I.Организационный момент
II. Актуализация знаний и мотивация.
III. Постановка учебной задачи
IV. Работа по теме урока
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
— Приветствие учащихся, проверка
готовности класса.
— Давайте посмотрим на ваши рисунки, выполненные к сегодняшнему уроку. ( на доске)
— Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.
(В классе выставка книг — сказок Пушкина. Висит портрет.)
— Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
— Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.
– Какие ещё сказки А. С. Пушкина вы знаете?
— Какие чудеса в них встречаются?
— Вспомните, какие виды сказок бывают?
(На доске переворачиваю карточки.)
— В чём их различие?
— А что у них может быть общее?
— А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане…».
— Откройте учебник на с. 92, прочитайте полное название сказки, с которой начнём сегодня знакомиться.
— Из чего ясно, что это сказка?
— Можно ли из заголовка узнать какие герои встретятся в этой сказке?
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
— Как они называются?
— Сегодня я вам прочитаю часть сказки.
(читаю с. 92 — с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит…»)
— Хотите ли вы узнать продолжение сказки?
-Какая эта сказка по содержанию?
— Для чего придумали сказки?
— Как по — другому сказать о сказке?
— Каковы сестры?
— Что можно сказать о царе?
— Каким оказался молодой царевич?
— Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?
— Продолжить чтение сказки до конца.
Учащиеся читают выразительно. Некоторые рассказывают наизусть.
А.С.Пушкин.
Ответы детей.
Литературные, народные.
У лит-й сказки есть автор, народную из уст в уста передавал народ.
Лит-я сказка и народная могут быть, волшебные, бытовые и о животных.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.
Да.
Устаревшие.
Дети следят и слушают.
Бытовая.
Ответы детей.
Фантазия, выдумка.
Ответы детей.
Урок 24. Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
(в сокращении)
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», совершенствования навыка чтения, работы над развитием выразительной речи, развития творческих способностей, воображения, обогащения словарного запаса; способствовать воспитанию любви к русской классической литературе |
Тип урока |
Усвоение знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) |
Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят текст и рисунок, составляют словесный план, составляют словарь устаревших слов и подбирают синонимы. Перечитывают сказку и выявляют ее структурные части |
Личностные результаты |
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение. Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Основное содержание темы, понятия и термины |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Структурные части сказки. Выразительное чтение сказки (тона, темп чтения, паузы и логические ударения в стихотворной строке) |
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Проверка домашнего задания |
Выразительное чтение наизусть |
Организует конкурс «Лучший чтец». Предлагает прочитать выразительно наизусть отрывок «Бой Руслана с головой» |
Выразительно читают наизусть отрывок из поэмы. Высказывают свои мнения о качестве чтения |
Предметные: осознанно Регулятивные: определяют степень успешности |
III. Подготовка к основному этапу занятия |
Антиципация |
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Предлагает по названию предугадать содержание сказки |
Слушают учителя. Формулируют учебную задачу. Предугадывают предстоящее чтение |
Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. Работа с текстом во время чтения |
Понимание текста на уровне |
Читает текст сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении). Организует чтение сказки учащимися |
Слушают, следят по тексту, описывают свои представ-ления. Читают по цепочке осознанно, выразительно |
Личностные: эмоционально воспринимают произведение. Предметные: воспринимают на слух текст; осознанно читают; находят средства выразительности |
V. Работа с текстом после чтения |
Осуществление анализа произведения. Развитие навыков поискового чтения |
Проводит беседу по вопросам. – Как начинается сказка? Сравните мать-царицу и ее сестер. Как их изображает Пушкин? Прочитайте. – Отчего царь Салтан все время грустил? Как об этом говорит поэт? Найдите ответ в тексте. – О чем печалился князь Гвидон? Ответьте словами сказки. – Как поэт изображает царевну Лебедь? Почему она выполняла все желания Гвидона? В чем проявилась ее волшебная сказка? Объясните |
Отвечают на вопросы. Находят в тексте сказки ответы на вопросы |
Предметные: владеют содержанием сказки. Познавательные: осуществляют сравнение; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения, пытаются принимать иную точку зрения, приходят к общему решению в результате коллективного обсуждения |
VI. Рефлексия |
Создание ситуации фиксации нового знания |
Подводит итог. – Какие открытия вы сделали для себя на уроке? |
Отмечают новые знания, высказывают их друг другу, классу |
Регулятивные: дают эмоциональную оценку полученного от деятельности на уроке результата |
Домашнее задание |
Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть |
Дает задание. – Выучите наизусть отрывок из сказки. Подготовьтесь к инсценированию сказки |
Записывают в дневник домашнее задание |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
- используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
- развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
- воспитывать нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
- Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
- Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
- Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
- Слайд 6. Обман царя.
- Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
- Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
- Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
- Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
- Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
- Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
- Слайд 13. Встреча с отцом.
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
— Что такое сюжет?
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Кого – к миру зла?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…» |
Волшебные сказки |
1. Нет зачина. |
1. Начинается с зачина. |
2. Троекратный повтор событий. |
2. Троекратный повтор событий. |
3. Волшебные события, герои. |
3. Волшебные события, герои, предметы. |
4. Сказочный язык. |
4. Сказочный язык. |
5. Зло прощено. |
5. Зло наказано. |
6. Сказочная концовка. |
6. Сказочная концовка. |
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
- Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
- Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
- Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
- Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
- Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
- О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
- Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
- Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!
Литературное чтение, 3 класс
Урок 15.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 1
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Как отличить литературную и народную сказки.
- Классификация сказок.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдётся человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути, сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
Ключевые слова
Сказка; народные и литературные сказки; отличительные особенности волшебной сказки; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1. Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй.
Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, произведение волшебного, бытового характера. Как и всё народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то что она всегда ориентирована на вымысел.
Структура сказки – зачин, основная часть и концовка.
2.Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Отметим, что положительные герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Сказочные сюжеты поглощают юного читателя. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен, волшебные помощники, которые помогают бороться с нечистой силой. Кроме приведенной выше классификации, сказки ещё делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен.
3. Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны. Что добро победит зло.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие — к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.
Карточки с названиями:
Сказка о царе Салтане….
Колобок
Волк и семеро козлят
Красная шапочка
Правильный ответ:
Литературные |
Народные |
Сказка о царе Салтане… Красная шапочка |
Колобок Волк и семеро козлят |
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока
1 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
3. Создатель художественного произведения.
4. Способ автора отобразить действительность.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Автор сказки о царе Салтане?
2. Создатель художественного произведения.
3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
4. Иллюстратор сказки о царе Салтане.
5. Что разлучило царя Салтана с женой?
Ответ
1 вариант
1. Пушкин
2. Сказка
3. Автор
4. Образ
5. Война
2 вариант
1. Пушкин
2. Автор
3. Сказка
4. Билибин
5. Война
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент (3 мин)
Цель:
— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)
Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
И
царевне
Лебеди
— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
— Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— определение средства (алгоритм);
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Фронтальная беседе (интервью)
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. «Открытие» нового знания
(10 мин)
Цель:
— реализация построенного проекта в соответствии с планом;
— фиксация нового способа действия в речи;
— фиксация преодоления затруднения;
— уточнение общего характера нового знания;
— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
— Как они называются? (Устаревшие)
— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
— В чём их различие? Приведите примеры слов.
— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября)
Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
-
Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
-
Что заставило Гвидона превратиться в комары?
-
Как наказал свою тетку Гвидон?
-
Осуждает ли автор своего героя?
-
Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-
Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-
О каком чуде рассказала повариха?
-
О каком чуде рассказала ткачиха?
Работа с устаревшими словами
Работа со словарями
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
Чтение третьего отрывка
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
(2 мин)
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
6. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;
1. Какие выражения встречаются в сказке?
2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказки
Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
— Как относится автор к царю?
-
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
-
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)
Характеристика основных героев сказки
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(10 мин)
Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Игра «Сказки перепутались»
Задание: найти строчки к подходящей сказке.
А
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»
Б
В ноги он к старухе поклонился,
Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»
В
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Г
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).
Каждая команда получает карточку
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
— фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
Дидактический материал
За островом Буяном.
Вспомни сказку А.С. Пушкина.
-
Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
-
Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
-
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»
— Итог, награждение грамотами «За активное участие»
— Чему учит сказка?
— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 100. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
— За работу на уроке оценки получают:
— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
— Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Организация фиксирования нового знания
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок
РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
По этому
приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
«Сказка о
попе и о работнике его Балде» Слайд 15 «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях» Сл. 16
5. Физминутка
6. Работа по теме
урока.
— Перед выступлением
на радио каждый артист, прежде всего, знакомится с текстом, разбирает значение
некоторых слов, готовится к выразительному чтению.
Нашу подготовку к
записи мы также начнём по определённому плану. Слайд 17.
— В тексте сказки
много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Как они называются?
(Устаревшие)
— Значения некоторых
слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
Слова из первого
отрывка сказки. Молвить,
Крещёный мир, позадь забора, к исходу сентября, Красная девица
Светлица, сени (см.
словарь Ожегова) Чтение
Слова из второго
отрывка сказки. Аршин
Гонец (см. учебник) Чтение
Слова из третьего
отрывка. Сума,
бояре (см. словарь устаревших слов) Чтение
7. Физминутка.
Слова из
четвёртого отрывка сказки. Вопить
(плакать, просить) Чтение
8. Закрепление.
— Ребята, как вы
думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
— Сейчас мы будем
отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
— О чём мечтали
девицы? Слайд 18
На этой иллюстрации
мы можем рассмотреть женский народный костюм
(русские сарафаны,
рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).
— Кто стоял около
окошка и услышал разговор сестриц?
Здесь мы видим
богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна
мастерица.
Посмотрите, как
красиво резьбой украшена изба — это работа искусного мастера.
— Кем стали девицы,
когда попали во дворец?
— Куда вскоре после
свадьбы отправился царь Салтан? Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
— Что защитит его во
время боя?
— Почему случилось
так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан? — Почему так
поступили её сестрицы?
— Бояре любили
молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в
океан?
Посмотрев на
следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и
её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами
сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод,
который может встречаться только в сказке.
— Какая это сказка?
Народная или литературная? Почему?
— Элементы каких
видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?
(Царь, царица,
ткачиха, повариха, бояре — герои бытовых сказок, младенец за сутки стал
взрослым юношей — это характерно для волшебных сказок.)
— Много замечательных
произведений создал великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его
имя навечно останется в наших сердцах.
— Спасибо вам,
ребята, за работу. В школе и дома вы дочитаете сказку до конца, подготовите её
выразительное чтение, и тогда мы сможем её записать в нашей студии. До новых
встреч.
9. Итог урока.
Вам понравилось наше
путешествие?
Что нового увидели,
узнали? Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы
продолжим чтение сказки, Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее
задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки
сказки, которые читали на уроке.
Продолжить чтение
сказки
Найти и выписать из
текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе
словари.
Дата:21/11
Цель урока:
Познакомить с содержанием «Сказки о царе Салтане»; раскрыть
идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.
9. Задачи:
— обучающие
Познакомить с
понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку
«Царевич Нехитёр – Немудёр»; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».
-развивающие
Развивать навыки
выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп
чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и
выделять логические ударения)
-воспитательные
Воспитывать
непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию
чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.
Тип урока
комбинированный
Формы работы учащихся
фронтальная
Необходимое
техническое оборудование ноутбук, интерактивная доска.
Структура и ход
урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап |
Название (с |
Деятельность (с |
Деятельность |
Время (в |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный |
Психологически — Слышите – звенит Добро пожаловать к -Ребята, -Из какого -Что любит |
Проверяет |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация |
ЭОР ЭОР |
А вы любите слушать Сказки мы слышим с Сегодня на уроке Эпиграфом к нашему -Как вы понимаете -Что берет |
Делится Рассматривают |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Изучение |
Учитель |
Пассивное |
23 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Этап |
-Можем ли мы Сопоставительный -Заполним
-Вы согласны с -Как вы думаете, -Как называется -Что же отличает Пушкин перенес в |
Принимает Принимает |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Этап |
ЭОР ЭОР |
Мы видим, что В свою очередь на -Какие краски — Какое настроение Не только художники -Увидели |
Просмотр Прослушивание |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Информация |
-Я вижу, что сказка |
Воспринимает |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Подведение Рефлексия |
Электронный |
В сказках добро -А вы бы простили -Сохранилась ли у -Чему научила нас — Сказка учит -У меня в руках |
Определяет |
4 |
Дата:________________________
Тема: Сказка о
царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди.
Цель: Продолжить работу над сказкой А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане:», углубить знания о жизни и
творчестве поэта; совершенствовать навыки чтения, работать над развитием
выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать
словарный запас; в оспитывать любовь к русской классической литературе.
Ход урока
1.Организационный
момент.
2. МЦЭ Повторение изученного
материала.
-Ребята, вы себе можете представить
свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать
сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства,
они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы
знаете?
-О чем
бывают сказки?
-Как видите, у сказок много дорог.
Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо — чудное и диво — дивное. А
можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке
заложен глубокий смысл.
(обращение
к портрету и высказыванию на доске)
А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь,
да в ней намек. Добрым молодцам урок!»
-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина
мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)
3. ОЭ
Главные герои сказки: Царь Три
девицы Гвидон Сватья баба Бабариха
Чудеса превращения: 1. Город: Стены с
частыми зубцами, И за белыми стенами блещут маковки церквей и святых
монастырей.
2. Белка : Белка песенки поет и
орешки все грызет, а орешки не простые,
Все скорлупки
золотые, ядра – чистый изумруд.
3. 33 богатыря: в чешуее, как жар
горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
4. Царевна: За морем царевна есть, что на можно глаз
отвесть:
Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, месяц под
косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава,
Выступает, будто пава; А как речь-то
говорит, Словно реченька журчит.
Эпитеты: Красная девица Добрый конь Синее
небо Синее море
Широкое поле Добрый ужин Шнурок
шелковый Лук дубовый Лук тугой
Фразеологизмы: Растет не по дням, а по часам….Чем
заканчивается сказка? Встреча Салтана со своей семьей
Концовка: Я там был; мед-пиво пил- и усы лишь
обмочил.
4. Итог урока
В сказках добро побеждает зло.
Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется
изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене,
к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению,
мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть,
а учиться радоваться за других)
Дата:
Тема: Сказкой о царе Салтане…
Цель: развивать нравственные качества (любовь к
семье, родным, близким); воcпитывать любовь к художественному слову, к
поэзии Пушкина; продолжить работу над развитием умения оценивать поступки
героев.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока.
1. Аналитическая беседа.
-Пушкин использовал фольклорные сюжеты и
сказочные мотивы. Какие?
Царь подслушал разговор и женится на младшей;
завистливые сестры оговаривают младшую сестру…
-Что делает сказку волшебной?
Присутствие волшебных героев: царевна-
лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные
превращения.
Работа с текстом: зачитываем описание превращения Гвидона в муху,
комара, шмеля.
Учитель: Сказка Пушкина вдохновила Н.А. Римского-Корсакова на
создание одноименной оперы. Давайте послушаем фрагмент и постараемся угадать,
какой «волшебный» эпизод из сказки Пушкина положен на музыку композитором.
Слушание фрагмента «Полет шмеля» из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе…».
-Царство Салтана и чудесный остров с городом, мимо которого
почему-то ездят каждый раз заморские гости-купцы,– все это расположено неведомо
где, где угодно, в выдуманном мире. Но давайте прочитаем название города, в
котором княжит Гвидон
Работа с текстом:
. Что означает остров Буян в сказке Пушкина? В
народных сказках встречается выражение «буйный лес», «буйные травы». Что
означает эпитет «буйный»?
У Пушкина остров Буян с городом богатый,
изобильный, «кругом палаты», «изоб нет», все богаты. А кто же делает
этот город богатым? ( белочка. )
Чтение описания белочки.
перенесение свойств человека на животное;
использование слов с оценочными суффиксами (песенки, орешки, скорлупки); яркая
цветовая гамма (скорлупки золотые, ядра чистый изумруд); бесхитростные рифмы (поет-грызет,
не простые- золотые.).
А кто охраняет этот чудесный остров?
-В каких фольклорных жанрах мы, читатели,
встречаемся с богатырями? (В былинах).
Проведение викторины.
1. Каких героев назвал Пушкин в заглавии сказки?
2.Как
Гвидон назван в заглавии сказки? Важно ли это для понимания его характера?
3.Каких
героев не назвал поэт в заглавии? Справедливо ли это?
4 .Кем
приходятся тридцать три богатыря царевне -лебедь? (Эти витязи морские, браться родные.)
5. Кем приводятся ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха Гвидону? (тетки, бабушка)
Работа
в малых группах.
1. Можно
ли представить картины моря? (Описание найти в тексте и сравнить)
- Найди
сравнения в описании красоты царевны; - Посмотри
еще раз текст сказки и отметь в нем слова, которые сейчас уже не
употребляются
Дом/з Выраз. чтение
сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки
Тема:
Игра – прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане….» )
Цель:
Обобщение знаний в занимательнойформе по изученному произведению
А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи
учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать,
обобщать, анализировать.
Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную
потребность, хороший эстетический вкус.
^ ХОД УРОКА:
1. Орг.момент
2. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра
Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать
«Прогулка по Лукоморью» Кто придумал такое слово? Что оно означает?
Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра-
путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно
отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа.
Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
оведаю теперь я свету…
— Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки
А.С.Пушкина вам известны?
— Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым
дорожкам!
^ 3. Работа над темой.
Дорожка 1. Название.
Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
(дети называют по цепочке одно слово названия)
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Дорожка 2. Вопрос-ответ.
Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
« Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)
2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)
3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
« Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.»
4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху,
шмеля)
6. «А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правы глаз…»
Какой тетке? (поварихе)
7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
«Во саду ли, в огороде…»
8. Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!…
Что такое ретивое? ( сердце)
Дорожка 3. Портреты и герои.
1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из
«Сказки о царе Салтане…»
— Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь
белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка,
старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.
Дорожка 4 . Театральная.
Дети представляют инсценировки выбранных отрывков (предварительное задание)
Дорожка 5 . Иллюстративная.
Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится
иллюстрация.
Дорожка 6. Литературные знания.
Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе
Салтане…”?
— Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы .
Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
— В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
— Какие сравнения использовал автор в сказке?
Дорожка 7. Верю- не верю.
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)
(указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась
без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)
Дорожка 8. Продолжи фразу.
А)Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б)Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
^ 4. Подведение итога урока.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку
Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю
я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
5. Д/З. Выучить отрывок наизусть