Конспект урока сказка морозко 3 класс перспектива

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Составила:  Седнева  Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия «Радуга» №624, г. Санкт – Петербург.

                                        C:Users1DesktopморозкоSkazka-Morozko.jpg

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.

Обновлено: 09.01.2023

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Ученики рассказывают, к какой сказке они подготовили иллюстрацию.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чем речь. (Мороз.)

• Два друга — он да вьюга.

• Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.

• Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

— Какое произведение мы будем сегодня изучать?

— Знаете ли вы эту сказку? Расскажите кратко, о чем она.

IV. Работа по теме урока

(Чтение сказки. Можно показать отрывок экранизации этой сказки.)

— Передайте ваши впечатления.

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Совпало ли содержание этой сказки с той, что вы знали?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Как падчерица разговаривала с Морозко?

— Найдите и выделите в диалоге падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

— Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

• Падчерица была очень красивая.

• Падчерица была очень послушная.

• Падчерица была очень добрая, приветливая.

— Прочитайте третью часть до конца сказки. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Какая она: ласковая, грубая, невежливая, терпеливая или себялюбивая?

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК «Школа России» «Галерея сказочных героев. Морозко». Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия «Радуга» №624

Вложение Размер
morozko.docx 80.94 КБ

Предварительный просмотр:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

— Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

  1. Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

лень и безделье порождает слабость

гармония с природой

— Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

— Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Учитель: Ульянова Елена Сергеевна

Методист: Николаева Алёна Николаевна

Студентка: гр. 741 Старостина Александра Сергеевна

Оборудование: презентация, учебник, муз. произведение.

Цель и задачи урока:

определять тему и главную мысль текста и обосновывать свое мнение;

уметь выделять смысловые части в тексте;

формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;);

уметь выражать собственное отношение к героям сказки .

проявлять интерес к чтению художественных произведений;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять самооценку деятельности;

овладевать навыком смыслового чтения;

расширять кругозор в жизни ребенка.

учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Здравствуйте. Тихонечко за парты сели.

Прозвенел уже звонок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Меня зовут Александра Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники литературного чтения и дневники.

Здороваются. Усаживаются на места.

Проверяют готовность к уроку.

Подведение к теме урока

Постановка цели и задач урока

Какое сейчас время года?

А какое время года идет за осенью?

Какая погода зимой?

А какие произведения, о зиме вы знаете, т.е. назовите названия.

Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.

Что нам нужно сегодня сделать, чтобы познакомиться со сказкой??

Как вы понимаете эти слова?

Сказанное – выдумка, но из этого можно и нужно сделать вывод, что добро всегда побеждает зло.

Перед прослушиванием сказки разберем значение некоторых слов. Посмотрите на экран, прочитайте первое слово.

Кто из вас знает значение слова мачеха?

Мачеха – Неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

Слова мы разобрали, а теперь можно и почитать.

Внимательно слушайте и следите за текстом по учебнику.

Вы послушали произведение, теперь ответьте мне на несколько вопросов.

Понравилась ли вам сказка?
О ком рассказывается в сказке?
Кто из главных героев сказки вам больше всего понравился и почему?

Расскажите, что случилось с Настенькой в лесу.

Ребята, а кто из вас знает, кто такой Морозко?

Как повела себя Настенька в доме у Морозко? Понравилась ли она деду? Почему?
Как встретила Настеньку злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
Как ведёт себя Марфушенька в лесу?

Как вы думаете, по заслугам получили мачеха и Марфушечка?

Ребята, а как бы вы поступили? Как нужно себя вести, как Настенька или как Марфушечка?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

А сейчас мы попробуем поделить текст сказки на части.

Как можно поделить текст на части? Назовите каждую часть.

Теперь сравним наш план с планом в учебнике.

Мачехина дочь и падчерица;

Падчерица в лесу у Морозко;

Старикова дочь возвращается домой в злате- серебре;

Старухина дочь под елью;

Старуха встречает дочь

Тема: да, о девушке, которая была трудолюбивой и доброй, но жизнь у нее была плохая. И за ее доброту и трудолюбие Морозко вознаградил ее.

Морозко- это лесной защитник, который зимой накрывал все живое в лесу своим белым одеялом.

Делят на части сказку, сравнивают

А сейчас встанем из-за парт и немного отдохнем.

Ставлю видеофизминутку.

Девочки тихонько сели за парты, теперь мальчики.

Чтение по частям

Перечитайте 1 часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочку.

Итак проверим, кто прочитает в тексте слова, которые характеризуют падчерицу? Теперь слова, которые характеризуют дочь мачехи.

А какой была мачеха?

Каким был Морозка?

Внимательно прочитайте 2 часть. Обсудите с соседом по парте и ответьте на вопрос каким был Морозко? Что он хотел сделать:

Читают, выделяют слова.

Он хотел испытать падчерицу.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

С каким произведением познакомились?

Какие новые слова узнали?

Оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат смайлики:

-поднимите улыбающийся смайлик, если вы думаете, что работали сегодня на уроке отлично;

— поднимите смайлик с прямой чертой, те кто думает, что работал хорошо, но мог бы и лучше;

— теперь поднимите грустный смайлик те, кто думает, что вообще не работал на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. Дома откройте стр. 80, найдите задание 6, вам нужно прочитать 3 часть и ответить на вопрос почему Морозко не подарил подарков мачехиной дочки.

Записывают домашнее задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 957 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2015 5021
  • DOCX 25.4 кбайт
  • 88 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Старостина Александра Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…

Актуализация знаний.

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные слова

Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

лень и безделье порождает слабость

гармония с природой

— Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

-75%

Читайте также:

      

  • Баскетбол ловля и передача мяча конспект
  •   

  • Текст как форма представления информации компьютер основной инструмент подготовки текстов конспект
  •   

  • Физические процессы в клетке план конспект
  •   

  • Число имен существительных 3 класс конспект школа россии
  •   

  • Конспект урока урок победы в начальной школе

Цель:

  1. Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать
    содеражние текста по вопросам; выделять главную мысль;
  2. Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения,
    сравнения;
  3. Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
  4. Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: хэ

  • Рисунки детей к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
  • Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
  • Маленький короб; мочало; береста.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вступительная беседа.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Ознакомительное чтение.
  6. Словарная работа.
  7. Анализ содержания текста по вопросам.
  8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
  9. Выделение главной мысли.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Какие слова мы разбирали с вами вчера?

Вечор вчера вечером; нынче – сегодня.

Посмотрите на рисунки, как вы думаете, какой из них наиболее близко подходит
к данному произведению?

3. Вступительная беседа.

А.С.Пушкин писал не только стихи. Он написал еще сказки. Вспомните, какие
сказки он написал?

– “Сказка о рыбаке и рыбке”

– “Сказка о золотом петушке”

– “Сказка о царе Салтане…”

– “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

– “Сказка о попе и его работнике Балде”.

Это авторские сказки, т.е. их написал автор; в данном случае А.С.Пушкин.

Но есть такие сказки, где автор нам неизвестен. Это народные сказки.
Вспомните, какие русские народные сказки мы читали с вами во 2 классе?

– “У страха глаза велики”.

– “Лиса и тетерев”.

– “Лиса и волк”.

-“Гуси – лебеди”.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.

5. Ознакомительное чтение.

Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова. Начало читает учитель,
потом три ученика.

6. Словарная работа.

Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?

– Мачеха – не родная мать.

– Падчерица – не родная дочь.

– Затужил, заплакал – опечалился.

– Озноб – замерзла до дрожи.

– Окостенеть – замерзнуть до смерти.

– Сжалился – пожалел.

– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.

– Заголосила – громко закричала, заплакала.

Запомните эти слова.

7. Беседа по содержанию.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что запомнилось?

– Кого было жалко?

– А кого нет?

– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.

Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?

Добрая Ленивая
Трудолюбивая Грубая
Вежливая Вредная
Ласковая Сварливая
Терпеливая Злая
Почему?  

Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?

И что она получила от Морозко?

А какая была старухина дочь? И что она получила?

9. Выделение главной мысли.

Как вы думаете, по заслугам они получили?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

10. Итог урока.

– Что мы сегодня делали?

– Что запомнилось?

– Какие новые слова мы с вами узнали?

11. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы
представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).

Тема: “Морозко”. Русская народная сказка.

(Продолжение).

Цель: развитие умения читать целыми словами, по ролям, инсценировать
сказку.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
костюмы Морозко, падчерицы, старухиной дочки, старухи, собачки.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Повторение словарных слов.
  4. Чтение отрывков для инсценировки.
  5. Работа над инсценировкой.
    – выделение ключевых слов
    – чтение по ролям
    – восстановление текста по опоре
    – выявление характера каждого героя
    – пересказ по опоре каждым учеником
    – парная работа
    – подробная инсценировка
  6. Итог урока, оценки.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

Взаимопроверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– С какой сказкой мы познакомились с вами вчера? (Русская народная сказка “Морозко”)

– Понравилась вам эта сказка?

– А чем?

– Какой вывод вы сделали, прочитав эту сказку?

– Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3. Повторение словарных слов. Вспомните, о значении каких слов мы с
вами говорили вчера:

Мачеха, падчерица, затужил, заплакал, озноб, окостенеть, сжалился, короб,
рогожа, заголосила.

Вспомните, что обозначают эти слова? Объясните их смысл.

4. Чтение отрывка для инсценировки.

Сегодня мы с вами попробуем инсценировать эту сказку. Что значит
инсценировать? То есть разыграть на сцене, показать как спектакль с
распределением ролей. Давайте попробуем найти в сказке отрывки, где
разговаривают несколько героев и которые можно инсценировать.

– Разговор Морозко и падчерицы.

– Разговор старухи и собачки (1).

– Разговор Морозко и старухиной дочери.

– Разговор старухи и собачки (2).

5. Расписывание последовательности диалога, работа над инсценировкой.

Какой отрывок вам понравился больше всего?

– Разговор падчерицы и Морозко.

а/ Выделение и запись ключевых слов.

Девочка: Морозко:
Озноб Потрескивает, пощелкивает
Дрожит Поскакивает
Морозушко Сильнее
Батюшка Девица – матушка
Чуть дух переводит  
Окостеневать  
Чуть-чуть языком шевелит Сжалился, отогрел, окутал
Голубчик  

б/ Чтение по ролям.

в/ Восстановление текста по опоре, запись первых букв слов и отдельных
соединительных слов.

г/ Выяснение характера каждого героя и как надо говорить его слова.

д/ Пересказ по опоре каждым учеником на месте (можно пользоваться текстом).

е/ Пересказ по опоре и тексту в парах.

ж/ Подробная инсценировка без заглядывания в текст.

6. Итог урока.

Что сегодня делали на уроке?

Чему учились?

Что нового узнали?

Оценки.

7. Домашнее задание:

Инсценировка отрывка. Можно самостоятельно попробовать инсценировать другой
отрывок.

Конспект урока по литературному чтению на тему «Русская сказка «Морозко». Характеристика героев».

Предмет литературное чтение

Класс 3

Учитель Зудилова Светлана Александровна

Программа УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Учебник. Литературное чтение. 3 класс, часть 1

Тема урока: Русская сказка «Морозко». Характеристика героев.

Целевые установки урока: познакомить с русской народной сказкой «Морозко» в обработке А.Н. Толстого; учить делить текст на части; анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог

Оборудование урока: диск СD Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение к учебнику, электронная презентация, магнитная доска, таблица «Особенности волшебной сказки», карточки для парной, групповой , индивидуальной работы, жетоны — снежинки

Ход урока:

1) Оргмомент.

— Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли на урок. Улыбнитесь им, ребята. Встаньте ровно и покажите, как хорошо мы научились работать.

Вопросы (ответы хором)

  1. Вы готовы секреты литературы открывать?

  2. Ум и смекалку не забыли взять?

  3. Постараетесь всё понять?

  4. А речь будете развивать?

За каждый правильный ответ даётся жетон-снежинка.

— Желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

2) Проверка д/з.

— Что было задано на дом?

Вопросы 9 (пословицы), 12 по учебнику.

Вопрос 12 (особенности волшебной сказки)

  • происходят невероятные события

  • удивительные превращения

  • необычные герои

  • волшебные предметы и помощники

  • борьба добра и зла

3) Актуализация знаний

А) «Эффект яркого пятна»

Показываю рукавицы Деда Мороза. (Надеть на ребёнка)

— Чьи это рукавицы?

— Как ещё можно назвать Деда Мороза? (дедушка, Морозко)

В русской сказке, которую мы сегодня будем читать, его называют МОРОЗКО.

Б) ЦЕЛЬ: Вам надо научиться читать сказку, чтобы прочитать её по ролям.

— Что для этого вам нужно? ( ЗАДАЧИ урока: понять смысл сказки, разобрать характер героев)

В) Прогнозирование

— Кого вы представляете, когда слышите слово «Морозко»?

4) Работа над произведением.

А) ЧТЕНИЕ, СЛУШАНИЕ СКАЗКИ (читает учитель, аудиозапись)

Лучше представить Морозко нам поможет сама сказка.

Б) Краткая беседа по прочитанному

— Понравилась сказка?

— Передайте ваши впечатления. Что именно понравилось? или кто понравился?

В) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (на экране, СЛАЙД 1) – дети пытаются объяснить смысл фраз сами

Перевернёшься – бита

Недовернёшься – бита

Ещё до свету

Баба расходится – не скоро уймётся

Озноб пробирает замёрзла до дрожи

чуть дух переводит

В злате, в серебре везут

Глянула — и руки врозь

Сгинь, пропади, проклятый!

Окостеневать стала, окостенела замерзла до смерти

Рогожу отвернула (СЛАЙД 2)

Г) — Назовите героев сказки:

Падчерица – кто это? прочитайте объяснение по толковому словарику и из текста

Мачеха

Старик

Старухина дочь

Морозко

Собачка

Д) Деление сказки на смысловые части, составление плана. (Самостоятельная работа в группах).

Даётся деформированный план (для всех групп один)

Карточка (клей)

— «Соберите» план по сказке.

План нарезан кусочками.

Е) Самопроверка работы групп (по ЭКРАНУ – СЛАЙД 3)

План.

1. Жизнь падчерицы и старухиной дочери.

2. Падчерица в лесу у Морозко.

3. Старикова дочь возвращается с подарками.

4. Старухина дочь у Морозко.

5. Старуха встречает свою дочь.

5) Работа над характеристикой героев.

А) часть 1 (вычитывание, фронтально)

— Найдите слова, которые характеризуют падчерицу. Как ей жилось? Какая она была? (трудолюбивая, замученная, всегда уставшая)

— Найдите слова, которые характеризуют старухину дочь. Какая была она? (ленивая, заласканная)

— Какая была мачеха? (жестокая, злая, грубая, несправедливая)

Ф/М (СЛАЙД 4)

Вот студеною зимой                              Дети машут руками.
Ветер дует ледяной.

На дворе у нас мороз.                          Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.  

Б) Работа в паре по вопросам учебника.

1 ряд: с. 80 вопросы 3,4,5 Доказывают текстом.

2 ряд: с. 80 вопрос 6

3 ряд: с. 80 вопрос 7

В) Проверка (добавление черт характера)

Г) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточки:

Подчеркни слова, которые характеризуют падчерицу:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют старухину дочь:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют старуху:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют Морозко:

Мудрый

Добрый

Безвольный

Слабохарактерный

Справедливый

Вежливый

Злой

Ласковый

Грубый

Трусливый

Боязливый

Нерешительный

Подчеркни слова, которые характеризуют старика:

Мудрый

Добрый

Безвольный

Слабохарактерный

Справедливый

Вежливый

Злой

Ласковый

Грубый

Трусливый

Боязливый

Нерешительный

Д) — А на какого героя вы хотели бы быть похожими? (мнения детей)

6) Итог урока.

А) — Доскажите: Сказка – ложь, да в ней намёк. Добру молодцу …

– Чему же учит эта сказка? На что намекает сказка?

— Можно ли её назвать волшебной?

Б) Подсчёт жетонов-снежинок.

7) Д/з: научиться читать по ролям, передав голосом характеры героев.

  • Конспект урока сказка о царе салтане характеристика героев 3 класс
  • Конспект урока русский язык 6 класс систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Конспект урока русские народные сказки 5 класс коровина
  • Конспект урока расскажи сказку колыбельные 2 класс школа россии
  • Конспект урока работы над рассказом в начальной школе