Урок литературного чтения, 3 класс
Тема: Сочиняем вместе волшебную сказку
Форма проведения: комбинированный (урок-игра с элементами литературного творчества)
Цели:
— развивать творческие способности, речь, память, мышление;
— обогащать словарный запас;
— прививать интерес к чтению;
— совершенствовать умение работать в паре, группе;
— воспитывать уважительное отношение к родному (русскому) художественному наследию
Оборудование:
Перед началом урока детям раздаются эмблемки-значки (на двустороннем скотче)
Дети рассаживаются по группам за те столы, на которых такие же картинки, как у них эмблемы(5-6 групп по 4 человека)
Ход урока:
- Организационный момент:
Звучит фонограмма «В гостях у сказки»
Уч.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Н. И. Как и ваша Л.Н. учу ребятишек нашей школы, второклассников. Много добрых слов слышала о вас от Л.Н., давно хотела побывать у вас в гостях, познакомиться. Вот случай и представился. Но пришла я не с пустыми руками и не одна.
- Мотивация к учебной деятельности.
(Появляется гостья бабушка-сказочница)
Уч.: Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками…
Бабушка, развяжи!
Ребята, а вам интересно, с чем мешок-то?
Дети: Да!
Бабушка: Со сказками!
Уч.: Бабушка, расскажи!
Бабушка: А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала!
Расскажу вам одну сказочку, а вы мне давайте — помогайте!
Но сначала загадку отгадайте:
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мёд,
А вкус не тот!
Дети: Репка!
Уч.: Бабушка, мы же в гостях у третьеклассников! Они эту сказку с пеленок знают!
Бабушка: «Репку»-то, может и знают, а другие сказки отгадают?
(Каждая группа вытягивает листок с загадкой. Дети читают вслух и говорят отгадку. После того, как все загадки отгаданы, переворачивается лист на столе с названием группы. По рисункам, изображенным на эмблемках, дети догадываются, как называется их команда-группа)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок — Золотой Гребешок»)
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему велению»)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки? («Три медведя»)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
У кого ты не спроси,
Всяк ответит на Руси:
Эта сказка для ребят
…………………….. («Волк и семеро козлят»)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)
- Актуализация знаний. Определение темы, цели и задач урока.
Уч.: Позабавила нас бабушка Федора. Спасибо ей за это! А ведь она не просто так приходила к нам на урок. Кто из вас догадался, зачем? А может, кто-то догадывается, о чем пойдет речь на уроке?
Дети: О сказках!
Опорное слово «СКАЗКА»
Уч.: Ребята, большинство из нас познакомились со сказкой в первый раз еще в раннем детстве. А вы можете сказать, что такое сказка?
Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.
Какие бывают сказки? Откуда они берутся?
Опорное слово «СОЧИНЯЮТ»
Вспомните, кто сочиняет сказку, кто автор?
(Если народ – народная, если конкретный автор – авторская, или литературная сказка)
Примеры сказок: на экране – отрывки сказок. Нужно догадаться — из какой сказки, если литературная – кто автор
Игра «СКАЗКИ_ПЕРЕПУТКИ»
- Сел Иван-Царевич на печку, впряг в нее Конька-горбунка, Сивку-бурку вещую каурку, гусей-лебедей и поехал в гости к Снегурочке.
(6 сказок: «Иван царевич и Серый Волк», «По щучьему велению», «Конёк-горбунок», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».)
Уч.: Есть ли среди этих сказок литературные сказки? Как называется? Кто ее автор? Кто читал?
А еще на какие группы (категории, жанры) можно поделить все сказки?
(По содержанию: бытовые, сказки о животных, волшебные)
Уч.: Какие сказки больше всего любят взрослые и дети?
Опорное слово «ВОЛШЕБНЫЕ»
Пословица: Одна голова – хорошо, а две – лучше! (Объяснить, как понимают)
Опорное слово «ВМЕСТЕ»
Уч.: Кто-нибудь догадался, каким сказкам мы посвятим сегодня урок? (Волшебным)
А кто-нибудь догадался о цели урока? (Будем учиться сочинять волшебную сказку)
Тема урока: «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Уч.: Как вы думаете, трудно или легко сочинить свою сказку? (Ответы детей)
Что для этого необходимо уметь делать? Какими способностями обладать? (Ответы детей:
— Уметь фантазировать;
— Много читать;
— Иметь богатое воображение;
— Знать, как сказка строится, по каким законам… и т. д.
Уч.: А если сочинять придется в паре, группе?
— Уметь слушать друг друга, договариваться, не перебивать друг друга и т. д.
- Работа по теме урока. Выявление возможных затруднений
Уч.: Ребята, а как вы определяете: волшебная сказка или не волшебная?
(Ответы детей и последовательное выявление и фиксация признаков волшебной сказки):
- Волшебные существа и волшебные предметы
«СУНДУЧОК» с предметами: дети догадываются по описанию предмета, о чем идет речь.
— гребешок
— ленточка
— дудочка
— клубочек
— яблочко на блюдечке
— зеркальце
— скатерть-самобранка
— ковер-самолет
— шапка-невидимка и др.
КАРТИНКИ С ВОЛШЕБНЫМИ ГЕРОЯМИ (Кто это?)
— Водяной
— Леший
— Русалка
— Баба-Яга
— Кощей Бессмертный
— Старичок-Лесовичок и др.
- Волшебные события (Примеры)
- Волшебные числа (История числа три: В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.)
- Борьба добра со злом (Фонограмма «Песенка о сказке» на стихи Ю. Мориц)
- Построение сказки (Зачин. Действие. Концовка)
Физминутка «У оленя дом большой»
Работа в группах: Технологическая таблица №1
Какие из сказок являются волшебными?
Признаки волшебной сказки |
«Гуси-лебеди» |
«Маша и медведь» |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
«Три медведя» |
1. Борьба добра со злом |
||||
2. Построение сказки (зачин, действие, концовка) |
||||
3. Волшебные числа |
||||
4. Волшебные события |
||||
5. Волшебные существа |
||||
Вывод: |
Вопросы: |
Каков основной закон волшебной сказки?
Работа в парах: Технологическая таблица №2 Превращение сказки о животных в волшебную (см. Приложение) |
Дети читают 2-3 варианта полученных сказок Уч.: Можно ли считать сказку «Три медведя» зачином для волшебной сказки?
Работа в группах: Творческая работа по превращению сказки «Три медведя» в волшебную. (Каждой группе выдаётся карта-заготовка «Путь-дорога девочки Маши домой» и набор картинок с волшебными героями. Для работы: фломастеры, клей) |
Дети читают 1-2 варианта продолжения сказки
- Рефлексия
− Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Что вам помогло в работе?
Кем вы себя ощущали на уроке? Выберите значок «сказочника» или «слушателя»
- Домашнее задание:
Записать продолжение своей волшебной сказки «Три медведя»
Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся
Подготовила: студентка группы 02021702 Ярмошук Екатерина
Программа: «Школа России» 3 класс, 1 часть
Тема: «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Тип урока: проект
Тип проекта: художественный
Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.
Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.
Планируемые результаты:
Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.
Метапредметные задачи— способствовать формированию универсальных учебных действий:
—регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
—познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;
—коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.
Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку
Планируемый педагогический результат:
— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;
-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;
— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания
Способы и формы оценивания результата работы:
-педагог наблюдает за работой учеников;
-публичное выступление (инсценировка).
Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:
Уточнить, какие волшебные сказки есть в учебнике «Литературное чтение»
Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки
Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике
Разделиться на 2 группы, распределить задания:
1 группа – придумать костюмы героям
2 группа – определить волшебные предметы
Инсценировать сказку в классе
Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.
Описание проектной задачи:
Вступительное слово:
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.
Для того, чтобы это получилось, предлагаю вам выполнить ряд заданий».
Определение цели проекта учащимися:
(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).
— Какова тема проектной деятельности на уроке?
— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.
-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом
3. Планирование работы:
1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок
2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.
3) Работа в группах:
1 группа – придумать костюмы героям
2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)
4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе
Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.
— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).
— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.
1. Вспомните, что такое волшебная сказка?
2. Перечислите особенности волшебных сказок.
— троекратное повторение;
— добро побеждает зло.
— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.
— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.
— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.
-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.
— Как начинаются волшебные сказки?
Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.
Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»
Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА
Характеристики волшебной сказки |
Пример |
Зачин, «создание сказочного пространства» |
«Давным-давно», «За тридевять земель», «в тридесятом царстве»; «жили-были» |
Особое обстоятельство |
«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха» |
Запрет |
«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы» |
Нарушение запрета |
Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом |
При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника |
Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы |
Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать |
Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя |
Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета |
Герой выдерживает испытание |
Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного предмета-помощника |
Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом |
Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем… |
Враг побежден |
Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой |
На ковре-самолете, сером волке |
Счастливый конец |
Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
— Работа в группах над созданием волшебной сказки
— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.
Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.
— Молодцы, ребята.
— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.
Помните, нам нужно выбрать одну сказку.
Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.
Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:
1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.
2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.
Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.
Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!
Презентация продукта:
Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.
Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.
Оценивание и рефлексия
Критерии оценки:
Все ли предложенные задания были выполнены?
Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)
Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)
Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)
Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?
Рефлексия.
В заключение нашей работы я бы хотела спросить
— Понравилась ли вам работать над проектом?
— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?
-Закончите предложение «Если бы не было этого урока, …» (примерные ответы: «… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).
-Ребята, спасибо за вашу прекрасную работу. Вашу проектную работу я оцениваю самой высокой отметкой: в дневники «5», а для души аплодисменты!
Страница из учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58
Тема: проект «Сочиняем волшебную сказку»
Класс:3
Учитель: Дубровская О.Ф.
Тип урока: проект |
||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе инсценирования, развивать умение интонацией передавать настроение; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества, способствовать развитию творческих способностей учащихся |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся видеть особенности жанра сказки; осмыслять специфику волшебной сказки научатся выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах |
Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям |
Личностные: осмысливают нравственные ценности сказки, проверяют себя и самостоятельно оценивают достижения; проявляют самостоятельность в выполнении заданий, интерес к чтению и инсценированию сказок, проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам, осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания |
Образовательные ресурсы: презентация, видеозапись «Если вы не так уж боитесь Кощея» (сл. Ю Кима, муз. В. Дашкевича), реквизит к инсценированию сказок, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Видеозапись «Если вы не так уж боитесь Кощея» (сл. Ю Кима, муз. В. Дашкевича) |
Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи |
Организует беседу. На доске: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». -Что означают эти слова Пушкина? -Для чего мы сегодня собрались? В чем необычность нашего урока — проекта? -Сегодня у нас завершающий этап работы над проектом «Сочиняем волшебную сказку». |
Формулируют учебную задачу Выдвигают предположение о содержании урока. Проникаются эмоциональным настроем |
Принимают Строят речевое высказывание в устной форме. |
IV. Закрепление изученного материала 1. Игра «Волшебная корзинка» |
Организует игру. -В волшебной корзинке сказочные вещи. Они принадлежат героям сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Из какой они сказки? кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”); зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”); золотое яйцо (“Курочка Ряба”); жар-птицу (“Иван-царевич и серый волк”); лягушка (“Царевна-лягушка”); бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”); |
Выполняют задания, отвечают на вопросы. Называют, из каких сказок предметы. |
Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание согласно поставленной учебной задаче. Осуществляют самооценку учебных действий |
2. Игра «Сказочные письма» |
-К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? 1.Кто-то за кого-то Ухватился цепко: Ох, никак не вытянуть! Ох – засело крепко. Но еще помощники скоро прибегут… Победит упрямицу дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может это… (репка). 2.Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался… (колобок). 3.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три медведя). 4. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”). 5. Все закончилось благополучно, Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лиса и волк”). |
Определяют название, вид сказки, называют героев, аргументируя ответ. |
Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
3. Игра «Заколдованные сказки». |
— Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки. 1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха. — Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко — съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса») 2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю. — Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. («Мужик и медведь») 3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего лесного яблочка,- скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся. (Гуси-лебеди) 4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди, догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. -Спи, глазок, спи, другой! («Хаврошечка») |
Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
4.Игра «Назови сказку» |
-В названиях следующих сказок есть ошибки. Назовите их. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». «Даша и медведь» – «Маша и медведь». «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят». «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко». «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». |
Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
5. Игра «Узнай персонаж сказки» |
— Кому принадлежат эти слова из сказки? «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». (Корова — «Хаврошечка») «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко) «Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка) «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел». (Баба Яга) «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак) «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса). «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок) «Вижу — вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша) |
Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. |
V. Представление проектных работ |
— А сейчас пришло время представить сказки, которые вы сочинили сами. Дети представляют разные варианты сочиненных сказок – индивидуально, в парах, в группах (с использованием костюмов и реквизита). |
Дают оценку выступившим |
Выполняют коммуникативные задачи, работая в группах. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества. |
VI. Итог урока. Рефлексия |
Организует работу по формированию самооценки. -Кому понравился наш урок? -Какое у вас настроение? -А какое настроение у наших гостей? -Сегодня ваши родители побывали в вместе с вами в волшебном мире сказок. И мы подарили друг другу улыбки и хорошее настроение. Всем доброго дня! |
Делают выводы и обобщения. Оценивают свою работу на уроке. |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности. |
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Выполнила: Новоковская Светлана
Учитель: Радченкова Тамара Ивановна
План работы над проектом:
-
Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.
-
Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.
-
Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
-
Сочинить волшебную сказку.
-
Презентовать свой проект.
В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»
Признаки волшебных сказок:
-
особая композиция;
-
троекратное повторение;
-
положительные и отрицательные герои;
-
сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
-
чудесные превращения;
-
добро побеждает зло
Композиция сказки.
Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она — необязательная часть волшебной сказки.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.
Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».
Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку
Вывод: таким образом, я выяснила, что я читаю волшебные сказки, знаю ее героев, и могу наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаю, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у меня возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.
Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
ПАМЯТКА
Функция волшебной сказки |
Пример |
Зачин, создание сказочного пространства |
«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве» |
Особое обстоятельство |
«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха» |
Запрет |
«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы» |
Нарушение запрета |
Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом |
При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника |
Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы |
Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать |
Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя |
Новый персонаж – волшебник, гном, старушка |
Герой выдерживает испытание |
Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства |
Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом |
Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем… |
Враг повержен |
Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой |
На ковре-самолете…. |
Счастливый конец |
Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
Работая над проектом, я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других
сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.
Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
И я сочинила собственную волшебную сказку.
Жили-были дед да баба. Деда звали Фома, а бабку – Феня. Как-то раз дед спрашивает у бабки:
— Надоело мне, бабка, на печи лежать, да есть калачи. Давай-ка я лучше пойду да рыбы половлю.
— Сходи, милок, сходи, — отвечает бабка.
Пошёл дед на реку. Дорога через лес вела, да и заплутал старик. Вдруг на пути у него вырос огромный Дуб. Видит дед, что Дуб этот непростой, он показывает ему дорогу: «Направо пойдёшь – богатство найдёшь», «Налево свернёшь – молодость обретёшь», «А прямо пойдёшь – Колобка найдёшь».
Пошёл старик прямо, видит- избушка на курьих ножках стоит. И слышит старик, как Баба Яга припевает: «Колобок,
Колобок, Колобочек». Испугался дед, что его Баба Яга заколдует и убежал домой к своей бабке.
— Феня, знаешь, кого я видел, — говорит дед, — Бабу Ягу! А у неё Колобок наш! Не поверила бабка деду да как закричит:
— Ты, что старый пень, Бабок Ёжек ведь не существует!
— Существуют, — отвечает Фома.
— А ты докажи: принесёшь мне Колобка, тогда поверю, — говорит бабка. Делать нечего, отправился дед в лес за Колобком. Идёт по лесу, озирается и вдруг пред ним опять Дуб встал. Дед и спрашивает у Дуба, как ему найти дорогу к Колобку. А Дуб отвечает:
— Помог я тебе найти Колобка, дорогу указал, а ты струсил. Теперь сам ищи его. Шёл – шёл дед, но так и не встретился с Колобком.
А тем временем Колобок убежал от Бабы Яги. Катился себе по дорожке, пока ему не повстречался Волк. Волк и разговаривать с колобком не стал, схватил его и направился в чащу леса. Долго ли коротко ли бродил дед по лесу, потерял всякую надежду найти Колобка и решил домой воротиться. Но тут из кустов показался Волк. Дед сначала очень испугался, но увидев Колобка в лапах Волка – решил спасти его непременно.
-А ну-ка, Волчище, отдавай мне Колобка! – попросил дед.
-Нет, не отдам, — сопротивлялся Волчок.
— Отдай, честью прошу, и ступай с миром! — не успокаивался дед. А Волк был не приклонен. Зубы оскалил. — Не отдам!
И тут деду на помощь опять пришёл Дуб. У старика в руках оказалась дубовая палка. Дед расхрабрился, замахнулся на Волка дубовой палкой, у Волка искры с глаз посыпались, зубы от страха застучали… Серый испугался и убежал. А дед взял Колобка и довольный пошёл домой. Дома деда встретила бабка. Она очень обрадовалась находке деда, обняла Колобка и на радостях поцеловала его. Так и стали жить втроём: дед Фома, бабка Феня и Колобок.
Обновлено: 09.01.2023
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе инсценирования, развивать умение интонацией передавать настроение; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества, способствовать развитию творческих способностей учащихся
Планируемые результаты
научатся видеть особенности жанра сказки; осмыслять специфику волшебной сказки
научатся выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах
Метапредметные:
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
в процессе чтения по ролям и инсценирования; знают и объясняют особенности сказок; умеют характеризовать героя сказочного текста, сравнивают сказочные сюжеты и сказочных героев; осуществляют поиск необходимой информации в соответствии с заданием учителя, учебника;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям
осмысливают нравственные ценности сказки, проверяют себя и самостоятельно оценивают достижения; проявляют самостоятельность в выполнении заданий, интерес к чтению и инсценированию сказок,
проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам,
осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
Психологически настраиваются на урок.
Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
Владеют навыками психологической подготовки к уроку.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
-Что означают эти слова Пушкина?
-Для чего мы сегодня собрались? В чем необычность нашего урока — проекта?
Формулируют учебную задачу
Выдвигают предположение о содержании урока.
Проникаются эмоциональным настроем
Принимают
и сохраняют учебную цель.
Строят речевое высказывание в устной форме.
IV. Закрепление изученного
-В волшебной корзинке сказочные вещи. Они принадлежат героям сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Из какой они сказки?
кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);
зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);
золотое яйцо (“Курочка Ряба”);
жар-птицу (“Иван-царевич и серый волк”);
бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Называют, из каких сказок предметы.
Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание согласно поставленной учебной задаче. Осуществляют самооценку учебных действий
-К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов.
Кто написал эти письма?
1.Кто-то за кого-то
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).
2.Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок).
3.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя).
4 . Очень расстроена.
Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).
5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лиса и волк”).
Определяют название, вид сказки, называют героев, аргументируя ответ.
Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
— Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.
2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.
3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблочка,- скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся. (Гуси-лебеди)
4. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди, догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
-В названиях следующих сказок есть ошибки. Назовите их.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли
— Кому принадлежат эти слова из сказки?
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». (Корова — «Хаврошечка»)
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)
«Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка)
«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел». (Баба Яга)
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак)
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса).
«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)
«Вижу — вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша)
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.
V. Представление проектных работ
— А сейчас пришло время представить сказки, которые вы сочинили сами.
Дети представляют разные варианты сочиненных сказок – индивидуально, в парах, в группах (с использованием костюмов и реквизита).
Дают оценку выступившим
Выполняют коммуникативные задачи, работая в группах. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.
V I . Итог урока. Рефлексия
Организует работу по формированию самооценки.
-Кому понравился наш урок?
-Какое у вас настроение?
-А какое настроение у наших гостей?
-Сегодня ваши родители побывали в вместе с вами в волшебном мире сказок. И мы подарили друг другу улыбки и хорошее настроение. Всем доброго дня!
Уч.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Н. И. Как и ваша Л.Н. учу ребятишек нашей школы, второклассников. Много добрых слов слышала о вас от Л.Н., давно хотела побывать у вас в гостях, познакомиться. Вот случай и представился. Но пришла я не с пустыми руками и не одна.
(Появляется гостья бабушка-сказочница)
Уч.: Начинаются сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками…
Ребята, а вам интересно, с чем мешок-то?
Бабушка: Со сказками!
Уч.: Бабушка, расскажи!
Бабушка: А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала!
Расскажу вам одну сказочку, а вы мне давайте — помогайте!
Но сначала загадку отгадайте:
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Уч.: Бабушка, мы же в гостях у третьеклассников! Они эту сказку с пеленок знают!
(Каждая группа вытягивает листок с загадкой. Дети читают вслух и говорят отгадку. После того, как все загадки отгаданы, переворачивается лист на столе с названием группы. По рисункам, изображенным на эмблемках, дети догадываются, как называется их команда-группа)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
У кого ты не спроси,
Всяк ответит на Руси:
Эта сказка для ребят
- Актуализация знаний. Определение темы, цели и задач урока.
Уч.: Позабавила нас бабушка Федора. Спасибо ей за это! А ведь она не просто так приходила к нам на урок. Кто из вас догадался, зачем? А может, кто-то догадывается, о чем пойдет речь на уроке?
Уч.: Ребята, большинство из нас познакомились со сказкой в первый раз еще в раннем детстве. А вы можете сказать, что такое сказка?
Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.
Какие бывают сказки? Откуда они берутся?
Вспомните, кто сочиняет сказку, кто автор?
(Если народ – народная, если конкретный автор – авторская, или литературная сказка)
Примеры сказок: на экране – отрывки сказок. Нужно догадаться — из какой сказки, если литературная – кто автор
- Сел Иван-Царевич на печку, впряг в нее Конька-горбунка, Сивку-бурку вещую каурку, гусей-лебедей и поехал в гости к Снегурочке.
( 6 сказок : «Иван царевич и Серый Волк», «По щучьему велению», «Конёк-горбунок», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».)
Уч.: Есть ли среди этих сказок литературные сказки? Как называется? Кто ее автор? Кто читал?
А еще на какие группы (категории, жанры) можно поделить все сказки?
(По содержанию: бытовые, сказки о животных, волшебные)
Уч.: Какие сказки больше всего любят взрослые и дети?
Пословица: Одна голова – хорошо, а две – лучше! (Объяснить, как понимают)
Уч.: Кто-нибудь догадался, каким сказкам мы посвятим сегодня урок? (Волшебным)
А кто-нибудь догадался о цели урока? (Будем учиться сочинять волшебную сказку)
Уч.: Как вы думаете, трудно или легко сочинить свою сказку? (Ответы детей)
Что для этого необходимо уметь делать? Какими способностями обладать? (Ответы детей:
— Иметь богатое воображение;
— Знать, как сказка строится, по каким законам… и т. д.
Уч.: А если сочинять придется в паре, группе?
— Уметь слушать друг друга, договариваться, не перебивать друг друга и т. д.
- Работа по теме урока. Выявление возможных затруднений
Уч.: Ребята, а как вы определяете: волшебная сказка или не волшебная?
( Ответы детей и последовательное выявление и фиксация признаков волшебной сказки):
— яблочко на блюдечке
— шапка-невидимка и др.
КАРТИНКИ С ВОЛШЕБНЫМИ ГЕРОЯМИ (Кто это?)
— Старичок-Лесовичок и др.
Работа в группах: Технологическая таблица №1
Какие из сказок являются волшебными?
Признаки волшебной сказки
1. Борьба добра со злом
2. Построение сказки (зачин, действие, концовка)
3. Волшебные числа
4. Волшебные события
5. Волшебные существа
волшебные предметы
Каков основной закон волшебной сказки?
2) Как обычно начинаются сказки?
3) Как обычно заканчиваются сказки?
4) Как называются части сказки?
5) Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
6) Что может происходить во время пути?
7) Что является волшебным в сказках?
Уч.: Две из четырех сказок – сказки о животных. А можно ли сделать так, чтобы они стали волшебными? Как?
Работа в парах: Технологическая таблица №2
Превращение сказки о животных в волшебную (см. Приложение)
Дети читают 2-3 варианта полученных сказок
Дети читают 1-2 варианта продолжения сказки
− Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Что вам помогло в работе?
Предварительный просмотр:
Какие из сказок являются волшебными?
Признаки волшебной сказки
1. Борьба добра со злом
2. Построение сказки (зачин, действие, концовка)
3. Волшебные числа
4. Волшебные события
5. Волшебные существа
волшебные предметы
Какие из сказок являются волшебными?
Признаки волшебной сказки
1. Борьба добра со злом
2. Построение сказки (зачин, действие, концовка)
3. Волшебные числа
4. Волшебные события
5. Волшебные существа
волшебные предметы
Предварительный просмотр:
Русская народная сказка
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит: сидит посреди поляны
— ___________, помоги мне, пожалуйста, из лесу выбраться.
— Помогу, — отвечает ___________, но за это ты отдай мне своё лукошко с ягодами.
Отдала Машенька своё лукошко ___________. Взамен получила волшебные предметы: клубочек, горшочек, дудочку и скатерть-самобранку. Рассказал ____________ девочке, что нужно делать с этими предметами:
— Клубочек приведет тебя к избушке медведя. Медведь страшный, но ты его не бойся.
В первый день приберись в избушке. В этом тебе поможет волшебная дудочка. Во второй день навари каши. В этом тебе поможет волшебный горшочек. В третий день напеки пирогов. В этом тебе поможет скатерть самобранка. Медведь подобреет. Проси его, чтобы часть пирогов отнёс бабушке и дедушке, а сама возьми большой короб, влезь в него, а сверху себе на голову поставь блюдо с пирогами.
Как сказал ______________, так всё и случилось.
Медведь ничего не заподозрил и отнёс короб с пирогами и Машенькой в деревню, где ждали внучку бабушка и дедушка.
Жалко стало девочке ягод, не стала она отдавать лукошко ____________.
— Сама выберусь! – решила девочка.
Снова стала искать дорогу домой и набрела на избушку. А в той избушке жил большущий медведь. Увидел Машеньку с лукошком, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, — а сам все ягоды из лукошка съел.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь в лесу весь день бродит, а Маша по дому хозяйничает.
В первый день Маша порядки в избушке навела и бросилась ягоды собирать. Только набрала лукошко, а медведь тут как тут – опять всё съел.
Во второй день каши наварила и снова за ягодами. Медведь этому рад, ягоды есть не стал, а велел напечь пирогов с начинкой. На третий день Маша напекла пирогов, но не с ягодами, а с шишками. Пока медведь по лесу бродил, схватила лукошко с ягодами, да быстрее на поляну – искать ______________. Отдала ему ягоды, а _____________.
…велел обернуться вокруг себя три раза. Машенька так и сделала и оказалась у себя дома рядом с бабушкой и дедушкой.
…дал ленточку, гребешок и клубочек.
— Это волшебные предметы. Они помогут тебе убежать от медведя и выбраться из лесу.
Только успел сказать, а тут и медведь бежит, Машеньку схватить хочет. Маша бросила перед медведем ленточку. На этом месте разлилась широкая река. Пока медведь реку переплывал, Маша далеко убежала, но медведь стал её нагонять. Тогда бросила Маша гребешок на землю – вырос тут же дремучий лес. Пока медведь пробирался сквозь него, ломая деревья, Машенька бросила перед собой волшебный клубок. Он и вывел её прямо к дому бабушки и дедушки.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе.
Урок литературного чтения «Знакомство и анализ арабской сказки «Аладдин и волшебная лампа»», 3 класс
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и.
Конспект урока литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира» в сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик» УМК Л. В. Занкова
В данном конспекте проводится анализ главы «Битва» сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик».
К УМК «Перспектива» электронный вариант создан на основе методички С.В. Кутявиной 2Поурочные разработки по литературному чтению».
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урок – проект
по литературному чтению
Разработала:
Лысенко Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
специалист ІІ категории
2. Список используемой литературы……………………………………..10
Цель: обобщить знания об устном народном творчестве, развивать речь, артистизм, творческие способности и воображение, умение работать самостоятельно, в парах, группах, прививать привить любовь к чтению, воспитывать чувство ответственности.
Планируемые результаты:
— осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
— знакомство с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями;
— высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
— развитие умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— развитие навыков использования различных способов поиска учебной информации .
— формирование необходимого уровня читательской компетентности;
— овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями для групп, выставка рисунков, книг, театральные костюмы, мр3 записи.
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
3. Создание продукта проектной деятельности
4. Презентация продукта проектной деятельности
5. Физкультурная минутка
6. Оценивание результата по критериям
8. Домашнее задание
I . Организационный момент
Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски, а зовется чудо – сказки!
II . Мотивация к учебной деятельности
Действительно сказок очень много. Мир детства начинается с мира сказок. Давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества мы уже знаем? (Потешка, загадка, пословица, поговорка, прибаутки, песни, былины, сказки, легенды).
Давайте вспомним, какие цели и задачи мы тогда поставили перед собой, а в конце урока выясним, удалось ли нам их достигнуть. (Приложение 1 Презентация) (Слайд 2,3,4).
Цели : способствовать повышению интереса к чтению, развитию творческих и познавательных способностей через сказки, изучить жанры устного народного творчества и научить различать их, определять особенности волшебной сказки, узнать о народных промыслах нашего края.
Задачи: сформировать умение добывать знания, извлекать информацию, сочинить сказки, рисовать к ним рисунки; сделать книжки – самоделки, подготовить выставку рисунков, выставку изделий народных промыслов.
Этапы работы над проектом
1.Выбор темы проекта.
2. Распределение на творческие группы.
3. Коррекционная работа групп и учителя с привлечением родителей.
4. Презентация готового продукта.
5. Защита проекта.
Состав творческих групп и их задания
III . Создание продукта проектной деятельности
IV . Презентация продукта проектной деятельности
Спасибо вам за игру. Сейчас группа критиков получает оценочные листы, куда будет вносить результаты и замечания по выступлениям групп. Хочу заметить, что в группу критиков вошли ребята, которые знают все тонкости устного народного творчества. А работу критиков буду оценивать я и родители. (Приложение 3)
В настоящее время жители нашего поселка занимаются такими видами творчества: вышивка, плетение из лозы, народная игрушка. Предоставлены фото. Приложение 6).
С помощью сказки можно верить и воплощать в реальность волшебство и чудеса, сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках заботливой мамы. Каждая мама в душе – настоящая и самая лучшая в мире сказочница .
Для того, чтобы родилась своя сказка, нужно немного вдохновения и воображения, желания и времени!
Ребята, а вы знаете, как создаются книги со сказками? Хотите узнать? Об этом нам расскажут ребята творческой группы сказочников.
Ученики рассказывают, из чего состоит книга, из каких частей должна состоять сказка, как они сочиняли сказку.
Спасибо, ребята, вы молодцы! Я надеюсь, группа критиков правильно и справедливо оценила вашу работу и готова огласить свою оценку группе сказочников.
V . Физкультурная минутка (Приложение 4)
Ребята, мы с вами увидели, какие яркие и красочные рисунки сопровождали сказку. И как сказали ребята – сказочники, чтобы придумать сказку, надо ее представить, нарисовать. Этим заданием занималась наша вторая группа художников. Сейчас ребята этой группы приступают к защите своих работ, а группа критиков снова оценивает работу по оценочным листам. (Слайд7) Ученики у доски представляют свои рисунки.
Молодцы, ребята, отлично справились с работой. Сказочники сочинили сказку.
Художники нарисовали к ней рисунки, осталось дело за актерами, которые помогут нам оживить сказку. Изучая раздел устного народного творчества, а именно народные сказки, мы давали характеристики героев сказок, положительных и отрицательных. Назовите положительных героев сказок, которые мы изучали.( Сестрица Аленушка, братец Иванушка, царь, волк, Иван Царевич). А теперь назовите отрицательных героев сказок (ведьма, братья Ивана Царевича). Как сложно, наверное, иногда приходится актерам играть роли разных героев, плохих и хороших, злых и добрых.
Мы часто в жизни играем какие-то роли. Это роль ученика в школе или роль послушного ребенка дома, или, наоборот, вредного и непослушного ребенка, плаксу, жадину, ябеду, драчуна. Видите, как в сказке роли разделились на положительные и отрицательные? Но все дети хотят играть роль только положительных героев. И это не случайно. Ведь сказка учит всему хорошему, доброму. И мы, читая сказку, стремимся быть похожими на положительных сказочных героев. Как выглядят герои сказок? Во что одеты? Как ведут себя.
Этим заданием занималась наша группа актерского мастерства. Задание для группы актеров – изобразить нам сказочных героев. 1 пара – царя и Елену Прекрасную;
2 пара – дед и баба;
3 пара – волк и лиса;
4 пара – поросенок и баба яга.
Ученики уходят за ширму, где из предложенных костюмов подбирают себе подходящий костюм по заданию. (Слайд8).
VI . Оценивание результата по критериям
Слово предоставляется группе критиков. Ребята, а вы согласны с критиками?
(ответы детей — да, нет и почему).
Дети, вы все молодцы. Все справились с заданием. У вас все получилось.
VII . Рефлексия
В заключение нашего проекта я бы хотела взять у вас интервью. Ответьте на вопросы.
— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе проекта?
— Для чего мы с вами создавали этот проект?
Работа над проектом помогла ребятам научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки, в которых есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
Все странички книги сфотографированы и обработаны в программе Microsoft Power Point, 2010.
Рекомендации:
Интересные сказки ребят, Светлана Дмитриевна! Молодцы все, но особенно понравилась работа Александра Филиппова. Творческих успехов Вашим ребятишкам!
Да, кстати, всё нормально открывается.
Елена Владимировна, спасибо Вам большое! Саша наш — единственный отличник. Я рада, что его сказка Вам понравилась. Обязательно сообщу, что есть уже первый отзыв, что можно начинать заглядывать на страничку. У нас сейчас каникулы, поэтому дети ещё не знают, что наши сказки уже опубликовали.
Светлана Дмитриевна, замечательные сказки придумали Ваши ученики! Очень понравилось качественное оформление работ! Передайте, пожалуйста, ребятам, что они большие молодцы! Спасибо за публикацию!
Светлана Дмитриевна, все работы замечательные! Получились настоящие волшебные сказки с интересным оформлением. Больше всего понравились «Волшебный бочонок» и «Сапоги-скороходы». Дальнейших творческих успехов всем ребятам!
Светлана Дмитриевна! Мне очень понравился Ваш проект со сказками. Видно, что ребята были заинтересованы в работе. Понравились сказки «Это моё» и «Медведь и волк». И волшебные, и поучительные. А сколько у Вас в классе учеников?
Ольга Анатольевна, спасибо Вам за ещё 2 сказки. Работали долго. Рассмотрели много книг, обсуждали шрифт и рамочки. Дети помогали друг другу и сочинять сказки, и оформлять свои странички книги.
А сейчас в классе осталось 11 детей. Остальные разъехались, т.к. у родителей закончилась командировка. Может на начало года быть 20 учеников, а под конец меньше. А может быть и наоборот. Но больше 23 учащихся в одном классе за последние четыре года не было.
Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.
Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.
Планируемые результаты:
Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.
Метапредметные задачи- способствовать формированию универсальных учебных действий:
—регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
—познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;
—коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.
Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку
Планируемый педагогический результат:
— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;
-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;
— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания
Способы и формы оценивания результата работы:
-педагог наблюдает за работой учеников;
-публичное выступление (инсценировка).
Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:
Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки
Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике
Разделиться на 2 группы, распределить задания:
1 группа – придумать костюмы героям
2 группа – определить волшебные предметы
Инсценировать сказку в классе
Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.
Описание проектной задачи:
Вступительное слово:
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.
Определение цели проекта учащимися:
(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).
— Какова тема проектной деятельности на уроке?
— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.
-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом
3. Планирование работы:
1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок
2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.
3) Работа в группах:
1 группа – придумать костюмы героям
2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)
4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе
Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.
— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).
— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.
1. Вспомните, что такое волшебная сказка?
2. Перечислите особенности волшебных сказок.
— добро побеждает зло.
— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.
— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.
— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.
-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.
— Как начинаются волшебные сказки?
Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.
Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА
Характеристики волшебной сказки
Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют
Герой покидает дом
При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку
Серый волк, кот в сапогах
Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п.
Враг начинает действовать
Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко
Даритель испытывает героя
Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета
Герой выдерживает испытание
Справляется со всеми испытаниями
Получение волшебного предмета-помощника
Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем
Герой вступает в битву с врагом
Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…
Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости
Герой возвращается домой
На ковре-самолете, сером волке
Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу
— Работа в группах над созданием волшебной сказки
— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.
Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.
— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.
Помните, нам нужно выбрать одну сказку.
Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.
Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:
1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.
2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.
Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.
Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!
Презентация продукта:
Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.
Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.
Оценивание и рефлексия
Все ли предложенные задания были выполнены?
Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)
Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)
Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?
Рефлексия.
В заключение нашей работы я бы хотела спросить
— Понравилась ли вам работать над проектом?
— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?
Читайте также:
- Составьте план конспект занятия по теме роль гигиены в сохранении здоровья
- Конспект мастер класса игрушка антистресс
- История искусств готика конспект для художественной школы
- Конспект урока понимание слов обозначающих взаимосвязь слов в предложении
- Конспект урок экскурсия наблюдение за природой