Конспект урока сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс канакина

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель – Череп Римма Николаевна.

Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова  

                            «Иван Царевич на Сером волке»              

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи: 

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
  •  развивать воображение;
  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
  • соотносить текст и содержание картины;
  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные: 

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 
  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 
  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Самоопределение к деятельности
  • О какой сказке идёт речь?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

  • «Иван Царевич и Серый Волк»
  • Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
  • Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
  • У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
  • Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
  • Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
  • Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.
  • Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.
  1. Работа по теме урока
  • Беседа по картине.
  • Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »)
  • Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
  • Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)
  • Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)
  • Что такое портрет? (Изображение человека.)
  • Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)
  • Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.
  • Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.
  • Рассмотрим картину подробно.
  • Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)
  • Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)
  • Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)
  • Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)
  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.
  • Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.)
  • Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)
  • Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
  • Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)
  • Какова основная мысль картины?
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока
  • Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).
  • Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.
  • Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)
  • Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?
  • Составление плана сочинения

План

  1. Художник-сказочник.
  2. Волшебный лес.
  3. Главные герои картины.
  4. Мое впечатление о картине.
  • Словарно-орфографическая работа
  • Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.
  • Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)
  • Как вы опишете Ивана Царевича? (задумчивый, тревожный)
  • Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? (уставшая, печальная)
  • Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)
  • Работа над сочинением

(Написание сочинения)

  1. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

  • Оцените свою работу на уроке.
  1. Подведение итогов урока
  • С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?
  • Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?
  • Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?

Домашнее задание

Познакомиться с другими картинами В.М.Васнецова.

                                               Примерное сочинение

Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Мне картина …..

Карточка-помощница

  1. Художник-сказочник.

Написал, к сказке, изображён побег

  1. Волшебный лес.

 Дремучий, глухой, древний, небо,      чёрное болото, цветущая яблонька

  1. Главные герои картины.

Задумчивый, тревожный,

уставшая, печальная,

быстро, стремительно.

  1. Мое впечатление о картине.

3

Х о д у р о к а

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

О какой сказке идёт речь?

«Жилбыл царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал ктото царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает

он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить…»

«Иван Царевич и Серый Волк»

Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)

Кто рисует иллюстрации? (художникииллюстраторы)

У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый

Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.

Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)

Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине,

будем учиться писать сочинение по репродукции картины.

Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.

3. Работа по теме урока

Беседа по картине.

Какой эпизод сказки здесь изображён? («Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с

Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом

заметает… »)

Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы

знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

Что такое портрет? (Изображение человека.)

Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её

можно отнести? (Ответы детей.)

Трудно отнести картину к какомуто одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и

человек.

Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В

живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие

красок окружающего мира.

Рассмотрим картину подробно.

Урок русского языка в 4-м классе «Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Ход урока

Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.

3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”

В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:

Рассмотрите картину, определите ее тему.

Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

Опишите ситуацию, изображенную на картине.

Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

Выразите свое отношение к героям, к картине.

Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?

Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?

Как интерьер характеризует героев?

Какое значение имеет фон картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

К какому жанру вы отнесете эту картину?

Как художнику удалось изобразить природу?

Какова основная мысль картины?

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.

План:

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

После подробного разбора приступаем к работе.

Примерное сочинение

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

4. Письмо сочинения. Подведение итогов.

Там чудеса: там леший бродит…

А. С. Пушкин

Картину В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение — ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет — конец опасного путешествия. Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».

Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу.

Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Красный цвет папки героя и его сапог помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, хорошего конца. Образом цветущей яблони художник показывает на картине свою веру в справедливость жизни.

Я верю, что художник приготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером волке».

Автор: Федорченко Татьяна Анатольевна
Учебное заведение: МКОУ ХМР «СОШ с. Селиярово»
Краткое описание работы: Цель: учить писать сочинение-описание по картине.
Задачи: учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования; развивать воображение; расширять словарный запас.

Дата публикации: 2021-11-13

Загрузка…


Тема: Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова

«Иван Царевич на Сером волке»

Цель: учить писать сочинение-описание по картине.

Задачи

  • учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины;
  • совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования;
  •  развивать воображение;
  • расширять словарный запас.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;
  • соотносить текст и содержание картины;
  • подбирать необходимые описания;

Метапредметные: 

Познавательные УУД: 

  • искать и выделять необходимую информацию; 
  • ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 
  • планирование.

Коммуникативные УУД: 

  • полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: 

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Самоопределение к деятельности
  • Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)
  • Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
  • У вас в картинной галерее есть не просто иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк», а репродукция картины, которая была написана к этой сказке.
  • Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)
  • Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)
  1. Работа по теме урока
  • Беседа по картине.
  • Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
  • Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)
  • Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)
  • Что такое портрет? (Изображение человека.)
  • Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)
  • Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тес­но переплелись здесь природа и человек.
  • Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.
  • Рассмотрим картину подробно.

Примерное сочинение

Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый волк». Здесь изображен побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной на Сером волке.

На картине дремучий глухой лес. Высокие деревья загораживают небо, света почти не видно. Под ногами чёрное болота. Цветет только одна дикая яблонька рядом с героями картины.

В центре картины тревожный Иван Царевич держит на руках уставшую Елену Прекрасную. Сидят они на сером волке, который быстро скачет через сказочный лес.

Мне картина …..

Десятое ноября.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова

«Иван Царевич на Сером волке»

План

1. Вступление (о Васнецове, о сказке).

2. Основная часть.

а) Волшебный лес.

б) Стремительный бег волка.

в) Всадники.

3. Заключение.

Карточка-помощница

    1. Вступление (о Васнецове, о сказке).

Картину «Иван Царевич на сером волке» написал В. М. Васнецов к ……., здесь изображен …………, от царя Далмата к царю Кусману…

2. Основная часть.

а) Волшебный лес.

дремучий, глухой, загораживают небо, света почти не видно, чёрное болота, цветущая, дикая яблонька

б) Стремительный бег волка.

вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши.

в) Всадники.

Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие)

парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушакм, шапка, отороченная мехом, узорчатые рукавицы.

Елена Прекрасная (поза, лицо, волосы

одежда)

шёлковое платье светло-зелёного цвета, яхонтовая корона, на шее — бусы из жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.

Задумчивый, тревожный,

уставшая, печальная

3. Заключение.

Мое впечатление о картине.

Мне эта картина …, ощутил напряжение погони, конец у этой сказки будет счастливым, когда я на нее смотрю, кажется, что …

очень загадочная, но красивая

Просмотреть свитедельство о публикации

Сочинение — описание

по картине В. М. Васнецова

«Иван-царевич на Сером Волке»

4 класс

I этап. Подготовка учителя.

Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди – неизвестность (что она таит?), под ногами – болото, над головой нависают ветви старых деревьев. Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы её не можем увидеть. Формат подчёркивает также устремлённость в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создаёт впечатление определённой причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, тёплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключённые как бы в овал, контрастируют с тёмным, мрачным фоном леса, суровость, жёсткость которого подчёркивается почти геометрически правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет – отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

II этап. Подготовка учащихся.

Проведение выборочного диктанта по тексту «Детство художника» с заданием выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

III этап. Урок обучающего сочинения по картине (2 часа)

Задачи урока:

  • расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

  • развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником;

  • обучение написанию сочинения по картине на примере картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Оборудование:

  1. Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

  2. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

  3. Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

  4. Карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремлённость и др.

  5. Портрет В. М. Васнецова, например работы М. В. Нестерова, или автопортрет художника.

  6. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

− Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.

Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Битва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Дети выполняют движения вместе со мной. Слайд 1

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) полезай через стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят. (2) Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт. (4) Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. (5) Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Движения рук: (1) указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» — раздвинутым пальцам левой руки. (2) Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюёт зёрна. (4) С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются. (5) Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

− Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»).

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Слайд 2

− Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создаёт такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Слайды 3, 4, 5, 6, 7

  1. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Мой рассказ дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета. Слайд 8

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Слайд 9

— Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину

« Иван-царевич на Сером волке». Слайд 10

  1. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.

− Обратите внимание на названия сказки и картины.

Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Картина – «Иван-царевич на Сером Волке». Слайд 11

Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).

Предлагаю детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.

В проведении этого этапа урока возможно несколько вариантов.

Первый вариант. Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся заранее как домашнее.

Второй вариант. Я зачитываю вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной. Слайд 12

  1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

  2. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

  3. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.

После этого обращаю внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и прошу определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается ещё раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента: слайд 13

«Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает».

Третий вариант. Учащиеся получают на каждую парту или группу заранее заготовленные листочки с тремя отрывками из сказки. Каждый листок имеет своё цветовое обозначение (кружок или квадратик разных цветов в углу листа). Детям предлагается из трёх фрагментов выбрать один, наиболее соответствующий картине. Учащиеся поднимают листок с выбранным текстом. По цветовому обозначению можно сразу оценить правильность ответов детей. Затем нужный отрывок зачитывается кем-то из детей, идёт соответствующий анализ.

  1. Рассматривание картины.

Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определённого настроения и основной мысли. Слайд 14

  1. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Вопросы к учащимся:

− Каково общее впечатление от картины?

− Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.

− Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

− Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремлённостью взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырёхугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.)

− Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины – Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?

− Сравните центр картины и фон. Как художник передаёт контраст между ними? (Тёплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной – и тёмные, мрачные деревья, лишённые листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключённые в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т.д.)

− Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетённые яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зелёного листочка, и т.д.)

− Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперёд и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждёт героев.)

  1. Выявление основных микротем картины.

Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трёх частей и написанной на доске.

Кто? Что?

Иван-царевич

Какой?

смелый

храбрый

красивый

Что делает?

сидит верхом на Сером Волке

крепко держит Елену Прекрасную

с тревогой глядит назад

При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото др. Слайды 15, 16, 17, 18

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

  1. Составление плана сочинения.

План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, её общее настроение, основную идею.

Примерный план :

а) Художник – сказочник.

б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.

в) Тайны волшебного леса.

г) Чувства, навеянные картиной.

  1. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.

Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника …», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены …», «Знаменитый русский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова …» и др.

  1. Орфографическая подготовка.

Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.

  1. Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.

  2. Самостоятельная письменная работа. Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки, — на чистовике.

IV этап. Работа над редактированием текста.

Основные этапы:

  1. Оценка результатов работы класса в целом.

  2. Зачитывание отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

  3. Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своём сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».)

  4. Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова.

Список используемой литературы:

  • Бобкова Н. Н., Гончарова Н. Н. Русский язык 1-4 классы Сочинения и изложения- Волгоград,-2009.-310 с

  • Воробьёва В. И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах- М.,-2002.-218 с ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выборочный диктант по тексту «Детство художника» с заданием выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число.

ДЕТСТВО ХУДОЖНИКА

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки.

У Васнецовых был большой и светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский посёлок. Здесь были мельница и пекарня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церковью превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконки и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогло ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.

8

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»

Сочинение-отзыв по репродукции картины

В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»

Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.

Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.

С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о  русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Портрет В. М. Васнецова. Художник Н. Д. Кузнецов

С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о

русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в

Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.

Портрет В. М. Васнецова.

Художник Н. Д. Кузнецов

По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.

По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.

Спящая царевна

Спящая царевна

Три богатыря. Алёнушка.  Баба-Яга.

Три богатыря.

Алёнушка.

Баба-Яга.

Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный

В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» 

В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» 

Сафьяновый  – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки.   Скатный  – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг.   Парча  – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи.   Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

Сафьяновый  – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный  – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча  – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

 Кафтан  – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан   Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком.   Яхонт  – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят.   Червленый  – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

Кафтан  – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт  – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый  – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

Рассмотрите картину, определите её тему. Эпизод какой сказки здесь изображён? Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к героям, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

  • Рассмотрите картину, определите её тему.
  • Эпизод какой сказки здесь изображён?
  • Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  • Выразите свое отношение к героям, к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

 Вопросы по картине: К какому жанру вы отнесете эту картину? Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Что изображено в нижней части картины? Какое настроение создаёт этот пейзаж? Что изображено в центре картины? Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? Как интерьер характеризует героев? Какое значение имеет фон картины? Опишите верхнюю часть картины? Как художник относится к своим героям? Почему? Много ли на картине света, воздуха? Как художнику удалось изобразить природу? Какова основная мысль картины?

Вопросы по картине:

К какому жанру вы отнесете эту картину?

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Что изображено в нижней части картины?

Какое настроение создаёт этот пейзаж?

Что изображено в центре картины?

Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?

Как интерьер характеризует героев?

Какое значение имеет фон картины?

Опишите верхнюю часть картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

Как художнику удалось изобразить природу?

Какова основная мысль картины?

1. Художник-сказочник. 2. Главные герои картины,  их облик, мысли, чувства. 3. Тайны волшебного леса. 4. Вера в счастливый конец.

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины,

их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Иван-царевич:  смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской. Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Иван-царевич:  смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).

Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).

Скачка:  быстрая, стремительная.  Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .

Скачка:  быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .

Серый волк:   волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Серый волк:  

волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Примерное сочинение

В 1889 году  Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним  сказочного леса.

        Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

        Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

        Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

        Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

Конструкт урока русского языка на тему: сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (4 класс)

Конструкт пробного урока по русскому языку

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Яковлевой Полины Олеговны

Класс: 4

УМК: Школа России.

Тема урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; планирование. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности; логические УУД: анализ, установление причинно-следственных связей.

Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о том, как нужно писать сочинение с опорой на план, умение понимания мысли художника картины.

Цель: формировать у обучающихся умение анализировать, сравнивать, обобщать в процессе работы над сочинением по картине.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку русского языка, побуждать работать с учителем и сверстниками.

Развивающая: способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, планирование. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации: рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности логические УУД: анализ, установление причинно-следственных связей.

Образовательная: формировать знания о том, как нужно писать сочинение с опорой на план, умение понимания мысли художника картины.

Коррекционная: корректировать умение ориентироваться на плоскости (тетради) во время оформления записей в тетради; развивать умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; отрабатывать навыки диалогической и монологической речи.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип целостности;

  • принцип деятельности;

  • принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания:

Методы воспитания:

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование;

  • создание ситуации успеха.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение.

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, рассказ, работа с книгой;

  • Наглядные: демонстрация, иллюстрация;

  • Практические: упражнение.

  1. По дидактическим целям:

  • метод проверки и оценки знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • проблемное изложение изучаемого;

  • объяснительно-иллюстративное.

  1. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные: беседа, рассказ, работа с книгой;

  • методы самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оснащение

Средства обучения:

  1. Демонстрационные:

  • репродукция картины; портрет В.М. Васнецова.

Индивидуальные:

  • тетрадь,

  • учебник,

  • ручка,

  • карандаш.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (10 мин)

  3. Решение проблемы. (7 мин)

  4. Первичное закрепление. ( 10 мин)

  5. Организация самостоятельной работы (10мин)

  6. Информация о домашнем задании. (2 мин)

  7. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)

Информационные источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

  3. . Рабочая программа УМК «Школа Россия» Русский язык. 1-4 кл. Канакина В.П.,Горецкий В.Г., Бойкина М.В. М.: Просвещение , 2011.

  4. Учебник УМК «Школа России» Русский язык 4 кл. Канакина В.П, В.Г., Н.А.Федосова. М: Просвещение, 2011.

Эскиз доски

Тема:

Цель:

25 октября

Классная работа

Репродукция картины План написания сочинения/слова

Портрет автора

Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1)Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа)

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Ксения Леонидовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность – на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

— Все готовы? Садитесь.

-Ребята, у нас сегодня будет очень интересный урок, на котором нам предстоит многое вспомнить, чтобы все у нас получилось, закройте глаза и про себя скажите «Я все смогу, у меня все получится»

-Ребята, я тоже верю, что вы все сможете и у вас все получится на уроке.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию, актуализировать имеющиеся знания, необходимые для изучения новой темы.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа,

Наглядные:

Демонстрация,

Практический: упражнения.

По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый, проблемный

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

— Ребята, откройте тетради отступив 2 строки запишите сегодняшнюю дату и классная работа.

— Чтобы узнать тему урока, вам на карточках нужно найти повторяющуюся букву и зачеркнуть ее.

кскокчкикнкекнкикек

— Какое слово у вас получилось? (сочинение)

— Значит какая тема урока? (сочинение)

— Верно, тема сегодняшнего урока – сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова.

-Чтобы узнать, как называется картина и к какой сказке она написана, послушайте небольшой отрывок из сказки и назовите название сказки.

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся – час удачный. Все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко. На окошке стоит золотая клетка. А в клетке сидит Жар-птица, золотые зернышки клюет. Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»

-Из какой сказки этот отрывок? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»)

-Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васнецов. И сегодня мы с вами познакомимся ближе с картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

— Значит, как будет звучать полностью тема нашего урока? Тема: сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

-Какую цель мы с вами можем поставить на урок?

-Цель: подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

-Ребята, чтобы достичь нашей цели предлагаю решить следующие задачи:

1. Вспомнить, что такое сочинение и каких видов оно бывает.

2. Познакомиться с художником картины.

3. Сравнить картину и сказку.

4. Рассмотреть картину и понять замысел художник;

5. Подобрать опорные слова.

6. Составить план написания сочинения.

-Ребята, мы с вами узнали тему, цель и поставили задачи на урок, давайте начнем решать первую задачу.

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; планирование.

коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии.

3. Решение проблемы.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала.

По источнику получения знаний:

Беседа

Наглядные:

Демонстрация, работа с книгой.

Практический: упражнения.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

-Ребята, а вы знаете, что такое сочинение? (варианты детей)

-Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

-Сочинения бывают разного вида. Есть сочинения-миниатюры, сочинения рассуждения на заданные темы (например, «Как я провел время», «Как я провел лето», «Каким я хочу быть»), мы с вами будем писать сочинение по картине. Мы с вами сегодня научимся писать сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова Иван-Царевич на Сером Волке»

В сочинении есть 3 части. Как вы думаете какие?

  • Вступление

  • Основная часть

  • Заключение

-Вступление вводит в тему. То есть говорит, о чем будет содержатся ваше сочинение.

  • Конспект урока сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии презентация
  • Конспект урока сочинение отзыв по картине иван царевич на сером волке 4 класс
  • Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях сравнительная характеристика героев
  • Конспект урока сочинение описание помещения 6 класс ладыженская
  • Конспект урока сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос