Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературное чтение
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 18.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения»
Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.
Планируемые результаты:
- Предметные: определять в тексте предложения, характеризующие героев; самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать их, выявлять их особенности, оценивать поступки; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
- Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока. Деятельность Учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. |
1 мин. |
Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. — Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. |
Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. |
Регулятивные — организовывать рабочее место. Познавательные — воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. |
8 мин. |
Актуализация опорных знаний: Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки. Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней. — О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить? — Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы? — Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») — Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека) |
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Строить речевые высказывания. Читать отрывки из сказки. Объяснять свою точку зрения. |
Регулятивные — постановка учебной задачи. Познавательные — воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; работа со схемой. Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде. |
15 мин. |
— Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин к этому произведению является «Царевна Лебедь». Её вы можете увидеть на слайде. — Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. — Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный. Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро) — Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро. — А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун) — Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло. — Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) — Найдите в сказке строчки, которые это доказывают. — Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица — мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха) — А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют. — Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество. — Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека) |
Слушать учителя. Рассматривать иллюстрацию на слайде. Воспринимать речь учителя. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Искать ответы в учебнике. Строить речевое высказывание. Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы. |
Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. |
1 мин. |
— Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. На лужайке, по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу-жу-жу Я с ромашками дружу Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко наклоняюсь. |
Выполнять двигательные упражнения. |
Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. |
15 мин. |
— Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный) — Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так? — А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый) — Докажите, приведя факты из сказки. — Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь) — А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич — осторожный) — Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему? — А автору? — В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения) — Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. — Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. — Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки. — Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое. — А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко. Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал — без перевода. |
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Доказывать свою точку зрения. Приводить факты из сказки. Находить отличительные черты героев сказки. Слушать учителя. Строить речевые высказывания. Участвовать в беседе. Перечитывать отрывки сказки. Слушать учителя. Слушать стихотворение. Воспринимать речь учителя. |
Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. |
3 мин. |
— И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. — Чему нас учит сказка А.С.Пушкина? — Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин? — Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни — семья, любовь? — Давайте вспомним цели урока. — Можно ли сказать, что мы добились целей? — Что вы узнали нового? |
Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. |
Регулятивные —выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание |
1 мин. |
— Запишите домашнее задание. Продолжить чтение сказки. |
Записывать Д/З |
|
Рефлексия Словесный: самоанализ. |
1 мин. |
— Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» |
Оценивать свои достижения. |
Регулятивные — анализировать проделанную работу. |
Урок Литературное чтение Класс 3 «Б» (УМК Школа России) |
|
Тема |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», характеристика героев. |
Педагогическая цель |
развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию. |
Тип урока |
Обобщающий |
Планируемые результаты (предметные) |
Научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно. |
Личностные результаты |
Предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине в стихах. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет); Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический. Форма: фронтальная, индивидуальная |
Основные понятия |
сказка, иллюстрация, словарная работа, скороговорка. |
Образовательные ресурсы |
Конспект, учебник, мультимедиа» |
Этап урока |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку. |
Фронтальная, индивидуальная 1.Приветствует учащихся. 2.Эмоционально настраивает на учебную деятельность. 3.Проверяет готовность класса и оборудования; |
-Здравствуйте, ребята. — С добрым утром! — Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник литературного чтения, дневник и пенал. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность |
Слушают учителя. |
Речевая разминка Цель: выполнение речевых упражнений, направленных на совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности |
1. Чтение скороговорки. |
— А начнём урок с речевой разминки. Слайд 1. — Прочитайте медленно и тио скороговорку (читают хором) Макару в карман комарик попал. — О чём эта скороговорка? -Прочитайте громко, убыстряя темп. -Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно. |
Проговаривает вместе с детьми. Следит за правильностью произношения. |
Выполняют упражнения на отработку техники чтения. |
Проверка домашнего задания. Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока. |
1.Выборочное чтение. |
— А теперь проверим домашнее задание. -Что вы изучали на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане») — Кто автор? ( А.С.Пушкин) — Как вы будете читать это произведение? -Чтение отрывка «Сказка о царе Салтане». Оценивание. – Докажите, что прочитанное произведение – сказка. |
Осуществляет проверку стихотворения, следит за выразительным чтением учащихся. |
Получают целевую установку, читают выразительно стихотворение |
Целеполагание. Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания. |
1. Сообщение темы урока, определение задач. |
-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». — Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») — Вспомните героев сказки. Слайд2 — Как вы думаете, почему эти герои разделены? ( Поделены на хороших и плохих) — А кого можно назвать хорошим героем, плохим? Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. |
Называет автора и стихотворение, с которым будет проходить работа на уроке. |
Узнают тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока. |
Работа по теме урока Цель: усвоение новых знаний и способов действий. |
1.Аналитическая беседа. 2. Беседа о князе Гвидоне. 3.Выборочное чтение. |
— А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь) -Оправдывает ли князь Гвидон это звание? Докажите своё мнение примерами из текста. («И растет ребенок там не по дня, а по часам» «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!») -Какие черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона? — А как он относится к своим родителям? (Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.) — Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.) — Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) — Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон — с печалью, купцы — с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.) -Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.) — Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. -Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? Слайд 3 Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный. (Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.) — Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери? Как были наказаны завистницы? (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.) — Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки? |
Анализирует произведение. Следит за ответами учащихся. Корректирует и дополняет Задаёт вопросы по прочитанному тексту. Формулирует вывод. Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей |
Отвечают на вопросы учителя. Участвовуют в беседе. Ищут ответы в учебнике. Строят речевое высказывание. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свою точку зрения. Приводят факты из сказки. Находят отличительные черты героев сказки. Слушают учителя. Строят речевые высказывания. Участвуют в беседе. Перечитывают отрывки сказки. Слушают учителя. |
Физминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для работы. |
• Изобразите волны, набегающие на берег. • Изобразите летящую царевну Лебедь. • Изобразите Гвидона, натягивающего лук. • Изобразите танцующую белку, поющую песенки. • Изобразите богатырей, выходящих из моря – Кто из вас знает, что за музыка звучала? – Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина |
Осуществляет показ упражнений для предотвращения усталости. |
Повторяют упражнения за учителем. |
|
Закрепление изученного материала. Цель: закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний. |
1.Просмотр с видеоролика «Белка» 2. Беседа. |
— А теперь посмотрите фрагмент из сказки и найдите в тексте строки, которые ему соответствуют. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Белка. — Вы посмотрели видеоролик. О чём он? Кто изображён? — Зачитайте отрывок. |
Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей. |
Соотносят иллюстрацию с текстом стихотворения. |
2.Упражнение в выразительном чтении. |
— А теперь потренируемся в чтении. — Читать нужно выразительно. Как вы это понимаете? — Читать нужно выразительно, не запинаться и вдумываться в смысл произведения. |
Даёт целевую установку. Включает приглушенно грамзапись. Следит за чтением. |
Читают выразительно стихотворение вместе с диктором. |
|
Итог урока. Рефлексия. Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов. |
1.Обобщающая беседа. 2.Рефлексия. 3.Домашнее задание. |
— С какой сказкой ознакомились на уроке? Назовите героев сказки. -Кому понравился урок покажите мне ладошки. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – закройте ладошками лицо. — Домашним заданием будет: перечитать сказку, составить словарь устаревших слов и подобрать синонимы. |
Подводит итог урока. Организует рефлексию. Даёт целевую установку на дом. |
Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Учитель:…………………………..
Методист: …………………………
Урок литературного чтения и музыки по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»(характеристика героев)
Тип: интегрированный урок (литературное чтение, музыка)
Цель:
-развивать мышление, речь, словарь, память, воображение, умение высказывать свое мнение;
— помочь находить противоречия между добром и злом в характерах героев сказки, анализировать их поступки, уметь находить связь с реальной жизнью;
— воспитывать добрые взаимоотношения в семье, хорошие черты характера, любовь к чтению.
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
Оборудование: презентация, компьютер, выставка книг, конверты с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент ( фрагмент « В гостях у сказки» ).
-Сегодня у нас сегодня будет не совсем обычный урок. Это урок, который соединит в себе два предмета: чтение и музыку. Как мы можем связать эти два урока? Выскажите предположения (литературные произведения можно не только читать ,но слушать в виде музыки или песни) .Мы сегодня попытаемся представить образы , черты характера героев прочитав произведение и прослушав музыку.
-Что вы любите больше всего читать? (сказки).
— Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка». (добро, зло, справедливость, интерес, волшебство).
Сказка это литературный жанр, который имеет свои отличительные признаки. Давайте их вспомним .Слайд 1.(победа добра над злом, повтор событий, зачин и концовка)
-А какие бывают сказки? ( народные , авторские ,бытовые, волшебные, сказки о животных) .
-Сегодня мы отправимся в царство сказок. Слайд 2(На экране портрет А.С.Пушкина)
Скажите, а какого автора?
-Мы знаем А.С. Пушкина, как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня Арина Родионовна. За свою короткую жизнь он написал много стихов о любви, о жизни, о природе и конечно много сказок.
— А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (сказка о золотом петушке, Сказка о золотой рыбке, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о царе Салтане, , Сказка о попе и работнике его Балде).
-Узнайте сказку (демонстрация отрывка из видеосюжета). ( «Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».)
-Как вы думаете, к какому виду сказок относится « Сказка о царе Салтане..?
Докажите, назовите особенности волшебных сказок. (Есть волшебные герои, волшебные предметы , эпизоды повторяются по 3 или 7 раз).
есть зачин, концовка, добро побеждает зло).Слайд 3.
-Назовите героев сказки. Молодцы! Вы назвали почти всех героев сказки .А вот на сколько хорошо вы с ними знакомы мы сейчас узнаем.
( Работа в группах. 7-10 мин.) Вспомним правила работы в группе
— Какие ключевые слова вы выберите для своего героя ? Подберите ,обсудите .(1 мин).
Что вы выбрали ? (Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность).
— Подтвердите 1 черту (по выбору ) используя авторский текст.
Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность)
Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость)
Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, доверчивость)
Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность)
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).
Физминутка( истина-ложь)
Как вы думаете, на какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои). Я называю положительного героя вы встаете, если отрицательного вы садитесь.
— Молодцы ребята!
Музыка.
Слайд 4( композитор Н.А.Римский –Корсаков)
Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков не смог остаться равнодушным к великому творчеству Пушкина и написал оперу- сказку “О царе Салтане”. Музыка украшает произведение, делает его яркими, обогащает его. -Давайте поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы.
Закройте глаза и послушайте музыку, попробуйте определить, какого героя сказки вы представляете при прослушивании (тихо звучит фрагмент оперы Царевна-Лебедь).
— Какие инструменты услышали? (Скрипка)
-Какой характер музыки?(Нежная, певучая, плавная )
-Да, музыка изящная, сказочная, грациозная. Ведь лебедь – это удивительно красивая, грациозная птица. В музыке мы слышим, как мелодия то взлетает вверх, то падает вниз. Будто это взмахи сказочной птицы.
—А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник. Слайд 5(На экране репродукция М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”) Чтение учеником отрывка наизусть?(«Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит…»)
-А теперь и послушайте как Н.А. Римский -Корсаков изобразил волшебную белочку.
-В музыке белочки есть свистящий тембр. Их исполняет музыкальный инструмент флейта-пикколо. Что означает «маленькая флейта».Голосок у нее тонкий, свистящий, светлый. Сразу представляешь красивую, пушистую белочку.
-Какие чувства, вызывает у вас эта мелодия? (Радость, веселья )
-В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белочки- это русская народная песня «Во саду ли , в огороде». Найдите и прочитайте отрывок.( белочка при всех золотой грызет орех….)
-Ребята, послушайте, как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере. Слайд6.
-Ребята, что вы представили, слушая музыку? ( слышен грозный шум, кипенье морского прибоя).
-Какой характер мелодии?( быстрая , громкая музыка)
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Найдите в тексте описание богатырей и зачитайте.
Итог урока
— Служат ли персонажи доказательством того что эта сказка волшебная? ( да в сказке есть превращения героев )Например( Царевна –Лебедь , князь Гвидон)
—Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной. Докажите .
В данной сказке и народной рассказывается о борьбе добра и зла, в результате которой непременно побеждает добро.
Народная мудрость в лице пословиц и поговорок отразилась в сказке Пушкина.
Выберите пословицы и поговорки , которые подходят к сказке Пушкина . Слайд7.
Рефлексия
Наш урок подошел к концу.
На уроке я узнал …..( что на сказку Пушкина написана музыка; маленькая флейта называется – пикколо)
Домашнее задание нарисовать образ героев.
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.
2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.
Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки.
Эпиграф к уроку
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма»
А. С. Пушкин
Ход урока:
1. Организация класса. (Слайд 1)
— Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.
2.Мотивация учебной деятельности.
— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность…)
— Работать будем по группам.
Повторение правил работы в группах.
— Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)
3. Постановка учебной задачи и темы урока.
— Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? (Слайд 2)
— Кто написал эту сказку?
— Кто знает полное название сказки?
— Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем, чем мы будем заниматься на уроке.
Артикуляционная гимнастика(Слайд 3)
Ок-ок-ок – начинаем наш урок
Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать
Ять-ять-ять – план картинный применять
Ость-ость-ость — развивать выразительность
Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев
Ра-ра-ра – получить урок добра.
— У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете.
4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды 4-8)
Вопросы викторины:
— Где и когда родился А.С. Пушкин?
— Как звали мать поэта? Отца?
— На каком языке говорили в семье Пушкина?
— Кто занимался воспитанием маленького Александра?
— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
— Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)
5. Проверка домашнего задания.
— Первая группа ребят подготовила рисунки к сказкам А.С. Пушкина. Представьте свои работы.
Презентация детских работ. (Первая группа)
— Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к сказкам А.С. Пушкина. (Слайды 10-12)
— Вторая группа ребят подготовила инсценировку отрывка из сказки.
Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 — 14)
— Третья группа прочитайте выразительно четвёртую часть в хрестоматии с. 115.
— При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили?
— Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова?
— Четвертая группа объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»: (Слайд 15)
Средь зыбей–
Клёв –
Град –
Вдовица –
Снурок —
Чародей —
Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе Салтане…»
-Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас.
6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)
(Слайд 16)
— Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
Выборочное чтение. Работа по учебнику.
-
Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
-
Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
-
Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
-
Кого родила царица?(с.112)
-
Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
-
Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
-
На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
-
О чём просило дитя волну?(с.114)
-
Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?(с.115)
-
Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
-
Как стали величать Гвидона в новом городе? (с.117)
7.Физ. минутка (Слайд 17)
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
— Богатырей, выходящих из моря.
-Кто из вас знает, что за музыка звучала?
— Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.
— Многие художники — иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь».
8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.
— А теперь продолжим работу над сказкой.
Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте план.
План характеристики героев. (Слайд 18)
-
Имя героя. Опишите его внешность и характер.
-
Действия и поступки, совершаемые героем.
-
Отношение автора к герою.
-
Ваше отношение к герою.
— Выберите по желанию одного из героев сказки и составьте характеристику.
Договоритесь между собой и выполните работу.
Дети выступают по группам.
9. Обобщение.
— Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19)
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
(А.С. Пушкин)
— Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .
10. Оценка работы детей.
— Давайте заглянем в наши ларцы знаний…
Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке.
11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки
А.С. Пушкина наизусть. (Слайд 20)
— Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети
3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.
12. Рефлексия.
— Закончить хочу урок словами стихотворения… (Слайд 21)
(Звучит фонограмма музыки)
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова — алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
— Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.
Урок окончен! Всем спасибо! (Слайд 22)
9
Литературное чтение, 3 класс
Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- План художественного произведения. Виды.
- Характеристика героев сказки.
- Нравственный смысл сказки.
Тезаурус
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.
Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.
Автор – создатель художественного произведения.
Художественный образ – способ автора отобразить действительность.
Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.
Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.
План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Эпитет – образное, художественное определение.
Ключевые слова
План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
- Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
- Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
- А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001
Обозначение ожидаемых результатов
На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.
Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.
Основное содержание урока
1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.
Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.
Существует алгоритм составления плана.
Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.
Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.
2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.
Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.
Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.
Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.
Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.
3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.
Добро и любовь побеждает зависть и зло.
Разбор типового тренировочного задания
Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.
Назывной план |
Вопросный план |
Карточки с названиями:
Мать и сын
Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?
С кем встретился князь Гвидон на берегу?
Встреча с царевной Лебедью
Правильный ответ:
Назывной |
Вопросный |
Мать и сын Встреча с царевной Лебедью |
Что случилось с царицей и её новорожденным сыном? С кем встретился князь Гвидон на берегу? |
Разбор типового контрольного задания
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.
1 вариант
1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.
2. Один из подарков князю Гвидону.
3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)
4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
5. Начало сказки.
6. Что разлучило царя Салтана с женой?
2 вариант
1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?
2.Создатель художественного произведения.
3. Один из подарков князю Гвидону.
4. Образное, художественное определение.
5. Окончание сказки?
Ответ:
1 вариант
1. Изумруд
2. Город
3. Корабельщик
4. Сравнение
5. Зачин
2 вариант
1. Сентябрь
2. Автор
3. Белка
4. Эпитет
5. Концовка
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
- используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
- развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
- воспитывать нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
- Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
- Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
- Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
- Слайд 6. Обман царя.
- Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
- Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
- Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
- Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
- Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
- Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
- Слайд 13. Встреча с отцом.
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
— Что такое сюжет?
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Кого – к миру зла?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…» |
Волшебные сказки |
1. Нет зачина. |
1. Начинается с зачина. |
2. Троекратный повтор событий. |
2. Троекратный повтор событий. |
3. Волшебные события, герои. |
3. Волшебные события, герои, предметы. |
4. Сказочный язык. |
4. Сказочный язык. |
5. Зло прощено. |
5. Зло наказано. |
6. Сказочная концовка. |
6. Сказочная концовка. |
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
- Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
- Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
- Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
- Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
- Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
- О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
- Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
- Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!
02.11.2017
Конспект урока А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
учитель начальных классов
Конспект урока А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
Оценить
3210
Содержимое разработки
Учитель : Смаглий Е.А.
(второй урок по данному произведению)
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО литературному ЧТЕНИЮ
В 4 КЛАССЕ
А.С. ПУШКИН « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Работа над образами героев
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное ; учить анализировать поступки героев; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; развивать навыки выразительного чтения; прививать любовь к родному языку, своей Родине; прививать любовь к чтению.
Формирование УУД:
: |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самооценке. |
Оборудование: детские издания сказок А.С.Пушкина, аудиозапись сказки, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Урок литературный. А мы народ культурный.
На уроке не ленится, всем ребятам отвечать.
Ну, а мы сегодня будем
II. Психологический настрой на урок
— Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку.
— Как ваше настроение сегодня?
— Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и нам сразу станет теплее и радостнее на душе…. Улыбка ничего не стоит, но много дает.
III. Введение в тему
Слайд 1, 2. — У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит…
— Кто написал эти строки? ( А.С. Пушкин)
-На прошлом уроке вы познакомились с биографией А.С.Пушкина.
Викторина, показ слайдов
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— От кого услышал поэт первые сказки? (От няни, простой женщины, Арины Родионовны.)
— Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
— Ребята, а вы любите сказки? За что?
— Какая цель любой сказки?
— Значит, цель сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок. Поэтому А.С.Пушкин говорит нам, что сказка -ложь да в ней намек, добрым молодцам урок!
IV. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы проанализируем сказку, и будем учиться давать характеристику её героям.
Проверка домашнего задания.
-Какую сказку А.С.Пушкина вы начали изучать на прошлом уроке? Откройте учебники.
-Вы дома читали первую часть сказки. Легко ли читалась вам сказка?
Словарная работа
-Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими. Эти слова в русском языке называются —архаизмы.
— Значение некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться — словари.
(Толковый словарь Ожегова,
этимологический словарь и
словарь устаревших слов)
— С какими архаизмами вы встретились при чтении первой части сказки?
(светлица, сени, аршин)
-На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? (3)
— О чем они? 1.Выбор невесты.
2. Обман царя.
3. Чудесное спасение.
— Первая часть — выбор невесты. Этот отрывок вы учили наизусть и покажем инсценировку. (5 учащихся: слова автора, 3 девицы, царь)
— Представим, что мы в театре и смотрим сказку. Задание: сумели ли наши артисты показать образ наших героев.
( инсценировка сказки)
Выборочное чтение сказки, работа над образами героев
— Приведите примеры героев (зачитайте строчки), где был показан его характер.
1. В кухне злится повариха (злость)
2. Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене. ( зависть)
-А почему они злятся и кому завидуют?
( они завидуют своей сестре и сами хотели стать царевнами)
— Это положительные или отрицательные черты характера?
-Во второй части говорится об обмане царя. Зачитайте строчки, как обманули царя Салтана.
3.А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести его хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царквна в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку»
— А какой сам царь Салтан? Можем ли мы его привычно отнести к добрым или злым героям? (он разный: добрый, доверчивый, любит жену, но бывает несправедливый, гневный)
— Найдите и зачитайте эти строчки, где подтверждаются эти черты характера
( В гневе начал он чудесить…)
— Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строки надо читать? (В синем море…)
— Найдите и зачитайте, как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)
— А что в этих строках реальность, а что сказочное?
— Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)
V. Физминутка Гимнастика для глаз.
VI. Продолжение работы по сказке
— Продолжаем читать следующую часть сказки. Не забывайте, что при чтении мы должны применять: правильную интонацию, следить за дикцией, использовать логическое ударение.
-интонация
-дикция
— логическое ударение
— При чтении 2 части у нас встретятся слова -архаизмы-.
(очи, град)
— Слушаем аудиозапись и следим по учебнику, чтобы продолжить чтение вслух по-цепочке.
(аудиозапись, чтение текста учащимися)
— Какие новые герои появились в сказке? (князь Гвидон, лебедь, корабельщики)
— Корабельщики не главные персонажи в сказке, но можно сказать , что они честные (не соврали царю об уведенном), смелые (весь свет объехали)
-Каким вырос мальчик, которого теперь величают -князь Гвидон? (смелым, заботливым, незлобным)
— Еще одно чудо в сказке -это Царевна Лебедь. Она готова прийти на помощь князю и помогает ему во всем.
— Какое чувство воплощено в образе Лебедя? (чувство любви, олицетворяет добро)
— Великий художник Врубель написал известную картину «Царевна Лебедь». Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.
— Ребята, Мы видим, как страдает царь Салтан, хотя сидит «весь в золоте». У него всё есть, но он всё равно тоскует без близких ему людей. Богатство не делает людей счастливыми. А знаете ли вы, как называются люди, не стремящиеся к богатству, к личной выгоде?
(бескорыстными)
— Повторите вместе со мной. (Бес-ко-рыст-ные)
-Какая еще черта характера присуща царю Салтану? (Бескорыстный)
VII. Работа в группах
Для следующей работы на уроке нам нужно распределится по группам. Каждой группе будет задание.
— На уроке мы давали характеристику героям сказки. А теперь каждая группа выберет карточки для своего героя, но не называя его вслух. При проверке задания, все мы должны отгадать, кто этот герой.
Ткачиха (злость, корысть, ложь)
Повариха
Царь Салтан (доверчивость, гнев, несправедливость)
Князь Гвидон (смелость, уважительность, бескорыстие)
Царевна- Лебедь (доброта, любовь, сострадание)
Гонец (глупость, безответственность)
— Проверяем выполненное задание. Сейчас от каждой группы подходит ученик и на доску прикрепляет карточки, а мы все отгадываем героя, кому эти черты присущи.
— Какие черты характера можно назвать положительными, а какие отрицательными?
— Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро?
-А зло?
— А как человек может сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым? (делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее)
— Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. Вы мне верите?
VIII.Поиграем в игру «Верю, не верю»
— Отвечая на мои вопросы, вы должны хлопнуть в ладоши, если вы мне верите, а если не верите — разведите руки в стороны.
— Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)
— Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
— Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)
— Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
— Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)
— Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)
— О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)
IХ. Итог урока
-Вот и подошёл к концу наш урок.
— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
— Было ли вам жалко кого-нибудь?
— Почему?
— Есть ли уже у вас любимые герои?
Какие задачи мы перед собой ставили? (дать характеристику героям сказки)
— Справились ли мы с этой работой?
— Что мы можем пожелать себе на будущее? (сплоченнее работать в группах, более активнее участвовать в обсуждении).
Х. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
ХI. Домашнее задание.
-Дочитать сказку до конца, работать над выразительностью.
Анализ урока.
Этот урок является вторым уроком по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Тема урока: А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…».Работа над образами.
Что я увидела в целом в ученическом коллективе:
В классе сформирована учебная мотивация. Большинство детей ответственно относились к выполнению задания, они работоспособны, творчески подходят ко многим заданиям, умеют работать и в группах, коллективно и самостоятельно.
Дети открыты к общению, очень доброжелательны, умеют друг другу сопереживать, помогать. С удовольствием высказывают своё мнение.
Цель: развитие творческих способностей.(Для решения этой цели детям было предложено инсценировка отрывка из сказки)
актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний. (Для решения этой цели было дано домашнее задание, разделить прочитанный отрывок на части, озаглавить эти части. В основном все дети с данным заданием справились).
развитие памяти, речи, внимания. (Использовано выборочное чтение отрывков, подтверждающих ответы детей на поставленные вопросы).
формировать умение передавать настроение героев сказки, анализировать их поступки. (Для решения этой цели использованы такие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, работа по данному плану (характеристика героя), словесное рисование портрета героев. В течение всего урока, анализируя поступки героев, давали характеристику человеческим качествам, что так важно в наше время. Дети оценили современность сказки, почувствовали главное, чему она учит: доброте, любви, заботе друг о друге. И что она осуждает: ложь, корысть, зависть. А это главное, значит цели урока выполнены. Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести к таким нравственным понятиям как любовь и почитание родителей, забота друг о друге).
Всё это подтверждает, что изучение творчества Пушкина способствует расширению нравственных понятий школьников.
На уроке были использованы следующие технологии:
здоровьесберегающие;
технология организации творческой деятельности;
технология рефлексии.
технология групповой работы
игровая технология
На уроке успели выполнить всё запланированное. Дети хорошо подготовили домашнее задание. Вопросы не вызывали затруднения, отвечали быстро и высказывали собственное мнение. При составлении характеристик героев давали интересные ответы, на уроке царила атмосфера творчества, всем хотелось высказать своё мнение, скучающих и неработающих не было. Мне самой было очень интересно. Дети активно участвовали в решении поставленной проблемы и характеристики героям получились интересные.
Поставленная цель достигнута. Задачи выполнены.
Считаю, что урок получился:
— Детям было интересно на уроке;
— Они активно участвовали в решении поставленной проблемы, в обсуждении ответов одноклассников;
— Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести на такие нравственные понятия, как уважение друг другу, любовь и почитание родителей, осуждение жадности.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277263-konspekt-uroka-as-pushkinskazka-o-care-salta
Также вас может заинтересовать
- Урок обучнеия грамоте по УМК ПНШ
- Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
- Урок кубановедения по теме: Кубань многонациональная.
- Повторение. Предложение. Главные члены предложения
- Урок-праздник по окружающему миру во 2 классе Дом. Родительский дом.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!