Конспект урока литературного чтения
4 класс УМК «Планета знаний»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»(1-й урок)
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
- Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Личностные УУД
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
- Постановка и сохранение учебной задачи.
- Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
- Воспитание критического мышления.
Познавательные УУД
- Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
- Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Ход урока
1. Работа с текстом до чтения
1) Проверка домашнего задания.
— Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. Какие сказки он написал?
— Какие сказки вы читали самостоятельно? Какие в классе?
(Дети демонстрируют книги, в которых напечатаны сказки поэта, рассказывают их сюжеты.)
— Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?
(Читают по тексту или наизусть любимые фрагменты)
2) Просмотр видеофильма о Пушкине и его творчестве.
— Что узнали о Пушкине из фильма, из домашней статьи учебника?
— Что в учебнике говорится о создании Пушкиным «Сказки о царе Салтане…»
(Дети рассказывают и зачитывают фрагменты из статьи учебника)
3) Обсуждение названия сказки.
— Зачем Пушкин ещё раз в названии подчёркивает, что это сказка?
(Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)
— Что ещё необычного в названии сказки?
(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение автора к ним.)
— Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
( По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.)
— Какими вы представляете себе героев с такими именами?
— У кого из героев нет имени?
3) Обобщение ранее прочитанных сказок. Работа в парах.
Задание: соедините название сказки и её характеристику.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Самая непонятная
«Сказка о попе и работнике его Балде» Самая печальная и безысходная
«Сказка о мёртвой царевне и о Самая лиричная
семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке» Самая добрая и просторная
Сказка о царе Салтане…» Самая насмешливая
2. Словарная разминка.
Стр. 23 №1 в рабочей тетради: напиши синонимы к данным словам.
3. Работа с текстом во время чтения
1) Чтение сказки до слов «Мать и сын теперь на воле»
— На что обратили внимание при первом чтении?
— Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части. Составление плана.
— На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чем они?
1. Выбор невесты.
2. Обман царя.
3. Чудесное спасение.
3) Работа с первой частью
— Приведите примеры зачина.
— Как начинаются сказки Пушкина?
— О чём говорит отсутствие зачина?
(И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие?
(Три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный разговор-торг – «кабы я была…»)
— С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры.
(Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой.)
— Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.
А в чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Ведёт он себя необычно: подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)
3) Выборочное чтении 2 части
— Каков же Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям?
(Он разный: добрый, доверчивый: поверил в клевету; любит жену, но бывает несправедливый, гневный. Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
(Каждый вывод подтверждается цитатами из текста.)
— Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.
4) Выборочное чтение 3 части
— Вернёмся к другим героям сказки, которые поневоле отправились в путешествие.
— Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как надо читать эти строки?
— Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и действия, и чувства.
(Учащиеся находят не просто подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, и разговор, и действия, и чувства в сказке Пушкина – реальные или сказочные?)
— Как же спасаются герои сказки?
3. Работа с текстом после чтения
— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
— Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?
— Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением добра или зла?
— Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в отношении к третьей сестре и дочери?
— Чем, по-вашему, объясняется их поведение?
(Они завидуют царевне.)
4. Домашнее задание
1) Выразительное чтение отрывка.
2) В рабочей тетради: стр. 23 №2.: выписать из отрывка слова и сочетания слов, которые встречаются в народных сказках.
Литература.
1. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. «Уроки литературного чтения в 4 классе.» Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО 2006. – Серия «Свободный ум».
2. Кац Э. Э. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. М.: АСТ, «Астрель», 2014.
Диск «Видеоуроки. Детям о писателях». Фильм об А. С. Пушкине.
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.
2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.
Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки.
Эпиграф к уроку
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма»
А. С. Пушкин
Ход урока:
1. Организация класса. (Слайд 1)
— Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.
2.Мотивация учебной деятельности.
— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность…)
— Работать будем по группам.
Повторение правил работы в группах.
— Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)
3. Постановка учебной задачи и темы урока.
— Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? (Слайд 2)
— Кто написал эту сказку?
— Кто знает полное название сказки?
— Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем, чем мы будем заниматься на уроке.
Артикуляционная гимнастика(Слайд 3)
Ок-ок-ок – начинаем наш урок
Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать
Ять-ять-ять – план картинный применять
Ость-ость-ость — развивать выразительность
Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев
Ра-ра-ра – получить урок добра.
— У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете.
4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды 4-8)
Вопросы викторины:
— Где и когда родился А.С. Пушкин?
— Как звали мать поэта? Отца?
— На каком языке говорили в семье Пушкина?
— Кто занимался воспитанием маленького Александра?
— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
— Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)
5. Проверка домашнего задания.
— Первая группа ребят подготовила рисунки к сказкам А.С. Пушкина. Представьте свои работы.
Презентация детских работ. (Первая группа)
— Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к сказкам А.С. Пушкина. (Слайды 10-12)
— Вторая группа ребят подготовила инсценировку отрывка из сказки.
Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 — 14)
— Третья группа прочитайте выразительно четвёртую часть в хрестоматии с. 115.
— При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили?
— Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова?
— Четвертая группа объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»: (Слайд 15)
Средь зыбей–
Клёв –
Град –
Вдовица –
Снурок —
Чародей —
Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе Салтане…»
-Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас.
6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)
(Слайд 16)
— Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
Выборочное чтение. Работа по учебнику.
-
Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
-
Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
-
Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
-
Кого родила царица?(с.112)
-
Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
-
Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
-
На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
-
О чём просило дитя волну?(с.114)
-
Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?(с.115)
-
Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
-
Как стали величать Гвидона в новом городе? (с.117)
7.Физ. минутка (Слайд 17)
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
— Богатырей, выходящих из моря.
-Кто из вас знает, что за музыка звучала?
— Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.
— Многие художники — иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь».
8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.
— А теперь продолжим работу над сказкой.
Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте план.
План характеристики героев. (Слайд 18)
-
Имя героя. Опишите его внешность и характер.
-
Действия и поступки, совершаемые героем.
-
Отношение автора к герою.
-
Ваше отношение к герою.
— Выберите по желанию одного из героев сказки и составьте характеристику.
Договоритесь между собой и выполните работу.
Дети выступают по группам.
9. Обобщение.
— Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19)
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)
— Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .
10. Оценка работы детей.
— Давайте заглянем в наши ларцы знаний…
Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке.
11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки
А.С. Пушкина наизусть. (Слайд 20)
— Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети
3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.
12. Рефлексия.
— Закончить хочу урок словами стихотворения… (Слайд 21)
(Звучит фонограмма музыки)
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова — алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
— Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.
Урок окончен! Всем спасибо! (Слайд 22)
9
Конспект урока литературного чтения «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». УМК «Планета знаний» (4 класс). Урок №1.
Конспект урока литературного чтения
4 класс УМК «Планета знаний»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»(1-й урок)
Задачи урока:
-
Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
-
Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.
-
Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Личностные УУД
-
Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
-
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
-
Постановка и сохранение учебной задачи.
-
Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
-
Воспитание критического мышления.
Познавательные УУД
-
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
-
Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
-
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
-
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Ход урока
1. Работа с текстом до чтения
1) Проверка домашнего задания.
— Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. Какие сказки он написал?
— Какие сказки вы читали самостоятельно? Какие в классе?
(Дети демонстрируют книги, в которых напечатаны сказки поэта, рассказывают их сюжеты.)
— Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?
(Читают по тексту или наизусть любимые фрагменты)
2) Просмотр видеофильма о Пушкине и его творчестве.
— Что узнали о Пушкине из фильма, из домашней статьи учебника?
— Что в учебнике говорится о создании Пушкиным «Сказки о царе Салтане…»
(Дети рассказывают и зачитывают фрагменты из статьи учебника)
3) Обсуждение названия сказки.
— Зачем Пушкин ещё раз в названии подчёркивает, что это сказка?
(Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)
— Что ещё необычного в названии сказки?
(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение автора к ним.)
— Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
( По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.)
— Какими вы представляете себе героев с такими именами?
— У кого из героев нет имени?
3) Обобщение ранее прочитанных сказок. Работа в парах.
Задание: соедините название сказки и её характеристику.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Самая непонятная
«Сказка о попе и работнике его Балде» Самая печальная и безысходная
«Сказка о мёртвой царевне и о Самая лиричная
семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке» Самая добрая и просторная
Сказка о царе Салтане…» Самая насмешливая
2. Словарная разминка.
Стр. 23 №1 в рабочей тетради: напиши синонимы к данным словам.
3. Работа с текстом во время чтения
1) Чтение сказки до слов «Мать и сын теперь на воле»
— На что обратили внимание при первом чтении?
— Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части. Составление плана.
— На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чем они?
1. Выбор невесты.
2. Обман царя.
3. Чудесное спасение.
3) Работа с первой частью
— Приведите примеры зачина.
— Как начинаются сказки Пушкина?
— О чём говорит отсутствие зачина?
(И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие?
(Три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный разговор-торг – «кабы я была…»)
— С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры.
(Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой.)
— Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.
А в чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Ведёт он себя необычно: подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)
3) Выборочное чтении 2 части
— Каков же Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям?
(Он разный: добрый, доверчивый: поверил в клевету; любит жену, но бывает несправедливый, гневный. Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
(Каждый вывод подтверждается цитатами из текста.)
— Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.
4) Выборочное чтение 3 части
— Вернёмся к другим героям сказки, которые поневоле отправились в путешествие.
— Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как надо читать эти строки?
— Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и действия, и чувства.
(Учащиеся находят не просто подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, и разговор, и действия, и чувства в сказке Пушкина – реальные или сказочные?)
— Как же спасаются герои сказки?
3. Работа с текстом после чтения
— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
— Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?
— Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением добра или зла?
— Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в отношении к третьей сестре и дочери?
— Чем, по-вашему, объясняется их поведение?
(Они завидуют царевне.)
4. Домашнее задание
1) Выразительное чтение отрывка.
2) В рабочей тетради: стр. 23 №2.: выписать из отрывка слова и сочетания слов, которые встречаются в народных сказках.
Литература.
1. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. «Уроки литературного чтения в 4 классе.» Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО 2006. – Серия «Свободный ум».
2. Кац Э. Э. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. М.: АСТ, «Астрель», 2014.
Диск «Видеоуроки. Детям о писателях». Фильм об А. С. Пушкине.
Конспект урока литературного чтения
4 класс УМК «Планета знаний»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»(1й урок)
Задачи урока:
Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,
углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи,
развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Личностные УУД
Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки
художественного произведения.
Формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу
и способам решения поставленных задач.
Регулятивные УУД
Постановка и сохранение учебной задачи.
Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая
информацию, необходимую для ответа на вопрос.
Воспитание критического мышления.
Познавательные УУД
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение
рассматривание), читательской компетенции.
Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое
воображение детей.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД
Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное
мнение и позицию.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной
деятельности.
Ход урока
1. Работа с текстом до чтения
1) Проверка домашнего задания.
Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. Какие сказки он написал?
Какие сказки вы читали самостоятельно? Какие в классе?
(Дети демонстрируют книги, в которых напечатаны сказки поэта, рассказывают
их сюжеты.)
Что вы помните наизусть из пушкинских сказок? (Читают по тексту или наизусть любимые фрагменты)
2) Просмотр видеофильма о Пушкине и его творчестве.
Что узнали о Пушкине из фильма, из домашней статьи учебника?
Что в учебнике говорится о создании Пушкиным «Сказки о царе Салтане…»
(Дети рассказывают и зачитывают фрагменты из статьи учебника)
3) Обсуждение названия сказки.
Зачем Пушкин ещё раз в названии подчёркивает, что это сказка?
(Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит
сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)
Что ещё необычного в названии сказки?
(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется
отношение автора к ним.)
Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
( По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.)
Какими вы представляете себе героев с такими именами?
У кого из героев нет имени?
3) Обобщение ранее прочитанных сказок. Работа в парах.
Задание: соедините название сказки и её характеристику.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Самая непонятная
«Сказка о попе и работнике его Балде» Самая печальная и безысходная
«Сказка о мёртвой царевне и о Самая лиричная
семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке» Самая добрая и просторная
Сказка о царе Салтане…» Самая насмешливая
2. Словарная разминка.
Стр. 23 №1 в рабочей тетради: напиши синонимы к данным словам.
3. Работа с текстом во время чтения
1) Чтение сказки до слов «Мать и сын теперь на воле»
На что обратили внимание при первом чтении?
Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части. Составление плана.
На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чем они?
1. Выбор невесты.
2. Обман царя.
3. Чудесное спасение.
3) Работа с первой частью
Приведите примеры зачина. Как начинаются сказки Пушкина?
О чём говорит отсутствие зачина?
(И герои, и события существуют не гдето далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие?
(Три девицысестрицы прядут и ведут между собой своеобразный разговорторг –
«кабы я была…»)
С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры.
(Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой.)
Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках.
Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.
А в чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Ведёт он себя необычно: подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один
на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)
3) Выборочное чтении 2 части
Каков же Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям?
(Он разный: добрый, доверчивый: поверил в клевету; любит жену, но бывает
несправедливый, гневный. Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно
бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
(Каждый вывод подтверждается цитатами из текста.)
Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих
из нас.
4) Выборочное чтение 3 части
Вернёмся к другим героям сказки, которые поневоле отправились в путешествие.
Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как надо читать эти
строки?
Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж,
и разговор, и действия, и чувства.
(Учащиеся находят не просто подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, и
разговор, и действия, и чувства в сказке Пушкина – реальные или сказочные?)
Как же спасаются герои сказки?
3. Работа с текстом после чтения
Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его
считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?
Можете ли вы сказать о какихто героях сказки, что они являются воплощением
добра или зла?
Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в отношении к третьей сестре и
дочери?
Чем, повашему, объясняется их поведение?
(Они завидуют царевне.)
4. Домашнее задание 1) Выразительное чтение отрывка.
2) В рабочей тетради: стр. 23 №2.: выписать из отрывка слова и сочетания слов,
которые встречаются в народных сказках.
Литература.
1. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. «Уроки литературного чтения в 4 классе.»
Методические рекомендации для учителя. Изд. 2е. М.: «Баласс», Издательский Дом
РАО 2006. – Серия «Свободный ум».
2. Кац Э. Э. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое
пособие. М.: АСТ, «Астрель», 2014.
Диск «Видеоуроки. Детям о писателях». Фильм об А. С. Пушкине.
Цели урока:
- обучение детей ведению диалога с автором во
время чтения текста, анализу текста; - обобщение знаний детей и выяснение глубины
понимания главной мысли произведения; - обучение составлению сравнительной
характеристики героев с опорой на текст
произведения; - развитие навыка выразительного чтения
стихотворного текста; - воспитание интереса к чтению, любви к книге,
способности сопереживать.
Оборудование урока:
- учебники литературного чтения для 4 класса «В
океане света» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, - раздаточный материал для учащихся,
- записи на доске «Черты характера»,
- магнитофон, диск с музыкой,
- портрет поэта, магниты,
- подарочное издание книги с иллюстрациями к
сказкам, - материалы для проведения викторины,
- грамоты, жетоны.
План урока.
- Организационный момент. 1 мин.
- Проверка домашнего задания. 5 мин.
- Работа с текстом и составление сравнительной
характеристики царя Салтана и князя Гвидона.
10мин. - Задание на дом. 1 мин.
- Физкультпауза. 1 мин.
- Работа по развитию навыка выразительного
чтения на материале отрывка «Лебедь и Коршун».
10 мин. - Беседа-обобщение по «Сказке о царе Салтане…».
5 мин. - Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 5 мин.
- Подведение итогов. 1 мин.
Конспект урока.
Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки
А.С.Пушкина. А вы?
Какую сказку великого русского поэта вы
изучали на предыдущих уроках? «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди». Тогда прочтите понравившиеся вам
отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите,
почему вам понравился тот или иной отрывок.
Дети зачитывают отрывки. Учитель задает
уточняющие вопросы по содержанию прочитанного
текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.
Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой
сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь.
Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами
характера наделил автор царя Салтана и князя
Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять
работу вы будете на листках. (См. Приложение
1). Выберите из списка слова-характеристики и
запишите на «лучах».
Самостоятельная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Итак, каким вам представляется царь Салтан?
Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)
Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не
наказал гонца)
Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился
на придворных, нежелающих его пускать в
путешествие)
Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)
Простой (женился на крестьянке, любит слушать о
чудесах)
Доверчивый (верит во все чудеса)
Пассивный (не нашел виновников трагедии)
Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из
плавания)
А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его
характера синим цветом. (Магниты)
Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь,
пожалел бабушку — сватью бабу Бабариху)
Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц,
будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)
Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем
уделе, причем белочка пополняет княжью казну,
морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди
он женится; заставляет причаливать корабли,
проплывающие мимо)
Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)
Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук
для лука)
Внимательный (видит печаль на лице отца во
время встречи с ним)
Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о
торговле)
Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет
отца и сына?
Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и
гостеприимство. А каковы основные отличительные
особенности характеров героев?
Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный
и практичный.
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин
прославляет его уже в названии сказки!
При выполнении этого задания активно работали
следующие учении::Их ответы заслуживают
отличной оценки.
Для домашнего задания я подготовила вам
листки на печатной основе, где вам потребуется
сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в
котором существует князь Гвидон. Это поможет вам
еще глубже понять их характеры.(См. Приложение
2)
А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.
Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь
закройте глаза и посидите спокойно.
Откройте глаза, опять быстро поморгайте,
закройте глаза и отдохните
Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды,
откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз.
Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.
Ребята, в начале урока вы мне зачитывали
понравившиеся отрывки из сказки. Сказка
просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и
драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и
сказать, в каком месте сказки вы особенно
переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком
бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть
не погубил коршун-чародей.
Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.
Наша цель: научиться его выразительно читать.
Что делает нашу речь выразительной? Какие
средства выразительности речи вы знаете?
Темп (медленный, средний, быстрый).
Громкость (громким, обычным, тихим голосом).
Тон речи (какие чувства мы хотим передать).
Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная),
поставим / или//.
Логическое ударение (подчеркнем то слово,
которое нужно выделить голосом).
Сначала учитель дает образец выразительного
чтения.
Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно
послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется
темп, громкость, тон речи.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
Видно, на море не тихо;
Смотрит // — видит дело лихо: спокойным тоном
в медленном темпе
Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется,
Гвидон испытывает тревогу заКоршун
носится над ней; лебедь, жалость к ней
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче,
наступает кульминация
Тот уж когти распустил. Боится опоздать и
выпускает стрелу
Клюв кровавый навострил://
Но как раз стрела запела — перелом в
сражении, облегчение передать
В шею коршуна задела — голосом,тише и
медленнее
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил; //
Смотрит:/ коршун в море тонет юноша
наблюдает, еще раз не может
И не птичьим криком стонет, выстрелить
(стрела была одна), удивление
Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
Злого коршуна клюет. //
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом вот когда мы перестали
беспокоиться, битва
Молвит русским языком: выиграна, царевич
удивлен: птица говорит
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель, А как речь- то
говорит, словно реченька журчит.
Не тужи, что за меня Это как?
Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный,
тоннапевный, ласковый,
Что стрела пропала в море; с чувством
благодарности.
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека,
наставительно
А теперь ты воротись.
Не горюй / и спать / ложись».
Беседа. Как сначала нужно читать? Как
изменяется голос потом? Почему? Где самый
напряженный момент, кульминация? Почему царевич
пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала,
каким голосом я читала? Что можете сказать о речи
царевны Лебедь?
Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к
балету «Лебединое озеро». Что вы услышали в этой
музыке?
Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает
за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье
чтение было самым выразительным. Выставляются
оценки.
Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до
конца. Чем закончилась «Сказка о царе
Салтане:»? Салтан приехал к князю Гвидону,
узнал, что его жена и сын живы, познакомился с
невесткой — прекрасной царевной Лебедь. Веселый
пир.
Как обычно заканчиваются фольклорные сказки?
Наказанием злых героев
Каких героев мы можем отнести к силам зла в
сказке А. С.Пушкина?
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха,
чародей.
Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей
уже наказаны?
Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны
своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда
правда откроется.
Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались,
спрятались, потом повинились.
Прощает ли их царь Салтан? Гвидон? Автор? Мы,
читатели?
Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина,
она говорит нам: «Умейте прощать и тогда все
будут счастливы».
Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому
счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.
Что легче для вас: посочувствовать боли и горю
или порадоваться успеху?
Зависть толкнула героев сказки на злое дело «И
завидуют оне государевой жене». Недаром
заповедь «Не завидуй!» входит в число 10
христианских заповедей.
Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь,
что вы так же хорошо знаете и другие сказки
А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину
«Сказки А. С. Пушкина». За каждый правильный
ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у
кого будет их больше.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для
взрослых и детей.
Кто помог юному Александру полюбить народные
сказки? Няня Арина Родионовна
Сколько сказок он написал? 7, популярных 5
Перечислите сказки, старайтесь давать точное
название
- Сказка о попе и его работнике Балде.
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди. - Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о медведихе.
- Сказка о Бове-королевиче.
Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях.
Сколько раз ходил старик к синему морю просить
рыбку выполнить старухины желания? 5 раз
Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую
рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать
царицей, стать владычицей морскою).
В каком году и где была написана Сказка о царе
Салтане:?
Летом 1831 года в Царском селе.
Назовите исполнителя песни «Во саду ли в
огороде?» Белочка.
Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.
Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На
базаре.
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что
же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся
бы ты поп за дешевизной.
В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:
Что за диво?
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.
Кто обращается за помощью к ветру?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.
Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой
петушок.
Учитель проводит викторину. Подводит итоги.
Награждает победителей грамотами.
(См. Приложение 3)
Итог урока. Вам понравился сегодняшний
урок?
Что вы узнали нового? Чем занимались, может
быть, впервые?
Спасибо, ребята. Успехов вам в выполнении
домашнего задания!
МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2»
Сармановского района Республики Татарстан
Разработка урока
по курсу «Литературное чтение»
Образовательная система «Школа 2100 »
(авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева )
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о
прекрасной Царевне Лебеди»
Урок провела учитель начальных классов
Вахитова Люция Мансуровна.
п.г.т. Джалиль 2013 год
Открытый урок по литературному чтению в 4Б классе.
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, учить
видеть прекрасное, отличать доброе от злого, развивать мышление и речь,;
формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, учить
анализировать поступки героев, прививать любовь к чтению.
Оборудование: презентация со сказкой, рисунки детей, проектор,
мультимедия, сундучок с сюрпризом.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Мы продолжаем путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Сейчас
поздоровайтесь с партнером по плечу, с партнером по лицу, со всеми
(Садитесь)
1 слайд: Висит замок
Чтобы, пройти в мир сказок нам нужны ключи. Ключи в волшебном
сундучке с заданиями. Выбираете задания из сундучка и работаете в команде.
2 слайд: Правила работы в команде.
1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.
2. Научитесь слушать и слышать собеседника.
3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.
4.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
5.Будь добросовестным по отношению к товарищам.
6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.
(Каждая команда получает задание из сундучка и работает вместе)
Даю 30 секунд таймер.
Задания.
Угадай, отрывок, из какой сказки?
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что—де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Кружку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
2 .Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне—море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
.(Сказка о рыбаке и рыбке)
3.Петушок с высокой спицы,
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна.
Верный сторож как со сна.
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернётся.
И кричит «Кукареку»
Царствуй лежа на боку.( Сказка о золотом петушке)
4.Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ...
Нужен мне работник:
Повар, конюх, и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого ( Сказка о попе и его работнике Балде)
5.И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала.
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу.
Отправляется в дорогу.
За красавицей душой,
За невестой молодой. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
6. У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученыё.
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо песен заводит ,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
(Сказка— поэма Руслан и Людмила)
7. Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья.
Для законного решенья.
Едет с грамотой гонец.
И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане).
(Каждая команда получает ключ, 1 номера поднимают и говорят все
участники)
Все вместе 1,2,3 дверь в сказку отвори!
3 слайд все отгаданные сказки.
Сценка. Начало сказки.( Три девицы под окном)
4 слайд Сказка о царе Салтане.
Работа по книге ( с.139—140) Прочитали вслух.
Вопрос обсуждаем с партнером по плечу.
(Ставлю таймер)
— Чем торговали на сей раз корабельщики? (Торговали мы недаром
неуказанным товаром)
— Какой наказ вымолвил князь тогда? ( к нам он в гости обещался а доселе
не собрался)
— На этот раз в кого превратился князь Гвидон? ( Дома на сей раз
остался и с женою не расстался)
Читаем дальше сказку.
Встаем и выбираем угол.(Углы «Ель и хрустальный дом«, » Тридцать три
богатыря», «Царевна лебедь»
Образовали пару. Дай пять! Обсуждаем с партнером «Почему выбрали этот
угол» (Даю время ставлю таймер)
Говорит тот, у кого светлые волосы.
5 слайд. Физминутка музыкой и с вопросами.
1. В кого превратился Князь Гвидон в первый раз, кого укусил, куда?
(комара, повариху, в правый глаз.)
2. В кого превратился в третий раз, кого укусил и куда? ( шмеля, Бабариху в
нос)
3. Сколько теток у князя? (три)
Работа по книге. Читаем дальше сказку.
Работа в команде.
Вспомните сколько раз в сказке повторяются события, и назовите их?
Ставится таймер.
1. Три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану.
2. Три раза обращался к царевне— лебеди за помощью.
3. Она его три раза спрашивала « Что ты тих, как день ненастный,
опечалился чему?»
4. Три раза заезжают корабельщики.
5. Три раза угощает их Гвидон и Салтан.
Возьмите листочки и опишите характер князя Гвидона. (Ставится
таймер)
Встали, задвинули стульчики и обменялись мнениями, дополнили свои
листочки поблагодарили партнера и двигаемся дальше. Опять провели черту
и работаем в команде. (Ставится таймер) №1 читает и так по часовой
стрелке.
— Учитель спрашивает по желанию, запись ведется на доске.
6 слайд. Волшебный сундучок.
Каждая команда достает волшебный предмет. И пишет свое желание. На
середине напишите, какое доброе дело вы бы сделали с помощью этого
волшебного предмета. (Ставится таймер).
7 слайд Работа в паре.
Решение кроссворда. (Ставится таймер)
8 слайд. Викторина
1. Что хотела сделать первая девица , если станет царицей?( устроить пир на
весь крещённый мир)
2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру? (царицей)
3.Куда уехал царь Салтан? ( на войну)
4. О чём хотела царица сообщить мужу в своем письме? (что она родила
богатыря)
5. Каким посланием было заменено её письмо? (что царица родила неведому
зверюшку)
6. Какой ответ отправил царь Салтан? ( ждать его возвращенья)
7. Что произошло с царским посланием? ( оно было заменено на другое)
8. Куда волна вынесла царицу и сына? ( на необитаемый остров)
9. Кого увидел юноша на острове? ( лебедь и коршуна)
10. Что сказала царевичу лебедь? ( ты убил чародея и спас девицу).
9 слайд. Сундучок и сюрприз!
Парковка. Сейчас возьмите маленькие листочки и напишите свои
пожелания и прикрепи на парковку. На следующем уроке мы рассмотрим их
и посмотрим ваши презентации и проектные работы по сказкам Пушкина.
10 слайд. Солнышко. Итог урока.
Сколько доброго, волшебного прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
Благодарю вас всех ребята за урок, за активное участие, прекрасные ответы.
Использованная литература и интернет ресурсы.
1. Уроки литературного чтения в 4—м классе. Методические рекомендации
для учителя. – авторы Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. —Изд.4—е перераб. –М.:
Баласс,2011г.
2. Литературное чтение «В океане света» Учебник –авторы Р.Н. Бунеев,
Е.В.Бунеева—М.: Баласс,2011г.
3. http://images.yandex.ru/?uinfo=ww-1263-wh-908-fw-0-fh-598-pd-1
4. http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt
5. http://skaz-pushkina.ru/rr_1.html
02.11.2017
Конспект урока А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
учитель начальных классов
Конспект урока А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
Оценить
3211
Содержимое разработки
Учитель : Смаглий Е.А.
(второй урок по данному произведению)
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО литературному ЧТЕНИЮ
В 4 КЛАССЕ
А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное ; учить анализировать поступки героев; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к родному языку, своей Родине; прививать любовь к чтению.
Формирование УУД:
: |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самооценке. |
Оборудование: детские издания сказок А.С.Пушкина, аудиозапись сказки, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Урок литературный. А мы народ культурный.
На уроке не ленится, всем ребятам отвечать.
Ну, а мы сегодня будем
II. Психологический настрой на урок
— Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку.
— Как ваше настроение сегодня?
— Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и нам сразу станет теплее и радостнее на душе…. Улыбка ничего не стоит, но много дает.
III. Введение в тему
Слайд 1, 2. — У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит…
— Кто написал эти строки? ( А.С. Пушкин)
-На прошлом уроке вы познакомились с биографией А.С.Пушкина.
Викторина, показ слайдов
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— От кого услышал поэт первые сказки? (От няни, простой женщины, Арины Родионовны.)
— Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
— Ребята, а вы любите сказки? За что?
— Какая цель любой сказки?
— Значит, цель сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок. Поэтому А.С.Пушкин говорит нам, что сказка -ложь да в ней намек, добрым молодцам урок!
IV. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы проанализируем сказку, и будем учиться давать характеристику её героям.
Проверка домашнего задания.
-Какую сказку А.С.Пушкина вы начали изучать на прошлом уроке? Откройте учебники.
-Вы дома читали первую часть сказки. Легко ли читалась вам сказка?
Словарная работа
-Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими. Эти слова в русском языке называются —архаизмы.
— Значение некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться — словари.
(Толковый словарь Ожегова,
этимологический словарь и
словарь устаревших слов)
— С какими архаизмами вы встретились при чтении первой части сказки?
(светлица, сени, аршин)
-На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? (3)
— О чем они? 1.Выбор невесты.
2. Обман царя.
3. Чудесное спасение.
— Первая часть — выбор невесты. Этот отрывок вы учили наизусть и покажем инсценировку. (5 учащихся: слова автора, 3 девицы, царь)
— Представим, что мы в театре и смотрим сказку. Задание: сумели ли наши артисты показать образ наших героев.
( инсценировка сказки)
Выборочное чтение сказки, работа над образами героев
— Приведите примеры героев (зачитайте строчки), где был показан его характер.
1. В кухне злится повариха (злость)
2. Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене. ( зависть)
-А почему они злятся и кому завидуют?
( они завидуют своей сестре и сами хотели стать царевнами)
— Это положительные или отрицательные черты характера?
-Во второй части говорится об обмане царя. Зачитайте строчки, как обманули царя Салтана.
3.А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести его хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царквна в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку»
— А какой сам царь Салтан? Можем ли мы его привычно отнести к добрым или злым героям? (он разный: добрый, доверчивый, любит жену, но бывает несправедливый, гневный)
— Найдите и зачитайте эти строчки, где подтверждаются эти черты характера
( В гневе начал он чудесить…)
— Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строки надо читать? (В синем море…)
— Найдите и зачитайте, как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)
— А что в этих строках реальность, а что сказочное?
— Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)
V. Физминутка Гимнастика для глаз.
VI. Продолжение работы по сказке
— Продолжаем читать следующую часть сказки. Не забывайте, что при чтении мы должны применять: правильную интонацию, следить за дикцией, использовать логическое ударение.
-интонация
-дикция
— логическое ударение
— При чтении 2 части у нас встретятся слова -архаизмы-.
(очи, град)
— Слушаем аудиозапись и следим по учебнику, чтобы продолжить чтение вслух по-цепочке.
(аудиозапись, чтение текста учащимися)
— Какие новые герои появились в сказке? (князь Гвидон, лебедь, корабельщики)
— Корабельщики не главные персонажи в сказке, но можно сказать , что они честные (не соврали царю об уведенном), смелые (весь свет объехали)
-Каким вырос мальчик, которого теперь величают -князь Гвидон? (смелым, заботливым, незлобным)
— Еще одно чудо в сказке -это Царевна Лебедь. Она готова прийти на помощь князю и помогает ему во всем.
— Какое чувство воплощено в образе Лебедя? (чувство любви, олицетворяет добро)
— Великий художник Врубель написал известную картину «Царевна Лебедь». Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.
— Ребята, Мы видим, как страдает царь Салтан, хотя сидит «весь в золоте». У него всё есть, но он всё равно тоскует без близких ему людей. Богатство не делает людей счастливыми. А знаете ли вы, как называются люди, не стремящиеся к богатству, к личной выгоде?
(бескорыстными)
— Повторите вместе со мной. (Бес-ко-рыст-ные)
-Какая еще черта характера присуща царю Салтану? (Бескорыстный)
VII. Работа в группах
Для следующей работы на уроке нам нужно распределится по группам. Каждой группе будет задание.
— На уроке мы давали характеристику героям сказки. А теперь каждая группа выберет карточки для своего героя, но не называя его вслух. При проверке задания, все мы должны отгадать, кто этот герой.
Ткачиха (злость, корысть, ложь)
Повариха
Царь Салтан (доверчивость, гнев, несправедливость)
Князь Гвидон (смелость, уважительность, бескорыстие)
Царевна- Лебедь (доброта, любовь, сострадание)
Гонец (глупость, безответственность)
— Проверяем выполненное задание. Сейчас от каждой группы подходит ученик и на доску прикрепляет карточки, а мы все отгадываем героя, кому эти черты присущи.
— Какие черты характера можно назвать положительными, а какие отрицательными?
— Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро?
-А зло?
— А как человек может сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым? (делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее)
— Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. Вы мне верите?
VIII.Поиграем в игру «Верю, не верю»
— Отвечая на мои вопросы, вы должны хлопнуть в ладоши, если вы мне верите, а если не верите — разведите руки в стороны.
— Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)
— Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
— Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)
— Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
— Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)
— Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)
— О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)
IХ. Итог урока
-Вот и подошёл к концу наш урок.
— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
— Было ли вам жалко кого-нибудь?
— Почему?
— Есть ли уже у вас любимые герои?
Какие задачи мы перед собой ставили? (дать характеристику героям сказки)
— Справились ли мы с этой работой?
— Что мы можем пожелать себе на будущее? (сплоченнее работать в группах, более активнее участвовать в обсуждении).
Х. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
ХI. Домашнее задание.
-Дочитать сказку до конца, работать над выразительностью.
Анализ урока.
Этот урок является вторым уроком по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Тема урока: А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…».Работа над образами.
Что я увидела в целом в ученическом коллективе:
В классе сформирована учебная мотивация. Большинство детей ответственно относились к выполнению задания, они работоспособны, творчески подходят ко многим заданиям, умеют работать и в группах, коллективно и самостоятельно.
Дети открыты к общению, очень доброжелательны, умеют друг другу сопереживать, помогать. С удовольствием высказывают своё мнение.
Цель: развитие творческих способностей.(Для решения этой цели детям было предложено инсценировка отрывка из сказки)
актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний. (Для решения этой цели было дано домашнее задание, разделить прочитанный отрывок на части, озаглавить эти части. В основном все дети с данным заданием справились).
развитие памяти, речи, внимания. (Использовано выборочное чтение отрывков, подтверждающих ответы детей на поставленные вопросы).
формировать умение передавать настроение героев сказки, анализировать их поступки. (Для решения этой цели использованы такие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, работа по данному плану (характеристика героя), словесное рисование портрета героев. В течение всего урока, анализируя поступки героев, давали характеристику человеческим качествам, что так важно в наше время. Дети оценили современность сказки, почувствовали главное, чему она учит: доброте, любви, заботе друг о друге. И что она осуждает: ложь, корысть, зависть. А это главное, значит цели урока выполнены. Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести к таким нравственным понятиям как любовь и почитание родителей, забота друг о друге).
Всё это подтверждает, что изучение творчества Пушкина способствует расширению нравственных понятий школьников.
На уроке были использованы следующие технологии:
здоровьесберегающие;
технология организации творческой деятельности;
технология рефлексии.
технология групповой работы
игровая технология
На уроке успели выполнить всё запланированное. Дети хорошо подготовили домашнее задание. Вопросы не вызывали затруднения, отвечали быстро и высказывали собственное мнение. При составлении характеристик героев давали интересные ответы, на уроке царила атмосфера творчества, всем хотелось высказать своё мнение, скучающих и неработающих не было. Мне самой было очень интересно. Дети активно участвовали в решении поставленной проблемы и характеристики героям получились интересные.
Поставленная цель достигнута. Задачи выполнены.
Считаю, что урок получился:
— Детям было интересно на уроке;
— Они активно участвовали в решении поставленной проблемы, в обсуждении ответов одноклассников;
— Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести на такие нравственные понятия, как уважение друг другу, любовь и почитание родителей, осуждение жадности.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277263-konspekt-uroka-as-pushkinskazka-o-care-salta
Также вас может заинтересовать
- День птиц. Урок-проект для 1 класса
- Урок-путешествие «Правописание гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
- Урок математики в 1 классе. Число и цифра 7. Развивающая система Л.В.Занкова
- Путешествие в страну дорожных знаков Зелёный огонёк
- Конспект урока русского языка в 1 классе. Прописная бува М.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!