Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
- анализировать, делать выводы, сравнивать;
- воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация, карточки для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И. Бунин «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упр. 47, с. 39
— Прочитайте задание.
— Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)
— Что такое репродукция? (Фотография с картины).
— Почему художник так назвал картину?
— Какой период осени он изобразил?
— Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
— Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
— Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
- Что изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Цветовое решение картины.
- Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.
Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.
IV. Самостоятельная работа
— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
Материал к сочинению
Осень |
Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес |
Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены |
Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены |
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле |
Как ковер из крупных разноцветных листьев |
Тропинка |
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется |
Сороки |
Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья |
Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо |
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
Что понравилось?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Используемые источники:
Литература:
Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)
Интернет ресурсы:
Картина http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».
Цель. Формировать у учащихся умение письменно излагать свои мысли.
Задачи. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
-
анализировать, делать выводы, сравнивать;
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте.
Ноги! На месте.
Локти! У края.
Спинка! Прямая.
II. Самоопределение к деятельности
Звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года. Осень.»
У. Ребята, эта музыка и отгадка на загадку, помогут вам назвать время года, о котором мы сегодня будем говорить на уроке.
У.Отгадайте загадку
Солнцу теплому не верьте —
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
Д. Мы будем говорить об осени.
У.Скажите, осень, какая?
Д.Холодная, дождливая.
У.Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?
Д.Нет. Так её называют по цвету листвы, которая становится жёлтой и красной.
У.Представьте такую картину.
«Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия». (Мария Шеваленко)
У. Нравится ли вам золотая осень? Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
У.Послушайте стихотворение Г.Галиной «Дары осени» и представьте картину, которую она описывает.
Золотятся между сосен,
Клёны жёлтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины!
И качаются берёзы
В разноцветных кружевах…
Лишь у ёлки на ветвях
Блещут слёзы…
Полно, ёлочка! Напрасно
Не кручинься над собой:
Будешь в зелени зимой
Ты одна прекрасна!..
Г.Галина
У. Дети, вы прослушали стихотворение «Дары осени» Галиной. Чем оно наполнено?
Д. Красотой, светом, солнцем, красками.
У. Выберите самый точный из прозвучавших ответов.
Д. Красками.
У.Да, дети, стихотворение наполнено красками, красками осени.
У.Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упражнение 47, страница 39
У.Прочитайте задание. Что нам поможет написать сочинение об осени?
Д.Репродукция картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
У.Что такое репродукция?
Д.Фотография с картины.
У. Почему художник так назвал картину?
Д.Он изобразил на картине раннюю осень, когда все деревья оделись в золотой наряд.
У. Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
Д. Желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
У. Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
У. Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Д.Опорные слова:
ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
У.Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
У.Чтобы написать сочинение – описание картины, надо внимательно её рассмотреть и найти ответы на вопросы:
Что изображено на картине, какое настроение передает картина.
Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
I. Вступление. Что изображено на картине?
II. Основная часть.
-
Что изображено на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Цветовое решение картины.
III. Заключение. Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
Этот прекрасный пейзаж Илья Остроухов написал в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево в 1886 году. Вероятно, такой Остроухов увидел осень в усадебном парке.
На полотне мы видим роскошную золотую осень на пике ее красоты, когда деревья еще не сбросили листья. На переднем плане художник изобразил два дерева – клен и осину. Темные стволы деревьев создают хороший контраст для ярких листьев. Автор не пожалел красок на множество оттенков листвы. Здесь она разная: и светло- желтая, и оранжевая, и багровая. Особенно хороши крупные кленовые листья — те, что на деревьях и уже опавшие.
Слева видна полянка, которую пересекает тропинка, на ней яркими пятнами выделяются две черно-белые сороки. Они скачут, отыскивая в траве что-то вкусное для себя. Кажется, даже слышно их звонкое щебетание. Эти небольшие птички оживляют пейзаж, делая его привлекательным и душевным.
Сразу за полянкой в левой части картины видны мощные стволы старых деревьев с торчащими в разные стороны ветвями. Они темного цвета и необычной формы. Очевидно, эти старые могучие деревья живописец изобразил здесь для контраста с тонкими стволами молодых кленов на переднем плане. Он подчеркнул этим, что жизнь в природе тоже идет своим чередом – старые деревья умирают, а юные набирают силу и красоту.
На заднем плане картины, который просматривается сквозь стволы деревьев, видно светлое голубое небо, песчаная дорожка и зелень не успевших надеть желтый наряд деревьев. Вместе с зеленой травкой это создает светлый фон, который очень гармонично подчеркивает красоту одетого в золото парка. На картине нет ярких лучей солнца, но его присутствие ощущается в сияющих красках золотой листвы. Особенно хорошо солнечный свет передан на заднем плане картины.
Картина погружает нас в волшебный мир осенней природы, он изменчив, пройдет некоторое время и деревья сбросят листья, парк с голыми ветвями будет смотреться совсем иначе. Природа готовится к зиме, холодам и снегу. Но сейчас, в начале осени, она прекрасна. Илье Остроухову удалось остановить мгновение, чтобы в памяти остался этот великолепный осенний день.
Как хочется пройтись по этому парку, насладиться тишиной, услышать под ногами хруст сухих веток и шелест опавшей листвы, надышаться свежей прохладой осеннего дня! А еще собрать букет из кленовых листьев и дома поставить его в вазу. Чтобы он напоминал о приятной прогулке и сказочной прелести осенней поры.
IV. Самостоятельная работа
У.Попробуйте сами написать сочинение об осени. Начните его так:
На картине художник изобразил золотую осень.
При написании сочинения вы можете использовать репродукцию Ильи Семеновича Остроухова и опорные слова. В конце напишите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.
Материал к сочинению
Осень
Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Лес
Сказочный, таинственный, загадочный
Старые клены
Огромные, могучие, раскидистые
Молодые клены
Тонкие, гибкие, тянутся к солнцу
Листья на земле
Лежат на земле разноцветным ковром, крупные, похожие на золотой водопад
Тропинка
Петляет узкая лесная, чуть заметно вьется
Сороки
Белобокие, любопытные, скачут по траве, стрекочут
Сплетенные деревья
Напоминают паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо
Голубое небо, осеннее, холодное, проглядывает сквозь кружево веток
Настроение
Радостное, праздничное, восторженное
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
У.Все ли удалось, что задумали?
У.Где испытывали затруднения?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Русский язык. 2 класс.
Урок 18. Коллективное сочинение по картине И.С. Остроухова
«Золотая осень»
Переченьвопросов, рассматриваемых в теме:
1) Творчество пейзажиста И.С. Остроухова.
2) Анализ содержания картины «Золотая осень».
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на данное начало и ключевые слова.
Тезаурус:
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 39.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – С.46–51.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Многие поэты, композиторы и художники воспевают в своих произведениях осень. Сегодня мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Внимательно рассмотрите её. На картине художник изобразил тот замечательный период осени, когда деревья меняют листву. И.С. Остроухов назвал картину «Золотая осень» по цвету листвы, которая становится жёлтой, а жёлтый цвет напоминает золото. Огромную роль в картине играет цвет. Цветом можно передать время года, погоду, время суток, показать настроение картины. Цвета бывают тёплые и холодные. Тёплые цвета звучат радостно и весело. Холодные – спокойно, тёмные – таинственно и сказочно, а серые – грустно. Для описания осени художник использовал тёплые цвета: ярко-жёлтый, оранжевый. Для придания таинственности картине, он использовал чёрный и коричневый цвет. Автор картины хотел показать красоту и сказочность этого времени года, поэтому выбирал краски таких оттенков.
Рассмотрим картину повнимательнее. Что мы видим на переднем плане? Мы видим клён и молодые осинки. Ветки деревьев склонились к земле под тяжестью листвы. Сквозь листья пробивается солнечный свет, виден маленький кусочек светло-голубого неба. Солнца на небе мы не видим, но чувствуем тепло, которое исходит от жёлтых листьев. На картине слева художник нарисовал протоптанную тропинку, на которой сидят две белобокиесороки.
Рассмотрите задний план картины. Мы видим старые деревья с причудливыми стволами, они не выглядят угрюмыми и печальными, они выглядят таинственными и сказочными. С приходом осени, они тоже поменяли свой наряд. Чувствуется, что автор любит осень. Он с нежностью вырисовывает все детали картины, подбирает краски.
Сегодня нам предстоит создать свой текст по картине. Давайте вспомним, из каких частей состоит текст.
Текст состоит из трёх частей: вводная часть, основная и заключительная. Подумайте, к какой из трёх частей подходит предложение: «на картине художник изобразил золотую осень». Предложение подходит к вводной части текста, так нам предлагают начать наш рассказ. В основной части текста мы должны описать всё, что видим на картине. В этом нам помогут опорные слова. Внимательно читайте их и соотносите с картиной. Не забудьте сказать о красках, которые использовал художник. В заключительной части поделитесь своими впечатлениями и чувствами от увиденного. При записи текста, соблюдайте красную строку. Смысл непонятных слов уточняйте в толковом словаре.
Примерыи разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Жанры живописи.
Соотнесите картинку с жанром изобразительного искусства.
пейзаж натюрморт портрет
Подсказка:если вы поставили слово правильно, то оно закрепится на картине.
Правильный ответ:
натюрморт пейзаж портрет
Задание. Описание картины.
Выберите подходящие по смыслу слова и заполните пропуски.
На земле лежит ________ ковёр из листьев. В глубине леса видны __________ стволы ______. На лесной тропинке сидят ___________ сороки.
белобокие разноцветный причудливые деревьев
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в предложении.
Правильный ответ:
На земле лежит разноцветный ковёр из листьев. В глубине леса видны разноцветные стволы деревьев. На лесной тропинке сидят белобокие сороки.
«Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»».
Обучающее сочинение
по картине.
Учитель начальных классов
Росс Ирина Борисовна
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Прочитай четверостишие и подумай, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Обучающее сочинение
по картине.
Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень»
Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями.
Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году.
Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве. Несмотря на небольшое количество работ, он вошел в историю русской живописи как создатель особых образов русской природы.
Что изображено на картине?
Словарная работа
Осень
— яркая, золотая, волшебная
Лес
— сказочный, таинственный
Старые клены
— огромные, роскошные, раскидистые
Молодые клены
— тянутся к солнцу
Листья на земле
— похожи на ковер из разноцветных листьев
Тропинка
— заметно вьется
Сороки
— белобокие, скачут по тропинке
Сплетенные деревья
— напоминают чудовище
Небо
— голубое, проглядывает сквозь ветки
Настроение
— радостное, праздничное
План
Что изображено на картине?
Что изображено на переднем плане?
Что изображено на заднем плане?
Какие краски использует художник?
Мое отношение к картине?
Закончи предложение
Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова
« . . . . ».
Золотая осень
На ней художник изобразил ..
осенний лес.
Лес похож на…
сказку.
Что изображено на переднем плане?
Закончи предложение
На переднем плане изображены..
два старых клёна.
Вокруг клёнов лежат осенние листья, которые похожи ..
на разноцветный ковёр.
Что изображено на заднем плане?
Закончи предложение
На заднем плане видны..
несколько корявых клёнов
Они напоминают ..
чудовища.
Впереди кленов
по тропинке ходят…
белобокие сороки.
Сквозь ветки
проглядывает…..
голубое небо.
Какие краски использовал художник?
Закончи предложение
Илья Семёнович Остроухов использовал..
яркие,
жёлто-оранжевые краски.
Мне картина понравилась,
потому что она создает
радостное настроение.
Сочинение по картине
Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». На ней художник изобразил осенний лес. Лес похож на сказку.
На переднем плане изображены два старых клёна. Вокруг клёнов лежат осенние листья, которые похожи на разноцветный ковёр.
На заднем плане видны несколько корявых клёнов. Они напоминают чудовища. Впереди кленов по тропинке ходят белобокие сороки. Сквозь ветки проглядывает голубое небо.
Илья Семёнович Остроухов использовал яркие, жёлто-оранжевые краски. Мне картина понравилась, потому что она создает радостное настроение.
Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: Обучающее сочинение по картине
Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать
речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей,
развивать чувство прекрасного.
3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
анализировать, делать выводы, сравнивать;
воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация, карточки для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют
по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину,
которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать
видеоролик И. Бунин «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упр. 47, с. 39
— Прочитайте задание.
— Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова
«Золотая осень»)
— Что такое репродукция? (Фотография с картины).
— Почему художник так назвал картину?
— Какой период осени он изобразил?
— Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
— Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Опорные слова: ярко—жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски,
красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие
сороки.
— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
— Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом.
(План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
1. Что изображено на картине?
2. Что изображено на переднем плане?
3. Что изображено на заднем плане?
4. Цветовое решение картины.
5. Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом
«Лупа»):
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего
леса с близкого расстояния.
Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и
несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с
ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто—оранжевых оттенков, чтобы показать красоту
осенней природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по
траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.
IV. Самостоятельная работа
— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы
читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете
использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени.
(Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
Материал к сочинению
Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Сказочный, таинственный, загадочный
Огромные, роскошные, раскидистые
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу
Как ковер из крупных разноцветных листьев
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется
Белобокие, скачущие по траве
Напоминают чудовище, покрыты светло—желтыми листьями
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток
Радостное, праздничное, восторженное
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
Что понравилось?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
Используемые источники:
Литература:
Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2
частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2
класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт—Петербург:
Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)
Интернет ресурсы:
Картина http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»Русский язык 2 класс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» для учащихся 2 класса, УМК «Школа России».
В ресурсе представлен конспект урока, две карточки для учащихся (одна с картиной, другая без неё), презентация, в которой использован технологический приём «Лупа». Работа ведётся по щелчку мыши. Есть ссылка на видеоролик И.Бунин «Листопад». Понравилось? Сохраните и поделитесь: Неограниченная бесплатная загрука материала «Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 2 класс» и представляет собой: «урок нов. материал».
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
Подарок каждому подписчику!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок вывода комментариев:
|
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»
Мякотина Елена Германовна,
учитель начальных классов
высшей категории ГБОУ школы № 94
Санкт-Петербурга
УМК: Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.
Цель: создать условия для развития умения коллективно составлять рассказ по картине, формирования чувства прекрасного; создать условия для развития речи учащихся
Планируемые результаты
Предметные
- учиться правильно строить предложения, излагая свои мысли;
- анализировать, делать выводы, сравнивать;
- воспринимать прекрасное и реагировать на него.
- демонстрировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Личностные результаты
- осознавать эстетические потребности и ценности;
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: анализировать эмоциональное состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; логические – строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, анализировать произведения искусства.
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Основное содержание темы, понятия и термины
Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень»
Образовательные ресурсы
Репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень», цикл П.И. Чайковского «Времена года», презентация
Ход урока | |||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие учащихся. -Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь А теперь садитесь! -Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II.Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо. |
Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк. | Правильное написание и осанка при письме | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа. |
(музыкальный отрывок) — Какое время года наступило? — Что изменилось в природе с приходом осени?
|
|
Принимают учебную задачу, сформированную учителем. | |
IV.Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие речи по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень» |
Коллективная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа по репродукции картины, устный рассказ |
— Что такое репродукция? -Рассмотрим эту репродукцию. Почему Илья Семенович Остроухов так назвал свою картину? -Какой период осени он изобразил?
|
-фотография с картины Дети высказывают свое мнение.
|
Составляют устный рассказ по репродукции картины, «удерживают» логику повествования. Описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. | Беседа по вопросам, устный рассказ по картине. |
Фикультминутка | Коллективная. Практический. |
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. | Правильное выполнение движений. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
-Закончи предложения: Урок помог мне … Для меня было сложным … Мне понравилось … |
Заканчивают предложение в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
VI. Итог урока | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
-Какой новый вид работы выполняли сегодня на уроке? -Что помогло нам писать сочинение?
|
-Учились писать сочинение.
|
Осмысливают свою деятельность и подводят итог работы на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
VII. Домашнее задание. Учебник с.40 «Проверь себя» (устно) |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |