Конспект урока по музыке 2 класс расскажи сказку колыбельные песни

“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”

Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными  особенностями колыбельной песни.

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».

учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр;

вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности.

воспитывать  доброту  и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;

Объяснительно- иллюстрационный; частично поисковый; анализа и сравнения; обобщения; музыкальной драматургии; ретроспективы и перспективы.

учебник — Критская, Сергеева, Шмагина;  аудио и видеозаписи;  наглядный материал(портреты композиторов) инструмент фортепиано, компьютер, проектор, экран.

  1. Орг. момент.
  1. Повторение.

Слушание   Детский альбом П. И. Чайковского  «Марш деревянных солдатиков». Повторение теоретического материала.

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство с произведением П.И.Чайковского « Нянина сказка».

— стихи.

— рассказ о няне Чайковского.

— прослушивание пьесы  «Нянина сказка».

— обсуждение прослушанного.

2. Знакомство с произведением С.С. Прокофьева «Сказочка».

— прослушивание произведения.

— обсуждение.

3. Просмотр видеофрагмента. Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «Детская колыбельная мелодия »)

4. Сообщение  новой информации о колыбельных.

5. Работа с учебником  на стр. 34 – 35.

— обсуждение.

6. Прослушивание  песни  «Спят усталые игрушки»  А. Островского с пластическим интонированием.


7. Прослушивание  пьесы
П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».

8. Разучивание  новой песни «Колыбельная медведицы», композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

IV. Итог  урока.

                                         Ход урока:

— Здравствуйте ребята. Садитесь.


— Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Послушайте  музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)

— Назовите музыкальное произведение. (Марш)

— Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).

— Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)

— Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)

— Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)

— Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое. Тема нашего урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.»

А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.

Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.

На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.

Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.

— У маленького Пети Чайковского тоже  была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?

— Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

— О чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?

Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

— Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. (ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «мелодия из программы  «Спокойной ночи малыши»)

— Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)

— По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)

Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.

Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы).

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

— Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» )

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Как звучит музыка?

— Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?

— Какими красками нарисован образ мамы?

— Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?

— Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям?


— Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

 Послушайте ее.

— Какое настроение создала у вас эта песня?

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

-разучивание ритмического рисунка песни;

— распевание;

— вокализация (по группам, рядам, хором).

Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева

Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».

— О ком мы говорили на уроке?

— Какие произведения слушали?

— Что нового узнали?

Инфоурок


Другое

КонспектыУрок музыки 2 класс на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


P._I._CHajkovskij_-_Detskij_albom_-_Nyanina_skazka_-_19_(iPlayer.fm).mp3


S.Prokofev_-_Skazochka_(iPlayer.fm).mp3


день. полный событий.pptx


конспект урока.docx


Олег Анофриев — Спят усталые игрушки.mp3

Выбранный для просмотра документ день. полный событий.pptx



Скачать материал

  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов

  • Сейчас обучается 352 человека из 70 регионов

  • Сейчас обучается 218 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Краткое описание документа:

Урок создан по программе
«Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе.

По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока
учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания
по программе.

Цель данного
урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных
песен.

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через
восприятие колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся

На уроке
учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими
музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную
деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой
активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

Высокая
работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет
постоянной смены видов деятельности учащихся.

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать
успешно.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 898 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 22.03.2014
  • 2435
  • 0
  • 22.03.2014
  • 1297
  • 0
  • 22.03.2014
  • 5413
  • 10
  • 22.03.2014
  • 1327
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 21.03.2014
  • 14036
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»



  • Скачать материал


    • 24.03.2014


      41448
    • RAR
      15.6 мбайт
    • 3352
      скачивания
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Чепрасова Екатерина Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Чепрасова Екатерина Александровна

    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 125360
    • Всего материалов:

      31

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери главная песня в мире;

начало всех человеческих песен».

Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных

песен.

Задачи:

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой деятельности

(исполнения, игры на музыкальных инструментах);

воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с

колыбельными песнями.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

презентация к уроку;

музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний.

Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам

вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

Кто композитор этого марша?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какие бывают марши? Где звучат марши?

Приведите пример веселого марша и грустного марша.

Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Кто пел колыбельную?

О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

(Слайд)

Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся

композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки

о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

В сказках происходят разные чудесные события.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,

о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня

маленькому Сереже.

Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте,

одинаковые эти сказки или разные?

Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка»

П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему

рисунку.

Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

Почему эта песня не колыбельная?

Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» слушание

Узнали ли вы ее?

Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной

песни?

Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти

инструменты?

Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» исполнение + игра на музыкальных инструментах.

Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,

прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая

малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в

ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает

колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы

думаете?

Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. лайд)

Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими

исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и

пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Музыкальное прощание

Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет

углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских

композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева

(пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок комбинированный. При планировании данного урока

учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания

по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно

образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности

музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах

колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой

деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие

колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой

на возможности детей;

подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания

музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений,

что позволило ученикам проникнуться интонационнообразными особенностями

колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в

сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства,

выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к

проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных

произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на

этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в

уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием,

выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных

инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в

форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было

отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы

урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока

позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило

компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по

времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений,

«живое» исполнение учащимися и учителем все это активизирует внимание и

интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за

счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительноэмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей

и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную

психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку

(высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно.

Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти

эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития

творческой активности детей.

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Расскажи сказку. Колыбельные»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «День, полный событий»»

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные»

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: показать значимость колыбельной песни в жизни человека. Познакомить с колыбельными, их особенностями, звучанием.

Обучающие: Познакомить обучающихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений; расширять кругозор обучающихся; познакомить с выразительными средствами колыбельной песни.

Развивающие: вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности; развивать ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую, музыкальную память; развивать эмоциональную сферу обучающихся.

Воспитательные: прививать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость; воспитывать нравственные качества (доброту и любовь к маме, к природе) через знакомство с колыбельными песнями; музыкальный вкус.

Методы и приёмы: метод наблюдения за музыкой; размышления о музыке; эмоционального воздействия; закрепление пройденного.

Тип урока: Комбинированный.

Межпредметные связи: литература, история, ИЗО;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Музыкальный материал:

— колыбельные народные;

— колыбельные известных композиторов;

«Нянина сказка» П.Чайковский;

«Мама» П.Чайковский;

«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов;

«Спят усталые игрушки» А.Островский;

— колыбельные разных стран.

«Колыбельная» Р. Паулс

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Вы готовы отправиться со мной в удивительную страну музыки?

Тогда приготовились и…

Повторение прошлого урока

Начнём с того, что вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Тема прошлого урока?

Мы узнали, что в музыке есть три кита. И познакомились с двумя из них – это? Танцы бывают разные. Эти разные марши.

2. Постановка цели и задач урока

Учитель читает загадку:

День уходит навсегда,

Закрываем мы глаза,

И тогда приходит он,

Интересный добрый … СОН!

1 слайд. Звучит фрагмент «Спят усталые игрушки» А.Островского.

(спальня, мама, песня, теплая кроватка, сладкий сон, тихий, нежный голос)

Какую картину вы представили, слушая эти слова?

(Ответы детей)

Из какой телепередачи эта музыка? 2 слайд. (Спокойной ночи малыши)

А что это за музыкальное произведение? Какой жанр? Песня.

— Каков характер песни? Спокойная, медленная, нежная, убаюкивающая

— Как же называются такие песни?

(Колыбельные)

Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?

(Ответы детей)

Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня

Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Речь пойдёт о них и об их значении в нашей жизни.

Записываем в тетрадь: – Колыбельная песня.

3. Освоение нового материала.

Сегодня на уроке мы поставили цель узнать, как можно больше о колыбельных песнях, как они создавались, как звучали.

Ребята, а кто слышал такую фразу:

Песня матери – главная песня в мире;

Начало всех человеческих песен.

Расул Гамзатов

Мы сможем с вами ответить, когда узнаем про колыбельную песню.

Почему песни называют «колыбельные»? От слова колыбель – люлька, качалка, баюкалка. Она делалась различно: пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок с подножкою для качания; кроватка на круглых полозках.
Люлька подвешивалась к потолку , к матице, или на длинную палку, что бы она качалась.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.

Колыбельная песня исполняются, когда?

А это значит колыбельные песни какие?

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

(Ответы детей)

— Правильно! Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

Чтение «мудрой мысли». (Приложение №2)

Вспомните, какие колыбельные песни вы знаете, какие песни пели вам мамы?

(Ответы детей)

Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их, Кот-баюн, Гули, собачки и другие.

А как они убаюкивают?

(Ответы детей)

А хотите мы с вами поиграем и изобразим помощников в убаюкивание детей?

Выполнение задания

4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе

5. Слушание.

И мы с вами отправляемся в мир сказки.

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

А вы любите сказки?

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

«Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

— А что же такое колыбельная?

(Ответы детей)

6. Вокально- хоровая работа

Разучивание песни «Зореньки краше» сл. А.Афлятунова и муз. В.Канищева

7. Подведение итогов урока.

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали, ИЗУЧИЛИ сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова.

песня матери – главная песня в мире;

Начало всех человеческих песен.

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.

8. Домашнее задание.

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

(урок № 8)

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие. (Слайд)

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд)

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша. (слайд)

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Задачи:

  1. Образовательная
    • усвоение жанра колыбельных песен, его
      основных признаков;
  2. Развивающие:
    • развитие музыкального слуха;
    • музыкальной памяти;
    • чувства ритма;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • ассоциативного мышления;
    • развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные:
    • воспитание доброты и любви к маме, к
      природе;
    • воспитание музыкального вкуса;
    • высокой духовной культуры.

Методы:


  • Объяснительно- иллюстрационный;
  • Частично поисковый;
  • Анализа и сравнения;
  • Обобщения;
  • Музыкальной драматургии;
  • Ретроспективы и перспективы.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:


  • учебник — Критская, Сергеева, Шмагина;
  • аудио и видеозаписи;
  • наглядный материал;
  • инструмент фортепиано.

План урока


  1. Организационный момент. (Вход под
    музыку)

  2. Актуализация темы урока.
  3. Раскрытие темы урока на музыкальных
    произведениях:
    • “Спят усталые игрушки” – А. Островский
    • “Мама” – П.И.Чайковский
    • “Колыбельная медведицы” из
      мультфильма “Умка” – Е. Крылатов
    • “Сонная песенка” – Р. Паулс
  4. Обобщение темы.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Вход под музыку “Спят усталые игрушки”
– музыка Островского. Музыка1.mp3

Учитель: Ребята, какая музыка
встретила вас?

Ответ детей: Это песня из передачи “Спокойной
ночи малыши”.

Учитель: Да, эта музыка часто звучит
по радио и телевидению.

А как называется песня, которую мама поёт
вам или вашим младшим братьям или сёстрам
перед сном?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

— Сегодня мы и поговорим о разных
колыбельных. И композиторов, и народ, и
композиторов – классиков всех волнует этот
жанр песен. Сегодня у нас будет необычный
урок, мы совершим с вами путешествие в
вечернюю сказку.

 — А поможет нам туда попасть волшебный
цветик – семицветик.

— С его помощью мы познакомимся и узнаем
все характерные черты колыбельных песен,
исполняя и слушая различные музыкальные
произведения. Мы будем постепенно
заполнять значение каждого лепестка нашего
цветика – семицветика, узнавая что-то новое.
У каждого из вас лежит на парте свой
волшебный цветок. И если вам наш урок
понравиться и все лепестки вами будут
разгаданы, то в конце нашего урока
заполните нашу корзинку своими цветами. Это
и будет для меня самый лучший подарок от вас.

— Итак, отправляемся в путешествие в
вечернюю сказку.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Учитель: Послушайте знакомую вам
пьесу и определите, что это за произведение
и кто его написал. Слушайте (звучит пьеса “Мама”
– П.И. Чайковского) Музыка2.mp3

Возможный ответ детей: Прозвучала
пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского
альбома”

Учитель: Молодцы!

— А какой инструмент исполнил пьесу?

Ответ детей: Фортепиано.

Учитель: Кто для нас самый близкий и
родной человек на свете?

Возможный ответ детей: Мама.

Учитель: Мы очень много знаем и
песен, и стихов о маме. Кто сможет нам
рассказать?

Ответы детей: (дети рассказывают
стихи о маме)

Учитель: Молодцы!

— А с каким чувством ребята рассказали нам
о маме?

Возможные ответы детей: С
любовью, нежностью.

Учитель: Да, добрые мамины глаза,
приветливая улыбка, ласковая мамина песня
перед сном.

— Как называется такая песня?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Молодцы!

— Ребята, есть у вас любимая игрушка?

(ответы детей)


Учитель: А свои игрушки
укладываете спать?

Ответы детей:

Учитель: Давайте попробуем
изобразить, как мама укладывает малыша.

(вызвать девочку с игрушкой)


Учитель: А мы ребята поможем
движением руки, подчеркнём выразительность
интонации.

Дети: (исполняют вокализом на “Ля”
“Спят усталые игрушки”)

Учитель: На что похоже движение
наших рук? Какая интонация звучала в пьесе?

Возможные ответы детей:
Убаюкивающая, покачивающая.

Учитель: Молодцы! Как прекрасно
началось наше путешествие. Вот мы и
разгадали сердцевину нашего волшебного
цветка. Ведь все его лепестки выросли из
этого главного свойства музыки – интонация.

— Любая мама, мама – волчица, мама –
медведица, для своего малыша укладывая его
спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.

— А какую вы знаете колыбельную мамы –
медведицы?

Ответ детей: “Умка”.

Учитель: Давайте её исполним.

— С какой интонацией будем исполнять?

Возможные ответы детей: Убаюкивающей…

Учитель: Когда наступает вечер,
стихает вьюга, и на берегу становиться тихо
и спокойно, тогда белая медведица начинает
петь песенку для своего маленького
непослушного медвежонка.

— Давайте ребята встанем и исполняя
изобразим интонацию движением тела.

Дети: (исполняют один куплет песни
“Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка”
– музыка Е.Крылатого)
Музыка3.mp3

Учитель: Молодцы!

— Продолжая путешествие в вечернюю сказку
мы разгадаем лепесток и определим какой был
у песенки ритм?

— Приготовьте ваши ладошки и давайте
вместе прохлопаем его

Дети: (хлопают)

Учитель: Какие были хлопки?

Возможные ответы детей: Ровные.

Учитель: Давайте посмотрим,
правильно ли мы определили?

(запись мелодии нотами на доске)


Учитель: Давайте споём мелодию
нотками и прохлопаем ритм.

— Какими длительностями записана мелодия?

Возможный ответ детей: Четвертными.

Учитель: Так значит ритм, какой?

Возможный ответ детей: Ровный.

Учитель: А куда движется мелодия
в конце каждой фразы ребята? Давайте
покажем движение мелодии рукой.

Дети: (показ)

— Низходящая.

Учитель: А мелодия плавная или
скачкообразная?

Возможный ответ детей: Плавная.

Учитель: Молодцы!

— А чтоб разгадать следующий наш лепесток
нам надо определить какой темп у
колыбельной.

— Кто пойдёт и выберет нужную карточку
темпа?

Дети: (выбор карточки темпа)

Стремительный

Умеренный

Медленный

— Темп умеренный.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Сколько мы разгадали
лепестков! Но нам нужно двигаться дальше.

— Путешествие в вечернюю сказку
продолжается.

— Пусть прозвучат стихотворения о
колыбельных песнях.

Дети: (читают стихотворения по
выбранной карточке)


    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою. (М. Лермонтов)

      

    А баю, баю, баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок,
    Он ухватит за бочок.

Учитель: Давайте попробуем
сочинить мелодию этой колыбельной.

Дети: (исполняют свои сочинённые
мелодии)

Учитель: Какие по характеру они
получились?

Возможные ответы детей: Добрые,
светлые, ласковые.

Учитель: Значит, они прозвучали?

– в мажоре.

— А сейчас, ребята, мы определим динамику.
Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить
песенку? Поднимите карточку.

Дети: (поднимают выбранную ими
карточку)

    

Учитель: Молодцы!

— А в каком регистре мы исполняем? (показ
карточек)

высокий

средний

низкий

Возможный ответ детей: В среднем.

Учитель: Прекрасные колыбельные
получились.

— А сейчас послушайте мелодию.

(игра на фортепиано — звучит “Сонная
песенка”).


Учитель: Что может получиться из
этой мелодии?

Возможный ответ детей: Песня.

Учитель: Почему? Какая была
интонация?

Возможный ответ детей: Убаюкивающая.

Учитель: А как можно ещё назвать
такую песню?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Эта песня называется “Сонная
песенка” и написал её композитор Раймонд
Паулс

(исполняется со словами)

Учитель: Понравилась она вам?

Ответ детей: Да.

Учитель: А каким тембром голоса
я её исполнила?

Возможный ответ детей: Мягким.

Учитель: Посмотрите на наш
цветик – семицветик, мы разгадали с вами
значение последнего лепестка.

Средства музыкальной выразительности

Зная всё о колыбельных песнях — мы сейчас
эту песенку разучим.

(слова песни на доске)

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом.

Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

  • Разбор слов;
  • Прохлопать ритм;
  • На слог;
  • Движение мелодии по руке;
  • Разучивание песенки по 2-3 фразы;
  • Работа над дыханием и окончанием фраз.

Учитель: Ребята, какой инструмент
подойдёт для аккомпанемента нашей песенки?

(выбор инструмента)

— Почему ребята вы выбрали этот инструмент
– треугольник?

Возможный ответ детей: У
треугольника звонкий, прозрачный,
хрустальный, сверкающий звук.

Учитель: Наступает ночь, на небе
одна за другой вспыхивают звездочки, а кто
попробует зажечь звёздочки в нашем
волшебном вступлении.

— Давайте сейчас ребята с огромным
чувством любви к маме, к природе, зная все
черты колыбельных песен, споём эту красивую
песню.

(исполняют хором, игра на треугольнике в
ансамбле с учителем)


Учитель: Молодцы!

— Сегодня мы выучили только один куплет, а
на следующем уроке мы доучим песню до конца
и вы сможете маме спеть перед сном
колыбельную.

— Путешествие в вечернюю сказку
заканчивается.

— А каких песнях мы сегодня говорили?
Слушали их, исполняли, разучивали?

Ответ детей: Колыбельные.

Учитель: А какие черты объединяют
все колыбельные песни?

Ответы детей: (показ по лепесткам,
ответы хором)

Учитель: Молодцы!

— Слушаем музыку и, исполняя ее,
вспоминайте волшебный цветик – семицветик.
Его лепестки помогут тебе понять
настроение, чувство музыкальных
произведений. — Сегодня на уроке хорошо
работали:

(оценка работы на уроке)


Учитель: Все лепестки разгаданы,
если вам всё понятно и урок понравился не
забудьте наполнить нашу корзинку
волшебными цветами.

— После волшебной ночи наступает
радостное утро.

Вот с таким настроением мы и уйдём с
нашего урока, подпевая песню Тамары Муриной
“Песенка — чудесенка”. Музыка4.mp3

(Выход из класса под песню.)

Приложение1

Урок музыки Алексешникова Н.В.

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

  1. Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша.

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Технологическая карта открытого урока по предмету «Музыка» составила Андреева Анна Павловна, учитель музыки, МХК, ОДНК

Предмет: музыка

Класс: 2-б

Кол-во детей—-

Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагиной.

Тема урока: «Расскажи сказку»

Тип урока: комбинированный. Урок-сказка.

Проблема урока: О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Пед.цели: способствовать ознакомлению с произведениями «Сказочка» С. Прокофьева и «Нянина сказка» П. Чайковского, содействовать развитию умения сравнивать и сопоставлять музыкальное развитие и содержание пьес из двух фортепианных альбомов для детей, слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью, способствовать воспитанию музыкального вкуса. Коррекционные задачи: -коррекция личностных качеств; коррекция познавательных возможностей; формирование и развитие коммуникативной функции речи; коррекция сенсорных и двигательных недостатков; коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности.

Пед.методы,приемы и технологии: прием мотивации, прием включения в целеполагание, прием включения в планирование, дифференцированный подход, работа у доски, наглядный метод, печатно-словестный метод, практический, интерактивный метод, метод анализа и сравнения, метод проблемного обучения, обращение к житейскому опыту; ИКТ, здоровьесберегающие технологии, прием сотрудничества ,прием организации деятельности учащихся: вокальная работа, музицирование, сказка, реконструкция алгоритма, прием соотнесения цели и задач результата, прием самооценивания.

Планируемые результаты

(предметные)

Узнают: о назначении муз.терминов –мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.

Научатся: называть изученные произведения и их авторов; находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка»- П. Чайковский, «Сказочка» С. Прокофьев),

рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах.

Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации,; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку.

Личностные результаты

Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия, предвидят возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач, рисуют услышанное.

Коммуникативные: ставят вопросы, учитывают настроение других людей, их эмоциональное восприятие музыки

Цель урока: Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности

Воспитательные: умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.

Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.

Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация работы с детьми с ОВЗ

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности.

Орг. момент.

Муз приветствие.

3 мин.

Организация и включение учащихся в учебную деятельность.

.

-проверь, дружок, готов ли ты начать урок, все ли в порядке, есть ручка, есть тетрадка?.

Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь.

У нас сегодня гости, давайте мы все вместе поздороваемся с ними!

Молодцы!

Готовят рабочее место.

Поют вместе, по рядам.

.

готовят рабочее место.

Поют все вместе

Личностные:

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

2. Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии.

3 мин.

А сегодня мы с вами отправимся путешествовать в необычную страну «СТРАНА «КОМПОЗИТОРИЯ»

Посмотрите вот и страна «Композитория», интересно что же там за этими дверями?

Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет)

Внимание на экран.(кто догадается первым поднимает руку)

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Учитель. Мы будем говорить о сказках и сказочных героях.

Посмотрите на следующий слайд, что мы там видим — “Сказки», а вы знаете эти сказки .

Вы наверное все любите сказки, и читаете их уже сами, а раньше кто вам рассказывал сказки?

Конечно мамы и бабушки.

Давайте вспомним с вами песню, которую начали учить на прошлом уроке. «Бабушкина сказка»

Вы думаете, сказки только читают?

???

В волшебной стране «КОМПОЗИТОРИИ» композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют…

Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов

а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. И мы сегодня попробуем тоже рассказать сказку.

И тема нашего урока «Расскажи сказку»

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения

.

Принимают условие.

Отгадывают: о сказках.

Смотрят на картинки и угадывают из каких сказок персонажи, как называются сказки

отвечают

четко проговаривают слова песни., поют.

Затрудняются ответить.

(получают задание собрать пазлы-сказку)

Слушают, смотрят видеозагадку.

Называют персонажей из сказок.

Отвечают.

Вспоминают слова используя картинки подсказки.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, наобходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные :приобретают умение осознанного построения речевого высказывания.

3. Постановка учебной задачи.

2 мин

Давайте вместе поставим для себя задачи нашего урока.

(чтобы рассказать свою сказку, нам надо узнать какие сказки писали в стране «композитория» композиторы)

Задачи: 1.Познакомиться с муз. сказками.

2.Сравнить муз. сказки

3. Рассказать самим сказку.

(вывесить на доску)

Ну а в конце урока мы вместе проверим со всеми ли задачами мы справились. Хорошо? Отправляемся в волшебную страну «Композиторию».

Делают предположения

Беседа по вопросам, соответсвующим уровню развития детей.

Постановка задач (с опорой на наглядность)

Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, умениют формулировать учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, или при помощи наводящих вопросов.

4. Открытие нового знания. Слушание музыки.

5 мин

Вот мы и попали в страну «композиторию»

Посмотрите нас встречают П. Чайковский и С. Прокофьев

Давайте послушаем, какие сказки расскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев.

И ответим на вопрос- О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев

С. 30. Работа с учебником.

Откройте учебник и скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке

(Нянина сказка и Сказочка)

П.И. Чайковский.(50сек)

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес.

Нянина сказка”

Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, настроение)

Каков характер мелодии?

Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.(2мин30сек)

Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы:

1. Каков характер мелодии?

2. Какие музыкальные краски использовал композитор?

Открывают учебник

Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского.

Дети слушают и отвечают на вопросы

Помощь в работе с учебником.

Работа с конвертом «музыкальные краски»

Познавательные:

Смысловое чтение,

умение воспринять источник информации

Познавательные:

Структурирование знаний.

Личностные: нравственно- этическое оценивание.

5. Первичное закрепление.

5 мин

— Так о чём же рассказали в своих сказках композиторы?( О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом.)

О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом.

Работа над усвоением нового материала.

Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал.

Личностные: самоопределение

— Oдинаковые это сказки или разные? В чем различие.

Разные.

А теперь поиграем в игру (работают в парах)

Проверь себя”: у вас на партах лежат конвертики в которых находятся “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся:

Медленно С движением Тихо Активно
Спокойно Плавно Отрывисто Постепенно усиливая звук

 Соотносят музыкальный термин и название произведения

Проверка работы с конвертом «музыкальные краски»

Музыкальная зарядка для детей. 3 мин.

Ребята, вы большие молодцы, ну а к нам пришла в гости одна сказочная героиня (танец – игра «Бабка-Ежка»).

Делают движения под музыку и поют

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

8 мин

Ребята скажите, а П.И. Чайковский и С. С Прокофьев, кто? Исполнители, слушатели или композиторы.

Давайте и мы побудем немножко композиторами. Расскажем сказку «ТЕРЕМОК», при помощи муз. инструментов. (вызвать 6 детей)

Каждый из вас выберет муз. Инструмент для озвучивания своего персонажа.( мышка лягушка,зайчик, лиса, волк, медведь.- выбрать 6 ч-к для озвучивания сказки). Когда вы услышите своего героя вы будете озвучить его своим инструментом.

(потренироваться)

Озвучивание сказки “Теремок”

Учитель – (раздаются маски гл. героев сказки) объясняет правила инсценирования сказки и выступает в роли рассказчика — рассказывает текст сказки.

Для озвучивания используются шумовые инструменты: треугольники, колокольчики, бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый персонаж сказки озвучивается своим инструментом и задача учащихся вовремя сориентироваться и при упоминании героя сказки – издать соответствующий звук.

Дети отвечают,

сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты.

Озвучивают сказку. (по желанию)

Регулятивные: планирование работы в паре.

Познавательные:

Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра.

1 мин.

Окончание сказки- И стали они дружно жить в новом теремке петь плясать, да на муз.инструментах играть.

Ребята , давайте мы станем с вами исполнителями. такие исполнители?)

Исполняем на муз.инструментах ритмяшку _»Курочка ряба»_____________________

Замечательно, вы все справились с заданием на отлично.

играют на шумовых инструментах

остальные дети хлопают в ладоши.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: Нравственно этическое оценивание.

Доп. Задание(опережающее дом.задание)

— если позволит время – 2-3 мин

Учитель: ребята , у вас на дом было задание – нарисовать и сочить свою сказку, давайте послушаем, что же у вас получилось, но главное условие было сказка небольшая и поучительная.

Дети рассказывают сочиненные сказки и показывают рисунки.

По желанию и готовности

Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал

8.

Подведение итога урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

Учитель: итак наше путешествие подошло к концу и пора подвести итоги все ли мы сделали, что наметили в начале урока (на доске отмечаем сделанную работу ))

С какими произведениями мы сегодня познакомились?

Кто их написал?

Какую сказку мы рассказали на музыкальных инструментах?

Ну а теперь настало время оценить свою работу на уроке.

Кто работал сегодня на уроке активно, выполнил все задания,

все понял показывают солнышко,

Кто не все понял на уроке и работал не очень активно показывают тучку.

Я вижу , что большинство справились с нашими сказочными заданиями хорошо.

Спасибо вам за урок.

Прозвенел звонок, закончился урок!

До свидания!

презентация
PPTX / 12.26 Мб

Отвечают(Нянина сказка и Сказочка, П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев)

ТЕРЕМОК.

Отвечают опираясь на дидактический материал на доске.

Познавательные: анализ

Личностные: самоопределение, сомооценивание

Поднимают солнышки, тучки.

  • Конспект урока по литературному чтению на тему сказка о царе салтане
  • Конспект урока по литературному чтению в 3 классе сказка о царе салтане
  • Конспект урока по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс школа россии сказка о царе салтане 1 урок
  • Конспект урока по литературному чтению 3 класс пушкин сказка о царе салтане школа россии