Конспект урока по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень

Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова

«Золотая осень»

Дата проведения:25 сентября 2013 г.

Класс:3»А»

Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи: 

  • познакомить с творчеством В.Д.Поленова
  • формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

Ключевые слова: 

  • художник- пейзажист
  • настроение
  • цветовая гамма

Ход урока

1. Предварительная работа

        Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

        В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

— Какое название вы бы дали этой картине?

— Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.  

Прокомментируйте свой выбор.  

  • «Осенняя река»
  • «Осень»
  • «Солнечный день»
  • «Золотая осень»

— Картина называется «Золотая осень».

                                    Рассказ о художнике

        Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

 Почему картина называется «Золотая осень»? 

        Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

— Что привлекло ваше внимание на этой картине?

— Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

— Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

 — С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

— Какие деревья вы видите на картине?

— Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
— Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

— Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
— Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное,  голубое, светлое, лазурное

легкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

Подберите сравнения.

Облака

Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река

Река, как зеркало»

Река — вьётся , как голубая лента

Деревья

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения 

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1. О художнике и его картине.  Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6.
Какие чувства вызывает картина.
— С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору — осень.
— Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

 — Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время  года — осень, и  как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

— Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а  вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5.  Написание сочинения и его проверка.

        Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

— С чего следует начать?

— Что нужно написать в основной части?

— Какой будет концовка?

        Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

5. Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова  «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.

Примерный текст сочинения.

        На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

        Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному  небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

        В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

        Пышным ярким  ковром, раскинулся  по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

        Земля  тоже надела  золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

        Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться  в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться  осенним нарядом  деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие остались зелеными?

Как художник изобразил небо и реку?

Что вы можете сказать об отблесках света на реке?

Докажите, что день на картине солнечный и теплый.

(небо ясное, нет ветра, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке)

Что вы можете сказать про цвет неба?

Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к

осени?

Дети обращают внимание на оттенки деревьев, коричневатые тени, реку в

голубых, синих тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

5. Словарная работа

Вспомните, что такое сравнение, эпитеты.

Подберем эпитеты и сравнения

Эпитеты:

День погожий, солнечный, теплый, осенний, хороший

Небосветлое, лазурное, голубое, ясное, чистое

Облака воздушные, пушистые, белые, легкие, серебристые

Деревья разноцветные, золотые, желтые, нарядные, осенние, красивые

Березы стройные, белоствольные, гибкие

Траважелтая, зеленая, чуть коричневатая

Река синяя, голубая, зеркальная, блестящая, извилистая.

Солнце осеннее, ласковое, лучистое, игривое

Сравнения:

Облака плывут, как белоснежные волшебные кораблики, как стая белых

лебедей, похожих на белоснежную пушистую вату

Река река вьется, как голубая лента, как голубая змейка, Блестит, как

зеркало

Деревьялес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром, березки

как будто девушки водят хороводы у опушки на берегу реки.

Подберите синонимы к признакам, которые можно отнести как к стихам о

золотой осени, так и к картине В.Д. Поленова «Золотая осень».

Дивная (пора)—

Пышное (природы увяданье) —

Приятна (мне твоя прощальная краса) —

Родная (природа) — Бескрайний (простор) —

Свежее (дыхание ветра) —

Замените группу синонимовглаголов одним, наиболее точно выражающим

смысл.

1) Осень пришла, пожаловала, нагрянула, воцарилась, настала, установилась.

(Наступила.)

2) Осень убрала всё вокруг, разрисовала, расписала, размалевала (разг.).

(Украсила.)

Распределите в три столбика синонимы к указанны словам.

Тема: Сочинение по картине В. Поленова «Золотая осень»

Цели урока:

  • обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);
  • пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе речи;
  • развивать языковое чутьё, учить редактированию текста;
  • способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

-Доброе утро. Мне очень приятно видеть вас сегодня всех здоровыми и красивыми.

II. Подготовка к восприятию нового.

(Учитель читает строки из стихотворения  И. Бунина «Листопад»)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
— Какому времени года посвятил поэт Иван Бунин эти строки?

-Именно сейчас в природе господствует Её Величество Золотая Осень. Именно сейчас мы имеем неповторимую возможность испытать последние осенние мгновения счастья. И пусть бунинские  строки послужат мостиком к теме нашего урока. На нашем уроке присутствуют: искусствовед, биографы, экскурсоводы, поэты, языковед.

— Скажите, где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья? (на картине)

-Картины природы, леса, луга, реки — написаны художником пейзажистом.

— Кто такие пейзажисты – расскажет наш искусствовед.

Пейзажист – это художник, рисующий пейзажи, т.е. картины природы.

Художник разговаривает с людьми без слов, линиями, мазками, цветом.

III. Формулирование цели и темы урока.

— Кто уже догадался, какова цель нашего урока?  (Будем писать сочинение по картине) 

— Верно, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством знаменитого художника Василия Дмитриевича Поленова и напишем сочинение по одной из его картин.

Наши биографы познакомят вас с творческой биографией художника и его необычными дарованиями.

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова.Многогранное творчество художника, где он стремился,  применить все свои дарования не знали границ. Он  живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.

— Наши экскурсоводы расскажут о самых знаменитых его картинах и покажут их.

Самые знаменитые картины Василия Поленова:

 «Московский дворик». Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.

 «Заросший пруд». Тенистый уголок парка, небольшой пруд в окружении высоких деревьев. Пруд зарос водорослями и кувшинками. В глубине сада видна аллея со скамейкой. На ней женская фигура в светлом платье. Разве можно себе представить  место, лучшее для отдыха и размышлений о жизни?

IV. Знакомство с картиной «Золотая осень»

— Какое название вы бы дали этой картине?

— Художник назвал свою картину «Золотая осень». Почему именно это название художник дал своему полотну?

-Чем привлёк художника этот уголок природы?

— Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

-Какой день изобразил художник?

-Каким вам кажется небо?

-Что ещё вы видите на картине? (реку)

-Что вы можете о ней сказать? Холодная или тёплая вода в ней сейчас? Как художник это показал?

— Какие деревья на картине? Все ли деревья одевают золотые сарафаны? Составьте предложение со словом «наряд».

— Что вы ещё заметили на картине? (тропинку). Видимо, её протоптали местные жители.

— Что изображено на заднем плане картины? (поля по берегам реки) Какие берега – пологие или крутые?

— Вам понравилась эта картина? А теперь я даю слово нашим поэтам, которые дома подбирали и заучивали наизусть четверостишия на осеннюю тему. А вы подумайте, какие из этих стихотворений могут послужить эпиграфом к вашему сочинению.

( прослушивание стихотворений)

Вывод: Обычно осень — время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая солнечная и тёплая погода, то появляется чувство бодрости и хорошее настроение.

V. Составление плана сочинения.

План (примерный)

  1. Художник и его картина.
  2. Осенний день.
  3. Деревья в чудесном наряде.
  4. Лесная река.
  5. Моё отношение к картине.

Работа по первому и второму  пунктам  плана.

— Подберите синонимы к словам – художник, создаёт, картина.

— Каким предложением можно начать сочинение?

-Какие красивые слова и словосочетания можно употребить при описании осеннего дня?

— Как вы понимаете смысл слова «лучезарный»?

-Что можно описать в этой части сочинения? (небо, воздух, землю)

Работа по третьему  пункту плана.

— Какие прилагательные, глаголы, образные выражения вы подобрали для описания деревьев?

-Придумайте предложение о берёзках, о соснах.

Работа по четвёртому  пункту плана.

— Как можно описать реку? Придумайте предложение о реке.

Работа по пятому пункту плана.

-Подумайте над выражением «прощальная краса». О чём можно так сказать? Придумайте продолжение этой фразе.

  1. . Речевая и орфографическая подготовка.

— Найдите неточное употребление слова и замените его.

Солнечные лучи ярко греют природу.

Молодые берёзки сплошь накрыты золотистой листвой.

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вдали, вблизи.

  1. . Написание сочинения.
  2. . Проверка. Зачитывание отдельных сочинений.
  3.  . Итог урока.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока русского языка «Сочинение по картине Василия Поленова «Золотая осень» »

Цели:

учебные:

  • знать особенности текста-описания картины, где
    изображён пейзаж без человека;
  • знать особенности различных стилей речи и уметь
    использовать необходимый стиль с учётом
    создания одного из видов текста;
  • закрепить умения собирать материал к сочинению;

развивающие:

  • формировать умения и навыки создавать текст
    типа описания и описания картины как одного из
    его видов;
  • формировать умения соблюдать композицию текста
    типа описания (общий признак, характеризующий
    объект в целом; частные признаки,
    характеризующие его детали);
  • учить всматриваться в произведение живописи и
    создавать текст на основе увиденного на картине;
  • уметь использовать при необходимости в
    сочинении разные типы и стили речи;

воспитывающие:

  • вызвать чувство восхищения вечно прекрасной
    природой, уважения к художнику, создающему на
    полотне красоту родной природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, к родной
    земле.

Межпредметные связи: поэзия, живопись,
музыка, история.

Оборудование: презентация в компьютерном
варианте; набор иллюстративного,
познавательного, биографического материала
(репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы
«Поразмышляем над картиной», тест, термины
живописи — распечатки из «Краткого словаря
художественных терминов», листы «Рабочие
материалы» для каждого учащегося, распечатки из
«Словаря эпитетов русского языка»
К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной
тематики).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Приложение.

Слайд 1, слайд 2, слайд 3.

III. Работа по теме урока.

Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»
(осень). Слайд 4.

Вступительное слово учителя.

Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Осень —
замечательное время года, время отдыха природы
перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень
любили многие писателя, поэты, художники. Нам
сразу вспоминаются пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Эпиграфом к уроку взяли слова великого
русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Вдумаемся в них:

«Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой
— этим непосредственным выражением красоты и
добра».

Цель нашего урока — подготовиться к описанию
картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая
осень», а помогут нам в этом группы учащихся.

ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой,
прохладной, с шуршащими листьями, криками
улетающих в тёплые края птиц.

БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с
его необычными дарованиями.

ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных
и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.

ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из
словарей и напомнят значение некоторых
необходимых для работы над сочинением терминов
живописи.

ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам
художник, картина, изобразил.

Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень
внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет
вам правильно ответить на вопросы теста. Помним,
что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать,
ощущать, чтобы заметить характерные и яркие
признаки предметов.

ПОЭТЫ. Слайд 5.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.Бунин

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев

БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в
художественной семье. Мать — художница, отец —
знаменитый археолог и библиограф, член Академии
наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал
вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении
защищал Шевардинский редут, за храбрость
награждён двумя шпагами.

В детстве мальчик обучался музыке, после
окончания гимназии в Петрозаводске поступил в
Академию художеств (1863) в класс исторической
живописи и одновременно на юридический
факультет Петербургского университета. Занятия
музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре.
В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был
в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы
связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным,
В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в
сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в
Москве, выступил с картиной «Московский дворик»
(1878), которая начала новый этап его творчества.
Создаёт «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд»
(1880), «Старая мельница» (1880).

Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой,
участвуя в театральном кружке мецената
С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок
ставил спектакли, в которых участвовали Поленов,
Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др.
Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок
перерос в оперный театр. Поленов сдружился со
многими театральными деятелями — в том числе с
Ф.Шаляпиным. Опера «Призраки Эллады», созданная
Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло
принята публикой.

В 1881 — 82 годах ездил по Святым местам: Египет,
Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества. У него
учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон,
В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил
общедоступный Народный театр. В 1905 году резко
реагировал на кровавое подавление царским
правительством народных выступлений.

Последние годы посвятил организации народного
театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям
для рабочих Пресненского района Москвы. Он
считал искусство мощным средством развития
народного самосознания, воспитывающее
эстетические вкусы и содействующее народному
просвещению.

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых
живописцев, получивших звание народного
художника.

ЭКСКУРСОВОДЫ.

Рассказы по картинам «Московский дворик»,
«Заросший пруд», «Бабушкин сад».

ИСКУССТВОВЕДЫ.

При описании картины необходимо пользоваться
терминами живописи.

Сообщение по словарю «Краткий словарь
терминов живописи» (полотно, палитра, светотень
и другие).

Колорит (от лат. «цвет», «окраска») в живописи
— система соотношения цветов, служащая для
раскрытия художественного образа. В зависимости
от преобладания тех или иных красок, колорит
может быть спокойным или напряжённым, холодным
или тёплым, светлым или тёмным, ярким или
сдержанным:Колорит отражает цветовое
многообразие мира, индивидуальность и
внутреннее состояние художника, его
эмоционально-эстетическое отношение к
изображаемому.

Палитра (от латинского «лопатка» — деревянная
дощечка овальной или круглой формы, на которой
живописец смешивает краски. В переносном смысле
палитрой художника называют характерную для
него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму
чувств, которые пробуждает его живопись.
Приближается к понятию «колорит». Палитра —
скупая, щедрая, нежная, мрачная:

Светотень — передача оттенков светлого и
темного на поверхности изображаемых предметов, в
изображении в целом, соотношение освещенных и
находящихся в тени частей изображения. Светотень
является одним из мощных средств художественной
выразительности в графике и живописи.

Проверим наши знания о художнике и его
картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося
листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5
минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г
4г 5б 6ж.

Тест.

1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова

А) 1844 — 1927

Б) 1854 — 1927

В) 1854 — 1937

2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?

А) музыкой

Б) живописью

В) поэзией

3. Почему мальчик гордился своим дедушкой,
генерал-майором Воейковым?

А) воевал вместе с Суворовым

Б) участвовал в Бородинском сражении

В) за храбрость награждён двумя шпагами

Г) верно всё перечисленное

4. В.Д.Поленов получил образование

А) на юридическом факультете Петербургского
университета

Б) на словесном факультете Петербургского
университета

В) в Академии художеств

Г) верно А и В

5. В.Д.Поленов — не создал картину

А) «Золотая осень»

Б) «Грачи прилетели»

В) «Бабушкин сад»

Г) «Московский дворик»

Д) «Заросший пруд»

6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов

А) пел в хоре

В) рисовал декорации

Г) участвовал в сербско-турецкой войне

Д) возглавлял народный театр

Е) сочинил оперу

Ж) дружил с А.П.Чеховым

З) преподавал в Училище живописи, ваяния и
зодчества.

И вот перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая
осень» (1893 год) (показ репродукции по слайду
компьютера и на распечатках у учащихся).

Вдумаемся в название полотна мастера живописи
— «Золотая осень». Как вы его понимаете?

Как ещё можно назвать эту картину?

Почему же художник выбрал название именно
«Золотая осень»?

Работа по листу «Размышляем над картиной»
(слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться
раскрыть замысел художника — в осеннем пейзаже
Поленова всё дышит покоем, тишиной,
умиротворённостью.

1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот
уголок природы?

2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?

3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль,
изображенные художником.

4. Какое сочетание цветов использовал Поленов,
чтобы передать светлое и одновременно грустное
настроение осени?

Систематизация материалов. Слайд 10.

Работа по листочкам «Сбор материалов к
сочинению» по плану:

а) передний план — сосны, берёзы, земля;

б) второй план — небо, воздух, река, горизонт.

План Рабочие материалы Ваши дополнения
Сосны Мощная, густая крона:

Раскидистые
ветви:

Высокие стволы:

 
Земля Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными
листьями:

Нет ярких красок:

 
Берёзки Белеют стволы берёз:

Почти нет
листьев:

 
Воздух Сырой, прохладный:

Небольшой
ветерок:

Пахнет листьями:

 
Река Широкая, полноводная, с пологими
берегами:

Вода на глубине тёмно-синяя, у берега
— светло-голубая:

 
Небо Отражается в реке:

Выгорело:Выцвело:

Бледно — серое:

Вдали слева — синее

 
Горизонт Далеко видно и далеко слышно:

Просторно,
но грустно:

 

Записи выполняем на листочках в колонке «Ваши
дополнения», это ваш черновик.

Не забудьте, что, работая над описанием картины,
нужно избегать не только орфографических,
пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно
использовать синонимы.

ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой
группы рассказывает о синонимах, выбранных из
«Словаря синонимов русского языка» по теме
работы.

Художник: живописец, автор картины, мастер
живописи, создатель полотна:

Картина: репродукция, полотно, произведение
живописи, шедевр мастера:

Изобразил: показал, передал, запечатлел,
воплотил свой замысел, нарисовал, создал:

Подумаем над началом вашей работы в
зависимости от формы сочинения, не забывая о
стиле:

  • письмо к другу,
  • отзыв о картине,
  • репортаж с выставки картин художника,
  • впечатления участника экскурсии на природу.

Учитель или учащиеся творческого и
исследовательского уровня развития редактируют
варианты, предлагаемые учащимися.

Работа над черновым вариантом сочинения.
Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто
справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по
рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить
работу.

Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы
учащихся.

Домашнее задание (слайд 12):

А) для всех *учащихся написать чистовой
вариант сочинения;

Б) для **учащихся дополнительно составить
свой тест по материалам урока;

В) для ***учащихся дополнительно составить
кроссворд по материалам урока или сценарий к
игре по образцу одной из телевизионных игр по
материалам урока.

Литература:


  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка.
  2. Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов
    русского языка.- АН СССР Институт РЯ, — Ленинград:
    «Наука», 1979.
  3. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия
    «Краткие биографические словари» — М.: «РИПОЛ
    КЛАССИК», 2001. — 640 с.
  4. Краткий словарь терминов живописи.

Приложение.

автор: Немирова Светлана Вячеславовна

Учитель начальных классов МБОУ “СШ 82”

Конспект урока “Сочинение по картине В.Д.Поленова ” Золотая осень”

Конспект урока по русскому языку.   3 класс

Тема:  Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».

Цель:  совершенствовать умение составлять текст на заданную тему.

Задачи: -познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Поленова;

                -закрепить знания учащихся о тексте (его структуре, типе, стиле речи);

               -совершенствовать орфографический навык;

               _развивать творческое воображение учащихся;

Формирование УУД:

Личностные:

-воспитывать чувство любви к родной природе;

Коммуникативные:

-развивать умение работать в сотрудничестве(учитывать и принимать отличные от собственной позиции мнения других людей);

-способствовать развитию навыков самоконтроля и взаимопомощи при выполнении коллективного задания;

Регулятивные:

-развивать умение организовывать выполнение задания в отведенный отрезок времени;

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть с репродукцией картины В.Д.Поленова « Золотая осень», таблички с опорными словами,

отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет», видеоролик «Золотая осень»,фонограмма, орфографические словари и словарь эпитетов, маркеры.

                    Ход   урока.

1 Орг.момент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их!

«Всем! Всем! Всем! Добрый день!»

2.Мотивационный этап:

-Ребята, посмотрите в окно! Каждое утро мы видим там дерево . То радуемся распускающимся на нем листочкам, то удивляемся первому снегу на его ветвях, то с любопытством разглядываем снегирей…

Глядя на него , мы безошибочно определяем время года. О каком же времени года шепчут  его листья сегодня?

( Об осени)

-Что изменилось в нем  с ее наступлением?

(Пожелтели листья, стали опадать)

-Ребята, а вы любите осень?

-Что вам нравится в этой поре?

(Листопад. Разноцветье листьев.)

-Да! Осень – волшебная пора года!

-Сегодня  Полина нам приготовила сюрприз. Полина ,пожалуйста!

(Ученица читает отрывок из рассказа К.Д.Паустовского « Желтый свет») .

           « Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей. Осень пришла врасплох и завладела землей -садами и реками, лесами и вохдухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. Крик синиц был похож на звон разбитого стекла. Листья падали дни и ночи.

              Я изучал осень упорно и долго. Для того, чтобы увидеть по-настоящему , надо убедить себя , что ты видишь это впервые в жизни…

             Я узнал , что осень смешала все краски ,какие существуют на земле. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую.

            Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Вдруг лист клена медленно отделился от ветки, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.»

3.Определение темы урока.

– Ребята, вам понравилось?

– Да! Это очень известный и талантливый писатель. Не каждый из нас сможет так передать свои чувства! Но все равно, любуясь этим волшебным временем года ,вам, я думаю, тоже захотелось так красиво описать осеннюю пору. Определите тему нашего урока (Письмо сочинения об осени).

4.Работа по теме урока.

1)Вступительная беседа.

– Осень вдохновляла не только писателей, но и художников. Сегодня мы с  вами будем писать сочинение по картине невероятно талантливого художника В.Д.Поленова « Золотая осень». В.Д. Поленов прославился в истории русского и мирового искусства тем ,что превосходно писал пейзажи .А картина  « Золотая осень» признана настоящим шедевром живописи.

2)Беседа по картине.

-Рассмотрите репродукцию картины В.Д.Поленова «Золотая осень» в «Картинной галерее».

-Что изображено в центре картины?

-Что изображено на переднем плане?

-Что видим слева, справа? На заднем плане?

-Что изобразил художник на картине? Какая погода?

– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд?

-Землю?

-Какими вы увидели реку, ее берега?

–Что вам запомнилось в картине ? Какие краски преобладают ?

-В чем заключается мастерство художника?

  1. Физкультминутка.

6.Подготовка к написанию сочинения.

1) (Работа в группах) Подготовиться к написанию сочинения всегда сложно, поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах. Вы уже определились, кто будет представителем вашей группы.

Что , обычно, описываем мы в сочинениях о сезонных изменениях?

( Солнце, небо, растения, осадки…)

( Приклепляю на доску таблички: солнце, небо, деревья, река ).

-Подойдите ко мне представители групп и выберете свой обьект описания.

-А теперь подберите слова, словосочетания, подходящие к данным обьектам и запишите их на табличках маркерами. В помощь вам орфографические словари, словари эпитетов и просто ваш речевой опыт. Подобранные слова подходите и приклепляйте сразу на доску. Не забудьте выделить орфограммы, ведь вы работаете для всего класса.

2) Отчет групп о проделанной работе.

(Представители зачитывают подобранные слова, по необходимости я обогащаю словарь дополнительными словами и словосочетаниями.)

-А теперь уточним структуру текста. Из каких частей состоит текст.

( Вступительная часть, основная и заключительная).

– Описание неба, солнца, деревьев в какую часть текста мы поместим ?

– А о чем напишем во вступлении, в заключительной части?

– Предложите 1-2 предложения для начала сочинения.

-Для концовки?

  1. Просмотр видеоролика « Золотая осень».

8.Самостоятельная работа ( запись сочинения).

  1. Итог урока:

Зачитывание 1-2 сочинений.( Вопросы после прослушивания:

– Вам понравилось сочинение?

-Выдержана ли тема?

-На ваш взгляд ,описание чего наиболее удачно получилось у …) Оцените работу.

10.Рефлексия.

(открываются фразы, которые можно продолжить.)

« Мне сегодня было легко…»

«Мне очень понравилось…»

«Я испытал(а) затруднение только в …»

«В другой раз я постараюсь…»

Использованная литература:

1.Т.А.Налимова ,кандидат педагогических наук, г. Новокузнецк , статья: «Новый взгляд на традиционное сочинение по картине»,журнал «Начальная школа»,2013.

2.Альбом « Мир Василия Поленова».

  1. Открытые интернет-источники.

Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Золотая осень»

УМК «Гармония»,3 класс

Урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование умения у обучающихся воспринимать художественные образы картины.

Задачи урока:

Познакомить с творчеством В.Д.Поленова

Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины

Учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Ключевые слова:

Художник-пейзажист, настроение, цветовая гамма.

Ход урока:

1 этап— мотивация к учебной деятельности

Чтение учителем отрывка из стихотворения И.А.Бунина (текст написан на доске или распечатан и находится на партах, в зависимости от уровня подготовки обучающихся) (Приложение № 1)

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» (Приложение № 2)

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою толпой стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.»

О каком времени года идет речь?

2-3 этап— актуализация знаний обучающихся. Выявление места и причин затруднения.

На доске ,или в презентации открывается репродукция картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

-Какое название вы бы дали этой картине?

-Выберите наиболее подходящее из предложенных на доске. Прокомментируйте свой выбор.

«Осенняя река», «Осень», «Солнечный день», «Золотая осень»

-Картина называется «Золотая осень»

4 этап— построение проекта и решение проблемы.

Ученик (или группа учеников, в зависимости от уровня подготовки класса), который подготовил информацию, рассказывает о художнике В.Д.Поленове. (Приложение № 3)

-Почему картина называется «Золотая осень»

-Что привлекло ваше внимание на этой картине?

-Какие чувства, настроение испытываете вы, когда смотрите на картину?

— Какой день изобразил художник?

— С помощью чего В.Д. Поленов добивается появления радостного настроения?

-Какие краски (тона) выбрал для этого художник?

-Какие деревья вы видите на картине?

-Какого цвета наряд у берёз?

-Все ли деревья оделись в «золото»?

-Какие деревья остаются зелёными?

-Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый.

5 этап-реализация сформированной модели.

Вспомните, что такое эпитет, сравнение.

Для учителя:

Эпи́тетопределение при словевлияющее на еговыразительностьВыражается преимущественно именем прилагательнымно также наречием («горячо любить»), именем существительным  («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Эпитет слово или целое выражениекотороеблагодаря своей структуре и особой функции в текстеприобретает некоторое новое значение или смысловой оттенокпомогает слову (выражениюобрести красочностьнасыщенностьУпотребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Сравнение-стилистический приёмуподобление одного явления другомуподчёркивающее их общий 

признак

Бывает простыми тогда выражено оборотом со словами каксловно или будто.

6 этап— первичное закрепление с проговариванием вслух.

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

-Запишите в тетрадь эпитеты к словам: день, небо, облака, деревья, берёзы, трава, река, солнце. (Приложение № 4)

Подберите сравнение к словам: облака, река, деревья.

-Запишите в тетрадь.

-Составление плана сочинения совместно с учителем. (Приложение № 5)

— С чего начнёте писать сочинение?

-Что напишите после вступления?

— Какие предложения запишите в заключении?

7 этап- самостоятельная работа с самоконтролем.

Написание и самопроверка сочинения обучающимися.

8 этап— включение в систему знаний и повторений.

Чтение 2-3 сочинений с обсуждением соблюдения структуры текста.

9 этап— Рефлексия учебной деятельности «Метод пяти пальцев» (Приложение № 6)

Приложение № 1

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою толпой стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.»

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою толпой стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.»

Приложение № 2

Приложение № 3

 Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русской интеллигенции, восходящие еще ко второй половине 18-го века. Отец будущего художника, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и книголюбом, а мать Мария Алексеевна, — детской писательницей и художницей-любительницей.
    Юный Поленов учился в Петербургском университете и Академии Художеств. В 1871 году одновременно получил диплом юриста и золотую медаль, и звание классного художника за картину «Воскрешение дочери Иаира».
    Через год Поленов отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. Если в ранний период художник писал картины на исторические темы и портреты, то знакомство с европейским искусством, особенно французским, расширило его художественные горизонты: Поленова все больше влечет пейзаж, пленэрная живопись и вскоре она становится делом его жизни.
    Именно как пейзажист Поленов заслужил всеобщую народную любовь и признание как художник. Классикой русской пейзажной живописи стали его жанровые картины-пейзажи «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад», «В деревне Тургенево», «Северная деревня».
    Поленов первый среди художников ввел в русский пейзаж чистые яркие насыщенные цвета, свободный открытый мазок, цветную лепку формы, непосредственность живого пленэрного взгляда. Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам, много работал в области театрально-декорационного искусства, был талантливым музыкантом, архитектором, композитором и просто прекрасным русским человеком.

Приложение № 4

Эпитеты:

День- погожий,хороший,тёплый,осенний

Небо- ясное,голубое,светлое,лазурное

Облака- лёгкие,воздушные,белые,пушистые

Деревья- жёлтые,золотые,разноцветные,осенние,красивые,нарядные

Березы- стройные,гибкие,белоствольные

Река-голубая,зеркальная,синяя,извилистая,блестящая

Солнце- игривое,осеннее,лучистое

Сравнение:

Облака- плывут, как стая белых лебедей, как волшебные кораблики, белоснежная вата

Река-как зеркало,вьётся,как голубая лента

Деревья- берёзки,как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах.Лес раскинулся по берегам пышным пёстрым ковром.

Приложение № 5

План сочинения (примерный)

О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?

Какой день изображён на картине?

Как изображено небо, солнце?

Река

Наряд деревьев.

Земля

Какое настроение вызывает картина?

Приложение № 6

 Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

      «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

— Что нового я сегодня узнал?

— Какие знания приобрёл?

       «Б» (безымянный) – близость к цели.

— Что я сегодня сделал и чего достиг?

       «С» (средний) – состояние духа.

— Каким было моё настроение, расположение духа?

— Что было связано с положительными эмоциями?

       «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

— Чем я сегодня помог другим?

— Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?

       «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

— Что я сегодня сделал для моего здоровья?

  • Конспект урока по русскому 5 класс сочинение по картине решетникова мальчишки
  • Конспект урока по родному русскому языку 4 класс красна сказка складом а песня ладом александрова
  • Конспект урока по родной литературе 3 класс русская народная сказка хаврошечка
  • Конспект урока по рассказу старуха изергиль горького 11 класс
  • Конспект урока по рассказу паустовского телеграмма