Конспект урока по родной литературе 3 класс русская народная сказка хаврошечка

Литературное
чтение, 3 класс.

Тема: Русская
народная сказка «Хаврошечка».

Цель:   обобщить знания детей по теме ,,Волшебная
сказка’’.

Задачи:

1)продолжить
знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке
следы обрядов;

2)учить применять
знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к
изучению сказок;

4) развивать
фантазию, воображение;

5) формировать
систему читательских умений.

Здоровьесберегающие
компоненты урока
:

-смена видов
деятельности;  

-рефлексия.

Развивать УУД:

·       
Коммуникативные (умение
высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

·       
Познавательные (поиск
информации, извлечение информации)

·       
Регулятивные (принятие
цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана,
самооценка, удержание цели).

Оборудование:

Презентация Power Point, приложения для групп и пар к уроку, «наливные яблоки»,
листики и цветочки.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание учебного материала,

деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность
учащихся.

1.Орг. момент.

Тихо девочки
за парты сели.

Тихо мальчики
за парты сели.

На меня все
посмотрели.

Будем
отвечать активно,

Хорошо себя
вести

Чтобы гости
дорогие

Захотели
вновь прийти!

Речевая разминка. На слайде.

Произнести фразы: «Дай мне игрушку!», «Не дам!», как
гром, дождик и мышка.

2.Актуализация знаний о сказках.

— игра в парах «Четвёртый лишний»

Петушок — золотой гребешок, боярин, братья,
жерновцы.

Иванушка – дурачок, Царевна — лягушка, пшеница,
Сивка – бурка.

— что объединяет все эти слова?

— чем они похожи?

— Что такое сказка?

— какие виды сказок знаете?

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

Учащиеся находят лишнее: братья, Царевна-лягушка.

-Сказки.

— русские народные сказки.

— сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок
(дети отвечают)

-Волшебная, бытовая, о животных.

3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.

— С какой целью мы
повторили материал по сказкам?

Объясняют цель

4. Целеполагание, тема урока.

— Правильно, мы сегодня изучаем русскую народную
сказку стр.42.

 -Давайте определим цель, которую мы ставим перед собой?

Что означает слово Хаврошечка, как вы думаете? (*стр.
169) Попробуйте поработать с именем как бы еще называли человека с таким
именем?(Пример: Лена, Елена,Ленуша, Леночка…)

— Подберите синонимы к слову
хавронья.

Хавронья`Толковый
словарь Даля`

искажен. имя, Февронья. |
Свинья. 

Хавронья`Толковый
словарь Ожегова`

-и, род. мн. -ний, ж. (разг шута.). То же, что свинья (в 1
знач.). Вывалялось в грязи

Хавронья`Словарь
синонимов`

хавронья

хрюшка, свинья, чушка,
грязнуля

-А что хотели бы узнать вы из
сказки с таким названием?

— Хаврошечка.

-Проанализировать произведение с точки зрения магии
чисел, слов должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра
и зла, вознаграждение героя.

   Февро́ния (также Евфросиния;
разг. Февро́нья; прост. Хавро́ния, Хавро́нья) —
женское 
русское личное имя;
восходит к 
др.-греч. 
букв. «благомыслящая, радостная».

Производные:
Февро́ньюшка; Февро́ня; Фе́ва; Фе́ша; Хавро́нья; Хавро́ха; Хавро́ша; Хо́вря
(Хо́вра); Хо́ря.

Ответы детей.

5. Постановка учебной задачи.

Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас
будем с вами делать?

Читать, отвечать на вопросы. Проанализируем сказку и
докажем, что она волшебная.

6. Открытие новых знаний.

Словарная работа.

Ты
катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,

Укажи
быстрее:

К
кому нитка привела?

Сказку
слушать нам пора!

Сейчас
вы прослушаете сказку. Будьте внимательны и  запоминайте: Отмечайте
непонятные слова.
 

восприятие текста, проверка первичного восприятия
текста.

Разбор сложных слов после прочитанного.

А сейчас поработаем в парах сменного состава и начнем
анализировать сказку.

Затем продолжение анализа сказки на местах

Еще несколько вопросов возникло ребята.

Какая эта сказка по виду? Докажите.

Хаврошечка
выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?

(
Как выполняла трудную работу Царевна – лягушка? В чём разница?)

Вы
уже обратили внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня
сказки. Это случайные детали?


 Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?

С какими древними
представлениями связано то, что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из
другого? ( если затруднения стр.170*)


 От
чего засыпают обе сестры?

Почему из косточек коровы вырастает дерево?


Случайно ли это яблонька, да еще такая необычная? Зачитайте.

-Понравилась
вам сказка?

(Чтение
подготовленными учениками
).

Разбирают непонятные слова.

Работают в парах сменного состава над вопросами.

-волшебная

Магия волшебного слова.

Волшебный помощник…

8.Применение способа действия.

В парах поработайте над вторым вопросом на стр.47.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Какой урок может дать
нам эта сказка?

Сравнивают сказки «Хаврошечка» и «Сивка — бурка»

9.Рефлексия

-Как вы думаете, что
сегодня на уроке было для вас главным, интересным?

-Достигли поставленной
цели?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

У вас на столе лежат наливные яблочки,
зеленые листочки и розовые цветочки. Если у вас настроение хорошее и все
получилось на уроке поднимите яблочки, были небольшие затруднения – цветочки,
пока трудно делать выводы – покажите зеленые листики.

Рефлексируют свою работу на уроке.

10.Домашнее

задание
на выбор

1)    Подготовить вопросы для
викторины по волшебным сказкам.

2)    Попробовать придумать свою 
волшебную сказку.

3)    Стр.47 последние два
вопроса.

-Молодцы ребята! Хорошо поработали.

Урок окончен!

Выбирают домашнее задание по силам.

 Задачи  этапа урока

 (виды работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Приветствие. 

– Сегодня у нас на уроке много работы. Мы покажем, как умеем хорошо читать, принимать информацию, осознавать её, обрабатывать и усваивать.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Формировать умение  различать способ и результат действия;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

Коммуникативные

Учить детей работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Для начала мы повторим то, что изучили по теме сказки, затем будем изучать сказку, жанр которой вы определите самостоятельно.

Мы будем учиться  наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; Учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошьютекста.

  Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

— Какой раздел литературного чтения мы читаем?
( Волшебные сказки) Слайд
Давайте вспомним какими бывают волшебные сказки по жанру?

(Волшебные сказки бывают народные и художественные)
— Что значит народные сказки?

( Их сочинил народ. Это произведение фольклора.) 
— Назовем жанровое разнообразие народных сказок.
( Бытовые народные сказки и о животных.)
— Бытовые- это о ком или о чем?
( Это сказки о людях, детях, семье)
— Для чего мы сейчас все это повторили?
(Чтобы разбираться в сказках.
Мы будем читать бытовую народную сказку из раздела «Волшебные сказки.)
Правильно, читать и учиться у сказок, как вы думаете чему?
( Уму разуму, трудолюбию, старанию, дружбе. добру, справедливости.)
— Это будет целью нашего урока.
(Слайд, где записаны цели урока.)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 — 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

 « Крошечка-Хаврошечка».
Чтение учителем
— Назови произведение, которое прочитали.
( Русская народная сказка «Крошечка- Хаврошечка»)

Кто главный герой сказки?

(Крошечка-Хаврошечка)
— Поделитесь своими чувствами. Какими словами вы можете назвать их. 
( Радость, жалость, тревога, досада, волнение, веселье) 

Скажите какие моменты сказки вам понравились или нет и почему
(
Мне жалко Хаврошечку. Она хорошая. 
Мне не понравились сестры.
А мне жалко коровушку.
Я радовалась, что все закончилось счастливо.
Я тревожилась, когда Триглазка все узнала.) 

Давайте в парах на листочках попробуем написать название сказки, жанр и тему, после выполним самопроверку.
^ Русская народная сказка Хаврошечка).
Жанр бытовая волшебная сказка. Тема – о людях, семье.
— Выполни самопроверку. Если у тебя все правильно – поставь восклицательный знак. Если была ошибка – вопросительный знак.
У кого возникли ошибки, в чем?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Я сейчас хочу увидеть, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, внимательно прослушайте сказки и назовите главного героя.

О чем говорится в сказке?
(
^ О добре и зле.
О том, как плохо жилось  Хаврошечке в чужой семье.)
Читаем по группам.
(Слайд. Читаем и замечаем.)
— У кого красный лист — читает самостоятельно молча. Отмечает непонятные слова, выражения, словосочетания.
У кого синий лист – в паре по абзацу. Отмечает повторы в сказке.
У кого желтый лист – жужжащее чтение. Отмечает ласковые слова.
Физминутка  

— Это современная сказка или старинная?
(Старинная. Есть устаревшие слова ) 
Что мы делаем для толкования слов?
( Обращаемся к словарю. Спрашиваем у взрослых.)
Где можно встретить устаревшие слова?
( В сказках, былинах, фольклоре.)
Устаревшие слова – это признаки сказки. А что ещё?
(Ласковые слова.) Называют их. Остальные появляются на слайде.
Зачин. Повторы. Превращения. Чудеса. Волшебство.)

Работа над образами героев.
Кто главный положительный герой? (Слайд)

( Хаврошечка.)
Расскажи о ней.
(
Она сирота. У неё нет отца и матери. Она живет в чужой семье. Хозяйка её не любит. Каждый раз дает ей много работы .Хаврошечка послушная, трудолюбивая, добрая. Мне её жалко.)
— Выборочное чтение подтверждения.

Любит ли автор Хаврошечку?
(
^ Да, у неё хорошее имя. Он называет её ласково – Крошечка-Хаврошечка.)
— Кто помогал Хаврошечке?(Слайд)
(Ей помогала коровушка. Она была ей вместо мамы. Она жалела её и помогала в работе. Она даже жизнь свою отдала за Хаврошечку.)
— А хозяйские дочери- какие образы?
(
^ Отрицательные.
— Они следили за Хаврошечкой и все рассказывали матери.
Они были ленивые, ничего не делали, не трудились.)
— А любила ли их мать?
(Да, она называла их ласковыми словами. Не заставляла их трудиться. Она посылала их смотреть, кто помогает Хаврошечке).
Любит ли автор этих героев?
( Нет, у них плохие имена. Они ленивые. У них плохие поступки)
— Когда ты волновался за Хаврошечку?
(Триглазка не спала, все видела и рассказала матери).
( Хозяйка приказала зарезать коровушку)
— Хаврошечка прощается с коровушкой.
Чтение диалога. Голос.Чувства.
Это кульминация сказки — самые волнительные моменты.
А когда ты радовался за Хаврошечку?
Это развязка сказки.
За что же была награждена счастьем Хаврошечка?
(За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке ,терпение, за добро.)
— Что же такое добро?
( Добро это когда….).
— А зло?
(
^ Зло это когда…).
— Что же главное?
Какова основная мысль сказки? Слайд
Добро побеждает зло.
За добро добром платят.
В добре поживать, лиха не знать.
  

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Я увидела, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, обрабатывать. Теперь я хочу понять, как вы её усвоили.
Слайд. Творческая работа

Вставь пропущенные слова так, чтобы получился рассказ от лица:

1. Группа (Крошечка-Хаврошечка)

Меня зовут Крошечка-Хаврошечка, я …, поэтому меня приютила хозяйка, у которой три дочери, Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка. Каждый день хозяйка … меня работой, да так, что часто ночами не сплю … и работу. Но мне помогает … коровушка-матушка, я прихожу к ней в поле, рассказываю все, и она мне … .

Опорные слова:  сирота,  нагружает,  выполняю,  рябая,  помогает.

2. Группа (Хозяйка)

Я живу в…, у меня три … дочери и еще сиротка. Доченьки у меня красавицы, умницы, а Хаврошка…, сколько бы я ей не давала работы она со всем … . Ей явно кто-то…, я обязательно узнаю кто это!

Опорные слова:  деревне,  замечательные,  грязнушка,  справляется,  помогает.

3. Группа (Коровушка)

Меня зовут…, так меня называет милая Крошечка-Хаврошечка. У нее очень … жизнь, злая хозяйка … ее работой. Хаврошечка …ко мне и рассказывает свою беду, а я … ей.

Опорные слова:  матушка-коровушка,  сложная,  нагружает,  приходит,  помогаю.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Проверка творческих заданий.

Думаю, что сегодня на уроке вы многому научились.
Чему мы учились?
(Толковали слова. 
Говорили о добре и зле. Изучали сказку)

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Скажи о себе. Я вспомнил….Я повторил.. Мне было…Мне понравилось..

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Тема: «Русская народная сказка «Хаврошечка».

Цели:

Обучающие: учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом.

Равивающие : развивать воображение, логическое и образное мышление , . расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками ;

Воспитательные: формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла; воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

1. Психологическая установка

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок.

Сегодня у нас необычный урок.

2. Подготовительный этап к изучению нового материала:

Учитель

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

– Сегодня на уроке продолжим сказочное путешествие.

— А какая сказка нам в этом поможет?

— На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом. но и постараемся мыслить. делать логические выводы.

Однокоренные слова к слову «сказка» (д.з. из всех слов выбираю два)

Сказывать – передавать устно.

Рассказывать— передавать и устно, и при помощи письма.

— Какие сказки передавали из уст в уста. А какие сказки записывают?

Дети делают вывод:

-Передавали издавна из уст в уста народные сказки.

Литературные сказки записывали и записывают, их иначе называют авторскими.

Г) Вывод: о сказке.

  • жанр литературного повествования

  • слово «сказка» произошло от слова «каза́ть», «сказывать»

  • имело значение: перечень, список, точное описание

  • Информация передаваемая из уст в уста

Д)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки?

Н/Д (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

Сказки

Авторские Народные

Волшебные

Бытовые

О животных

— Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.

( карточки)

1-й ученик.

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна – лягушка. Народная сказка.)

2-й ученик.

Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3-й ученик.

Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различат

Попробуем предположить тему урока:

— К какой группе принадлежит наша сказка? Почему?

-Такой вид сказок сказывали. (Помогаю…)

Значит, сказка будет народная,- предполагают дети.

И) Звуковая разминка

-а е о ы у

мачеха, отец, девочка , сестры ,человек, матушка

— На какие две группы можно разделить эти слова? (главный герой , действующие лица)

Наша задача сегодня на уроке создать словесные портреты героев.

3 Работа над текстом

Прежде чем перейти к работе над текстом, проверим дз

Сколько заглавий получилось? Почему?

Как озаглавили 1-3 часть?

1 Жизнь сиротки

2 Секрет Хаврошечки.

3 Яблонька счастья.

1 часть

Расшифруйте и выберите начало сказки

Жилибылистариксостарухой

Водномцарстве

Естьнасветелюдихорошие

Жилибылидедибаба

– Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)

_ Зачитайте начало сказки

-Кого вам напоминает главная героиня?

-Золушку из сказки Ш. Перро и Рукодельницу из сказки В. Одоевского.

Найти отрывок и прочитать это место…(находят легко)

-О какой черте характера это говорит?( трудолюбивая)

Как относились люди к Хаврошечке ? ( зачитайте) ( злость, ненависть)

_ Сейчас найдем еще некоторые предложения. которые помогут нам продолжить составление характеристик .

— Я называю первое слово предложения, вы находите и читаете

А Дочери……( лень — терпение)

Б Выйдет ….( нежность .доброта )

В Меня…. (жестокость)

Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой (звучат предположения)

Влезет…..

-К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?

-В чем ее волшебная сила?

— Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает?

(дети вспоминают материал по сказкам, изученным на уроках литературного чтения)

-Именно в этом эпизоде отразилась вера в животное покровителя племени, которое оказывало помощь человеку. И не нужно отправляться в тридесятое царство за волшебным предметом, который поможет. Можно просто влезть в одно ухо, а вылезти из другого.

— Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу ей порученную.( отзывчивость, забота)

Та……( жадность)

— Чем же закончилась 1 часть?

2 часть

А сейчас мы выполним интересное задание, с помощью которого я проверю внимательно ли вы читали текст ( работа в парах по карточкам с деформированным текстом)

— Ваша задача сразу по ходу чтения вставлять пропущенные слова.

( Одноглазка, сироте, прядет, катает, Хаврошечкой, на солнышке, травушке, наткала ,побелила , Двуглазка).

— Как повела себя вторая сестра? (безответственность)

– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)

(Инсценирование 3 части сказки.) Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!

-Узнала ли старуха секрет девочки? В какой части идет об этом речь?

– Что же задумала злая мачеха?

– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Предлагаю вам восстановить события по иллюстрациям и попробовать найти предложения ,которые им соответствуют.

Гимнастика для глаз.

  • Анализ сказки

– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

Хаврошечка
Сестры

трудолюбивая
ленивые
злые
добрая

– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)

– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)

– Прочитаем (хором) последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.

– Это концовка сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы.

Цели:


  • Познакомить с русской народной сказкой в
    обработке А.Н.Толстого.
  • Развивать речь, мышление у учащихся; умение
    обобщать, сравнивать; совершенствовать технику
    чтения, навык пересказа.
  • Воспитывать любовь к устному народному
    творчеству, чтению сказок.

Оборудование:

иллюстрации к русским народным сказкам,
магнитофон, аудиокассета с песней “В мире много
сказок”, таблички с названиями сказок и их видов,
подборка книг с русскими народными сказками,
иллюстрации к сказке “Хаврошечка”, портрет А.Н.
Толстого.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята. У нас сегодня много гостей
    на уроке. Давайте поприветствуем их и начнем
    работу.
  • Песня “В мире много сказок” — прослушивание
    отрывка.
  1. Сообщение темы и цели урока.

Работа с классом — фронтально.

  • Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете,
    с чем мы познакомимся на уроке? (С русской
    народной сказкой “Хаврошечка” в обработке А.Н.
    Толстого).
  • Что мы будем развивать? (Речь, технику чтения).
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Вступительная беседа.

— Какие виды сказок знаете?

  • авторские, народные.
  • волшебные, о животных, бытовые.

— Какую сказку надо было читать дома? (Русскую
народную сказку “Самое дорогое”)

  1. Пересказ содержания сказки по частям.
  2. Вопросы.
  • Кто главные герои сказки? (Старик, старуха,
    дед).
  • Что же самое дорогое для человека? (Здоровье,
    труд).
  • Какая это сказка? (Русская народная, бытовая).
  1. Новый материал.
  1. Вступительное слово учителя.

— Сейчас мы начинаем работу с новой сказкой,
которая называется “Хаврошечка” в пересказе
А.Н.Толстого.

  1. Сообщение ученика о писателе.

Алексей Николаевич Толстой родился в 1882 году и
скончался в 1945 году. Он русский писатель. Для
детей написал много интересных рассказов и
сказок, среди которых “Золотой ключик, или
Приключения Буратино”, обработал и пересказал
для юных читателей много русских народных
сказок.

  1. Чтение сказки — комбинированное.
    Читает учитель и подготовленные учащиеся.
  2. Обмен впечатлениями:
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Какая это сказка? (бытовая). Почему?
  1. Физкультминутка.

У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх,
потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху
руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны
вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в
ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в
исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!

  1. Словарная работа.

Рябая корова, холст, журят, сундук, пять пудов


  1. Повторное чтение по частям.

— На сколько частей разделим сказку? Сказку
будем читать по частям и озаглавливать части.

I часть:

  • Сиротка Хаврошечка в чужой семье.
  • Корова помогает Хаврошечке.

II часть:

  • Дочери хозяйки следят за Хаврошечкой.
  • Хозяйка велела зарезать корову.

III часть

  • Богатый человек женился на Хаврошечке.
  • На костях коровы выросла яблонька.

— Ответы на вопросы после чтения I части:

  • У кого жила Хаврошечка?
  • Трудно было сиротке?
  • Какую работу она выполняла?
  • Кто же помогал Хаврошечке?
  • Почему корова помогала девочке?

— II части:

  • Почему хозяйка отправила своих дочерей к
    Хаврошечке?
  • Почему хозяйка велела зарезать корову?
  • О чем просила корова?

— III части:

  • Что же выросло на костях коровы?
  • Что говорил богатый человек?
  • Смогли ли сестры сорвать яблоко?

— Чем закончилась сказка?

  1. Работа с пословицами.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жизнь пройти — не поле перейти.
  • По добру — добро, а по худу — худо.
  • Мир не без добрых людей.

— Какая пословица предупреждает, что зло не
приносит счастья?

  1. Работа с иллюстрациями учебника.

Выборочное чтение.

— Какие строчки подходят к этой иллюстрации?

  1. Итог урока.
  • Какую сказку мы читали на уроке?
  • Какая это сказка?
  • Чему учились на уроке?
  • Чему учит эта сказка? (Доброте).
  1. Домашнее задание.
  • Стр.15-19, читать сказку.
  • Пересказ по плану.

Цели: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Крошечка- Хаврошечка», обогащать словарный запас учащихся, активизировать мыслительную деятельность на основе упражнений в: требующих самостоятельного поиска.

 Коррекция интонационной стороны устной речи; коррекция слухового восприятия(слушание текста); коррекция монологической речи; коррекция аналитико- синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составление целого (работа с иллюстрациями, пересказ сказки) ; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в : воспроизведении, узнавании; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в : воспроизведении ( работа над текстом по вопросам); коррекция логического мышления на основе упражнений в : узнавании, установлении причинно – следственных связей; коррекция внимания на основе упражнений в : узнавании, подборе аналогий. Развивать артикуляционную и общую моторику.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к сказке, чувство коллективизма.

 Ход урока.

 1. Организация начала урока. Психогимнастика. (звучит мелодичная музыка).

 Установка к учебному материалу. — Я в школе на уроке. — Сейчас я начну учиться. — Я радуюсь этому. — Внимание моё растёт. — Я как разведчик, всё замечу. — Память моя крепка. — Голова мыслит ясно. — Я хочу учиться. — Я очень хочу учиться. — Я готов к работе. — Работаю.

 — Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделитесь с нашими гостями. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться со сказкой «Крошечка – Хаврошечка». На уроке будем развивать устную речь, память, внимание, мышление, артикуляционный аппарат, общую моторику.

 2. Артикуляционная гимнастика. — Корова жуёт травку (имитировать жевание). — Корова лакает воду. — Облизывается корова.

 3. Развитие речевого дыхания и голоса. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му – у – у – у – у , молока кому? (громко, тихо, низким голосом).

 4. Речевая разминка. Диалог Зимы и Весны. Говорит Весна: — Сестра, уходить тебе пора! А зима Весне в ответ: — Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда: — С крыши капает вода? — Да! Да! Да! — Тают горки во дворах? — Ах! Ах! Ах! — А на речке треснул лед? — Вот так! Так вот!

 5. Проверка домашнего задания. — Ребята, какую сказку мы с вами изучаем? — Кто ее написал? — Каких народов сказки вы еще знаете? Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем Свои знания покажем. Вопросы о прочитанном. — Как зовут главную героиню сказки? — Как звали сестер Крошечки – Хаврошечки? (найдите в тексте и прочтите). — Как жилось девочки у людей, которые взяли ее на воспитание? (найдите в тексте подтверждение). — Кто был другом Крошечки – Хаврошечки? — Как коровушка помогала девочки? — Такое может быть в нашей жизни? Как это явление можно назвать? — О чем попросила хозяйка своих дочерей? Что они узнали?

 6. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

 7. Новый материал. — Ребята, вы хотите узнать, что же было в сказке дальше? Прежде чем я познакомлю вас с продолжением сказки, проведем словарную работу.

 ХОЛСТ- ткань из толстой ткани. СПОЗНАЛА- узнала. ЗАВЕЩАЛА- устное или письменное распоряжение на случай смерти. НАЛИВНЫЕ- степень зрелости фрукта. ЛИСТЬЯ ЗОЛОТЫЕ- пожелтевшие. ВЕТОЧКИ СЕРЕБРЕННЫЕ- серые. КУДРЕВАТЫЙ- кучерявый. ИЗОДРАЛИ – поцарапали. ЛИХА НЕ ЗНАТЬ – то же что и зло. Чтение учителем продолжения сказки «Крошечка- Хаврошечка».

 8. Игра « Внимательный слушатель».

 1. Сколько глаз заснуло у Триглазки? 2. Какой глаз у Триглазки все видел? 3. Что рассказала Триглазка матери? 4. Что наказала старику старуха? 5. Что точил старик? 6. Куда и к кому побежала Хаврошечка, когда узнала, что коровушку будут резать? 7. Что завещала коровушка? 8. Что выросло из коровьеных косточек? 9. Кто проезжал мимо сада? 10. Что он увидел? 11. Когда опустились веточки?

 9. Разминка для глаз. Физпауза. «Пришла весна». Улыбаются все люди- Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду Красна, красна, красна. По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет. На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет. И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит. По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит. Разносит запахи повсюду Цветов, цветов, цветов. И все живое сразу слышит Весенний зов!

 10. Самостоятельное чтение сказки. Чтение по цепочки.

 11. Восстановите последовательность сюжетных картинок, используя подтверждения из текста. — « Старуха обрадовалась, на другой день же пришла к мужу: — Режь рябую корову!» — « Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают…» — « Угостила она того сильного человека…»

 12. Развитие логического мышления. Работа с карточками. 1. Найдите и покажите, куда вставить фрагменты, выпавшие из рисунка. (индивидуальная работа). 2. Помогите Хаврошечке дойти к коровушке.(работа в парах).

 13. Итог урока: какую сказку читали на уроке? Чему учит эта сказка? Выставление оценок за урок. Домашнее задание: стр. 116 – 117 читать.

5

Урок литературного чтения 3 класс

Тема»Хаврошечка» (русская народная сказка)

Цель и ожидаемый результат: формирование умения давать нравственную оценку произведению, через раскрытие образа героев и анализа произведения.

Задачи урока:

Создать условия, ориентированные на развитие у школьников умения ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, рефлексивные умения.

Продолжить работу по развитию умений понимать прочитанное.

Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Научить характеризовать персонажей сказки по их поступкам.

Учить правильному, осознанному, выразительному чтению.

6. Развивать речь, мышление учащихся, умение обобщать, сравнивать.

7. Воспитывать доброе отношение, желание помогать друг другу.

Тип урока: систематизации знаний / вид урока: беседа

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, учебник стр.123-127; таблицы «Правила при чтении», «Фонетическая зарядка»; карточки для работы в парах; видио динам. паузы; презентация; пословицы,смайлики.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

– Настроимся на работу. Проверим осанку.

— Речевую зарядку мне поможет провести «Маленький учитель»

— Какое сегодня число? (экран)

— Какой день недели?

— Какой сейчас урок?

— Что мы будем делать?

2 Фонетическая зарядка.

— Вспомним правило орфоэпии «Парные глухие и звонкие согласные»

«Зво́нкие с͞огла́сные пе́ре͞д глухи́ми г͞ов͞ори́м как глухи́е»

«В͜ конце́ сло́ва ͞вме́сто зво́нких согла́сных г͞ов͞ори́м глухи́е»

Всё вле͞зь

ска́͞зка ре͞жь

коро́͞вка

одногла́͞зка

о͞бшива́ла

пять͜ пудов

к͜ завтрашнему͜ дню

— Будем говорить все звуки чётко и понятно.

3.Определение темы урока и его целей
— Вспомните о наших прошлых уроках и скажите, какой слайд-мультфильм мы смотрели? /»Хаврошечка»/

— Это рассказ, сказка или стихотворение? /сказка/

— Прочитайте, что такое сказка. /табличка/

— Докажите, что это сказка. / одноглазка, триглазка, корова говорит, влезла в одно ушко-вылезла из другого, на косточках выросла яблоня, опускала ветки и поднимала/

— Верно. Какая тема нашего урока? /сказка «Хаврошечка»/
— Какие сказки вы ещё читали? Что в них волшебного, необыкновенного?

Беседа по сказкам.

4.Лексическая работа

В тексте вам встретятся слова «пуд», «смежить».

Как вы понимаете их значение?

Пуд – мера веса, равная 16 кг.

Смежить – значит закрыть глаза.

5.1 Работа по теме урока.

— Вспомним содержание сказки (выборочное чтение по картинкам)

/Презентация, 16 слайдов /

— Рассмотрите иллюстрации и подбери к ним строчки из сказки (стр. 123-12)

5.2 Работа за экраном «Повтори и продолжи»

— А ты, красна девица, моего мяса не ешь …..

А яблочки-то висели низко, под руками были….

6. Динамическая паузу.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96

— Для мозгового кровообращения » Пишем числа головой»

— Подвижная с Машей.

7.1 Работа в парах. Работа без аппарата (Экран, рабочее расстояние)

— Вы будете отвечать на вопросы, обсуждая разные варианты ответов.

Напоминаю правила работы в парах:

смотри на товарища,

говори тихо при обсуждении,

обращайся к товарищу по имени,

слушай ответ, дополняй, оценивай. 

7.2 Работа без аппарата (Экран, рабочее расстояние)

(Алина, Василина, Ярослав) Повтори: Крошечка — Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Коровушка — матушка

8.1 Рефлексия учебной деятельности.

— Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

— Кто в сказке плохой?

— Как вы думаете каких людей больше хороших или плохих?

8.2 Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы.

Добро побеждает зло.

Кто много читает, тот много знает.

Труд человека кормит, а лень портит.

— Какая пословица подходит к нашей сказке?

Что бы вы хотели изменить в сказке? Подумайте. Это будет творческое домашнее задание.

— Вам понравился урок? Покажите смайлик?

9. Оценки за урок. (Э)

Самыми активными были …, …., …. . Они получают «5». «4» получили …, …

6.12.2018 г. учитель: Абитова Э.Ф.

3

Обновлено: 09.01.2023

Коррекция интонационной стороны устной речи; коррекция слухового восприятия(слушание текста); коррекция монологической речи; коррекция аналитико- синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составление целого (работа с иллюстрациями, пересказ сказки) ; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в : воспроизведении, узнавании; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в : воспроизведении ( работа над текстом по вопросам); коррекция логического мышления на основе упражнений в : узнавании, установлении причинно – следственных связей; коррекция внимания на основе упражнений в : узнавании, подборе аналогий. Развивать артикуляционную и общую моторику.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к сказке, чувство коллективизма.

1. Организация начала урока. Психогимнастика. (звучит мелодичная музыка).

Установка к учебному материалу. — Я в школе на уроке. — Сейчас я начну учиться. — Я радуюсь этому. — Внимание моё растёт. — Я как разведчик, всё замечу. — Память моя крепка. — Голова мыслит ясно. — Я хочу учиться. — Я очень хочу учиться. — Я готов к работе. — Работаю.

2. Артикуляционная гимнастика. — Корова жуёт травку (имитировать жевание). — Корова лакает воду. — Облизывается корова.

3. Развитие речевого дыхания и голоса. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му – у – у – у – у , молока кому? (громко, тихо, низким голосом).

4. Речевая разминка. Диалог Зимы и Весны. Говорит Весна: — Сестра, уходить тебе пора! А зима Весне в ответ: — Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда: — С крыши капает вода? — Да! Да! Да! — Тают горки во дворах? — Ах! Ах! Ах! — А на речке треснул лед? — Вот так! Так вот!

5. Проверка домашнего задания. — Ребята, какую сказку мы с вами изучаем? — Кто ее написал? — Каких народов сказки вы еще знаете? Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем Свои знания покажем. Вопросы о прочитанном. — Как зовут главную героиню сказки? — Как звали сестер Крошечки – Хаврошечки? (найдите в тексте и прочтите). — Как жилось девочки у людей, которые взяли ее на воспитание? (найдите в тексте подтверждение). — Кто был другом Крошечки – Хаврошечки? — Как коровушка помогала девочки? — Такое может быть в нашей жизни? Как это явление можно назвать? — О чем попросила хозяйка своих дочерей? Что они узнали?

6. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

7. Новый материал. — Ребята, вы хотите узнать, что же было в сказке дальше? Прежде чем я познакомлю вас с продолжением сказки, проведем словарную работу.

1. Сколько глаз заснуло у Триглазки? 2. Какой глаз у Триглазки все видел? 3. Что рассказала Триглазка матери? 4. Что наказала старику старуха? 5. Что точил старик? 6. Куда и к кому побежала Хаврошечка, когда узнала, что коровушку будут резать? 7. Что завещала коровушка? 8. Что выросло из коровьеных косточек? 9. Кто проезжал мимо сада? 10. Что он увидел? 11. Когда опустились веточки?

10. Самостоятельное чтение сказки. Чтение по цепочки.

12. Развитие логического мышления. Работа с карточками. 1. Найдите и покажите, куда вставить фрагменты, выпавшие из рисунка. (индивидуальная работа). 2. Помогите Хаврошечке дойти к коровушке.(работа в парах).

13. Итог урока: какую сказку читали на уроке? Чему учит эта сказка? Выставление оценок за урок. Домашнее задание: стр. 116 – 117 читать.

иллюстрации к русским народным сказкам, магнитофон, аудиокассета с песней “В мире много сказок”, таблички с названиями сказок и их видов, подборка книг с русскими народными сказками, иллюстрации к сказке “Хаврошечка”, портрет А.Н. Толстого.

Ход урока

  • Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, с чем мы познакомимся на уроке? (С русской народной сказкой “Хаврошечка” в обработке А.Н. Толстого).
  • Что мы будем развивать? (Речь, технику чтения).
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Вступительная беседа.
  • авторские, народные.
  • волшебные, о животных, бытовые.
  1. Пересказ содержания сказки по частям.
  2. Вопросы.
  • Кто главные герои сказки? (Старик, старуха, дед).
  • Что же самое дорогое для человека? (Здоровье, труд).
  • Какая это сказка? (Русская народная, бытовая).
  1. Новый материал.
  1. Вступительное слово учителя.
  1. Чтение сказки — комбинированное. Читает учитель и подготовленные учащиеся.
  2. Обмен впечатлениями:
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Какая это сказка? (бытовая). Почему?
  1. Физкультминутка.

У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!

— На сколько частей разделим сказку? Сказку будем читать по частям и озаглавливать части.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение, 3 класс.

Цель: обобщить знания детей по теме ,,Волшебная сказка’’.

1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;

2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

Здоровьесберегающие компоненты урока :

-смена видов деятельности;

Развивать УУД:

Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)

Познавательные (поиск информации, извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).

Оборудование:

Содержание учебного материала,

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Речевая разминка. На слайде.

2.Актуализация знаний о сказках.

Петушок — золотой гребешок, боярин, братья, жерновцы.

Иванушка – дурачок, Царевна — лягушка, пшеница, Сивка – бурка.

— что объединяет все эти слова?

— Что такое сказка?

— какие виды сказок знаете?

-Чем они отличаются?

-Какие сказки мы читаем?

Учащиеся находят лишнее: братья, Царевна-лягушка.

— русские народные сказки.

— сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок (дети отвечают)

-Волшебная, бытовая, о животных.

3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.

— С какой целью мы повторили материал по сказкам?

4. Целеполагание, тема урока.

— Правильно, мы сегодня изучаем русскую народную сказку стр.42.

-Давайте определим цель, которую мы ставим перед собой?

Что означает слово Хаврошечка, как вы думаете? (*стр. 169) Попробуйте поработать с именем как бы еще называли человека с таким именем?(Пример: Лена, Елена,Ленуша, Леночка…)

— Подберите синонимы к слову хавронья.

искажен. имя, Февронья. | Свинья.

-и, род. мн. -ний, ж. (разг шута.). То же, что свинья (в 1 знач.). Вывалялось в грязи

хрюшка, свинья, чушка, грязнуля

-А что хотели бы узнать вы из сказки с таким названием?

-Проанализировать произведение с точки зрения магии чисел, слов должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, вознаграждение героя.

Производные: Февро́ньюшка; Февро́ня; Фе́ва; Фе́ша; Хавро́нья; Хавро́ха; Хавро́ша; Хо́вря (Хо́вра); Хо́ря.

5. Постановка учебной задачи.

Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать?

Читать, отвечать на вопросы. Проанализируем сказку и докажем, что она волшебная.

6. Открытие новых знаний.

Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,

К кому нитка привела?

Сказку слушать нам пора!

Сейчас вы прослушаете сказку. Будьте внимательны и запоминайте: Отмечайте непонятные слова.

восприятие текста, проверка первичного восприятия текста.

Разбор сложных слов после прочитанного.

А сейчас поработаем в парах сменного состава и начнем анализировать сказку.

Затем продолжение анализа сказки на местах

Еще несколько вопросов возникло ребята.

— Какая эта сказка по виду? Докажите.

Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?

( Как выполняла трудную работу Царевна – лягушка? В чём разница?)

Вы уже обратили внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?

С какими древними представлениями связано то, что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого? ( если затруднения стр.170*)

— От чего засыпают обе сестры?

— Почему из косточек коровы вырастает дерево?

— Случайно ли это яблонька, да еще такая необычная? Зачитайте.

-Понравилась вам сказка?

( Чтение подготовленными учениками ).

Разбирают непонятные слова.

Работают в парах сменного состава над вопросами.

Магия волшебного слова.

8.Применение способа действия.

В парах поработайте над вторым вопросом на стр.47.

Сказка ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок .

Какой урок может дать нам эта сказка?

-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным, интересным?

-Достигли поставленной цели?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

У вас на столе лежат наливные яблочки, зеленые листочки и розовые цветочки. Если у вас настроение хорошее и все получилось на уроке поднимите яблочки, были небольшие затруднения – цветочки, пока трудно делать выводы – покажите зеленые листики.

Рефлексируют свою работу на уроке.

з адание на выбор

Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.

Попробовать придумать свою волшебную сказку.

Стр.47 последние два вопроса.

-Молодцы ребята! Хорошо поработали.

Выбирают домашнее задание по силам.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 134 человека из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 566 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2018 1038
  • DOCX 28.5 кбайт
  • 71 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дударева Инна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели : познакомить детей с древнейшим жанром устного народного творчества – сказкой; развивать умение понимать прочитанное; учить работать с текстом.

I. Организационный момент.

1. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках. (Дуб.)

2. Яблоки, дарящие молодость. (Молодильные.)

3. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)

4. Кот в русских сказках. (Баюн.)

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)

6. Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. (Леший.)

7. Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (Полцарства, дочь отдать в жены.)

III. Подготовка к восприятию.

Беседа по вопросам.

1. Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и другие.)

2. Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые.)

3. Какие русские народные сказки вам известны?

4. А хотите узнать, какой жанр устного народного творчества является древнейшим?

IV. Чтение и анализ произведения (с. 14–18).

1. Чтение сказки учащимися вслух по цепочке.

По ходу чтения проводится словарная работа.

2. Беседа по содержанию.

– В этой сказке спрятано очень много древних представлений о мире и человеке. Проверим свои исследовательские способности?

3) С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке необходимо влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы немыслимо большая работа была выполнена? (Это связано с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно: с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него.)

4) Почему из косточек коровы вырастает яблонька? (Древнее сознание верило, что всё может превращаться во всё.)

5) Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? (И золото, и серебро – признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира.)

V. Итог урока.

– Хорошо или плохо заканчивается сказка?

– Какова основная мысль сказки?

Домашнее задание.

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки (по выбору детей); вспомнить, что такое загадка.

Читайте также:

      

  • Сравнение сложение и вычитание десятков 2 класс конспект урока
  •   

  • Конспект урока 6 класс составление устного публичного выступления о происхождении имен
  •   

  • Составить конспект деловой беседы директор колледжа проводит совещание
  •   

  • План конспект декоративная композиция
  •   

  • Конспект прогулки наблюдение за небом

  • Конспект урока по рассказу паустовского телеграмма
  • Конспект урока по рассказу достоевского мальчик у христа на елке
  • Конспект урока по рассказу бунина чистый понедельник
  • Конспект урока по музыке что за прелесть эти сказки три чуда 4 класс школа россии
  • Конспект урока по музыке 2 класс симфоническая сказка с прокофьев петя и волк