Урок по русскому языку
«Подготовка к сочинению-описанию по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
Цели:
1. подготовить материал к сочинению-описанию;
2.познакомить с художницей Т.Н. Яблонской и ее творчеством; с историей картины, её художественными достоинствами;
3. развивать творческие способности учащихся
Оборудование:
Слайд-проектор; презентация по теме урока; позывные «Пионерской зорьки», карточки с заданием; круги, эпиграф на доске.
Ход урока:
1 Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Доброе утро! А доброе ли оно? Перед вами лежат цветные кружочки. Какому кружочку соответствует каше настроение? Поднимите.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы выполняли упр.176, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Что такое кашпо и эстамп?
Материал этого упражнения нам понадобится на уроке.
3. Актуализация знаний
Сегодня мы будем говорить о картине Т.Н.Яблонской «Утро».
Запишите число и тему урока.
— А какая цель нашего урока, ктодогадался? (подготовить материал к сочинению-описанию по картине)
Прежде чем мы приступим к основной работе, ответьте на вопрос:
— Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)
— Сейчас я буду зачитывать отрывки, а вы попытайтесь определить их тип речи.
И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что он лишился сознания. (А. И. Куприн)( Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. )
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский) (Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.)
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (Описание)
- Что такое описание, что характерно для этого типа речи?
(Описание – это тип речи.
В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем)
- Чем различается научное и художественное описание?
(В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения)
- Можно ли в художественном стиле описать помещение?
(Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание:
- А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
- Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича)
- И.С.Тургенев «Муму»)
4. Работа по теме урока
— Откройте в учебнике репродукцию картины «Утро»
Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны — еще чуть-чуть — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить. Но сначала узнаем немного о самой художнице – Татьяне Ниловне Яблонской. (сообщения учащихся)
- Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
- В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась.
- Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.
Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.
- Картина «Утро» была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях: Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!
из воспоминаний Елены Яблонской
— А знаете, ребята, вместе с какой передачей вскакивали по утрам советские школьники?
Вот послушайте: заставка «Пионерской зорьки». Вы, наверное, знаете, кто такие пионеры? (ответы детей)
— Ребята, а как вы думаете, каково лексическое значение слова «утро» (начало дня, весна, дети)
— А какие ассоциации у вас возникают при произношении слова утро? (зарядка, завтрак, уборка комнаты и т.д.)
— А какими эпитетами можно охарактеризовать это слово? Запишите на доске и в тетради. (сияющее, солнечное, яркое, чистое, светлое, чудесное и т.д.)
— Вспомните пословицы, поговорки, загадки об утре. Какие стихотворения об утре вы знаете?
(Утро вечера мудренее; утро день начинает, а вечер заканчивает).
…У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
/С.Есенин/
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток…
/И.Никитин/
— Давайте посмотрим на репродукцию картины, что на ней изображено?
— А теперь, ребята, мы перейдем с вами к композиции картины, ее колориту, работе над деталями.
— Давайте рассмотрим передний план картины. Мы уже говорили с вами, что на переднем плане художник обычно располагает самое важное.
— Что или кто расположен на переднем плане этой картины? Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света.
— Пожалуйста, опишите девочку.
(У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений).
О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)
Словарно-семантическая работа.
Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться)
Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)
А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.
Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)
Я предлагаю вам сделать зарядку. Физкультминутка
— Итак, на переднем плане картины — девочка.
— Какая она? (Опрятная, Аккуратная, Чистоплотная, Стройная, Подтянутая, Спортивная, Организованная, Прилежная)
— Как вы думаете, ребята, она счастлива?
— А как вы это поняли? Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.
— Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.
— Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?
(Стоит весна. Учебный год еще не закончился, потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.)
— А теперь давайте рассмотрим боковые планы картины: комнату девочки. Как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.
(Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.)
— Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) (Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо — символ защищенности, мира.)
На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни.
— Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне.
Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение.
— Какие еще цвета есть в картине? Зеленый, синий и голубой, немного красного.
Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.
— Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.
— Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна — девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.
— А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной?
(Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья.)
Работа с карточками
Сейчас я вам раздам карточки, где написаны слова и словосочетания. Вам нужно распределить их по группам, т.е. к тем предметам комнаты, к которым подходят.
(Окно, стены, дверь на балкон, общий вид комнаты, кровать, пол, стул?)
— Ребята, при написании сочинения, помните, что Девочка одета в…,
но на девочке надеты…
— Чтобы не было речевых ошибок в вашем сочинении, какими синонимами можно заменить художницу? (Яблонская Татьяна Ниловна, автор картины, художник и т.д.) А девочку? (Лена, хозяйка комнаты, она)
— С этой же целью подберите синонимы к слову картина. (Холст, полотно)
— Посмотрите, какие можно использовать глаголы при написании сочинения (слайд)
-Ребята, как вы думаете, подойдет ли этот эпиграф к сочинению?
«Здравствуй, солнце да утро веселое!» (И.Никитин)
-Каков эмоциональный настрой автора? Согласны ли вы с тем, что утреннее настроение задает тон всему дню? Можем ли мы вложить в уста девочки, изображенной на картине, эту стихотворную строку?
Иван Никитин хотел передать своей cтрокой радость, которую испытывает человек утром, когда он бодр, ведь как начнешь день, так и проведешь его, поэтому девочка, изображенная на картине может начать свой день этими словами.
— А сейчас давайте попробуем составить план сочинения и записать его в ваши тетради.
План.
I. Т.Н.Яблонская – известная художница.
II. Картина «Утро» — одна из ее замечательных работ.
- утро в городской квартире
а) чудесная погода за окном
б) уютная комната
в) жизнерадостная, счастливая девочка
- почему картина имеет такое название?
- какие краски преобладают на полотне?
III. Радостно на сердце!
Или
- В 1954 г. была написана картина…
- Автор картины – Т.Н.Яблонская…
- Название картины.
II. Комната девочки.
- На переднем плане…
- На заднем плане…
III. Хозяйка комнаты.
IV. Впечатление от картины.
— Как можно начать сочинение? А закончить?
Возможное начало сочинения.
Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.
Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»
— Сейчас попробуем вместе создать наше сочинение. Вместо пропусков нужно вставить подходящее слово. Какое? А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (прилагательные)
Т.Н.Яблонская всегда любила изображать на своих полотнах быт народа. Началу (трудового) дня посвятила она картину «Утро».
(Летнее, солнечное) утро. Воздух (прозрачный, теплый, нагретый солнцем). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым.
На картине солнце не изображено, но мы чувствуем (золотой, солнечный) cвет, видим его отблески на полу, балконе. Даже только вставшая девочка подставила лицо солнцу!
В центре картины (жизнерадостная) девочка Катя делает (утреннюю) зарядку. Справа художница расположила (круглый) стол, покрытый (полосатой) скатертью и стул, с аккуратно сложенными вещами. Слева кровать, на которой спала (юная) спортсменка. Но более всего на переднем плане нас привлекает свет. Художница наполнила комнату (ярким) блеском солнца, чтобы лучше показать красоту утра и бодрость настроения. Здесь, на картине, лучи солнца как бы впитали в себя всю жизнерадостность и теплоту (раннего) утра.
Сквозь дверной проем виднеется (просыпающийся) город. (Лазоревое, светло- синее) небо подчеркивает (радостное) начало дня. Второй план картины заполнен (cвежим) воздухом, комната не загромождена, просторная и светлая. Этот простор как бы подчеркивает красоту и раскованность движений девочки.
Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (радостное) настроение. Художница хорошо показала радость (утреннего) пробуждения и жизнерадостность главной героини.
6. Самостоятельная работа (написание сочинения в черновики)
7. Итог урока
— Понравилась ли вам картина Яблонской?
— Какова основная идея картины? Что хотел нам показать автор?
(Красота жизни, умение радоваться ей — идея (основная мысль) этой картины. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь)
— Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
— О чём бы вы стали говорить с девочкой?
8. Рефлексия «Цветные кружочки» (поднимите тот кружочек, который подходит вашему настроению сейчас)
ОЦЕНКИ
Домашнее задание: написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.
Заключительное слово учителя:
Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.
КАРТОЧКА
- _________________– высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая;
- _________________ – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на …………..эстамп, кашпо с цветами резеды;
- ____________________– двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка;
- __________________– большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света;
- __________________(круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на ……………глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка;
- ________________(легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), аккуратно сложена школьная одежда девочки;
- ___________________ – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем;
- _________________– паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый.
КАРТОЧКА
- _________________– высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая;
- _________________ – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на …………..эстамп, кашпо с цветами резеды;
- ____________________– двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка;
- __________________– большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света;
- __________________(круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на ……………глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка;
- ________________(легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), аккуратно сложена школьная одежда девочки;
- ___________________ – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем;
- _________________– паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый.
Конспект урока русского языка в 6 классе
Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
Цели:
Образовательные:
продолжить работу над описанием интерьера;
собрать рабочий материал для описания
комнаты, её обстановки;
выделить детали интерьера, которые помогут
охарактеризовать его хозяйку;
написать сочинение
Развивающие:
развивать навыки монологической речи;
развивать орфографическую зоркость и
пунктуационную грамотность;
совершенствовать навыки описания
произведений живописи
продолжение развития навыков работы с
текстом
Воспитательные:
воспитание интереса к живописи;
воспитание эстетического вкуса
Средства обучения:
Мультимедийная презентация, рабочие
материалы к уроку
Методы обучения:
эвристический;
частично—поисковый;
репродуктивный
Тип урока: урок развития речи
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и
готовы к совместной творческой работе.
2. Постановка темы и цели урока.
Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете
термин.
1. Тип речи — изображение какого—либо явления действительности, предмета, лица путем
перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)
2. Стиль речи — воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства
автора, использует всё богатство лексики, характеризуется образностью,
эмоциональностью речи.(художественный)
3. вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством
нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)
4. Изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, буквально «мертвая
природа» (натюрморт)
5. Изображение или описание какого—либо человека (портрет)
6. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является
природа (пейзаж)
7. Изображение или описание внутреннего вида помещения (интерьер)
8. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
Проверьте, правильно ли вы написали диктант. За правильный термин – 0,5 баллов, за
правильное написание – еще 0,5 баллов (всего – (слайд 1)
Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать? (прочитать, написать,
озаглавить, составить план, проанализировать).
Из каких видов искусства эти слова ? (Живопись и литература.)
Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать текст описание картины)
(слайд 2 – тема урока)
Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинению—описанию картины)
3. Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро». (слайд 3 картина)
— Почему картина так называется?( видно, что девочка только что встала с постели и делает
зарядку, как бывает утром. Скорее всего, это раннее утро, т.к. за окном солнце еще неяркое и от
фигуры девочки и предметов образуются длинные тени)
—У этой картины есть своя история.
Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри
нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны — еще чуть—чуть — и
взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно
хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее
маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину
«Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская.(слайд 5 – портрет)
4. Знакомство с художницей и её творчеством
Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть,
заключение)
Что мы обычно пишем во вступлении сочинения—описания картины? (краткие сведения об авторе)
Перед вами текст о творчестве Т. Н. Яблонской. Внимательно прочитайте его и подчеркните то, что
мы можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении)
Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, заслуженный
деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на
своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
В её полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и
родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов,
эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы,
проникнутые глубоким раздумьем о жизни.
Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым
чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью
пластического и цветового решения.
Картина «Утро»(1954 год)— это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас
видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не
всегда замечаем.
Обозначьте буквой В – предложения, которые используем во вступлении, буквой З – в
заключении. (если правильно выделили 4 предложения – 4 балла, за правильное распределение
по частям предложения – 4 балла, всего –
Картина «Утро» не единственная картина этого автора. У вас на столах лежат
пронумерованные тексты о картинах художника. Сейчас в течение одной минуты познакомьтесь
с этим текстом, постарайтесь запомнить факты, изложенные в текстах. Затем на экране будут
появляться картины, а вы расскажите о них. За подробное изложение – 1 балл, сохранение
фактологической точности – 1 балл, правильная печь – 1 балл. Итого, 3 балла в лист
самооценки.
Слайд 4
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944
возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина
«Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна
беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и
правительство, и простые люди.
слайд 5
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на
Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы
лауреатом Государственной премии, — знаменитую картину «Хлеб». Она хотела передать людям свой восторг
от самой жизни. Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную
картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья
осталось совсем чуть—чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную
славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина «Хлеб» обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах,
открытках и календарях.
(слайд 6,)
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена
Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось
видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда—то далеко
уезжать на выбор натуры — каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками — на холстах
Яблонской звучали неповторимой мелодией.
(слайд 7)
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны — картина «Лен». Она часто
вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна
говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней
настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
(слайд 8)
В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры:
после болезни она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать
в левой руке. Уже будучи тяжело больной она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет
летних колокольчиков.
Дальше идет традиционная работа по подбору лексики к различным частям картины: описание комнаты,
девочки и всего. Что мы видим на картине. Слайды 11 — 14
5.Работа над картиной
— Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план
картины, задний план картины». (слайд 6 – картина)
В процессе работы давайте заполним таблицу, которая у вас на столе. Записываем кратко: слова,
словосочетания.
— Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что
вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света)
—Пожалуйста, опишите девочку. (У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки
вытянуты в стороны и чуть—чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут.
Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая
майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.)
—Итак, на переднем плане картины — счастливая девочка. Как вы думаете, она счастлива? А
как вы это поняли? (По окружающей ее обстановке. Всё в картине подчеркивает радостную,
счастливую атмосферу.)
—Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года
изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле
мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное.
Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.)
— А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает
общую идею картины: радость и счастье, мир и покой. (Комната просторная и светлая, в ней
много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В
помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем,
круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой.
Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на
его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с
изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка
необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем
месте.)
— А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины. Вы
обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей?
Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы
детей)
— Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме.
— Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и
коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый
цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное
настроение. )
— Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)
Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а
красный – энергии.)
— Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.
Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро»
употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня
полотна — девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни
природы. (какая тема картины?)
— А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины?
(Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей
обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в
обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно
взлетающая ввысь.) (какая главная мысль картины?)
6. Физкультминутка. Давайте встанем, представим, что мы находимся в этой солнечной
комнате. Потянемся вверх, к солнцу. У кого сохранилось хорошее настроение, хлопните в
ладоши над головой. У кого еще есть силы работать – вытяните руки и хлопните в ладоши
перед собой. У кого никаких сил уже не осталось от интенсивной работы в течение недели –
топните ногами)
7. Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?
(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?
Я написала для вас план, но компьютер перепутал последовательность. Попробуйте расставить
пункты плана в нужной последовательности. В какой части сочинения возможна перестановка
пунктов? (основная часть)
План
I. Т.Н.Яблонская – известная художница.
II. Картина «Утро» — одна из ее замечательных работ.
1.Утро в городской квартире
а) чудесная погода за окном
б) уютная комната
в) жизнерадостная, счастливая девочка
2.Почему картина имеет такое название?
3.Какие краски преобладают на полотне?
III. Радостно на сердце!
Слайд 7 — план
Если вы верно расставили пункты плана, поставьте себе 9 баллов.
8. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.
1)Работа с синонимами. 4 часть – таблица, попробуйте подобрать синонимы к данным словам,
чтобы не повторяться в своих сочинениях. (по 2 – 3 синонима) – за каждый синоним – балл
(максимум 9 баллов)
2)Орфографическая работа. Вам предложены слова (5 часть)
В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.
Вот эти слова (слайд 8 : верно написанные слова) – 5 баллов
Слайд 9
Т.Н. Яблонская – ______________ живописец. На своих полотнах она _____________ простых
людей, любит писать детей. В своих ___________ художница предстает человеком, который
______________ жизнь, умеет увидеть прекрасное в ___________.
Возможное заключение.
Слайд 10
Мне очень ______________ работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту ____________,
полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о__________, и сразу как—то ____________ становится
на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»
Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей,
любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень
любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.
Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную
света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как—то радостно становится на сердце,
хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»
Если вы правильно расставили все слова, поставьте себе 9 баллов.
9. Подведение итогов
Вспомним тему нашего урока. Какие мы ставили перед собой цели?
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
10. Домашнее задание
Написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.
11. Заключительное слово учителя
Итак, подводим итоги: посчитайте свои баллы. Слайд 11
Максимальное число баллов: 48
«5» — 46-48 баллов
«4» — 38 — 45
«3» — 24 – 37 баллов
Кто доволен своими результатами, хлопните в ладоши. Кто не доволен, топните !
Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут
содержательны, интересны и грамотны.
девочка
только что
встала с
постели,
делает
зарядку,
стоит в
потоке
воздуха и
света.
Стройная
фигура,
стоит в позе
ласточки,
руки
вытянуты,
правая нога
отставлена в
сторону.
Движения
девочки
просты и
изящны. На
ней белая
майка и
черные
шортики.
Ничто не
сковывает
ее движений
Весна.
Дверь на
балкон
распахн
ута.
Погода
теплая,
утро
солнечн
ое,
ясное.
Длинны
е тени
вытянул
ись на
полу,
спрятал
ись в
складках
постели.
Красота
обыкновенн
ой жизни
Художница
нас учит
видеть
прекрасное
в простой
обстановке,
в
обыденных
вещах,
окружающи
х нас,
радоваться
жизни, как
радуется ей
девочка,
словно
взлетающая
ввысь.
– высокое,
дугообразн
ое, выходит
на северо—
восток,
рама белая,
под окном—
батареи
центрально
го
отопления,
карниз над
окном
высокие,
толстые,
светло—
желтые с
сероваты
м
оттенком
,
бежевые,
оклеены
обоями
или
покраше
ны
краской,
на стене
эстамп,
кашпо с
цветами
резеды
двухстворча
тая,
стеклянная,
арочная,
выходит на
балкон,
оградительн
ая решетка,
Цветы на
балконе и
над дверью.
(круглый,
возможно
овальный
,
обеденны
й,
покрыты
й
скатерть
ю,
льняная
скатерть
с
бахромой
, на столе
глиняный
кувшин,
тарелка—
хлебница
,
накрытая
салфетко
й, нож,
чашка.
(«венский»,лег
кий, овальное
сидение,
прямоугольная
изогнутая
спинка,
круглые тонкие
ножки, на
стуле
аккуратно
сложена
школьная
одежда
девочки
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро». 6 класс
Цели урока:
— сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
-закрепить умение описывать помещение;
-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;
-подготовить шестиклассников к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.
Оборудование урока: репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро», учебник «Русский язык» Ладыженской, Тростенцовой и др.
План:
Оргмомент;
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Беседа с учащимися по картине;
Сбор рабочего материала;
Физкультминутка;
Словарно-стилистическая работа;
Итог урока. Комментирование оценок.
Объяснение домашнего задания.
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть.
II. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
В её полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.
Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.
Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную лёгкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество её движений, умение радоваться жизни.
Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней всё очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.
III. Беседа с учащимися по картине.
Учитель: Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово? Давайте найдем в Толковом словаре Ожегова значение этого слова.
Ученик: «Видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром», «по-моему, это раннее утро, так как за окном яркое солнце ещё неяркое и от фигурки девочки и предметов образуются длинные тени». «Слово «утро» можно понимать по-разному- это начало жизни, всё еще впереди, всё ещё только начинается. Девочка как будто понимает и радуется жизни»).
Учитель: Ребята, кто занимает центральное место на картине?
Ученик: Девочка.
Учитель: Что вы можете сказать о ней?
Ученик: Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит.
Учитель: Во что одета девочка?
Ученик: На девочке белая майка и тёмные трусики.
Учитель: Как известно, обстановка комнаты может многое рассказать о хозяйке. Как эта комната характеризует девочку? Что мы можем о ней сказать, как о хозяйке?
Ученик: В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная.
IV. Сбор рабочего материала.
Учитель: А теперь внимательнее рассмотрим изображённую на картине комнату, её обстановку и соберём рабочие материалы для её описания в предстоящем сочинении.
Учитель: Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?
Ученик: Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном
Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.
Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света
Учитель: Что мы можем сказать о мебели (обстановке)?
Мебель (стол, стул)
Стол (круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка.
Стул («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки.
Учитель: Как изображены на картине кровать, пол?
Ученик: Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем
Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
Учитель: Итак, мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображённое на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины? Что хочет донести до нас автор?
Ученик: Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.
Учитель: Давайте, ребята, вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?
Ученик: В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.
Учитель: Чем различается научное и художественное описание?
Ученик: В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Учитель: Можно ли в художественном стиле описать помещение?
Ученик: Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание, например, в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
V. Физкультминутка.
VI. Словарно- стилистическая работа.
Учитель: Давайте запишем лексические значения некоторых слов, которые вы можете использовать в написании сочинения.
«Бахрома»— тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей. Кистей, шнурков);
«карниз»- перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);
«кашпо»- декоративная ваза для маскировки цветочного горшка;
«эстамп»- оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы ( на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравёром).
Учитель предлагает составить с этими словами предложения.
Работа с синонимами «аккуратный», «опрятный», «чистоплотный», «стройный», «статный».
Учитель также обращает внимание учащихся на некоторые наречия, предлоги, которые помогают описать местонахождение предмета: стоять (пол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху-внизу.
VII. Итог урока (комментирование оценок).
VIII. Домашнее задание: составить сочинении- описание картины Т.Н.Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определённой последовательности ( упр. № 177)
Цели:
- Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
- Развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи учащихся.
- Воспитание интереса к творчеству Т.Н. Яблонской.
- Ознакомление учащихся с особенностями художественного описания картины.
- Подготовка детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро».
Содержание урока
I. Вступительное слово о художнице.
(Слайд 1)
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.
В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).
Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год
1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства
1993 — выставка живописи «Из глубин души», Национальный художественный музей Украины, Киев
1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства
1996 — выставка живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон
1997 — ретроспективная выставка живописи к 80-летию со дня рождения, Национальный художественный музей Украины, Киев
1999 — выставка графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств
1999 — выставка темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей Украины, Киев
2002 — выставка живописи «Времена года», Национальный художественный музей Украины, Киев
2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва
2004 — выставка пастели, Киевский музей русского искусства
2006 — передвижная выставка живописных работ 90-х в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)
2006 — выставка «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.
Музеи, в которых есть картины художницы
Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.
Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т.Н. Яблонской. (Слайд 2)
II. Активизация мышления учащихся.
Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?
На экране появляются слова, предложенные детьми. (Слайды 3-4)
А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?
Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. (Слайд 5)
III. Подготовительная работа:
- Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
- Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. (Слайд 7)
- Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. (Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). (Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.
- Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.
- Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. (Слайд 14)
- Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. (Слайды 15-16)
- Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, тёмно-синие шорты и пр.). (Слайд 17)
- Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)
- Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». (Слайд 20)
I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
II группа – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. (Слайд 21)
III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. (Слайды 22-23) - Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам. (Слайды 24-25)
Сочинения учеников – Приложение 1, презентация – Приложение 2, музыкальное сопровождение – Приложение 3, Приложение 4.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа
Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
(урок русского языка в 6 классе)
Выполнила Прусакова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Сочинение – описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
(урок русского языка в 6 классе)
Цели:
-
познакомить с художницей и её картинами,
-
закрепить умение описывать помещение;
-
подготовить к описанию картины «Утро»;
-
развивать творческие способности учащихся.
Эпиграф (слайд 2)
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья.
И.Бунин
1. Оргмомент
Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с полотнами Татьяны Ниловны Яблонской. Мы рассмотрим некоторые её картины. Но целью нашего урока является описание картины «Утро», интерьера, изображённого художницей.
2. Слово о художнике
(слайд 3)
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины.
Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.
В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.
(слайд 4)
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.
(слайд 5)
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, — знаменитую картину «Хлеб». Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни. Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина «Хлеб» обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.
(слайд 6,7)
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры — каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками — на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
(слайд
Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).
(слайд 9)
Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.
(слайд 10)
Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».
(слайд 11)
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны — картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
(слайд 12)
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
(слайд 13)
В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)
(слайд 14)
В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.
(слайд 15)
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства. Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью. И женщиной она была уникальной — успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей…
(слайд 16)
«Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой
поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное
поэтическое состояние разольется… и обычный кусок двора озаряется изнутри
каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»
Т.Н. Яблонская
(слайд 17)
В 1954 году Татьяна Ниловна получила две комнаты в коммунальной квартире. В то время по улице ходили трамваи. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. В этой комнате Татьяна Ниловна и написала картину «Утро». Моделью стала старшая дочь Лена. В картине был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», и несколько поколений детей писали по ней сочинение.
В 60-е годы была написана песня, каждое утро она звучала по радио. Картина «Утро» и песня очень созвучны.
На зарядку становись
Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский
Поздно утром только сони
Спят, свернувшись калачом,
Мы встаём, лишь солнце тронет
Нас своим косым лучом!
Припев:
Рассчитайся по порядку,
Снова солнцу, снова солнцу улыбнись!
Рассчитайся по порядку,
На зарядку, на зарядку становись!
На зарядку, на зарядку,
На зарядку, на зарядку, становись!
На сверкающей лужайке
Блестки утренней росы.
Вспыхнут ярче птичьей стайки
Наши майки и трусы!
Припев.
Любо утречком размяться,
И нырнуть поглубже в пруд!
А потом с друзьями взяться
За учёбу и за труд!
Припев.
3. Беседа по картине
(слайд 18)
Что изображено на картине?
Какое это время года?
Как вы это определили?
В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что окружает нас и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное сентябрьское утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом, его дали подёрнуты дымкой.
(слайд 19)
Что делает девочка?
Девочка только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Утренняя зарядка заряжает человека бодростью на весь день, делает его сильным, ловким, красивым.
(слайд 20)
Как характеризует эта комната её хозяйку?
Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестит чистый паркетный пол. Комната не заставлена мебелью. На круглом столе красивая глиняная посуда. Деревянная кровать ещё не заправлена. Белоснежное постельное белье. Стена украшена декоративной тарелкой, кашпо. На окнах и двери балкона вьётся зелёный плющ. Чистота и уют. Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.
(слайд 21)
4.Работа с учебником
Описание комнаты (упражнение №224)
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
3. стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка, карниз над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
(слайд 22)
5.Лексическая работа
Интерьер (спец.) — внутреннее помещение в здании.
Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;
2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.
Словарь русского языка . С.И.Ожегов
(слайд 23)
6. Материалы к сочинению
1. пол: паркетный, залитый солнечным светом;
2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;
3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;
4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный графин, хлебница, салфетка;
5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.
(слайд 24)
7. Возможный план сочинения-описания
I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.
II.Утро.
III.Комната девочки:
-
помещение;
-
мебель;
-
украшения.
IV.Девочка.
V.Впечатление от картины.
8. Написание сочинения
Начиная работу, обратите ещё раз внимание на эпиграф к уроку. Возможно, слова поэта помогут передать впечатление от картины.
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья.
И.Бунин
Интернет-ресурсы:
-
kykolnik.livejournal.com›650708.html
2. «Впечатления дороже знаний…» — Яблонская Татьяна Ниловна.
В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под
названием «Сверчок». Один из номеров «Сверчка» сохранился
у Татьяны Ниловны…kykolnik.livejournal.com›644705.htmlещё
3. http://photo.i.ua/user/2336110…«Зимний день в Седневе», 1973.
4. artsoch.ru›yablonskaya/33-sochinenie—po…utro.html
5. trostencova.ru›yablonskaya_utro.html
6. vasir.ucoz.ru›publ/dz/russkij_jazyk…quotutroquot…4
7. Жизнь и творчество palitra.co›post/35
8. liveinternet.ru›users/2964668/post115196330/
9. http://rus.glas.org.ua/project…
10. http://www.yerkramas.org/2012/…
11. Летом http://www.artpoisk.info/artis…
12. http://www.liveinternet.ru/use…
13. http://artclassic.edu.ru/catal…
14. Весна http://www.artpoisk.info/artis…
15. http://www.persons-info.com/in…
16. http://artboyko.com/artist;ODA…
17, slovonline.ru›slovar_ctc/b…73215/yablonskaya…1917…
29.03.2022
учитель русского языка и литературы
Урок направлен на развитие монологической устной и письменной речи. На уроке рассматривается картина Т.Н. Яблонской «Утро», отбирается материал для сочинения и заносится в карту наблюдений. На уроке проводится лексическая работа, обучение составлению сложного плана.
Оценить
121
Содержимое разработки
Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”
Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, презентация, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.
Словарная работа: натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи). О чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
Цели урока:
-
Познакомить с художницей и её картиной.
-
Проанализировать репродукцию картины Т.Н.Яблонской «Утро»
-
Собрать материал для написания сочинения.
Ассоциация.Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”: ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На экране появляется рисунок:
Слова какой части речи у вас будут преобладать? (прилаг.).
(У вас на столе есть карточка на которой вы должны написать этитеты, которые асициируются со словом «утро») ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро».
— Почему картина так называется? ( видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром. Скорее всего это раннее утро, т.к. за окном солнце еще неяркое и от фигуры девочки и предметов образуются длинные тени)
-У этой картины есть своя история.
Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны — еще чуть-чуть — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Т.Н.Яблонская.
3. Работа с картиной (заполнение карты наблюдений – приложение 2)
Знакомство с художницей и её творчеством
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины. Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии. В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, — знаменитую картину «Хлеб». Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни. Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина «Хлеб» обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом. Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры — каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками — на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).
Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.
Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны — картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства. Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью. И женщиной она была уникальной — успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей…
Заполнение карты наблюдений. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Что мы запишем в карту наблюдений?
Описание картины
Что изображено на картине?
Какое это время года?
Как вы это определили?
Ясное утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом, его дали подёрнуты дымкой.
Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины».
— Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света)
-Пожалуйста, опишите девочку.
Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? Запишите прилагательные, характеризующие ее.
-
Аккуратная
-
Спортивная
-
Прилежная
-
Организованная
-
Подтянутая
-
Стройная
-
школьница (ученица)
— Что говорит о том, что эта девочка – школьница?
На стуле лежит ее школьная форма и очень важная деталь (даже скажем ) “говорящая деталь” – красный пионерский галстук.
пионерский галстук говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример.
Что делает девочка? Как она одета?
Девочка только что встала и делает зарядку. У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.
Помним, что девочка одета, но надевочкенадеты…
Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…
Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…
Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.)
—А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату.
Описание комнаты (домашнее упражнение №224)
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
3. стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка, карниз над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
Лексическая работа
Интерьер (спец.) — внутреннее помещение в здании.
Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;
2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.
БАХРОМА (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды,скатерти.
Словарь русского языка . С.И.Ожегов
Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. )
— Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)
Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)
А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? (Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники».Приложение 3
Понятие |
Слова-помощники |
О художнице |
Художник, Татьяна Ниловна, мастер кисти, автор картины, живописец, она. |
Героиня картины |
юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины. |
Глаголы-помощники |
Изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. |
Место нахождения предметов |
Находится, располагается, размещается, пристроиться, стоять, изображен в центре картины, слева, справа, посередине, вверху, внизу, напротив; на заднем плане; налево, направо и др. |
Что поможет вам последовательно описать картину? (План).
Сколько основных частей будет в нашем плане? (Три).
Какую часть распишите более подробно? (основную).
Как называется такой план? (Сложный).
План:
I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.
II.Описание картины
а) Комната девочки:
-
помещение;
-
мебель;
-
украшения.
б) Девочка:
-
как одета?
-
что делает?
III.Впечатление от картины.
Домашнее задание:Написать сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»
Слово о художнике |
Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. |
Что изображено на картине? |
Комната девочки. Ясное утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. |
Девочка |
Девочка только что встала и делает зарядку. У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Она легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений. |
Комната |
Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте. |
Краски |
Преобладают желтый и коричневатый цвета. Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. ) Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии. |
Основная идея картины |
Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.) |
Мое отношение к картине |
Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приложение 3
Понятие |
Слова-помощники |
О художнице |
|
Героиня картины |
|
Глаголы-помощники |
|
Место нахождения предметов |
Приложение 2
Карта наблюдений
Слово о художнике |
|
Что изображено на картине? |
|
Девочка |
|
Комната |
1. пол: 2. потолок: 3. стены: 4. окна: 5. мебель: |
Краски |
|
Основная идея картины |
|
Мое отношение к картине |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/489950-konspekt-uroka-russkogo-jazyka-v-6-klassa-pod
Также вас может заинтересовать
- Глебова Наталья Николаевна
- Презентация к уроку в 6 классе «Понятие об имени числительном»
- Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Именительный падеж множественного числа существительных мужского рода»
- Презентация к уроку русского языка в 10 классе «Правописание суффиксов имен существительных»
- Климова Татьяна Александровна
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!