Конспект урока по сказке лисичка со скалочкой

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»»

Цель: учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке — персонаж отрицательный. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных, в которых один из действующих лиц – лиса.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Развивающие:

  • Развивать мышление, память, воображение.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказкам, магнитофон, кассета, игрушка Лиса, сундучок.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.

Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, скалочка, рыжая, мордочка, скалочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть вас. Встаньте в круг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся (улыбаемся). Отлично! Какие вы все улыбчивые и дружные. Молодцы!
Звучит музыка песни «В мире много сказок»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая звучит песня. О чем это песня?

Дети, вы хотите сегодня отправится в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сюрпризный момент Появляется волшебный сундучок, в котором спрятана игрушки лисы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что же там такое. Отгадайте загадку.

Она живёт в большом лесу –
Все знают хитрую куму,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы. Хитрая плутовка,
 Рыжая головка,
 Хвост пушистый — краса!
 Как зовут её?
 (Лиса)
— Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.

Ребята, как в сказках называют лису?

Дети: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

А как выглядит наша Лисичка?

Дети: У нее пушистый хвост, острая мордочка, рыжая.
— 
Воспитатель: Я приготовила для вас выставку книг.

Посмотрите, какие сказки здесь есть?
-Как называются все эти сказки? (русские народные)
-Дети, почему они так называются? (их написал народ).

В каких сказках мы с вами встречали лису?

Дети: Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Лиса и заяц, Снегурочка и лиса, Петух и Лиса.

Воспитатель:А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики.Знакомство с сказкой.
А сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Которая называется «Лисичка со скалочкой ».

Чтение сказки.

Далее дети отвечают на вопросы по сказке.
Вопросы:
-Что нашла лисичка на дорожке?

-Что было дальше?
 -Кого отдал мужик за скалочку?
-Кого отдал мужик лисе в другой деревне?
— Как обманули лису в третьей деревне?
— Как лиса сама с собой разговаривала?
— Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказке?

Дети: Лиса в сказке хитрая, обманщица.
Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы. А вам понравилась сказка? А как она называлась? Чему она нас учит? А кто герой этой сказки? Ну ,а нам пора прощаться, и  со сказкой расставаться.

ТЕМА: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

ЦЕЛЬ: ознакомление с русской народной сказкой

Задачи: знать содержание сказки,

 уметь определять  жанр сказки,

анализировать содержание сказки,

 познакомить со структурой сказок (зачин,  кульминация,концовка).

ОБОРУДОВАНИЕ

— сказки о лисе

— рисунки детей к сказкам

— учебник

— схемы

— пословицы

-загадка

-мультфильм

-аудиозапись, презентация.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Модули

1.Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи

Слайд №1

Тренинг: Образ «Я».

Сейчас каждый из вас произнесёт слово «Я» с мимикой, с жестами так, как может только он, чтобы выразить свой характер, настроение, состояние. (Начинает учитель, за ним дети). Все вы разные, но когда мы вместе мы говорим не «Я»,а…(МЫ!) будем  работать сегодня все вместе, как один! (Деление на группы.4 группы по 6 человек).

— Давайте улыбнёмся друг другу! Садитесь.

Чтение с доски: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК — ДОБРЫМ  МОЛОДЦАМ УРОК».

-Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Как вы понимаете это выражение?

— Чему нас может научить сказка?

(Мы можем понять как лучше поступать и как делать не надо)

Возрастные особенности. Диалоговое обучение.

2.Актуализация знаний.

(мини-сценка)

Бабушка, расскажи мне сказку.

— А какую хочешь сказку, внучек?

— Бабушка, а разве сказки бывают разные?

— А как вы считаете?

(Я думаю, что сказки бывают разные о людях, о животных, о волшебстве, о жизни)

Работа по составлению схемы с комментированием.

авторские

Задачи:

знать содержание сказки, уметь определять  жанр сказки, анализировать содержание сказки, познакомить со структурой сказок (зачин,  кульминация, развя

народные

бытовые

Задачи:

знать содержание сказки, уметь определять  жанр сказки, анализировать содержание сказки, познакомить со структурой сказок (зачин,  кульминация, развязка).

сказки о животных                                          

волшебные

Задачи:

знать содержание сказки, уметь определять  жанр сказки, анализировать содержание сказки, познакомить со структурой сказок (зачин,  кульминация, развязка)

Сказки

ВЫВОД:

– Сказки — это один из жанров устного народного творчества.

Возрастные особенности.

Диалоговое обучение.

3. Постановка учебной задачи.

 Слайд №2

Слайд №3

Чем мы будем  заниматься на этом уроке?

На доске солнышко, в центре которого размещены слова  «хочу » и ряд слов.

выберите 6 слов из ряда и добавьте. Читаем.

*читать

*слушать

*играть

*отвечать на вопросы

*сравнивать

*исследовать

*инсценировать

*петь

*решать задачи

*прыгать

*спать

А тему урока вы узнаете, если отгадаете

ЗАГАДКУ…

Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка). 

А теперь назовите цель нашего урока, связав ее с темой «Сказки».

(Наша цель узнать новую  сказку, уточнить то, что уже знаем)

Возрастные особенности.

Диалоговое обучение. ИКТ. Критиическое мышление.

Слайд №4

4.Проверка домашнего задания.

Слайд №5

Мы будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1. Соблюдаем дисциплину и порядок.

2.Слушаем внимательно друг друга.

3.Даём возможность каждому высказать своё мнение.

Выбираем спикера, он будет помогать мне оценивать вашу работу на уроке по листам самооценивания.                   

Критерии оценки:

Доволен работой «+»

Мог бы лучше       «-»

Не доволен работой «0»

— 6-5 «+» — оценка «5»

— 4 «+» — оценка «4»

— 3 «+» — оценка «3»

— Какое вам было задано домашнее задание?

прочитать сказки о лисе, выбрать интересный эпизод, нарисовать иллюстрацию

 к понравившемуся отрывку

— Кто главный герой ваших  рисунков? (лиса).

ВЫВОД — К какому виду сказок относятся прочитанные вами сказки?

(Сказки о животных)

(Спикер следит за тем, как дети оценивают свои рисунки и выставляют оценку в лист)

Читаем с доски тему: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Мозговой штурм: — О чём может быть эта сказка.

Возрастные особенности.

Диалоговое обучение.

Оценивание для обучения.

ИКТ. Критиическое мышление.

Лидерство и управление.

5.Работа в группах.

Слайд №6

6.Первичное восприятие текста

Слайд №7

7. Физминутка «Лисонька-лиса»

  8.Анализ текста.

9.Работа в парах.

Перед тем, как мы начнём читать сказку, мы поработаем в группах и объясним

 значение слов встречающихся в сказке:

        Задание №1                         1 группа – скалка (демонстрация предмета

                                                                                          и его использования)

                                                         2 группа — гусочка

                                                         3 группа – юркнула

                                                         4 группа – трепать

(Слово спикеру для оценки работы своей группы.)

Аудиозапись «Лисичка со скалочкой»

— А кто знает, как образовалось слово ЛИСА? (лисый обозначало рыжий цвет).

— А как ее называют в сказках? (плутовка, Патрикеевна, лисичка-сестричка)

На Руси был князь Патрикей, который всегда находил выход из трудной ситуации.

Так и повелось, что Патрикий — значит хитрец.

— Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса?

(Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что

нельзя вести себя так как лиса)

 Все лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)

 Любят долго потянуться (потянуться)

 Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

 Ну и хвостиком вильнуть.

Работа с книгой (с. 49-51):

В какой части сказки мы узнаём, где происходит действие и с кем! Прочитайте!

Каждая сказка начинается с  зачина, который как бы открывает двери в сказку.

А теперь прочитаем основную часть, которая рассказывает нам обо всех событиях в сказке

 и называется  кульминацией (Чтение отрывка цепочкой).

(Оценка за работу).

-Я хочу подарить аплодисменты за прекрасное чтение (.), а кому бы подарили спикеры свои аплодисменты?

Задание №2

Составить по 1 вопросу к сказке (слушаем детей)

А сейчас хором прочитаем последнее предложение, конец сказки, чем дело закончилось

Оценивание для обучения.

ИКТ.

Критическое мышление.

Обучение талантливых и одарённых.

Возрастные особенности.

Диалоговое обучение.

Оценивание для обучения. ИКТ.

Критическое мышление.Лидерство и управление.

Диалоговое обучение.

Оценивание для обучения. Обучение талантливых одарённых. Лидерство и управление.

10. Работа в группе

(Составление постера с использованием разрезных слов)

11. Индивидуальная работа

12. Работа в группах.

Работа с пословицами

Слайд №8

13.Анализ работы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд №9

Слайд№10,11

14. Посланец.

это КОНЦОВКА.

Вывод: назовите структуру сказки? (зачин,  кульминация,концовка).

На доске: Задание №3

Какими чертами обладает героиня сказки?( Выберите и обсудите в группе по 2 характеристики)

Читаем хором.

Составление четверостишья 2 учащимися (слушаем,оцениваем)

— Давайте обсудим «Чему учит эта сказка?».

(Сказка учит быть нас добрыми, не обманывать, не выпрашивать ничего)

Задание №4  (соберите пословицу,  объясни её значение, можно ли её связать

 с темой нашего урока, докажи)

     1 группа – У лисы и во сне ушки на макушке.

     2 группа – Всякая лиса свой хвост

     3 группа – Хитрее лисы нет зверя.   

    4 группа – На языке медок, а на уме ледок.

 Задание №5 Мини- тест открытого типа. Соедини стрелочкой.Проверяем.(Слово спикеру

-Чему же учит эта сказка?

(Не надо обманывать других, так как можешь поплатиться за это)

— А почему же сказок о лисе так много? (Я думаю, что в жизни много сложных ситуаций

 когда надо уметь находить правильный выход из них)

Вывод:

— А может ли быть ложь во спасение?

Всем спикерам за минуту рассказать (Для чего зверям хвосты?)

Лидерство и управление.

15.Домашнее задание.

— Я вам предлагаю задание на выбор:

1.Выразительно прочитать сказку и пересказать.

2.Написать продолжение сказки.

Возрастные особенности.

Критическое

Мышление. Обучение талантливых одарённых.

16.Рефлексия.

Поставьте себе общую оценку за урок красным карандашом.

Давайте вернемся к нашему солнышку. Как вы считаете, цель урока выполнена?

Закончите предложение:

-Я узнал…

-Я задумался…

— Испытал трудность…

Спасибо за урок.

Возрастные особенности.

Диалоговое обучение.

Критическое

Мышление. Обучение талантливых одарённых.

автор: Маркина Татьяна Владимировна

учитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока “Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»”.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Тема: Прослушивание и пересказ с опорой на иллюстрации русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Учитель: Маркина Т. В.

Класс:3 в

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок  открытия новых знаний.

Цель: знакомство  с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой”.

Задачи:

  • создание эмоционального настроя для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса;
  • формирование навыков связной речи: умение отвечать на вопросы полным предложением, с соблюдением лексико-грамматических категорий;
  • формирование умений  оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи;
  • совершенствование  навыков пересказа по опорным иллюстрациям и наводящим вопросам;
  • способствование нравственному воспитанию учащихся,
  • формирование мыслительных операций:  умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.

Оборудование: компьютер, иллюстрации к сказке «Лисичка со скалочкой», инструкционные карточки, дидактические карточки к заданиям, текст сказки «Лисичка со скалочкой», аудиозапись сказки «Лисичка со скалочкой», компьютерная  презентация «Вопросы мудрой совы».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ БУД
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Приветствует учеников, настраивает класс на продуктивную деятельность, организует внимание обучающихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

-Проверьте, все ли готово к уроку?

– Порядок ли на вашем рабочем месте?

– Как называется наш урок?

– Чему мы учимся на уроках по речи и АК? (писать, читать, слушать и пересказывать произведения, отвечать на вопросы).

– Уроки по речи  и АК очень важные для учеников, они помогают научиться  грамотно писать и говорить.

– Сегодня у нас урок развития устной речи.

Мотивирует обучающихся на включение в учебную деятельность:

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу в классе

Проверяют свою  готовность к уроку.

Умение использовать  принятые школьные ритуалы подготовки к уроку.

Умение самостоятельно организовывать рабочее место.

Умение определять назначение и значимость учебного предмета.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ.
Создаёт условия для актуализации представлений  учащихся о произведении устного народного творчества  и фиксирует индивидуальные затруднения.  

Вспомните, с чем мы познакомились на прошлых уроках? (со сказками).

– Что такое сказка?

– Кто сочинил сказки?

-Какие бывают сказки? (сказки о животных, бытовые, волшебные).

– Как назывались  сказки, с которыми мы знакомились на прошлых уроках?  

Кто главный герой в этих сказках? (лиса).

А какой была  лиса? (хитрой, умной, ловкой, обманщица…).

Вы ответили на мои вопросы, а это значит, что  вы были внимательны на прошлых уроках и выполнили на отлично домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя. Активизация мыслительных операций и познавательных  процессов.

Умение отличать известную информацию от неизвестной.

3. ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Создает мотивационную ситуацию для определения темы и цели  урока

На доске карточки, которые помогут нам определить  тему урока. Но переверну их я лишь после того как отгадаете загадки и  предположите какое слово может быть написано на каждой из них.

1 вопрос:

– Выдуманная история – что это? (сказка). Это и есть первое слово.

– С чем мы познакомимся на уроке сегодня? (со сказкой).

2 вопрос:

Она – часто бывает главным героем  русских народных сказок о животных. Хитрая рыжая плутовка каждый раз обманывает других лесных обитателей и людей.

– Кто это? (лиса)

– Кто будет главным героем сказки? (лиса).

-Как в сказках ласково называют лису? (лисичка).

3 вопрос:

– С этим предметом мы познакомились  на уроках домоводства. Он нужен для того чтобы раскатать тесто для пирогов и пельменей. (скалка).

– Как можно назвать ласково данный предмет? (скалочка).

Сегодня мы познакомимся со….(сказкой), где главным героем будет…

( лисичка), и предмет,  который встретится в сказке – …(скалочка).

Учитель переворачивает карточки и предлагает детям прочитать тему урока «Сказка «Лисичка со скалочкой».

– Кому то знакома сказка?

– Как выдумаете, какой лисичка будет в новой  сказке?

– Какие еще герои будут  в этой сказке?

– А какую хитрость лиса придумает в этот раз?

– А  чему нас научит эта сказка?  

Мы встретились с вами с затруднением – не можем ответить на поставленные вопросы.

– Как же нам быть? (познакомиться со сказкой).

С помощью наводящих вопросов,   скорректировав варианты ответов детей, формулирует тему и цель урока:

– Мы смогли определить тему и цель нашего урока. Теперь настало время  познакомиться с русской народной сказкой  «Лисичка со скалочкой», где узнаем, какую хитрость придумает  лисичка в этот раз и чему научит нас эта сказка.

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения на доступном уровне.

Делают попытки определения и элементарного согласования темы урока.

Под руководством учителя  устанавливают место и причину собственного  затруднения.

Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Умение использовать простые речевые  средства для передачи своего мнения.

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ-ЗА ЗАТРУДНЕНИЙ.
С помощью зрительной опоры определить и назвать шаги учебной деятельности

Но чтобы  нам все успеть:  прослушать сказку, выполнить интересные задания и ответить на вопросы  – нужно продумать план урока.

1. – Послушать внимательно сказку

2. –  Выполнить вместе с учителем практическое упражнение «Наведем порядок в сказке»

3. – Ответить на вопросы Мудрой Совы

4. – Самостоятельно пересказать сказку с помощью опорных картинок.

5. – Вспомнить все, что мы узнали на уроке и оценить свою работу на нем.

-Да ребята, нам предстоит хорошенько потрудиться, но и нельзя забывать о небольшом отдыхе.  Отдохнуть на уроке помогает – физкультминутка.

6. Динамическая пауза.

– Вы согласны с планом урока. Будем четко следовать плану,  и соблюдать правила поведения на уроке – быть внимательными, думать, не спешить говорить, не перебивать друг друга, дослушивать товарищей до конца, не бояться ошибиться и не смеяться над учеником который ошибся.

Принимают готовый план работы на уроке.

Проговаривают совместно с учителем каждый этап урока с опорой на условные обозначения.

Умение принимать цель и план работы,  произвольно включаться в деятельность.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Организует реализацию построенного проекта.  

Первый этап нашего урока – знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Как мы с вами знакомимся с произведениями? (смотрим мультфильмы, читаем самостоятельно, слушаем,  как читает учитель).

– А сегодня мы прослушаем аудиозапись, где читает сказку артист.

Прослушивание аудиозаписи.

Мы прослушали сказку, а значит, первый этап работы закончен.

Слушают аудиозапись. Умение следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ  ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
Первичное осмысление произведения  на личностном уровне.

Какой второй этап работы на уроке – работа вместе с учителем.

– Ребята, а как вы думаете интереснее сказку слушать или смотреть?

– Иллюстрации (картинки) помогают нам увидеть место, где происходит действие сказки и ее героев.

Поиграем в игру «Наведем порядок в сказке». Вы будете отвечать на вопросы, и если ответ будет правильным – на доске появиться иллюстрация из сказки.

– Как называется сказка? (прикрепить обложку книги).

– Кто главный герой в сказке? (лиса).

– Что лисичка нашла на дороге?

– Куда и зачем пришла лиса? (в деревню переночевать).

– Что произошло дальше? (скалку в печке сожгла, обвинила хозяев в краже и потребовала курицу взамен).

– Поверили ли хозяева лисе? (да).

– Что было дальше? (уже в другой деревне также постучалась в избу с просьбой впустить ее на ночлег. Ей разрешили, а утром она съела курицу и снова обвинила хозяев в краже, потребовав гусочку).

– Как по-другому можно назвать гусочку? (гусыня)

– Поверили ли хозяева лисе во второй раз? (да).

Что произошло дальше? (в третьей деревне попросилась переночевать, и снова ее впустили. Наутро она так же, как и в прошлый раз, съела уточку и снова выставила хозяев виноватыми. Здесь она уже потребовала взамен уточки девочку).

-Выполнил ли хозяин просьбу лисы?

Почему? (мужик был умный и очень любил девочку).

– Кого посадил в мешок мужик вместо девочки? (собаку).

Что сделала собака? ( побежала за  лисичкой).

– Что случилось потом? (Лиса убежала от нее и спряталась в нору, но решила проучить свой хвост, который мешал ей скрываться от погони).

– Кто наказал лисичку?

– Как собака наказала лисичку? (Пес набросился на хвост, вытащил обманщицу из укрытия и хорошенько ее потрепал. Так героиня была наказана за свою ложь).

– Вам понравилась сказка? А иллюстрации к ней?

Вы ответили на вопросы. Значит и этот этап урока закончен. Какой же следующий?

Анализируют совместно с учителем сказку с опорой на зрительный образец и проговариванием вслух последовательности действий.

Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям.

Умение делать  элементарные обобщения, сравнения, простейшие умозаключения.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
КОЛОБОК

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (повороты)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег на месте)

и попал ко мне в ладошки.

Повторяют упражнения за учителем. Формирование установки на сохранение здоровья в процессе обучения
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.
Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний.

Следующий этап работы –  ответить на вопросы мудрой Совы.

-О каких животных говорилось в сказке? (коза, лиса, собака, волк).

– О каких птицах говорилось в сказке? (курица, гусочка, индюк, ворона).

– Что нашла лиса?  (палочку, скалочку, веточку).

– Куда пошла лиса? (лес, сад, магазин, деревню).

– На чем спала лиса? (на лавочке, на кровати, на диване, на печке).

– Кого съела лиса? (скалочку, курицу, гусочку, девочку).

Выполняют задание под руководством педагога, используя приобретенные знания, в практической деятельности устно.

Исправляют ошибки  с помощью предложенного эталона для самопроверки (иллюстрации).

Оценивают свою работу согласно предложенным учителем критериям

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Умение пользоваться эталонами, подготовленными учителем,  для самопроверки.

8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ  В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
Организует деятельность учащихся по практическому применению новых знаний

На этом этапе мы попробуем пересказать сказку. Я начну пересказ, а вы продолжите. Опорой для пересказа будут иллюстрации из сказки и моя помощь в случае необходимости.

Учитель начинает: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу.

– Что было дальше?

Самостоятельный поочередный пересказ по опорным картинкам.

Пересказывают сказку с порой на иллюстрации и побуждающие и подводящие вопросы учителя. Умение строить последовательное речевое высказывание  по образцу педагога и самостоятельно.
9. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Создает ситуацию для анализа и оценки своей работы на уроке .

-Какую сказку мы изучили на уроке?

– К какому виду относится эта сказка?

– О чем эта сказка? «Лисичка со скалочкой” – это еще одна история о том, как лесная лгунья хотела всех перехитрить, да сама же пострадала от своей хитрости.

– Чему научила нас сказка?

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Закончите фразу

У меня получилось….

Мне было трудно…..

Домашнее задание: Прочитать сказку самостоятельно и рассмотреть внимательно иллюстрации.  На следующем уроке мы будем учиться описывать героев сказки с опорой на иллюстрации и мои вопросы.

Спасибо за урок.

Опыт самостоятельного применения  технологии элементарного оценивания учебных достижений и рефлексии чувств и эмоций. Умение принимать оценку деятельности.

Умение совместно с учителем оценивать результат своих действий и действий одноклассников.

Конспект НОД для детей средней группы по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Область: «Речевое развитие»

Раздел: «Чтение художественной литературы»

Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Средняя группа

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать умение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке — персонаж отрицательный. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных, в которых один из действующих лиц – лиса.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Развивающие:

Развивать мышление, память, воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений

Воспитывающие:

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказке, портативная колонка, игрушка Лиса, сундучок, книги: Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Лиса и заяц, Снегурочка и лиса, Петух и Лиса.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.

Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, скалочка, рыжая, мордочка, скалочка.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы хотите сегодня отправится в сказочное путешествие.

Ребята, я слышу какой- то шорох за дверью.

Сюрпризный момент. Появляется волшебный сундучок, в котором спрятана игрушка лисы.

— Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что же там такое. Слушайте загадку.

Кто в лесу свои следы Ловко заметает?

Огоньком среди листвы И кустов мелькает?

Это грозный враг мышей,

Зайцев и полёвок,

Всех зверей лесных хитрей,

Быстр он и ловок.

— Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.

Ребята, как в сказках называют лису?

Дети: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.

А как выглядит наша Лисичка?

Дети: У нее пушистый хвост, острая мордочка, рыжая.

— Воспитатель: Я приготовила для вас книги в которых есть наша лиса.

Посмотрите, какие сказки здесь есть?

-Как называются все эти сказки? (русские народные)

-Дети, почему они так называются? (их написал народ).

В каких сказках мы с вами встречали лису?

Дети: Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Лиса и заяц, Снегурочка и лиса, Петух и Лиса.

-Воспитатель правильно.

Пальчиковая гимнастика:

Предлагаю детям поиграть с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять- дети в лес пошли гулять.

(«шагать» по ладошке средним и указательным пальцами рук)

Там живет лиса.

(рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.

(пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук.

(кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.

(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя).

Знакомство с сказкой.

А сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Которая называется «Лисичка со скалочкой».

Чтение сказки.

-Воспитатель: А сейчас вы должны ответить на мои вопросы по сказке.

Вопросы:

Что нашла лисичка на дорожке?

-Что было дальше?

-Кого отдал мужик за скалочку?

-Кого отдал мужик лисе в другой деревне?

— Как обманули лису в третьей деревне?

— Как лиса сама с собой разговаривала?

— Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?

А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказке?

Дети: Лиса в сказке хитрая, обманщица.

-Молодцы,

Анализ: А вам понравилась сказка? А как она называлась? Чему она нас учит? А кто герой этой сказки?

-Молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы, потому что вы очень внимательно слушали сказку.

-Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

-Ребята, а чтобы нам не забыть кто же главный герой нашей сказки, давайте сядем на свои места и раскрасим каждый свою лисичку.

Конспект урока по чтению
Тема: Сказки о животных. Русская народная сказка«Лисичка со скалочкой»
Цель: познакомить с народной сказкой; пробудить интерес к сказкам, использовать воспитательный потенциал сказки.
Задачи урока:
Предметные : слушание и чтение сказки «Лисичка со скалочкой», главным  персонажем которой является лиса.
Личностные: воспитывать критическое отношение к действиям главного персонажа сказки- лисы (хитрость, ложь, обман, притворство).
Системно-деятельностные: уметь читать сказку по ролям, пересказывать ее, сочинять свои сказки, делить сказку на части, определять ее композицию, рассказывать сказку от лица ее персонажа; придумывание продолжение сказки, изменение ее начала; умение работать в группе по сочинительству сказки.
Оборудование: выставка книг; иллюстрации сказок, героиней которых является лиса; маска лисы.
Этапы урока, время Деятельность учителя Действия учащихся
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
— Посмотрите внимательно на экран, послушайте отрывок из клипа и скажите, о чём будем говорить сегодня на уроке.
— Правильно мы вспомним, что мы знаем о сказках и познакомимся с новой сказкой. — О сказках.
II. Актуализация знаний.
— Что такое сказка?
— Чем отличается сказка от других жанров литературы?
— Жанр литературы
— В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.
III. «Открытие нового знания»
— А сейчас вспомним известные вам сказки. Переверните листочки которые лежат у вас на столах и работая в парах определите о какой сказке идёт речь.
1) Идёт лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?
ТРМК
2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!
ЗШКН ЗБШК
3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?
ЛС МДВД
4) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.
ЛСЧК-ССТРЧК ВЛК
5)»Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.
ЛГШК-ПТШСТВНЦ
— Какая из этих сказок лишняя?
-Почему?
— Значит на какие две большие группы можно разделить все сказки?
— Назовите авторские сказки.
— Назовите народные сказки.
— Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героиней, которой будет лиса. Рассмотрите книгу. Как называется сказка, с которой будем знакомиться?
Но вначале проведём словарную работу.
— Как вы понимаете слова: «чуть свет»?
— Найдите значения слов в словаре: СКАЛКА, ПОТЕСНИТЬ, ЮРКНУЛА, ТРЕПАТЬ.
— СКАЛКА
— ПОТЕСНИТЬ
ТРЕПАТЬ
ЮРКНУЛА(Юркнуть)
— А сейчас мы с вами послушаем сказку в исполнении Татьяны Ивановны Пельтцер (1904 — 1992) — советская актриса театра и кино, народная артистка, по характеру сыгранных ролей Пельтцер иногда называют «Заслуженной бабушкой Советского Союза».Снялась в 86 фильмах. — «Теремок»

— «Заюшкина избушка»

— «Лиса и медведь»
— «Лисичка-сестричка и волк»
— «Лягушка-путешественница», В Гаршин
— «Лягушка-путешественница»
— Все народные и о лисе, а эта авторская.
— Народные и авторские.
— «Лисичка со скалочкой»
-Очень рано.
Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-н. Раскатывать тесто скалкой. Катать бельё на скалке (вальком и скалкой)
.
Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться (разг.).
Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.
Юрким движением скрыться куда н., скользнуть
IV. Первичное закрепление.
Физминутка– Жалко вам лисичку или нет?
– Давайте подумаем, почему все так получилось.
– С чего начала обмен лисичка. Прочитаем первую часть сказки. Придумайте ей название.
– Как встретили Лисичку хозяева избы?
– Почему же лисичку пустили на ночлег?
Раз – присядь-ка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
— Прочитаем вторую часть сказки. Придумайте ей название.
— Прочитаем третью часть сказки. Придумайте ей название.
— Прочитаем четвёртую часть сказки. Придумайте ей название.
Пятую часть нам прочитают и покажут подготовленные ребята.
— Почему хвост так ответил?
– Почему плутовка не поняла шутку своего хвоста?
— Как назовем пятую часть?
-Отличаются ли сказка, которую мы прослушали от той сказки, которую мы читали?
Нет, она хитрая и обманщица.
«Лисичка со скалочкой».
— Неприветливо
— Она хитрая, просила скромно, «сладким» голоском.
«Лисичка с курочкой»
«Лисичка с гусочкой»;
«Лисичка с девочкой»
Пошутил
Она натерпелась страху, устала от погони, разозлилась.
«Хвост хитрее лисы»
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. На листочках выберите те пословицы, которые подходят к сказке «Лисичка и скалочка».
— Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить- Поспешишь – людей насмешишь
— На чужом горе своего счастья не построить.
— Сделал дело – гуляй смело.
Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?».
2. Поставьте рядом с картинками цифру к какой части текста они относятся.
Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?». VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Кто из героев этих сказок больше нравится? Почему?
– Какой лиса показана в русских сказках?
– Чему учит нас сказка «Лисичка со скалочкой»?
— Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь? Плутовка.
На чужом горе своего счастья не построить.
Обманывать нехорошо.
Дети проводят самооценку.
Дети учатся оценивать работу других детей.
VII. Домашнее задание. Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок.
Запись домашнего задания

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».

Шрайнер Александра Ивановна, Лубошникова Анна Николаевна

воспитатели Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Цент развития ребёнка – детский сад «Колокольчик»

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: создание социальной ситуации для комплексного развития познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Учить детей понимать образное содержание сказки. Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова (плутовка, рыжая, тесно, скалочка), активизация – коварная, хитрая, обманщица.
  2. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать коммуникативные навыки общения и творческие способности детей при поделке к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».
  3. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища.

Оборудование: фигурка сороки, книга, волшебный клубок, картинки с иллюстрациями из сказки «Лисичка со скалочкой» и одна – из сказки «Репка», разные по цвету и по размеру круги, цветная бумага оранжевого цвета на каждого ребёнка для оригами.

Предварительная работа: чтение сказки «Лисичка со скалочкой», беседа по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, драматизация сказки, игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! А теперь давайте встанем в круг, и все вместе скажем:

— Здравствуй, солнце золотое!

— Здравствуй, небо голубое!

— Здравствуй, вольный ветерок!

— Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – всех я вас приветствую!

Воспитатель: А сейчас подойдите все ко мне. Ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении, и чтобы такое настроение сохранилось на весь день, необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам, вы узнали, кто это? (Сорока)

Воспитатель: Ребята, Сорока принесла нам книгу, но подул сильный ветер и разбросал все листы. Давайте поможем Сороке собрать страницы по порядку и рассказать сказку. А для того, чтобы собрать эту сказку, она предлагает отгадать загадки и узнать, из какой русской народной сказки эти герои:

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Раскатаем тонко тесто

До конца с мукою вместе.

Формой нужной нарезаем

И начинкой наполняем. (Скалка)

Я пеструшка, я хохлатка

«Куд-куда!» — кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко … (Курица)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду и не боюсь.

Кто же это? (Гусь)

В будке живет, кости грызёт.

Лает и кусается – как называется? (Собака)

Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой».)

II. Основная часть

Воспитатель: А теперь, ребята, совершим небольшое путешествие по нашей сказке. У меня есть волшебный клубок, и он нам сегодня поможет оказаться в сказке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и сказка нас встречает. Подойдите и посмотрите внимательно. (Все картинки со сказки «Лисичка со скалочкой», а одна – из сказки «Репка».)

Воспитатель: Подумайте и скажите, какая сказка здесь живет? ( «Лисичка со скалочкой»).

Воспитатель: Почему вы решили, что именно эта сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Все картинки подходят к этой сказке? (Дети находят картинку со сказки «Репка»)

Воспитатель: Значит, одна картинка какая? (Лишняя)

Воспитатель: Из какой сказки пришла эта картинка? (Репка)

Физ. минутка:

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост.

Я – охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица.

Как увижу, подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После – прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

Воспитатель: Отдохнули? А сейчас садитесь на стульчики, и мы вспомним сказку «Лисичка со скалочкой».

А помогут нам волшебные круги (По ходу рассказа, дети раскладывают круги в правильной последовательности).

— Выберите, какая будет лиса? (Дети выбирают большой оранжевый круг)

— Какая – курочка? (Жёлтый маленький круг)

— Какая – гусочка? (Белый маленький круг)

— А собачка какая? (Серый большой круг)

— Девочку мы изобразим как треугольник – туловище и круг – голова.

Воспитатель: Давайте подойдем к доске и начнем с главного героя сказки.

— Расскажите, с чего все началось? Найди начало сказки.

— Что было дальше?

— Что произошло потом?

— Кто продолжит?

— За что лиса была наказана?

(Дети выкладывают на доске круги по ходу сказки.)

— Как вы думаете, обманывать — хорошо? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! А вот я вам еще предлагаю сделать из оригами фигуру нашего главного героя (лису).

III. Конструирование в технике оригами.

Дети изготавливают игрушку Лиса в технике оригами.

Воспитатель: Посмотрите, какую красивую лисичку мы с вами сделали!

IV. Итог занятия

Воспитатель: Вот и пришло время прощаться со сказкой, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте я возьму наш клубок и мы вернемся в наш детский сад.

< Предыдущая   Следующая >

  • Конспект урока по русскому языку описание памятника культуры 8 класс сочинение
  • Конспект урока по русскому языку 6 класс сочинение по картине герасимова после дождя
  • Конспект урока по русскому языку 6 класс сочинение описание помещения
  • Конспект урока по русскому языку 6 класс систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Конспект урока по русскому языку 3 класс сочинение по картине поленова золотая осень