МБОУ «ООШ № 168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)
Выполнила: Ахметшина Р.Н.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.
Содержательная: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её идейно-художественного своеобразия.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро», «зло»; воспитание любви к сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД: обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.
Коммуникативные УУД: учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.
Предметные: понимание ключевых проблем сказки; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа.
Необходимое оборудование: учебник — «Литература», 5 класс, автор — Меркин Г.С.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки
Ход урока
«Под именем любым зло будет злом,
Как и добро останется добром»
У. Шекспир
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться в
окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
Учитель. Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)
Учитель. Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и «зло»?
Ученик. Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.
2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Учитель. Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Те, кто выписал значение слов «добро» и «зло» по словарю В.И. Даля, прочитают вслух. Подойдите ко мне те, кто выбрал сочинение, прочитайте друг у друга и выберите лучшее.
Ученики. Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Учитель. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)
- «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
- Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
- «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
- Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Учитель. Прочитайте сочинение, а вы, ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно правилам написания .
На экране план сочинения.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III.Заключение.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Моя любимая бабушка
У меня есть бабушка. Все зовут ее Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая, все ее уважают.
На летних каникулах я еду в гости к бабушке в деревню. Я многому учусь у моей любимой бабушки. Бабушка научила меня выращивать цветы. Вместе с ней мы ухаживаем за огородом и садом, собираем яблоки и делаем заготовки на зиму. С моей бабушкой никогда не бывает скучно. Моя бабушка очень интересный человек, она знает много удивительных историй. Перед сном бабушка рассказывает мне сказки или забавные истории из ее жизни. В деревне мою бабушку тоже очень любят. Она помогает всем соседям справиться с болезнями. Иногда бабушка лечит даже животных, и я называю ее доктором Айболитом. Бабушка всегда возит с собой старый медицинский чемодан с лекарствами и уколами.
Моя бабушка Эля во всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё. Я люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.
Учитель. Справился ли ваш одноклассник с заданием?
Ученик. Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.
Ученик. А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении употребил слово бабушка.
Учитель. Как бы вы исправили эту ошибку?
Ученик. Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)
Учитель. Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?
Ученики. На удовлетворительном.
Учитель. Почему?
Ученик. Не все хорошо справились с сочинением.
Учитель. Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.
Учитель. Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…
Ученик. Литературные.
Учитель. Чем они отличаются?
Ученик. У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.
Учитель. В чём сходство народной и литературной сказки?
Ученик. В сказках всегда добро побеждает зло.
Ученик. В сказках бывают волшебные предметы.
Ученик. В сказках есть присказка, зачин, концовка.
Ученик. Сказочные выражения, постоянные эпитеты.
Учитель. Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ученик. Царица и царевна.
Учитель. Это народная сказка?
Ученик. Нет. Литературная.
Учитель. По какому признаку вы догадались?
Ученик. Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.
Учитель. Чем близка она по содержанию к народной?
Ученик. Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас на партах лежат листы самооценки, оцените себя.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»
Учитель. Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере ответить на поставленный вопрос).
Учитель. Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю получить ответы и проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?
Ученик. Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ученик. Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках, сравним их.
Ученик. Мы будем анализировать текст.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей
работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в процессе изучения
сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
5. Реализация построения проекта.
Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Работа с текстом.
Учитель. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.
Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?
Учитель. Почему?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)
Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные (царица )
Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики. В персонажах Царевны и царицы.
Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.
Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученик. Ненависть, зависть.
Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель. А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Учитель. А теперь немного отдохнём. Все встаньте.
Проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений. Если это герои сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете на корточки.
Золотой петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей.
Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель. Что сделала героиня в доме?
Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель. Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».
Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученик. Царица, переодетая монахиней.
Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.
Учитель. Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю составить сравнительную характеристику царевны и царицы.
Работа в группах по заданному плану. Заполнение таблицы.
- Описание внешности- 1 группа
- Черты характера-2 группа
- Отношение окружающих к героине-3 группа
- Отношение автора к героине-4 группа
5.Цветовая гамма-5 группа
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Царевна |
Царица |
|
Внешность |
||
Черты характера |
||
Отношение окружающих к героине |
||
Отношение автора к героине |
||
Цветовая гамма |
||
Моё отношение к героине |
Учитель. А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).
Царевна |
Царица |
|
Внешность |
Белолица |
Высока |
Черты характера |
Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая |
Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая |
Отношение окружающих к героине |
Они любили её (Чернавка, богатыри) |
Боялись её, не любили |
Отношение автора к героиням |
Тёплое отношение (моя душа, к алым губкам) |
Холодное отношение (гневная баба, злая мачеха) |
Цветовая гамма |
Черный (зависть) |
Белый |
Учитель. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,
0,5 — если отвечали, но не на все вопросы,
- — если не участвовали в беседе.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Теперь вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Вы ставите знак — если не согласны с утверждением
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.
- В сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.
- Главная мысль сказок выражена пословицей «Добро не умрет, а зло пропадет».
- В сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.
5.Создатель литературных сказок-народ.
6. «Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.
7.Характерная черта литературной сказки-реальные события.
Учитель. Проверьте себя по эталону.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
Учитель. Кто написал без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
2 балла — если нет ошибок
1 балл — если 1- 2 ошибки
0,5 балл – если 3 ошибки
0— если 4 ошибки
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.
«Под именем любым зло будет злом, как и добро останется добром»
(У.Шекспир)
Учитель. Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?
Ученик. Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не забудутся.
Ученик. Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного добрее, и это качество души всегда будет жить.
Ученик. А зло всегда наказывается.
Учитель. Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?
Запишите понравившуюся пословицу. Объясните свой выбор.
Все любят добро, да не всякого любит оно.
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Добро сотворить — себя увеселить
Доброму Бог помогает.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Плох тот ветер, который не приносит добра.
Учитель. Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»? Обменяйтесь тетрадями.
Ученики. Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…
Зло: ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…
Учитель. Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?
Ученик. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Ученик. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить.
Ученик. Добрый человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:
- Я научился…
- Я узнал на уроке…
- Мне было трудно, когда…
- Мне было интересно…
Ученик. Я научился сравнивать героев произведений.
Ученик. Я научился искать информацию по учебнику.
Ученик. Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.
Ученик. Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.
Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу.
Ученик. Мне было интересно, выполнять графический диктант.
Учитель. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?
Ученик. Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.
Ученик. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.
Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:
1. Составьте кластер по теме «Царевна и её помощники».
2. Какой эпиграф предложили бы вы к нашему уроку? Объясните свой выбор.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и зло?»
Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Выполнила:
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
-
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
-
Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
-
Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Основные понятия: сказка, добро и зло.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Ход урока
-
Мотивация к учебной деятельности.
— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».
Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.
II. Вступительное слово учителя
— Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.
III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)
—Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).
( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)
— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.
Самооценка за работу. ( листы самооценки)
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)
— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)
— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )
— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)
— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)
Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)
(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )
Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)
Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)
— Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?
(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)
— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)
V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации
— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)
— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.
( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)
— Что мы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?
— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)
— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)
— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)
— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
( Ненависть, зависть.)
— Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)
— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)
— И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)
— С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)
— Что узнала царица от зеркальца?
— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?
— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?
— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?
— К чему привела чёрная зависть в сказке?
— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)
— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)
— Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.
(Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
высока стройна бела |
белолица черноброва |
Поведение характер |
горда ломлива своенравна ревнива злая |
красавица-душа милая приветливая |
Цвет |
черный |
белый красный |
— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?
(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)
— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
VI. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Прогнозирование содержания сказки.
— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.
( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)
— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
-Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев
— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки.
-
Где живёт герой?
-
Внешний облик героя.
-
Какие поступки совершает?
-
Какой характер у героя?
-
Как к герою относится автор?
-
Своё отношение к герою
( Работа в парах)
( После подготовки заслушивают несколько ответов)
Оценивается работа в группах.
— Молодцы, потрудились на славу.
— Какими предстали перед нами герои сказки?
Чем они нам понравились или не понравились?
— Как силы природы помогали героям сказки?
— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— За что бы вы себя похвалили сегодня.
— Как вы себя бы оценили.
IX. Подведение итогов урока
— Как, в виде кого представлено зло?
— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники
(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)
— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?
— Как автор относится к главным героям? Докажите.
— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.
Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
— Спасибо за урок!
Литературное чтение, 4 класс
Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.
Глоссарий по теме
Инда – так что даже.
Очи – глаза.
Сочельник – вечер накануне Рождества.
Перст – палец.
Девичник – праздник, на котором собираются девушки.
Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы.
Под святыми – под иконами.
Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)
Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.
Вытравить – выгнать.
Об нём хватилась – о нём вспомнила.
Хлопочет – беспокоится.
Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.
Ключевые слова
Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока
На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».
Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.
Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!
Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.
Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?
Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?
Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:
Инда – даже.
Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.
Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.
Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.
Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.
Кто главные герои пушкинского произведения?
Что можно сказать о них? Пауза.
Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.
Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?
Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.
Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.
В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?
О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.
Давайте дадим характеристику героям сказки.
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.
Рассмотрим, как автор описывает царевну:
Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
В: А кто воплощает силы зла?
О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?
О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.
Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.
В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:
О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
В: Почему же царица так ненавидела царевну?
О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.
В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.
В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
О: Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».
В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?
О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.
Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:
Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.
Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.
В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?
О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …
В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.
О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.
От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:
Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.
В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?
О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.
Разбор типового тренировочного задания
Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.
Первый столбец:
- Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
- Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя
- Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
- Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
- И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен.
Второй столбец:
- Царевна;
- Месяц;
- Королевич Елисей;
- Царица-мать;
- Царица-мачеха.
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Выбор элемента из выпадающего списка
Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?
Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.
2 вариант
Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?
Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.
• Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне
в поисках невесты.
В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.
Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисей— ученик).
Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?
Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя
надежда — это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.
• Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?
(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к
Месяцу; к Месяцу — «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся,
взывая», очень огорчён, разочарован.)
В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие,
мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских
традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется
православным.
• Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в
достижении цели)
• Что движет им? (Любовь)
Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным,
настойчивым, смелым.
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон
оказывается ложным, девушка жива.
• Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)
• Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).
• Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,
И царица умерла»).
Что и подтверждают слова Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт! Слайд №4
Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5
Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу – мачеху и царевну. Мы
видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику,
через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.
• Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая
добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и
положительные царевны, делают выводы)
Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:
Зло изворотливо, коварно, скрытно,
Добро же простодушно и открыто.
Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)
• Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)
• Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая,
милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая,
добродетельная, верующая, любящая)
• А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с
такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро,
«Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)
А.С. Пушкин. «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели:
прочитать
сказку А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному
чтению; развивать память, речь.
Ход урока 1
I. Организационный
момент
II. Проверка домашнего
задания
Ученики по очереди рассказывают
стихотворения наизусть.
III. Физкультминутка
IV. Введение в тему
1. Вступительная
беседа.
— Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом
петушке», «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о
работнике его Балде», «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными остались сказки
«Жених» и «Медведиха».)
—
Какие сказки вы читали?
—
Чем вам нравятся сказки А.С.
Пушкина?
2. Чтение и анализ сказки.
По ходу чтения дети отмечают
непонятные слова карандашом.
—
Каковы ваши впечатления от
прочитанного?
—
Что вам больше всего запомнилось
из этой сказки?
V. Итог урока
—
К какому
виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне
и о семи богатырях»?
— Кому нравится читать стихи
Александра Сергеевича, поднимите руки. А
кому — сказки?
Домашнее
задание: перечитать сказку,
нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Ход урока 2
I. Организационный
момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте
отрывок из стихотворения «птичьим базаром».
На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык
печеный, В заду
чеснок толченый. С
одного-то боку режь, А
с другого макая да ешь.
— А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер
дительной, с сердитой, с веселой.
III. Проверка домашнего задания
—К сегодняшнему
уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они
посвящены.
—Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки,
которые более точно раскрывают их содержание.
Ученики по очереди представляют классу нарисованные
иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наиболее удачные рисунки.
VI. Работа над содержанием сказки
1. Вступительная беседа.
—Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А называется она… . («Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях».)
—Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и
написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сюжет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)
2.
Чтение и анализ сказки до слов
«Но невеста молодая…».
3.
Беседа по вопросам.
—Что вы узнали
из начала сказки?
—Отчего умерла царица?
—Найдите
описание новой царицы.
—Как понимаете
выражение «И умом и всем взяла»?
—Объясните значение слов:
«ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая
так, как вздумается.)
—Какое приданое
имела царевна?
—Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он
ее сравнивает? (С цветком.)
—Что значит
«нраву кроткого такого…»?
—Какое приданое
приготовлено царевне?
—Кто из вас знает, что такое
«девичник»? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще
вечеринка, на которую собираются
девушки, женщины.)
—Что узнала
царица от зеркальца?
—Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить,
ведь оно знало нрав своей хозяйки?
—Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в
жизни?
—Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»?
Чем они отличаются?
—Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему
они приводят?
—К чему привела
черная зависть в сказке?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над сказкой
1.
Чтение сказки до слов «Раз царевна
молодая…» (с. 82).
2.
Беседа по вопросам.
—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в
тереме? Что она стала делать?
—О каких чертах
характера это говорит?
—Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких
слов?
—Как богатыри
узнали, что в их доме царевна?
—Как царевне
жилось у богатырей?
—Чем занимались
богатыри, как об этом говорит автор?
—Как братья
пришли свататься к царевне?
—Почему она им
отказала? Какой она была?
—Как царица
узнала, что молодая царевна жива-здорова?
—Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать
голосом характеры героев?
VII. Итог урока
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас
задуматься?
— Как автор относится к главным
героиням? Докажите.
Домашнее задание: дочитать сказку до конца; подобрать синонимы к
словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам
«жданный»,«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе
со словами, к которым они относятся.
Ход урока 3
I. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
—Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания.
Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный,
самодурный, самоуправный; мерзкий
— отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный
— удивленный.)
—Молодцы! А теперь назовите
антонимы к словам «жданный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)
—Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы начнете
читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение,
дающее дополнительную художественную
характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ]
Слушаются ответы детей. j
III. Работа над текстом
сказки j
1.
Чтение сказки до слов «В тот же
день царица злая…».
2.
Беседа. j
—Как молодая
царевна встретила нищую черницу?
—Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);
—Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал)
пес.) !
—Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |
—Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха,
а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя
представляет нищая.)
—Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, почему
она не дождалась обеда, как хотела?
—Как братья
узнали о несчастье?
—Почему они не
стали хоронить царевну?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение
работы над сказкой
1. Анализ отрывка.
—Прочитайте выразительно отрывок
о том, как царица узнала о гибели
царевны.
—Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом
говорит автор?
2. Чтение отрывка по ролям до слов
«Ветер дале побежал…».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич
Елисей.
— Какие слова помогают представить солнце, месяц и
ветер
и понять отношение к ним героя?
3. Чтение и анализ отдельных отрывков.
—
Прочитайте о том, как Елисей нашел
свою невесту.
—
Можем ли мы
сказать, что Елисей спас свою невесту? Докажите.
—
Прочитайте последний отрывок
сказки.
4. Анализ сказки.
—
Чем она заканчивается? Почему?
—
Как, в виде кого представлено зло?
—
Подумайте и распределите героев по
группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.
Дети
называют героев, учитель или сами учащиеся записывают их на доске в нужную группу.
—
Есть ли в сказке волшебные
предметы? Какую роль они играют в сказке?
—
На какие части можно разделить
сказку и как их озаглавить?
VI. Итог урока
— Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они
различаются?
—
Что хотел сказать поэт читателям,
создав эту сказку?
—
Почему эта история названа
сказкой?
Домашнее задание: подробно пересказать одну из частей сказки. Найти стихотворение А.С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и
прочитать вместе с родителями; приготовить
выразительное чтение
понравившегося отрывка.
Дополнительный
материал
Бумага
Когда-то
люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали
на папирусе — материале, изготовленном
из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать
на пергаменте — особым образом обработанной коже коз и овец.
Бумагу изобрел китаец Тай Лунь
приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры
тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для
получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали
деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей.
Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали,
пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под
пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В
Европе бумага стала известна только в XIII в.
Книги
Старинные рукописные книги
представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось
разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на
специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже
сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.
Переписывали
их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях,
украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал
переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.
В основном переписыванием
занимались монахи в монастырях. Гам же
находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал
Европу. В Китае с XI в. умели
печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных
табличках — клише — вырезались тексты и рисунки, потом клише смазывали краской
и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для
каждой страницы приходилось долго вырезать клише.
Настоящий переворот в книжном
деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок
со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры -можно
было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг
также изобрел первую типографскую краску.
Первая книга — Библия на
латинском языке — была отпечатана Гутенбергом
в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она
состояла из 1284 стр