МБОУ «ООШ № 168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)
Выполнила: Ахметшина Р.Н.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.
Содержательная: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её идейно-художественного своеобразия.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.
Коммуникативные УУД: учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.
Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа.
Необходимое оборудование: учебник — «Литература», 5 класс, автор — Меркин Г.С.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки
Ход урока
«Под именем любым зло будет злом,
Как и добро останется добром»
У. Шекспир
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться в
окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
Учитель. Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)
Учитель. Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и «зло»?
Ученик. Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.
2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель. Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Те, кто выписал значение слов «добро» и «зло» по словарю В.И. Даля, прочитают вслух. Подойдите ко мне те, кто выбрал сочинение, прочитайте друг у друга и выберите лучшее.
Ученики. Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Учитель. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)
- «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
- Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
- «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
- Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Учитель. Прочитайте сочинение, а вы, ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно правилам написания .
На экране план сочинения.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III.Заключение.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Моя любимая бабушка
У меня есть бабушка. Все зовут ее Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая, все ее уважают.
На летних каникулах я еду в гости к бабушке в деревню. Я многому учусь у моей любимой бабушки. Бабушка научила меня выращивать цветы. Вместе с ней мы ухаживаем за огородом и садом, собираем яблоки и делаем заготовки на зиму. С моей бабушкой никогда не бывает скучно. Моя бабушка очень интересный человек, она знает много удивительных историй. Перед сном бабушка рассказывает мне сказки или забавные истории из ее жизни. В деревне мою бабушку тоже очень любят. Она помогает всем соседям справиться с болезнями. Иногда бабушка лечит даже животных, и я называю ее доктором Айболитом. Бабушка всегда возит с собой старый медицинский чемодан с лекарствами и уколами.
Моя бабушка Эля во всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё. Я люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.
Учитель. Справился ли ваш одноклассник с заданием?
Ученик. Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.
Ученик. А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении употребил слово бабушка.
Учитель. Как бы вы исправили эту ошибку?
Ученик. Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)
Учитель. Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?
Ученики. На удовлетворительном.
Учитель. Почему?
Ученик. Не все хорошо справились с сочинением.
Учитель. Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.
Учитель. Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…
Ученик. Литературные.
Учитель. Чем они отличаются?
Ученик. У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.
Учитель. В чём сходство народной и литературной сказки?
Ученик. В сказках всегда добро побеждает зло.
Ученик. В сказках бывают волшебные предметы.
Ученик. В сказках есть присказка, зачин, концовка.
Ученик. Сказочные выражения, постоянные эпитеты.
Учитель. Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ученик. Царица и царевна.
Учитель. Это народная сказка?
Ученик. Нет. Литературная.
Учитель. По какому признаку вы догадались?
Ученик. Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.
Учитель. Чем близка она по содержанию к народной?
Ученик. Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас на партах лежат листы самооценки, оцените себя.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»
Учитель. Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере ответить на поставленный вопрос).
Учитель. Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю получить ответы и проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?
Ученик. Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ученик. Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках, сравним их.
Ученик. Мы будем анализировать текст.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей
работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в процессе изучения
сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
5. Реализация построения проекта.
Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Работа с текстом.
Учитель. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.
Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?
Учитель. Почему?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)
Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные (царица )
Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики. В персонажах Царевны и царицы.
Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.
Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученик. Ненависть, зависть.
Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель. А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Учитель. А теперь немного отдохнём. Все встаньте.
Проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений. Если это герои сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете на корточки.
Золотой петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей.
Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель. Что сделала героиня в доме?
Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель. Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».
Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученик. Царица, переодетая монахиней.
Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.
Учитель. Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю составить сравнительную характеристику царевны и царицы.
Работа в группах по заданному плану. Заполнение таблицы.
- Описание внешности- 1 группа
- Черты характера-2 группа
- Отношение окружающих к героине-3 группа
- Отношение автора к героине-4 группа
5.Цветовая гамма-5 группа
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Царевна |
Царица |
|
Внешность |
||
Черты характера |
||
Отношение окружающих к героине |
||
Отношение автора к героине |
||
Цветовая гамма |
||
Моё отношение к героине |
Учитель. А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).
Царевна |
Царица |
|
Внешность |
Белолица |
Высока |
Черты характера |
Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая |
Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая |
Отношение окружающих к героине |
Они любили её (Чернавка, богатыри) |
Боялись её, не любили |
Отношение автора к героиням |
Тёплое отношение (моя душа, к алым губкам) |
Холодное отношение (гневная баба, злая мачеха) |
Цветовая гамма |
Черный (зависть) |
Белый |
Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Теперь вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Вы ставите знак — если не согласны с утверждением
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.
- В сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.
- Главная мысль сказок выражена пословицей «Добро не умрет, а зло пропадет».
- В сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.
5.Создатель литературных сказок-народ.
6. «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.
7.Характерная черта литературной сказки-реальные события.
Учитель. Проверьте себя по эталону.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
Учитель. Кто написал без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
2 балла — если нет ошибок
1 балл — если 1- 2 ошибки
0,5 балл – если 3 ошибки
0— если 4 ошибки
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»
(У.Шекспир)
Учитель. Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?
Ученик. Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не забудутся.
Ученик. Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного добрее, и это качество души всегда будет жить.
Ученик. А зло всегда наказывается.
Учитель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?
Запишите понравившуюся пословицу. Объясните свой выбор.
Все любят добро, да не всякого любит оно.
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Добро сотворить — себя увеселить
Доброму Бог помогает.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Плох тот ветер, который не приносит добра.
Учитель. Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»? Обменяйтесь тетрадями.
Ученики. Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…
Зло: ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…
Учитель. Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?
Ученик. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Ученик. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить.
Ученик. Добрый человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:
- Я научился…
- Я узнал на уроке…
- Мне было трудно, когда…
- Мне было интересно…
Ученик. Я научился сравнивать героев произведений.
Ученик. Я научился искать информацию по учебнику.
Ученик. Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.
Ученик. Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.
Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу.
Ученик. Мне было интересно, выполнять графический диктант.
Учитель. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?
Ученик. Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.
Ученик. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.
Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:
1. Составьте кластер по теме «Царевна и её помощники».
2. Какой эпиграф предложили бы вы к нашему уроку? Объясните свой выбор.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и зло?»
Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
• Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне
в поисках невесты.
В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.
Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисей— ученик).
Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?
Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя
надежда — это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.
• Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?
(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к
Месяцу; к Месяцу — «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся,
взывая», очень огорчён, разочарован.)
В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие,
мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских
традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется
православным.
• Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в
достижении цели)
• Что движет им? (Любовь)
Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным,
настойчивым, смелым.
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон
оказывается ложным, девушка жива.
• Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)
• Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).
• Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,
И царица умерла»).
Что и подтверждают слова Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт! Слайд №4
Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5
Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу – мачеху и царевну. Мы
видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику,
через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.
• Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая
добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и
положительные царевны, делают выводы)
Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:
Зло изворотливо, коварно, скрытно,
Добро же простодушно и открыто.
Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)
• Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)
• Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая,
милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая,
добродетельная, верующая, любящая)
• А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с
такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро,
«Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)
Конспект урока по литературе
Для 5 класса
Слайд 1…По теме: «Добро всегда побеждает зло» по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цели:
-
Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
-
Выявить систему образов сказки;
-
Разобрать понятие Добра и Зла на примере сказки;
-
Учить составлять план;
-
Развивать навыки анализа текста;
-
Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
-
Знание истории создания, содержания и героев сказки;
-
Умение различать героев в значение «добро и зло»
-
Владение элементами анализа текста;
-
Составлять план произведения;
-
Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Слайд 3.
Эпиграф урока: Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет. Шота Руставели
Методические приемы:
-
Беседа;
-
Анализ эпизодов;
-
Выразительное чтение.
Оборудование:
-
Текст сказки;
-
Иллюстрации;
-
Портрет А.С. Пушкина.
Ход урока
-
Рефлексия настроения.
Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок
Доброе утро. Здравствуйте! Мы говорим здравствуйте, и этим желаем всем присутствующим счастья, здоровья и благополучия.
Слово учителя. Слайд 4.
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании Василия Андреевича Жуковского и Александра Сергеевича Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, не забывая об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья…». Масса сказок: и народных, и литературных – вспоминается нам, когда мы слушаем «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Давайте проверим наше домашнее задание, чтение наизусть отрывка. (Выборочно спрашиваю).
Слайд 5-7
Слайд-8…..
Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Слайд-9. Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст, находить добро и зло в образах наших героев.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
(Да, добро и зло – противоположные понятия).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Объяснение нового материала.
1) Работа с текстом.
Беседа.
Учитель: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).
Учитель: слайд 10…..
-Сможем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
( Ну конечно, мы легко сможем определить героев, которые приносят людям только зло от тех, которые приносят пользу, помогают друг другу)
Учитель: открываем учебник на странице 95 и начинаем знакомство.
Прежде чем начнем читать нашу сказку по ролям, мы познакомимся с устаревшими словами, которые мы встретим при чтении:
Устаревшие, разговорные и просторечные слова из сказки |
Синонимы из современного литературного языка |
молодица |
Молодая жена |
ломлива |
Упряма, капризна |
перст |
палец |
полати |
Широкие нары для спанья, расположенные под потолком |
перечить |
Спорить, возражать |
рогатка |
Старинное орудие наказания |
черница |
монахиня |
светлица |
Небольшая светлая комната в верхней части дома |
Сочельник |
День накануне Рождества |
Учитель:
— При чтении сказки, Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(Чтение по ролям) слайд 11…
Читаем до странице 100.
А сейчас, открываем наши тетради и дадим характеристику образов наших героев. Давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока? (О добре и зле) Да, правильно. Так кого из наших героев мы можем назвать злым, а кого добрым?
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Царица- мачеха
Внешность
Высока
Стройна
Бела
Царевна
Белолица
Черноброва
Поведение, характер
Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая
Красавица-душа
Милая
Приветливая
Цветовая гамма
Черны
(зависть)
Белый
Красный
Румяный
Слайд 12
Учитель: слайд 13…
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть).
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, и душевной красотой?
(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к цитатному плану. Слайд.14.
Учитель: слайд 15.
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Подведение итогов: слайд 16
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
— Какими нельзя быть?
— О чем главном рассказал А.С.Пушкин в этой сказке?
(— В человеке главное — его душа.
— Не надо никому завидовать и желать зла другим людям.
— Хорошим человеком лучше быть, чем злым.
— Известно выражение: «Добро всегда побеждает зло», и мы с этим согласны).
Домашнее задание:
— дочитать сказку до конца
— составить характеристику на Елисея и богатырей
— закончить начатый рисунок к нашей сказке.
Спасибо всем за урок. Молодцы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнетанайская средняя школа
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета
Учитель русского языка и
литературы:
Александрова Наталия Ивановна
С. Нижний Танай
2017
Класс: 5
Цель урока: Познакомить с понятиями «сюжет» и композиция литературного произведения.
Задачи урока:
Образовательные задачи
Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.
Совершенствовать понятие о литературной сказке
Развивающие задачи
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Развивать навыки критического мышления
Сопоставлять произведения разных видов искусства
Воспитательные задачи
содействовать эстетическому воспитанию учащихся
воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу
Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.
Оборудование урока:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационный экран
Презентация
Ход урока
Актуализация знаний
Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина
Слайд 2. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
Слайд 3. Иллюстрация к сказке «Спящая царевна и семь богатырей»
Изучение нового материала: объяснение учителем литературоведческих понятий.
1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.
Слайд 4:
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Слайд 5:
2. Ученики получают статью «Истоки сюжета». Самостоятельно читают.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.
В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».
Кроме того, Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.
Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.
Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западноевропейской культуры.
Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.
Слайд 6:
Выполняют задание по стратегии «Вопросительные слова». Друг друга задают составленные вопросы по статье «Истоки сюжета» и отвечают.
Прогнозирование предстоящего чтения:
по названию: Обратите внимание на название текста.
— Как вы думаете, о чём будет сказка?
— Почему богатырей именно семь?
— Назовите, чем отличаются «царевна» и «царица»?
— Как вы думаете, сказка с грустным концом?
Слайд 7:
по иллюстрации
— можем ли мы проследить сюжет сказки по иллюстрации?
— кто, по-вашему, изображён на первой, второй и третей иллюстрациях?
— о чём могут говорить царица и девушка (№ 4,5)?
— вернулась ли царевна домой (№ 6)?
— сколько добрых молодцев изображена на иллюстрации 7? Как вы думаете, кто они?
— Что изображено на иллюстрации 8?
Слайд 8:
-Найдите отличие между 9 и 10 слайдами. Нужен ли 10 слайд?
— что изображено на 11 иллюстрации?
— как вы думаете, кто это (№12)?
— что изображено на иллюстрациях 13-15?
V. Творческая работа.
Попробуйте написать небольшую сказку по данным иллюстрациям.
Домашняя работа: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
PPTX / 6.4 Мб