Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
|
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
|
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Прочитайте алгоритм.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения
Цель: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Оборудование: учебник, карточки с заданием.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент.
— Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, зовут меня Дарина Андреевна. Давайте проверим все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Все остальное уберите в портфели! И так, начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
-
Разминка «Читалочка». (На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1) Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2)Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3)Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
4) Интонационное чтение (с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
– Сказка.
– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
– «Сказка о рыбаке и рыбке».
– А кто автор этой сказки?
– Александр Сергеевич Пушкин.
– Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
– Происходит волшебство.
– К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»
– Это волшебная сказка.
– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
– Старик, Старуха, рыбка.
IV. Изучение нового материала.
-
Работа с карточками.
— В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».
Характер старика Характер старухи |
сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый |
-
Характеристика старика.
– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1. Где живёт герой?
2. Чем занимается?
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
— Первому характеристику мы дадим старику.
– Где живёт старик?
– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
– А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
— Чем занимается старик?
– Старик ловил рыбу.
– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Старик ловил неводом рыбу.
— Какие поступки совершает старик?
– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
— Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
— Какой характер у старика?
— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
– Докажите, что характер у старика был добрый?
– Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
— Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
-
Характеристика старухи.
– Где живёт старуха?
– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
— Чем занимается старуха?
– Старуха прядёт свою пряжу.
– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
– Старуха пряла свою пряжу.
— Какие поступки совершает старуха?
– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
Новая изба.
Столбовая дворянка.
Новое корыто
Владычица морская.
Вольная царица
— Какой характер у старухи?
— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
4. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
5. Самостоятельная работа.
— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).
— Как мы можем узнать настроение рыбки?
— Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Подбери к каждому рисунку цитату из сказки
– Почему так изменялось настроение моря?
— Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
– Вспомните, как называется сказка?
— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
2. Как плохо быть сварливым и жадным.
3. Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
— Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
VI. Домашнее задание.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение –
средняя
общеобразовательная школа №2 им.А.И.Покрышкина
ст.Калининской
Краснодарского края
Урок по литературному
чтению
2 класс
А.С.
Пушкин
«
Сказка о рыбаке и рыбке».
Работа над образами героев сказки.
Урок 2. Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке». Работа над образами героев сказки.
Цель:
—формирование
умения создавать образы героев сказки и использования приобретённых знаний и
умений в практической деятельности.
Задачи урока:
-развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения;
-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения;
-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для
успешного существования в социуме.
Планируемые
результаты
Личностные:
§ проявляют интерес
к чтению литературных сказок,
§ проявляют желание
составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
§
принимают
и сохраняют учебную задачу;
§
контролируют
и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
§
в
конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
§
учитывают
разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
§
используют
речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
§
определяют
особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
§
описывают
героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
§
сравнивают
героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
§ читают осознанно,
выразительно
§ составляют образы
героев
§ составляют план и
пересказывают текст по плану.
Средства
достижения планируемых результатов:
§
технология
критического мышления (приём составления кластера)
§
технология
проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
§
технология
оценивания учебных успехов
§
диалоговый
метод
§
деятельностный
метод
§
метод
моделирования
§
средства
ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
1.
Мотивация
к учебной деятельности.
Регулятивные:— уметь слушать в
соответствии с целевой установкой.
Познавательные:
уметь
выделять существенную информацию из текста .
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они
учат вас.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.
Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа.
Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя
друг друга? (Тепло.)
-Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
—Давайте
сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо
2.
Актуализация
знаний.
Познавательные:
—
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать
и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
—
уметь оформлять свои ответы в устной форме.
— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке чтения. Давайте
напомним, как оно называется, и кто его написал.
(«Сказка
о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкин)
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:
«Сказка
ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Попробуем вместе секрет разгадать,
Что
автор сей сказкой стремился сказать.
— Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
(Сегодня
мы поговорим о героях сказки и о том, чему учит нас эта сказка)
—
Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс
делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За
правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
§ — Где жили старик
и старуха? ( Жили у синего моря в ветхой землянке.)
§ — С чем первый раз
пришёл невод? ( Пришел невод с тиной.)
§ — С чем второй раз
пришёл невод? ( Пришел невод с травой морской.)
§ — Какая труба была
на новой избе старика и старухи? ( Труба была кирпичная, белёная.)
§ — Какие ворота
были в новой избе? ( Ворота были дубовые, тесовые.)
§ — В чём стояла
старуха дворянка на крыльце? ( Старуха-дворянка стояла в собольей душегрейке,
парчовой короне.)
§ — Что сделала
старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? ( Старуха ударила старика по
щеке.)
§ — Что держит
стража царицы на плечах? ( Держат топорики.)
§ — Что ела за
столом старуха-царица? ( Старуха ела пряник.)
§ — Куда отправила
старуха-дворянка старика работать? ( Старика отправили на конюшню.)
§ — Как встретила
старика старуха-царица? ( Старуха выгнала старика.)
-Теперь
давайте подведем итоги нашей игры и узнаем, чья команда внимательно читала
сказку.
3.Анализ
«сказочных примет».
Коммуникативные
:
умение слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать
собственное; умение строить речевое высказывание
Личностные: учебная
мотивация
Познавательные
:
поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого
высказывания; устанавливание причинно — следственные связи; производить
логические действия, такие как анализ и сравнение. выводы в
результате совместной работы класса и учителя
Регулятивные: проявление
инициативности и самостоятельности.
— Сказка о рыбаке и рыбке» — народная или литературная? (Литературная, т.к. у
неё есть автор А.С.Пушкин)
-Но мы знаем, что Пушкин записывал народные песни и сказки со слов няни Арины
Родионовны и во время поездок по России.
-Найдите
черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём
ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и
обсуждения составляется кластер).
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке» и народная сказка
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
1. 2. |
—
Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Докажите свой ответ).
Физкультминутка.
Личностные
УУД:
умение
применять правила охраны своего здоровья
Подвижная
музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания»
4. Работа над
содержанием сказки, характеристикой её героев.
Регулятивные:
— уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
—
уметь находить ответы на вопросы в тексте;
—
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на
вопросы);
— уметь осуществлять анализ объектов
художественного произведения с выделением существенных и несущественных
признаков;
—
уметь определять главную мысль текста;
— уметь осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
—
уметь
участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
— уметь учитывать разные мнения и интересы
и обосновывать собственную позицию;
—
уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
—
Вспомним
содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
Сюжетная цепочка сказки:
Постановка
проблемного вопроса?
— Почему
старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло
ли быть иначе?
—
Вот он наш главный вопрос.(?)
Характеристика
героев сказки и анализ их поступков.
—
Начнем
с героев сказки. Назовите героев сказки. ( Главные герои: старик, старуха и
рыбка)
—
Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались?
—
Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его
очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
—
Как вела себя рыбка?
—
Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
—
Почему рыбка стала помогать старику?
—
Как обращается старик к рыбке в тексте?
—
Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? ( Старик испытывает стыд,
растерянность, уважение, страх, почтение)
Характеристика
старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
—
Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
СТАРИК |
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
СТАРУХА |
—
Покажите свои рисунки.
— А
рыбка, какая она, дайте ей характеристику.( Благодарная, добрая, справедливая.)
Отношение
автора к героям сказки
—
Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
(Рыбку
– любит, гордится ею, восхищается; старику – сочувствует, жалеет, старуху –
осуждает, наказывает от имени рыбки)
— Давайте
разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так
поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У
нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы
догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
Характеристика
моря.
—
Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим
последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
—
помутилось синее море
—
синее море
—
видит на море чёрная буря
—
море слегка разыгралось
—
не спокойно синее море
—
почернело синее море
—
Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что
помогает нам понять – море? ( Море сердится на старуху, изменяя свой цвет.)
— Возвращаемся
к нашей схеме.
—
Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За
что же так наказала её рыбка?
(Как
бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за
свою жадность и алчность.)
— А
вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
—
Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не
просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
7. Итог
урока. Рефлексия.
Познавательные:
—
уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
—
уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
—
Чему учит нас эта сказка? (Как плохо быть жадным, если ты жадный, ты
можешь потерять всё)
-Кому сегодня понравилось на уроке? Кто
об этом уроке расскажет родителям, друзьям. Если вам сегодня понравилось
работать на уроке, то пусть ваша золотая рыбка плывет по волнам, если вам было
трудно или неинтересно , то уйдет в глубину.
Оцените
свою работу на уроке.
8.
Домашнее
задание (творческое)
Регулятивные:
—
уметь слушать в соответствии с целевой установкой
-Нарисовать
рисунок к понравившемуся отрывку, отрывок выучить наизусть
Конспект урока по литературному чтению.2 класс УМК «Перспектива»
Тема: А. С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».Герои сказки .Особенности литературной сказки.
Цель: начать работу по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»;развивать умение выразительно читать произведение ,передавая интонацией настроение ;учить детей делить текст на части ,выделять главную мысль: обогащать словарный запас; воспитывать доброту ,милосердие; учить характеризовать героев по плану, отличать сказку от других произведений.
УУД: познавательные- выполнять учебно-познавательные действия ,выбирать из текста нужные для анализа фрагменты; анализировать характеры и чувства героев ;выделять основную мысль произведения; делать выводы и обобщения;
коммуникативные-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
регулятивные- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги писателя, карточки для игры «Поймай рыбку».
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2.Речевая разминка.
Произнесите скороговорку в разном темпе(медленно- средне- быстро).
Избушка на курьих ножках Бежит по узкой дорожке.
3.Актуализация знаний.
Нет волшебные русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер самолет . Нет не праздные люди те сказки слагали А провидцы в чьих замыслах правда живет.
-О каком литературном жанре говориться в стихотворении?(о сказках) -Назовите приметы русских волшебных сказок?(зачин –концовка ,волшебные герои и предметы, сказочные повторы) -На какие две группы делятся сказки?(народные и авторские) -Чем отличаются народные сказки от авторских? –Среди авторов русских сказок есть особенный, знакомый с раннего детства. Догадайтесь о ком идет речь, после того как я назову некоторые слова из его сказок.»Дуб зеленый ,русалка ,кот, песнь заводит» . -Конечно же это знаменитый на весь мир поэт и писатель гордость нашей русской литературы А. С. Пушкин. С его жизнью и творчеством мы познакомились вчера.
4.Самоопределение к деятельности.
Сейчас потолкуем о сказке такой Тут синее море ,тут берег морской Старик выйдет к морю ,он невод забросит Кого-то поймает и что-то попросит О жадной старухе рассказ здесь пойдет А жадность ребята к добру не ведет.
–Вы наверное уже догадались какую сказку мы будем сегодня читать?
5.Работа по теме урока.
Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.
Часть 1. –Где жили старик со старухой?
Часть 2-3.-Как старуха отреагировала на рассказ старика? -Сколько лет они прожили вместе? -Что случилось со стариком? — Как вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к свершившемуся чуду? -Почему старик отпустил золотую рыбку? -Как вела себя рыбка по отношению к старику?
Часть 4-5.-Чего захотелось старухе после того ,как она получила корыто? –Как вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает?
Часть 6-8.-Какое новое желание появилось у старухи? –Что увидел старик, вернувшись домой? -Как старуха отнеслась к старику ?Почему?
6.Физкультминутка.
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! Бег на месте !Веселей ! И быстрей, быстрей, быстрей ! Делаем вперед наклоны- Раз-два-три- четыре- пять! Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять! Начинаем приседать Раз-два-три- четыре- пять! А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе! Руки к солнышку потянем Р Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться, Да прилежно !Не лениться!
7.Продолжение работы по теме урока.
Чтение сказки по частям. Одновременно ведется словарная работа и обсуждение прочитанного.
Часть9-11.-Кем теперь захотела быть старуха? -Из каких слов мы видим отношение автора к старухе? -Почему желание старухи испугало старика? -Что означает фраза «Ни ступить, ни молвить не умеешь!»? -Выполнила ли желание рыбка? -Как изменилась старуха? -Кто такой невежа? -Как вы понимаете выражение «Не садись не в свои сани!»?
Часть 12-14.Какое новое желание появилось у старухи? -Пытался ли старик вразумить, остановить старуху? -Чем закончилась сказка? — Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? — Понравился ли вам конец сказки?
8.Рефлексия.
Игра «Поймай рыбку». На доске прикреплены рыбки, на обороте каждой рыбки написан вопрос. Игроки по очереди выходят к доске, берут рыбку ,отвечают на вопрос. Если ответ верный команда поймала рыбку, если нет- отвечает другая команда.
Вопросы: -Как называется сказка ,которую мы прочитали ?Кто её автор? – Какая это сказка?(авторская) – Где жили старик со старухой? -С чем впервый раз пришел невод? -С чем второй раз пришел невод? — В чем стояла старуха-дворянка на крыльце? — Что сделала старуха в гневе, когда пожелала быть царицей? -Что держит стража царицы на плечах? -Что ела старуха-царица?
9.Подведение итогов. -С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему ? -Что у вас получилось? -Чему учились на уроке?
Домашнее задание.
Выразительно читать сказку.
Паспорт урока литературного чтения во 2 классе.
1. Класс: 2 «Г»
2. Место проведения: учебный кабинет
3.Продолжительность: 45 мин
4.Предмет: литературное чтение
5.Тема: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
6.Тип: урок чтения и коллективного анализа
Цель:формирование умения у учащихся, выразительно читать вслух, передавать последовательность сюжета и описывать героев произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
7.Задачи:
7.1Дидактические:
— Осуществить контроль умения выразительно читать сказку.
— Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения.
— Развивать умение давать характеристику героев произведения
7.2 Развивающие:
Познавательные УУД:
— Развивать навык осознанного и правильного чтения
-Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
Регулятивные УУД:
— Развивать умение осуществлять свою деятельность по плану учителя
-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД:
— Развивать умение внимательно выслушивать друг друга
— Развивать умение вести диалог по теме попарно или всем классом
— Развивать умения оформлять свои мысли в устной форме.
7.3Воспитательные
— Способствовать воспитанию уважительного отношения к друг другу.
8. Основной метод: литературоведческий анализ
9. Частные методы:
—Чтение про себя
-Чтение вслух
— Беседа
— Характеристика
— Метод похвалы и поощрения
10. Ресурсы урока:
10.1 Дидактическое средство обучения:
10.1.1 Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал
10.1.2 Для учителя: конспект урока, учебник
10.2 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Байгильдиной О.Н. и учителем 2 «Г» класса Камалеевой Дианой Леонидовной.
План урока литературного чтения во 2 «Г» классе
1. Организованное начало урока (1-2 мин)
1.1 Приветствие
1.2 Проверка рабочего места
2. Проверка домашнего задания ( 7-8 мин)
2.1 Чтение стихотворений наизусть.
3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (20 мин)
3.1 Подготовка к восприятию (5 минут)
3.1.1 Выставка книг А.С.Пушкина
3.1.2. Беседа
3.2. Первичное восприятие (10 минут)
3.3. Проверка первичного восприятия ( 10 минут)
3.4. Составление цепочки желаний. ( 5 минут)
4. Подведение итогов (5 мин)
4.1 Рефлексия
4.2 Домашнее задание
5. Организованное завершение работы (1 мин)
6. Прощание с детьми
Ход урока литературного чтения во 2 классе
1.Организованное начало урока
1.1 Приветствие
У: Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Алёна Алексеевна. Надеюсь на нашу плодотворную работу сегодня.
1.2Проверка рабочего места
У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должен быть учебник, пенал и дневник. Всё отложите на край парты. Тихонько присаживаемся.
2. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание, выучить стихотворение, даю вам 2 минуты на повторение, после чего, мы приступим к проверке домашнего задания.
Д: (повторяют стихотворения и далее их рассказывают)
У: Молодец, ты хорошо рассказал стих ( анализ и оценивание)
3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (15 мин)
3.1 Подготовка к восприятию
3.1.1.Беседа.
У: Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?
Д: с Александром Сергеевичем Пушкиным
У: Какие его сказки вы знайте?
Д: Сказка о царе Салтане, сказка о попе и о работнике его Балте и т.д.
У: Ребята, посмотрите, как много разнообразных книги здесь представлено. Например, в сказке о царе Салтане, рассказывается о родившемся на свет богатыре, который рос не по дням, а по часам, а вот какие события с ним произошли, вы можете узнать, прочитав эту сказку.
У: Сегодня мы с вами познакомимся с одной из этих сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». Поднимите руки, те, кто знает эту сказку? Значит, вы сегодня будете активными, я очень на это надеюсь.
У: Посмотрев на название сказки, назовите главных героев?
Д: Да. Главными героями сказки являются рыбак и рыбка.
У. Правильно.
У: Ребята, откройте учебники на странице 90. Полистайте и посмотрите, какая сказка длинная, она не написана сплошным текстом, а разделена на несколько частей. Каждая часть имеет новую картину и рассказывает о новых событиях, которые происходят в жизни героев.
Д: Рассматривают страницы.
3.2 Первичное восприятие ( 9 минут)
Учительница читает полностью всю сказку.
У: Ребята, сейчас я буду читать сказку, вы будете все внимательно следить и слушать.
3.3 Проверка первичного восприятия (10 минут)
По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняю слова и выражения.
1) Читаю первый отрывок и задаю вопросы.
У: Где жили старик и старуха?
Д: в ветхой землянке
У: Что такое ветхая землянка?( дом вырытый в земле)
Д: дом вырытый в земле
— Сколько жили старик и старуха в ветхой землянке?
Д: тридцать лет и три года
У: Тридцать лет и три года, это сколько?
Д: 33
У: Сколько раз закинул старик невод в море?
Д: три раза
У: что такое невод? Как вы думайте?( рыболовная сеть)
Д: сеть
-Какое чудо произошло со стариком, когда он ловил рыбу?
Д: старик поймал золотую рыбку
2) У: Читаю, остальные внимательно следят.
Разбор слов по ходу чтения:
Корысть— выгода, польза
Кликать— звать
Пуще— больше
Браниться— ругаться
Задаю вопросы, после прочтения 2 части
-Как отнеслась старуха к рассказу старика о рыбке ?
Д: она отругала его, за то, что он отпустил рыбку и не попросил у неё выкуп.
-Что теперь захотелось старухе?
Д: Новое корыто
3) У: Читаю 3 часть
После прослушивания идёт словарная работа:
Кликать— звать
Забранила— ругала
Корыто— продолговатый сосуд из дерева, предназначенная для стирки
Море разыгралось— стало более шумным, волны стали более частыми и высокими
Раскололось— сломалось
— Как отнеслась к просьбе рыбка?
Д: Она исполнила просьбу старика
4) У: читаю 4 часть
— Что попросила старуха после нового корыта?
Д: Захотелось новую избу.
5) У: я продолжу читать( 5 часть) , а вы внимательно слушайте.
У: читаю. После прочтения задаю вопросы.
У: Ребята, что попросил старик у рыбки
Д: избу
У: Что ответила рыбка, на просьбу старика?
Д: она сказала, что будет у них новая изба
У: Ребята, какая была новая изба? Опишите её
Д: она была с дубовыми тесовыми воротами
У: Что значит тесовые ворота? ( ворота сделанные из тонких досок)
У: Кем захотела стать старуха?
Д: столбовою дворянкой
У: верно
6) Читаю 6-7 часть
У: Выполнила ли рыбка просьбу старика?
Д: да
У: Во что была одета старуха( столбовая дворянка) ?
Д: Она была в соболей душегрейке, в парчовой кичке, с жемчугами на шее, с золотыми перстнями на руках.
У: Куда отправила старуха, служить старика?
Д: на конюшню
У: верно
7) Читаю 8 часть
У: Кем же захотела стать старуха на этот раз?
Д: царицей
У: Что ответил старик на это?
Д: он сказал ей, ты что белены объелась?
У: Что это означает? ( сошла с ума)
Читаю 9 часть
У: Что сделал старик?
Д: пошёл к рыбке и сказал ей о желании старухи
У: Что ответила рыбка?
Д: Будет старуха царицей
9) Читаю 10 часть
У: Что значит печатные пряники? (пряник с отпечатанным рисунком)
У: Что сказал народ старику?
Д: Поделом тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани.
У: Это значит не лезь не в своё дело
10) Читаю 11 часть
У: Ребята, кем захотела стать старуха на этот раз?
Д: владычицой морскою
У: Что значит находится на посылках? ( находится в полном подчинении у кого-либо)
11) Читаю 12-12 часть
У: Исполнила ли желание рыбка?
Д: нет
У: ребята, а вы заметили, как начинается и заканчивается сказка?
Д: одинаково
У: верно. Старуха сидит у веткой землянки, а перед нею разбитое корыто
3.4. Составление цепочки желаний ( 5 минут)
У: Ребята, мы видим с вами, что желания старухи с каждым разом становились всё больше и больше.
У: Давайте с вами составим цепочку желаний старухи. По порядку будем перечислять то, что она хотела заполучить.
У: Какое желание было первым ?
Д: Новое корыто
У: Кто согласен поднимите руки. Верно, это корыто.
У: Что же захотела старуха после нового корыта?
Д: Избу
У: Давайте проверим. Правильно. Молодцы
У: Подумаем, что же было потом? Кем захотела стать старуха в первый раз?
Д: Дворянкой
У: Верно, дворянкой!
У: Ваня, кем была старуха после, дворянки?
Д: Царицей
У: Давайте проверим, прав ли Ваня. Верно- царицей.
У: Я думаю, что потом старуха захотела стать владычицой морскою. Ребята, как вы думайте, я права?
Д: Да.
У: А это желание исполнилось?
Д: нет
У: Вот такая цепочка желаний у нас получилась.
4. Подведение итогов ( 5 мин)
4.1 Рефлексия
У: Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? И кто его автор?
Д: Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин.
У:Какие главные герои сказки?
Д: Старик-рыбак и золотая рыбка.
У: Дайте характеристику старухе и старику
Д: Старуха: злая, упрямая. Старик: добрый, наивный.
У: кем хотела стать старуха?
Д: хотела стать дворянкой, царицей и владычицой морскою
У: Верно.
4.2 Задание на дом.
У: Домашнее задание, нарисовать любого героя данной сказки.
У: Каких героев вы можете нарисовать?
Д: Старика, рыбку, старуху.
У: Да. Думаю, у вас получаться красивые рисунки
5. Организованное завершение работы (1 мин)
6. Прощание с детьми
У: До свидания!
У: До свидания!
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей
композиции, языка, через характеристику образов.
2. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
3. Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
4. Формировать навыки выразительного чтения.
5. Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина
Оборудование:
экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Чтение стр.88-89
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.
Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и
вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал
большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на
балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к
чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными
друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина
Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из—за любви к детям
оставшаяся в их доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили Саше мудрость, заключённую в волшебных
образах. Образы перешли в сказки.
Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая
его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения,
не похожи одна на другую.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки.
1.Сказка о золотом петушке. 2. Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях. 3. Сказка о попе
и работнике его Болде. 4. Сказка о рыбаке и рыбке. 5.Сказка о царе Салтане. 6. У
Лукоморья дуб зеленый.
ФИЗМИНУТКА
3.Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Используется видеозапись сказки.
А) Работа с текстом до
чтения.
— Прочитайте название
произведения.
— Что можно узнать из
заголовка?
— Перелистайте страницы
учебника, обратите
внимание, что сказка не
написана сплошным
текстом, а поделена на
части.
Каждая часть – это новая
картина или рассказ о новых
событиях.
Б) Чтение учителем первой
части.
Словарная работа:
Ветхая землянка — дом,
вырытый в земле, очень
старый.
Невод — сеть рыболовная.
Откуп – плата.
Простофиля — глупый,
несообразительный человек.
В) Чтение части детьми (
хорошо читающими).
Чтение по цепочке, по
рядам, и предложениям.
Словарная работа:
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
4.Рефлексия.
С каким настроение вы заканчиваете урок? Почему? Как бы вы поступили на месте
старика? Чему научились на этом уроке?
5.Домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки стр.90—93 (4 части).
УРОК 2.
Тема: Работа над образами главных героев сказки.
Задачи урока:
развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения;
развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения;
воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для
успешного существования в социуме.
Оборудование:
На доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с
изображением золотой рыбки для игры;
выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»…
— А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждения учеников).
— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «Сказки о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Вопросы:
— Кем захотела теперь быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
— Найдите и прочитайте в тексте (стр.34).
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Е) Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.
— Как встретило море старика?
— Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
Ж) Чтение одним учеником.
— Почему народ над старичком насмеялся?
«Не садися не в свои сани!»
— Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
Словарная работа.
Невежа…
З) Начало читают дети по учебнику.
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? (Рассуждения детей).
— Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Рассуждения
детей).
— Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).
— Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания?
3. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с
доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За
правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха—царица? (Пряник).
Куда отправила старуха—дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха—царица? (Выгнала).
Что общего у сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и других известных вам
сказок? (Работа в парах, обсуждение, затем высказывание детей).
(На экране открываются слова) Высказывание детей могут отличаться от слов,
высветившихся на экране.
Есть зачин, концовка
Волшебство
Повторение сюжета
Магическое число
Добро побеждает зло
4. Разбор сюжета.
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания).
— Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
— Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется
состояние моря).
— Как просит старуха?
— А меняется ли манера поведения старика возле моря?
«молвит ласковое слово, с поклоном»
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(Рассуждения учеников).
— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать
примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи.
Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные
ими отрывки. Ответы детей обобщаются).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только
положительными?
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать,
выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно
означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым
характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае,
если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять
старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей
перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
— Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –
урок».
— Какой же урок преподал нам великий поэт? (Высказывание детей).
— Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь
пострадать.
5. Итог урока.
— Перечитайте «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и подумайте, кто ещё является в
сказке действующим «лицом».
УРОК 3.
Тема: Работа над образом моря – как одного из героев сказки.
Задачи урока:
проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися
моментами, характерное для сказки;
проследить смену эмоциональной окраски повторов;
обсудить нравственный вывод сказки;
развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения.
Оборудование:
на доске портрет А. С. Пушкина;
детские рисунки «море»;
выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
экран, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
— «Сказка о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с
волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне
ответить на вопрос: Чему каждого из вас научила сказка?
А) Работа по содержанию (найти и зачитать ответы из текста).
— На уроке мы определим ещё одно действующее лицо в сказке.
— Что просила старуха в первый раз? (Корыто).
— Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик (Море слегка
разыгралось). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
— Что во второй раз захотелось старухе?
— Как изменилось море? Найдите (Помутилося синее море). Чтение сопровождается
иллюстрацией моря на экране.
— Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
— Какими словами обращается старик к рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка».
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
«Разбранила меня моя старуха…»
« Избу просит сварливая баба…»
Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.
— Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? (Зачитать из текста).
«Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…»
«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том,
что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто,
которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но
столбовой дворянкой старухе становиться негоже».
— И море дает старику об этом знак.
— Кем захотела теперь быть старуха? (Вольною царицей).
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Найдите и прочитайте в тексте
.
— Как встретило старика море? (Почернело синее море). Чтение сопровождается
иллюстрацией моря на экране.
— Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием
встречая старика, успокаивает:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
— И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она
просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы.
— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей
морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках? (Черную бурю). Чтение
сопровождается иллюстрацией моря на экране.
— Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады
никому.
— Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
— Почему? (Потому что милость небезгранична).
— Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не
только на земле, но и на море.
— Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.
— Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке. (Море).
— Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? (Ответы, рассуждения детей).
Спасибо за активное участие на уроке.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси
поставлены памятники великому поэту (На экране памятники А.С. Пушкину).
3. Домашнее задание: Представьте себя художниками—оформителями и оформите
обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке».