Конспект урока по русскому языку описание памятника культуры 8 класс сочинение

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры.

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: поверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание (собрать материал к сочинению);

-совершенствовать написанное;

-добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи активизировать лексику учащихся;

-расширить кругозор

Воспитательная задача: воспитание любви к малой Родине, к её истории, к культурному наследию.

Оборудование к уроку:

Репродукция картин, компьютер, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 8 класс под редакцией Л.А. Тростенцовой, презентации, словари.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

2.Вступительное слово учителя:

-Как вы понимаете значение слова памятник?

-Сегодня на уроке я вас познакомлю со святыней Владимирской земли- с памятником храмом Покрова на Нерли.

3. Музыкальная презентация.(№1)

4.Определение темы, целей, задач:

-Определите, пожалуйста, тему урока.

-Откройте тетрадь и запишите число, месяц, тему.

-А умети ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?

-А помогут вам в этом речевые конструкции:

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

6)Приобщить (к чему?)

5.Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку, запишите его в тетрадь.

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

-Почему автор боялся жить в таком городе?

Вывод: Памятник-это символ гордости, славы

У каждого города есть свои памятники.

Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде.

6.Проблемный вопрос.

Сегодня мы приступаем к новому для вас виду работы:

Сочинение-описание памятника культуры.

Наш урок будет посвящен подготовке к сочинению.

И у меня сразу возник вопрос:

-Знаете ли вы памятник Покрова на Владимирской земле?

-А умеет ли вы описывать памятник культуры?

У меня 2 варианта

Простой: могу вам дать готовый текст, и вы напишите все одинаково или

2 вариант (сложный, проблемный) готовлю вас на уроке, и вы дома создаете свой шедевр.

-Что вам больше нравится?

-Какой вариант выбираете?

Вывод: Решая проблемную ситуацию, человек находит новое, либо пытается отыскать неизвестное в известном.

Займемся поиском решения.

7.Построение связного текста. Задание №2 (файл)

Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

Ответ: б), д), а), в), г).

Слово учителя:

-Откройте учебник (вкладыш)

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова.

8.Слово о художниках. Презентация №2 (индивидуальное задание.)

9.Работа по тексту (Упражнение 89)

Прочитать 1 абзац упражнения.

А) Лексическая работа.

-Объясните и запишите значение слов:

Барабан, пилястры, арочный фриз, уникальный

-Подберите синонимы к словам и запишите:

Храм, художник, картина, изображено

Ответ: Храм; церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

Художник; живописец, мастер кисти, пейзажист

Картина; плотно, репродукция

Изображено; показано, нарисовано, передано

Б) Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Тест.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

  1. Белокаме…ый
  2. Запечатле…ый
  3. Изображе…ый
  4. Наклоне…ы

10.Физкультминутка

11.Беседа по картине.

Почитайте 2 абзац упр. 89

Вы должны, во-первых, рассмотреть внимательно репродукции картин, во-вторых, поделиться впечатлениями об изображенном, в-третьих, определиться, какой из них вы отдадите предпочтение или обеим, в-четвертых, ответить на вопрос: «В чем вы видите различия двух памятников? Где связь церкви с природой? Где отчетливо выписаны детали, которые подчеркивают её изящество?»

Вывод:

Каждый из памятников имеет свои достоинства. Оба памятника нужны, чтобы получить полное представление об этом уникальном произведении.

Вопросы:

Что привлекает ваше внимание на картине?

Рассмотрим памятник более внимательно.

На какие детали обратим внимание? (работа в парах)

Детали:

Храм, часовня, купол, барабан, резьба, окна, фриз

Небо, облака, деревья, березки, река, трава

Какое время года, суток?

Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

Какие краски преобладают?

Белый цвет: символ долголетия, счастья, мира, чистоты,      невинности

Зеленый: символ процветания, достатка, стабильности, весны, растительности, непрерывности и даже бессмертности, символ победы жизни над смертью; являясь смесью жёлтого и синего, он становится символом щедрости и возрождения души через благие деяния

Голубой: нежность

Краски: яркие

Вывод: Цвет в картине имеет большое значение. Художник  помощью цвета создаёт образ, предает свое отношение.

Вопросы:

Какое впечатление произвели на вас эти картины?

Почему женщина с ребенком пришла гулять именно сюда, на берег реки?

12.Слово учителя:

Проанализируйте текст, ответьте на вопрос: « С чем можно сравнить этот храм?»

Ответ:

Поэты сравнивают с парусом, уносящим вдаль по безбрежным волнам.

Иногда уподобляется лучистой звезде, уплывающей в бесконечность.

Сравнивают и с белоснежным лебедем (лебедь-храм), со свечой, с поэмой, запечатленной в камне.

13.Знакомство с искусствоведческим текстом. (Презентация №3)

14.Месторасположение Храмов Покрова. (Презентация №4)

Вопрос: «Знает ли кто из вас, где, кроме Владимирской земли, есть Храмы Покрова?»

Слово учителя:
В Тверской области тоже есть такой храм (Селижаровский район)

Даже в Кесовогорском уезде ,в деревнях Ширятино, Березовец были такие храмы. В настоящее время утрачены.

14.Поведение итогов. Вывод:

Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Вы узнали, что и наш край знаменит своими святынями, которые дороги нам. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

15. Выставление оценок.

16. Рефлексия.

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось?

Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы?

17. Домашнее задание.

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе.

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».

Тип урока: урок развития речи.

Образовательная:

— учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

Развивающая:

— совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная:

— воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

Прогнозируемые результаты:

Предметные результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.

Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные результаты: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на группы по посадочным рядам.

Слайд №1

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. К сегодняшнему уроку я подобрал два эпиграфа: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский); «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников» (Аполлон Григорьев).

— Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?

(Ответы учащихся.)

— Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.

— Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?

(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)

Слайд №2

— Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова: сочинение – памятник культуры. Давайте определим тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему урока.)

— Запишем тему в тетрадь: «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры».

Слайд №3

— Обозначим цели нашего урока.

(Ребята совещаются в группах.)

— Цели урока:

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

— развивать свою речь;

— узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

— воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

Слайд №4

— Верно. Как строится наша работа над сочинением?

(Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика.)

— В своей работе мы будем придерживаться этого плана.

Слайд №5

— Посмотрите на экран.

Покрова на Нерли (читается учителем под музыку Ф. Шопена «Апрель мечты»)

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли!..

Леонид Грайвороновский 

Какой памятник мы будем описывать?

(Храм Покрова на Нерли.)

II. Сбор рабочих материалов

— Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности. Проведем мини-исследование (слайд №6). Первая группа – историки – расскажет нам об истории создания храма; вторая группа – зодчие – расскажет нам об архитектурных особенностях храма; третья группа – художники – представит нам словесный поэтический образ храма.

Вопросы для группы «Историки» (Слайды №7, №10, №11, №12)

(Справочные материалы: №17, книга «Православие для всех»)

1. В каком году был построен храм?

(1165 г.)

2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?

(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)

3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?

(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)

4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.

(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)

Вопросы для группы «Зодчие» (Слайды №8, №13, №14)

(Справочные материалы: №17, № 89)

1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?

(Легкий наклон стен внутрь здания.)

2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов, используя толковый словарь учебника на с. 231.

(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)

Вопросы для группы «Художники» (Слайды №9, №15)

1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви (см. слова в рамке на с. 45)?

(Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)

2. Прочтите стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли». С чем сравнивает старинный храм автор?

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли!..

Леонид Грайвороновский 

(Сказка, боль, отрада, гордость, белая лебедь, облако с неба, прощение.)

3. Как называют храм благодарные потомки (см. №17)?

(Поэма, запечатленная в камне.)

По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.

Лебедь — храм Покрова на Нерли

  • Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

при впадении реки _______________в____________________.

  • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

  • Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

_______________________________________________________________________

  • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.

  • Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

Храм (какой?)_________________________________________________________ __

  • (Почему он такой?) ______________________________________________________

Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________

  • (Почему именно этот храм изобразил С. В.Герасимов?) (Что является фоном для храма?)________________________________________________________________

  • (Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________

  • (Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления)

  • (Какие чувства вызывает у вас этот храм?)

  • — Внимательно всмотритесь в фотографию храма. Подумайте: что стремились выразить зодчие в этой каменной поэме? (Слайды №16 – 21)

(Зодчие стремились передать превосходство духовного над материальным.)

Слайд №22

— Ребята, необыкновенно красивый храм Покрова на Нерли был запечатлен на холсте многими художниками. Давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли». Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник?

(С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.)

— Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)

— Верно. Как изображена природа на картине С. В. Герасимова?

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками.)

III. Актуализация знаний

— Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности (слайд №23)?

— Информативность;

— Эмоциональность;

— Возможное наличие риторических вопросов или обращений;

— Четкость, краткость и емкость изложения;

— Ясно выраженная авторская позиция.

— С чего мы начинаем работу над сочинением?

(С составления плана.)

Далее каждая группа предлагает свой вариант плана.

Слайд №24

Возможный план

1. Вступление.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.

5. Моё впечатление от храма.

— В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.

IV. Рефлексия

Слайд №3

— Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?

(Ответы учащихся.)

Слайд №25

— Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?

(Ответы учащихся.)

— Пожалуй, ответ на этот вопрос содержится в строчках стихотворения Б.Чичибабина (звучат «Блаженства» из фильма «Раскол»):

Мы пришли с тобой и замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова…

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв, —

Вот и с Вечностью сведались:

И возносит, и знобит…

— Возьмите, пожалуйста, заготовленные таблицы. Ребята, оцените по шкале от 1 до 5, в какой степени вы достигли целей, заявленных в начале урока. Отметьте знаком «V» понравился или не понравился вам урок. Ответ аргументируйте.

Фамилия, имя учащегося

Цели:

Оценка (от 1 до 5)

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

— развить свою речь;

— узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

— воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

Понравился урок

(чем?)

Не понравился урок

(чем?)

V. Организация домашнего задания

Слайд №26

Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.

Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.

— Спасибо за внимание. Урок окончен (слайд №27).

Список использованных источников

1. Зинатуллина С. Н. Физкультминутки на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – URL: www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=6935&hry=./61236/193164.

2. Таран Е. А. Подготовка к публицистическому сочинению о памятнике культуры г. Омска [Электронный ресурс]. – URL: www.festival.1september.ru/articles/608980/.

3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 256 с.

4. Фаркова Г. В. Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры [Электронный ресурс]. – URL: www.nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/podgotovka-k-sochineniyu-opisanie-pamyatnika-kultury.

9

Цель: продолжить формирование умений
находить языковые средства, соответствующие
стилю текста, определять тип речи,
конструировать текст данного стиля и типа.

Задачи:

  • Образовательная: Учить описанию
    архитектурного памятника;
  • Развивающая: Расширить понятие о памятнике
    как произведении искусства; развивать умение
    работы с тестом и навыков просмотрового чтения.
  • Воспитательная: Воспитывать эстетические
    взгляды, патриотизм.

Предварительная работа:

Учитель: Создание презентации и
подбор материала к комментариям

Ученики: составить небольшой словарик
архитектурных терминов.

Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, медиапроектор

Время реализации занятия — 45 минут

Авторский медиапродукт: операционная
среда Windows XP, редактор Microsoft PowerPoint,

Вид медиапродукта: наглядная
презентация учебного материала

Целесообразность использования
медиапродукта:

  • Недостаточное количество информационного
    материала в существующих учебно-методических
    пособиях по данной теме
  • Повышение эффективности усвоения учебного
    материала
  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Помощь в достижении развивающих задач урока.

Ход урока

I. Погружение в тему работа над эпиграфом
(слайд  №1)

Архитектура – тоже летопись мира, она
говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания
и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Н.В. Гоголь

1. Запись числа, темы.

2. Постановка цели урока. (слайд №2)

Презентация.

Задача урока: Как построен текст
описания памятника?

3. Запись эпиграфа в тетрадь, работа над
ключевыми словами архитектура, летопись
и смыслом эпиграфа.

II. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний .

Вопросы:

  1. Что такое текст? (слайд №3)
  2. Какие типы текста знаем? (слайд №4)
    (слайд №5) Знакомство с объектом описания
  3. Какие художественные средства будет
    использовать (слайд №6)

2. Работа с текстом.

(Слайд №7) (приложение №1)

1 задание: Определите тип текста (Слайд
№8)

2 задание: Назовите ключевые слова, с
помощью которых “нарисован” храм?

Запись слов в тетрадь

(слайд №9)

Вопросы к тексту (слайд №10)

  1. Где находится храм?
  2. В честь какого события построен?
  3. Какому празднику посвящен?
  4. Какое предание существовало в языческой Руси?
  5. Как вы думаете случайно ли храм , посвященный
    погибшему сыну был возведён в честь Богородицы?
  6. Давайте посмотрим как выглядит Богородица (слайд
    № 11, 12)

III. подведение итогов урока

(слайд № 13)

(слайд №14)

Запись плана в тетрадь.

Домашнее задание. Составить небольшой
текст с описанием храма, используя материал
наработанный на уроке. (слайд №15)

Давайте ещё раз посмотрим на храм

(слайды №16-20)

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Описание памятника

архитектуры»

Цели урока:

1. Подготовить учащихся к сочинениюописанию с элементами повествования по

памятнику архитектуры.

2. Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры

русского народа.

3. Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые

средства для сочинения в научнопопулярном стиле речи.

4. Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве,

словарикииллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

1. Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения

следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в

словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.

2. Индивидуальные задания:

а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного.

b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинениюописанию памятника

древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых

величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме

Василия Блаженного. (Рисунок 1). Об этом храме известный искусствовед Михаил

Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и

классического совершенства”.

Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной

площади.)

Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о

том, кто и когда видел храм.)

Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм?

(Ответы учащихся.)

Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в

Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по

телевизору. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень

красив и неповторим.

Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о

культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия

Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины.

Итогом урока будет написанное вами сочинениеописание с элементами

повествования на тему “Собор Василия Блаженного памятник русской старины”.

II. Сбор фактического материала к сочинению.

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)

Цель: пробудить интерес к изучению архитектурных памятников и дополнительных источников по литературе, истории и МХК.

Задачи:

Формирование мыслительных приемов работы учащихся по сравнительному анализу картин «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина.;

Развитие способностей составлять собственный текст на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме, оценивать ответы товарищей;

Воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, изображения храма Покрова на Нерли, карточки

Тип урока: урок обучающий сочинению.

Вид урока: урок — экскурсия.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эпиграф

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова.

Что не камен, а из света весь,

Из любви, из молитв –

Вот и с вечностью сведались:

И возносит, и знобит.

Борис Чичибанин (1988г.)

Звон колоколов. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель:Что вы сейчас услышали?

А что означает звон колоколов?

Ребята, вы знаете какие-нибудь архитектурные исторические сооружения, может быть храмы, церкви, соборы и т.д. (ребята отвечают).

Почему вы запомнили именно их?

Посмотрите на доску, что вы видите?

Вам знакомы какие-нибудь из этих памятников архитектуры?

Вы не замечаете чего-нибудь необычного в расположении изображений на доске?

Как вы думаете, что общего у первой части изображений?

А почему я их повесила все вместе?

А вы знаете, как называется этот памятник архитектуры?

Это церковь или храм (его так тоже называют) Покрова на Нерли.

Как вы думаете, почему я ваше внимание обратила именно на этот храм?

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

Чтобы вы хотели узнать об этом памятнике архитектуры?

Сейчас я вам расскажу, почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли.

Но прежде, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа.

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря (русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик): «ЦерковьПокрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что сделало этот храм таким знаменитым? Его история? Или, Может быть, его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли – памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было возведено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, сооружен храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы.(показать на карте)Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерли-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов – и строительных, и исторических.

Слайд 3.

Учитель: Что собственно известно об этом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный храм… и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и строки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», т.е. храм был возведен за один год.

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.

Слайд 4.

Учитель: Церковное предание гласит, что однажды, во времена осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери. И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров – Мафорий.

В ту же ночь осаждавшие бежали от города. Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его своей великой милостью.

Слайд 5.

Учитель: Вглядитесь в этот белокаменный храм. Поражает ли вас что-нибудь? (учащиеся отвечают). (Гармоничный белокаменный храм органично сливается с окружающим пейзажем, оставляет ощущение движения; полный покоя и поэзии луговой простор, вольный воздух, высокое небо, пышные травы, издалека манит белый наряд древней церкви посреди древесных крон, изящество форм, грация силуэта, резная декорация.) Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы и называют «белой лебедью русской архитектуры». А теперь давайте посмотрим на него поближе.

Слайд 6. (все надписи на слайдах записываем, т.к. они понадобятся при написании сочинения)

Учитель: Тип храма совершенно обычен того времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других храмов. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты.

Стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий: удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

Полуцилиндрические апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма.

Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.

Закомары центральных прясел трех фасадов украшены рельефами с изображением святого царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид благословляет, а левой держит Псалтирь. Изображение Давида здесь не случайно — он был примером всесильного и умного правителя и считался покровителем Владимирского княжеского дома.

В боковых закоморах расположены резные грифоны с ланями в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно прислушиваются к голосу Давида. Скорее, это символ защиты от зла.

Ниже над окнами установлены женские маски. Возможно, они напоминают о великом почитании святым князем Божией Матери, которое он принес и на Владимирскую землю. Таких масок на фасадах храма 21.

Еще ниже, возле окон центрального прясла над порталами, представлены лежащие львы – бдительные стражи храма, символизирующие защиту от злых и враждебных сил.

Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки которого имеют пышные лиственные капители, а консоли представлены в виде объемных резных женских и звериных масок.

«Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых» (В.Плугин)

Фотогалерея с музыкальным сопровождением.

Слайды 7-13

Учитель: Сейчас вы увидите фотографии храма и услышите церковный хор. Подумайте: к чему стремились создавшие храм безвестные зодчие? (Зодчие стремились передать идею превосходства духовного над материальным).

Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю храма, разные версии его происхождения, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)

Работа с картинами.

Слайд 13

Перед вами представлены две картины: «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина. Что изображено на картинах? (раздать 2 ученикам краткие сообщения о художниках, пока они готовят остальные ученики, поделенные на 2 группы, сравниваю эти две картины, выделяют , что общего в них, и чем они отличаются).

Перед вами лежит примерный план сочинения, посмотрите и скажите все ли компоненты данного плана мы разобрали. О чем мы еще не сказали? Конечно, о своих впечатлениях.

План сочинения – описания

1. Несколько слов о создателе картины/художнике/.

2. Передо мной картина…

а) краткая история создания храма…

б) описание храма…

3. Общее впечатление о картине…

!!! ПОМНИТЕ, что перед вами условная схема плана

Учимся писать заключение. Для чего написана эта картина? Какова идея картины?

Красота обыкновенной церкви является идеей (основной мыслью) этой картины. Художники нас учат видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас ,радоваться жизни

Какое настроение вызывает картина?

Какое впечатление производит?

О впечатлении. Выберите эпитет:

Бодрое, великолепное, веселое, восхитительное,

дивное, доброе, прекрасное, прелестное, радостное, славное, хорошее, чудное, умиротворяющее.

Выделите главное из того, что вы увидели и услышали и на основе этого и на основе ваших впечатлений опишите Храм Покрова на Нерли.

Каким типом речи вы воспользуетесь? Возможно ли смешение типов речи?

Рефлексия. Перед вами лежат смайлики, возьмите тот, который выражает ваше впечатление и настроение от нашего сегодняшнего урока.

Домашнее задание. Написать сочинение. (слайд 14)

up

Поиск по сайту

Конспект урока с презентацией «Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры» (8 класс)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Иванов Артем Игоревич

Тип материала: Архив ZIP (zip)
Размер: 35.72 Mb
Количество скачиваний: 14

Скачать

Просмотров: 76

Похожие материалы

  • Конспект урока по русскому языку на тему «Вставные конструкции» (8 класс)
  • Конспект урока по литературе на тему Л. Андреев « Кусака ». «Все живое имеет одну и ту же душу…» (6 класс)
  • Конспект урока по литературе на тему «Обломов и Штольц» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
  • Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Части речи.
  • Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
  • Конспект урока по литературе «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Смысл противопоставления героев»
  • Открытый урок по литературе на тему «Приоткроем «Малахитовую шкатулку» (5 класс)
  • Урок по русской литературе на тему «Личность и судьба М.Горького. Творческий путь» (10 класс)
  • Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
  • «Стихи Эммы Мошковской – помощь к анализу собственных поступков».

Сценарный план урока развития речи в 8 классе посвящён описанию памятника.

Подготовила: Лунина Любовь Владимировна

Тема: Описание памятника культуры (по учебнику Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А.)

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)

Цели урока.

Образовательная:

продолжить формирование умения:

— собирать материал и описывать памятник культуры, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

— соблюдать  структуру текста-описания, его языковые особенности;

— составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного;

— соблюдать нормы русского литературного языка.

Развивающая:

развивать

— письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус;

— навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательная:

воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и культуры, патриотизм, уважение к националь­ной истории, культуре.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, толковые словари.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение);

-обогащение словарного запаса учащихся архитектурными терминами;

 -умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты:

 -развитие устной и письменной речи учащихся;

— развитие умения поиска и извлечения необходимой информации;

 -формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре и истории.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Формулировка темы урока

— К уроку вы перечитывали фрагмент «Жития Александра Невского» в учебнике литературы. Каким изображен Александр Невский? (Он мужественный, отважный полководец, православный христианин, глубоко верующий человек, настоящий защитник земли Русской)

— Как вы думаете, помнят ли потомки дела Александра Невского?  Как в нашем городе чтут память о делах этого человека? (В Курске одна из улиц носит имя Александра Невского, школе № 55 города  присвоено имя доблестного полководца, установлен памятник в парке имени 1 Мая)

— Как вы понимаете значение слова памятник? (Памятник – это скульптурное или архитектурное сооружение в честь кого – чего-нибудь, выдающейся личности или исторического события)

— На сегодняшнем уроке речь пойдет о памятнике Александру Невскому, установленном в нашем городе.

III. Формулировка темы и целей урока

-Ребята, какова же тема нашего урока?

-Сформулируйте  цели нашего урока, вам помогут  речевые конструкции на слайде:

1) познакомиться ( с чем?)…

2) собрать (что?)…

3) обогатить (что?)…

4) описать (что?) …

IV. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, как вы думаете, кто является автором памятника Александру Невскому в Курске? (Наш земляк, скульптор Вячеслав Клыков)

-Ваша одноклассница Даша К. подготовила небольшое сообщение о В. М. Клыкове. (В. М. Клыков – скульптор с мировым именем, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Родился в 1939 году в селе Мармыжи Курской области в крестьянской семье. В своих работах он увековечил образы многих известных людей, исторических личностей. Среди наиболее известных работ памятники

-маршалу Г. К. Жукову в Москве около Красной площади (1995);

-храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами);

— Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996);

-Илье Муромцу в Муроме (1998);

-преподобному Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни (1998);

-В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004);

-Георгию Победоносцу в Рязани (2005).

-Дмитрию Донскому в Москве (2013).

Обращение Клыкова к образу Александра Невского не случайно. Это одна из ключевых фигур истории России, истории христианства на Руси.

Памятник святому благоверному князю Александру Ярославовичу Невскому находится на территории Первомайского парка в Центральном округе города Курск Курской области при активном участии курян кавалеров ордена Александра Невского. 175 курян участников Великой Отечественной войны были награждены орденом Александра Невского за мужество, проявленное на фронте.

Памятник представляет собой скульптуру Александра Невского, установленную на постаменте. На постаменте расположены памятные надписи: «Не в силе Бог, а в правде» и «Святому благоверному князю Александру Невскому». Памятник открыт 15 октября 2000 года к 780-летию со дня рождения святого благоверного князя.

В низ постамента вмонтирована капсула времени, над которой установлена памятная табличка с надписью: «Куряне! Славные потомки!  12 июня 2120 года в День рождения Александра Невского вскройте капсулу, огласите текст письма, адресованного Вам из далёкого прошлого. Берегите Россию, как это делали Ваши предки — куряне кавалеры ордена Александра Невского!»

Всем своим творчеством Клыков  утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия, – Православие, самодержавие, народность.
«Для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу как свою личную».

IV. Сбор рабочих материалов.

Приступаем к сбору материалов для описания памятника.

Словарная работа.

— Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания памятника. Вы поработали над ней дома, используя словари. Давайте выясним значение слов, которые будем использовать на уроке (слова показаны на слайде)

Постамент, возводить, скульптор, ваятель, монумент, скульптура, барельеф.

Беседа об особенностях памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал или постамент.

Запишите фразы, которые вам помогут в работе (на слайде):

а) Памятник кому? Д.п.;

б) Скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение делами Александра Невского;

в) Памятник Александру Невскому выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто совершал духовные и военные подвиги во имя Отчизны;

г) Вячеслав Клыков сумел передать (что?) силу духа, верность долгу, непоколебимую веру доблестного полководца.

Определение жанра и стиля

— Определим жанр будущего сочинения. Можно выбрать жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним, что такое описание (Описание – это тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно задать вопрос КАКОЙ?)

— Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение).

 — Стиль вашей работы – публицистический. Каковы его особенности?

— Информативность.

— Возможное наличие риторических вопросов или обращений.

— Четкость, краткость и емкость изложения.

— Ясно выраженная авторская позиция.

План сочинения описания памятника архитектуры.

1. Вступление:

а) история памятника (где, когда памятник установлен, какому событию посвящен);

б) автор памятника – скульптор Вячеслав Клыков, наш земляк;

в) замысел скульптора.

2. Основная часть:

а) общий вид памятника (поза полководца);

б) детали памятника: лицо, взгляд, стяг в руках;

в) постамент памятника: барельеф, капсула времени.

3.Заключение. Впечатление от произведения: воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях. О чём думается, когда смотришь на памятник?

Устное сочинение – описание памятника Александру Невскому с одновременными рабочими записями в тетради.

VI. Поведение итогов.

— Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)

-Какое значение для людей имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума)

 — Владимир Иванович Даль говорил: «Памятник — это все, что сделано

для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…» (на слайде)

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание памятника Александру Невскому.

IX. Рефлексия. «А напоследок я скажу».

— предлагаю вам, ребята, последовательно ответить на три вопроса:

1)Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

2)Что не оправдалось и почему?

3)Мои и наши перспективы?

  • Конспект урока по русскому языку 6 класс сочинение описание помещения
  • Конспект урока по русскому языку 6 класс систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Конспект урока по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень
  • Конспект урока по русскому языку 3 класс проект рассказ о слове
  • Конспект урока по русскому языку 2 класс сочинение по картине остроухова золотая осень