Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Учимся писать сочинение»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели:
Предметные: способствовать формированию умений писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.
Задачи по формированию УУД
Метапредметные:
Познавательные УУД: способствовать формированию у учащихся умения строить речевое высказывание в письменной и в устной форме; анализировать, сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные УУД: содействовать развитию умения слушать собеседника и вести диалог, взаимодействовать в группе, паре, отвечать на вопросы;
Регулятивные УУД: способствовать формированию у учащихся умения организовывать своё рабочее место; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить; развивать самоконтроль и саморегуляцию; способствовать формированию умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Личностные УУД: способствовать развитию у учащихся учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету; способствовать формированию оценивать свою деятельность;
Методы и формы обучения: Метод беседа; фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: учебник, карточки, презентация.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методические указания |
|
-Ребята, добрый день, я рада вас всех видеть. Меня зовут Алина Николаевна, сегодня урок русского языка, у вас проведу я. — Проверьте свою готовность к уроку, у всех лежат на столах ручки, карандаши, учебники, тетради, дневники? — Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь за свои места. — Итак, мы начинаем! Сели на свои места, открыли тетради, записали число, классная работа. |
Ребята здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку. Улыбаются друг другу. |
Готовность к уроку Фронтальная форма работы. |
2.Мотивационный этап |
Посмотрите внимательно на доску, что вы здесь видите? – предполагаемые ответы детей. Соберите буквы так, чтобы у вас получилось слово. Один ученик выходит к доске, собирает слово «сочинение». |
Дети смотрят на доску, отвечают на вопросы учителя. Проверка |
— беседа Фронтальная форма работы ИКТ, слова на доске Презентация |
3. Постановка темы и целей урока |
— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Кто может назвать тему урока? -Сформулируйте цели урока, чему мы будем учиться? -Какие задачи необходимо решить? — Всё верно, молодцы! |
Дети слушают учителя и отвечают на вопрос, называют тему урока » Учимся писать сочинение « Дети называют цели урока: — изучить какие есть виды сочинений; — узнать определение слова «сочинение». |
Фронтальная форма работы -беседа |
4. Изучение новых знаний |
— Ребята, как вы думаете, что такое сочинение? — А вы можете быть авторами сочинения? — Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. 2 слайд. Запишите у себя в тетрадях, определение слова «сочинение». — Сочинения бывают повествовательные, рассуждение и описание. 3 слайд. Сочинение – повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве. Цель сочинения—повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности. 4 слайд. Сочинение — рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы. 5 слайд. Сочинение — описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление. 6 слайд. 1. Сочинение – рассуждение. Семья — это самые родные и близкие нам люди, которые с нами с момента нашего рождения и на протяжении всей нашей жизни. Родители учат нас ходить, разговаривать, ценить мир. В семье мы чувствуем себя уверенными и защищенными. Нас любят такими, какие мы есть, и не смотря на наши недостатки. Что бы мы не совершали, семья никогда не отвернется от нас и всегда поддержит, успокоит. Семья — это самое дорогое, что мы имеем в жизни. И мы не должны никогда забывать об этом. Нам нужно ценить то, что у нас есть и стараться никогда не обижать своих близких. 2. Сочинение – повествование. Я убирала в комнате, когда пришла мама и сказала: «Вот и снежок пошёл!» Я подбежала к окну. В воздухе кружились снежинки. Быстро одеваюсь и выскакиваю на улицу. Снежинки ложатся на землю, крыши домов, деревья, на мою шапочку. Я подставила ладонь – они и на ладонь упали. Присмотрелась: у одной снежинки лучики зубчатые и широкие, а у другой – прямые и острые, как стрелы. Сыпятся с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот как будто цветок с лепестками, а вот звёздочка с маленькими лучиками. А снег всё шёл и шёл. Вдруг выглянуло солнышко. Снег заблестел, загорелся искорками. На душе стало так весело, словно праздник наступил. 3. Сочинение – описание. Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Он был маленьким, пушистым, черного цвета с белой крапинкой на лбу. Крапинка имела форму звездочки, потому все начали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордашка с черным носиком, блестящими глазенками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка. Какое оно было смешно! Толстенькое, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видело, подбегало, терлось о ноги, будто приглашало поиграться с ним. Котеночек имел веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи. Больше всего Звездочка любила играться с бумажной бабочкой. Котеночек весело подпрыгивал, становился на задние ножки, крутил головкой. Я очень люблю свою Звездочку и довольный тем, что она у меня есть. — Молодцы! |
Дети внимательно слушают учителя. |
Фронтальная форма работы. |
Физминутка |
А теперь давайте отдохнём с вами, все встали. Мы потопаем ногами, Мы похлопаем руками, Покиваем головой, Верх посмотрим над собой. Руки вверх мы поднимаем, А теперь их опускаем. Кулачки сейчас сожмем И опять писать начнем. |
Дети делают упражнения. |
Фронтальная форма работы |
5. Контроль усвоения |
— Сейчас я вам каждому раздам карточки, ваша задача прочесть сочинение ученик, озаглавить сочинение и написанное какое оно, повествовательное, описание или рассуждение. Задание. Прочти сочинение ученика, озаглавь его и определи вид сочинения. 1. Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья. В своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его. Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень! Ответ: 1 – Осень. Текст – описание. 2. Большое спасибо работникам столовой! За ваши приветливые взгляды, вкусную и сытную еду. Желаем вам, успехов в работе! Ответ: 2 – Повара. Текст – рассуждение. 3. В один из весенних дней я увидела на дачном участке сидящего на земле воронёнка. Я подошла поближе. Вдруг ко мне со всех сторон подлетели вороны. Мне пришлось отойти от птенца. Потом мы с мамой узнали, что воронёнок не умел летать. Вороны кормили его и охраняли целыми сутками, сидя на ветках. Они ухаживали за малышом до тех пор, пока он не смог улететь с ними. Вот так я убедилась, что вороны очень умные птицы и заботливые родители. Ответ: 3 – Заботливые вороны. Текст – повествование. — Проверка. Слайд презентации. Молодцы, вы все верно справились с заданием. |
Дети слушают учителя, выполняют задание. |
Самостоятельная форма работы. Работа по карточкам. Проверка. |
6. Итог урока. |
Итак, ребята давайте подведём итог нашего урока. Чему же мы учились сегодня на уроке? — Что мы нового узнали на уроке? — Сколько бывает видов сочинения? Назовите их. |
Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная форма работы |
7. Рефлексия |
Самопроверка рефлексии деятельности . — Скажите ребята, хорошо ли мы с вами поработали в течение урока? — Было ли вам трудно выполнять задания? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная форма работы |
8. Домашнее задание |
Ребята, а теперь запишите домашнее задание в своих дневниках. Напишите сочинение на любую тему. (рассуждение/описание/повествование) на выбор. |
Слушают учителя. Дети берут дневники, записывают домашнее задание. |
Фронтальная форма работы. |
1. Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции.
Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому учителя начальных классов стремятся научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.
Задачи и цели урока развития речи
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение нормам языка и их использованию в речи; формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
- знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
2. Теоретическая часть
Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе — элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанных жанров.
По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.
Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение). Повествование — это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
Хочу более подробно остановиться на сочинении по картине.
Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой. Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися.
Подготовка к сочинению
Рассмотрим подробно на конкретных примерах все этапы работы над сочинениями по картине, проводимыми во втором классе.
I этап. Подготовка учителя к сочинению по картине
1) определяю основные задачи урока, выделяю те коммуникативно-речевые умения, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
2) выбираю картину в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия моих учеников.
3) анализирую картину, определяю её предметное содержание, подтекст, основной замысел, средства художественной выразительности.
Анализируя картину, обращаю внимание на содержание картины, её композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.
4) изучаю биографию и творчество художника, историю создания картины и её дальнейшую судьбу.
5) составляю плана урока, формулирую вопросы для беседы с учащимися, выявляю последовательность анализа картины, определяю языковые средства.
2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине
1) подготовка начинается с вывешивания картины за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.
2) использование тетради-помощницы «Учимся писать сочинение по картине» для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации от меня и своих одноклассников. Дома детям предлагается вместе с родителями найти информацию о картине и подготовить небольшой рассказ для одноклассников. В начале недели на пятиминутках любой желающий выступает с сообщением о картине. Данный вид работы позволит повысить уровень эстетического воспитания у детей и их родителей, увеличит интерес к искусству, расширит кругозор. В конце недели дети приклеивают в тетради вкладыши с небольшими репродукциями картин, записывают совместно составленный план, собранный материал и проводится словарно-орфографическая работа.
3) подготовительные упражнения на уроках русского языка и литературного чтения тоже проводятся за несколько дней до написания сочинения. Это могут быть диктанты, творческие изложения, сочинение по опорным словам.
3 этап. Урок обучающего сочинения по картине
- определяю перед учащимися тему урока, ставлю задачи.
- готовлю детей к восприятию картины. Знакомлю их с определённой эпохой, местом действия, историей создания картины, а также с биографией и творчеством художника.
- беседа по картине. Коллективный анализ картины под моим руководством.
- выявление основных микротем.
- коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
- коллективное составление рассказа или устного описания.
- совместное определение типа текста (описание, повествование, рассуждение), работа над языковыми средствами.
- орфографическая подготовка.
- самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.
10) самопроверка учащимися сочинения.
Очень важен этап анализа работ обучающихся, так как это обучающие сочинения, дети должны понимать, в чем они ошиблись и, как можно было бы доработать сочинение.
4 этап. Проверка сочинений, их анализ учителем
- анализирую и исправляю ошибки, допущенные учениками в речевом высказывании.
- провожу урок работы над ошибками, где мы анализируем орфографические ошибки и редактируем предложения. Самые лучшие сочинения зачитываю вслух.
3. Практическая часть
Работа по картине способствует развитию речи учащихся, в тоже время эта задача начинает решаться последовательно, основательно и системно.
Вначале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерную структуру будущих сочинений.
Хочу поделиться своим опытом организации работы над сочинением во втором классе на примере картин И.С.Остроухова «Золотая осень», С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство», В.М.Васнецова «Богатыри», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Как уже было сказано выше, прежде чем приступать к написанию сочинения, надо собрать материал. За неделю до урока вывешивается репродукция картины, портрет художника. Дети рассматривают картину, задают вопросы. В тетради ««Учимся писать сочинение по картине» записывают собранный материал.
Подготовка к сочинению по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Подготовительные упражнения.
Задание 1. Рассмотрите картины И.С.Остроухова «Золотая осень» и И.И.Левитана, назовите общие признаки и чем отличаются эти полотна.
Задание 2. Расставь предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
Солнце греет ещё почти по-летнему. Наступила осень. Только ветер стал более холодным и резким. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья.
Задание 3. Подберите как можно больше прилагательных:
Осень — (яркая, золотая, волшебная, праздничная)
Лес — (сказочный, таинственный, загадочный)
Небо — (голубое небо, осеннее, холодное)
Материал к сочинению: художник-пейзажист, репродукция картины, живописец, осенний, красивый наряд, ярко-жёлтыми, золотыми, оранжевыми листьями, молодые гибкие, с причудливыми стволами, две любопытные сороки, холодное осеннее небо, понравилась (не понравилась), самое прекрасное.
И.С.Остроухов -________________.
Передо мной ____________«Золотая осень».
На картине __________ изобразил__________лес.
Деревья одеты в _______________.
Вся земля вокруг усыпана _______________________.
______________клёны раскинули свои ветви.
Вдали видны деревья ______________________.
На лесной тропинке _____________________________.
Сквозь кроны деревьев проглядывает___________________.
Мне ______________________эта картина.
Осень — ______________________________время года!
Подготовка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»
Подготовительные упражнения
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы
Сне.., з..ма, к..ртина, п..хож, к..вёр, из..бр..жено, кр..с..та, ст..ит
Задание 2. Подберите синонимы к словам:
- Малыш —
- Картина —
- Мрачный —
- Художник —
Задание 3. Расставить пункты плана в правильной последовательности
- Мальчик у окна.
- Художник и картина.
- Мое отношение к картине.
- Зима.
Словарная работа: картина, видим, маленького, ночная, взъерошенные, удивленно, мрачный, похож, ковёр, изображено, красота
1. Что находится перед нами?
нами, «Зима пришла. Детство», картина, С.А.Тутунова, перед
_____________________ ____________________
2. Кого мы видим на переднем плане картины?
видим, маленького, плане, на переднем, картине, на, мы, мальчика
_______________________________________________
3. О чем говорят ночная рубашка и взъерошенные волосы?
волосы, ночная, рубашка, и, взъерошенные, что, встал, он, только, с, постели
_______________________________________________
4. Что делает малыш?
стоит, у окна, малыш, смотрит, и, удивлённо
_______________________________________________
5. Каким был двор вчера?
был, двор, мрачный, ещё, вчера, и, унылый
_______________________________________________
6. Какой сегодня двор?
белый, похож, сегодня, пуховый, же, он, на, платок
_______________________________________________
7. Что изображено на заднем плане?
деревья, на, видно, заднем, как, плане, первый, покрыл, снег, забор, крыши, домов
_______________________________________________
8. Понравилась ли тебе картина?
Сумел ли художник передать красоту природы?
красоту, передать, всю, зимы, художник, сумел, русской
_______________________________________________
См. продолжение статьи
Библиографический список
- Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А.Бакулина // Начальная школа. — 2014. — № 7. — С. 37- 42.
- Бакулина Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А.Бакулина // Концепт. — 2014.- № 32.- С. 45-47.
- Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для вузов / М.Т.Баранова. — М.: «Академия», 2000. — 368 с.
- Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И.Воробьева, С.К.Тивикова. — М.: ООО «Издательство «Родничок», 2004. — 220 с.
- Вырыпаева Л.С. Сочинение сказки — один из приемов формирования у младших школьников навыка продуцирования на уроке развития речи / Л.С.Вырыпаева // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №11. — С. 146-154.
12.04.2017 Технологическая карта урока русского языка
Тип урока:решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Тема: Развитие речи. Учимся писать сочинение.
Программа: «Начальная школа XXI века»
Цель урока: учиться решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи при изучении новой темы.
Задачи урока:
-
осваивать разные способы решения проблем поискового характера;
-
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
находить способы конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-
использовать знаково-символические средства представления информации;
-
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач;
-
осваивать различные способы поиска (учебник, интернет, справочники);
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей (учебный, познавательный, художественный));
-
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-
овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);
-
готовность слушать собеседника, вести диалог;
-
определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться в ходе совместной деятельности;
-
адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность окружающих.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
сформировать понятие «сочинение», его особенности и структуру
-
знать признаки текста и уметь их определять (тема, главная мысль, тип, вид, структура)
-
самостоятельно озаглавливать текст;
-
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев
-
составлять связные высказывания в устной и письменной форме.
-
осознанно использоватьчитательские умения для работы с информацией (поиск, фиксация, понимание, преобразование, оценка достоверности);
Личностные:
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные
Регулятивные:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Познавательные:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию.
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Виды деятельности учащихся на уроке:
-
осознанно читать тексты учебника с целью приобретения читательского опыта, осваивать и использовать информации;
-
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
-
находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;
-
интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;
-
определять вид, тип текста;
-
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, картинка);
-
восстанавливать деформированный текст;
-
умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию.
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, картинка)
Формы организации деятельности учащихся:
-
Общеклассная;
-
Фронтальная;
-
Работа в группах;
-
Индивидуальная.
Прочитай текст выразительно. Выбери одно из заданий и выполни его.
Изучая русский язык, ты будешь решать разные задачи. На уроках с указанием «Как устроен наш язык» ты станешь открывать законы, по которым живёт язык; на уроках с указанием «Правописание» — учиться писать грамотно, без ошибок; на уроках с указанием «Развитие речи» — правильно выражать на письме свои мысли и чувства.
Задание 1.Найди в тексте все имена существительные, придумай с ними словосочетания прил. + сущ,, выдели окончания имён прилагательных.
Задание 2. Запиши ответы на вопросы:
-
Что такое задача?
-
Какие задачи ты учишься решать на уроках русского языка?
-
Как определить задачи каждого урока?
ЭТАП УРОКА, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ДЕЧТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ФОРМА РАБОТЫ |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -создание положительного настроя на урок, — установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, между учащимися в группе. |
Приветствует, предлагает выбрать один из квадратов (они разного цвета по количеству групп) и занять место в группе. |
Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата. |
Фронтальная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -принимать и сохранять учебную задачу; |
Учитель выясняет, какое из двух предложенных заданий выбрали учащиеся, предлагает новые задачи. -Повторяем, что такое задача. |
Отвечают хором. Задача – такой вопрос, задание, для ответа на который надо выполнить одно или несколько действий. |
общеклассная |
||||||||||||
Планируемые результаты: — самостоятельно решать учебно-познавательную задачу: — овладеть учебными действиями с языковыми единицами и использовать эти знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Учитель предлагает решить задачу 1. Проверка: -Что такое речь? -Сколько задач? Какие? (Выдели слова-действия) — Каким способом образованы имена прилагательные? Вывод: речь – язык в действии. Чтобы решить задачу, надо совершить действия. |
Задача 1.(2 мин) Прочитайте. От имён существительных первого и третьего предложений образуйте и запишите однокоренные прилагательные. Науку о языке называют лингвистикой. Язык в действии – это речь. Речь бывает устной и письменной. Учащиеся в группах решают задачу. -Отвечают на вопросы. — Самопроверка по слайду на доске. |
Работа в группах |
||||||||||||
Планируемые результаты: -осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков; —проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — оценивать правильность выполнения действия, сличая с образцом; |
Учитель предлагает решить задачу 2, пользуясь текстом домашнего задания. |
Задача 2. (2 мин.) Пользуясь текстом домашнего задания, закончить заполнение таблицы 1. Типы задач, способы их решения
Учащиеся в процессе групповой работы заполняют таблицу. Проверка: Слова – действия записываются на доске в таблицу |
Работа в группах |
||||||||||||
Планируемые результаты: — выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. -уметь обобщать -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; |
Учитель предлагает обобщить сказанное, т. е. прочитать связный текст на слайде Предлагает решить задачу 3. |
Учащиеся читают текст. На уроках русского языка мы решаем три типа задач. Решая лингвистические задачи, мы открываем законы языка. Решая правописные задачи, учимся писать грамотно. На уроках развития речи учимся правильно выражать свои мысли и чувства. Задача 3. (3 мин) Передать содержание всех трёх предложений одним предложением. Записать его. Учащиеся составляют одно предложение по тексту, записывают его. |
Общеклассная групповая |
||||||||||||
Планируемые результаты: — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. -выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -составлять связные высказывания в устной и письменной форме. |
Проверка: Учитель предлагает прочитать предложения Маши и Серёжи и оценить их. Учитель корректирует работу, помогает прийти к выводу: И Маша, и Серёжа составили и записали одно предложение.Маша указала виды учебных задач, а Серёжа – способы решения этих задач |
Учащиеся читают предложения на слайде — Вот как выполнила это задание Маша На уроках русского языка мы решаем лингвистические, правописные и речевые задачи. — А вот так выполнил это задание Серёжа На уроках русского языка мы открываем законы языка, учимся писать грамотно, правильно выражать свои мысли и чувства. — Что вы скажете об их работах? Обсуждается ответ в группах, каждая группа высказывает своё мнение. |
групповая |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признак -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -учитывать правило в планировании и контроле способа решения; |
Учитель просит объяснить значение слова «учимся» и определить задачи урока. Для этого необходимо просмотреть задания и выделить слова – действия. Выслушивает ответы групп, обобщает сказанное. Задачи урока высвечиваются на слайде. Задачи урока 1) Узнать, ……. 2) Вспомнить …. 3) Отыскать … и исправить. 4) Составить … 5) Озаглавить…. 6) Выписать |
Учащиеся читают хором тему, объясняют значение слова «учимся» (учим себя) Используя просмотровое чтение, учащиеся определяют задачи урока. Рассказывают сколько и какие задачи они нашли. |
Фронтальная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -определять значение слова по тексту, -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. —задавать вопросы; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; |
Учитель предлагает решить задачу урока: узнать, что такое сочинение. — Поработаем с рубрикой « Обрати внимание». Проверка. На слайде появляются ключевые слова, — Что такое сочинение? Читаем хором. (Сочинение – текст на тему) -Чем сочинение отличается от изложения? Умение задавать вопросы, искать на них ответы, выделять ключевые слова необходимо для того, чтобы написать сочинение. |
Задача 4. 2 мин. — Составить и записать вопросы к разделу «Обрати внимание». — Отыскать и выписать ключевые слова (имена существительные) Учащиеся распределяют работу в группе, составляют вопросы по статье учебника, выписывают ключевые слова: сочинение, вид работы, текст на тему. Учащиеся зачитывают, на какие вопросы они получили ответы. Составляют связное высказывание о том, что такое сочинение по ключевым словам (хором),используя изучающее чтение, ищут слово, указывающее на отличие сочинения от изложения (собственный текст). |
Работа в группе Общеклассная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -использовать смысловое чтение познавательных текстов, выделять существенную информацию — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -самостоятельно озаглавливать текст; — планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; —овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); -пользоваться информацией,записанной в таблице. -определять тему и главную мысль текста -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; —учиться основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -оценивать правильность выполнения действия -вносить необходимые коррективы в исполнение -уметь планировать свою работу, приходить к совместному решению. — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. -• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; —знать средства выразительности чтения, уметь их использовать. —строить речевое высказывание в устной и письменной форме; — осознанно использовать читательские умения для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию. |
Сочинение – это текст. Проанализируем текст. Выполним упражнение 1. (Задача 5) Учитель предлагает определить задачи упражнения 1 и выполнить его. Проверка. На слайде появляется таблица
Виды текстов, их назначение
— К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?
Учитель предлагает заголовки. Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья -Какой из этих заголовковпередаёт тему сочинения, а какой его основную мысль? Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.
— Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст с вопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями) — Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности. Поиск новой информации. — Приходилось вам видеть эти деревья? Почему? — Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя из класса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).
Учитель предлагает подготовить выразительное чтение текстадля первоклассников или своих младших братишек и сестрёнок так, чтобы средствами выразительного чтения заинтересовать их, сообщить им самую важную информацию. |
Задача 5. (3 мин.) Упражнение 1 Прочитать, озаглавить текст. Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание. (Это текст познавательный, т. к. его цель — заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения). Учащиеся определяют, доказывают своё мнение, вспоминают, что такое тема и основная мысль текста. Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся предлагают способы поиска информации, ищут информацию в интернете, книге «Почемучка», либо заранее ученик готовит самостоятельно презентацию (3 слайда ), включив ту информацию, которой нет в учебнике. Учащиеся определяют в группе, кто будет читать, выбирают вид чтения, готовятся к выразительному чтению, читают текст, оценивают, что получилось. |
Работа в группе Фронтально Фронтально Работа в группе |
||||||||||||
Физминутка – музыкальная пауза. Планируемые результаты: -уметь переключаться с одного вида деятельности на другой — обеспечить двигательную активность и тем самым снять некоторое напряжение; |
Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать |
Учащиеся танцуют под музыку. |
Общеклассная |
||||||||||||
Планируемые результаты: -анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, -задавать вопросы; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; |
Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста) Признаки текста
Теперь приступайте к работе в группах. Время работы – 3 мин.. |
Задача 6. Учащиеся вспоминают, что в тексте могут «рассыпаться» абзацы или предложения. (работа со слайдом «Признаки текста»). Они восстанавливают абзацы и предложения во 2 абзаце. |
Самостоятельная работа в группе. |
||||||||||||
Планируемые результаты: -осознанно использовать читательские умения для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию. -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -подробно или выборочно пересказывать текст; |
Проверка.
— Почему это растение так названо. — Как этот подснежник называли наши предки и почему? — Кто особенно ценит это растение и за что? Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице 3. Результаты сравнения текстов.
|
Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант. |
Фронтальная |
||||||||||||
Домашнее задание |
|||||||||||||||
Домашнее задание. Планируемые результаты: • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
|
Учащиеся определяют, что надо составить план и выписать прилагательные – описание предмета. |
Индивидуадьный выбор домашнего задания |
||||||||||||
Рефлексивный анализ |
|||||||||||||||
Рефлексивный анализ. (по группам) Планируемые результаты: —Способность к самооценке. |
Учитель предлагает закончить предложения. |
Учащиеся заканчивают начатые предложения. Мы узнали, что такое ____________ . Хотелось бы узнать ______________ |
Групповая работа |
||||||||||||
Конспект урока
Обучение написанию сочинения-рассуждения
Русский язык, 9 класс
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением
Задачи урока:
образовательные:
1) развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
2) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
3) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
воспитательные:
1) прививать любовь к классической литературе;
2) воспитывать нравственные качества личности;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы,
Ход урока
1. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.
— Здравствуйте, садитесь.
— Исходя из высказываний известных лингвистов, определите тему нашего урока:
«Чтобы научиться писать, надо писать» — Д.С.Лихачёв
«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» — В. Литвинов
— Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?
— Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?
Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. Почему? И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста.
Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.2 и 9.3 ОГЭ по русскому языку.
Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение.
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: -Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
«Память о человеке, которого мы любили, не меркнет с годами. И память об истинном друге — тоже». Чарльз Перси Сноу
«Это очень печально, когда забывают друзей…». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
«Истинная дружба — медленно растущее дерево; она должна претерпеть потрясения от несчастий, прежде чем заслужить свое название». Джордж Вашингтон
О чем идет речь в этой притче и в этих высказываниях? А какие высказывания и произведения о дружбе вы знаете?
II. Актуализация имеющихся знаний.
— Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.
— Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже.
(Просмотр и обсуждение критериев оценивания).
— Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения.
Запишите композицию сочинения:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.
— Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)
О ДРУЖБЕ
Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чем держится? Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху. Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает… Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её… На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. (По И. Ильину)
IV. Аналитическая работа с текстом.
— О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?
Какая из проблем не рассматривается в тексте?
Проблема отношения автора к современной дружбе.
Б) Проблема истинных жизненных ценностей.
Обсудите в паре каждую из этих проблем
А теперь попробуйте привести аргументы к каждой проблеме. В каком еще произведении мы встречались с этими проблемами?
Создайте группы – каждая группа обсудит структуру и напишет сочинение по одной из этих проблем.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает… Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её… На свете есть только одна единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь».
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
VI. Отбор материала для сочинения из художественных произведений
Учитель: Дружба окрыляет, придаёт силы, вдохновляет.
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о дружбе.
Проверка домашнего задания.
Вы по группам и индивидуально получили домашнее задание-это подборка литературных произведений на эту тему, афоризмы и цитаты, пословицы, стихотворение
— Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? (пересказ эпизодов)
— Афоризмы и цитаты, пословицы. Стихотворение дз
2. Знакомство с пословицами о маме
Учитель: О дружбе сложено много пословиц. Посмотрите на экран. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении?
Дружба дружбой, а служба службой. Не люби друга потаковщика, люби встречника. Будь друг, да не будь в убыток. Дружно за мир стоять – войне не бывать. С кем поведешься, от того и наберешься. Для милого дружка и сережку из ушка. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать. Все за одного, один за всех.
Аргументация сочинения. Работа осуществляется в парах.
Подберите аргументы из литературы
Выберите афоризмы, пословицы
После по одному-два представителя озвучивают свои варианты.
Аргумент из жизни
VIII. Создание атмосферы взаимопонимания
— Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?
* через вопрос темы;
* собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
* лирическое размышление.
На экране возможные варианты вступления
— Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту Ильина?
* выразить надежду на то, что для настоящей дружбы не существует препятствий.
IX. Сочинение о маме (письменная работа) под музыку (Плужников и Билан «Мама»)
Учитель: Используя шаблоны, напишите сочинение-рассуждение по группам 9.2 или 9.3
Группа 1 выполняет задание 9.2
Группа 2 – 9.3
Проверка.
X.Анализ сочинений
Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.
(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).
Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?
(Ответы детей).
XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)
— Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)
Вернёмся к высказыванию в начале урока.
«Чтобы научиться писать, надо писать» — Д.С.Лихачёв
«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» — В. Литвинов
Как же добиться умения писать сочинения грамотно, выразительно?
— Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.
закончить урок хочется словами С. Острового :
Люди! Братья! Берегите своих матерей!
Настоящая Мать — человеку даётся однажды.
Рефлексивно-оценочный этап
— Чему был посвящён сегодняшний урок?
— Как оцените нашу совместную работу? — Каковы результаты нашей работы?
Домашнее задание: написать сочинение по тексту Ильина, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.
Приложение 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания выполнения задания 9.2
Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 3
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2) |
Баллы |
С2К1 |
Понимание смысла фрагмента текста |
|
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет |
2 |
|
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, |
0 |
|
С2К2 |
Наличие примеров-иллюстраций |
|
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, |
0 |
|
С2К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, |
0 |
|
С2К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 |
9 |
Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).
Критерии оценивания выполнения задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 4
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на |
Баллы |
С3К1 |
Толкование значения слова |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его |
2 |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, |
1 |
|
Экзаменуемый дал неверное определение, |
0 |
|
С3К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, |
3 |
|
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента |
0 |
|
С3К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, |
0 |
|
С3К4 |
Композиционная стройность |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, |
1 |
|
В работе допущено две и более ошибки в построении текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 |
9 |
Приложение 2. Шаблон сочинения
Клише для написания сочинения ОГЭ – 2021 (9.2 и 9.3) Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку
1. Тезис На мой взгляд, человечность — это…(или) По моему мнению, человечность — это… (или) Мне кажется, что человечность — это… (или) Я думаю, что человечность — это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему… В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что… (или) В заключение я хочу сказать, что…
Урок — практикум по
русскому языку в 9Б классе.
Тема
урока: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Задание ОГЭ 9.3. (толкование значение слова)
Цель
урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль
прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить
аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения
на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип
урока: урок обучения умениям и навыкам
Технология:
технология критического мышления, ИКТ, проблемно — поискового и
дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
расширение
и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике,
типах речи, композиции сочинения — рассуждения, способах толкования слова,
правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение
умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми
признаками текста.
−развивающие:
развитие
творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения
анализировать исходный текст,
выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать
материал для собственного текста, выражать личностно — эмоциональное отношение
к теме.
−воспитательные:
формирование
таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение,
самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим
людям, к себе; формирование умения корректно и
доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы
обучения: проблемно — поисковый, сравнительный
анализ информации.
Организационные
формы:
беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,
индивидуальная
работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Приемы
активизации мыслительной деятельности учащихся:
анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком
и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения —
рассуждения задания 9.3.
УМК и оборудование: раздаточный материал (текст Ю.Я. Яковлева); записи на доске
(тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура
сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для
подготовки к написанию сочинения — рассуждения;
Личностные УУД: стремление к развитию речи,
понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение
(внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока,
цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы,
умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле,
осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной
практике.
Познавательные УУД: умение
работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность,
систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать
её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход
урока.
1. Орг. момент
1)Приветствие
учащихся.
— Сегодня на уроке
нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать
сочинение-рассуждение.
— Послушайте стихотворение
Анастасии Парнасюк.
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
—
О чем это стихотворение?
II. Собеседование с
классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса
учащихся.
Сегодня мы
поговорим с вами о таком понятии, как ДРУЖБА, и соберем материал к сочинению.
— А что такое
дружба?
— Какие ассоциации
возникают у вас со словом «дружба», «друг»?
Давайте подберем синонимы и антонимы к
нему и составим кластер (на доске и в тетрадях)
ПРИЯТЕЛЬСТВО |
ПРИВЯЗАННОСТЬ |
СОВПАДЕНИЕ |
ДРУЖБА
ВРАЖДА |
НЕПРИЯЗНЬ |
ОДИНОЧЕСТВО |
Синонимы: (можно
сформулировать в словосочетании) приятельство, привязанность, готовность прийти
на помощь, доверие (уверенность в искренности и честности друга), совпадение
интересов, увлечений, привычек, мнений, спосбность (принимать дружескую
критику, радоваться успехам товарища, прощать друга), поддержка.
Антонимы: вражда,
неприязнь, одиночество.
Обратимся к словарю:
Дружба – Близкие
отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый
словарь С.И. Ожегова)
Дружба
– Близкие
приятельские отношения, тесное знакомство вследствии привязанности и расположения.
(Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
III.
Актуализация знаний.
Вопросы к классу:
1. Какова схема
построения сочинения-рассуждения (композиция)?
Тезис
Аргументы
Вывод
2. Что такое
тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение,
утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это
доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение,
итог проведенного рассуждения.
IV.
Работа над построением сочинения-рассуждения.
Учитель: Итак,
сегодня мы будем работать над понятием ДРУЖБА. Дайте определение данного
понятия, опираясь на все вышеизложенное.
Дружба – это близкие
отношения, основанные на взаимоуважении, доверии, общности нравственных
ценностей и интересов.
Учитель: Это
определение понятие станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.
Работа над комментарием к
тезису: 2-3 предложения, содержащее размышления в соответствии с заявленным
тезисом. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и
примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Можно взять из текста сжатого
изложения написанного ранее).
Примерный комментарий
по проблеме (из сжатого изложения написанного ранее).
Дружба лежит глубоко в
сердце, она не зависит от возраста и может приносить множество переживаний, но
без дружбы жизнь немыслима.
Чтение текста Юрия
Яковлевича Яковлева
1)Коля
Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка,
который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.
(3)От
этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
(4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества.
(5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами.
(6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.
(8)За
стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она
представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас
происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли.
(10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
(11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и
прикованным цепью.
(12)У
Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и
смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали
реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя
Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал
взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.
(20)Смирнова
была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не
примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная,
радоваться или шугануть её…
– (23)Здравствуй, – сказала
Смирнова.
– (24)Здравствуй, – отозвался
больной.
– (25)Как
твоё здоровье?
– (26)Хорошо, – ответил
Коля и два раза чихнул.
– (27)Наш
отряд передаёт тебе привет.
– (28)Спасибо.
(29)Апчхи!
(30)Смирнова
говорила сухо, как по писаному. (31) Она, видимо, получила задание: навестить
больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого
энтузиазма.
(33)Но
Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его
здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился
и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И
отряд передаёт ему привет.
– (39)Вот
тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку
кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими
к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она
пришла с подарком.
– (41)Спасибо! – сказал
мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!
– (43)Ешь
на здоровье, – сказала Смирнова.
(44)Коля
Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла.
(45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не
сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:
– (47)Ешь,
пожалуйста.
– (48)Спасибо,
не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для
здоровья.
– (49)Я
скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.
– (50)Ну,
пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.
(51)Коля
хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но
белая дверь изолятора закрылась.
(54)Коля
откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку
с чёрными ягодами.
(55)Смирнова
ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что
вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.
(56)Он
ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в
нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые
вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…
(По Ю. Яковлеву*)
Анализ прочитанного
текста.
— О чём текст, какова его тема?
— Приведите примеры-аргументы, подтверждающие ваше суждение дружбы.
1-ый аргумент — из прочитанного текста. (Именно об этом говорится в прочитанном
тексте. Ю.Я. Яковлев повествует о мальчике Коле Луковкине, жизнь которого без
дружбы немыслима. Об этом говорит содержание 4,9,10 предложений. Описывая
состояние мальчика, вынужденного находится в изоляторе, автор использует такие
фразы: «страдал от одиночества», «один, как отставший от поезда», «он чувствует
себя пленником, заточенным в глухую, высокую башню». Но все меняется после
прихода девочки Смирновой, которую и другом-то Колиным назвать нельзя. Она
принесла черники и передала привет от всего отряда. Настроение сразу поднялось,
он стал чувствовать себя «значительным».)
2-ый аргумент – из жизненного текста. (Размышляя над вопросом, что такое дружба, хочу обратиться к
художественной литературе. Короленко «Дети подземелья», Эсент Экзюпери
«Маленький принц», из жизни А.С. Пушкина).
Вывод к сочинению – это
общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически
законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения.
Таким образом, дружба
– это близкие отношения, без которых жизнь человека теряет всякий смысл.
IV.
Рефлексия
— Работа по критериям
оценивания сочинения (самооценка).
V.
Домашнее задание.
Написать
сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доброта?»,
используя предложенный текст.
Сочинение
обучающегося.
Дружба
– это близкие отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, общности
интересов и увлечений. Дружба может приносить много переживаний, но без нее
жизнь человека немыслима.
Чтобы
доказать свою точку зрения, обратимся к предложенному тексту Ю.Я. Яковлева. В
нем повествуется о том, что герой, находясь в изоляции, чувствует себя
одиноким (4). Но с приходом Смирновой жизнь его приобретает краски (55). Автор
подтверждает, что жизнь без дружбы немыслима.
Приведу
пример из биографии А.С. Пушкина. Находясь в ссылке в Михайловском, поэт был
очень одинок. Но с приездом его лицейского друга И.И. Пущина его жизнь
наполнилась радостью бытия, что отразилось в стихотворении «И.И. Пущину».
Таким
образом, я доказал, что дружба – это близкие отношения, без которых жизнь
человека теряет всякий смысл. (112)
Русский язык
5 класс
Урок № 17
Сочинение о памятном событии
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Сочинение о памятном событии.
- План сочинения.
- Отзыв о сочинении.
Тезаурус
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».
- Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
- Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
- Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
- Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?
5. Внесите исправления.
Приблизительная схема сочинения |
Опорные фразы |
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник? |
Это случилось… |
Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! |
|
Случай этот произошёл со мной… |
|
Можно ли забыть такое происшествие?! |
|
Таких встреч у меня раньше никогда не было… |
|
Всё начиналось как обычно… |
|
2) Как всё происходило, в какой последовательности? – С чего всё началось? – Как развивались события? – Чем они закончились? |
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…; |
сначала, потом, после этого…; |
|
в конце концов, наконец… |
|
3) Почему этот день остался в памяти? |
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что… |
Невозможно забыть… |
|
Ещё долго буду я вспоминать… |
Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:
Это случилось…
Этого события я никогда не забуду!
Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной…
Можно ли забыть такое происшествие?!
Таких встреч у меня раньше никогда не было…
Всё начиналось как обычно…
Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;
сначала, потом, после этого…;
в конце концов, наконец…
пишем заключение: почему этот день остался в памяти?
Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…
Невозможно забыть…
Ещё долго буду я вспоминать…
Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.
Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).
Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.
Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.
Прочитаем пример сочинения о памятном дне.
Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.
Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!
На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.
По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!
Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.
Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:
- Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
- Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
- Удачно ли названо сочинение?
- Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите отзыв на сочинение.
Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.
Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.
Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.
Варианты ответа:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.
В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)
Правильный ответ:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Подчёркивания элементов
Выберите из списка заголовок сочинения.
Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.
Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.
Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.
Варианты ответа:
Первый день в новой школе
Школа
Я испугался
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».
Правильный ответ:
Первый день в новой школе.