Дата: 24.01.2019 ФИО учителя: Расчектаева С. В.
Школа: СОШ №104 ФИ студента: Кудряшова А.
Класс: 3 «В» ФИО методиста: Солопова Т. В.
Кабинет: 212 Отметка:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.
Цели деятельности учителя:
-ознакомление с особенностями языка литературной сказки;
-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;
-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта
Планируемые результаты:
Предметные:
— уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;
-совершенствовать навыки чтения;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
-понимать цель чтения.
Личностные:
—осознавать личностный смысл учения;
-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся |
Деятельность ученика |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой |
1-2 мин |
Парная форма работы Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. — Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. |
Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: выраз. чтение Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации |
4-5мин |
Фронтальная форма работы -Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Я попрошу несколько ребят выразительно прочитать отрывки из сказок, а остальные будут отгадывать какая это сказка. Но для начала вам необходимо будет самостоятельно прочитать отрывки произведений на листочке и ответить на несколько моих вопросов. 1. К какому литературному жанру относятся отрывки? Обратите внимание, на ваших партах лежат таблицы, прочитайте внимательно отличительные особенности литературной сказки от народной, назовите к какому виду сказок относятся отрывки, которые вы прочитали. 2. — Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете? — Темп (медленный, средний, быстрый). — Громкость (громким, обычным, тихим голосом). — Тон речи (какие чувства мы хотим передать). — Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная). — Готовы приступить к выразительному чтению? Тогда начинаем! РАСПЕЧАТАТЬ ОТРЫВКИ Жил старик со своею старухой — У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, А старуха пряла свою пряжу. («Сказка о рыбаке и рыбке») — Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу,- Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой». («Сказка о золотом петушке») — Жил — был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой — какого товару, Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. («Сказка о попе и о работнике его Балде») — К красну солнцу, наконец, Обратился молодец: «Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ль, где на свете Ты царевны молодой?» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») -Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». («Царь Салтан») — Что это за сказка, вы знаете? Сегодня мы в этом разберемся. — Ребята, вы большие молодцы! Отгадали почти все сказки. А кто мне может сказать, кто автор всех этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин) |
Слушать учителя. Читать отрывки. Вспоминать сказки. Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Воспринимать речь учителя. Строить речевые высказывания. Отвечать на вопросы учителя. -Нет. |
Регулятивные -постановка учебной задачи. Познавательные — воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог Слово учителя Наглядный: рассматривание иллюстрации на слайде |
4-5м |
Фронтальная форма работы -Ребята, обратите внимание на экран. -Попробуйте по иллюстрации определить с каким произведением мы будем знакомиться на уроке, кто автор этого произведения. Может, кто-то уже знает? -Какова тема нашего урока? -Цель урока? -Попробуйте спрогнозировать, о чем пойдет речь в этом произведении. |
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Объяснять свою точку зрения. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Познакомиться со «Сказкой о царе Салтане». Потренироваться в чтении сказки. Высказывают свое мнение. |
Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
IV. Открытие нового знания Словест: учебный диалог Практич: работа с устаревшими словами Наглядный: презентация |
2м |
Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы -Откройте страницу № 12. Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» -Обратите внимание на слайд. В тексте сказки нам встретятся устаревшие слова, которые могут быть вам не знакомы. Давайте узнаем лексическое значение этих слов, чтобы во время чтения у нас не было вопросов. -Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см. -Гонец – в старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием. -Гулливый – разгульный. -Колымага – большая старинная карета. -Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди. -Величать – 1) назвать, знать; 2) в народных обрядах: чествовать поздравительной песней. -Наречься – получить имя, назваться. -Изумруд – драгоценный камень. -Удел – свои владения. -Баять – говорить. |
Читают устаревшие слова. |
П: смысловое чтение, построение речевого высказывания. Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
V. Первичное закрепление Практич: слушание и чтение Т |
3м |
-Откройте стр.12. -Для начала я включу вам аудиозапись того, как читает это произведение рассказчик. Внимательно следите пальчиком, на определенном моменте я остановлю запись и попрошу вас продолжить чтение. -Начинаем читать по цепочке каждый по абзацу. |
Слушают учителя Слушают аудиозапись сказки Читают произведение |
П: смысловое чтение. |
Практич: слушание и чтение Т |
4м |
-Сейчас я буду называть чью-то фамилию и он продолжит чтение сказки, следите внимательно за текстом. -Начнем с Прокофьевой Сони. |
Читают выборочно |
П: смысловое чтение |
Физминутка Практический: выполнение двигательных упражнений. |
1м |
— Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз — подняться, потянуться Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. |
Выполнять двигательные упражнения. |
Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение, самооценка; Соотнесение прочитанного с чертой характера |
7-8мин |
Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы. -Объединитесь со своим соседом в пару. На слайде будут отображены вопросы, ответы на которые вам нужно рассказать друг другу. На каждый вопрос вам дана минута, далее проверяем ответы. Какие человеческие чувства вы увидели в сказке А. С. Пушкина «Царь Салтан»? |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «В кухне злится повариха, (злость) Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государственной жене» (зависть) «А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят…» (хитрость) «Ввек тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду.» (благодарность) |
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: взаимодействие с партнером П: осмысленное чтение худож. Текста К: контроль действий партнера |
VII. Включение в систему знаний Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; словестный диалог Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок; |
— Кем назначил царь остальных двух девушек? Подтвердите словами из текста.
Оцените выразительность чтения. Критерии: -Интонация -Логические ударения -Ошибки -Темп |
-Ткачихой и поварихой. «Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха». Царевна Лебедь — это добрая волшебница, которая может творить чудеса. Она построила для князя Гвидона город. Автор очень любит свою героиню и описывает её очень красивыми и нежными словами: он говорит о месяце в её волосах и о сияющей звезде во лбу, о её белых рученьках и о голосе, который журчит, как ручеёк. Выразительно читают. -Шипящие звуки. Отрывок с «В синем небе звезды блещут,» до «Выплесни ты нас на сушу!» |
П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т |
|
VIII. Рефлексия деятельности Практический: заполнение признаков басни в таблице; Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. |
2-4мин |
А. Предметная — И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. — Давайте вспомним тему урока? -К какому жанру принадлежит произведение? Почему эта сказка волшебная? В чем волшебство7 Чем отличается народная сказка от литературной? — Какую мы ставили цель урока? Мы достигли цели? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? — Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Дома сказку дочитать. |
Слушают учителя Отвечают на вопросы Проводят самоанализ деятельности |
П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Р: осуществление итогового контроля |
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане:», углубить знания о
жизни и творчестве поэта. - Совершенствовать навыки чтения, работать над
развитием выразительной речи, развивать
творческие способности, воображение, обогащать
словарный запас. - Воспитывать любовь к русской классической
литературе.
Оборудование: учебник, словари, карточки со
словами, таблица видов сказок, презентация о
жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Подготовка к уроку.
Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина,
чтение сказок и рассматривание иллюстраций,
заучивание отрывков из сказок.
Презентация
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать
сказки?
Сегодня на уроке мы совершим необычное
путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину
и познакомимся со сказкой, которая называется
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
— Нам пришло приглашение. Прочитаем его. Слайд 3
Дорогие ребята!
Приглашаем вас принять участие в записи сказки
на радиостанции «Юные таланты».
Директор радиостанции.
— Попасть на радиостанцию нам помогут волшебные
слова. Повторяйте их за мной.
По этому приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
3. Повторение.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я, ведущая
передач радиостанции, очень рада, что вы приняли
наше приглашение. Перед началом нашей совместной
работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать,
что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу
рассказать и показать вам.
Интервью.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному
дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и
театром.)
— На каком языке, в то время, было принято
разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято
разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец
Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на
французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того
времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и
образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались
иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим
удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на
французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова,
родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и
семье А.С. Пушкина. А сейчас, я вам предлагаю
посмотреть иллюстрации, посвящённые этому
замечательному поэту и писателю.
4. Работа по теме урока.
(показ слайдов о жизни и творчестве А.С.
Пушкина).
— Родители А.С. Пушкина Слайд 5
— Саше два годика. Дом в Москве на Немецкой
улице, в котором родился Пушкин. Слайд 6
— Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина
Родионовна. Слайд 7
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал
к бабушке в имение Захарово, что под Москвой.
Красота полей, лугов и леса поразили воображение
мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука
писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных:
дядька Никита, няня Арина Родионовна
рассказывали Саше сказки,
которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Александр — лицеист. Слайд 8
Здание Царскосельского лицея.
Лицей — новое учебное заведение. По уставу в
лицей принимались мальчики из знатных русских
семей в возрасте 10 -12 лет. Первые лицеисты, среди
которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили
своё лицейское братство. Уже в годы учения и
товарищам — лицеистам, и преподавателям было
ясно, что призвание Пушкина — литература.
— А.С. Пушкин и его жена Наталья Николаевна.
Слайд 9.
— Дети А.С. Пушкина. Слайд 10.
— Село Михайловское. Слайд 11.
А.С. Пушкин был родом из дворянской семьи, но во
многих своих произведениях он выступал против
царя и богатых знатных людей, воспевал красоту и
силу простого русского народа. Это не нравилось
царю, и по его приказу Пушкина отправляли в
ссылку подальше от столицы. Село Михайловское,
имение отца Пушкина — одно из мест ссылки поэта.
— Сказочный мир Пушкина. Слайд 12
Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина.
Яркое описание народной жизни, незабываемые
образы волшебных героев живут в сердце каждого
читателя. Вспомним и мы названия сказок по
картинке.
(Дети отгадывают название сказки и
рассказывают отрывки из сказок.)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 13.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
«Сказка о золотом петушке» Слайд 14.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой».
«Сказка о попе и о работнике его Балде» Слайд
15
Жил — был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой — какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Слайд 16
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?»
-Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно,
выразительно прочли отрывки из сказочных
произведений.
5. Гимнастика для глаз.
— Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз, а потом
начнём готовиться к записи.
6. Работа по теме урока.
(продолжение).
— Перед выступлением на радио каждый артист,
прежде всего, знакомится с текстом, разбирает
значение некоторых слов, готовится к
выразительному чтению.
Нашу подготовку к записи мы также начнём по
определённому плану. Слайд 17.
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас
не употребляем в нашей речи.
Как они называются? (Устаревшие)
— На какие две группы, можно разделить эти слова?
(Историзмы и архаизмы)
— В чём их различие? Приведите примеры слов.
— Значения некоторых слов нам понятны, а с
другими значениями слов нам помогут разобраться
словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический
словарь и словарь устаревших слов, на доске
карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и
принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
— Почему слово «красный» обозначало
«красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.
Чтение первого отрывка.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Чтение второго отрывка.
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
Чтение третьего отрывка.
7. Физминутка.
Слова из четвёртого отрывка сказки.
Вопить (плакать, просить)
Чтение четвёртого отрывка.
8. Закрепление.
— Ребята, как вы думаете, зачем художники
придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то
время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по
содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
— О чём мечтали девицы?
— Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Слайд 18
На этой иллюстрации мы можем рассмотреть
женский народный костюм
(русские сарафаны, рубашки, украшенные
вышивкой, кокошники).
— Кто стоял около окошка и услышал разговор
сестриц?
Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом
одежду царя, над которой потрудилась не одна
мастерица.
Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба
— это работа искусного мастера.
— Кем стали девицы, когда попали во дворец?
— Куда вскоре после свадьбы отправился царь
Салтан?
Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
— Что защитит его во время боя?
— Почему случилось так, что царицу с маленьким
сыном бросили в бочке в океан?
— Почему так поступили её сестрицы?
— Бояре любили молодую царицу и маленького
царевича. Почему же они всё-таки бросили их в
океан?
Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно
представить, какие испытания преодолели царица и
её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло
происходить в реальной жизни, но есть один
эпизод, который может встречаться только в
сказке.
— Какая это сказка? Народная или литературная?
Почему?
— Элементы каких видов сказок встречаются в
прочитанных отрывках?
(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре — герои
бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым
юношей — это характерно для волшебных сказок.)
— Много замечательных произведений создал
великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших
сердцах.
— Спасибо вам, ребята, за работу. В школе и дома
вы дочитаете сказку до конца, подготовите её
выразительное чтение, и тогда мы сможем её
записать в нашей студии. До новых встреч.
9. Итог урока.
— Вот мы и вернулись в прогимназию.
Вам понравилось наше путешествие?
Чем вы занимались на радиостанции?
Что нового увидели, узнали?
Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы продолжим чтение сказки,
разберём её построение, и я расскажу вам о
дальнейшей жизни этого замечательного поэта и
писателя.
Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки сказки, которые читали на
уроке.
Продолжить чтение сказки до стр. 266.
Найти и выписать из текста устаревшие слова,
объяснить значение этих слов, используя в работе
словари.
Приложение.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент (3 мин)
Цель:
— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)
Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
И
царевне
Лебеди
— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
— Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— определение средства (алгоритм);
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Фронтальная беседе (интервью)
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. «Открытие» нового знания
(10 мин)
Цель:
— реализация построенного проекта в соответствии с планом;
— фиксация нового способа действия в речи;
— фиксация преодоления затруднения;
— уточнение общего характера нового знания;
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
— Как они называются? (Устаревшие)
— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
— В чём их различие? Приведите примеры слов.
— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
-
Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
-
Что заставило Гвидона превратиться в комары?
-
Как наказал свою тетку Гвидон?
-
Осуждает ли автор своего героя?
-
Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-
Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-
О каком чуде рассказала повариха?
-
О каком чуде рассказала ткачиха?
Работа с устаревшими словами
Работа со словарями
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
Чтение третьего отрывка
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
(2 мин)
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
6. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;
1. Какие выражения встречаются в сказке?
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказки
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
— Как относится автор к царю?
-
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
-
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
Характеристика основных героев сказки
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(10 мин)
Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Игра «Сказки перепутались»
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).
Каждая команда получает карточку
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
— фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
Дидактический материал
За островом Буяном.
Вспомни сказку А.С. Пушкина.
-
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
-
Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
-
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»
— Итог, награждение грамотами «За активное участие»
— Чему учит сказка?
— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 100. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
— За работу на уроке оценки получают:
— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
— Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Организация фиксирования нового знания
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок
РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
Литературное чтение, 3 класс
Урок 15.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 1
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Как отличить литературную и народную сказки.
- Классификация сказок.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдётся человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
Ключевые слова
Сказка; народные и литературные сказки; отличительные особенности волшебной сказки; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1. Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
2.Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Отметим, что положительные герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Сказочные сюжеты поглощают юного читателя. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен, волшебные помощники, которые помогают бороться с нечистой силой. Кроме приведенной выше классификации, сказки ещё делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.
3. Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны. Что добро победит зло.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие — к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.
Карточки с названиями:
Сказка о царе Салтане….
Колобок
Волк и семеро козлят
Красная шапочка
Правильный ответ:
Литературные |
Народные |
Сказка о царе Салтане… Красная шапочка |
Колобок Волк и семеро козлят |
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока
1 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
3. Создатель художественного произведения.
4. Способ автора отобразить действительность.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Создатель художественного произведения.
3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
4. Иллюстратор сказки о царе Салтане.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
Ответ
1 вариант
1. Пушкин
2. Сказка
3. Автор
4. Образ
5. Война
2 вариант
1. Пушкин
2. Автор
3. Сказка
4. Билибин
5. Война