Конспект урока рылов в голубом просторе сочинение 3 класс

Лебеди движутся навстречу солнцу. Его лучи ярко освещает белых гордых красавцев, свободно и непринужденно парящих над синей гладью моря. Лебеди то парят в свободном полете, то рвутся вперед одним взмахом мощных крыльев. А над ними и под ними плывут в том же направлении легкие пушистые облака. 

В синем морском просторе движению птиц вторит парусник, летящий над волнами, почти не касаясь их. Такое впечатление, что он тоже парит, только в другом пространстве. Раздутые белоснежные паруса также ярко освещены солнцем, как и белые лебеди в небе, и облака. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами. 

На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света. 

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу .

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Сочинение по репродукции картины А.Рылеева «В голубом просторе»

План

  1. Лебеди
  2. Парусник
  3. Движение в картине. Твоё впечатление о картине.

Вопросы

  1. Куда движутся лебеди? Как описан полёт птиц? Что сказано про облака?
  2. Как описано движение парусника? Какими мы видим белоснежные паруса?
  3. Что движется на картине А.Рылеева?  Хотелось бы тебе оказаться на берегу этого моря?

Слова для справок.

  1. Навстречу солнцу, белые гордые красавцы, парят, над синей гладью моря, пушистые облака, бесконечное голубое небо
  2. В морском просторе, летящий парусник, будто парит, ярко освещены солнцем, волны с белыми барашками.
  3. Всё движется, снежный берег, неизвестные дали, художник создал, бесконечное движение, здорово оказаться на берегу

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему

«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А.РЫЛОВА

«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Цель: создать условия для развития умения учащихся составлять текст по картине, используя опорные слова и словосочетания; учить грамотно составлять текст, видеть орфограммы и правильно писать слова

Ход урока.

Звучит красивая музыка с плеском воды.

  1. Сообщение учителя о теме урока и целях предстоящей работы.

  2. Слово учителя и подготовленного ученика о художнике.

  1. Ученик: Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист. Всем известны его прославленные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли. Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.

  2. Аркадий Александрович Рылов — уроженец севера. Детство и юность его прошли в Вятке, на широкой, многоводной реке, что величаво течет среди бескрайних лесных массивов. Природа родных мест запечатлена в его произведениях.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самый обыкновенный уголок природы. В природе все живет, все движется, все меняется — и в картинах Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. Край лесов, озер и рек открыл чуткому художнику свою таинственную прелесть.

Любуясь его картинами, мы с вами совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Во время этой оригинальной прогулки мы как будто слышим шум ветра, шелест листвы, ощущаем свежесть зелени.

Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.

Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе».

Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» — одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает у зрителя чувство каких-то скорых перемен.

А создавал эту картину художник голодной, холодной зимой 1918г., в нетопленой мастерской на Васильевском острове. За окном — хмурое Петроградское небо, холодный ветер залива, черная вздувшаяся Нева. А на мольберте – половодье красок, радостный гимн свободе, мужеству, счастью.

  1. Этимологическая страничка

-Ребята, что обозначает слово картина, пейзаж? А кто такой пейзажист? Слайд 5

IV. Работа над картиной.

1)-Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Слайд6

Д: -Художник назвал картину «В голубом просторе, потому что всё вокруг голубое, синее и очень просторное.

Д: -Он изобразил бескрайнее синее море и голубое небо. На переднем плане картины летят лебеди.

Уч: -Какое время года изобразил пейзажист Рылов? Почему вы так считаете?

Д: -Художник изобразил весну, так как на скалистых берегах ещё не полностью растаял снег, светит солнце, облака весенние дождевые, светлые.

-Весь пейзаж передает радостное и весеннее настроение.

Уч: -Много лет назад художник увидел белых лебедей на свободе. Красивые гордые птицы надолго завладели его воображением. Было что-то величавое в весеннем перелёте лебедей. Природа наделила их неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полёт могучих белых птиц над безбрежным морем- это ли не счастливая находка для выражения переполнявшего художника счастья?

2)Словесное рисование картины (детальное) Слайд8

Уч: -Что изображено на картине, какие детали вы видите? Слайд9

-А теперь разберём по отдельности.

-Какими вы увидели море и волны? Слайд 10

Д: -Ярко-синее безбрежное море и небольшие с белыми вершинками волны.

Д: подготовленный: Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и наблюдать за облаками, которые сливаются с морем и создается уникальное впечатление бесконечности.

Уч: -Опишите небо и облака? Какие они? Слайд 11

Д: -Чистое голубое небо с мягкими белыми пушистыми облаками.

Уч:- Какими ещё прилагательными можно описать облака?

(Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные)

Д (подготовленный): -Эта картина очень интересная. Она завораживает своим безграничным простором голубого неба, неведомой силой.

Уч: — Какими вы представили птиц? Слайд 12

— Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем?

Д: —Белые красивые лебеди гордо летят рядом с облаками.

Уч: -Они легко разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой, принеся с собой весеннее тепло.

Д: (подготовленный)

-В этом безграничном голубом просторе летят семь лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Складывается ощущение, что они движутся навстречу солнечном свету, который очень нежно освещает их.

Уч: Куда несется парусный корабль? Как изобразил его художник? Слайд 13

Д: —По морю мчится парусник с белыми парусами. Он как -будто бесшумно скользит по волнам, а его паруса наполнены ветром.

Уч: -Парящий по волнам парусник словно летит в воздухе как лебеди, облака.

Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака создают впечатление бесконечного движения, которое живописец искусно отразил в своём произведении живописи. Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» со­здаёт великолепное жизнерадостное настроение. Она восхищает своей красотой и побуждает гордиться неповторимостью и уникальностью бескрайних про­сторов нашей огромной Родины.

Уч: Что вы видите на скалистых берегах? Слайд 14

Д: — Белый искристый снег поблёскивает на вершинах. Они как – будто проплывают мимо или соревнуются с парусником.

Уч: Да, ребята, вы правы.

Но самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы, когда от пьянящего запаха кружится голова.

(музыка шума воды и крика птиц)

V.Физминутка для глаз (Дельфины)

VI. Работа с планом.

Уч: -В любой работе нужен план действий. Вы уже умеете составлять план художественных произведений, изложений. А сегодня сочинение вы будете писать по готовому плану, пункты которого мы итак проговорили в течение урока. Вам заранее раздали подготовленный план, возьмите его и прочитайте. Слайд15

Уч: — Также слова и словосочетания, которые вы подбирали к деталям, предметам картины, их можно и нужно использовать в своем тексте. Опираясь на план и группы слов и словосочетаний, вам будет легко описать увиденное перед собой и передать своё впечатление от картины.

VII. Написание сочинения с использованием плана и словарных слов.

Слайд 16

VIII. Рефлексия.

Педагогическая цель: способствовать
развитию речи, творческого мышления учащихся;
создать условия для развития умения составлять
рассказ по репродукции картины.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):
понимать, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство
человеческого общения; осознавать значение
русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального
общения.

Личностные результаты: осознавать
эстетические потребности и ценности,
высказывать своё отношение к картине.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)
:

Регулятивные: высказывают своё
предположение на основе работы с репродукцией
картины.

Познавательные:

  • общеучебные – извлекают необходимую
    информацию из произведения живописи;
  • логические — умеют строить рассуждения в
    форме связи простых суждений об объекте,
    выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: учитывают разные
мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве.

Основное содержание темы: сочинение по
картине.

Образовательные ресурсы: репродукция
картины А.А. Рылова “В голубом просторе”.

Ход урока

Этапы урока Формы, методы.
методические приёмы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
осуществляемые действия формируемые умения
I. Мотивирование к учебной
деятельности

(Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся.

— Проверим
готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё
рабочее место.
Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя.
II. Чистописание Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

п п п
р р р
пе ре пе ре пе ре
репродукция
пейзаж
простор
Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.
III. Постановка учебной задачи.

Лексическая
работа

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя.

— Ребята, почему вы прописывали именно
эти слова?

— Чем мы будем заниматься сегодня на
уроке?

— Сформулируйте тему и задачи урока.

Высказывают свои предположения. Формулируют тему и задачи урока.
— Сегодня мы будем писать сочинение по
репродукции картины А. А. Рылова “В голубом
просторе”.
Слушают учителя, рассматривают
репродукцию.
— Найдите в толковом словаре значение
написанных слов.
Работают с толковыми словарями,
отвечают на вопросы учителя.

Приложение 1.

IV. Усвоение новых знаний и способов
действий.

1. Рассказ о жизни и творчестве А.А.
Рылова

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя.

Рассказывает о жизни и творчестве А.А.
Рылова.

Приложение 2.

Слушают учителя, рассматривают
портрет художника.
Знакомятся с творчеством художника и
историей создания картины.
Физкультминутка Коллективная.

Практический.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Выполняют движения по тексту под
руководством учителя.
Осуществляют профилактику утомления.
Ориентируются на здоровый образ жизни.
2. Развитие речи.

Беседа по
содержанию картины

Коллективная.

Словесный,
творческий.

Беседа, устный рассказ.

— Итак, что такое пейзаж? Рассматривают картину и отвечают на
вопросы учителя.

— Пейзаж – это изображение
природы.

Владеют диалогической речью,
строят монологические высказывания.
  — В каких видах искусства мы встречали
этот жанр?

— Можно ли считать картину А.А. Рылова
пейзажем? Что изображено на этой картине?

— В живописи, литературе.

— Да, это
пейзаж.

— Здесь дано изображение природы: небо, море,
пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные
птицы.

  — Какое время года изображено на этом
полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод?
— Это весна: птицы возвращаются с юга
домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские
волны кажутся ещё холодными, но в них уже
отражаются лучи солнца. Рыжий берег пустынен, на
нём видны последние остатки снега. Небо
ярко-голубого цвета, как это бывает весной.
  — Прочитайте ещё раз название картины.

Как,
с помощью изобразительных средств создаётся
здесь ощущение простора, широты?

— “В голубом просторе”.

— С помощью
изображения безграничного неба и бескрайнего
моря; с помощью изображения движения волн, ветра,
птиц, корабля.

  — Какое настроение вызывает просмотр
этой картины?
— Радости, надежды.
  — Какие радости жизни хотел передать
художник на этой картине?
Радость голубого неба, ликование от
свободного и быстрого полёта, счастье
возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и
бодрости от свежего ветра, дующего над морем.
  — Что изображено на переднем плане? Облака и лебеди, они как бы летят
навстречу солнцу, которое скрыто за облаками, но
о его присутствии мы можем догадаться по тени,
падающей на птиц и облака.
  — Каков колорит картины? Какие краски в
ней преобладают?

— Два повторяющихся цвета
помогают построить композицию картины:
сине-голубое небо — тёмно-синее море, белые лебеди
и облака – белые паруса корабля.

В правом нижнем углу – остров, земля на нём
коричневато-рыжеватого цвета, но и он покрыт
остатками белого снега.

— При написании картины художник
использовал два цвета: белый и синий со всеми его
оттенками.
3. Составление плана Коллективная.

Практический.

— Сколько частей должно быть в
сочинении? Назовите.
— В сочинении должно быть три части:
вступление, основная часть, заключение.
Рассматривают репродукцию
картины по данным вопросам, обсуждают план
предстоящего сочинения (под руководством
учителя).
— Вы усвоили структуру общего
плана сочинения. План состоит из трёх частей,
которые должны быть соразмерными (вступление и
заключение значительно меньше по объёму, чем
основная часть.

Основная часть может включать в
себя несколько пунктов, раскрывающих содержание
картины.

I. Вступление.

II. Основная часть:

1) Голубой простор.

2) Вольные птицы.

3) Пустынные берега.

4) Цвет и настроение картины.

III. Заключение.

4. Написание сочинения Индивидуальная
Творческий,
практический.
— Составьте по картине рассказ и
запишите его в тетрадь.
Составляют рассказ по картине и
записывают в тетрадь.
Составляют рассказ по картине и
записывают в тетрадь. Владеют письменной речью.
5. Чтение сочинений Чтение, беседа. — Прочитайте свои сочинения. Читают сочинения. Осмысленно читают тексты. Анализируют
сочинения, соотносят их с картиной. Высказывают
своё мнение.
V. Рефлексия учебной деятельности Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

— Чем занимались на уроке?

— Как
вы оцените свою работу на уроке?

— Что получилось хорошо?

— Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы. Открыто осмысливают и оценивают свою
деятельность на уроке.
VI Подведение итогов урока Коллективная.

Словесный.

— Чьё сочинение вам больше всего
понравилось?
Отвечают на вопрос. Открыто осмысливают и оценивают
деятельность своих одноклассников на уроке.
Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Приложение 1

Пейзаж

1. Общий вид какой-нибудь местности.

Волжский пейзаж.

2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном
произведении.

Пейзажи русских художников.

Репродукция

1. Воспроизведение картин, рисунков путём
фотографии, клише (спец.)

2. Картина, рисунок, воспроизведённые
типографическим способом.

Яркие репродукции.

Простор

1. Свободное, обширное пространство.

Степные просторы.

2.Свобода, раздолье.

Колорит

1.Соотношение красок в картине по тону,
насыщенности цвета.

Тёплый, холодный, яркий колорит.

2.Отпечаток чего-нибудь, совокупность
особенностей (времени, местности, характера).

Местный колорит.

Композиция

Построение произведения, обусловленное
особенностями данного вида искусства,
содержанием, назначением, замыслом автора. В
картине – это расположение предметов на
плоскости холста. Художник располагает детали –
линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать
произведение цельным и выразительным. Своей
композицией художник не только показывает
происходящее, но одновременно объясняет его.
Композиция придаёт произведению единство и
завершенность.

Приложение 2

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) – известный
русский живописец.

Вырос в городе Вятка, расположенного на берегу
широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса
подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя
братьями Аркадий с детства приобщился к природе,
полюбил её.

В 14-15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по
реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни
беспредельной свободы, вечера у костра. А какое
счастье нестись с быстротой птицы на парусах под
свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!

Без таких впечатлений детства, как считал
Аркадий Александрович, он не стал бы художником.
“Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой
природы воспитала во мне художника-пейзажиста”,
— вспоминал он.

После окончания реального училища Аркадий
отправляется в Петербург, чтобы стать
художником. В академии художеств ему повезло: он
стал учеником знаменитого пейзажиста Архипа
Ивановича Куинджи.

Учитель возлагал большие надежды на этого
скромного паренька с умными глазами, из которого
– он был уверен – вырастет настоящий художник. И
Рылов оправдал эти надежды. Картина “Зелёный
шум”, созданная им в 1904 году, прославила его имя
не только на Родине, но и за границей.

Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной
жизнью, творить на природе, никогда не
расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек
леса: росли в горшках берёзки, ёлочки, сосенки,
жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник
скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было;
держал в мастерской без клеток, а весной выпускал
на волю. И птицы всё чаще становились героями его
картин.

Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих
лебедей. Громадные белые птицы,
пронзительно-голубое небо, рыжая вода – это
видение заворожило художника. Он создаёт картину
“Лебеди над Камой”, которая стала вариантом
картины “В голубом просторе”. Картина имела
большой успех. Знаменитый московский журналист,
писатель и поэт Владимир Алексеевич Гиляровский
посвятил ей стихи.

Камою жёлтою лебеди белые
Тянутся к северу, в тундры холодные,
Мчатся красивые, гордые, смелые,
Вечно могучие, вечно свободные!
С жаркого юга, лучами спалённого,
К озеру в тень под берёзы плакучие
Манят их радости “шума зелёного”
Свежестью бодрою, силой могучею.

Это было в 1913 году. А зимой 1918 года художник
пишет картину “В голубом просторе”.

Создавал он её в тяжелейших условиях, работая в
промёрзшей мастерской в шубе и валенках,
растапливая остатками мебели печурку, чтоб
только не замёрзли руки и краски. Но трудности
только подстёгивали художника.

… Легко и свободно парят прекрасные белые
птицы в пронизанном светлом голубом просторе.
Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские
воды. И нас словно обдувает свежим северным
ветром, манит море, охватывает чувство свободы и
простора.

Литература.

1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по
картинам в начальных классах. – Тула
“Родничок”, — Москва “Астрель” “АСТ”, 2006.

2. Кислякова Е.В. Технологические карты уроков
по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. –
Волгоград: Учитель, 2013.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. 4-е издание, дополненное, — Москва,
1997.

Конспект урока Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

Задачи.

  • познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;

  • формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;

  • формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства;

  • обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передать её настроение и основную мысль.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительная беседа.

Давайте, представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот наконец мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Это полотно А. А. Рылова «В голубом просторе». Или, может, это не картина, а окно в мир, где царят свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником Аркадием Александровичем Рыловым.

Аркадий Александрович Рылов — известный русский живописец.

Вырос он в городе Вятка на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её.

В 14 — 15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!

Без таких впечатлений детства он не стал бы художником.

Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшочках берёзки, ёлочки, сосёнки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин.

Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода — это видение заворожило художника. Он создаёт картину «В голубом просторе». Создавал он её в тяжелейших условиях, зимой, работая в промёрзшей мастерской в шубе и в валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски, но трудности не пугали художника. Картина имела большой успех.

… Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронзительно светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора.

III.        Беседа по содержанию картины.

Вспомните, что такое пейзаж. (Изображение природы.)

Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр? (В живописи, в литературе,)

—        Можно ли считать картину Рылова пейзажем? Что изображено на этой картине? (Да, это пейзаж. Здесь * дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы.) Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? ( Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются, их просвечивают лучи солнца, скрытого за облаками. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.)

Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».)

Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре.

  1. свободное, обширное пространство;

  2. свобода, раздолье.

Подберите синонимы к этому слову и определения.

Простор 

Раздолье

Даль 

Щирота

Свобода

Воля

простор

широкий

вольный

бескрайний

безграничный

необозримый

необъятный

Как с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.)

Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое [ение создаётся у нас с помощью этого приёма? (Формат картины прямоугольный, вытянутый зонтали. Линия горизонта расположена ниже уровня глаз зрителя, она чётко обозначена границей  моря и неба и как бы повторяется несколько раз с помощью горизонтально вытянутых ?. Большую часть картины занимает небо. Это и создаёт ощущение простора. Мы смотрим на ы как бы с высоты птичьего полёта. Кажется, что мы летим вместе с птицами высоко над морем, над пустынной холодной землёй.)

Что изображено на переднем плане? (Лебеди летят навстречу солнцу.)

Давайте  прочитаем отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Гиляровского, посвященного г А. А. Рылова. Найдите имена прилагательные, характеризующие лебедей.

Камою жёлтою лебеди белые

Тянутся к северу, в тундры холодные,

Мчатся красивые, гордые, смелые,

Вечно могучие, вечно свободные!

С жаркого юга, лучами спалённого,

К озеру в тень под берёзы плакучие

Манят их радости «шума зелёного»

Свежестью бодрою, силой могучею.

Какие лебеди?

        Лебеди

        Белые

        Красивые

        Прекрасные

        Смелые

        Гордые

        Могучие

        Вольные

        Свободные

Что они делают?

        Лебеди

        Летят

        Тянутся        

        Мчатся

Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы t догадаться по тени, падающей на птиц и облака.)

Где летят  лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.)

Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море.

Какие краски  преобладают в картине?

Какое небо?

        Небо

        Голубое

        Ярко-голубое

        Синее

        Светло-синее

        лазурное

Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.)

Море        волны

Синее                тёмные

Сине-зелёное        неспокойные

Тёмно-синее       .        волнуются

Тёмное

Тревожное

Что мы видим на небе? (На небе облака.)

Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу.

Облака

Белые

 Пушистые

Живые .

 Движутся

Летят

Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.)

Какой вдали берег?

Берег

Скалистый

Пустынный

Рыжий

Покрыт остатками снега

 По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушевать морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.)

Корабль

С белыми парусами

Освещен солнцем

 Одинокий

Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета — белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо — тёмно-синее море, белые лебеди и облака — белые паруса корабля. В правом нижнем углу — остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.)

Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.)

            Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние.
Радость        лёгкость

Ликование        счастье

Торжественность        надежда

Бодрость        свобода

тревога        раскрепощённость

Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что- либо подобное? (Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.)

IV.        Составление плана сочинения.

  1. Голубой простор.

  2. Вольные птицы.

  3. Окно в прекрасный мир.

V.        Орфографическая подготовка.        

С чего можно начать сочинение?

—   Кому трудно, можно выбрать подходящее начало.

Перед нами картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Передо мной необозримые дали картины А. А. Рылова «В голубом просторе». На картине художника А. А. Рылова бескрайний голубой простор.

VI.        Написание сочинения.

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ 
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
по дополнительной профессиональной программе (переподготовка)
«Профессиональная деятельность в сфере общего образования:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ в соответствии с ФГОС»
Выполнил
слушатель курсов
Дороненкова Анна Анатольевна
____________ Липецк
2018 Р У С С К И Й   Я З Ы К
1 3 . 1 1 . 1 8 .
У р о к
4 6
ТЕМА.   ОБУЧАЮЩЕЕ   СОЧИНЕНИЕ   ПО   РЕПРОДУКЦИИ   КАРТИНЫ   А.   А.   РЫЛОВА   «В   ГОЛУБОМ
ПРОСТОРЕ»
 
Педагогическая
цель
Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, 
передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине
Тип урока
Урок развития речи (постановка и решение учебных задач)
Планируемые
результаты 
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, 
составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции 
картины, строят монологические высказывания на определенную тему.
Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков 
сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают
чувства одноклассников, собеседников
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют 
свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям.
Коммуникативные: формируют коммуникативно­речевые действия, направленные на учет позиции 
собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с 
окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
Понятия: композиция картины, элементы композиции, колорит, настроение. Знакомство с алгоритмом работы 
над сочинением по картине. План сочинения
Образовательные
Репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
ресурсы О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а
Этапы урока
Формы, методы
методические
приемы
Деятельность учителя
осуществляемые
формируемые
Деятельность учащихся
1
2
3
Фронтальная. 
Словесный. Слово 
учителя
I. Мотивирование
к учебной 
деятельности 
(организационны
й момент)
II. Подготовка 
к основному 
этапу занятия
Фронтальная. 
Словесный, 
наглядный. Слово 
учителя, беседа
Приветствует учащихся.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
– Проверим готовность к уроку
Продолжите предложения: 
– Произведение живописи в красках 
называется… (картина). 
– Картина, воспроизведенная 
типографским способом, называется… 
(репродукция). 
– Рисунок в тексте книги, журнала, со­
провождающий изложение или поясня­
ющий содержание, называется… 
(иллюстрация). 
– Пейзажем называется изображение… 
(природы, вида на картине, рисунке, 
а также описание природы в 
литератур­ ном произведении). 
– Художник, который пишет 
Приемы
контроля
6
умения
5
Л – проявляют 
эмоциональную 
отзывчивость на слова 
учителя
действия
4
Приветствуют учителя. 
Организуют свое рабочее 
место, проверяют 
наличие индивидуальных 
учебных 
принадлежностей 
на столе
Учащиеся слушают 
учителя, заканчивают 
предложения.
Пр. – владеют понятиями 
«картина», «репродукция», 
«иллюстрация», «пейзаж», 
«пейзажист».
Беседа 
по вопросам
П – используют речевые 
средства для решения позна­
вательных задач, владеют ло­
гическими действиями.
Р – осмысленно воспринима­
ют вопросы учителя на слух, 
правильно строят ответы на 
них, принимают и осознают 
учебную задачу, осуществля­
ют контроль и самооценку. 
К – высказывают и аргумен­ 
тируют свои предположения,
мнения, прислушиваются к 
мнению других пейзажные картины, называется… 
(пейзажист)
– Что значит «понять картину»? Что 
вы должны понять прежде всего? 
(Чувства и мысли автора, 
художника.)
– Чем мы будем заниматься сегодня? 
Какую цель попытаемся достичь на 
уроке?
Слушают учителя. 
Высказывают свои 
предположения.
Р – принимают учебную за­ 
дачу, сформулированную 
вместе с учителем
Формулируют цель своей 
деятельности на уроке
– Обратите внимание на название 
картины. Объясните его значение. («В 
голубом просторе». Простор – 
свобод­ ное пространство, 
бесконечная, безбре­ жная даль. А 
словом «голубой» автор 
подчеркивает чистоту, свежесть.)
Рассматривают репродук­
цию картины. Выдвигают 
свои предположения о 
том, что хотел сказать 
ху­ дожник зрителю 
названи­ ем своей 
картины
П – строят ответ на 
поставленный вопрос, 
соблюдая логику
Беседа 
по вопросам
III. Постановка 
учебной задачи
Фронтальная. 
Словесный. 
Сообщение
учителя, беседа, 
чтение
IV. Усвоение 
новых знаний 
и способов 
действий.
Фронтальная. 
Словесный, 
наглядный. 
Беседа
1. Рассматривание 
репродукции. 
Объяснение 
значения 
названия 
картины
2. Рассматривание 
репродукции 
картины
Фронтальная. 
Словесный, 
наглядный. 
– Что мы видим на картине? 
(Небо, море, остров, корабль, 
лебеди.) 
Беседа
– Как изображен корабль? 
(Корабль повернут носом к нам.)
Рассматривают репродук­
цию картины, обращая 
внимание на детали, фор­
мулируют ответы на воп­ 
росы
– Куда он движется? 
– Как изображены лебеди?
(Лебеди занимают всё пространство
неба.) 
Пр. – проявляют позитивное 
отношение к провильной 
уст­ ной речи как показателя
об­ щей культуры. 
Беседа 
по вопросам
П –  учатся создавать 
целост­ ное представление о 
предме­ те по деталям, 
проявляют чут кость 
восприятия,используют 
речевые средства для реше­ 
ния позвательных задач, вла­
деют логическими действи­ 
ями.
Р – принимают и осознают – Куда они летят?
– Что еще мы видим, кроме 
предметов? (Мы видим ветер – 
паруса натянуты, море волнуется. 
Мы видим солнечные лучи – они 
освещают лебедей, даже свет от 
солнца есть на их крыльях, игра 
света и тени.)
– Какие цвета видим на картине? 
(Автор подчеркивает в названии 
именно голубизну. Все цвета 
светлые, прозрачные.)
В ы в о д : Хотя картина – это 
застывший миг, мы видим движение: 
облака плы­ вут, лебеди летят, 
корабль несется по волнам, ветер 
гонит облака и волны.
Можно даже услышать звуки: шум 
волн, крики лебедей, хлопанье 
крыльев и звенящий воздух.
Можно почувствовать запах соленого 
моря, свежего воздуха. Можно 
ощутить прохладу ветра
– Познакомьтесь с вопросами, 
представленными в упражнении. 
Какие вопросы мы еще не 
рассмотрели? Найдите их и 
попробуйте ответить
3. Работа 
с учебником 
(упр. 177)
Индивидуальная 
(работа с учебни­ 
ком)
учебную задачу, осуществля­
ют контроль и оценку учеб­ 
ных действий.
К – слушают взрослого и 
сверстников, признают воз­ 
можность существования 
раз­ личных точек зрения, 
излага­ ют и аргументируют 
свою точку зрения.
Л – проявляют эстетические
и эмоциональные чувства, 
познавательный интерес к 
изучению предмета
Учащиеся среди 
предложенных вопросов 
находят те, которые не были 
рассмотрены во время 
коллективной работы. 
Рассматривают репродукцию 
картины и самостоятельно 
ищут ответы
Пр. – строят связную 
монологическую речь.
Р – учатся принимать 
учебную задачу и 
самостоятельно ее решать.
К – учатся формулировать 
свою позицию
Индиви­
дуальный 
опрос Ф и з к у л ь т ­  
м и н у т к а
Коллективная. 
Практический
«Весёлая зарядка»
4. 
Самостоятельная 
работа
Коллективная. 
Словесный, 
практический. 
Чтение, беседа, 
письмо
Отбор материалов для сочинения.
1) Слова и словосочетания со 
значением места: 
– слева от… виднеется…; 
– прямо перед нами изображены…; 
– на переднем плане художник 
пишет…; 
– задний план занимает…; 
– вдалеке открывается…  
2) Образно­выразительная лексика: 
– бескрайнее небо, величавая тишина, 
внешняя простота, прозрачный воздух,
достоверная картина, естественная 
красота;
– золотое сияние, изумительное живо­ 
писное богатство, клочковатые тучи, 
колорит картины, кучевые облака, ли­ 
ния горизонта, ощущение глубины и 
пространства, прозрачная синева, 
раски­ нулось шатром небо, яркие 
золотые цве­ та, бегущие облака, 
Выполняют движения по 
тексту под руководством 
учителя
Слушают учителя. 
Анализируют 
предложения. Заполняют 
смысловые пропуски. 
Сопоставляют увиденное 
и прочувствованное с 
речевыми 
высказываниями
Правильное 
выполнение 
движений
Работа с де­ 
формирован­ 
ным текстом,
беседа по 
вопросам, 
письмо
Л – осуществляют 
профилактику утомления, 
ориентируются на здоровый 
образ жизни, 
придерживаются здорового 
режима дня, активно 
участвуют 
в физкультминутке
Пр. – владеют умением пере­
водить эмоциональное впеча­
тление, настроение в речевое
высказывание.
П – используют различные 
способы поиска 
информации; осознанно 
строят речевое вы­ 
сказывание в соответствии с 
задачами коммуникации; ов­ 
ладевают логическими 
дейст­
виями.
Р – учатся принимать учеб­ 
ную задачу; планируют, кон­ 
тролируют, оценивают учеб­ 
ные действия; осваивают 
спо­ собы решения проблем 
твор­ ческого и поискового 
харак­ тера.
К – активно используют рече
вые средства для решения 
коммуникативных и познава­
тельных задач; слушают собе
седника; излагают и аргумен­
тируют свою точку зрения безграничный прос­ тор; 
– воспринимать красоту, замечательно
передать, запечатлеть облик, лиричес­ 
кие пейзажи, мастерски написана, 
многогранное цветовое решение
– Посмотрите еще раз внимательно на 
картину и попытайтесь описать в 
своем маленьком сочинении те чувства
и переживания, которые вы 
испытываете
Индивидуальная
V. Закрепление 
знаний и способов
действий
Выполняют творческую 
работу (сочинение по 
картине)
Пр. – строят правильные 
монологические письменные 
высказывания с 
соблюдением норм русского 
языка
VI. Рефлексия 
учебной 
деятельности 
на уроке (итог)
Фронтальная. 
Словесный. 
– Какой вид заданий оказался 
самым трудным?
Отвечают на вопросы 
учителя
Р – открыто осмысливают и 
оценивают свою 
деятельность на уроке
Беседа
– Какие качества нужно развивать в 
себе, чтобы писать сочинение по 
картине было легче?
–Что нового узнали на уроке?
Индивидуаль
ная творчес­ 
кая работа
(написание 
сочинения)
Беседа 
по вопросам. 
Саморегуля­ 
ция
– Что мы видим на картине? 
(Небо, море, остров, корабль, 
лебеди.) 
– Как изображен корабль? 
(Корабль повернут носом к нам.)
– Куда он движется? 
– Как изображены лебеди?
(Лебеди занимают всё пространство неба.) 
– Куда они летят?
– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. 
Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)
– Какие цвета видим на картине? 
(Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)
В ы в о д : Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер гонит облака и волны.
Можно   даже
Можно почувствовать запах соленого моря, свежего воздуха. Можно ощутить прохладу ветра
  крики   лебедей,
  услышать
звуки:
  шум   волн,
 
  хлопанье
  крыльев   и  
звенящий   воздух.
1) Слова и словосочетания со значением места: 
– слева от… виднеется…; 
– прямо перед нами изображены…; 
– на переднем плане художник пишет…; 
– задний план занимает…; 
– вдалеке открывается…  
2) Образно­выразительная лексика: 
– бескрайнее небо, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух, достоверная картина, естественная красота;
– золотое сияние, изумительное живописное богатство, клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака, линия горизонта, ощущение 
глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор; 
– воспринимать красоту, замечательно передать, запечатлеть облик, лирические пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка­помощница
ЗАЧИН: Аркадий Александрович Рылов ­ ____________ . В 1918 году была написана ________________  
ПЛАН
Опорные  слова
Художественные средства языка
Образно­выразительная лексика
I. Аркадий Александрович Рылов – 
замечательный русский художник — 
пейзажист.
Картина А.А.Рылова
Талантливый пейзажист, 
замечательный русский художник
II. Описание картины «В голубом просторе».
На картине изображена 
1.Какое время года изображено на картине?
Я вижу 
а) описание неба и облаков 
Небо – чистое, высокое, голубое, 
лазурное, 
Облака – мягкие , белоснежные , 
пушистые, живые, движутся, летят, 
парят
– бескрайнее небо, величавая тишина, 
внешняя простота, прозрачный воздух,
достоверная картина, естественная 
красота;
– золотое сияние, изумительное б)  представление птиц 
в)  изображение моря, волн 
г) изображение второго плана картины 
(парусный корабль и горные утёсы)
III. Настроение, которое оставляет картина.
1. Чем запомнилась картина?
2. Поделись своими впечатлениями.
Чувства
Стоять на берегу, 
оживить полотно 
Если представить, что я 
IV. Моё отношение к картине.
Лебеди – белые, красивые, прекрасные, 
смелые, гордые, могучие 
вольные,свободные, летят, тянутся, 
мчатся
Море – синее, сине­зелёное, тёмно­синее, 
тревожное 
Волны – тёмные, неспокойные, с белыми 
барашками на гребнях
Корабль – одинокий, мчится от берега, 
освещён солнцем,  раздутые паруса , с 
белоснежными парусами, наполнены 
лёгким морским бризом  
Горные утёсы – берег скалистый, 
пустынный, рыжий, покрыт остатками 
снега
Неоднозначные, тёплые, нежные,  
Жизнерадостная, тревожная
Бескрайние просторы, настоящее 
счастье
Спокойная радость
Грусть от прощания
живописное богатство, клочковатые 
тучи, колорит картины, кучевые 
облака, линия горизонта, ощущение 
глубины и пространства, прозрачная 
синева, раскинулось шатром небо, 
яркие золотые цвета, бегущие облака, 
безграничный простор; 
– воспринимать красоту, 
замечательно передать, запечатлеть 
облик, лирические пейзажи, мастерски
написана, многогранное цветовое 
решение
 КОНЦОВКА: Картина у меня вызывает ……… , особенно, если представить эту картину не на полотне, а в жизни и стать на берегу
моря и наблюдать …………
   
Для тех, у кого возникли трудности в написании сочинения, выдаю шаблон. Используя лексику и карточку­помощницы, учащийся редактирует предложения:
Перед нами картина _____«______». 
   Мы видим ___ ___ небо с ___ облаками. Всё пронизано солнечным
светом. 
  Легко и ___ летят ___ ___ ___на своих огромных крыльях. 
   Под ними ___ ___. ____ ____ ветерок играет ___венчиками _____
____. На берегу видны ____, покрытые ____. 
   А вдали виднеется ____. ___паруса наполнены ____. Корабль словно
скользит по ____, едва касаясь воды.
  Картина написана голубыми и зеленоватыми цветами. Тёмно­голубой
цвет       __       передаёт   глубину   ____.   Фиолетовые   тени   на   ______и
______подчёркивают их освещённость. 
  Картина у меня вызывает _____________ . Образец
Перед нами картина А.А. Рылова «В голубом просторе». 
Мы видим чистое высокое небо с мягкими облаками. Всё пронизано солнечным светом. 
Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. 
Под ними синее море. Свежий легкий ветерок играет белыми венчиками небольших волн. На берегу видны скалы,
покрытые снегами. 
А вдали виднеется корабль. Белые паруса наполнены ветром. Корабль словно скользит по волнам, едва касаясь воды.
Картина написана голубыми и зеленоватыми цветами. Тёмно­голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые
тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. 
Картина у меня вызывает светлую спокойную радость.
 На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда­то вслед за всеми, туда, где яркое солнце,
неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света. Перед нами картина _____«______». 
  Мы видим ___ ___ небо с ___ облаками.
Всё пронизано солнечным светом. 
   Легко и ___ летят ___ ___ ___на своих
огромных крыльях. 
   Под ними ___ ___. ____ ____ ветерок
играет   ___венчиками   _____   ____.   На
берегу видны ____, покрытые ____. 
  А   вдали   виднеется   ____.   ___паруса
 
наполнены ____. Корабль словно скользит
   Перед нами картина _____«______». 
  Мы видим ___ ___ небо с ___ облаками.
Всё пронизано солнечным светом. 
   Легко и ___ летят ___ ___ ___на своих
огромных крыльях. 
   Под ними ___ ___. ____ ____ ветерок
играет   ___венчиками   _____   ____.   На
берегу видны ____, покрытые ____. 
  А   вдали   виднеется   ____.   ___паруса
  Корабль   словно
 
наполнены   ____.
скользит по ____, едва касаясь воды. по ____, едва касаясь воды.
  Картина   написана   голубыми   и
 
зеленоватыми   цветами.   Тёмно­голубой
цвет       __       передаёт   глубину   ____.
Фиолетовые
  ______и
______подчёркивают их освещённость. 
тени   на
 
  Картина у меня вызывает _____________
.
 
  Картина   написана   голубыми   и
зеленоватыми   цветами.   Тёмно­голубой
цвет       __       передаёт   глубину   ____.
  ______и
Фиолетовые
______подчёркивают их освещённость. 
тени   на
 
  Картина   у   меня   вызывает
 
_____________ .
Для тех, у кого возникают трудности в написании сочинения,              Для тех, у кого возникают трудности в написании сочинения,
выдаю шаблон. Используя лексику и карточку­помощницы,              выдаю шаблон. Используя лексику и карточку­помощницы,
 учащийся редактирует предложения:                                       учащийся редактирует предложения:

Адрес142901, Московская область, город Кашира, Школьная, дом 1

Loading…

  • Главная
  • Документы
  • Организационно-распорядительные документы
  • Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса
  • Конспект урока русского языка «Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе», 3 класс Составитель: Стрельникова Л.А., учитель начальных классов, 2020 год

  • Конспект урока сказка о царе салтане характеристика героев 3 класс
  • Конспект урока русский язык 6 класс систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Конспект урока русские народные сказки 5 класс коровина
  • Конспект урока расскажи сказку колыбельные 2 класс школа россии
  • Конспект урока работы над рассказом в начальной школе