Урок музыки
2 класс
Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.
Задачи:
— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.
Оборудование:
— компьютер, проектор, экран
— презентация к уроку;
— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).
Примерный ход урока:
- Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие.
- Актуализация знаний.
— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
— Кто композитор этого марша?
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Какие бывают марши? Где звучат марши?
— Приведите пример веселого марша и грустного марша.
— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий шаг, четкий ритм)
Вступительная беседа (введение в тему урока):
— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
— Кто пел колыбельную?
— О чем обычно поется в колыбельных?
3. Основная часть:
— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?
— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?
«Мама» П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять эту песню?
«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление изученного:
— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
Самоанализ урока музыки.
2 класс
Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).
По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.
Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности музыкальных интонаций.
Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.
На уроке решались следующие задачи:
— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.
— Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Для реализации задач урока было проведено следующее:
— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;
— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.
На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.
На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.
Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.
Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.
Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.
Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).
Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.
Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Расскажи сказку. Колыбельные»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»»
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные»
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: показать значимость колыбельной песни в жизни человека. Познакомить с колыбельными, их особенностями, звучанием.
Обучающие: Познакомить обучающихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений; расширять кругозор обучающихся; познакомить с выразительными средствами колыбельной песни.
Развивающие: вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности; развивать ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую, музыкальную память; развивать эмоциональную сферу обучающихся.
Воспитательные: прививать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость; воспитывать нравственные качества (доброту и любовь к маме, к природе) через знакомство с колыбельными песнями; музыкальный вкус.
Методы и приёмы: метод наблюдения за музыкой; размышления о музыке; эмоционального воздействия; закрепление пройденного.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: литература, история, ИЗО;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Музыкальный материал:
— колыбельные народные;
— колыбельные известных композиторов;
«Нянина сказка» П.Чайковский;
«Мама» П.Чайковский;
«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов;
«Спят усталые игрушки» А.Островский;
— колыбельные разных стран.
«Колыбельная» Р. Паулс
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Вы готовы отправиться со мной в удивительную страну музыки?
Тогда приготовились и…
Повторение прошлого урока
Начнём с того, что вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Тема прошлого урока?
Мы узнали, что в музыке есть три кита. И познакомились с двумя из них – это? Танцы бывают разные. Эти разные марши.
2. Постановка цели и задач урока
Учитель читает загадку:
День уходит навсегда,
Закрываем мы глаза,
И тогда приходит он,
Интересный добрый … СОН!
1 слайд. Звучит фрагмент «Спят усталые игрушки» А.Островского.
(спальня, мама, песня, теплая кроватка, сладкий сон, тихий, нежный голос)
Какую картину вы представили, слушая эти слова?
(Ответы детей)
Из какой телепередачи эта музыка? 2 слайд. (Спокойной ночи малыши)
А что это за музыкальное произведение? Какой жанр? Песня.
— Каков характер песни? Спокойная, медленная, нежная, убаюкивающая
— Как же называются такие песни?
(Колыбельные)
Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?
(Ответы детей)
Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня
Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Речь пойдёт о них и об их значении в нашей жизни.
Записываем в тетрадь: – Колыбельная песня.
3. Освоение нового материала.
Сегодня на уроке мы поставили цель узнать, как можно больше о колыбельных песнях, как они создавались, как звучали.
Ребята, а кто слышал такую фразу:
Песня матери – главная песня в мире;
Начало всех человеческих песен.
Расул Гамзатов
Мы сможем с вами ответить, когда узнаем про колыбельную песню.
Почему песни называют «колыбельные»? От слова колыбель – люлька, качалка, баюкалка. Она делалась различно: пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок с подножкою для качания; кроватка на круглых полозках.
Люлька подвешивалась к потолку , к матице, или на длинную палку, что бы она качалась.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняются, когда?
А это значит колыбельные песни какие?
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
(Ответы детей)
— Правильно! Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
Чтение «мудрой мысли». (Приложение №2)
Вспомните, какие колыбельные песни вы знаете, какие песни пели вам мамы?
(Ответы детей)
Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их, Кот-баюн, Гули, собачки и другие.
А как они убаюкивают?
(Ответы детей)
А хотите мы с вами поиграем и изобразим помощников в убаюкивание детей?
Выполнение задания
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание.
И мы с вами отправляемся в мир сказки.
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
А вы любите сказки?
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
«Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная?
(Ответы детей)
6. Вокально- хоровая работа
Разучивание песни «Зореньки краше» сл. А.Афлятунова и муз. В.Канищева
7. Подведение итогов урока.
Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали, ИЗУЧИЛИ сегодня?
— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова.
песня матери – главная песня в мире;
Начало всех человеческих песен.
— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.
8. Домашнее задание.
Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина.
Раздел 2. День, полный событий.
Цель урока: Создать условия для усвоения
ребёнком социально-культурного опыта
посредством знакомства учащихся со сказочными
образами в музыке.
Оборудование: компьютер, проектор,
фонограммы к используемым на уроке песням,
фортепиано, флейты, шумовые инструменты, учебник
“Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.
Этап урока. Осуществление деятельности учителя. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент. 2 мин. |
Организация и включение учащихся в учебную деятельность. Музыкальная игра — приветствие. С добрым утром второй класс! — Давайте проверим присутствие учащихся на — Я вижу, что все готовы к уроку! — Давайте вместе послушаем тишину! — Я чувствую ваше желание начать заниматься Молодцы! |
Приветствуют учителя.
Готовят рабочее Поют слова по принципу игры “Эхо” |
Коммуникативные: решение учебных задач в процессе взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
2. Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии. 3 мин. |
Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет) Учитель: Ребята, вы догадались, Учитель. Мы будем говорить о сказках и |
Отгадывают: о сказках. | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. Регулятивные: умение четко |
Вы думаете, сказки только читают?
??? |
Затрудняются ответить. | ||
Бывает, что композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют…Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов… а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. Давайте Откройте учебник. |
Открывают учебник |
||
3. Постановка учебной задачи.
2 мин |
С. 30. Работа с учебником.
Откройте Нам предстоит не только прослушать эти |
Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского. |
Познавательные:
Смысловое чтение, умение воспринять источник информации |
4. Открытие нового знания. Слушание музыки. 5 мин |
П.И. Чайковский.
У маленького Пети “Нянина сказка” С какой картинкой в учебнике можно соотнести Какие музыкальные краски использовал Каков характер мелодии? |
Дети слушают и отвечают на вопросы |
Познавательные:
Структурирование Личностные: нравственно- этическое оценивание. |
5. Первичное закрепление.
5 мин |
Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.
Задание: 1. С какой картинкой можно соотнести эту пьесу? 2. Каков характер мелодии? 3. Какие музыкальные краски использовал |
Слушают, анализирую, отвечают на вопросы. |
Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал. Личностные: |
Прочитайте слова внизу страницы. Поясняем их значение. Ответьте на вопросы: — |
Есть музыкальное вступление. |
||
— Как называется музыка, которая звучит в высоком регистре? |
Мелодия | ||
— Как называется музыка, которая звучит в низком регистре? |
Аккомпанемент. | ||
— Так о чём же рассказали в своих сказках композиторы? |
О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом. |
||
— Oдинаковые это сказки или разные? | Разные. | ||
Одинаковые или разные музыкальные краски использовали? |
Разные. | ||
А теперь поиграем в игру
“Проверь Медленно |
Соотносят музыкальный термин и название |
||
Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. | Включить фонограмму. | Делают зарядку под музыку. | |
6. Самостоятельная работа
7 мин |
Давайте поиграем в композитора.
Озвучивание Учитель выступает в роли рассказчика — Для озвучивания используются шумовые |
Дети сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты. |
Регулятивные: планирование работы в паре. Познавательные: Умение найти герою сказки соответствующее Коммуникативные: умение управлять поведением |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 7 мин. |
Знакомство с героями сказки А. Толстого “Буратино” на основе мюзикла “Наш друг – Буратино” Муз. А.Рыбникова, слова Б.Окуджавы и Учитель выступает в роли рассказчика Кто ещё хочет поиграть в исполнителя? Возьмите |
Учащиеся, посещающие кружок внеурочной деятельности “Каждый ребенок – музыкант” исполняют фрагмент музыкальной сказки: поют, играют на флейте и шумовых инструментах. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: Нравственно |
Учитель дирижирует — Класс дополняет звучание флейт звучанием шумового оркестра. Учитель побуждает класс |
Музыкальные номера: Песня Фонарщиков Полька Карабас Буратино |
Познавательные: умение понять и выполнять учебную задачу |
|
А сейчас мы выучим песню, в которой сказочные герои даже танцуют! Вокально-хоровая |
Вокально-хоровая работа над изучением песни “Сказки гуляют по свету”. |
||
8 мин. | А) изучение слов
Б) прохлопывание В) вокализация текста Г) исполнение под музыку мелодии Д) исполнение под фонограмму. |
А) изучают слова
Б)прохлопывают В) пропевают текст Г) исполняют под музыку мелодию Д) исполняют под фонограмму. |
Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал |
Учитель: В этой песне прозвучали слова, которые могут быть выводом нашего урока. Какие это слова? |
Дети отвечают:
Хоть зло на проделки |
Познавательные: анализ | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. |
Учитель: Прошу поднять карточки красным цветом тех, кто узнал новое, но не всё запомнил. Прошу поднять карточки зелёным Молодцы. Домашнее задание: читать с. 30-31. |
Поднимают карточки, большинство зелёного цвета. Записывают домашнее задание. |
Личностные: самоопределение. |
Технологическая карта открытого урока по предмету «Музыка» составила Андреева Анна Павловна, учитель музыки, МХК, ОДНК
Предмет: музыка
Класс: 2-б
Кол-во детей—-
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагиной.
Тема урока: «Расскажи сказку»
Тип урока: комбинированный. Урок-сказка.
Проблема урока: О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.
Пед.цели: способствовать ознакомлению с произведениями «Сказочка» С. Прокофьева и «Нянина сказка» П. Чайковского, содействовать развитию умения сравнивать и сопоставлять музыкальное развитие и содержание пьес из двух фортепианных альбомов для детей, слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью, способствовать воспитанию музыкального вкуса. Коррекционные задачи: -коррекция личностных качеств; коррекция познавательных возможностей; формирование и развитие коммуникативной функции речи; коррекция сенсорных и двигательных недостатков; коррекция сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; коррекция эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности.
Пед.методы,приемы и технологии: прием мотивации, прием включения в целеполагание, прием включения в планирование, дифференцированный подход, работа у доски, наглядный метод, печатно-словестный метод, практический, интерактивный метод, метод анализа и сравнения, метод проблемного обучения, обращение к житейскому опыту; ИКТ, здоровьесберегающие технологии, прием сотрудничества ,прием организации деятельности учащихся: вокальная работа, музицирование, сказка, реконструкция алгоритма, прием соотнесения цели и задач результата, прием самооценивания.
Планируемые результаты (предметные) |
Узнают: о назначении муз.терминов –мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: называть изученные произведения и их авторов; находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка»- П. Чайковский, «Сказочка» С. Прокофьев), рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах. Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации,; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку. |
Личностные результаты |
Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Метапредметные универсальные учебные действия. |
Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия, предвидят возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач, рисуют услышанное. Коммуникативные: ставят вопросы, учитывают настроение других людей, их эмоциональное восприятие музыки |
Цель урока: Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности
Воспитательные: умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.
Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.
Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.
Этап урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организация работы с детьми с ОВЗ |
Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент. Муз приветствие. 3 мин. |
Организация и включение учащихся в учебную деятельность. . -проверь, дружок, готов ли ты начать урок, все ли в порядке, есть ручка, есть тетрадка?. Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь. У нас сегодня гости, давайте мы все вместе поздороваемся с ними! Молодцы! |
Готовят рабочее место. Поют вместе, по рядам. . |
готовят рабочее место. Поют все вместе |
Личностные: Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
2. Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии. 3 мин. |
А сегодня мы с вами отправимся путешествовать в необычную страну «СТРАНА «КОМПОЗИТОРИЯ» Посмотрите вот и страна «Композитория», интересно что же там за этими дверями? Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет) Внимание на экран.(кто догадается первым поднимает руку) Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Учитель. Мы будем говорить о сказках и сказочных героях. Посмотрите на следующий слайд, что мы там видим — “Сказки», а вы знаете эти сказки . Вы наверное все любите сказки, и читаете их уже сами, а раньше кто вам рассказывал сказки? Конечно мамы и бабушки. Давайте вспомним с вами песню, которую начали учить на прошлом уроке. «Бабушкина сказка» Вы думаете, сказки только читают? ??? В волшебной стране «КОМПОЗИТОРИИ» композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют… Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов … а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. И мы сегодня попробуем тоже рассказать сказку. И тема нашего урока «Расскажи сказку» |
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения . |
||
Принимают условие. Отгадывают: о сказках. Смотрят на картинки и угадывают из каких сказок персонажи, как называются сказки отвечают четко проговаривают слова песни., поют. Затрудняются ответить. |
(получают задание собрать пазлы-сказку) Слушают, смотрят видеозагадку. Называют персонажей из сказок. Отвечают. Вспоминают слова используя картинки подсказки. |
|||
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, наобходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные :приобретают умение осознанного построения речевого высказывания. |
||||
3. Постановка учебной задачи. 2 мин |
Давайте вместе поставим для себя задачи нашего урока. (чтобы рассказать свою сказку, нам надо узнать какие сказки писали в стране «композитория» композиторы) Задачи: 1.Познакомиться с муз. сказками. 2.Сравнить муз. сказки 3. Рассказать самим сказку. (вывесить на доску) Ну а в конце урока мы вместе проверим со всеми ли задачами мы справились. Хорошо? Отправляемся в волшебную страну «Композиторию». |
Делают предположения |
Беседа по вопросам, соответсвующим уровню развития детей. Постановка задач (с опорой на наглядность) |
Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу, умениют формулировать учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, или при помощи наводящих вопросов. |
4. Открытие нового знания. Слушание музыки. 5 мин |
Вот мы и попали в страну «композиторию» Посмотрите нас встречают П. Чайковский и С. Прокофьев Давайте послушаем, какие сказки расскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев. И ответим на вопрос- О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев С. 30. Работа с учебником. Откройте учебник и скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке (Нянина сказка и Сказочка) П.И. Чайковский.(50сек) У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес. “Нянина сказка” Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, настроение) Каков характер мелодии? Слушание “Сказочки” С. Прокофьева.(2мин30сек) Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы: 1. Каков характер мелодии? 2. Какие музыкальные краски использовал композитор? |
Открывают учебник Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского. Дети слушают и отвечают на вопросы |
Помощь в работе с учебником. Работа с конвертом «музыкальные краски» |
Познавательные: Смысловое чтение, умение воспринять источник информации Познавательные: Структурирование знаний. Личностные: нравственно- этическое оценивание. |
5. Первичное закрепление. 5 мин |
— Так о чём же рассказали в своих сказках композиторы?( О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом.) |
О разных чудесных событиях, о борьбе добра со злом. |
Работа над усвоением нового материала. |
Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал. Личностные: самоопределение |
— Oдинаковые это сказки или разные? В чем различие. |
Разные. |
|||
А теперь поиграем в игру (работают в парах) “Проверь себя”: у вас на партах лежат конвертики в которых находятся “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся: Медленно С движением Тихо Активно |
Соотносят музыкальный термин и название произведения |
Проверка работы с конвертом «музыкальные краски» |
||
Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. |
Ребята, вы большие молодцы, ну а к нам пришла в гости одна сказочная героиня (танец – игра «Бабка-Ежка»). |
Делают движения под музыку и поют |
||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8 мин |
Ребята скажите, а П.И. Чайковский и С. С Прокофьев, кто? Исполнители, слушатели или композиторы. Давайте и мы побудем немножко композиторами. Расскажем сказку «ТЕРЕМОК», при помощи муз. инструментов. (вызвать 6 детей) Каждый из вас выберет муз. Инструмент для озвучивания своего персонажа.( мышка лягушка,зайчик, лиса, волк, медведь.- выбрать 6 ч-к для озвучивания сказки). Когда вы услышите своего героя вы будете озвучить его своим инструментом. (потренироваться) Озвучивание сказки “Теремок” Учитель – (раздаются маски гл. героев сказки) объясняет правила инсценирования сказки и выступает в роли рассказчика — рассказывает текст сказки. Для озвучивания используются шумовые инструменты: треугольники, колокольчики, бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый персонаж сказки озвучивается своим инструментом и задача учащихся вовремя сориентироваться и при упоминании героя сказки – издать соответствующий звук. |
Дети отвечают, сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты. Озвучивают сказку. (по желанию) |
Регулятивные: планирование работы в паре. Познавательные: Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение. Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра. |
|
1 мин. |
Окончание сказки- И стали они дружно жить в новом теремке петь плясать, да на муз.инструментах играть. Ребята , давайте мы станем с вами исполнителями. такие исполнители?) Исполняем на муз.инструментах ритмяшку _»Курочка ряба»_____________________ Замечательно, вы все справились с заданием на отлично. |
играют на шумовых инструментах остальные дети хлопают в ладоши. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: Нравственно этическое оценивание. |
|
Доп. Задание(опережающее дом.задание) — если позволит время – 2-3 мин |
Учитель: ребята , у вас на дом было задание – нарисовать и сочить свою сказку, давайте послушаем, что же у вас получилось, но главное условие было сказка небольшая и поучительная. |
Дети рассказывают сочиненные сказки и показывают рисунки. |
По желанию и готовности |
Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал |
8. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. |
Учитель: итак наше путешествие подошло к концу и пора подвести итоги все ли мы сделали, что наметили в начале урока (на доске отмечаем сделанную работу )) С какими произведениями мы сегодня познакомились? Кто их написал? Какую сказку мы рассказали на музыкальных инструментах? Ну а теперь настало время оценить свою работу на уроке. Кто работал сегодня на уроке активно, выполнил все задания, все понял показывают солнышко, Кто не все понял на уроке и работал не очень активно показывают тучку. Я вижу , что большинство справились с нашими сказочными заданиями хорошо. Спасибо вам за урок. Прозвенел звонок, закончился урок! До свидания! презентация |
Отвечают(Нянина сказка и Сказочка, П. И. Чайковский и С.С. Прокофьев) ТЕРЕМОК. |
Отвечают опираясь на дидактический материал на доске. |
Познавательные: анализ Личностные: самоопределение, сомооценивание |
Поднимают солнышки, тучки. |
Урок музыки
2 класс
Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных
песен.
Задачи:
— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и
П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно—образное понимание музыкальных
произведений;
— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение
передавать собственные впечатления с помощью музыкально—творческой деятельности
(исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.
Оборудование:
— компьютер, проектор, экран
— презентация к уроку;
— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).
Примерный ход урока:
1. Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний.
— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
— Кто композитор этого марша?
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Какие бывают марши? Где звучат марши?
— Приведите пример веселого марша и грустного марша.
— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий шаг, четкий ритм)
Вступительная беседа (введение в тему урока):
— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
— Кто пел колыбельную?
— О чем обычно поется в колыбельных?
3. Основная часть:
— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
(Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся
композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки
о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,
о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня
маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
—Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте,
одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка»
П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему
рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной
песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти
инструменты?
— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,
прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая
малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в
ней?
«Мама» П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает
колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы
думаете?
— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять эту песню?
«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление изученного:
— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими
исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и
пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
Самоанализ урока музыки.
2 класс
Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет
углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских
композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева
(пьесы из сборника «Детская музыка»).
По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока
учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания
по программе.
Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно—
образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности
музыкальных интонаций.
Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах
колыбельных песен.
На уроке решались следующие задачи:
— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и
П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно—образное понимание музыкальных
произведений;
— Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение
передавать собственные впечатления с помощью музыкально—творческой
деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие
колыбельных песен.
— Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Для реализации задач урока было проведено следующее:
— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой
на возможности детей;
— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания
музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений,
что позволило ученикам проникнуться интонационно—образными особенностями
колыбельных.
На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в
сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства,
выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к
проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных
произведений.
На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на
этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в
уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием,
выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных
инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в
форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было
отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы
урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока
позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.
Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило
компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по
времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.
Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений,
«живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и
интерес учащихся на уроке музыки.
Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за
счет постоянной смены видов деятельности учащихся.
Положительно—эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей
и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную
психологическую атмосферу на уроке.
Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку
(высказывание Расула Гамзатова).
Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно.
Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти
эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития
творческой активности детей.
(урок №
Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.
Задачи:
— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.
Оборудование:
— компьютер, проектор, экран
— презентация к уроку;
Ход урока:
-
Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие. (Слайд)
-
Актуализация знаний.
— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд)
— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
— Кто композитор этого марша?
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Какие бывают марши? Где звучат марши?
— Приведите пример веселого марша и грустного марша. (слайд)
— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий шаг, четкий ритм)
Вступительная беседа (введение в тему урока):
— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
— Кто пел колыбельную?
— О чем обычно поется в колыбельных?
3. Основная часть:
— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?
— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?
«Мама» П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять эту песню?
«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление изученного:
— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
Конспект урока музыки во 2 классе.
Тема: Расскажи сказку.
Цели: разучить новые упражнения для музыкальной разминки; выучить 3-й куплет песни «Цветик-семицветик»; познакомить детей с циклом М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»; познакомить с терминами «реприза», «контраст», «речитатив»; закрепить знания о пьесах из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характер музыкального произведения; понимать термины «контраст», «речитатив» и «реприза»; распознавать особенности музыкальных жанров; выразительно исполнять попевки и песню; выполнять задания творческого характера.
Музыкальный материал: попевки на легато и стаккато; считалочка «Чемодан»; дразнилка «Баба-Яга»; песня «Цветик- семицветик» О.Юдахиной; пьесы «Сладкая грёза», «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Зимнее утро», «Старинная французская песенка», «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского; «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Оформление: тексты новых песен и попевок, портреты композиторов П.И.Чайковского и М.П. Мусоргского, новые термины, иллюстрации и стихи к пьесам П.Чайковского и М.Мусоргского, словарь эмоциональных определений.
Ход урока
I.Музыкальная разминка
а)Музыкальное приветствие.
б)скороговорка «Ты нас мама не ищи…» с ритмическим аккомпанементом.
в)упражнения на легато («качели») и стаккато(«куклы»).
г)считалочка «Плыл по морю чемодан»-пение со словами, показ ритма, пение по фразам сольфеджио.
II.Закрепление пройденного материала
-На предыдущих занятиях мы с вами начали знакомиться с очень интересным произведением для детей П.И. Чайковского. Как называется этот альбом? («Детский альбом») Сколько пьес в этом сборнике? (24 пьесы). Действительно, это как будто 24 часа, день из жизни ребёнка, а каждая пьеса рассказывает о каком-то событии в жизни ребёнка-его играх, окружающей природе, о радости общения с мамой. Здесь встречаются танцевальные мелодии разных стран, жанровые картинки и даже сказочные персонажи.
Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили музыку пьес Чайковского. А поможет нам в этом викторина-угадайка. (Учитель раздаёт листы с названием пьес «Детского альбома» и объясняет задание: рядом с названием нужно поставить номер, под которым звучит данная пьеса Дети слушают музыку и выполняют задание) .Проверка результатов.
III.Изучение нового материала
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним не менее интересным сборником другого русского композитора М.П. Мусоргского. Называется этот сборник «Картинки с выставки», а каждая из пьес – это экспонат, увиденный композитором на выставке. Всего пьес 10, и они тоже написаны для фортепиано. Сегодня вы послушаете только одну пьесу, которая нарисует вам облик сказочного персонажа. Какого? Я дам вам подсказку, отгадайте загадку!
В облаках, не по земле, летит бабка на метле.
Страшная и злая…Кто она такая?
Дети отвечают: Баба Яга.
-Какой Баба Яга предстаёт в наших сказках?
-Какими звуками будет рисовать её облик композитор?( Короткими, острыми, злыми).
а) разучивание и ритмизация песенки- попевки.
А как вы думаете, может Баба Яга быть смешной? Оказывается и такое может быть! Про неё в народных играх даже сложена прибаутка- дразнилка:
Баба-Яга, костяная нога,
С печки упала, ногу поломала,
Побежала в огород, напугала весь народ,
Побежала в баньку, напугала зайку.
Давайте вместе прохлопаем, а затем запишем ритм этой дразнилки.
I II I II I II I I II II II II II II II II I II II II I
II II II II II II.
На следующем уроке мы попробуем сочинить к этой дразнилке мелодию.
б) слушание музыки, знакомство с новыми музыкальными терминами.
Ну а наша Баба- Яга в первую очередь будет волшебной, сказочной. Представьте себе, что мы вошли в тёмный, дремучий лес. Шли, шли и вышли на поляну, на которой увидели домик – избушку на курьих ножках. Хотели мы было подойти к этому домику, да побоялись, и правильно сделали. Выскочила из него Баба- Яга, забралась в свою ступу и взвилась в небо. Помните, как об этом говорится в народных сказках: «Баба- Яга в ступе летит, помелом след заметает».
Пьеса М.П.Мусоргского «Баба-Яга» состоит из трёх частей. Первая и третья части рисуют образ Бабы-Яги- злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит ступой. А потом музыка вдруг меняет свой характер, потому что рисует картину зачарованного дремучего леса, в котором и стоит избушка на курьих ножках. Давайте договоримся: когда вы услышите, что музыка изображает волшебный лес, то прикроете глаза ладонями и представите себе этот лес. А в последней части музыка вновь рисует Бабу-Ягу, которая, ворча и хромая, вновь забирается в свою ступу и улетает.
Итак, слушаем пьесу «Баба-Яга», которую написал композитор М.П.Мусоргский. (Прослушивание пьесы).
— Менялся ли характер музыки на протяжении всей пьесы.
— Каким было начало произведения? (Громким, отрывистым, злым).
— Какой была 2-я часть пьесы?(Таинственной, негромкой, мрачной, волшебной).
Ребята, приём, когда части произведения резко отличаются друг от друга по силе звука, темпу, регистру называется контраст. Повторите хором. А что вы скажете о 3-ей части? На какую из предыдущих частей она похожа? (она повторяет первую часть.) Повторение в музыке называется реприза. Повторите хором.
А теперь давайте запишем в тетрадь название пьесы, её автора и новые музыкальные слова- термины.
IV.Работа над песенным репертуаром
Какую песню о сказочном, волшебном цветке мы разучивали с вами недавно? («Цветик- семицветик» О.Юдахиной)
Давайте выучим слова 3-го куплета, а теперь споём его в среднем темпе. (Дети поют под фортепиано) Последний припев мы будем исполнять по-особенному: девочки будут пропевать первые три строчки, а мальчики проговаривать нараспев каждую строчку, как эхо . Давайте попробуем без аккомпанемента – a capello. (Дети разучивают ) Молодцы . Запомните, речь нараспев называется «речитатив». Запишите это слова в тетрадь. А теперь споём всю песню целиком. Постарайтесь исполнить её выразительно.
Дети исполняют песню целиком.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какие циклы фортепианных пьес русских композиторов вы знаете?
— Какую пьесу из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского вы слушали сегодня в первый раз?
— Сколько частей было в пьесе «Баба- Яга»?
— Придумайте название к 1-й части пьесы.
— Придумайте название ко 2-й части пьесы.
— Повторялась ли в этой пьесе 1-я часть, как называется повторение в музыке?
— Как называется сильное различие между характером музыки разных частей, разделов, тем?
— Какой способ исполнения мы использовали в припеве песни «Цветик- семицветик»?
— Что вам больше всего понравилось на уроке, что было трудно, что не получилось?
Наш урок закончен. Музыкальное «до свидания» (дети поют).
.