Конспект урока сочинение по картине левитана золотая осень 4 класс по русскому языку

     Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень», 4 класс.

Цели  урока:  

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Ход урока

I.   Организационный момент

 II. Подготовительная работа

— Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

Слайд 2.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                        А. С. Пушкин

— О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

III. Сообщение темы и цели урока.  

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художника

Слайд 3 — 4.

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Осень» (Слайд 5), « Осень. Октябрь» (Слайд 6), «Осень.Река» (Слайд 7), «Осень. Туман» (Слайд 8),  «Осенний пейзаж» (Слайд 9)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

2.Рассматривание репродукции картины. (Слайд 10)

3. Беседа по содержанию картины

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

8)  Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

4. Словарная подготовка

  • б_рега                              ле_кие
  • тра_ка                         грус_но
  • пр_хладный                з_л_тая
  • т_чение                       чу_ство
  • б_л_ствольные           кр_сота
  • р_зн_цветная              радос_но

5. Составление плана.

  • -Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)
  • -Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).
  • -О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
  • -Какими словами можно начать? («Передо мной картина известного художника…»)
  • -Что будем описывать во  второй части? (В ней будем описывать картину).
  • -Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
  • -Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)
  • -О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)
  • -Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

                      План

  1. Художник И.И. Левитан и его картина.

Опорные слова:

  • пейзажист
  • царствует
  • ранняя осень
  • волшебная пора ярких красок
  • ясный, осенний день
  1. Уголок русской природы осенним днём.

(На переднем  плане картины…)

                          опорные слова

  • река        — тихая, тёмная, извилистая,

                    с медленным течением

  • берега    — сонные, поникшая, сухая трава
  • берёзки    — белоствольные, золотые наряды
  • небо        — голубое, светлое, чистое
  • облака    — лёгкие, белые      
  • лес           — вдали, разноцветная одежда
  • поля      — бескрайние, пёстрый, бархатный ковёр

воздух     — наполнено, прохладный и чистый

3. Мои чувства и отношение к картине.

(Эта картина вызывает…) опорные слова:

  • светлое чувство радости и спокойствия
  • немного грустно
  • сбросят золотую листву

Памятка.

«Как писать сочинение по картине»

1)Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

2) Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

3) Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

4) Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

5) Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

6. Написание сочинения обучающимися.

Образец сочинения

Передо мной картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

 Картина  пронизана яркими, желтыми, оранжевыми, тёплыми красками. Художник написал погожий солнечный день. Краски осени играют, отливают золотом в лучах солнечного света

 Небольшая, спокойная, голубая речка узкой лентой убегает куда-то в даль. Зелёная трава луга покрыта опавшими жёлтыми листьями. Две передние осинки почти совсем сбросили листву. Молодые тонкие берёзки сплошь покрыты золотистой листвой. Все эти цвета видим  на фоне яркого, голубого неба.

Мне понравилась картина Левитана «Золотая осень». Она пронизана любовью художника к природе и своей родине. Такое же чувство вызывает эта картина у зрителей.

Тема:
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
(Рассказ от лица экскурсовода).

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: обучение написанию сочинения по пейзажной картине.

Задачи:

1. Учить отбирать и систематизировать материал
к сочинению, использовать его при описании.

2. Формировать умение  составлять
текст-описание картины в соответствии с планом, определять тему и главную
мысль, передавать свое отношение к картине.

3. Формировать умение подбирать и включать в
описание  синонимы, эпитеты, сравнения.

4. Развивать умение грамотно записывать текст
с опорой на изученные правила.

5.Формировать умение составлять рассказ о
картине от лица экскурсовода.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

·        
Планирование своей деятельности

·        
Контроль и коррекция своей деятельности

·        
Оценка и саморегуляция

Познавательные УУД:

·        
Выделение и формулирование цели деятельности

·        
Поиск и выделение необходимой информации

·        
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

·        
Формирование эстетического восприятия природы

·        
Формирование художественного вкуса

·        
Воспитание любви к родной природе

Ход
урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке
развития речи я хотела бы пригласить вас на виртуальную прогулку. Закройте
глаза и послушайте.(включаю стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало,…» по музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня» — 1мин.10
сек.)

— Какой  вы представили осень, когда
слушали стихи А. С. Пушкина? (облетающая листва, моросящий дождик, пасмурное
небо…)

— Что помогло вам представить осень?
(музыка, воображение, фантазия, словесные образы).

— Поделитесь своими чувствами, которые вы
ощутили?( грусть, печаль, тоска, одиночество)

Дети делятся впечатлениями, я раздаю
осенние листочки отвечающим.

— Пушкин создал  словесный образ Осени в
этом стихотворении, П.И.Чайковский — в музыкальном произведении. А возможны ли
другие средства изображения осени? (Художники пишут картины).

— Действительно, вы правы. И сегодня мы
познакомимся с одним из величайших русских художников-пейзажистов и его
произведением. Это Исаак Ильич Левитан. ( на слайде портрет художника).

2. Подготовительная работа.

На интерактивной доске презентация, на слайде
— репродукция И.И.Левитана «Золотая Осень». — Это репродукция картины
И.Левитана.  Давайте уточним значение слова «репродукция» в Толковом
словаре. Прочитайте. ( 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.2.
Воспроизведенные типографическим способом картина, рисунок.)  Первый способ:
фотографирование, второй способ: печать в типографии.

— Художник написал картину в 1895 году, когда
жил в Тверской губернии в усадьбе с интересным названием Горка.

— Рассмотрите картину. ( даю время для
молчаливого рассматривания)

— Как вам кажется, эта картина передает такое
же настроение, что и стихотворение А.С.Пушкина? Почему? (много солнечного
света, ярких, теплых красок, поэтому настроение уже другое)

— Какие чувства вы испытываете при рассматривании
картины? (радость, удивление, восхищение, восторг и т.д.)

— Какое название вы дали бы этому полотну? (
Осенний день. Осень. Солнечный день осени  и т.д.)

— Художник назвал картину «Золотая
осень». Как вы думаете, почему? ( Он изобразил красивейший период этого
времени года, который называется золотая осень).

3. Постановка цели и задач урока.

— Как вы думаете, для чего сегодня на уроке мы
познакомились с картиной И.И.Левитана «Золотая осень»? (Мы будем учиться
писать сочинение по картине).

— Вспомните, какой вид работы называется
сочинением? ( Это творческая письменная работа, изложение своих мыслей и
чувств.)

— Подумайте, кому будет интересно прочитать
ваши сочинения? ( Тем, кто не видел эту картину, но хотел бы о ней узнать) Как
именно ваши работы смогут помочь представить картину? (Описание поможет
представить мысленно, заинтересовать человека, ему захочется увидеть картину.)

— Что будет главной задачей при описании
картины в сочинении? (Передать  настроение картины  так, чтобы захотелось
увидеть.)

— К какому типу текста мы отнесем наши
сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный
на картине. )

— Ребята, а в каких случаях еще описывают
картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине?
(тем, что слушатели видят картину перед собой).

— Будет ли отличаться такой рассказ-описание,
когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать
своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не
остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).

— Какие сведения сообщает экскурсовод
зрителям? ( Сведения о художнике, о том, когда и как была написана картина).

— Чем отличается речь экскурсовода? (Он
использует определенные фразы).

На доске появляются начала предложений  (можно
также распечатать на отдельных листочках и желающим ученикам их раздать).
Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе…

2. Обратите внимание на….

3.Вглядитесь пристальнее, как….

— Кто из вас хотел бы попробовать составить
описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).

— Чему мы будем учиться, работая над
сочинением? ( грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный
письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора
картины).

 4. Составление плана работы над сочинением.

— Можем ли мы сразу начать писать сочинение? (
нет). Почему? (Нужно определить, с чего начать)

— Что поможет определить порядок работы над
сочинением? ( Памятка). Обратимся к памятке работы над сочинением. (памятки на
партах у ребят) 

— Прочитайте 1 пункт.  (-Определите тему: о
чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине И.Левитана).  

— Прочитайте 2 пункт. (Определи главную мысль
текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.)

— Определите главную мысль текста: для чего
мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое
отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает).

Прочитайте
3 пункт. (Составь план сочинения).

— Сколько всего частей будет в тексте
сочинения?  Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) —
карточки на доске.

— Откройте конверты, достаньте карточки. Что
перед вами, как вы думаете? ( план сочинения)

— Разложите названия пунктов плана в нужном
порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине,
так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом — детально.

— Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите
руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так
считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана?

— Давайте проверим. Посмотрите на доску,
прочитайте про себя названия частей плана.  (Слайд на доске). Почему важен
именно такой порядок пунктов плана?

План:

1. Художник И.И.Левитан и его картина.

2. Осенний день.

3. Деревья в золотом наряде.

4. Лесная речка.

5. Моё впечатление о картине.

— Почему частей в тексте три, а пунктов плана
— 5? ( основная часть может состоять из подчастей).

— Какие пункты плана мы отнесем к вводной
части сочинения? ( Художник И.И. Левитан  его картина).

— О чем нужно сказать в этой части сочинения? (
О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени —
золотую).

 — Какие пункты плана отнесем к основной
части? Прочитайте. ( Осенний день.  Деревья
в золотом наряде.  Лесная речка.)

— О чем напишем в заключительной части? (О
своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина).

5. Словарная
 
работа.

— Прочитайте 5 пункт Памятки. ( Подбери слова
и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль
текста).

— В этой работе вам помогут слова, которые вы
можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над
грамотностью написания слов в ваших текстах.

—  Прочитайте про себя еще раз 1 пункт плана.
Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить
читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана «Золотая
осень»).

— Какими синонимами можно заменить слова
«картина» и «художник», чтобы не повторять их постоянно,
запишите. ( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

— Какие глаголы помогут нам описать работу
художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

— Переходим к основной части сочинения.

— Опишите, каким мы видим  осенний день.
Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы
подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).

— Какие краски и тона для изображения осеннего
дня выбрал живописец?  Допишите свои варианты слов.  (Золотистые, яркие,
светлые, сочные, теплые)

— Составьте предложение об осеннем дне на картине.
(  Художник изобразил солнечный, теплый
осенний день.  Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)

— Какой знак препинания понадобится при
перечислении однородных членов предложения? (запятая).

— Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно
описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите
свои варианты слов. Прочитайте.

— С помощью чего автор полотна передал
легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). Это особенность всех
картин  И.И.Левитана. (Художник изобразил облака)

— Какими вы видите облака. ( Пушистые,
воздушные, прозрачные, легкие)

— Составьте предложение о небе и облаках. ( По
высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).

 ФИЗМИНУТКА

— Закройте глазки, опустите голову на руки, дышите
ровно и спокойно. Минутка релаксации (можно под музыку).

— Прочитайте 3 пункт плана. Какие деревья
изобразил И.Левитан на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите,
какими вы их видите. Запишите на карточку.

-Выберите в опорных словах более точные
определения, подчеркните. ( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)

— Как образно можно назвать листья, украшающие
деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту
берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).

— Составьте предложение о березах на картине.
( На переднем плане  мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом
наряде).

—  Как интонационно можно выразить свое
отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).

— Подумайте и составьте восклицательное
предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна
березовая роща в золотом наряде!)

— Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке?
Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти
синяя вблизи, потому что она холодная).

— С чем можно сравнить извилистое русло реки?
Найдите точное слово. ( вьется словно лента).

— Как образно можно назвать поверхность воды в
реке? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).

— Составьте предложения о речке. (Темно-голубая
речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается
небо).

— Переходим к заключительной части сочинения.
Прочитайте пункт 5.

 — Прочитайте начало предложений, которыми
можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую…
Хотелось бы… Я думаю, что…)

— Прислушайтесь к себе, какие чувства вы
испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость….)

— Составьте предложение о  своих чувствах. (
Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)

— Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом
уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? ( Хотелось
бы побывать в этом прекрасном уголке природы.

— Как вы думаете, на что хотел обратить
внимание зрителей сам художник?  (Я думаю, что Левитан хотел показать
удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)

6. Орфографическая подготовка.

— Теперь, чтобы грамотно записать текст
сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах  орфограммы и
подчеркнуть  их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты).

— Если сомневаетесь в словах, записанных
самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку,
я подойду и помогу.

-Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми
ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово.  (полотно —
полотна, живописец — живопись, написал- напишет, золотистые — золото, позолота,
белоствольные — белый, золотой -золото, позолота, разноцветный — разный,
холодная — холод, зеркальная — зеркало, удивительная — диво, красота —
красоты).

— Назовите слова с непроверяемыми безударными
гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг).

— Назовите слова с буквосочетаниями?
(пейзажист, живописец, погожий, солнечный).

— Какие слова с парными согласными можете
назвать? ( лёгкие — лёгок, гибкие — гибок, восторг — восторгаться).

— Назовите слова с разделительным мягким
знаком? (вьётся).

— Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие
слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны.

7. Запись текста.

— Прочитайте 6 пункт нашей Памятки. (Запиши
текст сочинения).

— Напомните, сколько частей будет в сочинении?
(3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части? ( В ней будет три
подчасти).

— Как будете записывать каждую часть? ( С
красной строки). Сколько абзацев будет в тексте? ( 5 абзацев).

— Приступайте к записи сочинения.

7. Проверка сочинения.

— Ребята, отложите ручки. Послушаем сочинения
ребят.

— Прочитайте свое сочинение. ( 1-2 ученика)

— Получилось ли у ребят описание картины
И.И.Левитана? Как определить, что получилось?

( Можно узнать картину по этому описанию,
рассказ связный, интересно слушать впечатления от картины).

— Удалось ли выразить свое отношение?

8. Итог урока. Рефлексия.

— Кто сегодня почувствовал себя словесным
художником, поднимите руки?

— Что показалось наиболее интересным в вашей
работе?

— Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

— Как мы готовились к сочинению? (Составляли
план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные
выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в
том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).

— Почему мы это делали?

9. Орг. конец урока.

Сочинение.

Перед нами пейзаж И.И.Левитана «Золотая
осень». Художник хотел показать в своей работе красоту осенней природы.

Пейзажист изобразил солнечный, теплый осенний
день.  Он выбрал яркие, сочные золотистые краски. По высокому светло-голубому
небу плывут легкие пушистые облака.

На переднем плане мы видим березовую рощу.
Тонкие белоствольные деревья стоят в золотистом наряде. Как прекрасны березы в
золоте осени!

Словно темно-голубая лента вьется лесная
речка. Вода в ней холодная. В зеркале воды отражается небо.

Рассматривая картину И.И.Левитана, я чувствую
восторг и радость. Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. Я
думаю, что художник хотел передать в  картине восхищение красотой  золотой
осени.

МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье

Конспект урока

по русскому языку в 4Б классе

по теме «Сочинение по картине

И.И. Левитана «Золотая осень»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

2018 г.

Тема урока: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Цель: развивать умения употреблять в речи предложения с од­нородными членами, составлять текст — описание картины.

Формируемые УУД: познавательные — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка;

регулятивные — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: портрет И.И. Левитана, фоторепродукции работ художника или презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  • Прочитайте предложения, которые вы составили.

  • Назовите однородные члены в предложениях.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова юг.)

    1. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Славная осень!

Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Н. Некрасов

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

  • Выпишите из текста по три слова с проверяемыми безудар­ными гласными в корне и проверяемыми парными соглас­ными в корне, подберите проверочные слова.

  • Выполните звуко-буквенный разбор слова свежи. (Коллективная проверка.)

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об И.И. Левитане.

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Будущий живописец Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты.

(Слайд 1 — портрет художника.)

Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспе­чить семье относительный достаток, но и старался дать детям до­стойное образование. Поэтому в конце 1860-х гг. перевёз семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, ко­торые давал отец.

Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда 12-летний Исаак выразил желание стать художником и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

(Слайд 2 — здание Московского училища.)

Исаак был талантлив и начал получать награды. В 17 лет мо­лодой студент остался сиротой, стал терпеть нужду и лишения, был исключён из училища за неуплату. Но товарищи-студенты собрали и внесли за него деньги, и Исаак продолжил обучение.

В сентябре 1876 г. Левитан обучается в пейзажной мастер­ской А.К. Саврасова, а позже его учителем становится В.Д. По­ленов.

(Слайды 3, 4 — портреты А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.)

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично за­кончил училище. После этого он принимал участие в выставках, его картины пользовались большим успехом.

Уже в 1880 г. произведение начинающего художника «Осен­ний день. Сокольники» было высоко оценено русским меце­натом, коллекционером, основателем художественной галереи П.М. Третьяковым.

(Слайды 5,6 — репродукция картины «Осенний день. Соколь­ники», портрет П.М. Третьякова, здание Московской Третьяков­ской галереи.)

В 1880—1884 гг. И.И. Левитан пишет с натуры в Останкине. В это время написаны такие его известные полотна, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб».

(Слайды 7—9 — репродукции картин.)

В 1887 г. И.И. Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дала вдохновение на создание полотен «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

(Слайды 10—12 — репродукции картин.)

Весной 1894 г. художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень». В 1898 г. Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

(Слайды 13—17 — репродукции картин.)

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

  1. Беседа по картине

  • Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине «Зо­лотая осень». Рассмотрите репродукцию картины в «Кар­тинной галерее» учебника.

  • Какие чувства вызывает у вас пейзаж?

  • Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам автор картины, какие мысли хотел нам передать?

  • Почему она так называется?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 48 (с. 34).)

  1. Обсуждение структуры сочинения

  • Вспомните, из каких основных частей состоит текст. (Вступление, основная часть, заключение.)

  • Как это построение текста соотносится с планом, дан­ным в учебнике? (Вступление — пункт 1, основная часть — пункты 2—4, заключение — пункт 5.)

  • Какими предложениями можно начать вводную часть? (Я рассматриваю картину И. И. Левитана «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени… И.И. Левитан на­писал замечательную картину о той поре осени, которую поэты назвали золотой. Он её так и назвал — «Золотая осень»…)

  • Как можно начать заключение? (Рассматривая картину «Зо­лотая осень», я вспоминал строчки стихотворения … Карти­на «Золотая осень» вызвала у меня воспоминания о…)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения на черновике.)

  1. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

  • Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

  • Чем интересен был для вас сегодняшний урок?

  • Какие знания и умения вам пригодились?

  • О чём бы вам хотелось рассказать дома?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик.

Познакомиться с другими картинами И.И. Левитана.

Акмолинская область Жаркаинский район

С.Ш. имени Н. Крупской Республика Казахстан

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

подготовила

учитель начальных классов

Жусупова Бахытгуль Саветовна

Державинск 2015

Русский язык

Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока:

1. Формировать умения воспринимать художественные образы картины;

познакомить с творчеством И. Левитана; формировать умение анализировать

изобразительно выразительные средства картины; учить воспринимать

красоту природы и эмоционально отвлекаться на неё.

2. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по

русскому языку.

3. Воспитание бережного отношения к собственному слову.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Методы:информационносообщающий;объяснительный;

инструктивный; стимулирующий; побуждающий.

Оборудование урока: репродукция художника, таблицы

Этапы и структура урока.

1. Предварительная работа

Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина ( сам текст написан на

доске). В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И.

Чайковского «Осенняя песня», из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье

О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины И. Левитана «Золотая осень«.

Ученики внимательно рассматривают ее.

Какое название вы бы дали этой картине?

Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

Прокомментируйте свой выбор.

«Осенняя река»

» Осень»

«Солнечный день»

«Золотая осень»

Картина называется «Золотая осень».

(Рассказ учителя о художнике)

Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда

деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету,

они напоминают цвет золота. Это середина осени. Левитан хотел показать

красоту этого времени.

Что привлекло ваше внимание на этой картине?

Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?

(радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.)

Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение.

С какой день изобразил художник? ( День теплый, солнечный, погожий)

С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

( Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, желтые, зеленые,

красные, оранжевые, коричневые )

Какие деревья вы видите на картине?

Какого цвета наряд у берез? ( они золотые)

Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются

зелеными?

Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый? ( Небо

ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке)

3. Словарная работа.

Вспомните, что мы называем эпитетами, сравнением?

Эпитет определение, прибавляемое к названию предмета для большей

выразительности.

Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты:

погожий, хороший, теплый, осенний

ясное, голубое, светлое, лазурное

Легкие, воздушные, белые, пушистые

Желтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Стройные, гибкие, белоствольные

Голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая

Игривое, осеннее, лучистое

Подберите сравнения.

Сравнение слово или выражение, содержащее уподобление одного

предмета другому.

Плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река вьется, как голубая лента

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими

лентами в волосах

Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения.

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

Примерный план:

1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?

2. Какой день? Как изображены небо, солнце?

3. Река.

4. Наряд деревьев.

5. Земля.

6. Какие чувства вызывает картина?

С чего бы вы начали сочинение по картине?

Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что

Левитан изобразил красивую пору осень.

Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

Каково было бы заключение в вашем сочинении?

(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года осень, и как

Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась.)

Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной

земли, осенней природы, а вы, при описании картины, постарайтесь

использовать богатые возможности русского языка.

5. Написание сочинения и его проверка.

Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им

наводящими вопросами.

С чего следует начать?

Что нужно написать в основной части?

Какой будет концовка?

Учащиеся пишут сочинениеописание картины. Заканчивается работа

проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты

раскрытия темы.

6. Домашнее задание.

Примерный текст сочинения.

На картине художника Л.Левитана изображена золотая осень. Стоит

погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как

стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины, голубой лентой, вьётся река. В ней, как в зеркале,

отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес.

Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые.

Белоствольные березки, заплели в свои косы, яркие оранжевые ленты. Они

будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу

березок, возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются

волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми

зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь коегде мелькают

маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за

собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора золотая осень.

Художник И.Левитан очень точно передал ее красоту. Очень хочется

очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним

нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

Список использованной литературы

1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по

русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /

Науч. ред. Н.М. Шанский. – 4-е изд. М.: Просвещение, 2014..

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс

УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий

Автор урока

учитель начальных классов

Государственного бюджетного образовательного учреждения

 гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»

Иванова Оксана Валерьевна

Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип: урок  развития речи.

Цель урока: обучение написанию сочинения по картине.

Задачи:

  • учить отбирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
  • развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире, в том числе чувствовать красоту слова;
  • совершенствовать умение составлять текст-описание по плану в соответствии с темой и главной мыслью;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать их устную и письменную речь;
  • развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;
  • пробудить у учащихся желание выразить свое отношение к картине, обосновать его;
  • развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

 — отбор материала по теме сочинения;

составление текста по плану;

-грамотная запись составленного текста.

Метапредметные:

— понимание и сохранение в памяти учебной задачи урока;

— рассматривание картины, анализирование деталей;

— составление плана работы;

— работа согласно составленному плану;

-составление монологического текста.

Личностные:

 восхищенное  бережное отношение к природе;

-осознание чувства прекрасного при общении с искусством;

— проявление интереса к русскому языку;

— осознание богатства русского языка, его величия и многогранности;

-осуществление самоконтроля, самооценки.

Технологии: обучение в сотрудничестве, применение ИКТ.

Приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

Межпредметные связи: литературное чтение, тема «Чудесный мир классики А.С. Пушкин», музыка.

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, Приложение 1 (опорный лист), Приложение 2 (презентация к уроку), Приложение 3 (рассказ о художнике И.И.Левитане), музыкальный фрагмент П.И.Чайковский  «Времена года. Октябрь».

Ход урока

                                      Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Мотивация познавательной деятельности

  • Приветствует учащихся.
  • Просит проверить и оценить свою готовность к уроку.
  • Предлагает прослушать музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
  • Предлагает поделиться впечатлениями, ответить на вопрос: «Какая картина рисуется в воображении при прослушивании музыки?»
  • Предлагает вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
  • Предлагает в учебнике найти репродукцию, которая соответствует теме обсуждения.
  • Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
  • Проверяют и оценивают свою готовность к уроку.
  • Слушают
  • Делятся впечатлениями, приходят к заключению, что музыка помогла нарисовать картины осени.
  • Читают наизусть стихотворение.
  • Находят репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Регулятивные.

Личностные

Метапредметные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Постановка учебных задач

  • Организует ситуацию формулирования темы и задач урока.
  • Предлагает назвать тип и стиль текста данной работы.
  • Предлагает  определить план  дальнейшей работы над сочинением.
  • Определяют тему урока – работа над сочинением по картине.
  • Выясняют, что это не новый вид деятельности (работа над сочинением проводится систематически).
  • Делают вывод о задачах урока:

— определяют и доказывают, что сочинение по картине  — это текст-описание;

— определяют стиль текста (художественный);

— определяют признаки данного стиля.

  • Определяют план дальнейшей работы на уроке:
  • рассмотреть репродукцию;
  •  составить план сочинения;
  •  заполнить опорный лист, который предложен учащимся для подготовки к сочинению (заполнение опорного листа проводится систематически, при подготовке к каждому сочинению);

Приложение 1

  • -составлять  текст сочинения по абзацам;
  • -записать текст сочинения.

Метапредметные

Регулятивные

Предметные

Регулятивные

Организация познавательной деятельности

  • Предоставляет информацию о художнике. Приложение 2. (Слайды 1-9)
  • Организует работу над составлением плана сочинения.
  • Организует работу по содержанию первой части текста.  

— Спрашивает, как лучше начать сочинение.

— Предлагает определить, на что надо обратить внимание в первой части сочинения.

  • Слушают рассказ о И.И. Левитане Приложение 3.
  • Просматривают

 слайды 1-9. Приложение 2

  • Составляют план сочинения. Слайд 10
  • Заполняют в опорном листе  первый пункт плана (пейзажист, мастер пейзажа, великий русский художник).

Слайд 11. Приложение 2

Передо мной картина известного русского художника И.И. Левитина «Золотая осень».

-Осень – волшебная пора.

— И.И.Левитан – пейзажист; многие картины художник посвятил изменению природы осенью; картина «Золотая осень» наполнена осенними красками.

Предметные

  • Физкультминутка
  • Учащиеся читают стихи и выполняют движения.

Мы  немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

           И большими разом стали.

Регулятивные

  • Работа над второй частью текста сочинения.

— Предлагает рассмотреть репродукцию.

— Ответить на вопросы, заполнить опорный лист.

  • Что изобразил художник на картине?
  • Перечислите все, что вы видите на картине?
  • Что в картине на ваш взгляд является главным?
  • Опишите березы.
  • Как перейти к описанию реки?
  • Подберите слова и словосочетания для описания реки.
  • Что придает картине легкость, свежесть?
  • Как перейти к описанию неба?
  • Подберите слова и словосочетания для описания неба.
  • Что изображено на заднем плане?
  • Как вы думаете, почему художник изобразил деревню так далеко, в глубине картины?
  • Работа над третьей частью сочинения.

— Предлагает учащимся «погрузиться» в картину, ответить на вопросы:

  • Что можно почувствовать, услышать, ощутить?
  • Что захотелось бы вам сделать, окажись вы осенью в этом уголке русской природы?
  • Проводит семантико-орфографическую работу.

— «Подберите синонимы».  Слайд 19. Приложение 2

Слова: художник, картина, изобразил.

 — «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Слова: тиш..на, грус..ный, з..л..тая, чу..ство, кр..сота, радос..ное, ле..кие, тра..ка, пр..хладный, т..чение, г..р..зонт, р..зн..цветная.

 — «Определи часть речи». Слайд 21. Приложение 2

Слова: сияет, блестит, роща, играет, оранжевый, сверкает, поляна, ощущается, багряная, сероватый

 — «Распространи предложения, используя художественный стиль речи». Слайд 22. Приложение 2

Пришла осень.

Течет река.

Синеет небо.

Падают листья. 

  • Создает условия для самостоятельной индивидуальной работы – записать текст сочинения.
  • Отвечают на вопросы, дополняют свои записи в опорном листе, составляют предложения.
  • Тихий осенний день (солнечный, дивный, чудесный).

Слайд 12. Приложение 2

  • Деревья, река, небо, деревня…
  • На переднем плане березовая рощица…
  • Белоствольные, в ярком осеннем наряде, как будто водят хоровод.

Слайд 13. Приложение 2

  • Рядом с деревьями протекает…
  • Тихая, спокойная, тёмная, холодная, извилистая, с медленным течением…

Слайд 14. Приложение 2

Небо. Слайд 15. Приложение 2

  • В реке отражается…
  • Чистое, с легкими облаками…
  • Поля, деревня…
  • …чтобы ничто не нарушало тишину и спокойствие пейзажа. Слайд 16. Приложение 2
  • Отвечают на вопросы, дополняют записи в опорном листе. 

Слайд 17. Приложение 2

Слайд 18. Приложение 2

  • …прохладу осеннего воздуха, шорох листьев, запах прелой листвы…
  • …полежать на ковре из опавших листьев, потрогать холодную воду…
  • Выполняют задания.

— «Подбери синонимы». — Слайд 19.

Художник – пейзажист, мастер, живописец

Картина — полотно, произведение

Изобразил – создал, написал

— «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Тишина, грустный, золотая, чувство, красота, радостное, легкие, травка, прохладный, течение, горизонт, разноцветная.

 «Определи часть речи». 

Слайд 21. Приложение 2

Распределяют слова по частям речи и записывают в опорный лист.

— «Распространите предложения, используя художественный стиль речи»

Слайд 22. Приложение 2

  • Записывают в тетрадь.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Рефлексия деятельности.  Итог занятия.

  • По окончании работы предлагает определить:
  1. удалось ли понятно описать содержание картины;
  2. удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;
  3. грамотно ли записан текст.
  • Предлагает

— поделиться впечатлением о выполненной работе,

 — определить, какие возникли трудности,

-ответить на вопрос: «Что надо делать, чтобы преодолеть трудности?»

  • Предлагает домашнее задание «Подготовьтесь провести  экскурсию «Знакомство с картиной И.И Левитана»
  • Проводят самопроверку по данным критериям.
  • Обмениваются впечатлениями.
  • Комментируют выполнение (можно рассмотреть другие осенние пейзажи И.И. Левитана)

Личностные, коммуникативные

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания (работа над ошибками)

Цели урока:

  1. Формировать умение составлять художественное описание картины.
  2. Развивать творческое воображение детей.
  3. Развивать письменную речь и орфографическую зоркость учащихся.
  4. Развивать умения записывать текст, учитывая его структурные компоненты:
    начало, основную часть, заключение.

Ход урока

Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы
будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как
оно помогает нам познать окружающий мир.

(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской
природы – художник Исаак Ильич Левитан».

— Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень».
Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на
выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель
знаменитой картинной галереи.

(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».

Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства,
эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена
года». (Звучит запись отрывка произведения.)

(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.

  1. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
  2. Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)
  3. Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени?
    (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)
  4. Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке
    тёмно-синяя, а вдали – голубая.)
  5. Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные,
    нарядные, пёстрые.)
  6. Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени?
    (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми
    тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.

— Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

— (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней
природы).

(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.

  1. Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать
    прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы;
    бурая осенняя трава.)
  2. Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана
    светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)
  3. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник
    заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою
    любовь к ней.)
  4. Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь
    прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник
    рисует «пышное природы увяданье».)

(Приложение. Слайд 6 ) Словарно-орфографическая работа.

  1. Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж…лтый, б…гряный, б…дрящий,
    з…л…тые, н…рядные, х…лодные, к…ртина, кр…сота, п…йзаж.
  2. Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр…хладный, пр…низано,
    пр…сутствует, п…р…дает.
  3. Объясни лексическое значение слов:
    • Пейзаж – … .
    • Багряный – … .
    • Озимые – … .

(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах,
которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

  1. Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно
    несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая
    рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья –
    это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней
    тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот,
    одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны
    поля, на которых взошли озимые.)
  2. Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем в чудесный
    осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый,
    золотой, багряный…».)
  3. Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной
    пейзаж. Это моя Родина – Россия.)
  4. Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти
    присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей
    очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Всё дышит тишиной и
    осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)

(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)

  1. С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот
    русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника
    заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную
    природу.)
  2. Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо
    описать увиденное на картине. Слайд 7.)
  3. Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) Слайд
    7.)

Написание сочинения.

Литература:

  1. «Сочинение по картине для младших школьников» Л.Л. Страхова, 2007г.
  2. «Исаак Левитан» О. Д. Атрощенко, Л. И. Захаренкова, М. Н. Киселев 2010г.

автор: Деребизова Оксана Николаевна

учитель начальных классов МБОУ “Лицей №33” г. Иваново

Конспект урока “Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (русский язык, 4 класс)”

Сочинение-описание по картине

И. И. Левитана «Золотая осень». 

4 класс.

На написание сочинения отводится 2 урока: 1 урок-подготовительный этап, 2 урок – написание сочинения.

Обучающие цели:  

  1. формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определённой композиционной последовательности её содержание с использованием своих наблюдений;
  2.  учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;
  3. закрепить и углубить представление об описании как о типе речи;
  4. обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
  5. провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинении;
  6. дать понятие о пейзаже как о жанре живописи

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  1. развивать личность ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
  2. обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, активизировать «пейзажную» лексику;
  3. развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
  4. создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  5. дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников.                
  6. обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную   а      работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

  1.  воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  2. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
  3. воспитывать любовь к своей родине

Оборудование:

репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»; высказывания поэтов и писателей об осени (распечатанный материал); подготовленный материал для словарной работы, памятки для уч-ся.

                                         Ход  урока

 1.Орг. момент.

  1. Вступление. Эмоциональный настрой на работу.

-Красота – это радость нашей жизни. Человек стал  Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, зари, багровый закат перед ветреным днём и многое другое, что трогает глаз. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой – и в вашем сердце расцветёт.( В. Сухомлинский.)

-Начался новый день. Утро.

-Что красивого предстало перед вами?

Чтение стих.

Про времена года.


Придумала  мать  дочерям   имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна —  зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло —  всё под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам  щедрая  Осень  приносит  плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

– О каких временах года шла речь в стихотворении?. Какое время года лучше всех? (каждое время года по-своему замечательно)

 -Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. 

-Какое  сейчас наступило время года? (осень)

-Самым поэтическим временем года многие из творческих личностей считают именно осень.

1)

-У кого из них, например, можно услышать прекрасные сложенные строки о временах года?

 (у поэтов)

 Помните, у А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

-Как Пушкин называет осень?

(унылая пора)

-Почему унылая пора сочетается с прощальной красой?

– Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

 (дети читают стихи об осени)

2)

-У кого из творческих людей  можно услышать прекрасную мелодию?

 ( у музыкантов)

-Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года», в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес «Осенняя песня». 

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за  настроением мелодии.

Слушание мелодии.

Какой вам показалась мелодия?

«Осенняя песня» – одна из лучших пьес «Времён года» П.И.Чайковского. Её мелодия, пожалуй, самая проникновенная. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то самом сокровенном, передавая нам чувство грусти по уходящему лету. Но вдруг в грустные  нотки врываются весёлые аккорды, и грусть просветляется.

3)

-Ребята, а где можно увидеть луг, на котором никогда не завянут цветы, осенние деревья, с чьих ветвей никогда не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 1000 лет.

 ( Конечно же, на картинах,  которые написали художники) 

-В разных видах искусства мы найдём замечательные выражения чувств, настроений и образов времён года. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, всё то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. 

 – Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. 

Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? 

-Какое настроение у вас возникало, когда вы слушали и читали стихи об осени? 

(разное, тема у стихов одна, а высказывания поэтов разные)

-А были ли вы в осеннем лесу?

-Опишите ваши чувства, которые охватили вас в то время. А кто забыл как выглядит осенний лес, поглядите на фотографию.

-Чтобы понять композиторов, поэтов, художников надо научиться понимать их особый язык. Как вы думаете, получится у нас?

-Сегодня мы постараемся разгадать творческий язык художников. Мы будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

– Что, по-вашему значит написать сочинение по картине? ( понять замысел художника, проследить, как художник осуществил свой замысел( композиция, цветовая гамма, освещение, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представлять, сравнивать изображение на картине с художественным произведением)

(Доска закрыта, картина тоже.)

Звучит мелодия

-Итак, представьте, что мы находимся на окраине леса. В нём тихо и только похорошевшая к осени осинка шуршит своими листочками, берёзка радуется встрече с нами. Осень вошла полноправной хозяйкой. 

Я приглашаю вас пройти
По этой осени со мною

Туда, где лес стоит стеною

И лист торжественно летит.

Я приглашаю вас узнать,

Что лето лишь одно мгновенье,
А осень в огненном цветенье

Прекрасней чем сама весна.

(Наталия Поплавская)

-Опишите свои представления.

Открывается доска, взору детей предстаёт картина.

-Сравните свои впечатления с картиной И. И. Левитана.

-Как называется эта картина?

3.Работа по теме урока.

А) Библиографические сведения о художнике

-Что вы знаете о его творчестве?

-Годы жизни И. И. Левитана (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать  детские годы.  В 13 лет он поступил  учиться в Москву в училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. Он очень любил родную страну. Художник  умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. К себе, к своей творческой работе относился очень строго. Ему всегда казалось, что можно сделать лучше и  удачнее. За 25 лет он написал около тысяч картин, рисунков, эскизов. Левитан оставил нам богатое художественное наследие. Современники назвали Левитана «Поэтом русской природы». Многие его картины находятся в Москве в художественном музее Третьяковской галерее. 

Музей был основан в 1856 г. купцом Павлом Третьяковым, имеющим одну из самым крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Б) Работа по картине.

Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет. Давайте рассмотрим репродукцию И. И. Левитана «Золотая осень», проследим сюжет и композицию данного полотна.

-Какое впечатление производит она на вас?

-Что в ней особенно красиво?

-Какое время года изображено?

-Докажите, что это осень.

-Это начало или  конец осени?

-Какие чувства или желания  испытываете вы, глядя на картину?

-Здесь на картине изображена ранняя осень.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

(Ф. Тютчев.)

-Что значит дивная пора? (необыкновенная, удивительная, чудесная и прекрасная)

-О какой дивной поре рассказывает Ф. Тютчев? (о золотой осени)

-Почему осень названа золотой?

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса. 

(А.С. Пушкин.)

-Что имел ввиду Пушкин?

-Когда лес бывает золотым, таким как изображён на картине Левитана

( в начале осени, в сухую погоду).

-Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая и тёплая погода и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

-Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?

(осинки)

-Их часто называют трепетными. Почему? 

(их листики дрожат на ветру)

-Как разукрасила их осень?

-Что ещё можно сказать про осинки?

 ( они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями.)

-Какие деревья изображены вдали? 

(берёзки)

-Что можно сказать о наших любимицах березках?

 (они собрались все вместе в кружок)

-В кружок? Зачем они собрались в кружок?

 (берёзки собрались в кружок и водят хороводы)

-Какой наряд подарила этим берёзкам осень?

(осень накинула на них  лёгкие сарафаны)

-Что за одинокое дерево растёт по правой стороне реки? 

(это тоже берёзка)

-Чем отличается её окраска от окраски других берёз?

 (одинокая берёзка стоит вся золотая, а на других берёзках и осинках ещё мелькает зелёный лист)

-О чём думает эта берёзка?

(ей очень хочется к своим подружкам на тот берег)

-Все ли деревья оделись в золотой наряд? (нет)

-Какие деревья остаются зелёными?

(ёлочки, сосны, которые виднеются вдали)

-Какой день изображён на картине? 

(солнечный, тёплый)

-Докажите что день на картине солнечный и тёплый.

(небо ясное ,ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, реке)

-С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости?

(Показывает чистые, яркие, голубые краски. Солнышко жёлтого цвета, а нам от солнышка тепло. Листья жёлтые от них тоже как будто тепло.)

-Верно, ребята. Вот послушайте, что пишет Н. Сладков о листочках.

Всё лето листья подставляли солнышку свои ладошки, щёчки и спинки и животики. И до того налились, пропитались солнцем, что сами к осени стали как солнышки багряными и золотыми. (Из рассказа «Золотой дождь»)

-День тёплый, солнечный, но посмотрите на речку.

-Что можно сказать о ней?  

(многоцветная река)

– Какие цвета красок использовал художник? 

(тёмно синий, светло-синий, белесая голубизна)

– Вода у берегов тёмная, холодная. В ней отражается трава, которая имеет название птичья гречишка.

-Да. День хотя и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.

-А что видно на высоком берегу вдали?

(колхозное поле)

На дворе осень, а поле зелёного цвета. Почему?

-Чем осенью может быть засеяно поле?

 (озимыми культурами)

-О чём они нам говорят эти озимые культуры? 

(О том , чтобы мы не грустили. Пройдёт зима, придёт весна и опять всё зазеленеет.)

-Да ребята, осенние краски радуют  глаз, заставляют забывать, что красота мимолётная. Но мы знаем, что за сухой и тёплой осенью начнутся ненастные дни и природа сбросит свой красивый праздничный наряд. На сердце сразу становится тоскливо. Но посмотришь вдаль, увидишь свежую зелень, и в сердце рождается надежда на новую весну. Вы согласны?

-Посмотрите ещё раз на картину. Какое чувство присущее всем нам вызывает эта картина? (эта картина вызывает чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес.

-Послушайте сейчас стих, который как раз выражает чувство любви и гордости за нашу Родину.

Посмотри как всё красиво,

Посмотри простор, какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

И берёзку молодую

И кустарник, и траву-

Беззаветно всё люблю я 

Всё я Родиной зову.

-Какое бы вы предложили название этой картине? ( «Царство художницы осени», «Красавица Осень», «Родные просторы»)

В) Словарная работа. (у каждого ученика карточки)

Задания:

  1. Вставь пропущенные буквы и объясни орфограммы

кр_асавица                          з_л_тая                     н_бросила

с_р_фан                               лё_кие                      л_монная ж_лтизна

к_сынка                               треп-тная                 розоватые обл_ка

                                             б_гряная

По ходу  урока ведётся диалог с учителем.

-О чём можно сказать – золотая, красивая?

 (золотая пора, красивая русская природа)

 Подберите родственные слова. 

-При описании чего можно использовать слова «лёгкие», «розоватые».

(при описании облаков)

– Какая осенью берёза и осина? 

(золотая, трепетная)

– Подберите к глаголу «набросила» слова близкие по значению.

-Объясните значение слов «сарафан», «косынка».

Проверьте по словарю как пишутся эти слова.

-Разберите по составу слова «лимонная желтизна».

Г) Составление плана текста. 

-Из каких частей состоит любой текст?

 (вступление, основная часть, заключение.

У детей заготовки таблицы

План текста Опорные слова
1 О художнике поэт русской природы, художественный музей, Третьяковская галерея
2 Осень наступила. признаки осени, облака, солнце, лазурное небо
3 Лес точно терем расписной. осинки трепетные, греются, вдали, берёзки, сарафаны накинула, набросила, ели и сосны тёмно-зелёные
4 Река луговая тёмная у берега, холодная, отражается, птичья гречишка (трава)
5 Моё отношение к картине. как будто, потому что.

Под руководством учителя дети вписывают пункты плана и опорные слова.

Памятка при написании сочинения.

1.Вступление.

Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым. Например. Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников. Левитан –поэт русской природы.

2.Основная часть. Самая большая по объему. Здесь даётся описание самой картины.

3.Заключение.

 Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развёрнутым.

– Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

– Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, своё настроение, свои чувства.

– Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь.

Д) Пересказ детьми по частям. Пересказ всего текста.

Е) Чтение детских сочинений, как пример.

  1. Итог  урока.

Что нового вы открыли для себя на уроке?

-Какой жанр изобразительного искусства был так любим Левитаном.

  Осень – волшебная пора. Это волшебство и красоту очень удачно смог передать И. И. Левитан. Благодаря картине «Золотая осень» можно прикоснуться к тайне, почувствовать дыхание земли.

На следующем уроке дети пишут сочинение.

Дополнительные сведения.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзаж позволяет художнику выразить своё отношение к миру.

Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов красками.

Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков в картине.

Композиция картины – строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Урок русского языка. Тема «Сочинение- описание по картине 

                      И. И. Левитана «Золотая осень».

Задания:

  1. Вставь пропущенные буквы и объясни орфограммы

кр_асавица                          з_л_тая                     н_бросила

с_р_фан                               лё_кие                      л_монная ж_лтизна

к_сынка                               треп-тная                 розоватые обл_ка

                                             б_гряная

2.

План текста Опорные слова
1
2
3
4
5

Памятка при написании сочинения.

1.Вступление.

Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым. Например. Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников. Левитан – поэт русской природы.

2.Основная часть

Самая объёмная по размеру.  Здесь даётся описание самой картины.

3.Заключение.

 Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развёрнутым.


Конспект и презентация к уроку русского языка «Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

Аннотация:

Представленные конспект урока и презентация позволяют продолжить работу по развитию речи, способствуют развитию образного мышления детей.

   

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

Автор: Кононова Анна Андреевна
Место работы: МБОУ СОШ № 14 г.Юрга
Добавил: annakononova

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 3

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Константин хабенский и его благотворительный фонд рассказ
  • Конспект урока сказка о царе салтане 3 класс 1 урок презентация
  • Конспект урока сочинение по картине дети бегущие от грозы 3 класс по русскому языку
  • Константин федорович яковлев рассказ семицвет читать
  • Конспект урока сказка о царе салтане 3 класс 1 урок 21 век