Систематизация
материалов к сочинению. Сложный план
Цели:
закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать
материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать
наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые
результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста,
описывать интерьер.
Ход уроков
Организационный
момент
Анализ
тестовой работы
III. Проверка
домашнего задания
(Обсуждение
вопросов по работе над ошибками.)
IV. самоопределение
к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интерес ным? (Ответы
детей.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавши!
текст — описание интерьера.)
V. Работа по теме уроков
1. Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и дл чего. Если
сухо перечислить предметы, находящиеся в помсии’ нии, сочинение не получится —
выйдет что-то вроде перечш отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые
чм ства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить
равнодушными. В сочинении как раз и надо выра ш отношение к изображаемому,
отношение, которым вы хотите п делиться. Как
это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или
косвенной оценки.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в зо-
лочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-
лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже
не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить
особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы,
картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом
интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры,
попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет
конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и
т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер.
Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и
большим обеденным столом; шметим, как комнату делает светлой не только
трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и
большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
2. Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение слож-
ною плана.
Комментарии
Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена
на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего:
небогатая обстановка не со-Wiii‘i впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает
выра-НИгльность искусных украшений, созданных руками народных Нрперов.
Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня») обобщает
сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это
описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить
мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное
искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые
сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о
старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи
человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю!
выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный
в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение
жизненной силой народного искусства.
3. Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
VI. Закрепление изученного
материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
О чём важно помнить при описании интерьера?
Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.
11.10.17 год. Конспект урока оп русскому языку. 6 класс. (35 урок)
Тема: «РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план».
Цель: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.
Планируемые результаты:
Личностные: интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметыне:
Комментирование: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания.
Предметные: знать о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и пунктов простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный; определять тему сочинения; делить текст на смысловые части.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний
Беседа
-Что такое интерьер?
-Что характерно для описания интерьера?
III. Сообщение темы, целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?
3. Целеполагание.
«Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.243)
-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.
4. Изучение нового материала.
Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)
Источники сбора
Материала для сочинения
Методы сбора
материала
Систематизация
материала
книга
Наблюдение
Над действительностью
план
картина
Беседа, чтение
Вступительная, заключительная части
фильм
записи
Сбор доказательств, аргументация фактов
жизнь
Опрос, беседа
Подбор примеров
1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»
2. Сбор материала
-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?
Задание 1
Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).
-Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)
Занавеска линолеум
Кафедра деревянный
Полированный масляная краска
Мраморный бюст фотография
Иллюстрация
Задание 2
Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.
-Стол спасибом красится.
-Сумеем съесть, было бы к чему сесть.
-Такой пирог, что насилу ноги переволок.
-У каждого дома свой потолок.
-В тесноте, да не в обиде.
-Живет в тоске и спит на голой доске.
-Изба красна углами, а обед пирогами.
5. Физминутка.
6. Закрепление материала.
Словарная работа
-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)
-Подберите синонимы к словам и запишите их:
Висят (лампы) – прикреплены.
Висит (портрет) – находится, прибит
Висит(доска) – расположена.
Стоит(стол) – находится.
Стоят(парты) – размещены
Стоит(шкаф) – поставлен.
Класс – комната, помещение, кабинет.
Попутно работаем с Фото из музея.
Знакомство с памяткой «Как собирать материал к сочинению (по наблюдениям)».
1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.
2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.
3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.
Систематизация материалов к сочинению
Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам.
Материал к сочинению:
Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь, празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло, вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные половики, подвешенная под потолком детская люлька.
Составление плана
В старинной русской избе.
1. Вход в избу.
2. Жилое помещение.
а) русская печь;
б) красный угол;
в) домашняя утварь;
г) обстановка комнаты;
7. Итог урока
-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?
-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?
Русская изба – это Россия в малом.
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…
Пословицы и поговорки гласят:
Всего дороже честь сытая да изба крытая.
Своя хатка – родная матка.
Изба жильем пахнет.
8. Домашняя работа.
Написать сочинение на тему «Наш класс»
Урок русского языка по развитию речи
Тема «Простой и сложный план»
6 класс
Цели урока:1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план2.Практические:
а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями). Ход урока.
I. Оргмомент. (1 минута)
- Актуализация знаний. (7 минут)
— Мы продолжаем изучать раздел русского языка – текстоведение. Какие понятия нам уже известны? Что они обозначают?
(Текст, микротема, структура текста: зачин (вступление), основная часть (развитие темы), концовка (заключение). Текст – «это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения лингвиста Н.Д. Зарубиной
— Назовите признаки текста. (единство темы, наличие идеи, смысловая законченность, логическая связь частей, смысловая и грамматическая связь предложений, стилевое единство)
(1слайд)- В науке даются разные определения понятию «текст». Их уже более 200. Текст – это объект изучения не только лингвистики, но и психологии, истории, философия. Подумайте над определением текста известного лингвиста Ильи Романовича Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» (рассчитанный на практическое применение)
Микротема — это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
— На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?
(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)
— Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
II. Постановка целей урока. (2 минуты)
— Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и составлять план. Кроме того, мы расширим представление о разных видах плана.
- Новая тема. (33 минут)
- — Какой бывает план? (2 минуты)
(Простой и сложный)
(2 слайд) — Как вы думаете, какой план представлен на слайде?
(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).
1….
2….
3….
I….
II….
1…
2…
III…
— Чем сложный план отличается от простого?
(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)
— Где нам с вами уже встречался план?
(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)
- Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.
- Звуки речи (3 ряд)
- Гласные
1. …
2…
II. Согласные
1. …
2. …
2. Предложение (1 ряд)
I. По цели высказывания
1. …
2. …
3. …
II. По интонации
1. …
2. …
III. По количеству грамматических основ
1. …
2. …
IV. По наличию второстепенных членов
1. …
2. …
3. Жанры литературы (2 ряд)
I. Прозаические:
1. …
2. …
3. …
4. …
II. Поэтические:
1. …
2. …
3. …
III. Драматические:
1. …
2. …
3. …
- Работа с 3 частью учебника. (5 минут)
-Найдите примеры простого и сложного плана в 3 части учебника.
-(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из стихотворения С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого самого русского поэта.
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далёких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
- Упр. 152. (15 минут)
1. Чтение текста.
2. Лексическая работа.
— Каковы ваши первые впечатления от текста?
— Объясним значение некоторых слов:
Лайка (4 слайд) – охотничьи собаки. С ними охотятся на медведей кабанов, пушных зверей (белок, соболей, куниц), на копытных животных (лосей и др.), на лесную и водоплавающую дичь
Хаски (5 слайд) – это порода ездовых собак, которых жители Крайнего Севера запрягают в упряжки и ездят на них по бескрайним снежным просторам, отличаются выносливостью, способны бежать без остановок целый день, лайки на такие подвиги не способны.
Новая Земля (6, 7 слайды) – архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля». Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого месяца – августа – от +2,5 °C на севере до +6,5 °C на юге. Предположительно Новую Землю открыли в XII-XIII веках новгородские купцы, однако убедительных историко-документальных подтверждений тому не имеется.
2. Работа с содержанием текста
— Какова тема текста? (Собаки в жизни человека)
— Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Умные лайки. Собака – друг человека. Воспоминание о собаках.)
— Определите тип речи данного текста.
(Тип данного текста рассуждение с элементами повествования и описания, так как в начале автор пишет, что самые умные собаки – лайки, далее в доказательство тезиса приводит случай из собственной жизни, произошедший с ним на Новой Земле, доказывая, что лайки – дружелюбны, ласковы и умны, и в заключении делает вывод о том, что собака доставляют радость человеку)
— На сколько частей можно разделить текст? (На три части, где во второй части будет три подпункта)
— Каковы микротемы 1-6 абзацев?
(1. Собаки бывают разные по характеру, но особенно добрые и понятливые лайки.
2. Случай на Новой Земле
3. Воспоминание о собаках доставляет радость)
— Как вы думаете, какой план нужно составить к данному тексту?
Сложный: I. Лайки – умные собаки.
II. Случай на Новой Земле
- Один на берегу;
- Стая собак;
- Собаки ласковы с человеком.
III. Приятные воспоминания.
- Вспомните, какой ещё бывает план? Каким планом мы пользуемся на уроке литературы.
(Цитатный)
Задание: Составьте простой цитатный план (из 5 пунктов) к басне И.А. Крылова «Ларчик» (3 минуты)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Простой цитатный план:
- «Стоит только догадаться За дело просто взяться»
- «К кому-то принесли от мастера Ларец»
- «Вот входит в комнату механики мудрец»
- «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»
- «Как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался»
- В чём особенность плана, представленного на слайде (2 минуты):
- Интонация – один из важнейших признаков предложения.
- Интонация – средство выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём говорится.
- Основные элементы интонации:
а) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);
б) мелодика (движение голоса вверх и вниз во время речи);
в) пауза (небольшой перерыв в речи);
г) темп (скорость речи);
д) тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки).
— Это тезисный план. Что такое тезис? (кратко сформулированная основная мысль)
VI. Подведение итогов. (2 минуты)
— Какой бывает план?
— Зачем нужен план?
VII. Подведение итогов. Д/з. (1 минута)
- Подготовиться к изложению по тексту упр. 152
- Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.
Список литературы:
- Львова. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 11-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013
- URL: http: //doghusky.ru/статьи/отличие—хаски-от-лайки.html (дата обращения 18.10.2015)
Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)
- Самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавать текст — описание интерьера.)
- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКОВ
- Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечень отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выразить отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.
- Работа по учебнику
- Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный столик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие стулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: “У бабушки с дедушкой”, “В гостях у соседей” и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, и полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
- Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложною плана.
Комментарии
Первый пункт (“Вход в горницу”) служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создаёт впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана (“Народное искусство живёти сегодня”) обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: “С какой целью автор создал это описание?” Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, “тёплую” лексику. “Кленовые сени” напоминают о народной песне “Ах вы, сени, мои сени…”, “горница” — о старине, названия природных материалов (кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
- Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII. Подведение итогов уроков
— О чём важно помнить при описании интерьера?
— Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.
РЯ 6 РР У № _____. Систематизация материалов к сочинению. Сложный
план.Описание помещения.
Цели:
образовательная: познакомить с особенностями построения текста
описательного характера, учить описывать помещение, его
внутреннее пространство, характеризуя его обитателей,
повторить типы и стили речи (официальноделовой,
художественный), уметь определять тип и стиль речи, отличать
тексты разных стилей друг от друга;
развивающая: развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к миру вещей,
способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, подготовленная презентация к уроку,
рабочий лист, памятка «Как писать сочинение – описание помещения», рабочие материалы
с текстами, опорные конспекты : «Художественный стиль», «Официальноделовой стиль»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация..
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Условия игры: зачитывается отрывки из художественных произведений ,текстыописания
помещения, задача: узнать, кто живет в этом домике.
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с
зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее
войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с
изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик,
который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак,
1 служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но
паровой машины пока чтото не было видно. (Карлсон маленький сказочный человечек –
озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на
столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где
бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались
и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на
нос очки и начинал читать какуюнибудь книгу, то совсем становился похож на
профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу:
соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую
кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью
находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле
столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало,
поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Муму»)
III. Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на
тех, кто в нем живет».( М Рощин)
IV. Объяснение нового.
1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)
Помещение – это здание, место, где чтонибудь, ктонибудь помещается.
Каждое помещение имееи свой интерьер.
Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а
также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой,
театрализованный, спортивный, школьный.
2. Работа над построением текстаописания помещения.
2 На что мы должны обратить внимание при написании текстаописания? Например, нашего
кабинета? (с впечатления о нем, затем перечислить предметы, которые здесь находятся)
Достаточно ли будет просто перечислить предметы, находящиеся в нашем кабинете? (нет,
т.к. таких кабинетов много)
Что же нужно сделать еще? На что обратить внимание? ( на уточнение, где стоит предмет).
3. описание кабинета русского языка и литературы.
Давайте попробуем описать наш кабинет.
Краткое описание.
1. Кабинет.
2. Три ряда парт.
3. Три окна.
4. Учительский стол.
5. Классная доска.
6. Книжные полки.
7. Стенды.
Развернутое описание.
1. Светлый небольшой кабинет.
2. Посередине три ряда парт.
3. Напротив дверей три окна.
4. На первом ряду учительский стол.
5. На стене справа классная доска.
6. На стене слева книжные полки.
7. Напротив окон стенды.
Т.о., записав данный перечень, мы с вами составили план нашего будущего сочинения
описания: краткий и развернутый.
Но ведь таких кабинетов тоже много. Что же еще нужно сделать, чтобы было более
понятно, о каком помещении идет речь? (описать каждый предмет более подробно)
3 Построение текстаописания помещения: при описании нужно указывать предмет и место
его нахождения.
Т.о., описание может быть сжатым и подробным. Сжатое описание напоминает план.
Поэтому, чтобы грамотно построить свой текст, нужно для начала просто перечислить в
нужном порядке все предметы в данном помещении.
4. Словарная работа.
При описании можно использовать следующие слова, указывающие на место положения
предметов.
Запомните, как они пишутся: справа, слева, напраыо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут
же, напротив, посреди, посередине
5. Устно описать данный кабинет.
V.
Работа над стилем текста.
Задание: прочитать тексты, определить тип и стиль речи. ( для доказательства можно
использовать опорные конспекты по стилям речи)
Текст 1.
Объявление
Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель:
тумбочка, телевизор, шкафстеллаж, пианино, диван, стол.
Цена договорная. Телефон: 54831, звонить после 18.00.
Текст 2.
Каждой вещи – свое место.
Мы переехали в новую квартиру и сразу же стали расставлять мебель в зале – в большой
светлой комнате с одним , но широким , во всю стену, окном . И вот что у нас получилось.
У окна , на высокой подставке , весело зазеленели цветы . В углу справа удобно устроилась
тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал чисто вымытыми стеклами шкафстеллаж,
а за шкафом заблестело пианино . Напротив с удовольствием заняли места диван и стол .
Над диваном уцепились за стенку часы .
Каждой вещи нашлось свое место , и в зале стало очень уютно.
4 Какого стиля тексты. которые прозвучали в начале урока? Почему?
Вывод: в художественном стиле очень часто используется прием очеловечивания вещей,
метафоры, эпитеты. Используют описание помещения для раскрытия характера своего
героя.
VI.
Творческая работа .
Написать сочинениезагадку : описать помещение какогонибудь литературного или
мультипликационного героя в художественном стиле так, чтобы по описанию было
понятно, о ком идет речь.
Орфографическая работа. Предупреждение ошибок.
В своем сочинении можно использовать следующие слова. Вставьте буквы.
Подобрать синонимы к слову «стоять».
При написании используйте памятку «Как писать сочинениеописание помещения» (работа
на Рабочем листе)
VII.
Рефлексия.
Что сегодня мы узнали на уроке? Чему научились?
VIII. Д/з : описать свою комнату в художественном и официальноделовом стиле.
5 РАБОЧИЙ ЛИСТ.
1. Теоретические сведения.
Основа описания помещения ________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________
ОПИСАНИЕ
____________________ ______________________ _____________________
______________________
2. Заполни таблицу: (можно использовать при написании дом. сочинения)
План наблюдения
Материалы
(слово, словосочетание)
I.
Помещение.
6 1. Пол.
2. Стены.
3. Потолок.
4. Окна.
5. Дверь.
II. Мебель.
1.
2.
3.
Стенды.
Стол.
Стулья.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Предупреждение ошибок:
1. Подбери синонимы к слову СТОЯТЬ
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__
2. Пиши правильно: справа, слева, направо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же,
напротив, посреди, посередине
3. Вставь буквы, запомни: Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино,
т..л…фон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок, инт..рьер, пом..щение.
Памятка
“Как написать сочинениеописание помещения”.
Работая над сочинениемописанием помещения, помните о последовательности изложения
материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с
предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на
стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем
7 систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный
порядок, сгруппируйте в соответствии с планом). Избегайте повторов слов, используя
синонимы. Помните, что описание должно быть в едином временном плане. В предложении
при опущенном сказуемом ставится ТИРЕ.
Пример: Направо от двери – книжный шкаф.
8
КОНСПЕКТ УРОКА 6 КЛАСС НА ТЕМУ» СЛОЖНЫЙ ПЛАН. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ»
Урок Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать представление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.
Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.
Ход уроков
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III.Проверка домашнего задания
(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)
IV.самоопределение к деятельности
Что такое интерьер?
Каково происхождение слова интерьер?
Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)
Какими элементами создаётся интерьер?
Как описать интерьер? Как сделать это описание интересным? (Ответы детей.)
—Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
V. Работа по теме уроков
1. Слово учителя
Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечш отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выражать отношение к изображаемому, отношение, которым выхотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.
2. Работа по учебнику
1.Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а)паркетный пол;
б)стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в золочёной раме, большое зеркало;
в)потолок — полосы солнечного света на потолке;
г)окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшкахна подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д)мебель — шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкиестулья.
Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них подробнее.
На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.
Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом; шметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.
Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
2.Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение сложногоплана.
Комментарии
Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных украшений, созданных руками народных мастеров. Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является заключением.
Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.
Дополнительный вопрос и комментарии
— Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени…», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображаемому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
3. Словарно-орфоэпическая работа
Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.
Составьте словосочетания с этими словами.
VI.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)
VII.Подведение итогов уроков
О чём важно помнить при описании интерьера?
Как составить сложный план сочинения?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Рабочая тетрадь: задание 38.
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что рус-
ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определя-
ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-
ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения
школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-
ка, проявляют уважительное отноше-
ние к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
« Кустовская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Урок русского языка в 6 классе
«В старинной русской избе».
Систематизация материалов к сочинению. Сложный
план.
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Пересыпкина Людмила Матвеевна
В старинной русской избе
Тема: Р.р. Систематизации материалов к
сочинению. Сложный план.
Цели урока:
— учить систематизировать материал к
сочинению; формировать умение самостоятельно группировать материал;
— развивать любознательность, речь, мышление учащихся;
— воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского
народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийная
установка, учебник « Русский язык» для 6 класса, раздаточный
материал, фотографии русской избы, репродукции с изображением
русской избы, запись песни» Пряха».
Ход урока.
-
Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. У нас на уроке присутствуют гости. По
старинному русскому обычаю давайте поприветствуем гостей с
пожеланиями здоровья.
( Приветствия детей).
— Сегодня у нас необычный урок. Мы будем систематизировать
материалы к сочинению — описанию помещения русской избы.
Слайд 1: Тема урока
— Как вы понимаете тему урока? Что значит систематизировать
материал?
2.Введение в тему урока.
— С детских лет мы читали и смотрели русские
народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной
избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но
и крестьяне несколько сотен лет назад.
Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер
нашего дома.
— А почему мы на уроках истории, литературы, изо
продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?
( Ответы детей)
— Народное искусство хранит вековые традиции,
передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами
должны знать и чтить.
Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и
будущее нашего народа.
3. Беседа.
— Можно ли, зная тему, сразу писать сочинение?
(Нет, надо сначала собрать необходимый материал
и привести в определенный порядок.)
— С чего начинается систематизация материала и
работа над планом?
( С изучения материала)
— Коль уж речь у нас вначале шла о русской избе,
значит, нам необходимо сначала собрать о ней материал.
— Обратимся к истории.
Слайд 2
Слово изба, др.-русск. истъба
«дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»), известно
всем славянам. Во многих славянских языках оно употребляется в
значении «комната».
-А что вам известно о русской избе?
4. Выступления учащихся.
а) Рассказ о выборе леса
(1 ученик): на постройку жилья шли в
основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки
старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные,
смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было
заготавливать заранее — поздней осенью или зимой, в полнолуние.
б) Время строительства жилья и выбор места
(2 ученик):
Нельзя располагать дом на перекрестке дорог — «с
семьей не будет ладно, во дворе не будет водится скотина».
Подходящими считали те места, которые хорошо освещались, на
некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (В
5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы
чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом — рыли
колодец, теплом — строили дом. Строили дом ранней весной, едва
сойдет снег.
в) (3 ученица):
При закладки дома приглашали священника для
освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду
бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился,
плод другой — шерсть и тряпьё, чтобы скот водился и одежда была.
Под матицу — главный потолочный брус — подкладывали серебряные
монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в
воскресенье и понедельник, в церковные праздники.
г) Переезд в новый дом
(4 ученик):
Переезд в новый дом сопровождался множеством
примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме
готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из
загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На
новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия
отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с
хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла
икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей
приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили
хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький
ребенок, или пропускали через порог кошку.
5. Слово учителя.
— Составными частями крестьянской избы были : клеть,
сени, изба, подклеть, чулан и горница.
Основной постройкой было жилое помещение с печью.
— И вот мы с вами входим в избу…
Задание: во время просмотра презентации записать
в тетради, как называются части помещения и домашнюю утварь
6. Презентация « В старинной русской избе»
Слайды
Учитель:Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
1)
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Все окошечки подряд
На тебя резьбой глядят.
2) Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь — защита —
Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
3)
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.
Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,
4)_
Да получше оглядись
И найди-ка «красный угол»,
Трижды ты перекрестись…
Вот хозяева встречают,
В «красный угол» Вас сажают
.5)
А теперь и посмотри:
Печка справа от двери,
Здесь про печечку рассказ,
А без печки никуда,
Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Вот в лоханке Вам вода —
Мойте, руки не стесняйтесь!
6) Вдоль стен — лавки и полки
с домашней утварью
7)
Дальше мы ведем рассказ…
Это прялка всем на диво,
Знают толк в ней мастера!
Прялка с детства,
Прялка диво!
Разукрашена красиво.
Дева ниточку прядет,
Тихо песенки поет.
Песня « Пряха»
Ткацкий станок
Значительное место в избе занимал
деревянный ткацкий станок — кросно,
на нем женщины ткали шерстяные
и холщевые ткани, половики (дорожки).
9_ Кровать и детская люлька
Для новорожденного подвешивали к потолку
избы нарядную люльку.
Её обычно делали из дерева или плели из лозы.
Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца
под напевную песнь крестьянки.
В избе вы увидите празднично
заправленную деревянную кровать,
покрытую искусно сделанным
лоскутным или домотканым одеялом.
Проверка:
— Какие слова вы выписали и что они обозначают?
(ответы учащихся)
Слайд: общий вид « В избе».
— Давайте поднимемся на красное резное крыльцо.
Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома
встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство
и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир
домашней жизни.
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный
ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.
Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок,
гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки,
полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка,
полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая
домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались
из лохани.
7. Сбор материалов к сочинению.
Слайд
Попутно работаем с Фото из музея.
( На доске вразброс повешены фото, нужно их систематизировать)
Знакомство с памяткой «Как собирать материал к сочинению (по
наблюдениям)».
1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать.
Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на
него так, как будто ты видишь его впервые.
2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что
наблюдаешь.
3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.
7.Систематизация материалов к сочинению
Работа с раздаточным материалом: распределить
слова по столбикам.
Материал к сочинению:
Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с
водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с
иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль
стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь,
празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло,
вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные
половики, подвешенная под потолком детская люлька.
Физминутка
8. Составление плана.
В старинной русской избе.
1. Вход в избу.
2. Жилое помещение.
а) русская печь;
б) красный угол;
в) домашняя утварь;
г) обстановка комнаты;
9. Составление текстов-описаний русской избы (устно)
10 . Итог урока. Слово учителя.
— Русская изба — это Россия в малом.
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы
строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и
этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским
мироощущением ее народа…
Пословицы и поговорки гласят:
Всего дороже честь сытая да изба крытая.
Своя хатка — родная матка.
Изба жильем пахнет.
Заключение.
Чтение стихов на слайдах.
1. Далеко-далеко, в тех далеких краях,
Где волшебная сказка встречается с былью,
Где плывут облака в голубых небесах,
Где она начинается — наша Россия.
2. Среди белых берез и живых родников.
Средь цветочных полей, где и воздух-то сладкий.
Море песен и слез, море ласковых слов
Я России своей отдаю без остатка.
3. И глядят тяжело вековые дубы —
Это мудрость Руси, ее воля и сила,
А простое тепло деревянной избы —
Это сердце ее, сердце нашей России.
4. И иконка в углу, и лампадка пред ней,
И красивый рушник, и цветок на окошке,
И на теплом полу пара новых лаптей.
Самовар на столе, деревянные ложки.
5. Это наше с тобой, это корни и кровь,
Это то, что отнять даже время не в силах.
Что нас тянет домой? Может, просто любовь
Нашей доброй, как мать, и великой России!
Рефлексия.
Используемая литература:
1. Русский язык: 6кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений [Л.А.Тростенцова, Л.А.Ладыженская и
др.; науч. ред. Н.М.Шанский] — 7- е изд. — М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие
для учителей общеобразовательных организаций / [Т. А. Ладыженская,
Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. :
Просвещение, 2014. — 159 с. — ISBN 978-5-09-033089-3. Пособие
обновлено и переработано в соответствии с Федеральным стандартом.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд.,
дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN
5-89285-003-X</</u>.