Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»
Данные об учителе: Широглазова Мария Александровна, студентка 2 курса, профиля «Начальное образование и Математика», ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор УМК (программы учебного курса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. «Литературное чтение 2 класс 1 часть («Школа России»)». М., 2012.
Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук для учителя, презентация.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Цели и задачи:
1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.
2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.
3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.
4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
— усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;
-умение определять тему, проблематику и идею произведения;
-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;
-давать речевую характеристику персонажей;
-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Личностные:
-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ объектов;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Регулятивные УУД
-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-уметь слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
— Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
(Слайд 2)
— Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
— Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)
(Слайд 3)
— Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
— Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).
— Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
(Слайд 4)
— Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются! (Тетерев)
— Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).
(Слайд 5)
— Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».
— Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
— Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)
— Какая в них лиса? (Ответы детей)
Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса — главный герой.
(Слайд 6)
— А сказка называется … (Лиса и тетерев)
— Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)
II. Ориентировочный этап.
(Слайд 7)
— Давайте познакомимся с планом на урок.
1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»
2. Учиться анализировать текст
3. Учиться находить главную мысль
4. Учиться работать с текстом
5. Учиться читать текст по ролям
III. Поисково-исследовательский этап.
(Слайд
— Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).
(Слайд 9)
— Понравилась ли вам сказка?
— Какое настроение вызывает эта сказка?
— О чем вы думали, когда читали сказку?
— Поделитесь своими впечатлениями.
— Кто из героев вам понравился больше? Объясните.
(Слайд 10)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
(Слайд 11)
— Прочитаем сказку по цепочке.
(Слайд 12)
— Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.
IV. Практический этап.
(Слайд 13)
— Найдите этот эпизод в тексте.
— Найдите, как лиса называет тетерева.
— Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
— Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
— Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
— Охарактеризуйте лису и тетерева.
(Слайд 14)
— Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
— Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».
(Слайд 15)
— Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса — …, тетерев — …, автор — …)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест в презентации.
— Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).
Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).
Сказка «Лиса и тетерев»
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
УМК: «Планета знаний».
Урок: литературное чтение
Дата проведения: 12.04.2019г.
Тема урока: Народные сказки. «Лиса и тетерев»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами
2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.
Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки, аудиозапись, презентация, телевизор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, что такое сказка? ( Сказка — это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.).
— Верно, сказка — это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.
-Когда возникли сказки? (Сказки возникли очень давно.)
-А кто же их сочинял?( Сказки создавал народ. Людям они нужны были, чтобы не было скучно, а было интересно.)
-Чему учат сказки?(Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, честности)
-Какие сказки бывают? ( Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)
— А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке?( Лиса и рак)
— Кто в сказке положительный герой? Почему?(Рак был умным, находчивым, ловким)
— В чем мудрость этой сказки?( Сила не всегда побеждает в споре, часто выигрывает тот, кто умнее. И раку понадобилась его смекалка, чтобы провести лису. Но зато этой победой он заставил рыжую с уважением относиться к тем, кто меньше и слабее.)
III. Мотивация учебной деятельности.
1.Побуждающий диалог.
Отгадайте загадки о животных, которые встречаются в русских сказках.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
-Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? ( Хитрой, коварной)
— Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.)
-А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке.
— О какой птице говорится в скороговорке?
-Ребята, а кто такой тетерев?( Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой, наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.)
2. Подведение к формулированию темы.
— Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных?
-Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? ( Лиса и тетерев)
— Чему будем учиться на уроке? (Познакомимся со сказкой «Лиса и тетерев», определим главных героев сказки, дадим им характеристику, выясним мудрость сказки)
IV. Открытие нового знания.
1.Словарная разминка.
Те-те-рев те-те-ре-вё-нок
Те-те-ре-ви-ный те-те-ре-во-чек
-Прочитайте слова хором орфографически, орфоэпически, шепотом.
— В сказке встретится слово УКАЗ. Найдите значение этого слова в словаре.(Постановление).
2.Знакомство со сказкой.
-В каждой сказке лиса пытается перехитрить, обмануть героев. Удастся ли ей перехитрить нового героя? Послушаем сказку.( Аудиозапись)
Прослушивание 1 части сказки.
Постановка проблемного вопроса:
Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?
Прослушивание окончания сказки.
— Как поступил тетерев?
— Оказался ли в этой сказке кто-то хитрее лисы?
Беседа после прослушивания.
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Кто является героями сказки?
— О чем думала лиса, когда заговорила с тетеревом?
— В самом ли деле бежали собаки, о которых сказал лисе тетерев?
3.Словарная работа.
Проведать – навестить.
Нынче – сегодня.
Навострила уши – насторожилась.
4. Работа по учебнику стр. 62.
—Рассмотрите иллюстрацию
— Что необычное, особенное вы заметили в этих животных? (Тетерев и лиса изображены в русских народных костюмах.)
— На самом деле, в жизни ходят животные в одежде?(Нет)
— Особенность р.н.с. о животных в том, животные одеты как люди.
— Почему у лисы на иллюстрации рот открыт? (Животные разговаривают)
5. Чтение сказки учениками.
— Прочитаем сказку по цепочке и охарактеризуем героев сказки, определим главную мысль сказки.
V. Первичное закрепление.
— Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?( Притворялась глухой, придумала историю с указом.)
-Найдите в тексте строки, говорящие о содержании указа.( По всей земле мир был)
— Как вы думаете, поверил ли тетерев, что такой указ появился?( Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)
— Зачем он сказал о собаках? Прочитайте.
— Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего».( Тетерев иронизирует( смеётся) над лисой, выявляет её лживость.)
— О чем думала лиса, когда убегала?
— Прочитайте вопрос 7 стр 64. Как говорит лиса? Как говорит тетерев?
— А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах.
Соедините стрелочкой:
— Какой была лиса, каким был тетерев?
Легкомысленная
Хитрая
Беззаботная
Льстивая
Умный
Рассудительный
Смышленый
— А теперь проверьте себя. ( Образец учителя )
2. Работа с пословицей « На языке – медок, а на уме – ледок»
— Как понимаете смысл пословицы? К кому из героев мы отнесем эту пословицу?
— Что волшебного в этой сказке?( Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить.)
— А какой урок можно получить из этой сказки? В чем мудрость сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости. Через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.)
VII. Рефлексия деятельности.
— Какую сказку мы изучили на уроке?
— -К какому виду относится эта сказка?
—Оцените свою работу. Закончите предложение.
Мне было…..
Я сегодня узнал….
Я захотел…..
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия 5»
г.Норильска, Красноярского края
Разработка урока по литературному чтению
для 2 класса
по теме: « Русская народная сказка. Лиса и тетерев»
По программе «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ткачева Екатерина Сергеевна
Норильск, 2015 год
Урок по литературному чтению, 2 класс.
Русская народная сказка. Лиса и тетерев
Цели и задачи. Создать условия для расширения знаний о русских народных
сказках, главным героем которых является лиса, работать над развитием
речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать
полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения,
навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг другу, общаться
Физминутка проводится по мере необходимости. Предлагаю музыкальную
«Как у наших у ворот».
1.Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2.Проверка дом. задания.
Мы продолжаем с вами знакомиться с устным народным творчеством. А кто
может объяснить, что значит «устное творчество русского народа». Для чего
нам нужны сказки? Как понимаете следующие слова?
Сказка заключает в себе
что—то для всех народов и для всех времен
важное и нужное, а потому незабываемое.»
Е. Н. Трубецкой.
Русские пословицы помогают нам яснее «высветить» намеки народной
мудрости, скрытые в сказке, по—новому взглянуть на нее.
Какие истории придумали к пословице : «У страха глаза велики».
3.Актуализация знаний
Отгадаем загадки о животных.
• На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
• Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
• Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.
4.Постановка учебной задачи .
Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой сегодня
Какие сказки о лисе вы знаете ? Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
— Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
—Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого—то обманула? Какая в
них лиса?
У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович ,
прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей
стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе
считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и
получила отчество – Патрикеевна.
5.Изучение нового материала.
—Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого—то обманула? Какая в
них лиса?
— Кто такой тетерев? Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.
Условие задачи
Бежит по лесу Лиса, видит — Тетерев на березе сидит. Подбежала она к
дереву и думает, как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не
достать. Говорит Лиса:
— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел,
чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
—Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса? (Постановка проблемного
вопроса)
Подсказка 1 [Наводка]
Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она
правду или врет.
Примеры ответов.
Решение 1
Подумал он и говорит сверху:
— Указ — это здорово! Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно
было бы в лес удирать, а теперь они тебя по указу не тронут.
Услышала Лиса про собак, испугалась и ну бежать, а Тетерев ей:
— Куда же ты, рыжая, а как же указ?
— Указ—то указом, а вдруг собаки его не читали! — крикнула Лиса — и в
кусты.
Решение 2
Я бы предложила тетереву «гулять» летя сбоку и выше лисы — при попытке
лисы напасть всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что гулять
надо обязательно касаясь земли .
Решение 3
Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы — был ли Указ
Решение
Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев» .
Дети следят по тексту и слушают сказку, рассказанную мастером слова.
Подтвердила ли Лиса своё звание плутовки?
Объясни значение слов : указ , навострить уши, проведать , нынче,
кабы..Подбери синонимы к словам боишься, друг. Антонимы мир, друг .
Как лиса хотела перехитрить тетерева?
Как лиса называет тетерева?
тетерев тетеревочек
друг дружочек
Какую хитрость придумал тетерев?
6.Закрепление.
Выборочное чтение. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело,
доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
Найдите этот эпизод в тексте.
Найдите в тексте , как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
Из каких слов понятно ,что лиса хотела обмануть тетерева?
Найдите ,как лиса называет тетерева.
Прочитайте ,как тетерев избавился от лисы.
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.
Выразительное чтение. Чтение по ролям. Задание 6 с.41
7.Рефлексия.
К какому виду сказок относится эта сказка. Ребята, прочитайте эти
пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Список литературы
• Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.ГоловановаМ,Просвещение,2007
• Поурочные разработки по литературному чтению Кутявина С.В.,
Гостимская Е.С.,Байкова М.И.М.,ВАКО,2007
• http://festival.1september.ru/articles/501817/ Сравнение образа лисы в
русских народных сказках и лисы как лесного зверя» Краева Т. В.,
Перминова И. А.
• http://www.trizland.ru/tasks.php?mode=all&tid=40&lid=1 Теория решения
изобретательных задач— Тризадачник.
• http://orel.rsl.ru/nettext/russian/strelzova/ms/01.htm Литературное
образование в начальных классах школ гуманитарного типа «Мастерская
слова» Л.Е.Стрельцова, Н.Д.Тамарченко
• http://lenagold.ru/fon/clipart.html Тематический клипарт
• http://vectorclipart.narod.ru/coll.html Векторный клипарт
• http://office.microsoft.com/ru—
ru/clipart/results.aspx?CategoryID=CM790019011049#15
• клипарт
• http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=2449 Школьное образование
Цели
и задачи. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках,
главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и
особенностям речи; работать
над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и
обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения,
навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.
Предлагаю музыкальную
физкультминутку «Как у наших у ворот» (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).
Ход урока
1. Орг. момент
Вот
звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
2. Проверка
домашнего задания
Учитель. Мы продолжаем с вами
знакомиться с русскими народными сказками.
Для
чего нам нужны сказки?
Дети. Со сказками связаны наши первые представления о
мире, добре и зле, о справедливости.
Учитель. Размышляя над загадками
русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь
Евгений Николаевич Трубецкой писал:
«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и
нужное, а потому незабываемое.»
Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)
Дети. Всегда в русских
сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Учитель. Да. Всех нас – и
взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости,
скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
Какие истории Вы придумали к пословице: «У
страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)
3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока
Учитель.
Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
(Слайд 5)
Учитель. Отгадаете ребус и
узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Какие сказки о лисе вы знаете?
Ответы детей.
4. Характеристика лисы
Учитель. Есть такая поговорка у
русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете
эту пословицу? Объясните.
Дети. Лиса придумывает разные
хитрости, чтобы обмануть других.
Учитель. Какие сказки вы можете
назвать, в которых лиса кого-то обманула?
Ответы детей.
Учитель. Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют
Патрикеевна?
(Слайд 6)
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович,
прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником
Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял
князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и
руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову
“хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как
верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
Учитель. Сегодня познакомимся с
русской народной сказкой, в которой лиса — главный герой.
5.
Изучение нового материала
(Слайд 7)
Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса
кого-то обманула? Какая в них лиса?
Ответы
детей.
Кто такой тетерев?
Ответы
детей.
Учитель. Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.
Условие задачи.
Бежит
по лесу Лиса, видит — Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает,
как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы
никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
Учитель. Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса?
(Постановка проблемного вопроса)
Подсказка 1. Как
сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или
врет.
Примеры
ответов.
Ответы
детей.
Решение 1. Подумал
он и говорит сверху:
— Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь
они тебя по указу не тронут.
Услышала
Лиса про собак, испугалась и бежать.
Решение 2. Я бы предложила тетереву «гулять», летя сбоку и выше лисы. При
попытке лисы напасть, всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что
гулять надо обязательно касаясь земли.
Решение 3. Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы — был ли Указ.
Решение.
Учитель. Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев».
(Дети
следят по тексту и слушают сказку, рассказанную мастером слова.)
Учитель. Подтвердила ли Лиса
своё звание плутовки? (Слайд
Объясните значение слов: указ, навострить уши,
проведать, нынче, кабы. Подберите синонимы к словам боишься, друг. Антонимы к
словам: мир, друг.
Учитель. Как лиса хотела
перехитрить тетерева?
Ответы детей.
Как лиса
называет тетерева?
Дети. Тетерев, тетеревочек, друг,
дружочек.
Учитель. Какую хитрость придумал тетерев?
Ответы детей.
6. Закрепление
(Слайд 9)
1) Выборочное чтение.
Учитель. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело,
доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
Ответы детей.
Учитель. Найдите этот эпизод в тексте.
Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы
тетерев спустился на землю.
Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть
тетерева?
Найдите, как лиса называет тетерева.
Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым,
веселым.
2) Выразительное чтение. Чтение по ролям
7. Рефлексия
(Слайд 10)
Учитель. К какому виду сказок
относится эта сказка?
Ребята,
прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз
отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
Ответы детей.
Учитель. Почему план Лисы не удался?
Чему учит сказка?
Ответы детей.
Учитель. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения
по законам правды, а не лжи.
8.Домашнее задание.
Выразительное
чтение. Чтение по ролям. Задание 6, с.41.
Литература
и ссылки на сайты в Интернете. (Слайд 11)
Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Цель: создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса; познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки.
Решаемая задача: Может ли эта сказка вас чему-нибудь научить?
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. 1.Приветствие. 2.Проверка готовности к уроку. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. -Проверьте, все ли готово к уроку? -Как организовано ваше рабочее место? -Почему это важно? Выскажите свои мысли |
Дети высказывают свои мысли. |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |
II.Актуализация опорных знаний. 1.Беседа о сказках. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
-Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуманная или невыдуманная история). -Когда возникли сказки? -А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно? -Чему учат сказки? -А кто же их сочинял? -Какие сказки бывают?(Слайд 2) — А кто были героями сказки, которую мы читали в классе на прошлом уроке? -Как звали героев сказки? Бабушка ….., курочка -….., внучка — ….., мышка -…… (Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка). (слайд 3) — Прочитайте пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке. Найдите к ним эпизоды из сказки, прочитайте вслух. (слайд 4) На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся. У страха глаза велики. На ловца и зверь бежит. Робкого и тень страшит. Плох неряха в строю, а еще хуже – в бою. |
Они обязательно чему – то учат, заключают в себе мудрую мысль. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей. |
Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров. Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. |
III. Мотивация к деятельности 1.Побуждающий диалог. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность 2. Подведение к формулированию темы. |
О — Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить. Отгадайте загадки о животных. (Слайд5) Серовато, зубовато, Вперевалку зверь идёт Рыжая плутовка -Какое животное встречается чаще других в сказках? Какой чаще всего она описывается в сказках? -А теперь прочитайте скороговорку. Прочитайте ее быстро. (слайд 6) Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетерка с тетеревятками в лесу в клетке. — О какой птице говорится в скороговорке? -Ребята, а кто такой тетерев? — Почему мы выделили из загадки и скороговорки этих животных? -Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке? (слайд 7) -Сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой «Лиса и тетерев». — Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока. |
Будем говорить о сказках. Лиса. Крупная лесная птица отряда куринных. Тетерка – самка тетерева. |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы; Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. |
IV. Открытие нового знания. Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне. Музыкальная физкультминутка |
— Просмотр и слушание сказки.(Слайд -Понравилась ли вам сказка? Чем? -Как описана лиса в сказке? — Ребята, а кто такой тетерев? 2.Сообщение ученика о тетереве. (слайд 9) 3. Словарная работа. (слайд 10) Проведать – навестиь. Нынче – сегодня. Навострила уши – насторожилась. Указ – постановление. -Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по – старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»? 4. Чтение сказки детьми вслух. «Песенка про ик» |
Она хитрая, умная,, ловкая, обманщица). Тетерев – крупная лесная птица, отряда куриных. Дети читают сказку вслух. |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств. |
V. Первичное закрепление. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
1. Выборочное чтение с элементами беседы. — Как приветствовала лиса тетерева? — Что ответил на ее приветствие тетерев? — Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? — А что говорилось в указе? (выборочное чтение) -Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? -Зачем он сказал лисе о собаках? — Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего». 2. Чтение сказки по ролям. — Разыграйте диалог лисы и тетерева. Как в театре. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? |
Притворялась глухой, придумала историю с указом. Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть) Тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость. Дети с масками разыгрывают сценку. |
Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
1.Работа в парах. Соедините стрелочкой: (слайд 11) — Какой была лиса, каким был тетерев? Легкомысленная Хитрая Беззаботная Льстивая Умный Рассудительный Смышленый — А теперь проверьте себя. |
На слайде появляется правильный ответ. |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. |
1.Решение проблемной ситуации. -Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает. ……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (Слайд 12) — Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? -Что волшебного в этой сказке? — Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы? — Зачем народ создал эту сказку? — Какой урок для себя вы извлекли из этой сказки? Вывод учителя. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи. |
Животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить. Высказывания детей. |
Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация. Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении. |
IX Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. |
-Какую сказку мы изучили на уроке? -Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная? -К какому виду относится эта сказка? Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился урок, прикрепите красный лепесток к волшебному цветку, если вы затруднялись, но пытались найти ответ-зеленый лепесток, если вам было не интересно на уроке – прикрепите желтый лепесток. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Спасибо за урок!(Слайд 13) |
Оценивают результат своей деятельности. |
Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации. Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |
Литературное чтение. 2 класс
Урок 9 «Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящён русским народным сказкам, формированию умения оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи; развитию мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать
Глоссарий по теме:
Проведать – навесить.
Нынче – сегодня.
Навострила уши – насторожилась.
Указ – постановление.
Колода — род деревянного корыта — бревно с выдолбленной серединой.
Колодец — укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.
Напёрсток — колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Сказки относятся к одному из самых распространенных жанров устно-поэтического творчества трудового народа.
Сказка как художественное произведение представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя её содержание отражает многие черты реальной жизни трудовых людей, их повседневных забот и быта.
В сказке К. Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики»
Сегодня мы познакомимся с русскими народными сказками «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев».
Главные герои сказки «У страха глаза велики» — внучка, бабушка, курочка, мышка, зайчик
Бабушка, внучка, курочка и мышка каждый день ходили к колодцу за водой. Они носили воду из колодца в вёдрах и у каждого вода в ведре булькала в такт их шагам. Однажды под яблоней сидел заяц, но на него упало яблоко и зайчик испугался. Он выскочил навстречу водоносам и перепугал их. Каждый рассказывал о том, что видел то, чего больше всего боялся.
Главная мысль сказки выражается пословицей, которая выведена в заглавие сказки — у страха глаза велики. Всё непонятное нас пугает, особенно если происходит неожиданно. Её герои испугались неизвестности и каждому привиделось то, чего он боялся больше всего на свете. А ведь, на самом деле, бояться было нечего.
Не зря народ придумал пословицы:
У страха глаза велики.
Робкого и тень страшит.
У страха глаза, что плошки, а не видят и крошки.
Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил её за доброе слово.
Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.
Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.
Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.
Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.
Эта сказка учит: Доверяй, но проверяй.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Хитри, да хвост береги.
Разбор типового задания тренировочного уровня
Задание. Герои сказки
Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-……., внучка-……, курочка-…… да мышка-……..
Слова из списка:
старушка, бабулечка;
хохотушка, хохотунья
квохтушка, рябя;
хлопотушка, хлопотушка;
Правильный вариант:
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка.
Подсказка: правильный ответ появляется на несколько секунд.
Задание. Лиса и тетерев
Текст вопроса: Выделите цветом слово-причину, почему звери друг друга не трогают
Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
Правильный вариант:
Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
Подсказка: Указ – постановление.