Конспект урока по литературному чтению рассказ

15.12.2021

Конспект урока по литературному чтению в 3-В классе

Тема урока: Что такое рассказ? Н. Н. Носов «Заплатка».

Педагогическая цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. Н. Носова; с жанром «рассказ» и его особенностями; способствовать развитию выразительного осознанного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объясняют значение пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль.

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; учатся делать выводы; выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД: формировать способность к самооценке, принятию решения в соответствии с учебной ситуацией.

Оборудование: портрет Н.Н. Носова; презентация; книги Носова; литературное чтение ч.2, «Вентана граф».

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Актуализация знаний.

— Узнайте произведение по их отрывкам.

  1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

  2. Мишка насыпал в кастрюлю крупы и залил её водой.

  3. Котька взял дощечку и посыпал горку песочком.

— Кто автор этих произведений? (Выставка книг Н.Н. Носова)

  1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке, мы познакомимся с творчеством Н.Н. Носова и его произведением «Заплатка».

Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они заполнены юмором.

— Что такое юмор?

  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с жанром «рассказ».

— Что такое рассказ?

— Чем он отличается от сказки или стихотворения?

Рассказ – словесное изложение каких-нибудь событий, которые произошли или могли бы произойти (учебник, с.5).

  1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова.

— Какие произведения Носова вы читали?

— Какие профессии он освоил?

— Когда он начал писать рассказы?

Работа с презентацией.

  1. Первичное слушание рассказа «Заплатка».

— Понравился ли вам рассказ?

— Что такое заплатка? (кусочек ткани)

  1. Физкультминутка.

  2. Продолжение работы над произведением.

  1. Чтение рассказа детьми.

— Назовите героев рассказа.

— Как звали главного героя?

— Чем хвастался Бобка?

— Что случилось с его штанами?

— Почему мама не стала зашивать штаны?( чтение диалога по ролям)

— Почему мальчик сам решил зашить штаны? (найти в тексте и прочитать)

— Как ребята отнеслись к его работе?

— Как автор относится к мальчику?

— Дайте характеристику героя.

— Что смешного в рассказе?

  1. Работа с пословицей.

— Прочитайте пословицу на доске: Терпение и труд, всё перетрут.

— Подходит ли пословица к произведению? Докажите.

  1. Работа с иллюстрациями (с.8).

— Восстановите нарушенную последовательность событий рассказа по рисункам.

  1. Пересказ рассказа учащимися по рисункам.

  1. Рефлексия. Итог урока.

— С каким произведением мы познакомились?

— Кто его написал?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

— Какое настроение было у мальчика в конце рассказа? (прочитать)

— Можно ли отнести пословицу «Где труд, там и радость» к рассказу? Почему?

  1. Домашнее задание.

С.5-8, читать, пересказать рассказ по рисункам.

Дата: 15.03.2018

База практики: СОШ №1

Образовательная система: «Школа России»

Класс: 2 в

Учитель: Лабузько Е.В.

Учебный предмет: литературное чтение

Тема раздела: «Я и мои друзья».

Тема урока: Рассказ «Почему?»

Цель: помочь учащимся осознать основную мысль рассказа «Почему?»

Задачи:

Предметные:

1. Формировать умение воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся.

2. Развивать умение осознанно, выразительно читать целыми словами.

3. Формировать умение размышлять о характере и поступках героев.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

2. Умение осознанно, выразительно читать целыми словами.

3. Умение размышлять о характере и поступках героев.

Личностные:

1. Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

2. Умение высказывать свое отношение к прочитанному.

3. Умение слушать и слышать своих одноклассников.

Познавательные:

1. Умение делать выводы в результате работы на уроке.

2. Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные:

1. Умение планировать свою деятельность.

2. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и понимать речь других.

2. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: учебник, иллюстрации.

Образовательный ресурс:

План

1. Организационное начало урока. (5 мин)

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности к уроку.

2. Речевая разминка.

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока. (2 мин)

5. Подготовка к первичному восприятию.

5.1  Вступительное слово об авторе.

5.2 Словарная работа

6. Первичное восприятие текста.

7. Проверка первичного восприятия.

8.Анализ произведения по логически законченным частям..

9. Вторичный синтез.

9.1 Беседа

9.2 Работа с пословицей.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

Сценарий урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.Орг.

начало урока.

Цель: Организоватьдетей на урок,мотивировать ихдеятельность

1.1.Приветствие

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Валериевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Садитесь.

1.2.Проверка готовности к уроку

— Ребята, проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

— На столе должны лежать учебник, пенал, дневник.

К1

2. Речевая разминка

Цель: развитие навыка правильного и беглого чтения.

— А сейчас, ребята, подготовим речевой аппарат к работе.

-Я прочитаю вам скороговорку. Внимательно послушайте.

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-Теперь прочитайте про себя, самостоятельно.

-Прочитаем хором, 3, 4…..

-Кто прочитает самостоятельно вслух?

-О чём эта скороговорка? ( О том, как нужно правильно говорить)

3. Проверка домашнего задания

Цель: установление правильности, осознанности выполнения дом.зад., устранение обнаруженных пробелов.

-Кто напомнит, что было задано на дом? (Спросить пересказ 2-3 чел)

-Какой раздел мы изучаем? (Я и мои друзья)

— А у вас есть друзья? Поднимите руки те, у кого есть друзья.

4. Сообщение темы и цели урока

Цель: формирование познавательных мотивов предстоящей деятельности.

-Послушайте, я загадаю Вам загадку, а вы отгадайте ее. Подумайте, почему именно такую загадку я Вам загадала.

Белых хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать. (Собака)

-Скажите, почему собаку считают другом человека?

-Сегодня мы прочитаем рассказ Валентины Осеевой « Почему?», где одним из главных героев является собака.

-Как вы думаете какова будет цель данного урока?

5. Подготовка к первичному восприятию.

Цель: компенсировать несформированность типа правильной читательской деятельности.

5.1  Вступительное слово об авторе.

Осеева Валентина Александровна родилась (1902-1969). В юные годы Валентина Осеева мечтала стать артисткой и даже поступила на актерский факультет в Киеве.Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую комнату для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах.

5.2 Словарная работа

-В рассказе могут попасться неизвестные вам слова.

— Ребята кто знает, что такое «Черепки»? (обломки разбитого керамического изделия.)

-Что такое бахрома? (Ряд свисающих нитей и кистей обшивки чего-нибудь.)

— На доске написаны слова. Зачитайте их сначала по слогам, а затем целыми словами.

До-ле-та-ю-щий – долетающий.

При-под-нял-ся – приподнялся.

При-от-кры-ту-ю – приоткрытую.

Рас-стро-ен-ный – расстроенный.

За-ба-ра-ба-ни-ли – забарабанили.

-Молодцы, вы хорошо справились.

6. Первичное восприятие текста

Цель: знакомство с содержанием произведения

(Комбинированное чтение)

-Откройте учебники на с. 96-ой.

-Найдите рассказ «Почему».

-Послушайте, я Вам его прочту, но следите внимательно, кто-то продолжит.

Физминутка

7. Проверка первичного восприятия.

Цель: проверка качества восприятия произведения

-Какое впечатление произвёл на Вас этот рассказ?

-О чём он?

-От чьего имени идет повествование в рассказе?

8. Анализ произведения по логически законченным частям.

Цель: понимание сюжетной линии произведения.

-На сколько частей можно разделить рассказ? (На 2 части)

-Давайте прочитаем 1-ую часть по цепочке. Начинает ….

-С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

-Что произошло в столовой?

-Как вы понимаете выражение «тихонько сполз со стула», «сердце у меня замерзло»?

-Признался ли мальчик в том, что он сделал?

-Расстроилась ли мама?

Как мама наказала бума?

-Почему мальчику было стыдно и что его мучило?

-Какое отношение вызывает главный герой рассказа?

-Чтение 2-ой части и беседа по прочитанному.

-Где оказался Бум в результате наказания?

-Прочитайте отрывок, в котором говорится об изменении природы.

— С чем связано такое настроение природы? (с настроением мальчика)

-Когда мальчик решил сознаться о своем проступке?

-Что не давало ему покоя? (Совесть)

-Как отреагировала мама?

-Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою?

9. Вторичный синтез.

Цель: воспитание потребности в перечитывании произведения.

Чтение рассказа детьми по цепочке.

9.1 Беседа

— Как вы думаете, что хотел показать автор?

— Как бы вы поступили на месте главного героя?

-Что в вашем понимании «совесть»?

9.2 Работа с пословицей.

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Ребята, давайте вспомним, какова была тема нашего урока?

-У вас на столах лежат карточки, переверните их и выполните задания.

В 1 задании Вам нужно выбрать правильный вариант ответа по вашему мнению.

А во 2 задании выразить свое мнение по отношению к рассказу.

11. Домашнее задание.

Прочитать рассказ выразительно.

Конспект урока по литературному чтению УМК «Школа
России»

Тема:
«Что узнали, чему научились. Что такое рассказ?»

Выполнила работу: учитель начальных классов
–Ковыршина Ирина Викторовна

Цель: обобщать
знания учащихся по изученному разделу; ознакомление с
рассказом как видом повествования;
развитие устной и письменной речи, аналитических
способностей учащихся; воспитание бережного отношения к языку.

Ход урока

I Организационный момент

II Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика

·        
Шитьё одежды.

·        
Шьём и
напеваем песенки: «Ля-ле-ли, ли-ля-лю»

·        
Укололи
пальчик.

Подули на больное место
(продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой, ой,
ой, ой!», а затем – предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй – уй,
уй, ты на пальчик свой подуй!»

Работа над скороговоркой (Слайд 2)

— Прочитаем все вместе. По слогам.

— Произнесём отдельно названия птиц.

— Читаем шёпотом, постепенно увеличивая темп.

— Читаем громко, постепенно уменьшая голос.

— Пробуем читать быстрее.

III Повторение изученного
материала

         
В
поэзии С.А.Есенина много «золотых» и «серебряных» слов – серебрит, золотые,
серебряные, серебром, золотом   …. Вставьте их на месте пропусков. (Слайд 3)

         
Как
называется стихотворение, из которого взята эти строчки?

         
Что вы
помните из предыдущего урока, о С.А.Есенине?

         
Названия
какие стихотворений ещё вам встретились?

         
Восстанови
строчки из стихотворений, и прочитайте их выразительно. (Слайд 4)

(Ты
снеси утёнка утке,

Пусть
идёт купаться в пруд.)

Саша Чёрный «Что ты тискаешь
утёнка»


рядом у проталинки,

В
траве между корней…)

С.А.Есенин «Черёмуха»

(Что белеет под снежной
травкой?

Вон
желтеют под серою лавкой…)

А.Блок «Ворона»

(Можешь
мыть его, и нянчить, и лизать…

Ты
не будешь головой теперь качать?….)

Саша Черный «Слон»


Как называется раздел, который мы с вами повторили?


С творчеством каких авторов мы с вами знакомились?

VI Формулировка учебной
задачи

(Слайд 5-8)

— Рассмотрите картины. Что общего во всех этих
картинах?

— Представьте, вам нужно составить рассказ по картине,
какой текст вы будете составлять?

— Что у вас получится? (Рассказ)

— Давайте сделаем вывод, что такое рассказ? (Предположения
детей)

(Слайд 9)

(Сообщение учителя)

  Рассказ – это небольшое по объему литературное
произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях
людей. У рассказа практически всегда есть автор. Сюжет рассказа (за исключением
фантастики) может восприниматься как нечто, происшедшее в реальности. Темой для
рассказа может стать все, что угодно, здесь нет никаких ограничений. В рассказе
часто видна позиция автора, его личное отношение к описываемым событиям (идея
рассказа). С авторским видением читатель может согласиться, а может
сформировать свою точку зрения. Персонажи рассказов – это обычные люди, у них
есть достоинства и недостатки, они страдают и ошибаются, их характеры
многогранны и неоднозначны. Часто в рассказах описываются внутренняя жизнь
героев, их чувства и переживания.

— Как вы думаете, как рассказ связан с картинами показанными
ранее?

— Совершенно верно, мы с вами начинаем новый раздел, который
буден связан с природой, с родиной, с творчеством авторов писавших о природе и
Родине.

V Работа над
новой темой урока

(Работа по учебнику)

— Откройте учебник на стрю57. Прочитайте названия нового
раздела, с которым мы с вами будем знакомиться7

— Как вы уже поняли, о чём будет говориться в этом разделе?

— Обратите внимание на картинку, кто изображён на ней.
Сравните картинку с названием раздела.

— Прочитайте, с чем мы будем знакомиться в этом разделе?

— Чему мы научимся?

— чему будем учиться?

— Отгадайте загадку

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

— Что для нас будет Родина?

— Где ваша Родина?

— Какая наша Родина?

— Что мы можем отнести к Родине?

VI
Физкультминутка

Громко тикают часы

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. 

(Наклоны головы вправо-влево,
проговаривая слова.)

 В школу нам пора идти,

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.

 (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали, 

(Наклон назад, прогнувшись, руки
развести в стороны.)

Тик-так, тик-так.

 (Повторить наклоны головы,
руки на поясе.)

В школу дружно зашагали, 

(Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так. 

(Наклоны головы.)

VI
Закрепление изученного материала

— Послушайте
рассказ одного из учеников 4 класса.

  Родина у каждого
человека только одна, это место где он родился, где он живет, где живет его
семья, где живут друзья и товарищи.

  Свою Родину я
очень люблю, ведь просто невозможно ее не любить.

  Моя Родина самая
лучшая в мире, здесь самые красивые леса, самые чистые реки, самая живописная
природа и я очень рада, что могу всем этим любоваться.

  С детства меня
родители учили любить свою Родину, они и сами ее любят не меньше, чем я. Важно
детям рассказывать о своей Родине, чтобы и они любили свою Отчизну.

  Родина у каждого в
сердце и даже если ты живешь в другой стране, то все равно не перестанешь
любить свою Родину, ведь она одна такая в целом мире.

— Что является для
ученика Родиной?

— Как относится
ребёнок к своей Родине?

— Сегодня мы с
вами тоже побудем авторами, и напишем каждый свой рассказ о Родине. В своем
рассказе вы должны: (Слайд 10)

(Самостоятельное
написание рассказа о Родине в тетрадях)

VII
Итог урока

— Чему был посвящён
наш урок?

— Что такое
рассказ?

— Что является для
вас Родиной?

VIII
Домашнее задание

Нарисовать
иллюстрацию к своему рассказу.

Конспект урока литературного чтения по ФГОС НОО

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Программа: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» для 2 класса

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.

Тема урока: В. А. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формируемые УУД:

Личностные (ЛР):

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

  • регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

  • познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

  • коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Применяемые методы, педагогические технологии:

технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;

методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.

Используемые средства обучения: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. А.Осеевой, карточки — листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.

Структура урока:

п/п

Название этапа

Время

Организационный момент

2 мин.

Актуализация знаний учащихся.

9мин.

Постановка учебной задачи.

7 мин.

Решение учебной задачи.

12 мин.

Физкультминутка.

1 мин.

Первичное закрепление.

9 мин.

Рефлексия деятельности.

3 мин.

Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

1. организационный момент (2 мин).

Включить детей в учебную

деятельность.

Приветствие учителя.

Добрый день, ребята и уважаемые гости. В гостях у нас сегодня завуч Кабуш Юлия Александровна, директор Тунденкова Мария Владимировна. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе:

«Волшебное слово помочь всегда готово».

Приветствуют учителя и гостей.

Отвечают.

Настраиваются на предстоящую работу.

Работа в парах.

Выдаются «яблоки» и скороговорки

-регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

2. Актуализация знаний учащихся.

Воспроизвести знания и способы действия.

А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос: Каких слов не знали дети?

-О каких дорогих словах говорит

автор?                                  

   Дядя Саша огорчен,
                                     Рассказал он вот о чем…
                                     – Встретил Витю я, соседа,
                                     Встреча грустная была:
                                     На меня он, как торпеда,
                                     Налетел из-за угла!..
                                     Но, представьте! – зря от Вити
                                     Ждал я слова…
                                     А слово-то какое –
                                     Очень дорогое!
                                     Он про внучку говорил:
                                     – Экая досада!
                                     Я портфель ей подарил.
                                     Вижу: очень рада!
                                     Но нельзя ж молчать, как рыба,
                                     Ну сказала бы …
                                     Слово-то какое –
                                     Очень дорогое.
-Я думаю, что таких дорогих слов в русском языке немало.

У вас на партах карточки, на которых написаны стихи, прочтите их выразительно, решите, кто из вас прочтёт нам их вслух и найдите в них дорогие слова.

(Приложение 1)

-Добрый день! — тебе сказали,

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и красоты.

За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно,

Не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

— Какие ещё добрые слова вы знаете?

— Можно ли эту группу слов назвать волшебными?

— Почему эти слова называют волшебными?

Работа в парах.

Получают карточки со словами.

Дети отвечают на вопросы.

добрый день.

спасибо.

здравствуйте.

Отвечают.

Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.

Отвечают на вопросы.

— регулятивные:

-личностные

3. Постановка учебной задачи.

Сформулировать учебную задачу и тему урока.

Выявить

представления

обучающихся о том, что нового

они узнают на уроке, чему научатся.

— Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

-Сегодня мы прочитаем произведение Валентины Александровны Осеевой.

-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

-А что нам для этого надо сделать?

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Поэтому, став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.

Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

— Обратите внимание на выставку книг. Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?

-Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать? (приложение 2)

ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

Обучающиеся принимают задачи урока, готовы к их решению.

Читают по учебнику название произведения В.А.Осеевой «Волшебное слово».

Предлагают свои варианты ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные

4. Решение учебной задачи.

Работать над решением учебной задачи с помощью выбранного метода.

Итак, сейчас мы с вами послушаем рассказ и попробуем догадаться, о каком таком волшебном слове идет речь в этом рассказе.

По ходу чтения выполняется работа со словарём С. И. Ожегова и словарём учебника

-Понравилось ли вам произведение?

-Определите жанр. –Есть ли здесь какое-то волшебство?

Работают со словарями:

Волшебник – «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».

Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил.

Стряпать – т.е. готовить пищу.

Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.

Обсуждают содержание прочитанных произведений, делают обобщающие выводы.

познавательные

коммуникативные

5. Физкультминутка.

Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.

Вот и настало время отдохнуть. Выйдите из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Дети выполняют

физкультминутку.

6. Первичное

закрепление.

Проверить степень усвоения изученного на уроке материала.

-О ком этот рассказ?

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что случилось с Павликом?

-Как об этом узнал старик?

-А как разговаривал Павлик со стариком?

-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?

-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?

-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?

-Давайте попробуем произнести это слово!

-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!

Повторное чтение текста учащимися (первая часть).

— А теперь давайте поработаем в парах и составим пословицы предложенные мной.

— Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

— Какая пословица подходит к нашему произведению?

— Так какова главная мысль рассказа?

— Кто на самом деле творил чудеса?

— Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

— В чем состоит главная мысль рассказа?

Читают текст по цепочке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Работа в парах (на листочках).

Добрый человек добру и учит

За добро добром и платят

Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»

По – доброму, с уважением

В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

7. Рефлексия деятельности.

Оценивание

Организовать

рефлексию

деятельности на уроке.

Организовать процесс самооценки

учениками

собственной

деятельности на уроке.

Умение соотносить цели и результаты собственной

деятельности.

Сегодня мы с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.

— С каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке?

— Кто написал этот рассказ?

Игра «Добрый круг»

-Давайте передадим это сердечко по кругу и произнесём друг другу какое-то доброе слово.

— Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

Дети в свободной форме высказывают свое отношение к прочитанному на уроке, дают оценку своему поведению в семье.

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова.

Коммуникативные

Личностные

8.Домашнее

задание.

Организовать

самостоятельную домашнюю работу обучающихся.

— Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание из предложенных по душе:

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.

2. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.

3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.

Фиксируют домашнее задание в дневнике.

регулятивные

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. «Школа России».

Рассказ В.В.Бианки «Сова».

Автор: Ильина Галина Анатольевна.

Тема: В.В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки

«Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказкинесказки – познавательная

сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение

анализировать поступки героев.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным

переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной

коллективной деятельности.

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

слушать и понимать учителя;

участвовать в диалоге;

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества;

воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частичнопоисковый.

Оборудование:

презентация;

карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

карточки с деформированным текстом;

карточки для самооценки

отрывок мультфильма

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок

литературного чтения.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку хочется

улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам, чтобы у вас всегда было

хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Итак, речевая разминка.

Прочитайте это стихотворение все вместе.

А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд с удивлением.

Молодцы!

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

3. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском

университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал

около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом,

который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы

даже жили у В.В. Бианки дома.)

А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)

Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

4. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя. А

как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Всю ночь летает мышей добывает.

А станет светло спать летит в дупло. (Сова)

5. Беседа о сове.

Ребята, что вы знаете о сове?

Сообщение о сове.

Совершенно верно.

Сова — ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких грызунов.

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была

священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой

вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками

(совиная почта).

Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют людей, которые

привыкли поздно вставать.

Интересно!

А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с которым вы

познакомитесь на уроке. Как оно называется?

Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать произведение,

отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к

прочитанному, пересказывать.) А еще составлять цепочку взаимосвязей, работать с текстом и

пословицами. Определим порядок нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА с шариками, на

которых записаны этапы нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А

потом? Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над произведением

вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а для этого вам понадобятся

шарики зеленого и желтого цветов. (зеленого – справились, желтого –были затруднения)

5. Подготовка к восприятию нового материала.

А теперь вернемся к нашей работе.

Словарная работа

В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их

значение.

предназначенный для корма скоту.

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

питательное питье для скота.

6. Первичное знакомство с произведением.

Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильмапоследняя часть)

Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по

цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

Понравилось ли вам это произведение?

Назовите главных героев. (Старик и Сова)

Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе

совы)

Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе.

Природное равновесие.) Почему?

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними

происходят приключения.)

А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много

достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую

нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки

придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

?! Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или желтым цветом.

7. Физминутка «Сова».

Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.

В лесу темно,

Все спят давно. (Дети изображают спящих.)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)

Совушкасова,

Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, (Присесть.)

Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

8. Анализ произведения.

А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный.

Приготовились. Кто помнит:

Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)

Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На

корове, молоко стало жиже.)

Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)

Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд стр. 147, 2 ряд стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

1) Гляди, как бы худа не вышло: мышито, говорят, на охоту пошли.

2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок

разносить.

Что отвечал старик на предупреждения совы? , пускай идут, пускай летят… Он не задумывался

о последствиях.)

Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел

просить у совы прощения.)

Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

?! Анализ своей деятельности.

8. Закрепление.

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

ВРЕМЯ 2 МИН!

Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы

учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного

отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.Попробуем

восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом.

Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой

природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между

ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко чай)

Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!

А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого

цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам

нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать.

Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом,

принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

!? Анализ своей деятельности

Работа с пословицами.

Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались пословицы.

Давайте их соберем. СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете,

можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

С тем не бранись, кому будешь кланяться.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)

Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?

9. Итог урока.

Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в

природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает

связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо

исправлять свои ошибки.)

А как вы, дети, можете помочь природе?

10. Домашнее задание (распечатать на карточках)

Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого цвета. Вы

можете….

Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

1) Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

2) Подготовь чтение сказки по ролям.

3) Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.

11. Рефлексия. Работа с совой.

Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы справились? Или

были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли удалось сделать? …., то повяжем

на букет из шаров бантик.

Если вам урок понравился, было все понятно, то ...

Если урок не понравился, и не все было понятно, то ...

12. Оценивание.

Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным? Что мы им

поставим? А кому нужно еще немного поработать?

(Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым внимательным.

Самым активным. Очень хорошо читал.)

Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами

работать. Большое всем спасибо!

Список использованной литературы:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение .

Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.:

Просвещение, 2017.

2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по

литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернетресурсы:

1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 008735

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Муниципальное   образовательное   учреждение
«Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова»
Урок
 литературного  чтения 
УМК  «Перспектива»
Учитель начальных классов 
Овчинникова Елена Вячеславовна

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
               
                  С. Погореловский

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Н. Рубцов
«Хитрый Лис и 
умная Уточка»
М. Пришвин
В. Бианки
«Страшный 
рассказ
«Ребята и 
утята»
Е. Чарушин
«Про зайца»

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Тема урока
Евгений Иванович 
Чарушин
Страшный рассказ»

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

ЧАРУШИН Евгений Иванович
(1901-1965)

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Е. И. Чарушин родился 
                     в городе Вятке

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Дом детства Евгения Чарушина
Дом детства Евгения 
Чарушина

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

«Я рос с карандашом и кистью в 
руках»

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Евгений Чарушин – 
ХУДОЖНИК­АНИМАЛИСТ

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Первые книжки

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

● остались одни; 
•у самого леса; 
•ни папы, ни мамы; 
•не страшно, не боялся; 
•кто­то топает; 
•темно; 
•закрылись с головой; 
•прижались друг к другу;
•пришли (родители); 
•зажгли;    
•ёжик

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Сени —
 помещение   между   жилой   частью   дома 
 и   крыльцом   в   деревенских   избах.

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Да это ёжик!
(радость, грусть, испуг,
 удивление,злость, облегчение)

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Чулан —
помещение в доме, служащее кладовой.

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

«Входи 
в  мир  природы!  Будь 
внимательным  и  пытливым,  добрым  и 
смелым.  Больше  узнавай,  больше  умей, 
чтобы вся природа обернулась для тебя 
большой Родиной».
Е.Чарушин

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились 
спать.
3. В темноте по стене ползал­шуршал 
таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на 
кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек 
яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами 
летом на даче.

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Конспект урока по литературному чтению «Страшный рассказ». Чарукшин»

Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково

Тверской области

Конспект урока по литературному чтению


в 1 классе

«Стихи детям А.Л.Барто»

подготовила

учитель начальных классов

Сутягина Наталья Васильевна

2016 г.

Технологическая карта урока

1. Класс: 1

2. Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Школа России

3. Тема урока: Стихи детям А.Л.Барто

4. Цель урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

5. Планируемый результат:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Предметные:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

6. Тип урока: урок открытия нового знания

7. Формы работы:работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником

тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.

8. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной

читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые

технологии, информационно-коммуникационные технологии

9. Основные понятия: А.Л.Барто. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.

10. Ресурсы:

Основные :

Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто

Дополнительные:

Раздаточный материал, тесты, картинки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация

– Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный урок литературного чтения, у нас сегодня присутствуют гости, я надеюсь, что вы себя проявите, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово к уроку.

– А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А теперь посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

Работа над мимикой

Мы с вами на уроках литературного чтения научились читать, а сегодня мы будим учиться читать выразительно. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Работа над мимикой

(Дети несколько раз тренируются)

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

2.

Этап актуализации знаний

— Ребята, давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской комнаты).

-Дети, кто живёт на этой странице? Давайте посмотрим

-Кто это?

Дети: Мишка!

-Почему он грустный?

Давайте вместе вспомним это стихотворение:

«Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Всё равно его не брошу.

Потому что он хороший»

Ребята, как нам помочь Мишке? (побуждает детей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка).

Дети: Пришить лапку.

-Правильно! Какой Мишка был?

— Давайте откроем вторую страницу. (сюжет: девочка плачет у водоёма).

-А кто вспомнит это стихотворение?

«Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.» 

Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, ложкой, дуршлагом и т. д.).

Давайте найдём предметы, которые помогут нам достать мяч.

— Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он?

— Ребята, а кто на этой странице?

Дети: Бычок!

— Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.

«Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

-Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.»

-Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем.

Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения.

Помогают персонажам преодолеть трудности.

Дети отбирают.

Открывают следующую страницу, на которой изображён бычок, идущий по наклонной доске

Дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка.

Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.

4.

Постановка учебной задачи

Проблемное объяснение нового знания

— Чему учат эти стихи?
— Молодцы! Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?
Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

— Ребята, а кто-то

ещё знает стихи

А.Л.Бартонаизусть?

. Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто

беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу)

мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции «Маяк» передачу «Найти человека», ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
— Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.
— Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.
А.Л.Барто слайд про Таню

-У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 106 Азбуки.

-Давайте откроем с.106..

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется «Помощница», а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Давайте теперь прочитайте про себя.

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей — клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Читает несколько учеников.

-Давайте ещё прочитаем стихотворение. Начинай…

Беречь свои игрушки.

Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.

Работа со стихотворением «Помощница»

Словарная работа: столярный клей

Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Игра “Репортаж с места события”

– Кто ведёт репортаж?

(Корреспондент.)

– Кто ещё участвует?

(Свидетели, очевидцы события.)

– Что они должны делать?

(Корреспондент задаёт вопросы свидетелю события, а он отвечает.)

– Что можно использовать для ответов?

( Можно показать своё возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.)

Корреспондент:

– Что вы увидели на месте события?

— Какие дела успела Таня выполнить за день?

— Как вы думаете, почему стих назван именно так «Помощница»?

— Правда ли, что Таня «Помощница»?

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Динамическая пауза

-Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь вправо. Если услышите название лёгкого занятия, делаете наклон влево.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород

Организует выполнение упражнений. Выполняют упражнения

7

Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий

-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему?

-Попробуем прочитать его с чувством?

-Как вы понимаете выражение «до ниточки промок»?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой?

«Игра в слова»

— Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд)

А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»

-От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)

-А какие звуки вы

знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т. Д.)

-Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?

-Как мы должны прочитать это стихотворение?

-Что такое родник?

— С каким ключом его можно спутать?

Ребята отвечают на вопросы

Читают стихи, высказывают своё мнение.

Чтение стихотворения 3-4 раза.

Играют в игру «Игра в слова».

Везде по-разному, используя мимику, интонацию

Дети читают.

Словарная работа

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные :

формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала;

формируем умение выявлять сущность;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Личностные :

-формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

8.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

«Перепутались, друзья»

Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ.

1

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

2

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

3

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Коммуникативные:

— умение работать с тестами,

Познавательные:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

— ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

— умение выделить нравственный аспект поведения;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Этап рефлексии

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если у вас хорошее настроение, вы не устали, поднимите солнышки, а если вы устали и считаете, что сегодня на уроке зря потратили время, вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.

Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Используемые источники:

1)В.Г.Горецкий, Н.А.Белянкова. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками М:Просвещение, 2014

2) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин. Азбука. 1 класс, Часть 2. М:Просвещение, 2014

Тема: Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда дороже всего».

Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л.Н.Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстой; карточки (текст для речевой разминки, части плана, новые слова и их расшифровка).

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, прослушайте пожалуйста стихотворение, которое я вам прочту.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
-Вы готовы к уроку?

2.Проверка домашнего задания.

-Что вы читали дома?

-Какие вы испытывали чувства при чтение этого рассказа? Кто там главный герой? Какой момент для вас был самым запоминающимся? Чем закончился рассказ?

-А кто мне скажет автора этого произведения? А что вы знаете об этом авторе?

3.Речевая разминка.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

-Прочитайте медленно. (быстрее, радостно, грустно, выразительно и тд.)

4.Постановка целей урока.

Работа с пословицами.

Раздаёт листочки с пословицами (Одну на ряд).

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Кто сам врет, другим не верит.

Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

-Кто уже понял смысл своей пословицы?

-Откройте учебник на странице 116. Прочитайте все вместе заголовок этого текста. Кто написал этот текст?

-Теперь вслух все вместе прочитайте текст. О чём говорит нам этот текст? Для чего нам автор написал этот текст?Какая из пословиц, которые вы читали ранее, лучше всего подходит к этому тексту и почему?

-Теперь скажите мне какие качества ценятся в людях? (на доске висят карточки с качествами) Скажите мне какие из этих качеств хорошие и почему?

-О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

5.Физминутка.

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Встанем, дети

Встанем, дети,(Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. —

(Шагаем.)

Приподнялись,

(Поднялись на носочках.)

Чуть присели

(Приседаем.)

И соседа не задели,

( Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

6.Работа по теме урока.

-Теперь продолжим работать. Но перед тем как мы начнём работать с текстом, давайте познакомимся с новыми словами.

(на доске висят слова)

Подле — около

Амбар — сарай

Что было духу — очень быстро

-Кто знает, что обозначают эти слова?

-А теперь мы можем начать читать текст на стр. 117-119. Прочитайте заголовок текста. Теперь мы можем прочесть текст. Сначала вслух читайте текст вместе.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Что вы можете сказать о Васе?

Найдите отрывок к иллюстрации учебника и почему именно он подходит?

План текста (на доске висит план; дети должны правильно расставить последовательность плана).

1. Дети искали, пропавшую кошку. Амбар.

2. Появление котят.

3. Дети гуляют с котёнком.

4. Охота на котёнка.

5. Вася спасает котенка.

-Теперь кто-нибудь из вас, может поэтому плану пересказать этот рассказ?

7.Рефлексия.

— Что вы узнали на уроке?

-За что бы вы себя похвалили?

-Что вам больше понравилось вовремя урока?

-Сегодня вы все хорошо поработали на уроке. Открывайте дневники и записывайте домашнее задание: подготовьте пересказ текста, который вы сегодня читали.

Использованная литература: поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой и др., 2 класс.

  • Конспект урока по литературному чтению на тему сказка о царе салтане
  • Конспект урока по литературному чтению в 3 классе сказка о царе салтане
  • Конспект урока по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс школа россии сказка о царе салтане 1 урок
  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс пушкин сказка о царе салтане школа россии