ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Власова Л.Н.,
учитель начальных классов
- Класс: 2
- УМК: «Школа России»
- Учебный предмет: литературное чтение
- Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч
- Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
- Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
- Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
- Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки), толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»
- Структура (план) урока:
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
- Приветствие
- Речевая разминка
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.“Игра на внимание”
2. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
V. Разминка для глаз (по тренажеру)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
VII. Первичная проверка понимания
1. Подготовительная работа
2. Словарная работа
VIII.Физкультминутка
IX. Первичное закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
2. Выборочное чтение произведения
3.Деление текста на части и составление плана
4.Работа над иллюстрацией.
5.Работа с пословицами
6. Моделирование обложки.
X. Обобщение
XI. Итог урока
XII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
XIII.Рефлексия
- Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
- Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
— И сейчас мы побываем в «Театре одного актера»
- Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».
- Обсуждение рисунков и рассказов.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
— Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.
- Игра «Соответствие»
-Работаем в парах в «маршрутных листах» (приложение 1)
(Указать соответствие отрывка и автора произведения)
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила — была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан, В.Берестов
В детстве был теленком.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Человек, который путешествует должен быть внимательным, аккуратным и четко выполнять каждое задание.
1. “Игра на внимание”
(Карточки на доске) Чтение всех слов про себя.
разливалось
зашвыряли
Пришвин
путешествие
запылённые
продолжала
— Какое слово можно назвать «лишним»?
– А вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? Узнать хотите? Тогда за дело!
2. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
— Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Слайд 1)
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
— Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
- Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский. (Слайд 2)
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
- Выставка книг.
— М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
- Биография писателя.
— Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы: (Слайды 3-4)
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
— Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы (Слайд 5)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы (Слайд 6)
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
V. Разминка для глаз (по тренажеру)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:
Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
( Утка с утятами.)
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
— Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Слайд 7)
(Рассказ подготовленного ученика).
— Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
— Понравился рассказ?
— К какому жанру оно относится?
— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
1. Подготовительная работа (Слайды 8-9)
Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Читай плавно, по слогам, затем — целыми словами.
раз-ли-ва-лось – разливалось
за-швы-ря-ли – зашвыряли
пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала
ве-ли-чай-шем – величайшем
дейст-ви-тель-но – действительно
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
про-дол-жа-ла – продолжала
пу-те-шест-ви-е – путешествие
за-пы-лён-ны-е – запылённые
радостно – непроизносимая буква Т
2. Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
( Самостоятельная работа со словарем )
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
- Кузница – помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.Физкультминутка (Слайд 10)
«Танец маленьких утят»
IX. Первичное закрепление изученного материала
1.Подготовительная работа перед выразительным чтением
— Как автор разговаривал с мальчишками?
— С какой интонацией будем читать его слова?
— Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?
2. Выборочное чтение произведения
1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)
— Что делала утка с утятами?
— Опасен ли был их путь?
— Кого опасалась утка?
— Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.
2 часть — чтение вслух
— Что стали делать ребята, когда увидели утят?
— Как вела себя уточка?
— Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?
— Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.
— Нужны им были эти утята?
— А кто «Я»?
— Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?
— Что хотел сказать автор этим рассказом?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
3.Деление текста на части и составление плана
(Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике с.135)
План
- Утка повела утят к озеру.
- Ребята ловили утят.
- Приказ взрослого.
- Семья продолжает путешествие.
Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)
Ученики: Писатель, автор, Пришвин М.М.
Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?
Ученики: Мальчики, ребята
Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп.
Объединитесь в группы по цвету маршрутных листов. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.
Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.
(Учитель называет отрывок для чтения)
Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.
(Учитель называет отрывок для чтения)
— Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)
— Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)
4.Работа над иллюстрацией.
— Посмотрите на иллюстрацию
— Кто изображен на переднем плане?
— Что они делают?
— Кто изображен на заднем плане?
— Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
— Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
— Что его волновало?
— Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
— Кто именно?
-А кто нет?
— Почему?
5.Работа с пословицами
— Прочитайте и объясните пословицы с. 134
6. Моделирование обложки.
-Покажите на листочках, к какому жанру относится это произведение.
-О ком или о чем это произведение? (Слайд 11)
X. Обобщение
—Мы побывали в гостях у писателя.
— Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
- Биография Пришвина.
- Произведение.
- Тема и жанр произведения
— Добились мы их выполнения?
XI. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
— К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
— пересказ текста
— пересказ от лица писателя (Слайд 12)
— пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
— Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением солнышка.
-У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.
- Список использованной литературы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия,2010
- ru.wikipedia.org›wiki/Пришвин,_Михаил_Михайлович
- Я познаю мир: Дет. Энцикл. : Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн; — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998
- Ресурсы интернета
Тема. Подробный пересказ.
Цель: Учить воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных
для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Речевая разминка.
— Сегодня нам с вами придется много говорить. А чтобы говорить ясно, четко,
громко и внятно, нам нужно натренировать наш голос, темп речи и поработать
над дыханием. Сначала мы поработаем со скороговоркой.
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
—Давайте прочитаем хором.
—Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы словами скороговорки отвечайте
хором, дружно.
— Что делал Грека? (Ехал Грека через реку)
— Что видит Грека? (Видит Грека в реке рак)
— Что сделал Грека? (Сунул Грека руку в реку)
— Что сделал рак? (Рак за руку Греку цап)
—Молодцы ребята. А теперь проговорим эту скороговорку громко, четко, выделяя
звук [р] в словах.
— А теперь поработаем над силой голоса. Представьте, что вам необходимо
обратить на себя внимание, вас не слышно и для этого вам надо проговорить её
громко. Первый ряд проговорит громко.
— Другому ряду нужно проговорить её очень тихо, почти шепотом. А 3—му ряду
нужно проговорить нормальным голосом, так, как вы говорите обычно.
— А сейчас представьте себя в образе животных.
1 ряд представит себя медведями и проговорит ее громко и сердито.
2 ряд – лисичками, должны проговорить хитро.
3 ряд – мышками, проговорите скороговорку тихо, боязно, как—будто испугались
кошки.
— Теперь повторим это, переходя от ряда к ряду по моему сигналу, т.е.изобразим
убегающую волну:
1 ряд — громко, 2 ряд — средним голосом, 3 ряд – тихо.
— Хорошо, молодцы. Теперь подготовим наш дыхательный аппарат, чтобы
произносить длинные фразы без ненужных остановок. Будем произносить
только гласные звуки, которые подчеркнуты. Нужно произносить на одном
дыхании, не добирая воздуха. Наберите полные лёгкие воздуха.
— Вы хорошо поработали и ваш речевой аппарат готов к работе.
3. Открытие новых знаний.
— Ребята, кто из вас знает, что такое пересказ? (Пересказ – это текст «двойник»,
пересказ – когда человек читает, какой—нибудь текст и рассказывает его своими
словами.)
— Пересказ— это текст очень похожий на текст автора, но он отличается от него. А
чем, как вы думаете? (Здесь используются другие слова, но смысл текста не
меняется.)
— Нам часто приходится пересказывать различные тексты. При этом мы не
стремимся воспроизвести их дословно, а пересказываем своими словами.
Потому что мы не учим текст наизусть, как стихотворение. Следовательно, мы
можем заменять одни слова и предложения другими, изменять порядок слов в
предложении, но при этом смысл и содержание текста точно так, чтобы
сохранить особенности языка автора. Но для этого нужно читать очень
внимательно и понимать содержание текста.
В этом вы сейчас убедитесь на конкретном примере, когда сравните
исходный текст «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и пересказ этой сказки. Будьте
внимательны.
— Прочитай текст громко, выразительно, не спеша и с паузами.
— А теперь прочитайте пересказ также громко, четко, ясно и понятно.
— Ребята, вы заметили, что изменилось? (Содержание текста и пересказа
одинаковые, но некоторые слова используются другие и предложения
отличаются)
— Чем отличается пересказ от исходного текста? Найдите, что разного в этих
текстах. Зачитайте вслух. (Пошли в лес за дровами – пошли в лес дрова рубить,
дошли до реки и задумались – дошли до реки и не знают, перетянулась
соломинка – соломинка перетянулась, упал лапоть – лапоть упал)
— Ребята, смысл текста от этого изменился? (Нет)
— Значит какой вывод мы можем сделать?
— Правильно. При пересказе ничего не искажено, все факты и события переданы
точно, сказочный язык этой истории сохранен.
— А теперь представьте себе, что в пересказе этой сказки не Пузырь предлагает
Лаптю на нем перебраться через реку, а наоборот Лапоть Пузырю, что в лес они
пошли не за дровами, а за грибами и ягодами, что Пузырь лопнул от того, что
чихал, а не от того, что хохотал. Можно ли назвать такой пересказ хорошим?
(Нет)
— Значит при пересказе нельзя допускать ошибок, искажений, неточностей. А для
этого необходимо внимательно читать и слушать исходный текст, стремиться
его хорошо понять. (На экране)
— Прочитайте это правило хором.
— Какое условие должно сохранятся в пересказе? (Не должно изменяться
содержание исходного текста.)
— Что нужно сделать, чтобы правильно пересказать текст? (Нужно понять текст.)
— Прочитайте пересказ известной вам сказки «Курочка Ряба».
— Вы заметили в тексте что—нибудь странное и необычное? (Лишняя информация
о мышах и кошке)
— Как вы думаете, можно ли при подробном пересказе текста придумывать то,
чего в нем не было? (Нет)
— Конечно нет, если перед вами не стоит такая задача. (Правило на экране)
— Прочитайте правило хором.
— Чего нельзя делать при подробном пересказе текста? (Придумывать то, чего в
тексте не было.)
— Внимательно прочитайте следующий текст. О чем говориться в этом тексте? (О
рыбах, которые умеют летать.)
— Какова основная мысль текста? (Удивительная эта рыбка – самолет.)
— Какие подробности особенно важны и интересны для раскрытия основной
мысли текста? (Рыбы умеют летать, разгоняются над водой, расправляют
плавники – крылья, спасаются от врагов, рулить не умеют.)
— Какие опорные слова и словосочетания вы можете назвать? (Умеют летать,
плавники—крылья, летит самолетиком, рулить не умеет.)
—Как можно озаглавить данный текст? (Рыбка –самолет, Летающие рыбки, Вот
так рыбы!)
— Теперь нам нужно пересказать этот текст так, чтобы все представили летящую
над морем удивительную рыбку. Это непростая задача. Какие слова в тексте
помогут нам представить это зрелище? (Опорные)
— Помните, что этот пересказ подробный, значит нужно пересказать его близко к
авторскому тексту.
— Все ли в пересказе было хорошо? (Пропущена информация о том, что рыбка
так спасается от врагов.)
—А можно ли об этом не говорить? (Нет, иначе не понятно, почему рыбка летает.)
— Значит при подробном пересказе нельзя упускать важные для понимания
текста факты. (На экране)
— Прочитайте правило хором.
Чего нельзя делать при подробном пересказе текста? (Упускать важные для
понимания текста факты.)
— Когда в следующий раз вам дадут задание подготовить подробный пересказ, вы
можете выписать опорные слова на листок и пользоваться ими.
— Ребята, сегодня мы познакомились с пересказом сказки. Он называется
свободным. Здесь мы можем заменять слова синонимами, менять предложения.
Познакомились с пересказом популярного текста. Этот пересказ называется
подробным. Здесь уже нужно составлять пересказ близко к тексту и нельзя
менять слова синонимами.
А еще есть дословный пересказ. Он используется при пересказе научного текста.
Здесь нельзя менять ничего. Это , например, правила, которые вы проходите на
уроках русского языка. Их нужно учить наизусть.
4. Обобщение знаний. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что такое пересказ?
— С какими видами пересказа вы познакомились?
— Какие правила запомнили?
5. Организационное завершение урока.
Изучение рассказа в начальной школе
Никишина Ксения Дмитриевна
Введение
Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа призвана сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
В планируемых результатах освоения программы по предмету «Литературное чтение» сказано, что выпускник начальной школы научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; характеризовать героев; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр.
В этой связи юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина и других писателей уже несколько десятилетий имеют огромный спрос у маленьких читателей. В них авторы всегда затрагивают какую-либо проблему, высмеивают тот или иной порок, заставляют задуматься и присмотреться к окружающим и к самому себе. Юмор помогает читателю с улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм и нелепость ситуаций, помогает преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнелюбивой личности.
Рассказ – один из молодых малых эпических жанров – небольшое эпическое произведение, в центре которого, как правило, какой-то эпизод из жизни героя. Большое количество русских писателей создавали и создают для детей рассказы, которые составляют прочную основу литературного развития младших школьников.
Работу над рассказом в начальных классах необходимо строить исходя из специфики жанра. При анализе рассказа особое внимание должно уделяться персонажам произведения и их взаимоотношениям. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли, чувства, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивая героя не только по поступкам, но и по мотивам, их возвышавшим.
В работе над рассказами в начальной школе необходимо выстроить специальную методическую модель, которая может включать в себя: определение конкретного содержания рассказа; выделение рассказчика и его роль в произведении; определение главного героя рассказа, характеристика его действий, поступков и их причина; определение основных чувств и эмоциональных состояний героя; описание героя произведения с основой на собственное мнение и воображение; выяснение отношения автора к главному герою; определение основной мысли рассказа и его композиционное построение.
Цель данной работы – обосновать методику изучения жанра рассказа в начальной школе с учетом художественных особенностей юмористических произведений на примере рассказов Н.Носова и Драгунского.
1. Изучить и обобщить круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности восприятия и анализа художественного произведения младшими школьниками и основные направления работы по изучению юмористических рассказов.
3. Проанализировать программы по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение рассказа в целом и юморитических рассказов в начальной школе.
Объект исследования – методика изучения рассказа в начальной школе.
Предмет – методические приемы изучения юмористических рассказов в начальной школе.
Изучение рассказа в начальной школе
Основные этапы работы над текстом:
Рассказы для дeтeй младшeго школьного возраста остросюжeтныe, динамичныe, насыщeнныe нeожиданными комичeскими ситуациями. Вмeстe с этим, рассказы насыщeны лиризмом и юмором; повeствованиe, как правило, вeдeтся от пeрвого лица.
Работа над рассказом включает в себя несколько этапов.
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Здесь может быть уместно вступительное слово учителя, когда педагог очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника.
Можно провести беседу с разной целевой установкой: выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания или воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа «про себя» или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать «про себя» с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
Цель этого этапа: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы:
— Какое место вам запомнилось в рассказе?
— Кто из героев понравился и почему?
— Чем вам понравился рассказ?
— Какое настроение вызывает рассказ?
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.
Д) Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Е) Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
Анализ художественных образов представляет собой работу над словом, а также над образами во взаимодействии. Данный вид анализа позволяет выявить чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, ситуациями, в которых оказываются персонажи. Так, герой может нравится, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие. Отношение к персонажам может меняться на протяжении чтения всего рассказа: то привлекать к себе, то отталкивать. Читатель оценивает героев в зависимости от того, как эмоционально он воспринимаем текст. Некоторых он прощает, оправдывает даже их отрицательные поступки, других не прощает. «Работу с рассказом на уроке нужно построить так, чтобы учащиеся смогли увидеть за конкретными образами их обобщенное значение — их смысл». В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа героя, и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Данный вид анализа имеет определенную последовательность: вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер всегда проявляется в действии. Кроме этого, героя характеризуют его речь, ремарки автора (пояснения особенностей поведения героев, внешнего вида), затем рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом и юмористическом произведении. При этом важно, чтобы дети поняли мотивацию причины поведения персонажей, это могут быть личные качества характера, или же сложившиеся обстоятельства. Понимание идеи помогает осознанию позиции автора, это то, что именно хотел сказать автор своим произведением; выявляется личное отношение читателя к описанному в произведении. Авторское отношение к героям и их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора, что изобразил автор в этой сцене, для чего. Данный вид анализа учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, мысли и чувства персонажей, черты их характера.
План рассказа о герое можно предложить детям в следующем виде:
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Можно задать на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя — носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Рекомендации по работе с рассказом
Составил:
Дреев Дмитрий
Г. Шахты
2016
Содержание.
Аннотация.
Введение.
Понятие о рассказе. Функционально-смысловые типы речи.
Методика чтения произведений различных жанров.
Этапы работы над художественным произведением.
Предварительная беседа.
Чтение текста учителем.
Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Повторное чтение текста учащимися.
Пересказ прочитанного.
Заключительная беседа.
Воспитывающие УУД
Детские писатели, которые изучаются в начальной школе.
Список литературы.
Краткая аннотация исследовательской работы
Название работы: Методика по работе чтения произведений над рассказом
Цели исследования: Рассмотреть основные направления работы с рассказами разных типов, различной композиционной сложности; этапы работы над художественным произведением
Введение.
Выбранная мноц тема, а именно «Методика работы над рассказом актуальна и по сей день. Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. В программе представлена общая ориентировка по работе с рассказом.
Рассказ- это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.
Функционально-смысловые типы речи.
— описание;
— повествование;
— рассуждение.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
Цели урока:
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения путем использования творческого пересказа.
Задачи урока:
1.Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2.Развитие умений оценивать героев, определять мотивы и последствия поступков героев, видеть динамику эмоций, осознавать идею произведения;
3.Воспитание у младших школьников любви к своему родному краю, уважения к труду людей, ответственности за свои поступки.
Методика чтения рассказа
Чтение художественных произведений.
Художественные произведения действуют на воображение читателя,
на его чувства и поэтому являются самым мощным средством воспитания. Чтобы учащиеся поняли и эмоционально пережили содержание художественного произведения, первое его восприятие должно быть целостным. Активному восприятию способствует предварительная беседа, создающая у детей определённое настроение, направленность мысли и чувства. Анализ художественного произведения ведётся от целого к частному и заканчивается в заключительной беседе обобщением полученных знаний. Организовывать уроки чтения художественных произведений надо так, чтобы на них было достигнуто, наибольшее воспитательное воздействие на учащихся и в то же время развивались их навыки чтения.
Этапы работы над художественным произведением.
1. Предварительная беседа.
Цель предварительной беседы — подготовить учащихся к восприятию художественного произведения.
Перед чтением нового для детей художественного произведения проводится предварительная работа. Она должна создать у учащихся интерес к читаемому, подготовить их сознание и чувства к целенаправленному, активному восприятию текста. В некоторых случаях перед чтением полезно показать подходящую картинку, фрагменты из диафильмов и кинофильмов, прослушать запись на магнитофоне.
В подготовительную работу входит и часть словарной работы. Но на этом этапе объясняются только те слова, незнание смысла которых затруднит понимание текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. На предварительную работу на уроке нужно отводить не больше 3- 7 минут.
2. Чтение текста учителем.
Цель данного этапа — обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания всех его сторон.
Художественное произведение первым читает учитель. При этом книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей выразительности чтения.
После первого чтения проводится короткая беседа с целью проверки усвоения содержания (кто главные действующие лица, когда и где происходит действие). Иногда перед чтением текста учащимся ставится вопрос, на который они должны ответить во время беседы.
3. Чтение учащимися текста по частям и анализ текста.
Цель этого этапа — усвоение содержания читаемого и его анализ.
Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются её содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. Путём соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. Выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам. На этом этапе рассматриваются иллюстрации.
4. Повторное чтение текста учащимися.
Цель повторного чтения — закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.
Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.
5. Пересказ прочитанного.
Цель пересказа — выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.
При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала. В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:
— словесное рисование;
— подробный и краткий пересказ;
— выборочный пересказ;
— пересказ от другого лица;
— рассказ по аналогии.
6. Заключительная беседа.
Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей.
В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.
Необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Формы работы должны меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объёма и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приёмов, над стихотворением и басней — других. Сказка, как разновидность устного народного творчества, должна читаться по — особому.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
Вывод: Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
На уроках литературного чтения формируем следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока.
В начальной школе изучаются рассказы таких писателей как:
Е. ПЕРМЯК В. ОСЕЕВА
Н.НОСОВ Л. ВОРОНКОВА
Ю. КОВАЛЬ Н. ПАВЛОВА
М. ПРИШВИН К. УШИНСКИЙ
Г. СКРЕБИЦКИЙ В. БИАНКИ
В.ДРАГУНСКИЙ М.ГОРЬКИЙ
К.ПАУСТОВСКИЙ В.Н.НОВИКОВ
Н.СЛАДКОВ Б.ЖИТКОВ
Э.УСПЕНСКИЙ
Список используемой литературы
Интернет-источники.
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1948https://otvet.mail.ru/question/14369200http://zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2