Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях сравнительная характеристика героев

Конспект урока литературы

Для 5 класса

По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».

Разработала:  учитель литературы

Тюхтина  Татьяна Николаевна

2020 год

Цели:

  • Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • Выявить систему образов сказки;
  • Учить составлять план;
  • Развивать навыки анализа текста;
  • Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты:

  • Знание истории создания, содержания и героев сказки;
  • Владение элементами анализа текста;
  • Составлять план произведения;
  • Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.

Эпиграф урока

Лишь добро одно

бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы:

  • Беседа;
  • Анализ эпизодов;
  • Выразительное чтение.

Оборудование:

  • Текст сказки;
  • Иллюстрации;
  • Портрет А.С. Пушкина.

Ход урока

  1. Рефлексия настроения. Смайлики.

Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.

А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!

  1. Разминка.
  • Назовите дату рождения А.С. Пушкина.
  • Как называлось учебное заведение, в котором учился Пушкин?
  • У В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у А.С. Пушкина?
  1. Слово учителя.

Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о  семи богатырях». Мы говорили о сюжете и  о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

  1. Понятие «Добро» и «Зло».

Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?

Обратимся к словарям.

«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

(Да, добро и зло – противоположные понятия).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

5.  Объяснение нового материала.

1) Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(В персонажах Царевны и царицы).

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к  устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

 А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение, характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть).

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей).

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

2) Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

(Есть иконы, в горнице чисто, светло).

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

(Зажгла свечу, затопила печь).

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

(Царица, переодетая монахиней).

Учитель:

— На чьей стороне Соколко? Почему?

(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной).

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

                                                  “Злая мачеха, вскочив,  

                                                   Об пол зеркальце разбив,        

                                                   В двери прямо побежала

                                                   И царевну повстречала    

                                                  Тут ее тоска взяла,                

                                                  И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило).

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

(Как А.С. Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано).

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

7. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение».

  • Труднее всего мне было…
  • На уроке я смог…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я понял, что…
  • Мне показалось важным…

Домашнее задание:

  1. Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

Цели: Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, знакомство с его «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина (или аудиосказка с картинками).

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Чтение: с ускорением, с замедлением тем­па, с интонацией удивления, восхищения, выразительно.

Проверка домашнего задания

Физкультминутка

Работа по теме урока

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи бога­тырях».

Аудиосказка с картинками

https://www.youtube.com/watch?v=PV9_efo2lhM&ab_channel=%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%87%D1%8C

Мультфильм

https://www.youtube.com/watch?v=DP26gKOdFR8&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B5%D1%80

Каковы ваши впечатления от услышанного, увиденного?

Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

Какие слова и выражения были непонятны?

Продолжение работы по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»?

Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)

Что узнала царица от зеркальца? (Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?)

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Кому нравится читать стихи, а кому — сказки Пушкина?

Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?

Домашнее задание

Прочитать сказку (с. 70-90)

Выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)

— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

— Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?…» на с. 73.)

— Что вы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

— Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

— Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» нас. 80.)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в те­реме. Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать го­лосом характеры героев.

— Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

VI. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Конспект урока литературы в 5в специальном

(коррекционном) классе

Тема:

Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Автор: Картавая Галина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 18» г.Череповца

Череповец, 2015

Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Цели:

Формирование умения анализировать поступки героев, выделить героев сказки и

разделить их по группам.

Развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитание нравственных качеств, дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер, доска магнитная, экран, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски (Доска закрыта): 18 ноября

Тема урока : Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкина

Справа: Знать: содержание сказки

Уметь: определять главных и второстепенных героев, положительных и

отрицательных.

Центральная часть доски: таблица «Главные и второстепенные герои»

Слева: Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам.

Вверху: табличкасхема гимнастики для глаз

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим

настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь

друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете

садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

… «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 2

Как называется это произведение?

Учся: («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодцы!

Щелчок после ответа

Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке

литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали другие сказки А.С.Пушкина ?

Проверим, хорошо ли вы их знаете!

Слайд 3

1. Жилбыл поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть койкакого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Щелчок после ответа

Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой». («Сказка о золотом петушке»)

Щелчок после ответа

Слайд 5

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз Слайд 6 Белый слайд!!!! Табличка –схема на доске

Учитель: Проведём гимнастику для глаз.

IV. Мотивация деятельности учся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую

вы прочитали самостоятельно. Как эта сказка называется?

Учся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет предположительно назвать тему нашего урока?

Учся отвечают:

Учитель открывает доску

Тема урока : Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Учитель: Молодцы! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

Слайд 7 .

Учитель: А знаете, у этой сказки очень интересная история. Пушкин записывал сказки

со слов своей няни Арины Родионовны.

Слайд 8

В основе «Сказки о мёртвой царевне…» тоже

лежит история, рассказанная няней. Вот одна

из его записей: «Царевна заблудилась в

лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, говорят, тут

был ктото, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али

брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки собаки ходят на цепях и не

подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

Сюжет этот стал «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно для работы.

Учитель: Посмотрите на правую половинку доски, прочтите, что на ней написано.

Попробуете определить цель урока ?

Учся отвечают (определяют цели урока)

будем работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно .

Цель урока: определение героев сказки, деление их на группы. Поможет нам в работе

таблица в центральной части доски. У вас на столах тоже таблички.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими

лицами, помогают свершению действий и событий.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки:

Учся: Царица

слайд 9 (каждый главный геройпо щелчку)

Как же Царицамачеха появилась в сказке? (У Царя умерла жена и он женился на

другой.)

Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки стр.103

Учся читают отрывок: стр.103

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких?

Учся: Царь, зеркальце.

Учитель: В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

Найдите строки, подтверждающие ваши слова.

Учся: зачитывают строки, рассуждают , в какую группу отнести Царя.

Вывод: второстепенный, положительный и отрицательный

Учитель: Почему именно Царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло

сказать правду, остальные её боялись.)

Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой герой ЗЕРКАЛО?

Учся: Второстепенный положительный

Учитель: Ребята, всегда ли нужно говорить правду?

Учся: отвечают

Учитель: В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение

выражения «чёрная зависть»?

К чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)

Почему Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

Куда поместим Царицу за её дела?

Учся: Главный отрицательный

Учитель: Чтобы определить имя следующего героя сказки, вы должны прочесть только

подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра

Учся: Царевна

Учитель: Найдите в тексте, как говорит поэт о Царевне.

Учся: читают

Учитель: С чем сравнивает Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)

А с розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?

Определите её место в табличке.

Учся: Главный положительный

Учитель: Вы помните, что случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и

оставить там на съедение волкам)

Кто помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

Их место в таблице?

Учся: Главные положительные

Угадайте, как зашифрованы эти герои и по какому принципу их надо прочесть?

1 3 5 7 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое словочитаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Учитель: Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

КоЕролилесейвич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевнымачехи)

Его куда поместите?

Учся: Главный положительный

Учитель: Молодцы! Вы не устали? Я предлагаю провести ещё одну физкультминутку, она

поможет назвать тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы

не такая интересная.

IV. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

Учитель читает загадки и показывает картинки после ответа учся. Картинки

крепятся на доске

Нука, кто из вас ответит:

Не огонь. А больно жжёт;

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой

Висит поллепёшки. (Месяц.)

Как эти словаотгадки связаны со сказкой? Куда их поместим в табличке?

Учся: Второстепенные положительные

Какие герои сказки остались неназванными?

Учся:Чернавка, собака Соколко

Учитель: Их куда поместим?

Учся: Собакавторостепенные +; Чернавка –второстепенные+и

Учитель: Почему вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?

Учся: рассуждают.

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные герои.

Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные

положительные.

2.Второстепенные герои положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавканаделены и положительными чертами, и отрицательными.

По какому принципу произвели распределение?

Учся: По качествам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Учся: работали

Учитель: Цели, которые мы поставили в начале урока, выполнили?

Учся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я не устал(а)/устал(а)

4.Моё настроение /стало лучше/хуже.

Учся: отвечают

Учитель: На столах у вас лежат картинки. На однойтучка, на другойсолнышко.

Поднимите картинку, соответствующую вашему настроению.

Учся поднимают картинки.

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!

Выставление отметок

VIII. Домашнее задание: Работа над сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок. Чтобы он

тоже был интересным, вам необходимо выполнить следующее д/з.

1.Найдите в тексте все эпизоды с участием Царицы и Царевны. Подготовьте их

выразительное чтение .

2.Найдите в Толковом словаре значение слов ДОБРО, ЗЛО и запишите в тетрадь.

  • Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос
  • Конспект урока сказки по математике для 1 класса
  • Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс 1 урок
  • Конспект урока сказка репка
  • Конспект урока сказка морозко 3 класс перспектива