Тема урока «Сочинение по картине К.Е. Маковского. Дети, бегущие от грозы»
Цель урока: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни К.Е. Маковского.
Задачи урока
Планируемые результаты
Дидактические:
1. Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме.
2. Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков.
Предметные:
1. Знать особенности написания сочинения, знать орфограммы.
2. Уметь составлять план написания сочинения, уметь писать текст на заданную тему.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать ответы товарищей.
2. Развивать интерес к предмету.
Личностные:
1. Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
2. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы
2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся.
УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1.
Этап
Образовательная цель урока
Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля
Деятельность учителя, его речь
Деятельность обучающегося
Планируемые метапредметные результаты
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Ф
Словесные методы (беседа)
Внешний контроль
Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал.
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
— Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.
Организуют своё рабочее место.
КУУД:
Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Ф
Практический метод (упражнение)
Внешний контроль и взаимоконтроль
Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.
— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?
— Верно, нам необходимо его с вами разгадать, я даю вам минутку подумать, отвечаем по поднятой руке.
— Итак, что же у вас получилось?
— Верно, это слово внимание, а нужно ли внимание нам на уроке?
— Для чего?
— На слайде появляется картина К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы»
— Ребята, что вы видите?
— Поделитесь своими впечатлениями от картины.
Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.
Вспоминают и обобщают учебный материал.
Актуализируют знания.
Ребус.
-Ученики разгадывают ребус.
-Внимание.
-Да.
-Для того, чтобы правильно выполнять работу …
Ответы детей.
ПУУД:
Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики
ПУУД:
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели,
схемы, арифметической записи, текста в соответствии с
предложенной учебной проблемой.
Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Ф
Словесные методы( беседа)
Внешний контроль
Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.
— Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какая тема урока?
— Мы будем учиться писать сочинение по картине великого русского художника Константина Егоровича. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
— Какие мы цели поставим на урок?
1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.
2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.
3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока.
— Сочинение по картине «Дети, бегущие от грозы»
Формулируют цели урока
— познакомиться с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»;
— составить план;
— написать сочинение по картине.
РУУД:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Ф, П
Словесные методы( беседа, рассказ учителя)
Внешний контроль, самоконтроль
1. Организовывает работу обучающихся.
2. Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися.
— Ну и для начала давайте познакомимся с художником. Константин Егорович Маковский родился в Москве. Его отец любил очень живопись и сам был художником. Наверное, не случайно и маленький Костя полюбил рисовать, живопись и все дети в их семье были воспитаны в духе любви к искусству. Учился Константин Егорович в Московском училище живописи. Маковский учился легко и успешно, потому что он любил живопись. Он писал портреты, исторические события были на его полотнах, но больше всего он любил изображать сценки из народного быта. Но самая известная его картина – «Дети, бегущие от грозы».
Анализ картины
— Давайте же рассмотрим эту картину.
— Ребята, откройте учебник на странице 129. Внимательно рассмотрите картину
— Кто изображен в центре картины?
— Кем может являться мальчик этой девочке?
— Почему вы так думаете?
— А зачем она несет его на руках?
— А чего они боятся?
— Какое время года показал художник?
— Сельский или городской пейзаж изображен на ней?
— Какое небо?
Докажите, что дует сильный ветер
Почему вы так считаете?
— На картине изображено буйство луговых трав, лес, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку.
— А что изображено на заднем плане?
— Как думаете, откуда идут дети?
— Почему вы так считаете?
— Давайте теперь рассмотрим самих детей.
— Во что одеты дети?
— Можно ли определить, богато или бедно живут дети?
— Да ребята, сразу видно, что это дети из крестьянской семьи.
— Какие глаза у детей?
— Что могут испытывать дети?
— Почему картина названа «Дети, бегущие от грозы»?
— Верно, но художник мог бы просто назвать «Гроза» или «Перед грозой», а он назвал « Дети, бегущие от грозы». Наверно, он сделал это потому что ему были важны сами дети, их чувства, переживания, тот страх и тревога, которые они испытывали, а не гроза.
— Ребята, давайте еще раз посмотрим на картину, какие чувства вы испытываете?
— Почему?
— Художник подобрал угрюмые, темные краски. Он показ тревожную обстановку. Это очень опасная ситуация и в ней оказались дети.
— Ребята, сейчас давайте представим, что мы все стали с вами авторами и нам нужно описать эту картину в своем сочинение. А описать так, чтоб все ребята, которые ее не видели, могли ясно ее себе представить.
1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.
Слушают биографию художника
-Девочка, которая несет мальчика
-Братом
-Потому что она несет его на руках
-Потому, им страшно.
-Он маленький.
-Грозу
-Лето
-Сельский
-Небо грозное, страшное, тёмное.
Трава гнется к земле, волосы и одежда детей развиваются
-Поле
-Из леса
-У девочки на поясе корзинка с грибами
-В легком платье , у девочки на голове платок.
-Не богато
-Испуганные
-Страх
-Потому что на картине изображены дети, убегающие от грозы.
-Страх, переживание, тревожность, волнение.
-Потому, что темные цвета использовал худо, у детей испуганные глаза, приближается гроза. Тучи.
ПУУД:
нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.
КУУД:
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
Презентация
Первичное закрепление (4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
Ф
Словесные методы( беседа)
Практический метод (парная работа)
Внешний контроль
- Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.
Составление плана сочинения
— Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?
-Какой тип теста?
— Перечислите части сочинения.
— О чем мы напишем во вступлении? Как можно озаглавить эту часть? Что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?
— Обсудим, что вы напишите во вступлении.
- К. Е. Маковский – великий русский художник. Одна из его самых знаменитых картин – «Дети, бегущие от грозы».
- Сегодня на уроке, мне предстояло познакомиться с картиной К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы».
— О ком и чем вы будете писать в основной части?
— Озаглавим основную часть.
— Мы должны описать части картины, т.е выделить признаки картины.
— О чем мы можем тут рассказать?
— Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
(На переднем плане картины я вижу детей.)
— Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.
— Посмотрите на слайд, вам приведены примеры как можно начать заключительную часть.
- Картина очень трогательная. Сестра пытается защитить брата и уберечь его от грозы
- Эта картина мне понравилась тем, как художник передал на полотне русскую, природу, чувства, которые испытывают дети.
- Картина понравилась мне тем…
— Итак, у нас получился план сочинения.
План
1. Художник К.Е. Маковский и его картина.
2. Описание картины.
3. Моё отношение к картине.
Анализируют картину.
Отвечают на вопросы.
— Необходимо составить план сочинения
— Описание
— Вступление, основная часть, заключение
— О художнике и его картине
— Художник К.Е. Маковский и его картина
— Мы будем описывать сюжет картины
— Описание картины
-О природе, о детях, о чувствах, которое они испытывают.
— Моё отношение к картине
ПУУД: обобщение, вывод, анализ и синтез.
КУУД: построение монологической речи и диалогических высказываний
Физкультминутка
— Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.
— Повторяйте движения за мной.
Повторяют упражнения за учителем
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха
И, П
Словесные методы (инструктаж)
Практические методы
Взаимоконтроль
- Организует самостоятельную работу.
- Контролирует выполнение работы.
- Организует проверку обучающимися своих решений по эталону.
— Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.
— Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?
— Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.
— После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.
Памятка
Проверь написанное.
Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.
Обрати внимание на «опасные места».
В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.
Теперь вы сможете самостоятельно написать сочинение об этой картине, оно должно быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.
— Теперь вы можете приступать к написанию сочинения.
Работают самостоятельно, проверяют правильность выполнения задания.
Отвечают на вопросы
— Он должен быть грамотным. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.
ПУУД:
выделение работ, соответствующим критериям
РУУД:
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,
вести поиск путей преодоления ошибок;
Раздаточный материал
Презентация
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Ф
Словесные методы (беседа)
Внешний контроль
Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.
— Что же отличает отзыв от других работ по предложению?
— назовите автора картины, которую мы описывали?
— Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
— Какие знания и умения вам были необходимы для работы?
— Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?
Отвечают на вопросы.
— Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя
— Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова
Ответы детей
ПУУД: выделение необходимых данных.
КУУД: построение монологической и диалогических высказываний.
Рефлексия деятельности (2-3 мин)
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
Ф
Словесные методы (беседа)
Самоконтроль
Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.
— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
— С чем было трудно справиться на уроке?
— Чему вы научились на уроке?
Подводит итоги урока.
— Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания!
Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.
РУУД:
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику
Презентация
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 26.12.2022 23:54
Волочаева Любовь Александровна
Учитель начальных классов
37 лет
13 802
1 379
Местоположение
Российская Федерация, Краснодарский край, село Глафировка
09.09.2020 21:51
Раздаточный материал для урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа России». Тема урока: «Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Просмотр содержимого документа
«План сочинения по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». 3 класс.»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Р/р Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетардь.
2. Толковый словарь.
3. Интернет-ресурсы:
• Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников». URL: www.
bibliotekar.ru/art.htm
• URL: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Сценарий урока
Вариант I
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи. Откройте в учебнике с. 129. Перед вами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» в «Картинной галерее».
– Сегодня на уроке будем составлять текст по репродукции картины: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
II. Знакомство с творчеством художника.
– Константин Егорович Маковский (учитель демонстрирует портрет художника, написанный им самим в 1860 году) родился в Москве в 1839 году в семье известного московского художественного деятеля и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Дети в этой семье были воспитаны в духе любви к искусству. В Московском училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец, Маковский учился легко и успешно.
В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий (учитель демонстрирует репродукции картин: «Боярыня у окна» (1885), «За чаем» (1914), «Селедочница» (1867), «Алексеич» (1881), «У околицы» (1890-е), «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) и др.). Особо хочется выделить работы, которые изображали сценки из народного быта. Самая известная среди них картина – «Дети, бегущие от грозы» (1872) (учитель демонстрирует репродукцию картины).
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 129).
1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.
– Приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу? В какое время года можно наблюдать это природное явление? (В случае затруднения учитель предлагает учащимся вспомнить стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза».)
– Какое чувство вы при этом испытывали?
– Обратимся к толковому словарю Даля, узнаем, как трактуется значение слова «гроза»:
Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.
– Посмотрите на картину. Сельский или городской пейзаж изображен на ней? Опишите его. (На картине изображен сельский пейзаж: буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку.)
– Как художник описал предгрозовую природу на картине? Какие использует краски, почему? (Мрачное предгрозовое небо, гнущиеся под порывами ветра болотные цветы и травы, шаткий мостик, по которому бегут застигнутые ненастьем дети.)
– Кто изображен в центре картины? Куда ходили дети? Расскажите о них. (Крестьянская девочка лет десяти убегает от грозы. На спине она держит маленького мальчика, наверное, своего братишку. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога,. ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего братика, за которого в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна, но ему очень страшно, ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но мальчик чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Видимо, дети ходили в лес за грибами – в переднике у девочки грибы. Может быть, они уже направлялись домой, когда их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ненастье.)
– Что рождает тревожное чувство у человека, рассматривающего картину? (Напряженность сюжета, которую художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались дети. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)
– Почему картина так названа?
2. Составление рассказа.
– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)
– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине, о событии, которое запечатлено на картине.)
– О чем напишете в основной части? (О детях, изображенных на картине, их чувствах.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине?
3. Составление плана рассказа.
План
1. В лес за грибами.
2. Приближение грозы.
3. Гроза.
4. Скорее домой!
5. Мое отношение к картине.
4. Лексико-орфографическая подготовка.
Учащимся раздаются листы-помощники, на которых даны опорные слова и словосочетания к каждой части плана.
Опорные слова:
1. Лето; ласковое, теплое солнце; пошли грибы, отправились в дальний лес.
2. Лениво пробежал ветерок; проворчал, пробормотал первый гром; тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей; темное, огромное, грозное покрывало.
3. Тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний; молнии яркие, ослепительные, огненные; гроза шумела, набирала силу.
4. Бросили собирать, быстро бежали, посадила братишку на спину; лица испуганные, тревожные; детям боязно, страшно; они, ребятишки.
5. Пересказ составленного рассказа.
– Что расскажете во вступительной части? (Раскроем первый и второй пункты плана.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)
– Какие пункты плана вам помогут передать содержание картины? (Третий и четвертый пункты плана.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Физкультминутка (см. урок 2)
6. Запись предложений в тетради.
– Запишите 2–3 предложения по рисунку. (Вариант: Приближалась гроза. Небо мрачное. Болотные травы гнутся от ветра. По шаткому мостику бегут дети.)
7. Взаимопроверка.
8. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Вариант II
Для класса с более высоким уровнем подготовки учащихся можно дать написание сочинения.
Вариант сочинения
Перед нами произведение известного русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Рассматривая картину, начинаешь сопереживать ее героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.
На картине изображен сельский пейзаж: буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, и тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. На мостике – крестьянская девочка. Она босиком, в легком платьице. Волосы девчушки растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и девочка спешит укрыться сама и спрятать братишку от надвигающейся грозы.
Видимо, дети ходили в лес за грибами – в переднике у девочки грибы. Может быть, сестра и брат уже направлялись домой, когда их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.
А гроза всё приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога, ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше девочка боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Малыш, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна, но ему очень страшно, ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но мальчик чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались дети. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его произведения по праву занимают достойное место в ряду творений великих русских мастеров художественного искусства.i
министерство образования, НАУКИ и молодёжной политики
республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное
учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени
И.А. Куратова»
Технологическая
карта
пробного
урока по русскому языку
Студентки 341
группы
социально-педагогического
отделения
Сидорчук Вероники
Романовны
Место проведения
урока:
Школа № , класс 3 «»
Дата проведения
урока: 20. 11. 2020.
Начало урока:
_______
ФИО учителя школы:
________________
ФИО
преподавателя-консультанта:
Макарова Екатерина
Игоревна
Допуск к
проведению урока:
______________________________
Технологическая
карта пробного урока развития речи
Учебный Класс: |
Развитие 3 |
||
Цели |
Деятельностная: Создать Содержательная: Развивать |
||
Технологии, |
беседа |
||
Основные |
Текст-описание, сочинение, картина, художник, текст |
||
Тип |
Урок развития речи |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · · · · · · |
Личностный: · · · · Метапредметный: · · · · · · · · · · · · |
||
Организация пространства: |
|||
Формы · · |
Ресурсы: — |
||
Тема
урока. Составление текста по репродукции
Этапы урока Задачи этапа |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||
I. Орг. момент. Замотивировать учащихся к |
— — — — — — — |
-Ребус. -Ученики -Внимание. -Да. -Для |
|||||||||
II. Выход на тему Представить картину К.Е. Маковского (пр.) Совершенствовать Развивать умение принимать участие в учебной беседе (к.) |
|
На — Ребята, что вы — Поделитесь — Ребята, как вы — « |
Писать |
||||||||
III. Знакомство с Познакомить Учить слушать и воспринимать речь других (к.) |
|
Знакомство с творчеством художника. — Константин |
|||||||||
III. Содержательный анализ картины Развивать Строить Отбирать Делать Контролировать |
Анализ картины. — — — — — — — . — — — Докажите, что дует сильный ветер Почему вы так считаете? — — А что изображено на заднем плане? — — — — — — Да ребята, сразу видно, что это дети из — — — — — — — |
Девочка, Братом Потому Потому, Грозу лето сельский Небо Трава Поле Из У В Не испуганные страх -Потому Страх, Потому, |
|||||||||
III. Определение 1. 2. 3. 4. 5. |
— — — — — — — — — — — — |
Какие повествование художественный |
|||||||||
IV. Составление 1.Совершенствовать 2. 3. 4. V. 1.Совершенствовать 2. 3. |
|
— ( карточки появляются на доске) – — Мы должны — А что мы — Мы описываем Картину – О чем мы должны — Мы должны На доске — О чем мы можем На доске появляется карточки: о природе, о – — Верно, высказать На доске — — С каких слов, мы — Посмотрите на Вступительная · · — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Заключительная · · · — Ребята, вы, — Кто объяснит Проверяемая Гроза Боязливо НЕпроверяемая Ветер Девочка Корзинка Тревога Глухие Узкий Гриб Брат Глаз Грусть(Грустно) —тся Боится Надвигается Оглядывается Проглядывается |
3части: Мы О О Разные С Мрачное Надвигается Описываются Темные Узкий Главных Как Мальчик Девочка, Заключительная Свое Понравилась Ответы Слова Проверяемая Гроза, Боязливо, Ударение Непровряемая Правописание -тся |
||||||||
VI. Самостоятельная 1. 2.Совершенствовать |
Двенадцатое сентября. Классная работа. Картина К,Е Маковского «Дети, бегущие от |
— — — |
|||||||||
VII.Анализ готовых 1.Учить 2.Совершенствовать 3.Учить 4. |
Памятка№ 1. |
— — — — — |
|||||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия 1.Учить рефлексии (Р.) 2.Совершенствовать 3.Учить оценивать качество Домашнее |
Итог — — — 1. Познакомились с 2. Рассмотрели 3. Определили тему 4. Определили 5. Составили план 6. Подобрали слова 7. Написали 8. Проверили Рефлексия. -Ребята, сейчас посмотрите, у вас у если вы считает, у вас получилось -Если вы считает, не до конца -А если вы сегодня не старались, и -Кто нарисовал человечка на верхней -Молодцы -Кто нарисовал на средней? -Почему ты там нарисовал? -А что ты себе можешь посоветовать? -Кто нарисовал человечка на самой Урок окончен, до свидания |
— — |
НАУКИ и молодёжной политики республики коми
Технологическая карта пробного урока развития речи
Организация пространства:
Тема урока. Составление текста по репродукции
III . Знакомство с жизнью и творчеством художника
Р.) Контролировать результаты своей деятельности (Р
Потому, что темные цвета использовал худо, у детей испуганные глаза, приближается гроза
IV . Составление плана. Работа с языковым материалом
V . Орфографическая подготовка текста 1
V . Орфографическая подготовка текста 1
V . Орфографическая подготовка текста 1
Мы описываем Картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
К.) Памятка№ 1 1. Все ли пункты плана раскрыты в сочинении? 2
Домашнее задание
«Рефлексия на уроке обучающего сочинения
по картине «Дети, бегущие от грозы» художника
К. Е. Маковского»
Конспект урока по ФГОС НОО
Если ученик в школе не научился
сам творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать…
Л.Н. Толстой
Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных. А сочинение по картине — одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.
Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет, их кругозор, обогащает их словарный запас. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.
Дети должны уметь себя контролировать, чтобы их вымысел не противоречил действительности. Таким образом, написание сочинения – это рефлексия жизненного опыта. Сочинения учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации, развивают наблюдательность, учат анализировать и делать обобщения.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Конспект урока
Учитель |
Низовцева Ю.М |
Предмет, класс |
Русский язык, 4 класс |
Тема |
«Обучающее сочинение по картине «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского» |
Цель урока |
Создать условия для правильного и последовательного написания сочинения по картине. |
Планируемые результаты урока: |
Предметные: повысить уровень речевого развития школьников; развивать монологическую и письменную речь; закрепить орфографические знания и навыки, полученные на предыдущих уроках; познакомиться с творчеством художника. Метапредметные: Регулятивные: Оценить свою работу, планировать последовательность описания по плану. Познавательные: Осваивать способы решения проблемы творческого характера. Коммуникативные: Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: Осознание важности выполнения задания; умение анализировать собственные впечатления и чувства. |
Тип урока |
Развитие речи |
Оборудование |
Аудиозапись музыки, репродукция картины, презентация, индивидуальные карточки. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный момент. Мотивация. |
Приветствие учеников. Создание положительной атмосферы в классе. Подкрепление настроя на учебную деятельность. |
Приветствие учителя. Нацеленность на урок. |
Целеполагание, постановка проблемы. |
-Сегодня у нас необычный урок. Урок словотворчества. -Послушайте аудиозапись, она поможет вам определить тему сочинения. Учитель включает короткую аудиозапись начала грозы. -Какую цель вы можете поставить перед началом работы? |
Слушают, продумывают тему картины. -На данном уроке мы будем писать сочинение о грозе (начало грозы). -Грамотно написать сочинение-описание. |
Планирование учебной тактики. Поиск проблем. |
-Какие этапы урока мы можем выделить, чтобы написать сочинение-описание? |
1) Знакомство с художником и картиной. 2) Подбор слов-описаний. 3) Составление плана сочинения и его написание. |
Решение проблемы. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского |
Родился в Москве. Его художественный путь был определен еще в детстве. Маковский писал сцены из жизни горожан их портреты. Так же Маковский путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал эту картину. Показывает на слайде или репродукцию. -предположите её название. — «Дети, бегущие от грозы». -В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. -Дальнейшая история написания этой картины связана с предметом, находящимся в чёрном ящике. Назовите его. -вы можете предположить, как этот предмет связан с картиной? -Константин Егорович вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар и она теперь в постели. Эта история легла в основу картины и дала ей название. |
Рассматривают картину, предполагают ее название. -термометр с отметкой 39 градусов. -предположения детей |
Знакомство с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» |
-Какое впечатление производит картина? -Какова композиция картины? -Правильно, мы видим три плана на этой картине. -следующий момент нашего урока-подбор слов-описаний. -как нам ускорить работу по этому пункту? |
-И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы? -На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами. -выполнить задание по группам. Всего три группы. |
Самостоятельная работа в группах: описание детей, грозового неба, природы перед грозой. |
Раздает карточки-помощники. Консультирует. |
Поисковая активность в подготовленных учителем информационных блоках. Оформление магнитной доски. Выступление одного или нескольких членов группы перед классом, составление на доске ментальных карт или кластеров. Коллективная проверка решений. |
Составление плана сочинения |
-Мы подошли к заключительному этапу-написание сочинения по плану. -Какие пункты плана можем выделить? Учитель фиксирует пункты на смарт-доске. |
-Три пункта (возможно и другой план): 1. Общее впечатление от картины 2. Описание картины (дети/природа/грозовое небо) 3. Настроение, которое оставляет картина. |
Самостоятельная работа. (Написание учащимися сочинения на черновике). |
-Напишите свое сочинение на черновике, можно использовать слова-описания, которые вы подобрали в группах. Консультации. |
Индивидуальная работа на черновике. |
Оценивание. |
-оценивание сегодня будет с помощью «Цветных стикеров»: Красный:Проверьте, пожалуйста, все и исправьте все ошибки. Желтый:Отметьте, пожалуйста, на полях все ошибки, я сам их исправлю. Зеленый:Укажите количество орфографических ошибок, я сам их исправлю. |
Выбирают цвет стикера для оценивания и приклеивают их в черновик. Сдают черновик на проверку. |
Озвучивание домашнего задания. |
-Вы сегодня хорошо потрудились. Я проверю ваши сочинения на черновике. -Какое задание может быть у вас сегодня по русскому языку? -Исправьте ошибки, дополните его, где это требуется. Напишите второй вариант сочинения. |
-Записать отредактированное сочинение в рабочую тетрадь, вложить черновик в работу. |
Работу над сочинением в классе провожу в два этапа. Первый этап- написание первого варианта сочинения. В этот же день проверяю черновики со стикерами, отметки в журнал не выставляю. Выдаю черновики. |
||
Второй этап в работе над сочинением начинается после того, как дети получили отметки за сочинение. На уроке прошу зачитать сочинения детей (по желанию). Анализ творческих работ школьников. Осуществляем работу над ошибками. |
||
Рефлексия производится в конце второго урока в работе над сочинением. |
-Друзья, поделитесь своим впечатлением о проделанной работе. -Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке? — Каким образом можем завершить этот творческий урок? |
Последовательное проговаривание этапов учебной деятельности, эмоций; активное слушание. -Попробуем написать синквейн. Зачитывают групповой или индивидуальный вариант синквейна. |
Используемые источники:
-
Википедия
-
Дети, бегущие от грозы http://webstarco.narod.ru/19vek/images/makovsky_k5.jpg
-
https://artchive.ru/konstantinmakovsky/works/350805~Deti_beguschie_ot_grozy
-
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.
Приложение 1
Репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Приложение 2
Карточки для групповой работы
Описание детей На картине мы видим_____________девочку, в переднике у нее завязаны грибы, а на спине сидит мальчик. Он _______________обхватил сестру за шею. Девочка ________________оглядывется назад. Дети пытаются добежать до дома раньше, чем начнется гроза. ___________________мостик шатается под их ногами. Слова для справок: крестьянский, хлипкий, испуганный, крепкий, босоногий, ненадёжный (слова для справок напечатаны отдельно, чтобы дети могли воспользоваться ими для составления кластера или ментальной карты на доске). Возможный вариант оформления доски:
Шагают по хлипкому мостику
Крестьянские
ДЕТИ
Испуганные
Босоногие |
Описание природы Перед грозой ощущается _______________воздух. ______________порывы ветра клонят высокую траву. На заднем плане раскинулся ________________луг и _______________лес. Приближается гроза. Слова для справок: широкий, сильный, туманный, душный, густой (слова для справок напечатаны отдельно, чтобы дети могли воспользоваться ими для составления кластера или ментальной карты на доске). Возможный вариант оформления доски:
Густой лес
Ощущается душный воздух
ПРИРОДА
Широкий луг
Сильные порывы ветра |
Описание неба ____________ небо затянуто________________ тучами. Слышен _____________гром. Но на горизонте видны полосы света. Слова для справок: сильный, серый, мрачный, хмурый (слова для справок напечатаны отдельно, чтобы дети могли воспользоваться ими для составления кластера или ментальной карты на доске). Возможный вариант оформления доски:
На горизонте видны полосы света
Хмурое небо
Грозовое небо
Слышен сильный гром
Серые тучи |
11
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/457465-refleksija-na-uroke-obuchajuschego-sochinenij
метки: Картина, Ребенок, Маковский, Бежать, Подготовка, Сочинение, Волос, Высокий
Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Цель: Способствовать дальнейшему формированию учащимися умения как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать деятельность учащихся по подбору и применению в речи слов и выражений по теме картины.
Задачи:
1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине; создать условия для выражения в слове своих впечатлений, представлений.
2) Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.
3) Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
— Сегодня вам предстоит описать картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.
II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского (слайды 2-8).
Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 — 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (слайд 2).
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского (слайд 3).
Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858) (слайд 4).
Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х — начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, «Селедочница» 1867 г., «Маленькие шарманщики у забора зимой» 1868 г) (слайд 5).
8 стр., 3977 слов
По картине Куинджи «Берёзовая роща», 5 класс. по картине куинджи осень 2 класс
… 6 классе на тему: «Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи «Березовая роща» Цели и задачи: 1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. 2. Помочь понять содержание картины и … холст; написал – изобразил, нарисовал, описал, представил; художник – живописец, творец, создатель картины, мастер. Работа с изобразительно-выразительными средствами (слайды №13-15). Подберите эпитеты к березам: …
Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» и «Болгарские мученицы», получившие признание зрителей (слайд 6).
В начале 80-х годов Маковский
все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов (слайд 7).
В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его «Боярский свадебный пир в XVII столетии», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (слайд 8), и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.
Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.
III. Знакомство с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 9).
— Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)
— Какова композиция картины? (На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
— Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
( Девочка и её младший брат, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
— Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовать эти краски, чтобы передать страх детей).
— Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)
— Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? ( Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
— Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: написать сочинение. В этом вам помогут карточки (см. Приложение).
— Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него.
— А еще я предлагаю вам прослушать примерное описание картины.
12 стр., 5579 слов
Васильев федор «перед грозой» описание картины, анализ,
… на нас, но в тоже время солнечные лучи делают картину очень интересной. В любом случае, она вызывает только положительные эмоции. 5 класс Описание настроения картины Перед грозой Популярные сегодня темы Сочинение … ни жужжания пчел над полевыми цветами. Все зверушки и насекомые спрятались, в ожидании стихии. А небо все больше застилается черными тучами, становится темнее и темнее. Через несколько …
Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.
На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем,
что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?
I V. Написание сочинения.
— Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.
Зачитывание нескольких вариантов, правка работ.
Примеры детских работ.
1. Старых Виктория
Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.
13 стр., 6375 слов
Маковский «крестьянские дети» описание картины, анализ,
… картины «Крестьянские дети» Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Видно, что девочки … Некрасова «Крестьянские дети», сочинение Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению …
На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.
У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.
При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.
Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?
2. Жидик Екатерина
Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я чувствую то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе страх, который испытывают дети.
На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам понять тревожную атмосферу картины.
Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.
Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.
Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей.
3. Бузинов Максим
Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.
На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.
10 стр., 4593 слов
«крестьянские дети», владимир маковский — описание картины
… экспрессию и звание классного художника 1-й степени. Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, … платок, чтобы не напекло голову ярким солнцем. Крестьянские дети уже с самых малых лет уже приучены помогать своим родителям по хозяйству, у каждого в семье есть свои …
По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.
Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.
Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.
V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.
Приложение (карточка для учащегося).
Опорные слова и выражения.
Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).
Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).
Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).
План сочинения.
1. Общее впечатление от картины.
2. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.
- Описание изображённого на переднем и заднем плане картины.
- Описание главных героев.
- Значение цвета в пейзаже художника.
3. Настроение, которое оставляет картина.
Используемые источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-podgotovka-k-sochineniyu-makovskiy-deti-beguschie-ot-grozyi/
Дети, бегущие от грозы
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.
Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». В 3 ч. Часть 1 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2009. – 96 с.