Конспект урока литературы в 5 классе
с применением проектной технологии
Тема урока: «Русские народные сказки»
Цели урока:
1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.
3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Оборудование урока:ПК, проектор, экран, презентации учеников.
Предварительное задание
Подготовить презентации по темам:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
5. Социально-бытовые сказки.
*(Примечание: разрешается помощь родителей).
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Постановка цели урока
— Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.
Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.
— По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
III. Выступления учеников
1) Презентация «Сказки о животных»
— Назовите, какие сказки о животных вы знаете?
2) Презентация «Волшебные сказки»
— Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.
3) Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»
— Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.
4) Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
— Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?
5) Презентация «Социально-бытовые сказки»
— Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?
IV. Итог урока
Заполнение таблицы
Название сказки |
Вид |
Аргументы (почему?) |
1. «Репка» |
бытовая |
коллективный труд людей и животных |
2. «Снегурочка» |
волшебная |
волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки |
3. «Лиса и Журавль» |
о животных |
кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет |
4. … |
||
5. … |
||
6. … |
||
7. … |
||
8. … |
Домашнее задание:
1) Закончить таблицу
2) Прочитать сказку «Царевна-лягушка»
— Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Выставление оценок за урок.
МБУ ЛИЦЕЙ №51 Г.О.ТОЛЬЯТТИ
Урок литературы в 5
классе
Автор: Григорьева Ирина Павловна, учитель
русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 5
Учитель: Григорьева Ирина Павловна
Тема: Литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь (понятие
«композиция художественного произведения» и ее элементов: завязка,
кульминация, развязка)
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели учителя:
1. Познакомить учащихся с элементами композиции.
2. Научить «видеть» элементы художественного произведения.
3. Развивать творческое воображение и навыки анализа художественного
произведения.
4. Воспитывать эстетическое восприятие текста.
Оборудование:
1. Текст восточного сказания М. Ю. Лермонтова « Три пальмы».
2. Текст рассказа К.Г. Паустовского « Кот— ворюга».
Предварительная подготовка: инсценированние сказки с участием 3—х человек.
Ход урока:
1. Начало урока. Создание мотивационной ситуации. Вступительная беседа.
— Вы любите необычные путешествия?
— Кто из вас может похвастаться, что был в мастерской сказочника или
писателя?
— Кому из вас хочется прикоснуться к необычному и таинственному?
2. Слово учителя. Постановка проблемы. Определение задач урока.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с элементами композиции
художественного произведения. Определим, из каких же частей состоят стихи,
рассказы, сказки. Побываем в мастерской писателя, попробуем себя в образе
поэтов и писателей.
— Давайте вспомним, что же называется композицией произведения?
3. Вовлечение в тему.
— Как вы думаете, любое художественное произведение создается само по себе
или все—таки по каким—то законам?
— Вот сейчас и посмотрим: так ли это?
Мы с вами совершим путешествие в сказку. Но вы—то внимательные читатели и
знаете, что « сказка—ложь да в ней намек». На что намекает наша сказка сейчас и
узнаем.
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чего ждете от путешествия?
Ученическое целеполагание:
• Познакомиться с частями композиции произведения.
• Правильно понимать текст, который читаешь.
• Принимать участие в инсценировках.
• Учиться правильно выражать свою мысль.
4. Проблемный вопрос.
Но, чтобы наш просмотр был с пользой, ответим на два вопроса (записаны на
доске)
1. Из каких элементов состоит композиция художественного произведения?
2. И какой из них, на ваш взгляд, самый важный?
5. Инсценировка сказки (4 человека): герой « Автор»;
герой «Завязка»;
герой « Кульминация»;
герой «Развязка».
Автор: Однажды Петя Ошибкин сочинял рассказ, но он у него никак не выходил:
то мальчик не знал с чего начать, то, как закончить, и как бы не пропустить самое
важное и значительное событие. После долгих мучений Петя ушел гулять, и что
тут началось? Вдруг появились какие—то человечки.
(выбегают три человека, с надписями на груди: «Завязка», «Кульминация»,
«Развязка».)
Завязка: Я, начало художественного произведения, без меня никак нельзя, иначе
не будешь знать, с чего начались события в художественном произведении.
Развязка: Ну и подумаешь начало, всего важнее, чем все закончилось, то есть я —
самое важное звено в произведении.
Кульминация: И что вы спорите, вы обе нужны, чтобы знать, с чего началось
действие и чем закончилось. Я же не спорю с вами, что я— самый важный элемент
композиции, хотя с латинского языка я значу— вершина и стою между вами,
подвиньтесь.(встает между ними) Вот теперь композиция произведения в сборе.
6. Аналитическая беседа.
— Понравилась сказка?
— Посмотрим, кто из вас самый внимательный и скажет: из каких элементов
состоит художественное произведение?
— А какой самый важный?
Учитель: Теперь давайте запишем в тетради новые термины, с которыми мы с
вами сегодня познакомились (термины записаны на доске)
7. Самостоятельная работа в тетрадях (переписывают с доски)
Завязка — начальный момент в развитии событий, изображенных в
художественном произведении
Кульминация – (от лат. Culmen, вершина) — наивысшее напряжение в
художественном произведении.
Развязка — заключительный момент в развитии действия художественного
произведения.
8. Лингвистическое наблюдение.
Понаблюдаем и над лирическим произведением (стихотворением). Есть ли в
стихах: завязка, кульминация, развязка.
Давайте обратимся к вашим текстам, где напечатано восточное сказание М. Ю.
Лермонтова «Три пальмы». Я вам выразительно его прочитаю, а вы возьмите
простые карандаши и отметьте те элементы композиции, которые найдете в
тексте.
8.1.Выразительное чтение сказания.
8.2 Беседа по прочитанному произведению.
— Какие композиционные части вы выделили?
—В каких строках вы увидели завязку?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
Родник между ними из почвы бесплодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
— Где наивысший пик в стихотворении?
Но только что сумрак на землю упал
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
8.3 Словарно—лексическая работа
Питомец — чей—нибудь воспитанник
Питомцы столетий (переносное значение)— воспитанные временем.
— Где же развязка столь грустных событий?
И нынче все дико и пусто кругом—
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит—
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
— Молодцы, справились с этой задачей замечательно.
Какова была наша цель?
9.Работа по синтезу художественного произведения.
Теперь давайте поможем Пете Ошибкину составить все—таки текст. Перед вами
конверт, с тремя частями текста К. Г. Паустовского. Ваша задача: расположить
части так, чтобы получился рассказ. Обоснуйте свой вариант текста.
Часть 1
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он
обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его
толком не видал. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у
кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Часть 2
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и,
запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через
огороды и протащил кукан с окунями. Мы бросились в погреб и
обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней,
пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня.
Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
9.1. Словарно—лексическая работа
Кукан — специально сплетенная сумка для пойманной рыбы.
Часть3
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
—Что же нам с ним делать?
— Выдрать!— сказал я.
—Не поможет,— сказал Ленька. — У него с детства характер такой.
Кот ждал, зажмурив глаза. Тогда Рувим неожиданно сказал:
— Надо его накормить, как следует!
Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему
замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и
сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на
пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными
нахальными глазами. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
10.Вывод по данному этапу урока.
Ученики приводят примеры рассказов, которые у них получились, объясняют,
где и какая часть композиции. Исправляются ошибки, если таковые имеются.
11. Рефлексия. Соотнесение нового материала с имеющимися знаниями.
1. Что нового вы сегодня узнали?
2.Что было главным?
3.Чему научились?
4. Что на уроке было интересным?
12. Домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными элементами композиции.
Дома вам предстоит продолжить путешествие по мастерской писателя, только
уже своей и выполнить следующее задание.
Творческая работа: сочинить сказку, используя данный элемент композиции,
первоначально определив, что это: завязка, кульминация или развязка.
Этим летом в лесу над прудом
Я набрел на таинственный дом.
В доме странные вещи случались,
Хоть волшебники нам не встречались.
Тема. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»
Цель: ознакомить с содержанием вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, выражение своего мнения по поводу прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические чувства.
Оборудование: различные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
— Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот високоурочистий день, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Каким вы представляете себе А.С. Пушкина?
• Что особенного было в биографии поэта?
• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?
Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)
III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
— Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец странный дуб».
В этом же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край лукоморья дуб зеленый.».
2. Сообщения учащихся о сюжете сказки-поэмы О. Пушкина «Руслан и Людмила»
3. Слово учителя
— На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.
4. Словарная работа
Поэма — большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;
пролог — вступление;
лукоморье — изгиб морского берега в форме лука;
витязь — рыцарь, воин;
изумрудный — ярко-зеленого цвета;
главарь — предводитель, командир.
5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»
Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала).
6. Обмен впечатлениями о прочитанном
— Что значит «русский дух»? Почувствовали ли вы его и в какой способ?
7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий
• Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэмы? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птицу и Серого Волка», «Кощей Бессмертный» и др.)
• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)
• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) — 1-6 строки; основной части — 7-29 строки и конечности — 30-33 строки, характерной для сказок.)
• В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все происходит где-то там — в сказке.)
• В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед пил.», «и кот ученый сказок» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки.)
• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).
Словарик к тексту оригинала
Неведомый — неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) — долина;
видения — чудеса, видения, фантастические картины;
брег — берег;
витязь — воин, рыцарь;
чредой — по очереди, один за одним;
дяди (устаревшее) — воспитатель;
пленяет — берет в плен;
чахнет — худеет, болеет.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Найдите логические пары — предмет и его признак.
ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.
ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.
V. Домашнее задание
Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина « Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослым
Я считаю, что сказки — это только забава для детей и все
Я не могу еще определиться со своим мнением
(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Литературные сказки» »
Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
народных сказках, особенностях их построения; - создать эмоциональный настрой на изучение произведений
устного народного творчества; - сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
видов сказок; - продолжать формировать интерес к чтению, развивать
воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
учащихся; - воспитывать чувство ответственности, умение принимать
решения.
Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.
Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.
Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.
Вид урока. Комбинированный
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Организационный этап
Проверка домашнего задания
Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.
Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.
Уж ты, котичка-коток,
***
Ванюшке в зыбочку |
На златом крыльце сидели:
***
*** |
Стоит поп на копне,
***
*** |
Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.
3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся
Приём-ледокол «Ветер дует для того…»
— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).
— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.
— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.
— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.
3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке
3.1. Сообщение темы урока
3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».
Продолжите высказывание:
- «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
- Выполнить (начать работу…)
- Понять (выяснить, показать…)
- Для этого нужно (необходимо) …
4. Этап усвоения новых знаний
4.1. Слово учителя
Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.
И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.
4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)
— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)
— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)
— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)
— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.
(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.
Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.
Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)
4.3. Видеовикторина
Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.
4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.
Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.
В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.
— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)
Вот присказка для самых маленьких слушателей:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем —
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):
— Приведите пример зачина.
(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)
И есть концовка (третья звезда):
— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)
— Чего не хватает, ребята? Основной части
4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди».
Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)
4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.
В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.
— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;
— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;
— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.
— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»
4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.
Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.
У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?
— Сказка готова? Нет.
— А чего нам не хватает?
— Без чего текст сказкой назвать нельзя?
1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).
2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).
3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).
4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).
5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)
— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.
4.8. Работа в группах
У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.
4.9. Представление результатов.
5. Рефлексия
«Микрофон»
Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.
- «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
- «Самый большой мой успех — это…»
- «Самые большие трудности я почувствовал…»
- «На следующем уроке я хочу…»
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
6.1. Задание для всего класса.
Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
6.2. Индивидуальные задания.
Напишите волшебную народную сказку.
«Что за прелесть эти сказки!»
(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».
Задачи:
— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);
— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;
— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):
http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy—test—po—teme—folklor—svoeobrazie—russkoy—narodnoy—skazki—bazovoe—izuchenie.html
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:
«Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)
«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)
«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)
Обсуждение высказываний:
— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)
— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?
— Какое высказывание наиболее близко вам?
Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.
— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я хотел(а) бы …
3. Актуализация знаний.
— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.
Беседа:
— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)
— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)
— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)
— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.
В зависимости от темы сказки делятся на три вида:
— волшебные сказки,
— сказки о животных,
— бытовые сказки.
В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.
— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?
В сказке есть зачин и концовка.
Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».
Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.
— Перечислите художественные приёмы сказок.
Художественные особенности:
— повторы слов, выражений и эпизодов;
— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);
— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);
— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).
4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:
Кто всё время лежит на печи? (Емеля)
Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)
Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).
Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).
Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).
Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)
Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)
Транспортное средство Емели. (Печь)
Баба — … , костяная нога. (Яга)
Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)
Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)
Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».
Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.
Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.
Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.
Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».
Задание 5. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
— Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал(а), научился …
8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).
9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».
Русские сказки
О сказки! О бессмертные творенья,
Далёких предков наших сочиненья,
На полках не лежавшие вовек!
Кто вас творил?
Доподлинно известно:
Русоволосый, живший повсеместно,
С умом расхожим русский человек.
Творил стоустно, слово подбирал
Правдивое, не мудрствуя лукаво.
Он, как отец, имел на это право.
Он всё из жизни брал.
И если врал –
Не из тщеславия, жаждая успеха,
И не из лести – участи льстеца.
В сём деле он не ведал…
Врал для смеха,
Из озорства, для красного словца…
И слово — всё, чем он владел пока, —
Рождало эхо. Грохотало громом!
И поднимался во весь рост над злом он
В обличии Ивана-дурака.
Он всё умел, дурак, и всё он мог!
И неспроста, играя опояской,
Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,
А дело делом… Дайте только срок!
Использованные источники:
http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy—test—po—teme—folklor—svoeobrazie—russkoy—narodnoy—skazki—bazovoe—izuchenie.html — электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)
http://www.proza.ru/2012/01/16/625 — стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»
http://citater.ru/cite/9741 — высказывание А. Толстого о сказках
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm — К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»
https://www.livelib.ru/author/4215/quotes — цитаты А. С. Пушкина