ТЕМА:
ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
|
Приветствие учащихся. – Буква к букве – Слово к слову – И напевна, и Музыкой звучит Если грамотна – – |
II. |
Продолжите предложения: – – – – – |
III. |
– – |
IV. 1. |
Рассказ о жизни А. Аркадий Александрович В 1893 г. А.А. Рылов – Легко и свободно летят Картина написана голубыми — Какое впечатление производит на вас картина? Что в |
2. |
– – |
– – – – Вывод: Можно |
|
3. |
– |
Физкультминутка |
|
V. |
Составление плана сочинения 1. В голубом 2. Цвет и 3. Мое отношение Отбор материалов для сочинения. 1) Что 2) Небо и море. 3) Опиши, какие впечатления производит на вас Образно-выразительная лексика: – клочковатые – |
Написание |
– |
VI. |
– – –Что |
На
картине Аркадия Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим
солнечный, весенний денек и сияющее солнышко высоко в небе.
Огромное
лазурное небо нависло над синим морем. Вода в нем играет яркими лучиками солнца
и дует легкий ветерок. Волны бушуют под порывами ветра, укрывая море белой
пеной. Над морским простором летит стая белоснежных лебедей. Птицы летят
красиво и свободно. Рядом с ними плывут легкие и пушистые облака. Вдали
виднеется корабль
который несётся на своих парусах, как птица. Он
так далеко, что кажется игрушечным. На заднем плане видны горы, слегка покрытые
снежком.
От
картины пахнет морским соленым ветром. Увидев эту картину, сразу вспоминаешь
море, лето и каникулы.
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
1) Что изображено
на картине? Что мы видим? ( пейзаж, солнечный, сияющее, высоко)
2) Небо и море.
Волны и ветер. Летят лебеди. Облака. Корабль. На заднем плане.
3) Опиши, какие
впечатления производит на вас картина?
Образно-выразительная
лексика:
– бескрайнее лазурное
небо, нависло; бушуют, порывы ветра, белая пена; прозрачный воздух, морской
простор, стая, белоснежные. естественная красота;
клочковатые тучи, кучевые
облака, вдали, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная
синева, раскинулось шатром небо, безграничный простор;
– замечательно передать,
морские пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение, запах
соленого моря, свежего воздуха, прохлада ветра
Конструкт урока русского языка
по производственной практике поПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46 «А»
Яшкиной Карины Денисовны
Дата: 10.11.2017
ОУ: «ГКОУСО КСОШ № 1»
Класс: 3 «А»
ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна
ФИО методиста: Шахматова Аклима Хаббибуловна Подпись:________________
УМК: «Школа России»
Тема: Сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе»
Цель: формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать в процессе работы над сочинением по картине А.А Рылова «В голубом просторе».
Планируемый результат:
-
Личностный: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию, демонстрируют умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.
-
Метапредметный: демонстрируют смыслообразование; демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия; планируют умение сотрудничества с учителем и сверстниками, владеют диалогической речью; осуществляют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, осуществляют контроль, демонстрируют умение слушать и понимать речь других, демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы, выделяют и формулируют цели, осмысленно читают.
-
Предметный: демонстрируют умения формулировать свои мысли и излагать их в письменном виде; демонстрируют умение писать сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе».
Задачи:
-
Воспитательная: воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся (формировать интерес к учебному предмету)
-
Развивающая: развивать личностные УУД (смыслообразование); регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом ); познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, умение на основе анализа объектов делать выводы, выделять и формулировать цели, осмысленно читают); коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, владение диалогической формой речи).
-
Образовательная: совершенствовать умения формулировать свои мысли и излагать их в письменном виде; умение писать сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе».
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.
Оснащение: компьютер, проектор, презентация. Индивидуальные: рабочая тетрадь, карточки.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Принципыобучения и воспитания:
Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип создания положительного эмоционального подъёма
Принцип воспитания через взаимодействие
Принципы СДП: Принцип деятельности, непрерывности, психологической комфортности.
Принципы коррекционно – развивающего обучения:
-
Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
-
Принцип деятельностного подхода
-
Принцип интеграции
Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) –частично-поисковый, проблемный
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Методы самостоятельной работы.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Создание ситуации успеха, поощрение
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
Методы развития речи:
-
Имитативный (анализ, синтез).
План урока:
-
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
-
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (6 мин)
-
Решение проблемы. (10 мин)
-
Первичное закрепление. (5 мин)
-
Организация самостоятельной работы (15мин)
-
Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
-
Физминутки (2 мин)
Использованная литература:
Список литературы:
-
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015.
-
ПООП НОО
-
ФГОС ОВЗ
-
АООП НОО ОВЗ
Макет доски
10 ноября Сочинение |
Тема: 1. 2. 3. 4. |
Макет оформления записей в тетрадях обучающихся
Десятое ноября. Сочинение. |
|
Перед нами картина Аркадия Александровича Рылова « В голубом просторе». На картине изображен пейзаж. По ярко-синему небосводу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. У птиц красивые длинные шеи, могучий размах серебристых крыльев. Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. На горизонте зеленоватое небо сливается с лазурным морем. Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. Небольшие волны гуляют по темно-синему мрачному морю. По морскому простору мчится корабль с раздутыми белыми парусами. От картины веет свежим морским воздухом. Мне нравится изображенные на картине морской простор и мощь моря. |
Ход урока
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
||||||||||||||||
1)Мотивация к учебной деятельности Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность. |
По источнику получения знаний: Словесные (беседа) |
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Карина Денисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность – на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал. — Все готовы? Садитесь. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
регулятивные УУД (самоконтроль) |
||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, Наглядные: Демонстрация, Практический: упражнения. По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый, проблемный Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. |
— Ребята, у вас на столах лежат черновики, сегодня мы будем работать в них, запишите дату, сегодня 10 ноября. — А чтобы нам с вами узнать тему урока. Посмотрите, у вас на партах лежат листочки. Вам нужно зачеркнуть одинаковые слоги, а из оставшихся букв составить слово. Даю вам 1 минуту. Рясряорячряирянряерянряиряе — Какое слово у вас получилось? (сочинение) — Значит, какая тема урока? (сочинение) — Совершенно, верно. Молодцы! — Какие задачи перед собой мы можем поставить? Задача:
-Где мы можем узнать, что такое сочинение? ( в словаре). (Заранее попрошу ребенка прочитать определение по выданной карточке). — Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. -И так, мы с вами узнали, что же такое сочинение. -А вы знаете, что сочинения бывают разных видов, а хотите узнать каких? -Значит как можно сформулировать вторую задачу? 2. Узнать, какие бывают сочинения. -Сейчас нам расскажет,….. (Заранее дать ребенку что бы он из прочел по выданной карточке). -Мы решили 2-ю задачу, тем самым мы узнали, какие бывают сочинения. -Наверняка вы знаете, что в сочинения состоят из частей, а знаете из каких? Значит, какую задачу мы можем перед собой поставить? 3. Узнать, из каких частей состоит сочинение. –Сочинения состоят из 3-х частей, эти три части вы можете увидеть на слайде, но эта последовательность перепутана, ваша задача построить правильную последовательность.
Вступление вводит в тему. То есть говорит, о чем будет ваше сочинение. Основная часть представляет анализ, раскрытие темы сочинения. Заключительная часть в ней мы должны подвести итог. -Сейчас мы с вами узнали, какие части есть в сочинении. -Ребята, посмотрите на слайд, на нем изображена картина. Значит, с каким видом сочинения мы с вами сегодня познакомимся? — Мы с вами сегодня научимся писать сочинение по репродукции картины А.А Рылова «В голубом просторе». Т.е как будет звучать следующая задача? 4. Научиться писать сочинение по картине. |
Выполняют задание. Определяют тему урока. Формулируют задачи урока. |
Регулятивные УУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют самоконтроль; Коммуникативные УУД: полно и точно высказывают свои мысли; Познаватель-ные (общеучебные) УУД: формулирование цели; Познавательные (логические) УУД: анализ с целью выделения признаков. |
||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА Задача: снять физическое утомление при помощи физических упражнений. |
Словесные (беседа, объяснение) Упражнение. |
На внимание. -Найдите в классе предметы синего цвета, красного, зеленого…. -Хлопните в ладоши у кого в имени есть буква А, О, С…. |
Дети выполняют движения за стихотворением совместно с учителем. |
|||||||||||||||||
3. Решение проблемы. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала. |
По источнику получения знаний: Беседа Наглядные: Демонстрация, работа с книгой. Практический: упражнения. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием |
3.1 Познакомить обучающихся с художником и картиной. -Ребята, посмотрите на картину. Видели ли вы её раньше? -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, великого русского писателя М.Ю Лермонтова, ваша задача внимательно послушать и рассмотреть репрадукцию ( т.е точная копия) картины, и после ответить на вопрос, о чем эта картина? Что на ней изображено? Какое настроение она у вас вызывает? Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы! — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! -Кто из вас был на море? -Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы? -Как вы думаете, о чем эта картина? (о море). -Какие чувства/настроение вызывает эта картина? -Что изображено на картине? 3.2 Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся. — Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы. -Где происходит действие картины? -Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? -Как бы вы назвали эту картину? -А художник назвал ее «В голубом просторе…». Как вы думаете почему? -К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему? — Правильно, это пейзаж. — Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов.
— Посмотрите на передний план. Что изображено? (лебеди) — Какие они на картине? Сколько их? — Что мы можем написать в рабочих материалах? (Семь белых красивых лебедей, летят к солнцу) -Какое небо и облака вы видите? Прочитайте, что написано в таблице. Красочное небо, пушистые легкие перистые облака. Согласны вы с этим? -Что мы можем сказать о море? (голубое, вода в нем переливается под яркими лучами солнца). Запишите в таблицу. -Высокие коричневые, облака касаются их макушек, они окутаны снегом. О чем мы можем так сказать? (о скалах) Запишите в первую колонну. — Ребята, а что мы можем сказать о корабле? (Мчится по морю, развивает белоснежные паруса.) Запишите в таблицу. — А как вы думаете, какой там воздух? — Конечно, воздух чистый, свежий. — И какое настроение передает вам этот пейзаж? (восторженное, потрясающее) -Ребята, для чего мы с вами заполняли таблицу? -Это последовательность, по которому мы будем составлять сочинение по репродукции картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. -Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. — Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление) — О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем ? и заднем? Как назовем этот пункт плана? — Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть? ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Лебеди 3. Облака, небо 4. Море 5. Скалы 6. Корабль 7. Воздух 8. Мое настроение. |
Знакомятся с художником и его картиной. |
познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) |
||||||||||||||||
Пальчиковая гимнастика. Задача: снять физическое утомление при помощи физических упражнений. |
Словесные (беседа, объяснение) Упражнение |
— Ребята, сделаем небольшую разминку, для наших пальчиков, чтобы они отдохнули. 1.На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? Потянули…Покрутили… Постучали…И открыли! 2.Начался дождик, давайте двумя мизинчиками постучим по парте, дождик расходится, сейчас мизинцами и указательными, и т.д |
Дети выполняют упражнения, повторяют за учителем. |
|||||||||||||||||
4.Первичное закрепление. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала. |
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля. |
-Наши пальчики отдохнули, приступаем к написанию сочинения. -Отступите от даты 1 линеечку, и по середине напишите Сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе» -С каких слов мы можем начать сочинение? Перед нами картина А.А Рылова «В голубом просторе»…. На картине кто изображен? (пейзаж) На картине мы видим пейзаж… -Что мы видим на переднем плане? (стаю лебедей) Какие они? Сколько их? Где они летят? По какому небу? По ярко-синему небу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. -Кто «сопровождает» их? Что рядом с ними? (облака) -Что мы можем о них написать? Какие они? Цвет? Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. -Далее про что мы можем написать? -Смотрите на план. (о море) На горизонте зеленоватое небо, сливается с голубым морем. -Что мы еще можем написать о море? Вода в нем переливается под яркими лучами солнца. -Далее скалы, что мы можем написать про них? Какие они? Где они находятся? Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. -Что мы можем написать про корабль? По морскому простору мчится корабль, развивая свои белоснежные паруса. -Опираясь на таблицу, что можно написать про воздух? От картины веет свежим морским воздухом. -В конце, что мы напишем? (свое отношение к картине) Мне понравилась картина, потому что… |
Приступают к написанию сочинения, ведут диалог с учителем |
познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (самоконтроль) (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). |
||||||||||||||||
5.Организация контроля и самоконтроля. Задача: выявление качества и уровня усвоения обучающихся знаний и способов действий. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение · Практические: упражнения · Методы контроля и самоконтроля |
-А что вы можете сказать о картине? -Сейчас каждый из вас скажет свое мнение о картине, чем она понравилась или не понравилась.. |
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение в устной форме Регулятивные УУД: контроль. познавательные УУД (осмысленно читают). |
|||||||||||||||||
6.Подведение итогов урока и рефлексия обучающихся. Задача: развивать умение оценивать свою деятельность, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Беседа По источнику получения знаний: Словесные: беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение. |
-Ребята вот и подходит наш урок к концу. -Вспомните, пожалуйста, какой была тема нашего урока? — Что нового вы узнали на уроке? -Давайте вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. 1.Узнать, что такое сочинение. 2.Узнать, какие бывают сочинения 3.Узнать, из каких частей состоит сочинение 4.И научится писать один из видов сочинения. -Как вы думаете решили ли мы их? -Трудно ли вам было писать сочинение? Почему? — Ребята, вы сегодня хорошо поработали, а сейчас передайте, пожалуйста, все тетради с последних парт на первую. Я проверю их и после уроков отдам вашему учителю. Спасибо вам за урок. |
Оценивают свою деятельность на урока, деятельность своих одноклассников. |
регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; познавательные УУД: логические УУД: анализ, установление причинно-следственных связей. |
Тема: Сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе».
Задачи:
-
Узнать, что такое сочинение.
-
Узнать, какие бывают сочинения.
-
Узнать, из каких частей состоит сочинение.
-
Научиться писать сочинение по картине.
Что изображено |
Рабочие материалы |
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Лебеди |
||
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Море |
||
_____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Корабль |
||
Воздух |
Воздух |
||
Настроение |
Настроение |
Сочинения бывают:
-
Сочинения по тексту.
-
Сочинения-миниатюры.
-
Сочинения-рассуждения на заданные темы (например, «Как я провёл лето», «Каким я хочу быть»).
-
Сочинения по картине.
-
Сочинения-описания (например, какой-то личности).
Что изображено |
Рабочие материалы |
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Лебеди |
||
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Море |
||
_____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Корабль |
||
Воздух |
Воздух |
||
Настроение |
Настроение |
По словарю Ожегова:
Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Что изображено |
Рабочие материалы |
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Лебеди |
||
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Море |
||
_____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Корабль |
||
Воздух |
Воздух |
||
Настроение |
Настроение |
Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе
Что изображено |
Рабочие материалы |
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Лебеди |
||
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Море |
||
_____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Корабль |
||
Воздух |
Воздух |
||
Настроение |
Настроение |
Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе
Что изображено |
Рабочие материалы |
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Лебеди |
||
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Небо, облака |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Море |
||
_____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
____________ |
Высокие коричневые, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Корабль |
||
Воздух |
Воздух |
||
Настроение |
Настроение |
Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе Рясряорячряирянряерянряиряе
СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
Педагогическая |
Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине |
Тип урока |
Урок развития речи (постановка и решение учебных задач) |
Планируемые |
Участвуют в устном общении на уроке, строят предложения для решения определенной речевой задачи, составляют под руководством учителя небольшие тексты (повествовательные и описательные) по репродукции картины, строят монологические высказывания на определенную тему. |
Личностные |
Проявляют чувство прекрасного через анализ репродукции картины; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; понимают чувства одноклассников, собеседников |
Универсальные учебные действия |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи; выполняют действия по инструкциям. Коммуникативные: формируют коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Основное содержание темы, понятия |
Понятия: композиция картины, элементы композиции, колорит, настроение. Знакомство с алгоритмом работы над сочинением по картине. План сочинения |
Образовательные |
Репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе» |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
|
осуществляемые |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мотивирование к учебной |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Подготовка |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Слово учителя, беседа |
Продолжите предложения: – Произведение живописи в красках называется… (картина). – Картина, воспроизведенная – Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, – Пейзажем называется изобра- |
Учащиеся слушают учителя, заканчивают предложения. |
Пр. – владеют понятиями «картина», «репродукция», «иллюстрация», «пейзаж», «пейзажист». П – используют речевые средства для решения познавательных задач, владеют логическими действиями. Р – осмысленно воспринимают вопросы учителя |
Беседа |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– Художник, который пишет пейзажные картины, называется… |
К – высказывают и аргументируют свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других |
||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение |
– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.) – Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке? |
Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Формулируют цель своей деятельности на уроке |
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
IV. Усвоение 1. Рассматривание репродукции. Объяснение значения |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– Обратите внимание на название картины. Объясните его |
Рассматривают |
П – строят ответ на поставленный вопрос, соблюдая логику |
Беседа |
2. Рассматривание репродукции картины |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа |
– Что мы видим на картине? – Как изображен корабль? |
Рассматривают |
Пр. – проявляют позитивное отношение к провильной устной речи как ппоказателя общей культуры. |
Беседа |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– Куда он движется? – Как изображены лебеди? – Куда они летят? – Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. (Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.) Вывод: Хотя картина – это застывший миг, мы видим движение: облака плывут, лебеди летят, корабль несется по волнам, ветер Можно даже услышать звуки: шум волн, крики лебедей, хлопанье крыльев и звенящий воздух. |
на вопросы |
П – учатся создавать целостное представление Р – принимают и осознают учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебных действий. К – слушают взрослого Л – проявляют эстетические и эмоциональные |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Работа |
Индивидуальная (работа |
– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить |
Учащиеся среди |
Пр. – строят связную монологическую речь. Р – учатся принимать учебную задачу и самостоятельно ее решать. К – учатся формулировать свою позицию |
Индиви- |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
См. урок 49 |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют |
Правильное выполнение движений |
4. Самостоятельная работа |
Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо |
Отбор материалов для сочи- 1) Слова и словосочетания со значением места: – слева от… виднеется…; – прямо перед нами изобра- – на переднем плане художник |
Слушают учителя. Анализируют предложения. Заполняют смысловые пропуски. Сопоставляют увиденное и прочувствованное с речевыми высказываниями |
Пр. – владеют умением переводить эмоциональное впечатление, настроение П – используют различные способы поиска информации; осознанно строят |
Работа |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– задний план занимает…; – вдалеке открывается… 2) Образно-выразительная – бескрайнее небо, величавая тишина, внешняя простота, прозрачный воздух, достоверная картина, естественная красота; – золотое сияние, изумительное живописное богатство, клочковатые тучи, колорит картины, кучевые облака, линия горизонта, ощущение глубины и пространства, прозрачная синева, раскинулось шатром небо, яркие золотые цвета, бегущие облака, безграничный простор; – воспринимать красоту, замечательно передать, запечатлеть облик, лирические пейзажи, мастерски написана, многогранное цветовое решение |
коммуникации; овладевают логическими дейст- Р – учатся принимать учебную задачу; планируют, контролируют, оценивают учебные действия; осва- К – активно используют |
||||
V. Закрепление знаний и способов действий |
Индивиду-альная |
– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, |
Выполняют творческую работу (сочинение по картине) |
Пр. – строят правильные монологические письменные высказывания с соблюдением норм русского |
Индивидуальная |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ние сочи- |
|||||
VI. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какой вид заданий оказался – Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче? –Что нового узнали на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа |
Методическая разработка урока «Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
Новикова Вера Михайловна – Учитель начальных классов МОУ СОШ №22 г. Орехово – Зуево, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 10.11.2019г.
урок развития речи 3 класс школа России
СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА
«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
(3 класс УМК «Школа России»)
Цель урока: развитие умений воспринимать произведение изобразительного искусства.
Задачи:
- подготовить учащихся к восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна художника;
- научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий материал для написания сочинения;
- научить передавать свои впечатления об увиденном.
Тип урока: урок развития речи.
Образовательные ресурсы: репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
Ход урока
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Вступительное слово учителя.
— Кто из вас был на море?
— Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы?
— Как называются картины, на которых изображено море? (пейзаж)
— Художник, который пишет пейзажные картины, называется… (пейзажист)
3. Постановка учебной задачи
– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)
— Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?
4. Усвоение новых знаний и способов действий
— Ребята, посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе». Видели ли вы её раньше? Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов — русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году (т.е более 100 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870. С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее.
— Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.)
Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся.
— Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы.
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? (Небо, море, остров, корабль, лебеди.)
– Как изображен корабль? (Корабль повернут носом к нам.)
– Куда он движется?
– Как изображены лебеди? (Лебеди занимают всё пространство неба.)
– Куда они летят?
– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)
– Какие цвета видим на картине? (Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)
— Какое настроение передает вам этот пейзаж?
Работа с учебником (упр. 177)
– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить.
— Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов.
Что изображено |
Рабочие материалы |
Лебеди |
Семь красивых лебедей, белые, летят к солнцу |
Облака, небо |
Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море |
Голубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца. |
Скалы |
Высокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль |
Мчится по морю, развивая белоснежные паруса. |
Воздух |
Чистый, свежий. |
Настроение |
Радостное, восторженное. |
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа (Работа с деформированным текстом)
Отбор материалов для сочинения.
1) Слова и словосочетания со значением места:
– Слева от… виднеется…; прямо перед нами изображены…; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает…;
– вдалеке открывается…
2) Образно-выразительная лексика:
– Бескрайнее … небо, величавая …тишина, прозрачный … воздух; кучевые … облака, линия … горизонта, прозрачная … синева, яркие золотые цвета, бегущие … облака, безграничный … простор.
Сегодня мы с вами превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
— Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление)
— О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем и заднем планах? Как назовем этот пункт плана?
— Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть?
7. Составление плана сочинения.
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Описание картины.
3. Мое настроение.
8. Закрепление знаний и способов действий (Выполнение творческой работы)
– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Какой вид заданий оказался самым трудным?
– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему
«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А.РЫЛОВА
«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
Цель: создать условия для развития умения учащихся составлять текст по картине, используя опорные слова и словосочетания; учить грамотно составлять текст, видеть орфограммы и правильно писать слова
Ход урока.
Звучит красивая музыка с плеском воды.
-
Сообщение учителя о теме урока и целях предстоящей работы.
-
Слово учителя и подготовленного ученика о художнике.
-
Ученик: Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист. Всем известны его прославленные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли. Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.
-
Аркадий Александрович Рылов — уроженец севера. Детство и юность его прошли в Вятке, на широкой, многоводной реке, что величаво течет среди бескрайних лесных массивов. Природа родных мест запечатлена в его произведениях.
Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самый обыкновенный уголок природы. В природе все живет, все движется, все меняется — и в картинах Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. Край лесов, озер и рек открыл чуткому художнику свою таинственную прелесть.
Любуясь его картинами, мы с вами совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Во время этой оригинальной прогулки мы как будто слышим шум ветра, шелест листвы, ощущаем свежесть зелени.
Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.
Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе».
Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» — одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает у зрителя чувство каких-то скорых перемен.
А создавал эту картину художник голодной, холодной зимой 1918г., в нетопленой мастерской на Васильевском острове. За окном — хмурое Петроградское небо, холодный ветер залива, черная вздувшаяся Нева. А на мольберте – половодье красок, радостный гимн свободе, мужеству, счастью.
-
Этимологическая страничка
-Ребята, что обозначает слово картина, пейзаж? А кто такой пейзажист? Слайд 5
IV. Работа над картиной.
1)-Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Слайд6
Д: -Художник назвал картину «В голубом просторе, потому что всё вокруг голубое, синее и очень просторное.
Д: -Он изобразил бескрайнее синее море и голубое небо. На переднем плане картины летят лебеди.
Уч: -Какое время года изобразил пейзажист Рылов? Почему вы так считаете?
Д: -Художник изобразил весну, так как на скалистых берегах ещё не полностью растаял снег, светит солнце, облака весенние дождевые, светлые.
-Весь пейзаж передает радостное и весеннее настроение.
Уч: -Много лет назад художник увидел белых лебедей на свободе. Красивые гордые птицы надолго завладели его воображением. Было что-то величавое в весеннем перелёте лебедей. Природа наделила их неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полёт могучих белых птиц над безбрежным морем- это ли не счастливая находка для выражения переполнявшего художника счастья?
2)Словесное рисование картины (детальное) Слайд8
Уч: -Что изображено на картине, какие детали вы видите? Слайд9
-А теперь разберём по отдельности.
-Какими вы увидели море и волны? Слайд 10
Д: -Ярко-синее безбрежное море и небольшие с белыми вершинками волны.
Д: подготовленный: Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и наблюдать за облаками, которые сливаются с морем и создается уникальное впечатление бесконечности.
Уч: -Опишите небо и облака? Какие они? Слайд 11
Д: -Чистое голубое небо с мягкими белыми пушистыми облаками.
Уч:- Какими ещё прилагательными можно описать облака?
(Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные)
Д (подготовленный): -Эта картина очень интересная. Она завораживает своим безграничным простором голубого неба, неведомой силой.
Уч: — Какими вы представили птиц? Слайд 12
— Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем?
Д: —Белые красивые лебеди гордо летят рядом с облаками.
Уч: -Они легко разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой, принеся с собой весеннее тепло.
Д: (подготовленный)
-В этом безграничном голубом просторе летят семь лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Складывается ощущение, что они движутся навстречу солнечном свету, который очень нежно освещает их.
Уч: Куда несется парусный корабль? Как изобразил его художник? Слайд 13
Д: —По морю мчится парусник с белыми парусами. Он как -будто бесшумно скользит по волнам, а его паруса наполнены ветром.
Уч: -Парящий по волнам парусник словно летит в воздухе как лебеди, облака.
Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака создают впечатление бесконечного движения, которое живописец искусно отразил в своём произведении живописи. Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» создаёт великолепное жизнерадостное настроение. Она восхищает своей красотой и побуждает гордиться неповторимостью и уникальностью бескрайних просторов нашей огромной Родины.
Уч: —Что вы видите на скалистых берегах? Слайд 14
Д: — Белый искристый снег поблёскивает на вершинах. Они как – будто проплывают мимо или соревнуются с парусником.
Уч: Да, ребята, вы правы.
Но самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы, когда от пьянящего запаха кружится голова.
(музыка шума воды и крика птиц)
V.Физминутка для глаз (Дельфины)
VI. Работа с планом.
Уч: -В любой работе нужен план действий. Вы уже умеете составлять план художественных произведений, изложений. А сегодня сочинение вы будете писать по готовому плану, пункты которого мы итак проговорили в течение урока. Вам заранее раздали подготовленный план, возьмите его и прочитайте. Слайд15
Уч: — Также слова и словосочетания, которые вы подбирали к деталям, предметам картины, их можно и нужно использовать в своем тексте. Опираясь на план и группы слов и словосочетаний, вам будет легко описать увиденное перед собой и передать своё впечатление от картины.
VII. Написание сочинения с использованием плана и словарных слов.
Слайд 16
VIII. Рефлексия.
Педагогическая цель: способствовать
развитию речи, творческого мышления учащихся;
создать условия для развития умения составлять
рассказ по репродукции картины.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
понимать, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство
человеческого общения; осознавать значение
русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального
общения.
Личностные результаты: осознавать
эстетические потребности и ценности,
высказывать своё отношение к картине.
Универсальные учебные действия
(метапредметные):
Регулятивные: высказывают своё
предположение на основе работы с репродукцией
картины.
Познавательные:
- общеучебные – извлекают необходимую
информацию из произведения живописи; - логические — умеют строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте,
выдвигают гипотезы и обосновывают их.
Коммуникативные: учитывают разные
мнения и стремятся к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Основное содержание темы: сочинение по
картине.
Образовательные ресурсы: репродукция
картины А.А. Рылова “В голубом просторе”.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы. методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) |
Фронтальная.
Словесный. Слово учителя. |
Приветствие учащихся.
— Проверим |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II. Чистописание | Индивидуальная.
Практический. Письмо. |
п п п р р р пе ре пе ре пе ре репродукция пейзаж простор |
Выполняют письмо по образцу. | Вырабатывают каллиграфический почерк. |
III. Постановка учебной задачи.
Лексическая |
Фронтальная.
Словесный. Сообщение учителя. |
— Ребята, почему вы прописывали именно эти слова? — Чем мы будем заниматься сегодня на — Сформулируйте тему и задачи урока. |
Высказывают свои предположения. | Формулируют тему и задачи урока. |
— Сегодня мы будем писать сочинение по репродукции картины А. А. Рылова “В голубом просторе”. |
Слушают учителя, рассматривают репродукцию. |
|||
— Найдите в толковом словаре значение написанных слов. |
Работают с толковыми словарями, отвечают на вопросы учителя. Приложение 1. |
|||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Рассказ о жизни и творчестве А.А. |
Фронтальная.
Словесный. Сообщение учителя. |
Рассказывает о жизни и творчестве А.А. Рылова. Приложение 2. |
Слушают учителя, рассматривают портрет художника. |
Знакомятся с творчеством художника и историей создания картины. |
Физкультминутка | Коллективная.
Практический. |
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. |
2. Развитие речи.
Беседа по |
Коллективная.
Словесный, Беседа, устный рассказ. |
— Итак, что такое пейзаж? | Рассматривают картину и отвечают на вопросы учителя. — Пейзаж – это изображение |
Владеют диалогической речью, строят монологические высказывания. |
— В каких видах искусства мы встречали этот жанр? — Можно ли считать картину А.А. Рылова |
— В живописи, литературе.
— Да, это
— Здесь дано изображение природы: небо, море, |
|||
— Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? |
— Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются лучи солнца. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной. |
|||
— Прочитайте ещё раз название картины.
Как, |
— “В голубом просторе”.
— С помощью |
|||
— Какое настроение вызывает просмотр этой картины? |
— Радости, надежды. | |||
— Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? |
Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем. |
|||
— Что изображено на переднем плане? | Облака и лебеди, они как бы летят навстречу солнцу, которое скрыто за облаками, но о его присутствии мы можем догадаться по тени, падающей на птиц и облака. |
|||
— Каков колорит картины? Какие краски в ней преобладают? — Два повторяющихся цвета В правом нижнем углу – остров, земля на нём |
— При написании картины художник использовал два цвета: белый и синий со всеми его оттенками. |
|||
3. Составление плана | Коллективная.
Практический. |
— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите. |
— В сочинении должно быть три части: вступление, основная часть, заключение. |
Рассматривают репродукцию картины по данным вопросам, обсуждают план предстоящего сочинения (под руководством учителя). |
— Вы усвоили структуру общего плана сочинения. План состоит из трёх частей, которые должны быть соразмерными (вступление и заключение значительно меньше по объёму, чем основная часть. Основная часть может включать в |
I. Вступление.
II. Основная часть: 1) Голубой простор. 2) Вольные птицы. 3) Пустынные берега. 4) Цвет и настроение картины. III. Заключение. |
|||
4. Написание сочинения | Индивидуальная Творческий, практический. |
— Составьте по картине рассказ и запишите его в тетрадь. |
Составляют рассказ по картине и записывают в тетрадь. |
Составляют рассказ по картине и записывают в тетрадь. Владеют письменной речью. |
5. Чтение сочинений | Чтение, беседа. | — Прочитайте свои сочинения. | Читают сочинения. | Осмысленно читают тексты. Анализируют сочинения, соотносят их с картиной. Высказывают своё мнение. |
V. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная.
Словесный. Беседа. |
— Чем занимались на уроке?
— Как — Что получилось хорошо? — Что вызвало затруднения? |
Отвечают на вопросы. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
VI Подведение итогов урока | Коллективная.
Словесный. |
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось? |
Отвечают на вопрос. | Открыто осмысливают и оценивают деятельность своих одноклассников на уроке. Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
Приложение 1
Пейзаж
1. Общий вид какой-нибудь местности.
Волжский пейзаж.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а
также описание природы в литературном
произведении.
Пейзажи русских художников.
Репродукция
1. Воспроизведение картин, рисунков путём
фотографии, клише (спец.)
2. Картина, рисунок, воспроизведённые
типографическим способом.
Яркие репродукции.
Простор
1. Свободное, обширное пространство.
Степные просторы.
2.Свобода, раздолье.
Колорит
1.Соотношение красок в картине по тону,
насыщенности цвета.
Тёплый, холодный, яркий колорит.
2.Отпечаток чего-нибудь, совокупность
особенностей (времени, местности, характера).
Местный колорит.
Композиция
Построение произведения, обусловленное
особенностями данного вида искусства,
содержанием, назначением, замыслом автора. В
картине – это расположение предметов на
плоскости холста. Художник располагает детали –
линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать
произведение цельным и выразительным. Своей
композицией художник не только показывает
происходящее, но одновременно объясняет его.
Композиция придаёт произведению единство и
завершенность.
Приложение 2
Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) – известный
русский живописец.
Вырос в городе Вятка, расположенного на берегу
широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса
подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя
братьями Аркадий с детства приобщился к природе,
полюбил её.
В 14-15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по
реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни
беспредельной свободы, вечера у костра. А какое
счастье нестись с быстротой птицы на парусах под
свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!
Без таких впечатлений детства, как считал
Аркадий Александрович, он не стал бы художником.
“Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой
природы воспитала во мне художника-пейзажиста”,
— вспоминал он.
После окончания реального училища Аркадий
отправляется в Петербург, чтобы стать
художником. В академии художеств ему повезло: он
стал учеником знаменитого пейзажиста Архипа
Ивановича Куинджи.
Учитель возлагал большие надежды на этого
скромного паренька с умными глазами, из которого
– он был уверен – вырастет настоящий художник. И
Рылов оправдал эти надежды. Картина “Зелёный
шум”, созданная им в 1904 году, прославила его имя
не только на Родине, но и за границей.
Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной
жизнью, творить на природе, никогда не
расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек
леса: росли в горшках берёзки, ёлочки, сосенки,
жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник
скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было;
держал в мастерской без клеток, а весной выпускал
на волю. И птицы всё чаще становились героями его
картин.
Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих
лебедей. Громадные белые птицы,
пронзительно-голубое небо, рыжая вода – это
видение заворожило художника. Он создаёт картину
“Лебеди над Камой”, которая стала вариантом
картины “В голубом просторе”. Картина имела
большой успех. Знаменитый московский журналист,
писатель и поэт Владимир Алексеевич Гиляровский
посвятил ей стихи.
Камою жёлтою лебеди белые
Тянутся к северу, в тундры холодные,
Мчатся красивые, гордые, смелые,
Вечно могучие, вечно свободные!
С жаркого юга, лучами спалённого,
К озеру в тень под берёзы плакучие
Манят их радости “шума зелёного”
Свежестью бодрою, силой могучею.
Это было в 1913 году. А зимой 1918 года художник
пишет картину “В голубом просторе”.
Создавал он её в тяжелейших условиях, работая в
промёрзшей мастерской в шубе и валенках,
растапливая остатками мебели печурку, чтоб
только не замёрзли руки и краски. Но трудности
только подстёгивали художника.
… Легко и свободно парят прекрасные белые
птицы в пронизанном светлом голубом просторе.
Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские
воды. И нас словно обдувает свежим северным
ветром, манит море, охватывает чувство свободы и
простора.
Литература.
1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по
картинам в начальных классах. – Тула
“Родничок”, — Москва “Астрель” “АСТ”, 2006.
2. Кислякова Е.В. Технологические карты уроков
по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. –
Волгоград: Учитель, 2013.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. 4-е издание, дополненное, — Москва,
1997.
Конспект урока Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».
Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».
Задачи.
-
познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
-
формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;
-
формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства;
-
обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передать её настроение и основную мысль.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Вступительная беседа.
Давайте, представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот наконец мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Это полотно А. А. Рылова «В голубом просторе». Или, может, это не картина, а окно в мир, где царят свобода и вольный простор? Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником Аркадием Александровичем Рыловым.
Аркадий Александрович Рылов — известный русский живописец.
Вырос он в городе Вятка на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её.
В 14 — 15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!
Без таких впечатлений детства он не стал бы художником.
Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшочках берёзки, ёлочки, сосёнки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин.
Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода — это видение заворожило художника. Он создаёт картину «В голубом просторе». Создавал он её в тяжелейших условиях, зимой, работая в промёрзшей мастерской в шубе и в валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски, но трудности не пугали художника. Картина имела большой успех.
… Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронзительно светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора.
III. Беседа по содержанию картины.
Вспомните, что такое пейзаж. (Изображение природы.)
Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр? (В живописи, в литературе,)
— Можно ли считать картину Рылова пейзажем? Что изображено на этой картине? (Да, это пейзаж. Здесь * дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы.) Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? ( Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются, их просвечивают лучи солнца, скрытого за облаками. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.)
Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».)
Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре.
-
свободное, обширное пространство;
-
свобода, раздолье.
Подберите синонимы к этому слову и определения.
Простор
Раздолье
Даль
Щирота
Свобода
Воля
простор
широкий
вольный
бескрайний
безграничный
необозримый
необъятный
Как с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.)
Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое [ение создаётся у нас с помощью этого приёма? (Формат картины прямоугольный, вытянутый зонтали. Линия горизонта расположена ниже уровня глаз зрителя, она чётко обозначена границей моря и неба и как бы повторяется несколько раз с помощью горизонтально вытянутых ?. Большую часть картины занимает небо. Это и создаёт ощущение простора. Мы смотрим на ы как бы с высоты птичьего полёта. Кажется, что мы летим вместе с птицами высоко над морем, над пустынной холодной землёй.)
Что изображено на переднем плане? (Лебеди летят навстречу солнцу.)
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Гиляровского, посвященного г А. А. Рылова. Найдите имена прилагательные, характеризующие лебедей.
Камою жёлтою лебеди белые
Тянутся к северу, в тундры холодные,
Мчатся красивые, гордые, смелые,
Вечно могучие, вечно свободные!
С жаркого юга, лучами спалённого,
К озеру в тень под берёзы плакучие
Манят их радости «шума зелёного»
Свежестью бодрою, силой могучею.
Какие лебеди?
Лебеди
Белые
Красивые
Прекрасные
Смелые
Гордые
Могучие
Вольные
Свободные
Что они делают?
Лебеди
Летят
Тянутся
Мчатся
Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы t догадаться по тени, падающей на птиц и облака.)
Где летят лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.)
Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море.
Какие краски преобладают в картине?
Какое небо?
Небо
Голубое
Ярко-голубое
Синее
Светло-синее
лазурное
Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.)
Море волны
Синее тёмные
Сине-зелёное неспокойные
Тёмно-синее . волнуются
Тёмное
Тревожное
Что мы видим на небе? (На небе облака.)
Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу.
Облака
Белые
Пушистые
Живые .
Движутся
Летят
Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.)
Какой вдали берег?
Берег
Скалистый
Пустынный
Рыжий
Покрыт остатками снега
По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушевать морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.)
Корабль
С белыми парусами
Освещен солнцем
Одинокий
Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета — белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо — тёмно-синее море, белые лебеди и облака — белые паруса корабля. В правом нижнем углу — остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.)
Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.)
Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние.
Радость лёгкость
Ликование счастье
Торжественность надежда
Бодрость свобода
тревога раскрепощённость
Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что- либо подобное? (Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.)
IV. Составление плана сочинения.
-
Голубой простор.
-
Вольные птицы.
-
Окно в прекрасный мир.
V. Орфографическая подготовка.
С чего можно начать сочинение?
— Кому трудно, можно выбрать подходящее начало.
Перед нами картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Передо мной необозримые дали картины А. А. Рылова «В голубом просторе». На картине художника А. А. Рылова бескрайний голубой простор.
VI. Написание сочинения.