Метапредметные: владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
• коммуникативные УУД сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
• познавательные УУД осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
• регулятивные УУД формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории, учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;
Оценить
1350
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Учитель |
Литвинова Е.В. |
Класс |
8класс |
Предмет |
Русский язык |
Тема |
«Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли» |
Планируемые общие результаты урока |
Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания;подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси» Метапредметные:владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. коммуникативные УУДсохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности. познавательные УУДосознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания. регулятивные УУДформировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты. Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории,учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии; |
Приёмы и формы работы, используемые на занятии |
«Словесное рисование», «Сообщение», «Виртуальная экскурсия», «Синквейн», «Проба пера» |
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Мотивация |
Начать наш урок мне хотелось бы несколько необычно. Послушайте стихотворение. Древней церкви нежный силуэт Белый, легкий, устремленный ввысь — Церковь ту построил князь Андрей, Матерь Богородица родная! Элина Кийг О каком памятнике культуры идёт речь в этом стихотворении? Ответы детей: В стихотворении говорится об удивительном памятнике культуры – храме Покрова на Нерли. Учитель:Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с картинами русских художников С. Герасимова и С. Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь. |
Целеполагание |
Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока) Учитель:На уроке мы должны рассмотреть картины художников, сравнить их, подготовиться к сочинению — описанию по картинам. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
На предыдущем уроке мы составили план описания памятника культуры. Что нужно знать и уметь, чтобы описать памятник культуры? Необходимо знать историю создания памятника, уметь, используя специальные слова и термины, описывать памятник культуры. |
Реализация построенного проекта |
Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по святым местам и перенестись во Владимирскую землю. Здесь в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил храм. С историей создания церкви нас познакомит Кривых Кирилл . Специально подготовленный ученик выступает с сообщением об истории создания храма(приложение 1.) Ученики слушают выступление одноклассника Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова. Слово о художниках. Индивидуальные задания опережающего характера. Сообщение о художнике С. Герасимове (приложение 2) Сообщение о художнике С. Баулине. (приложение 3) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Вашему вниманию предлагается следующее задание: Расположите предложения так, чтобы у вас получился связный текст. А) Она выделяется своей ослепительной белизной. Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. В) Храм пленяет необыкновенным изяществом. Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел. Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Ответ: б), д), а), в), г). Учащиеся выполняют задание, записывают предложения, чтобы получился связный текст. Самопроверка по эталону. Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Она выделяется своей ослепительной белизной. Храм пленяет необыкновенным изяществом. Интерьер церкви необыкновенно легок и светел. |
Включение в систему знаний и повторение. |
Рассмотреть внимательно репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчётливо выписаны те детали церкви, которые подчёркивают её изящество. Представьте, что вы хотите поделиться впечатлениями об изображённом на картинах со своим другом. Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении 12 века. Ученики делятся впечатлениями об изображённом на картинах, составляют синквейн по картинам. 1.Церковь 2.Белокаменная, дивная 3.Символизирует, радует, удивляет 4.Освещена в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы 5.Шедевр архитектуры! |
Рефлексия. |
Наш урок подошёл к концу. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Я научился…. На уроке мне было… Ученики анализируют свою деятельность на уроке, продолжив начатые предложения. |
Отметки за работу на уроке. |
|
Домашнее задание |
Написать сочинение по картинам художников С. Герасимова и С. Баулина в форме письма к другу. |
Приложение 1
Историческая справка о Храме Покрова на Нерли (индивидуальное опережающее задание).
Церковь Покрова на Нерли построена князем Андреем Боголюбским за одно лето в 1165 году в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Этот храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где река Нерли впадает в Клязьму, в одном километре от Боголюбова. Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.
Место для церкви — пойменный луг, указал сам князь Андрей Боголюбский. Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, древние мастера смогли применить свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 метров и возвели над ним укрепленный холм из глины и булыжного камня. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда — то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Покров на Нерли в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека, к его задушевным чувствам. Глядя на утонченный силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего любимого сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету… Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой одиноко стоящей на берегу Нерли церкви.
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания; этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий (узкие высокие окна, вытянутый барабан купола, удлиненные колонки арматурного пояса).
Стены храма белокаменная резьба.
Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский Епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающее произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Приложение 2
Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.
Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.
Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Приложение 3
Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
Также вас может заинтересовать
- Арсенова Елена Анатольевна
- Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Именительный падеж множественного числа существительных мужского рода»
- Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Правописание суффиксов имен существительных»
- Плетнева Елена Владимировна
- Рябизова Валентина Сергеевна
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Русский язык 8 класс
Тема. Р.Р. Сочинение- описание картины С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли»
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения- описания по картине С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли»; формирование умений описать картину с использованием средств выразительности и выражением личностного отношения к произведению искусства ; развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества, чувства гордости за свой народ, его культуру и историю
Тип урока: развитие речи
Методы, формы работы: поисковый, фронтальная, выразительное чтение, устное описание, индивидуальная творческая работа, работа в группах
Планируемые результаты:
Предметные: умение создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения ,разных типов и стилей речи ; умение выбирать и использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности
Личностные: осознание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Ход урока
1. Оргмомент
2. Мотивация учебной деятельности Слово учителя о любви к Родине.
Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего
Как понимаете слова эпиграфа?
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
К.Бальмонт
— Что позволяет нам сохранить память о прошлом? Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего Памятники истории и культуры
3.Формулирование темы и целей урока. Объявление темы урока. Об одном из таких замечательных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь. Церковь Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена.
— Каковы же цели нашего урока? (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне; описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).
4. Работа по теме урока
Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»
«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С. Кожин.
Краткий рассказ о художнике. Семен Леонидович Кожин родился11 марта 1979 года в Москве. Окончил Московский академический художественный лицей имени Н. В. Томского, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, мастерскую пейзажа . Его живописные работы- это в основном пейзажи, натюрморты, исторические и жанровые картины. В последние годы Семен Леонидович много путешествует. В творческих поездках рождаются его полотна с прекраснейшими видами России, Англии, Греции, Испании, Италии и других стран. На картине Кожина Церковь Покрова на Нерли изображен значимый для россиян памятник культуры и зодчества двенадцатого века.
Рассказ об истории храма. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Находится храм во Владимирской области, возле поселка Боголюбово. Он был построен в 1165 г. в честь завершения похода князя Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Церковь была визитной карточкой Владимиро — Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня
Работа с картиной Итак, мы будем работать над картиной С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.
Какой тип речи мы используем, создавая сочинение? — В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
— Что нам для этого понадобится? ( План, Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. Коржавина
— В центре картины Кожина мы видим белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты) Удачные примеры записываем.
Проверим, как вы составили предложения, используя выразительные средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой, белокрылая чайка, манит к себе, летит, живет века, как свеча, как чудо (предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).
Высказываний известных людей, которые описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?
1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте Л.Д.Любимов
2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. В ясную погоду в речной зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. / Ю.С.Рябцев
3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. / Н.Н.Воронин
— Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то общее во всех что текстах, что их объединяет?
(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство).
— Вновь обратимся к картине. Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал?
Сравнения: словно свеча, невеста в белоснежном подвенечном платье, белоснежная лебедь, белокаменное чудо, юная красавица-царевна, каменная сказка, поэма, запечатленная в камне.
цвет — много светлых, спокойных красок,
композиция — церковь в центре картины, хотя и расположил ее художник вдали, на заднем плане, но в обрамлении удивительной природы. Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. -Храм представляет собой единое целое с окружающей её природой.
На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх купола– всё это словно вытягивает церковь вверх.
Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.
Холм… заросший сочной зелёной, словно изумрудной травой
Небо…чистое,яркое голубое
Облака… лёгкие, белые
Река.. тихая зеркальная синяя гладь
Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега
— Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?
(С.Кожин очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)
Синонимы
Картина,полотно, произведение
Автор, художник, создатель
Краски, оттенки, палитра
1. Церковь Покрова на Нерли — удивительное творение, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры.
Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества.
Написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной . Художник очень любит свою родину. В центре внимания С. Кожина не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник стремился изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие. Краски картины яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как художник пользуется в основном вертикальными линиями.
Картина С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников.
Мы гордимся необыкновенным талантом древнерусских мастеров и художника С.Кожина . В душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства.
Картина позволяют нам насладиться красотой храма, даже если воочию нам его увидеть не удастся.
Составление плана к сочинению
Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( О её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)
О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?
План
I. Место картины в творчестве художникаС.Кожина.
II. Белокаменное чудо русского зодчества.
1. Церковь Покрова на Нерли- шедевр мирового зодчества
2. Своеобразие композиция картины С. Кожина-единство , гармония природы и храма.
3.Яркая красота окружающей природы
4.Величие и совершенство церкви.
5.Особенности цвета.
III. Чувства и ощущения, вызываемые картиной
Устное описание картины
Самостоятельная творческая работа на черновиках
5. Рефлексия. Итог. Чем интересен был для вас урок? Что нового из истории нашей культуры, искусства вы узнали? Что полезного взяли для себя?
6. Домашняя работа: написать сочинение по картине