Урок по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык
Тема: Проект «Рассказ о слове»
Форма проведения урока: урок — проект
Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1) — Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты? — Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2) «Вместе не трудно, |
Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок. |
Личностные УУД: умение приготовить рабочее место Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу |
II этап. Самоопреде ление к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели |
2.1- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. (слайд 3) -Почему мнения о содержании песни разделились? -Чем отличается мелодия от песни? -Что такое слово? (слайд 5) 2.2 Сегодня наш урок называется урок проект (слайд 6) -Какая тема нашего проекта, как думаете? -Какую цель поставим на уроке? (слайд 7) 2.3 Рассмотрите план составления статьи для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд |
Прослушивание муз. фрагмента песни Диалог с учителем Формулирование темы и цели проекта |
Познавательные УУД: Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка Регулятивные УУД: целепологание |
III этап. Подготовка к созданию проекта. 1.Работа с планом 2.Поиск источников информации. |
3.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект. 3.2.Выберите слово, о котором будете писать статью 3.3.Какими источниками информации воспользуетесь? |
Работают с информацией, представленной в плане. Обосновывают выбор ответа. Работают с информацией, представленной учителем |
ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации |
IVэтап. Работа над проектом в группах. Цель: создание проекта о слове; Защита проектов, самооценка групп |
4.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями -Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта. Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Задания в группах, работа над словами по плану: 1 группа — доброта 2 группа — вежливость 3 группа — мир 4 группа — дружба 4.2 Защита проекта |
Объединяются в группы. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. |
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя; Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения самостоятельно найти недостающую информацию Личностные УУД: умение выступить и защитить проект |
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности |
— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд — Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 9) — В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор? Чтение учителем стихотворения о словах. У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах” — Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова. И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со словом толерантность Д.З. Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность? Поделиться своими знаниями. |
Осуществляют анализ работы на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
РефлексивныеУУД: самоанализ, самооценка |
МБОУ «Гимназия № 11, им. К.А.Тренёва« учитель начальных классов I квалификационной категории Петрик Людмила Васильевна
Предмет: Русский язык Класс: 3- В класс Тема урока: Проект «Рассказ о слове« Тип урока: Комбинированный Форма проведения:Урок — проект Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Планируемый результат обучения:обучающиеся научатся подбирать из разных исто-чников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохра-нять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1ч., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;шаблон для проектов учащихся, компьютер, электрон- ая презентация, карточки для групповой работы, маркеры, шаблоны для составления синквейна,бумага(формат А3),рабо- чие тетради, словари: толковый,антонимов,синонимов, фразеологизмов , сборники загадок и пословиц.
Ход урока
Этапы , содержание уроков |
Формируемые УУд |
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Учитель— Вот книжка, вот тетрадка, Ученики – Не хочется играть сейчас нам в прятки, и не будем пускать самолётик бумажный Учитель –Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. Будьте внимательны, а ещё стара-тельны. Ждут задания интересные вас! Ученики – Будет дружно работать весь 3-В класс! — Сегодня, ребята, у нас необычный урок! И что бы он прошёл плодотворно вместе произнесём девиз урока: «Каждый день везде и всегда. Наша цель на уроке тверда: смело, чётко говорим знания нужные повтроим!,» (вместе) СЛАЙД Ы № 1-2 |
Личностные УУД: умение приго-товить рабочее место Регулятивные УУД:умение эмоци-онально настроиться на работу |
II этап. Самоопределение к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели — У вас на партах конверты с заданиями. Вам нужно составить предложение. У каждого из вас од-но из слов строчки стихотворения, которое мы читали на предыдущем уроке чтения.Для того, что бы вам было легче найти продолжение строки, ключевое слово стихотворения СЛОВО! Карточки с продолжение строчек на соседних партах. Обязательное условие-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ !!! (дети встают со своих мест и собирают смысловые строки ,таким образом они распределяются на группы) — Теперь давайте соединим стихотворение и послушаем, что у нас получилось !(дети читают) Слова бывают разные, слова бывают всякие СЛАЙД №3 Слова бывают ясные –твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые , упрямые , суровые, Но непременно дело стоит за каждым словом — Назовите автора этого стихотворения (С.Баруздин) — И вот мы сегодня будем заниматься делом — очень важным и нужным! О чём было стихотворе-ние? Что такое слово? -Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений — Сегодня необычный урок. Вы будете заниматься исследовательской практической деятельнос-тью, будем учиться составлять проекты. — Определите тему наших проектов? СЛАЙД №4 -Какую цель поставим на уроке? |
Познавательные УУД Формирование целостной карти-ны мира,познавательной цели все-го урока |
III этап. Работа над проектом Цели: 1.Работа по формулированию учебных задач урока 2.Поиск источников информации. 3.Выработка критериев оценивания работ Цель сегодняшней работы – из большого количества информации о слове–выбрать главное и пред- ставить в виде проекта «Рассказ о слове«.-Что такое слово? –Теперь обратимся к словарям? Слово- СЛАЙД №5 — Рассмотрите план (шаблон )составления проекта СЛАЙД №6, который составлен для того, что-бы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта. -Какими источниками информации воспользуетесь? -По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?( на партах у ребят критерии оцени-вания работы в группах) -Какие правила работы в группе надо соблюдать? |
Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; Формировать умение способности к саморазвитию |
Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано — где окно, а где кино. Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг. |
|
IVэтап. Работа в группах. СЛАЙД №7 Цель: создание проекта«Рассказ о слове« Защита проектов, самооценка групп — На столах у каждой группы план работы над проектом, по которому вы будете, выполняя зада-ния по очереди, готовить проект, а так же оценивать работу других . Все задания нужны для за-щиты проекта от каждой группы. (Задания для 3групп в конвертах, слова по количеству детей в группе) Задание 1: для 1 группы слова, наклеенные на картинки школа ( учитель, учительский, научит, учитывать, учить.) для 2 группы слова, наклеенные на картинки книга ( сказка, сказывать, сказочный, предсказывать, рассказ, замазка) для 3 группы слова, наклеенные на картинки животные (лиса, лиска, лисонька, лисий, лесной) — Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Определите ключевое слово , объясните его лексическое значение. СЛАЙД № 8 1 группа — учитель 2 группа — сказка 3 группа — лиса (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 2: ( в конверте шаблоны для работы над проектом,образец СЛАЙД № 9) — К каждому слову подобрать антоним, синоним. Провести работу с жанрами УНТ :составить загадку, пословицу, фразеологизм с данным словом. В помощь для этой работы у вас на столах разные источники информации (словари, сборники) (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 3: СЛАЙД №10 — Составить предложения с каждым словом, записать на листочках, выбрать от группы са-мое правильное предложение и прочитать. (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 4: СЛАЙД №11 — Нарисовать рисунок ключевого слова, а так же подобрать к каждому слову схему и разоб-рать все слова по составу.(оценивание работы каждой группы и смайлик на ступеньку за работу) — Представить свой проект «Рассказ о слове« по этапам (приложение №1) |
Регулятивные УУД проявлять познавательную ини-циативу в учебном сотрудни-честве Коммуникативные УУД умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; |
Физминутка Вновь у нас физкультминутка наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать. Голова устала тоже. так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. |
|
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности – Благодарю вас за отличную работу на уроке! – Полезным ли был он для вас? Что делали? Чему вы научились? – Что нового вы сегодня узнали в результате нашего урока? – Какие навыки и умения усовершенствовали? Кто был самым активным в группе? – Кто доволен своей работой? Почему? – Какие трудности вам встречались? Как вы их преодолевали? Хочу закончить урок замечательным стихотворением Т.Орловой «Легенда о слове«. Текст этого стихотворения так же у вас на партах. Т.Орлова «Легенда о слове«. СЛАЙД № 12 Не просто с уст сорвалось слово: – Мне бы очень хотелось, что бы этот урок помог еще больше полюбить свой родной язык, свой народ, свою Родину!!!! – Наш урок закончился, а какое у вас настроение? Возьмите из конвертика смайлик и изобразите своё настроение. Молодцы! Всего доброго! |
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопросы |
Сведения об авторе |
|
Фамилия, |
Воробьева |
Район |
Семеновский |
Место |
МБОУ |
Должность |
Учитель |
Общая информация |
|
Модуль |
Русский |
УМК |
Школа |
Тема |
Проект |
Тип |
Комбинированный |
Цель, |
Цель: Формировать Задачи: Научить |
Необходимое |
Компьютер, |
Дидактическое |
Учебник, |
Планируемые результаты урока |
|||
· |
· · |
||
· |
· |
||
· |
Формулировать Корректировать Уметь Уметь Уметь делать Уметь Воспринимать и Уметь высказывать Уметь Уметь работать |
||
Формы |
Выполнение |
||
Литература и Интернет-ресурсы |
|||
Основная |
· |
||
Дополнительная |
· |
||
Интернет-ресурсы |
· |
||
ЭОРы |
Презентация |
||
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм
|
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя,
|
Деятельность
|
Формируемые УУД(с указанием
|
||
1.Мотивация Этап |
Читает Встали ровно, тихо сели, На меня Словесный метод с помощью стихотворения |
Слушают Фронтальная |
Коммуникативные Восприятие |
||
2. Актуализация Этап |
Читает — Русская Стоит В В белом Словесный |
Отгадывают Фронтальная |
Познавательные Умение осуществлять |
||
3. Выявление Этап |
Задает — (После попыток обучающихся ответить) — Где — — Какие (Обучающиеся Слайд 2 (Показ Метод |
Отвечают Фронтальная |
Коммуникативные Оформление |
||
4. Построение Этап |
Задает Откройте — Назовите ( Ответ Слайд 3 (Выдвигается — Как (ответы Слайд 3 (Выдвигаются Частично-поисковый |
Ведут Фронтальная |
Регулятивные Самостоятельное Познавательные Прогнозирование Коммуникативные Умение |
||
5.Реализация |
— — — (Обучающиеся Приложение Работа Слайд — зарубить Кот язык — — — — (Обучающиеся Слайд (Сообщение Слайд Разделите белый храбрый веселье ложь (Обучающиеся — — Наглядный Словесный |
Слушают Отвечают Работают Фронтальная |
Личностные Регулятивные Корректирование Познавательные Осуществление Умение Коммуникативные Восприятие Оформление Умение |
||
6. Первичное |
Сообщает Раздает Приложение Работа (На Слайд 7 — Вставь пропущенные антонимы. Готовь сани летом, а телегу ____. Маленькое дело лучше ______ безделья. Не спеши языком, _____ делом. (Обучающиеся самостоятельно выполняют работу на карточках, затем Слайд 8 Зачеркните лишнее слово. Обоснуй выбор. Источник, ключ, родник, пруд. Жара, зной, жажда, пекло. Блестеть, тускнеть, сиять, сверкать. (Работают в парах на карточках2. Затем дети зачеркивают на ИД Практический метод с помощью работы на карточках Словесный метод с помощью беседы Физкультминутка (Каждое новое упражнение начинается по щелчку и продолжительность |
Работают Индивидуальная Фронтальная Работа Самопроверка |
Регулятивные Контроль Корректирование Познавательные Осуществление Коммуникативные Оформление Умение |
||
7. |
Сообщает Работа ( -Мы У (Учитель Практический |
Ищут Работа |
Личностные УУД Осознание языка как основного средства общения Регулятивные УУД Контроль Корректирование КоммуникативныеУУД Умение Умение |
||
8. Включение в Этап |
Слушает выступление обучающихся. (После оформления, обучающиеся у доски зачитывают результаты работы Словесный метод с помощью презентации работы |
Презентация проекта Оценивание Работа |
Личностные Формирование Регулятивные Определение Коммуникативные Овладение Умение |
||
9. Рефлексия |
Предлагает — — — (Обучающиеся — К следующему уроку каждый сделает свой проект с любым словом. — Молодцы! Спасибо за урок. Дифференцированное Словесный |
Слушают Отвечают Оценивают Фронтальная Индивидуальная |
Регулятивные Определение Коммуникативные Восприятие |
||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название: УМК «Школа России» Предмет: русский язык
Класс:_3
Тема урока: Проект «Рассказ о слове»
Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»
Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальная работа.
Цель проекта: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове.
Задачи проекта: формировать умения подбирать текстовую информацию;
выделять из большого количества информации главное;
представлять свой проект.
Этап урока
Время мин.
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
ФОУД (формы организации учебной деятельности)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
2 мин.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
Метод стимулирования к обучению.
Фронтальная, индивидуальная
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.
Приветствуют учителя
настраиваются на урок
Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
II этап.
Самоопределение к деятельности
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
5 мин
Из чего состоит речь?
-Что такое слово?
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений?
-Когда так говорят?
Двух слов связать не может.
Перейти от слов к делу.
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке?
Проблемно-поисковые.
Фронтальная
Беседа с обучающими
Диалог с учителем.
Работа со словарём.
Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации;
выдвижение гипотез.
Регулятивные УУД:
учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу;
планирование деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.
III этап. Работа над проектом
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
3.Выработка критериев оценивания
работ
5 мин
Учебные задачи.
1.Полнота раскрытия темы по плану 2.Оформление проекта.
3.Защита проекта.
Оценивание работы:
! отлично, всё получилось;
+ хорошо, были незначительные ошибки;
— не всё получилось, требуется помощь.
Словесный.
Фронтальная.
Диалог с обучающимися. Знакомство с технологической картой. (Приложение 1)
Диалог с учителем и одноклассниками. Поиск информации. Работа на компьютере с помощью технологической карты.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить недостающую информацию у учителя;
Физкультминутка.
2
мин
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Практический .
Групповая.
Проведение физкультминутки.
Выполняют действия.
Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью.
Вращение головой.
Садятся за парты.
IVэтап. Практическая работа над проектом.
1.Создание продукта проектной деятельности.
25 мин
Создание проекта.
Проблемно-поисковые , контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? -Что вам надо для проекта?
Помощь обучающимся.
Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности
Дети выбирают форму работы, составляют рассказ о слове.
Познавательные УУД:
решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Регулятивные УУД:
учатся принимать и сохранять учебную задачу.
2. Защита проекта
5 мин
Защита презентации.
Контроля и самоконтроля
Индивидуальная.
— Кто справился с проектом?
— Кто уже готов защитить свой проект?
Обучающиеся защищают свои проекты,дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.
Познавательные УУД:
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
умение вести монолог и диалог.
Личностные УУД:
учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности.
Vэтап. Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
1 мин
— Что мы делали на уроке?
Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
Фронтальная.
Беседа по вопросам.
Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
— Готовились к проекту.
-Делали проект.
-Защищали проект.
-Оценивали проект
Регулятивные УУД:
учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
Рефлексия учебного материала процесса и результата деятельности на уроке
Личностные УУД:
Нравственно-эстетическая. ориентация.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Проект » Рассказ о слове» »
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Учитель: Лысенко Ольга Васильевна
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения,
изучения и практического использования, расширять и обогащать активный
словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с
использованием различных источников, отбирать её, использовать
имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,
совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии;
развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру
делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от
своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по
форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово;
распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные
слова;
личностные УУД: формирование учебно—познавательного интереса к
изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать
необходимую информацию, использовать словари для решения практических
задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения
работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать
качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в
коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее
решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник —
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского
языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете,
о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка,
фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну?
(Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на
карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая
карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре
устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со
словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой
сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов,
2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
—Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами
прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и
работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова
– писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что—то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи
помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим
светом сияет всегда.
Урок
по русскому языку в 3 б классе.
Учитель
Лазуренко Альфия Линуровна.
Тема урока: Слово.
Наименование УМК:
«Школа России»
Цель:
открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и
практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас
детей.
Задачи:
образовательные:
учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников,
отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие:
развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения
с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное
отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий
урок – проект.
Вид проекта: информационный;
по профилю знаний — предметный; по форме проведения – групповой.
Педагогическая технология:
технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД:
формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать
синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания
осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению;
метапредметные
УУД: формирование умения работать по плану,
контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала;
формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе;
взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
формирование умения
находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для
решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;
Формы работы:
фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.
Ход
урока:
I.
Организационный. Создать благоприятный психологический
климат. Настроить на продуктивную работу.
— Добрый
день. Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами
создадим проект.
— Прочитайте высказывание
на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II.
Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.
— Нам надо
определить тему урока.
В этом нам поможет
стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)
— Ребята, все ли было
понятно вам в стихотворении?
— Почему девочка ничего
не поняла? А вы встречали с этим в жизни?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
(со словом)
Тема проекта – рассказ о
слове.
III.
Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.
Предпроектная подготовка
— так какая цель нашего
урока?
— какую задачу поставим
перед собой?
— как надо работать в
группе?
— Определим слово с
помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .
-Что между ними общего?
(Слайд 4) (Все они дают свет).
— О каком слове будем
говорить?
— Правильно,
будем говорить о СЛОВЕ.
IV.
Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.
= На доске у нас книжка ,
а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.
1. Фонетический состав
слова.
2. Лексическое значение
слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы,
Фразеологизмы.
6. Словосочетания.
Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. —На столах у
вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка.
(Слайд 5)
(В группе выбирают лучшую
работу и выставляют в кармашек проекта).
— Ребята, не будет ли
ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой
солнцем») (Слайд 6)
(Предположения детей о
картинке)
— Как можно точно
узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым
словарём.
свет
1. Лучистая
энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник
освещения, освещённое место.
3. Восход солнца,
рассвет.
4. Сияние, свет,
внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная;
земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная
среда, общество.
— Что подсказывает
словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое
слова свет?
— Какие это слова по
отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять
последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)
3. Часть речи. Карточка
№3
— Какой частью речи является
слово свет?
На карточке № 3
подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
( Карточку с ответами
каждая группа вставляет в кармашек проекта).
4. Однокоренные слова.
Карточка №4 синие листочки
— Посоветуйтесь и
запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка.
Дети из каждой группы читают по одному слову. (Слайд
Работа с текстом на
слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки
отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам
слов?
— Что такое светлица?
V. Физминутка.
( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)
VI. Продолжение
работы над проектом по плану. Создание продукта.
5. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы. Карточка № 5.
(на столах в каждой
группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).
Работа по группам с
разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём
антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом. Проверка. (Каждая группа
зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки
проекта).
— Что значит ни свет,
ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое
другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте
словосочетания. Карточка № 6.
(Самостоятельная работа.
Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).
— Это было легко? Что
надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное
слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со
словом свет. Назовите мне пословицы.
— запишите понравившуюся
пословицу на листочек и вставьте в кармашек.
V
Защита проекта. Подвести итоги деятельности.
(Ученики от каждой
группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали
о слове. Ребята помогают с места).
— Выполни ли мы задачу
урока?
— Достаточно ли полно
изложен материал?
— Поможет это сообщение
запомнить сведения о слове?
VI
Рефлексия. Соотносить цели урока и его результат.
— Что узнали сегодня
нового?
— Что для вас было
самым трудным?
Как работали сегодня:
спустя рукава или засучив рукава?
Д/з
Создать свой проект на любое слово.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бушевецкая
начальная школа»
Проект «Рассказ о слове»
(русский язык 3 класс)
Подготовили ученики 3 класса
Руководитель – учитель начальных классов
Федорова Лариса Зиновьевна
Цели проекта:
узнать лексическое значение слова;
подобрать к нему синонимы и антонимы;
найти родственные слова, фразеологизмы;
из дополнительной литературы выбрать пословицы, загадки, приметы., связанные с зимой.
Очередной проект по русскому языку в 3 классе называется «Проект о слове». Для того, чтобы описать любое выбранное слово ученикам был предложен план. По этому плану они должны были последовательно описать слово.
План:
Лексическое значение слова.
Синонимы и антонимы к этому слову.
Найти родственные слова.
Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
Найти пословицы про слово.
Подобрать загадки.
Приметы, связанные с этим словом.
Написать отрывки стихотворений, где встречается выбранное слово.
Придумать предложение с выбранным словом.
Для образца в классе мы выбрали слово «ЗИМА».
Лексическое значение слова «зима».
Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. Суровая зима. Снежная зима.
Старославянское – зима.
Литовское – ziema.
Греческое – chion (снег).
В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X–XII вв. Первоначальное значение слова – «время дождей», «время снега».
2.Синоним— зимушка.
Антоним- лето.
3. Родственные слова, образованные от корня «зим».
Зима- зимовщик, зимний, зимовать, зимушка, зимующие.
4. Фразеологизмы
1). Сколько лет, сколько зим (не видались; разг. фам., говорится при свидании) — очень давно [каламбур, основанный на двояком значении слова лет — годов и времен года].
Сколько лет, сколько зим, старина, не видались!
2). Где раки зимуют — выражение угрозы.
5. Пословицы.
Зимой волка бойся, а летом муху.
Зима лето пугает, а все равно тает.
Зима лето строит.
Зима лодыря морозит.
Зиме и лету перемены нету.
Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит.
6. Загадки.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Хоть сама — и снег, и лёд,
А уходит слёзы льёт. (Зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
7. Приметы о зиме.
Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.
Если самые сильные морозы за всю зиму приходятся на праздник Крещения, то год будет урожайным.
Падают большие снежинки – к оттепели.
Деревья в лесу трещат — перед сильной стужей
Дрова горят с треском — к морозу.
Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
В какой день зимы пройдет буран, в соответствующий день лета будет дождь.
8. Стихи про зиму.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев
******
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая
*******
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
А.С.Пушкин
9. Предложения со словом «зима».
В этом году зима обещает быть снежной и морозной.
Зима недаром злится, прошла её пора.
Для описания слова ученики выбрали такие слова, как «ВЕТЕР», «СОБАКА», «КОШКА», «ВОДА».
Гусельникова Каролина.
Выбрала слово «ВЕТЕР».
Ветер – поток воздуха. Который быстро движется параллельно земной поверхности. На земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.
Ветерок. Ветреный. Обветренный.
Синонимы – шторм, смерч, ураган, буря, вихрь.Антонимы – безветрие, штиль.
Пословица – ветер подует, следы заметёт.
Поговорка – не бросай слова на ветер.
Загадка – гуляет в поле, а не конь. Летает в поле, да не птица.
Примета – гром зимой – к сильным ветрам.
Фразеологизмы- ветер в голове, как ветром сдуло. Каким ветром занесло.
Ветер с севера летит
Осень желтая в пути.
Ветер тучи в небе носит,
Первый снег на землю бросит.
Золотистым листопадом
Он уляжется за садом. (Гурина И.)
Сегодня утром был сильный ветер.
Дмитриев Руслан выбрал слово «СОБАКА»
Собака – домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, Собака, собачий, собаковод. к которым относятся также волк, лисица и др.
Собака, собачий.. собачка, собаковод, собачиться.
Синонимы – дворняжка, пёс, щенок, моська.
Пословицы и поговорки.
Грешно собаку звать человеческим именем.
Собаку целуют только в морду – иначе у неё заведутся блохи.
Молния не поражает домов, где живёт черная собака.
В избе пирогом, а на дворе калачом.
Не дразни собаку – не укусит.
Не все собаки кусаются, которые лают.
Если сидишь на слоне, нечего бояться собаки.
Фразеологизм – как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает).
Стих – рычит бульдог на таксика:
«не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком
А таксик от него.
Я медленно шел по улице. А собака бежала впереди меня.
Кривенков Дмитрий. Слово «КОШКА».
Кошка –1). домашнее животное, ловящее мышей и крыс. Самка кота.
2).Это хищное млекопитающее семейства кошачьих.
3). Ременная плеть с несколькими хвостами.
4). Небольшой якорь spec.
5). Род железных шипов, надеваемых на обувь для лазания на столбы, по отвесным склонам.
2. Кошачий, кошатница, кошечка, кошкин.
3. Синоним- киска, кисонька, кисуля, кот, царапка, мурка.
Антоним – Крыса, мышь. Собака.
4. Приметы. Кошка моется – гостей зазывает.
5. Загадка.
Подходит к нам мурлыкая
Пьёт молоко из плошки
Она бывает дикая.
Зовём её мы …….
6. Пословицы и поговорки.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Ночью все кошки серы.
7.Фразеологизмы.
Как кошка с собакой. (постоянно сорясь, враждуя).
Кошки на душе скребут (Кому-то тоскливо, беспокойно)
Искать черную кошку в темной комнате (О бесполезности действий).
8.Стихотворение.
Жить независимо кошки стараются,
Только на лапы всегда приземляются,
В кошках есть грация, разум и стать,
С кошек пример нам надо брать.
Лихоткин Дмитрий рассказал про слово «ВОДА».
Вода – жидкое вещество.
Вода, водичка, водный.
Синоним – мокрота.
Загадки. К низу летит капельками, а к верху – невидимкою. В жаркий день самой желанной бывает.
Пословицы и поговорки. Апрель с водой. Май с травой. Без воды и мельница не крутит.
Фразеологизмы. Как в рот воды набрал (молчит, ничего не говорит).
Вода – природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без неё не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природный дар нам дан такой.