Конспект урока сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост

Открытый урок по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

Воспитательные:

формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому.

Развивающие: 

умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Образовательные:

 формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.

Ход урока:

I  Инициация (Орг. Момент. Проверка домашнего задания).

— Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.

— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Н. Мамин – Сибиряк)

— Проверим, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя.

АМО «Найди похожих»

— На карточках зеленого цвета написаны  по 2 вопроса.(Раздаю карточки 4 уч – ся).

На остальных написаны ответы. Вы должны найти ответ на поставленный вопрос.

Учащиеся с карточками зеленого цвета выходят к доске и зачитывают вопросы по очереди. Учащиеся с ответами встают рядом с задающими вопрос.

1 ученик зачитывает 1 вопрос:

— Какая настоящая фамилия Мамина – Сибиряка?

Ответ у 3 человек: настоящая фамилия Д.Н. Мамина – Сибиряка Мамин.

2 вопрос:

— Какое произведение Мамину – Сибиряку принесло самую широкую известность?

Ответ у 3 человек: самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира.

2 ученик зачитывает 1 вопрос:

— Где родился Д.Н. Мамин – Сибиряк?

Ответ у 3 человек:  Мамин – Сибиряк родился на Урале в 1852 году.

2 вопрос:

— Как называл писатель детскую книжку?

Ответ у 3 человек: Мамин-Сибиряк  называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.

3 ученик зачитывает 1 вопрос:

— Какое любимое занятие было в семье писателя?

Ответ у 3 человек: в семье Маминых любимым занятием считалось семейное чтение книг.

2 вопрос:

— Для кого сочинял писатель сказки, которые вошли в сборник «Аленушкины сказки»?

Ответ у 3 человек: свои сказки Мамин-Сибиряк сочинял сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

4 ученик зачитывает 1 вопрос:

— Для кого были предназначены детские произведения Мамина – Сибиряка?

Ответ у 3 человек: детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста?

2 вопрос:

— С чем связаны рассказы и сказки Мамина – Сибиряка?

Ответ у 2 человек: рассказы ми сказки связаны с романами и повестями о горнозаводском Урале.

 — Мы повторили домашнее задание и разделились на 4 группы.

Рассаживаемся по группам.

II Погружение в тему (Постановка целей )

-Какие бывают сказки?

— Что вы знаете о народной и авторской сказке?

— С какими писателями, сочиняющие сказки, вы знакомы? (Портрет Мамина – Сибиряка)

— Отгадайте о какой сказке идет речь?

— Я, Мышка – норушка!

— Я, Лягушка – квакушка!

— Я, Зайчик – побегайчик!

                Теремок

— Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

А от тебя, заяц, и подавно уйду!

                        Колобок.

— Иду – иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

                Лиса и заяц.

— Что общего у этих произведений?

— Какой персонаж есть во всех этих сказках?

— Каким мы видим зайца в сказках определите по картинкам.

Работа в группах: на столах картинки из сказок, опишите характер зайца.

— У Мамина – Сибиряка тоже есть сказка о зайце( показ названия на экране)

— Прочитайте её название хором.

— Что можно узнать по названию сказки?

— Непонятно, почему он храбрый, если все зайцы обычно трусишки?

Это мы узнаем, если познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка.

Цели урока(ставят учащиеся): познакомиться с произведением Мамина – Сибиряка, познакомиться с его героями, охарактеризовать героев произведения, поработать с текстом.

III Формирование ожиданий учеников.

От каждого мероприятия мы что- то ждем. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

АМО «Цветик – семицветик»

На лепестках дети записывают свои ожидания от урока.

На доске цветок без лепестков. Дети прикрепляют лепестки.

IV Интерактивная лекция (изучение нового материала).

1.Словарная работа.

Читайте сначала шепотом, потом по слога, затем громко целыми словами:

Экран:

вспорх- нет

взо- брал- ся

встрях- нул- ся

храбрый – расхрабрившийся

бодрый – приободрился

сила — обессилел

— В сказке автор использует слова и образные выражения

Экран:

душа в пятки

задал стрекача

язык примерз

гонится по пятам

замертво свалился

не смел дохнуть

Работа в группах

На карточке эти же выражения

— Соедините данные выражения с их пояснением справа:

душа в пятки                                                        не мог говорить от страха

задал стрекача                                                догонял        

язык примерз                                                        упал от усталости

гонится по пятам                                                задержал дыхание

замертво свалился                                                 очень быстро бежал

не смел дохнуть                                                сильно испугался

2. Знакомство с текстом

Аудиозапись. Дети следят за чтением мастера художественного слова.

Далее читают хорошо читающие учащиеся, остальные следят.

— Почему это произведение можно назвать сказкой?

— Чем понравилась сказка?

V Проработка содержания темы.

1.Работа по содержанию текста.

— Произведение можно разделить по частям. Я разделила сказку на 4 части.

Экран:

Волк тут как тут.

Ай  да косой!

Надоело бояться.

Задал стрекача.

— Каким описан заяц в начале сказки? Найдите ответ в тексте.

— Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

-Какое название подойдет к 1 части? (Надоело бояться)

— Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

— Как вы относитесь к хвастовству ?

— Найдите и зачитайте в этой части слова, которые можно заменить выражением: очень удивились тому, что услышали.(Слушают и своим собственным ушам не верят). Как можно назвать такое выражение?(Фразеологизм)

Почему  смеялись над ним молодые и старые зайцы?

2.Работа над иллюстрацией к сказке.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке

— Какой эпизод изобразил художник?

— Найдите отрывок и прочитайте.

— Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

— Почему художник одел всех зайцев в одежду?

ФИЗМИНУТКА.

— Покажите позу и движения зайца:

* вначале сказки

*когда увидел волка

*когда поверил в свою храбрость

— Что случилось в сказке дальше?

Почему волк решил съесть именно этого зайца?

— Зачитайте выразительно, о чем подумал волк, когда увидел зайца.

Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут)

— Можно ли такими словами назвать следующую часть сказки?

— Что случилось с зайцем, когда он заметил волка?

3. Работа с пословицами.( у доски работают 2 ученика)

Соберите пословицы. Карточки со словами перепутаны.

* Храброго проверяй по делам, а не по словам.

* Сам не хвались, пусть люди похвалят.

На экране эти же пословицы .Уч – ся читают их про себя.

— К какому герою мы можем отнести данные пословицы?

4.Работа в группах.

— Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 группа – Действия зайца

(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)

2 группа– Действия других зайцев

(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)

3 группа – Действия волка.

(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)

— Дайте характеристику героям.

4 группа – Найти в толковом словаре значение слов  «храбрость» и «трусость»

5. Экспресс- диагностика.

Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.(по группам)

Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.

— У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым.  Какой все таки заяц, мы поговорим  на следующем уроке и сделаем выводы.

VI Рефлексия.

— Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…

Домашнее задание:

Экран:

 1.Пересказать сказку, нарисовать иллюстрацию.

2. Чтение сказки по ролям.

3. Дочитать сказку до конца и   восстановить план.

Дети выбирают задание по группам

VII Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились? -Кто автор этого произведения?

— Какое впечатление вызвала сказка?

Оцените свою работу на уроке (АМО «Светофор»)

Красный цвет – работал хорошо, желтый – поработал не в полную силу, синий – работал плохо.

— Посмотрим, оправдались ли ваши ожидания?

— Урок окончен. Спасибо за работу.

Конспект урока литературного чтения по теме:

«Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся со сказкой Д.Н. Мамина–Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного текста, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

формировать читательскую компетентность учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброту, милосердие.

Задачи урока: 

Образовательные:

совершенствовать навыки выразительного чтения, а также чтения по ролям.

Развивающие:

 — развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

 — поддерживать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Формирование УУД:

 — личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 — регулятивные действия: уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 — познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

 коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Оборудование: индивидуальные карточки с загадками, картинки с изображением зайца и волка, портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка из классной и школьной библиотеки, аудиозапись сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все читай, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

II. Актуализация знаний. 

  1. Работа у доски по карточкам.

Отгадайте загадки. Ответ запишите на доске.

Загадка 1.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.

Загадка 2.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …

Загадка 3.

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит — зубом щелк:

Белый — бедный, сытый -…

Загадка 4.

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

На доске получилась запись: зайчик, зайка, волк, заяц.

— Какое из четырех слов вы считаете лишним, почему?

— Что вы можете рассказать о зайце? (Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится).

— А, что о волке? (Злой, серый, охотится на зайца).

 2. Объяснение происхождения слов «заяц» и «волк».

              Заяц – в переводе с старославянского языка означает «прыгун». И он действительно хороший прыгун. Задние лапы его почти вдвое длиннее передних и очень сильные, благодаря чему он может прыгать на несколько метров. Но он ещё и замечательный бегун. В случае опасности немедленно переходит к стремительному бегу и достигает скорости свыше 70 километров в час.

Распространены зайцы по всей Европе, в Малой Азии и Восточной Африке.

В России обитают зайцы нескольких видов, но самые популярные – заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-беляк живет в лесу, зимой он меняет свою окраску и становится белым. Заяц-русак – житель открытых пространств. На зиму он не белеет, а остается серым.

Для отдыха заяц устраивает неглубокую ямку среди густой травы, зарослей бурьяна, между ломтями пашни, причем ежедневно новую. Поэтому зайцу и нужен мех, который меняя свой цвет, делает зверька незаметным, а длинные ноги спасают его от многочисленных преследователей.

У зайца хорошо развит слух, который заблаговременно предупреждает его о приближении опасности. Большие ушные раковины имеют свойство подниматься, опускаться, поворачиваться в разные стороны, причем независимо друг от друга.

Зайцы могут видеть всё вокруг себя: их глаза расположены так, что обеспечивают им широкое поле зрения – 300–320°. Убегая, они, как правило, смотрят назад, поэтому нередко становятся добычей другого врага, который оказался на их пути.

На поиски пищи зайцы основном выходят ночью, а днем отдыхают.

Опрятные зайцы любят причесывать шерсть лапками, языком. Не боятся воды.

Зимой они нередко делают себе для отдыха неглубокую ямку, а то и нору в снегу. Во время сильного снегопада их иногда полностью засыпает снегом. Тогда они терпеливо лежат под теплым снежным кожухом и ждут, пока прояснится

              Волк – образовано от слова «волочить», т.е. «тащить». Волк – хищное животное. Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот.

III. Самоопределение к деятельности.   Целеполагание.

— Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? (О зайце и волке)

— Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

(Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и будем учиться оценивать поступки героев).

  -Да, вы правы. Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Написал ее писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, который около 140 своих произведений посвятил детям. Они печатались в различных журналах и издавались отдельными книжками. Мы с вами познакомились с книгой этого автора «Аленушкины сказки» и еще не раз встретимся с его произведениями, которые, я уверена, вам понравятся и запомнятся.

— «Аленушкины сказки» — лучший сборник произведений Дмитрия Наркисовича для детей. В этот сборник входит и сказка про храброго зайца. 

  — Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

IV. Знакомство с новым материалом.

Первичное чтение  (Чтение по частям с последующим разбором)

— Сейчас вы будете слушать сказку и ответите на вопрос

– Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?

Учитель читает сказку  до слов «Кричат зайцы…»  

(Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется)

— Предположите, что будет дальше? (варианты детей)

Чтение сказки до слов «Дальше случилась…»

Насколько ваши предположения оправдались?

— Что значит язык у хвастуна точно примёрз? (Болтал и замолчал)

-Как вы думаете, чем же это закончится?

Чтение текста с. 185 до конца.

— Верными ли были ваши предположения?

— Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Словарная работа.

душа в пятки – испытание сильного страха

приплелись – пришли медленно

подкрадываться – подойти тихонько

задал стрекача – быстро убежал

язык примёрз — замолчал

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

V. Беседа после чтения по содержанию текста

— Каким изображён заяц в начале сказки?  (маленьким, трусливым)

Найдите ответ на этот вопрос.   Прочитайте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки)

Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? 

(Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)

Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?  (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).

Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки.  (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).

— Что они говорили?  (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)

— Прочитайте, как хвастался заяц.

(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 — Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…

 — Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.)

-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

— Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

Что такое хвастовство?  (высказывания детей)

    — Что обозначает слово хвастать?

     Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду.    

— Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните свою точку зрения.

— Почему волк решил съесть именно этого зайца?

(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)

— Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

(Язык у хвастуна точно примёрз.)

 — Прочитайте, как заяц убегал от волка?

(Задал такого стрекача.  Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).

— Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?

Дать (или задать) стрекача — стремительно убежать (фразеологизм)

Упасть замертво – упасть от сильной усталости, свалиться без сил.

  Какие чувства он испытывал?  К чему был готов? (Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти)

— Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?

— Найдите пятый абзац на стр. 186 , прочитайте  про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям.

 — Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? (Чтение по ролям 3 человека: автор, зайцы, Храбрый Заяц)

— Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

— Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) 

Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы. 

— Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

(В начале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый)

VI. Работа с пословицами.

-Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы:

Волка ноги кормят.

Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.

          У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

Ответы детей:

«Волка ноги кормят». Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – и будет сыт.

«Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

-К кому из героев сказки можно применить поговорку

«У страха глаза велики, чего нет, то и видят» (и волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

 Выберите самую точную пословицу, подходящую к теме урока

VII. Итог урока.

— Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

— В чём мудрость этой сказки?

VIII. Рефлексия.

— А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.

Поставьте смайлик на «Лесенку достижений» и покажите насколько вы довольны своей работой. (У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы усвоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!)

— Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.

 IX. Домашнее задание.  

Читать и пересказывать сказку.

Конспект урока литературного чтения

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост»

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством писателя,

  • определить главную мысль прочитанного произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить работать с текстом — находить слова, которые помогают дать характеристику героев,

  • описывать эмоциональное состояние персонажей,

  • совершенствовать  навыки выразительного чтения,

  • активизировать словарь учащихся.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции,

  • речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  • презентация о жизни и творчестве писателя,

  • выставка книг,

  • аудиокнига,

  • видеозапись отрывка из мультфильма (присказка),

  • грамзапись музыкального эпизода,

  • карточки для проверки домашнего задания,

  • карточки с дифференцированным заданием.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

II. Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

Упражнения для дыхания:

а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями;

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов;

г) дуем на одуванчик;

д) дуем на снежинку.

III. Проверка домашнего задания

– Дома вы читали сказку.

– Как называется эта сказка?

– Кто автор этой сказки?

– Назовите героев.

Работа по карточке.

Карточка – опросник

Фамилия и имя ученика……………………………………………………………

  1. Напиши автора и название рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке.

…………………………………………………………………………………

  1. Кто такой писатель – натуралист? Это писатель, который пишет о …………………………………………………………………………………

  2. Кто такой зоолог? Это ученый, который изучает …………………………………………………………………………………

  3. Перечисли всех обитателей леса, о которых пишет автор ……………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………..

  4. Что можно прочитать в снежной книге леса? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  5. Следам какого зверя было уделено больше внимания?…………………………………………………………………………………………..

IV. Изучение новой темы

  1. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Презпнтация.

Русский писатель Д. Н. Мамин — Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке недалеко от Нижнего Тагила. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин — Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. 
Самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира. В 1892 году выходит этот сборник для детей. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. 
Д.Н. Мамин — Сибиряк сам воспитывал свою больную дочь. Каждый вечер писатель усаживался рядом с постелью маленькой дочки и, чтобы успокоить ее, рассказывал сказки, которые потом составили сборник «Аленушкины сказки».

  1. Составление кластера «Заяц»

  1. Загадка

Летом белый, зимой серый. Кто это?

  1. Составление кластера

  2. Чтение статьи «7 интересных фактов о зайцах»

1. Зайцы вовсе не вегетарианцы. Они едят не только капусту, но и мясо! На Севере ловцы куропаток хорошо знают, что если не вынуть добычу из силка, то заяц ее быстро съест.

2. Зайцы обитают по всему земному шару. Везде они – объект охоты, но поговорка «На одного зайца приходится 10 охотников» вовсе не преувеличение. Зайцы не вымерли только потому, что они очень плодовиты.

3. Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Они скорее злобны и беспокойны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.

4. Документально подтвержден случай, когда заяц, воспитанный домашней собакой, перенял от нее целый ряд привычек, он даже кидался на других собак и кусал их.

5. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно так же слоны топают по земле ногами.

6. Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

7. Заяц – как и лев, животное территориальное. Он «не имеет права» нарушать чужую территорию, так что удирает он только в пределах своей «жилплощади».

  1. Завершение и коррекция кластера

  1. Просмотр отрывка из мультфильма (присказка)

-Литературная это сказка или фольклорная? Почему?

– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?

В предложении: «Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь?

  1. Подготовка к восприятию текста

  1. Словарная работа

Голодный , как …

Хитрая, как …

Ленивый, как…

Неуклюжий, как..

Трусливый, как…

  1. Фразеологизмы

  • Душа ушла в пятки.

  • Собственным ушам не верят.

  • Язык точно примёрз.

  • Гонится по пятам.

  1. Звуковая гимнастика

о   а   у   – плавно на одном выдохе,

ух  ох  ах  – произносим отрывисто,

гху  гха  гхо  – выдыхая порциями,

с   ш   з  – чередование произнесения звуков.

4. Первичное восприятие сказки.

– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.

– Почему автор назвал зайца храбрым?

– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.

  1. Слушание аудиокниги

  2. Чтение подготовленными детьми.

– Вам понравилась сказка? Что особенно?

– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.

  1. Артикуляционная подготовка речевого аппарата. Скороговорка

— Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

«Покупки»:

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки про покупочки свои.

  1. «Гимнастика мозга»

«Рисуем» восьмерки глазами, руками, ногами.

  1. Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

1 часть

– Читайте «про себя».

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

2 часть

Следующий абзац читайте «шёпотом».

Восстановите по тексту пропущенные слова.

Почему именно эти слова употребил автор?

3 часть

«Жужжащее» чтение.

– Какое предложение по смысловому значению главное?

4 часть

Чтение учителем «Ловушка».

– Каким назван Заяц и почему?

5 часть

– Послушайте музыкальный эпизод.

– Какому главному герою сказки он может соответствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.

6 часть

– Почему Заяц замолчал?

7 часть

Чтение «Спринт».

– Почему Волк не съел Зайца?

– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?

8 часть

Чтение за диктором.

– Каким назван заяц?

9 часть

«Отсканируйте» оставшуюся часть сказки.

– За что благодарили Зайца?

– Каким называют его в этой части?

– Во что стал верить Заяц, зачитайте.

  1. Рефлексия

Работа в группах.

Задания к тексту.

  1. Объясните смысл слова «храбрый».

  2. Могла ли сказка закончиться печально? Придумайте другую концовку сказки.

  3. Соберите пословицу.

кормят

зубы

ноги

носят

волка

зайца

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

  1. Итог урока

– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?

– Чему учит нас сказка?

  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание.

1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.

2 уровень – Составить план  пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.

3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.

Спасибо за урок!

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе.

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

«Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Задачи урока:

• активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

• развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;

• воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.

Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

• Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

• Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

• Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового восприятия художественных текстов;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

• Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.

Ход урока

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Мобилизующее начало.

Подготовить к эмоциональному восприятию содержания урока.

Нас звонок собрал всех в класс,

Урок чтения у нас.

Будем думать, рассуждать.

Нам пора урок начать.

Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.

  1. Подготовка к восприятию, вводная беседа.

Знакомство с творчеством писателя

Познакомить с автором, дать новые сведения.

Формирование интереса к учебному материалу.

Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка

У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано — любил детей.За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка «Аленушкины сказки». Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник «Аленушкины сказки»

Дети мотивируются на восприятие нового литературного произведения.

Знакомство с творчеством писателя.

Слайд 1.

Принимать позиции слушателя и читателя.

Откройте учебник и послушайте присказку в исполнении Егора. (читает)

Присказку выразительно читает ученик.

— Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

Работа по учебнику:

— Прочитайте самостоятельно название сказки.

— Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

— О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

— О каком зайце? (о храбром Зайце – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Учащиеся приходят к выводу, что заголовок может противоречить известной характеристике зайца.

Ученики ощущают, что им передалось шуточное настроение автора.

  1. Словарная работа.

Словарная работа:

В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала — сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов — сталкивались с волком

— Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить)

Не смел дохнуть — замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача — убежать стремительно, с большой скоростью

Выскочить из собственной кожи — сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился — без признаков жизни (упасть, повалиться)

Учащиеся читают выражения на слайде, объясняют значения.

Слайд 2.

  1. Первичное восприятие.

Принимать позиции слушателя и читателя.

Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

— Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

— Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

— Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

— Кто вам понравился больше всего?

— Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

— Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

— Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

— Какой момент сказки для вас самый интересный?

— А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

— Чем закончилась сказка?

— Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

Учащиеся слушают чтение ученика и учителя и следят по учебнику.

  1. Физминутка.

  1. Совершенствование техники чтения.

Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).

— Что для этого необходимо? (тренироваться)

— Возьмите карточки:

1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:

Со-бра-лись

Хи-хик-ну-ли

За-сме-я-лись

У-лыб-ну-лись

По-бы-вав-шие

От-ве-дав-шие

Ку-выр-кать-ся

Пе-ре-го-нять

— 2 столбик слов прочитаем по цепочке:

Рас-храб-рив-ший-ся

Про-го-ло-дал-ся

Ра-зыг-рав-шим-ся

Не-о-бык-но-вен-ная

Бес-страш-ный

При-о-бод-рил-ся

— В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как — ОВО.

— Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)

Бо-ять-ся

Ку-выр-кать-ся

Под-кра-ды-вать-ся

Сме-ют-ся

Ве-се-лять-ся

Го-нит-ся

Никого

Ничего

Карточки для отработки техники чтения.

  1. Чтение сказки учащимися.

Принимать позиции слушателя и читателя.

А сейчас приготовьтесь читать сказку. —- Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183)

— Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

— Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.

— Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.

— Последний абзац мы прочитаем по ролям .

Учащиеся слушают чтение учеников и следят по учебнику.

  1. Физминутка для глаз.

  1. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).

Выполнять логические действия сопоставления иллюстраций и содержания.

— Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются)

— Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

— Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?

Кому что думается, тот того и боится.

Всякий трус о храбрости толкует.

Трусливому зайке и пенек волк.

У страха глаза велики.

Трусливый и таракана принимает за великана.

Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

-Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

Учащиеся высказывают свои мнения и доказывают свою точку зрения.

  1. Пересказ по опорным словам.

Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Проявлять интерес к общению и групповой работе.

Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)

1) Родился зайчик в лесу…

2) Собрались старые зайцы…

3) Это уж выходило забавно. Хихикнули…

4- Да что тут долго говорить! – кричал…

5) Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…

6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…

7) Долго бежал несчастный зайчик….

8) Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..

9) -Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…

10) Храбрый заяц сразу приободрился…

Учащиеся пересказывают сказку с опорой на предложения.

  1. Обобщение.

Принимать участие в обсуждении прочитанного; высказывать и обосновывать свою точку зрения

— С какой сказкой познакомились?

— Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

— Кто автор этой сказки?

— Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)

— Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).

-Правильно, ребята.

  1. Рефлексия

Формировать умение осуществлять самоанализ.

Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.

— Вам понравилось на уроке? Покажите на листочках свое настроение. (Веер настроений).

Дети заканчивают рефлексивные высказывания:

Я узнал….……………

Я запомнил ………

Я научился ………

Дети поднимают карточки с соответствующим цветом.

  1. Итог урока.

Поощрение активности на уроке

Выставление оценок за урок, анализ работы самых активных учащихся.

Запись домашнего задания:

чтение сказки по ролям для инсценировки

1.Знакомство с творчеством автора (слайд 10).

Итак, эту сказку написал Д.Н. МаминСибиряк. Он родился в небольшом заводском поселке Пермской

губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно

подобранная библиотека. В 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена,

оставив писателю тяжелобольную дочь Аленушку. Подвиг отцовства, о котором вспоминают все

современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной

философии детства Он говорил: «Дети будущее человечества: в них будущие возможности,а книга

это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром .К сказкам

природы примыкает цикл «Аленушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до

1897 года и первоначально не предназначались для опубликования они сочинялись и рассказывались

для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии комуто из

друзей пришла в голову мысль издать их. Каждая сказка это своеобразный урок. Помни, что даже

маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком

увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в

настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет

из этого пользу. А главное надо уметь любить жизнь. В центре «Аленушкиных сказок» животные,

рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.

2.Физкультминутка.

А сейчас, ребята, изобразим движения животных.

3.Чтение сказки учителем (слайд 11).

Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. ( Чтение до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк тут как

тут»)

Как вы думаете, что же будет дальше? (предположения детей.)

Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.

Оправдались ли наши предположения?

3. Работа после чтения.

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней много смешных моментов.

Каким изображен заяц в начале сказки?

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет гденибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком

снега у зайчика душа в пятки.

Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят?

Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто

сердце кудато в ноги «уходит».

Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас «душа в пятки убежала» (рассказы детей).

Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)

Сравните глаголы, с помощью которых автор описывает действия зайцев.

Старые зайцы собрались, маленькие сбежались, старые зайчихи приплелись. Хихикнули маленькие

зайчата, засмеялись старушкизайчихи, улыбнулись старые зайцы.

Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?

Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только все

хвастается.

Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». (Дети читают

этот отрывок.)

Как вы понимаете это выражение?

Он не мог говорить, язык у него точно замерз от страха, ведь он увидел волка.

Да, он увидел волка, а другието зайцы его не видели. Что же они могли подумать?

Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я… я… я…».

3. Беседа по прочитанному произведению; обобщение.

Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно

отнести к нашей сказке? (чтение пословиц и беседа по ним, слайд 12)

Как автор говорит о том, как заяц побежал?

Задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит» (слайд 13).

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики»?

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н.
    Мамина- Сибиряка.
  • Развивать навыки выразительного чтения; умение
    находить слова, которые помогают описать
    эмоциональное состояние героев; память,
    внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём
идёт речь.

1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

2.

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

3.

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост
бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.
(заяц)

— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их
скороговоркой.

(Чтение учащимися хором под руководством
учителя)

3. Проверка домашнего задания

— Какие бывают сказки? (литературные, народные)

— Какую новую тему мы начали изучать на прошлом
уроке? ( Литературные сказки)

— Какую сказку мы называем литературной? (это
авторская сказка)

— Сказки каких авторов вы читали? (дети
называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством
ещё одного писателя. Прочитайте, как его зовут?
Рассмотрите его портрет. (на доске)

Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк в 1852
году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила.
Рассказы и сказки писателя связаны с его
романами и повестями о горнозаводском Урале.
Значительное место среди произведений для детей,
созданных Маминым — Сибиряком, занимают сказки,
близкие к традициям народных сказок о животных:
животные, птицы и даже насекомые говорят языком
людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя
как люди.

Самую широкую известность получили
“Алёнушкины сказки”, переведённые на многие
языки мира. Когда они вышли отдельной книгой,
автор признался: “Это моя любимая книжка — её
писала сама любовь, и потому она переживёт всё
остальное”. Эти сказки писатель сочинял для
больной дочери, которую он растил и воспитывал
один.

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой
Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей
дочери. Прочитайте название сказки.

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые
Глаза, Короткий Хвост”

— Что мы можем по нему узнать? (Из названия
ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся
подробное его описание. Только не понятно, почему
он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

5. Изучение нового материала

— Чтение сказки учителем до слов: “Кричат
зайцы про волка, а волк- тут как тут”.

— Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на
двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

Чтение сказки до конца учащимися.

Беседа после чтения:

а) Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка
понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много
смешных моментов)

б) Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным;
глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт
птица, упадёт с дерева ком снега.)

в) Прочитать выразительно, как хвастался заяц. (Дети
читают отрывки
)

г) Почему же смеялись над ним молодые и старые
зайцы? (Смеялись, потому что понимали, что волка
он одолеть не сможет, а только хвастается)

д) Работа над иллюстрацией в учебнике (с.184)

— Какой эпизод сказки изобразил художник?

— Найдите отрывок и прочитайте

— Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц
в этот момент?

— Почему художник одел всех зайцев в одежду?

— Какая на них одежда?

е) Словарная работа (работа по карточкам)

— Как вы понимаете выражения? Соедините
стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала”   он не мог говорить от страха
“Язык у хвастуна точно примёрз”   очень быстро бежал, во весь дух
“Задал такого стрекоча”   он очень сильно испугался

— Объясните свой выбор.

Работа по карточкам

ё) Найдите слова, которые описывают:

  • 1 вариант — Действия зайца: (Крикнул на весь лес;
    расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на
    задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху;
    упал со страху; перевернулся; задал стрекоча;
    бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез;
    встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
  • 2 вариант — Действия волка: (Ходил;
    проголодался; подумал; слышит; остановился;
    понюхал воздух; начал подкрадываться; близко
    подошёл; начал выглядывать; бежал в другую
    сторону; ему показалось; убежал
    ).

Работа с пословицами

— Замените выражение пословицей к сказке.

Побегает, поймает добычу — будет сыт
“Волка ноги кормят”.

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка
с дерева, когда он шевелится
— “Заяц от листа, а
лягушка от зайца бежит”.

8. Итог урока. Рефлексия.

— С какой сказкой познакомились сегодня на
уроке?

— Как вы относитесь к зайцу?

— Зачем автор придумал сказку про храброго
зайца и рассказал её Алёнушке?

9. Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки от имени зайца

  • Конспект урока сказка о царе салтане характеристика героев 3 класс
  • Конспект урока русский язык 6 класс систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Конспект урока русские народные сказки 5 класс коровина
  • Конспект урока расскажи сказку колыбельные 2 класс школа россии
  • Конспект урока работы над рассказом в начальной школе