Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Нижнего Новгорода гимназия №2
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
УМК « Школа России»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
(обобщение)
Выполнила:
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №2
Куталина Вера Борисовна
г. Нижний Новгород
2015 год
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
УМК « Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.
Тип урока: обобщение
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.
Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
- учебник
- карточки с заданием
Для учителя:
- презентация к уроку;
- мультимедийная техника;
- выставка книг
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ — технология (презентация);
— здоровьесберегающее обучение.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный этап. Создание учебной мотивации. |
— Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2) Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей. -Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3) — Вспомните, какое полное название этой сказки? |
Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина. Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.) Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
Познавательные УУД: Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания. Личностные УУД: Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке. Регулятивные УУД: Осознавать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения. |
2.Актуализация знаний учащихся. Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев. 3. Физкультминутка |
А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание? Докажите своё мнение примерами из текста. 1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь. 2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну. 3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы. Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4) -Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона? — А как он относится к своим родителям? — Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? — Перечислите чудеса, которые появились на острове. — Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. -Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось? (Слайд 5 — 7) -Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? — Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд -Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9) Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный. Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери? Как были наказаны завистницы? |
Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают. ( Славный и могучий богатырь) Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки. («и растет ребенок там не по дня, а по часам» «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.) Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.) Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон — с печалью, купцы — с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.) Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями. (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.) Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана. (Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.) Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.) |
Познавательные УУД: Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение. Регулятивные УУД: Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. |
4.Творческое задание |
— Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы? -Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и составьте его характеристику по плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя. А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан план характеристики (Слайд 10) 1. Внешность, характер героя. 2. Поступки и действия героя. 3. Отношения автора к герою. 4. Ваше отношение к герою. Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей. |
Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке») Работа в группах по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа – золотая рыбка , 3 группа – старик из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».) |
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации. Коммуникативные УУД: Работа с партнером, диалог с учителем. Регулятивные УУД: Взаимопроверка, контроль и коррекция. Познавательные УУД: Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений |
5.Работа над жанровыми особенностями произведения. |
— Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками? — Что у них общего с народными сказками? -Чем они отличаются? (Слайд 11) Общие черты: Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…) Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. -В чем же отличие сказок Пушкина от народных? Отличия: Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи. |
Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают. ( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.) (Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.) |
Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод. Коммуникативные УУД: Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения. Регулятивные УУД: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5.Итог урока. Рефлексия. |
-Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12) — Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина? — Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? — Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте? Домашнее задание: подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку. |
Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы. |
Познавательные УУД: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: Оценивание детьми собственной деятельности. |
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане:», углубить знания о
жизни и творчестве поэта. - Совершенствовать навыки чтения, работать над
развитием выразительной речи, развивать
творческие способности, воображение, обогащать
словарный запас. - Воспитывать любовь к русской классической
литературе.
Оборудование: учебник, словари, карточки со
словами, таблица видов сказок, презентация о
жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Подготовка к уроку.
Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина,
чтение сказок и рассматривание иллюстраций,
заучивание отрывков из сказок.
Презентация
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать
сказки?
Сегодня на уроке мы совершим необычное
путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину
и познакомимся со сказкой, которая называется
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
— Нам пришло приглашение. Прочитаем его. Слайд 3
Дорогие ребята!
Приглашаем вас принять участие в записи сказки
на радиостанции «Юные таланты».
Директор радиостанции.
— Попасть на радиостанцию нам помогут волшебные
слова. Повторяйте их за мной.
По этому приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
3. Повторение.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я, ведущая
передач радиостанции, очень рада, что вы приняли
наше приглашение. Перед началом нашей совместной
работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать,
что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу
рассказать и показать вам.
Интервью.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному
дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и
театром.)
— На каком языке, в то время, было принято
разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято
разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец
Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на
французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того
времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и
образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались
иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим
удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на
французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова,
родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и
семье А.С. Пушкина. А сейчас, я вам предлагаю
посмотреть иллюстрации, посвящённые этому
замечательному поэту и писателю.
4. Работа по теме урока.
(показ слайдов о жизни и творчестве А.С.
Пушкина).
— Родители А.С. Пушкина Слайд 5
— Саше два годика. Дом в Москве на Немецкой
улице, в котором родился Пушкин. Слайд 6
— Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина
Родионовна. Слайд 7
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал
к бабушке в имение Захарово, что под Москвой.
Красота полей, лугов и леса поразили воображение
мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука
писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных:
дядька Никита, няня Арина Родионовна
рассказывали Саше сказки,
которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Александр — лицеист. Слайд 8
Здание Царскосельского лицея.
Лицей — новое учебное заведение. По уставу в
лицей принимались мальчики из знатных русских
семей в возрасте 10 -12 лет. Первые лицеисты, среди
которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили
своё лицейское братство. Уже в годы учения и
товарищам — лицеистам, и преподавателям было
ясно, что призвание Пушкина — литература.
— А.С. Пушкин и его жена Наталья Николаевна.
Слайд 9.
— Дети А.С. Пушкина. Слайд 10.
— Село Михайловское. Слайд 11.
А.С. Пушкин был родом из дворянской семьи, но во
многих своих произведениях он выступал против
царя и богатых знатных людей, воспевал красоту и
силу простого русского народа. Это не нравилось
царю, и по его приказу Пушкина отправляли в
ссылку подальше от столицы. Село Михайловское,
имение отца Пушкина — одно из мест ссылки поэта.
— Сказочный мир Пушкина. Слайд 12
Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина.
Яркое описание народной жизни, незабываемые
образы волшебных героев живут в сердце каждого
читателя. Вспомним и мы названия сказок по
картинке.
(Дети отгадывают название сказки и
рассказывают отрывки из сказок.)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 13.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
«Сказка о золотом петушке» Слайд 14.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой».
«Сказка о попе и о работнике его Балде» Слайд
15
Жил — был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой — какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Слайд 16
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?»
-Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно,
выразительно прочли отрывки из сказочных
произведений.
5. Гимнастика для глаз.
— Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз, а потом
начнём готовиться к записи.
6. Работа по теме урока.
(продолжение).
— Перед выступлением на радио каждый артист,
прежде всего, знакомится с текстом, разбирает
значение некоторых слов, готовится к
выразительному чтению.
Нашу подготовку к записи мы также начнём по
определённому плану. Слайд 17.
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас
не употребляем в нашей речи.
Как они называются? (Устаревшие)
— На какие две группы, можно разделить эти слова?
(Историзмы и архаизмы)
— В чём их различие? Приведите примеры слов.
— Значения некоторых слов нам понятны, а с
другими значениями слов нам помогут разобраться
словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический
словарь и словарь устаревших слов, на доске
карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и
принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
— Почему слово «красный» обозначало
«красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.
Чтение первого отрывка.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Чтение второго отрывка.
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
Чтение третьего отрывка.
7. Физминутка.
Слова из четвёртого отрывка сказки.
Вопить (плакать, просить)
Чтение четвёртого отрывка.
8. Закрепление.
— Ребята, как вы думаете, зачем художники
придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то
время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по
содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
— О чём мечтали девицы?
— Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Слайд 18
На этой иллюстрации мы можем рассмотреть
женский народный костюм
(русские сарафаны, рубашки, украшенные
вышивкой, кокошники).
— Кто стоял около окошка и услышал разговор
сестриц?
Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом
одежду царя, над которой потрудилась не одна
мастерица.
Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба
— это работа искусного мастера.
— Кем стали девицы, когда попали во дворец?
— Куда вскоре после свадьбы отправился царь
Салтан?
Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
— Что защитит его во время боя?
— Почему случилось так, что царицу с маленьким
сыном бросили в бочке в океан?
— Почему так поступили её сестрицы?
— Бояре любили молодую царицу и маленького
царевича. Почему же они всё-таки бросили их в
океан?
Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно
представить, какие испытания преодолели царица и
её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло
происходить в реальной жизни, но есть один
эпизод, который может встречаться только в
сказке.
— Какая это сказка? Народная или литературная?
Почему?
— Элементы каких видов сказок встречаются в
прочитанных отрывках?
(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре — герои
бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым
юношей — это характерно для волшебных сказок.)
— Много замечательных произведений создал
великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших
сердцах.
— Спасибо вам, ребята, за работу. В школе и дома
вы дочитаете сказку до конца, подготовите её
выразительное чтение, и тогда мы сможем её
записать в нашей студии. До новых встреч.
9. Итог урока.
— Вот мы и вернулись в прогимназию.
Вам понравилось наше путешествие?
Чем вы занимались на радиостанции?
Что нового увидели, узнали?
Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы продолжим чтение сказки,
разберём её построение, и я расскажу вам о
дальнейшей жизни этого замечательного поэта и
писателя.
Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки сказки, которые читали на
уроке.
Продолжить чтение сказки до стр. 266.
Найти и выписать из текста устаревшие слова,
объяснить значение этих слов, используя в работе
словари.
Приложение.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент (3 мин)
Цель:
— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)
Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
И
царевне
Лебеди
— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
— Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— определение средства (алгоритм);
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Фронтальная беседе (интервью)
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. «Открытие» нового знания
(10 мин)
Цель:
— реализация построенного проекта в соответствии с планом;
— фиксация нового способа действия в речи;
— фиксация преодоления затруднения;
— уточнение общего характера нового знания;
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
— Как они называются? (Устаревшие)
— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
— В чём их различие? Приведите примеры слов.
— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
-
Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
-
Что заставило Гвидона превратиться в комары?
-
Как наказал свою тетку Гвидон?
-
Осуждает ли автор своего героя?
-
Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-
Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-
О каком чуде рассказала повариха?
-
О каком чуде рассказала ткачиха?
Работа с устаревшими словами
Работа со словарями
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
Чтение третьего отрывка
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
(2 мин)
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
6. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;
1. Какие выражения встречаются в сказке?
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказки
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
— Как относится автор к царю?
-
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
-
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
Характеристика основных героев сказки
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(10 мин)
Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Игра «Сказки перепутались»
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).
Каждая команда получает карточку
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
— фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
Дидактический материал
За островом Буяном.
Вспомни сказку А.С. Пушкина.
-
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
-
Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
-
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»
— Итог, награждение грамотами «За активное участие»
— Чему учит сказка?
— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 100. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
— За работу на уроке оценки получают:
— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
— Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Организация фиксирования нового знания
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок
РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
Литературное чтение, 3 класс
Урок 15.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 1
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Как отличить литературную и народную сказки.
- Классификация сказок.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдётся человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
Ключевые слова
Сказка; народные и литературные сказки; отличительные особенности волшебной сказки; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1. Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
2.Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Отметим, что положительные герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Сказочные сюжеты поглощают юного читателя. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен, волшебные помощники, которые помогают бороться с нечистой силой. Кроме приведенной выше классификации, сказки ещё делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.
3. Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны. Что добро победит зло.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие — к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.
Карточки с названиями:
Сказка о царе Салтане….
Колобок
Волк и семеро козлят
Красная шапочка
Правильный ответ:
Литературные |
Народные |
Сказка о царе Салтане… Красная шапочка |
Колобок Волк и семеро козлят |
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока
1 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
3. Создатель художественного произведения.
4. Способ автора отобразить действительность.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Создатель художественного произведения.
3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
4. Иллюстратор сказки о царе Салтане.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
Ответ
1 вариант
1. Пушкин
2. Сказка
3. Автор
4. Образ
5. Война
2 вариант
1. Пушкин
2. Автор
3. Сказка
4. Билибин
5. Война
Открытый урок «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Методическая разработка
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Продолжительность урока – 40 минут
Учебно—методическое обеспечение:
1. В.М. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь» 1—2 часть, М.,
«Просвещение» 2004г.
2. В.М. Голованова, В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова «Поурочные планы по учебнику »
Родная речь», 3класс, программы 1—4.,М., «Учитель—АСТ», 2003г.
Задачи урока:
1. Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»;
2. Проанализировать сказку А.С.Пушкина, показать детям, что
«пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
3. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, прививать интерес к
особенному слогу поэта.
Оборудование:
книга «Русские народные сказки»;
иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина;
О.А.Кипринсий Портрет А. С. Пушкина.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим знакомство с уникальнейшим поэтом в мировой
литературе А.С.Пушкиным. Вам он скорее запомнился как поэт, сочинивший
замечательные сказки. Давайте вспомним и перечислим их.
На доске таблица:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке.»
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.»
3. «Сказка о царе Салтане…»
4. «Сказка о Попе и работнике его Балде.»
5. «Сказка о Золотом петушке»
Поэт очень любил, берег и ценил русские народные сказки, в которых
выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения
часто звучали в его сказках.
2. Работа с иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина (5 иллюстраций)— по
группам.
Определите, к какой сказке даны иллюстрации?
(Каждая группа определяет название сказки, вспоминают наизусть
отрывки).
Сегодня мы проведем исследование , то есть научную работу. А
любое исследование предполагает гипотизу ( предположение). За гипотизу мы
возьмем слова С.Я.Маршака. Они записаны на доске:
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
И нам необходимо будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть
доказать, что это высказывание не верно.
Вспомните, какую похожую русскую народную сказку мы прочитали?
(«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»)
С этого и началось наше исследование.
3. Анализ работы.
а) Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните, какие
характерные особенности у народных сказок?
—повторы; троекратные.
Примеры: у царя было три сына; надо выполнить три задания.
—в русских народных сказках повторяются устойчивые выражения.
Примеры: «Близко ли, далеко ли»; «Долго ли, коротко»; «Я там был, мед,
пиво пил»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«И стали они жить – поживать и добра наживать».
Кто объяснит, что значит «устойчивые выражения»?
(Они повторяются во многих сказках)
Оказывается, их специально повторяли в сказках, потому что эти выражения
помогали запомнить и рассказать сказку.
Помните, еще есть в сказках устойчивые эпитеты?
Примеры: «терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая»…
Верно. Запомните, эпитеты – это образное художественное определение.
б) Какими словами начинается сказка?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря»
Как и в русских народных сказках три девицы, да еще говорят
одинаково:
«Кабы я была царица…»
А какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»? Давайте прочитаем.
Дети читают.
* «Если б на мне женился Иван – царевич, я б ему напряла на рубашку
такую тонкую , гладкую нить, какой во всем свете не спрядут».
* «А если б меня взял… я б выткала ему кафтан из серебра, из золота…»
* «А я ни прясть, ни ткать не умею, я бы родила ему сынов, что ни
ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды…»
А.Пушкин любил слушать сказки, он был насквозь пропитан русскими
народными сказками, которые ему нараспев рассказывала его няня Арина
Родионовна. Наверное, и эту сказку пересказала она, а поэт на ее основе
сочинил свою. То есть взял за основу сюжет этой сказки.
— Но какая сказка интереснее?
Дети. У А.Пушкина сказка интереснее. Но она очень похожа на народную. В
ней тоже есть повторы.
Приведите примеры.
4. Выборочное чтение.
Царь Гвидон три раза превращался в насекомое.
1раз (в комара) «Будь же, князь, ты комаром…
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал».
2раз ((в муху) «В муху князь оборотился ,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез»
3раз (в шмеля) «Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал:
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился».
— Что еще неоднократно повторяется?
(Царевна Лебедь выполняет по просьбе Гвидона три чуда.)
5. Чтение наизусть подготовленных отрывков, в которых описываются
чудеса.
1чудо. Появление белки. «Белка песенки поет и орешки все грызет»,
2чудо. Появление богатырей. «в чешуе, как жар горя» появляются тридцать
три
богатыря.
3чудо.Превращение Лебедя в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Следующее направление: сходные ситуации в народных сказках
рассказываются одними и теми же словами.
Найдите эпизоды в сказке А.Пушкина.
Дети. Всякий раз, подплывая к острову князя Гвидона повторяются
слова.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах».
«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит,и поит,
И ответ держать велит».
(Рассмотреть три случая, когда подплывают корабельщики)
— Что вы можете сказать , когда корабельщики плывут к царю Салтану?
(Фразы тоже начинаются одинаково)
— Согласны ли вы с таким предположением? Какие слова повторяются?
Ветер весело шумит,
«Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана»
Царевич, когда хотел увидеться с отцом, говорил Лебеди:
«Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
И снова число три. Почему царевич Гвидон просил Лебедь исполнить все
три чуда? Так уж необходимы были они ему?
Дети. Гвидон хотел, чтобы отец приехал на его остров и узнал свою жену и
сына.
Следующее направление: устойчивые эпитеты.
Примеры. Красная девица, голубушки – сестрицы, царь—отец, князь
прекрасный, лебедь белая, царь—батюшка.
Следующее направление: Пушкин ввел в сказку народную речь.
На доске:
1. Наступает срок родин…
2. В гневе начал он чудесить…
3. Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…
Разъяснить данные словосочетания.
«Срок родин» — значит царица должна родить ребенка.
«Начал чудесить» — разозлился, разгневался (царица обещала родить
богатыря, а родила неизвестно кого)
«Поверх текучих вод» —так в народе говорили, когда хотели сказать : плывет
по воде
Приведите еще примеры.
«Здравствуй, крвсная девица…»
«За морем житье не худо»..
Сравнение.
В народной сказке царевна такой красоты, что …
Дети. « ни в сказке сказать, ни пером описать
А у Пушкина?
Дети. Он все описывает, у него царевна – красавица.
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
А сама— то величава,
Выступает будто пава…»
Пушкинская сказка очень связана с народной
Давайте вспомним сказку «Во лбу ой, солнце, на затылке месяц, по бокам
звезды». Чем они похожи?
Сходства:
1. Там тоже были три сестры. Две из них завидовали той, которая стала
царевной.
2. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
В сказке русской народной:
«Нет, — сказал главный судья, — слушайте меня или нет. А моя вот речь:
выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата –
потонет, права – всплывет».
—И что же произошло?
«Она, горемычная, плавала по морю, по океану, с подкидышем, и рос этот
подкидышек не по дням, а по часам».
И он помог вернуть мужа и сыновей.
— Какая сказка вам больше нравится: народная или А.Пушкина?
А.С.Пушкина, она интереснее.
—Она более добрая, чем русская народная сказка. В русской народной
сказке выкололи глаза царице, это очень жестоко, хотя все хорошо закончилось.
Учитель. Конечно сказка Пушкина красивее и глубже народной сказки.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.
—Каким был князь Гвидон?
(Умным, добрым, внимательным. Он очень любил своих родителей и
хотел, чтобы они были вместе.
А еще он был находчивым. Он придумал , как сделать, чтобы отец
приехал. Он маме сделал подарок, он же не говорил про отца, что его видел и
что он скоро приедет)
— А царевна Лебедь?
(Она добрая, нежная, отзывчивая.
Она скромная, только в последний момент князь узнает о том, что Лебедь
царевна, а не птица. Она хоть и волшебница, но не гордится этим.
Царевна Лебедь и князь – главные герои, на которых стремились быть
похожими люди.
Сказка всегда чему—то учит: какими быть, как себя вести и общаться с
другими людьми.
6. Физкультминутка.
7. Отличие русских народных сказок от литературных
Конечно же сказка А.Пушкина отличается от народной не только тем , что в
них стали увлекательнее приключения героев. Они другие по форме , написаны
стихами, что редко было в народном творчестве. Эти стихи зарифмованы, , в них
строго выдержан ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но
бывало, что в сказках отражались и глубоко личные события и переживания
писателя. Одно из самых удивительно светлых, возвышенных женских образов
пушкинской поэзии — Царевна Лебедь. А если вспомнить, что сказка написана в
самую счастливую пору жизни поэта, в год его свадьбы с Натальей Гончаровой,
то нетрудно догадаться, кого имел в виду поэт, создавая этот пленительный
образ.
8.Итог.
Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же
выводу мы пришли?
Дети. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Мы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака.
9. Домашнее задание. Продолжить исследование:
1 группа – выучить наизусть по выбору отрывок о Гвидоне
(Суметь объяснить мотивы поступка героя)
2 группа — написать, чему учит князь Гвидон и царевна Лебедь.
3группа — выписать в тетрадь повторы и эпитеты из сказки