Конспект урока сочинение по повести капитанская дочка

Тема:       Урок развития речи

            Сочинение по повести А.С.Пушкина              

                        «Капитанская дочка»

Цели: — продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом.

— систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

— развивать устную и письменную речь учащихся;

— подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему;

— воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).

Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

Ход урока

  1. Организация урока
  2. Вступительное слово учителя

— Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» — это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот

первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка».

IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение»

Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, — его стройность, подчиненность единой теме и мысли.

Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, — как писал К.Г.Паустовский, — но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, — выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.

V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением»

   Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

  1.  Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами.

  1. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.

VI. Подготовка к сочинению

1. Беседа 

            Гринев и Пугачев                                Гринев и Маша Миронова

— Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

— Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.

—  Определитесь в выборе темы.

— Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева».

2. Работа по составлению плана

— Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)

— Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности)

— Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши).

— А что такое нравственность?

(Определение на доске!!!)

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности

— Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» — цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».

— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким.

Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

— Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)

— Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.

— Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29).

— А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).

— Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75).

— Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?

— А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).

— Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его).

— А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

— это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям).

VII. План сочинения.

— Посмотрите, какой план у нас получился.

I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина.

II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

  1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).
  2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.
  3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…».
  4. Гринев – офицер.
  5. Любовь в жизни Петра Гринева.
  6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»).

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.

— Запишите этот план в тетради по литературе.

VIII. Итог урока.

— Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

Цели: развитие связной речи
учащихся,  совершенствование навыка написания
сочинения на заданную тему.

ЗУН: учащиеся должны знать содержание
и проблематику изученного произведения;
уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить
план к теме, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, аргументировать свою точку
зрения; редактировать написанное.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,
экран, карточки для групповой работы, распечатки
плана для каждого ученика, 2 буклета  на
каждого ученика: «Пугачев в истории и повести
Пушкина» (как результат проектной работы) и «Как
писать сочинение».

Опережающие задания: проектная работа
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сообщение на
тему «Неизвестные портреты Пугачева».

Зрительный ряд (Приложение 1).

Деятельность
учителя и учащихся

Слайд 1
«Учимся писать сочинение».

Что кажется вам
трудным в написании сочинения?

Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня последний урок по повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы прочитали
текст произведения, много работали над
содержанием и формой, композицией  и
выразительными средствами.
Сегодня мы подошли к новому виду деятельности –
к сочинению.  Тема нашего урока: «Учимся писать
сочинение».
Как вам кажется, сочинение – это творчество? 
Написать сочинение легко?
Рефлексия: Возьмите маленькие листочки и
напишите, что вам кажется трудным в написании
сочинения (очень кратко: составить план, сделать
правку, подобрать материал)
Слайд 2 Внутренняя мотивация: ребята, над
чем надо поработать, чтобы написать хорошее
сочинение. Формулировка целей урока.
Слайд 3
Китайская мудрость
Эпиграфом к уроку я взяла слова
из китайской мудрости: «Когда я слышу – я
забываю, когда я смотрю – вижу, когда я делаю – я
понимаю»
Слайд 4
размышление над темой сочинения
Итак, начинаем работать. Первое
условие хорошего текста (сочинения, доклада,
выступления) – подчиненность определенной
мысли. Для этого необходимо вдумываться в
формулировку темы сочинения.  Давайте сравним
три темы, на первый взгляд, очень похожие. 
Чтобы удобнее было их сравнивать, попробуем
переформулировать тему в вопрос.
Одинаковые ли темы?  Какими оттенками они
отличаются, на что необходимо обратить внимание?
Следует обдумать формулировку темы. Что в ней:
вопрос, или утверждение, или упор на ваше личное
отношение?
(В этих темах главное действующее лицо – Пугачев.
В первой теме надо раскрыть роль Пугачева в
истории и повести.
Во второй теме надо сопоставить героев повести,
посмотреть, какую роль они играют в судьбах друг
друга.
Третья тема – личное восприятие.)
Слайд 5
ПРОЕКТ
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина»

Слайд 6

Тема  «Пугачев в истории и
повести Пушкина» заинтересовала группу ребят.
Они выбрали эту тему для своей проектной
деятельности. Презентация проекта (Приложение
2
). Выступление учащихся.
Задание: подумайте, к каким темам
можно использовать материал, который вы
услышали?   (к 1и 3 темам).

Учащиеся,
работавшие над проектом, раздают буклеты
«Пугачев в истории и повести Пушкина».

Слайд 7 Выводы по композиции
произведения и роли Пугачева (по слайду)
Слайд 8 Формулировка темы для написания
сочинения: «Каким мне представляется Пугачев
после прочтения повести «Капитанская дочка»?»
Слайд 9 В сочинениях очень многое
зависит от индивидуальных особенностей автора.
Но существуют определенные правила, которые
необходимо соблюдать и нарушение которых сразу
сказывается на качестве работы.
Как построить сочинение?
Наиболее просто требования к композиции
(построению сочинения) можно сформулировать так.

1.
Вступление. Начало вводит в тему,
заинтересовывает читателя.
2. В основной части следует раскрыть тему. Основа,
в свою очередь, делится на несколько более мелких
частей. Каждая часть обычно начинается с абзаца.
3. Заключение – это краткое подведение итогов,
или просто свое пожелание, надежда. Для концовки
можно использовать какую-нибудь важную (ударную)
мысль или подходящую цитату.

  Ребята, скажите, как легче писать
сочинение: как «само придет» или по
определенному плану?
Почему легче по плану? Для чего нам нужен план?
(План дисциплинирует мысль, определяет круг
вопросов и позволяет отобрать нужный
материал.  “Кто ясно мыслит – ясно
излагает”, – сказано давно. Если вы в состоянии
составить план в уме – прекрасно. Но часто план
необходим уже потому, что нужно расставить мысли
в определенной последовательности и по степени
важности. Наша цель – составление, разработка
плана, подбор материала к каждой части.)
Слайд 10
вступление, виды вступлений
Какой вид вступления подходит
для нашей темы?
Слайд 12
Основная часть
Основная часть сочинения также
имеет собственную композицию. Она зависит от
особенностей темы и избранной вами формы.
  Проблемная ситуация для работы в
группах: выбор плана из двух возможных.
Задание: выбрать из двух планов тот, который
подходит к теме.
Объяснить недостатки другого плана.
Может ли план №1 быть составной частью плана №2?

План №1.

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен Пугачев в
повести?

– Гринев и Пугачев;
– Швабрин и Пугачев;
– роль Пугачева в судьбе Маши Мироновой.

3. Заключение. Как я отношусь к Пугачеву?

План №2.

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен  Пугачев в
повести?

1) Портрет героя  («наружность его
показалась мне замечательна»);
2) Пугачев – талантливый руководитель военных
действий, народный герой;
3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); калмыцкая
сказка;
4) Сопоставление: царь–царица, преобразование
образа героя;
5) Отношения героя с другими действующими лицами
повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши
Мироновой);
6) Черты характера Пугачева-человека.

3. Заключение. Мои мысли по поводу
характера Пугачева, его образа жизни.

  Учитель раздает подробный план
сочинения всем учащимся. В ходе урока дети вносят
дополнения, комментарий к плану.

Беседа.
Коллективная работа

План сочинения

Возможный комментарий к
плану

1. Вступление.
2. Основная часть. Как изображен  Пугачев в
повести?
1) Портрет героя  («наружность его показалась
мне замечательна»);
 

Портрет героя – косвенная
характеристика. По описанию мы можем сделать
вывод, как относится рассказчик к герою? (С
симпатией и сочувствием).

2)  Пугачев – талантливый
руководитель военных действий, народный герой;
Приведите примеры (жители встречают с
хлебом-солью, присягают лжецарю).
3) Речь Пугачева (пословицы,
поговорки);
Речь яркая, образная и чисто народная, в
ней много поговорок: «В огород летал, конопли
клевал, швырнула бабушка камушком – да мимо»,
«Стали было к вечерни звонить, да попадья не
велит: поп в гостях, черти на погосте». – «Молчи,
дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик,
будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А
теперь заткни топор за спину: лесничий ходит» 
 Диалог Гринева и Пугачева: «Долг платежом
красен», «Казнить, так казнить, миловать, так
миловать». Они выражают размах, широту его
богатой натуры.
Калмыцкая сказка
Слайд 13
Выразительное чтение наизусть,
объяснение символики сказки.
Сказка объясняет жизненную позицию самозванца:
орел не может жить по законам ворона.  Сказка
имеет иносказательный смысл, это разговор о
возможности выбора жизненного пути: долгого,
размеренного, небогатого яркими событиями, и
другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Символика: орел – птица царственная; ворон –
птица мудрая, но прозаичная, земная.
Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь.
Сказка показывает обреченность Пугачева. Так
жить долго и счастливо нельзя.
Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он
создан для мирной жизни среди дорогих людей.
Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить
убийством и разбоем значит, по мне, клевать
мертвечину.»
Пушкин: «Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!»
4) Сопоставление: царь – царица,
преобразование образа героя;
В Пугачеве одновременно живут и Гришка
Отрепьев, пример которого вдохновляет и
обнадеживает («Как знать? Авось и удастся! Гришка
Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой»), и
Борис Годунов с его попыткой утвердить добро
злодейством! В нем и укоры совести, знакомые
крестьянскому «царю».

Доклад на тему
«Неизвестные портреты Пугачева» Слайды 16–18

5) Отношения героя с другими
действующими лицами повести (роль Пугачева в
судьбе Гринева и Маши Мироновой);
Отношение к герою других действующих
лиц – тоже характеристика героя.
Гринев: «присягать не могу».
Маша Миронова: «отомщу за сироту».
Для Савельича: «проходимец»
6) Черты характера
Пугачева-человека.
Задание по группам:
1) подобрать определения для характеристики
Пугачева (мятежный, смелый, героический, добрый,
щедрый, великодушный, милосердный)
2) подобрать существительные для характеристики
Пугачева (мятежник, народный герой, бунтовщик,
бунтарь, спаситель, лжецарь, государственный
преступник)
Слайд 20
3. Заключение. Мои мысли по поводу характера
Пугачева, его образа жизни.
Иногда в теме сочинения прямо заложен
вопрос, как в данном случае. Тогда в конце
сочинения должен быть прямой ответ на него. Иначе
сочинение не раскроет главной своей мысли.
Хорошо бы, написав все необходимое, в конце
поставить тот же вопрос, что был в заголовке темы.
А потом сформулировать краткий ответ.
Концовка сочинения должна быть не менее
эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень
четкой и выразительной по содержанию. Это может
быть сжатый в несколько строк итог всего
сочинения (концовка–вывод). В конце сочинения
можно использовать яркую цитату.
Я думаю,
Мне кажется,
Интересно отметить,
Я согласен с …
Каким мне показался Пугачев? (Ответ)
Слайд 21
редактирование
(обработка информации, правка)
Работа над ошибками. Задание:
замените повторяющиеся слова синонимами.

Текст для правки (карточки): Пушкин рассказывает
нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает
о судьбе Пугачева. Пушкин  показывает, что
Пугачев спас Гринева и Машу.
Слайд 22 Подведем итоги. Что сегодня на
уроке было интересным?
Чему вы научились? Удалось ли нам выполнить
поставленные задачи?
Слайд 23 Итог урока в
художественной форме – синквейн.  
Пугачев.  Пример синквейна.
Пугачев,
Бунтующий, страдающий,
Разбойничает, казнит или милует.
Спасает Машу и Гринева.
Мятежник.

Пугачев,
Загадочный, двойственный,
Казнит, защищает, может спасти,
Выдает себя за государя.
Обреченный.

Пугачев.
Страшный, кровавый,
Рушит, сражается, губит народ,
Бунт бессмысленный, беспощадный страшен.
Хаос.

Слайд 24 Домашнее задание: написать
сочинение. Для того, чтобы Ваша работа была
интересной и продуктивной, предлагаю вам буклеты
«Как писать сочинение» (раздать всем учащимся в
качестве памятки).

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка урока.

Тема: Подготовка к сочинению

по роману А. С. Пушкина

«Капитанская дочка».

Составила учитель

русского языка и литературы

Крицкая Л.И.

2014г

Тема: Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

  • Развивать навыки аргументированного письменного изложения мыслей.

  • продолжить развитие речеведческих навыков учащихся;

  • обогатить новыми знаниями, умениями и навыками в работе над сочинением, учить работать с текстом произведения;

  • развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся.

  • тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Методика урока: Аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологи: сотрудничества.

Урок проводится в форме практического занятия, Во время занятий школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы. До занятия класс делится на три группы.

Ход урока.

1. Повторение и проверка знания текста.

Какие исторические события привлекали внимание Пушкина в его творчестве?

-Какие выводы сделал Пушкин в драме «Борис Годунов» об истории и ее главной силе?

-К каким выводам пришел Пушкин в произведениях о Петре1 о роли личности в истории?

-Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка»?

-Расскажите, что вы знаете о пугачевском восстании и его предводителе.

-Почему Пушкин обратился к этому событию?

-Назовите главных героев романа. Расскажите о них.

-Определите темы и проблемы, поднятые в романе?

Уроки гражданской войны.

Как жить в истории.

Традиции отцов в жизни детей.

Честь и долг

Честь и бесчестие

Милосердие и сострадание.

Верность долгу

Любовь

Нравственная красота человека.

Проблема чести, долга и милосердия.

Проблема личности в истории.

Проблема роли народа в истории..

Проблема власти.

Проблема семейных ценностей.

Проблема нравственного выбора.

2. Работа над темами сочинения

-Сформулируйте темы сочинений:

Учащиеся предлагают свои варианты тем. (можно дать заранее домашнее или индивидуальные задания)

Раздаточный материал:

  1. «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» В. Г. Белинский

  2. Береги платье снову, а честь смолоду

  3. Проблема нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка.

  4. Судьба человека в истории.

  5. «Между жизнью и смертью» (нравственный выбор человека на войне).

  6. «Совесть, Благородство, Достоинство — вот оно, святое наше воинство» ( Б. Окуджава)

  7. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов).

  8. » Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).

  9. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

  10. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).

  11. «Сильные люди всегда просты» (Л.Н. Толстой).

  12. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).

  13. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).

  14. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).

  15. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин)

  16. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь » (Г.А. Медынский)

  17. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)

  18. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.Лермонтов)

  19. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)

  20. Любовь и война на страницах русской литературы

  21. «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

  22. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

  23. Роль семьи в жизни человека

Работа в группах

Соотнесите темы сочинений с направлениями.

1.«Вопросы, заданные человечеству войной»

Пугачевщина — раскол нации, символ первой гражданской войны. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» А.С.Пушкин. Пугачевский бунт показан как национальная тра­гедия.

2.«Спор поколений: вместе и врозь»

Петр Гринев –достойный сын своего отца, Маша Миронова — достойная дочь своих родителей.

Чем люди живы?» 

В чем смысл человеческой жизни? Какие нравственные ориентиры определяют жизнь людей? Добро и милосердие, честь и долг, любовь и дружба, семья и ее ценности.

Обсуждение вариантов вступления к сочинению: составление карточек- ориентиров для каждой гуппы (группы обмениваются карточками).

1. История создания «Капитанской дочки».

2. Широта изображения жизни в романе.

3. Трагический характер гражданской войны.

4. Связь истории и судьбы человека.

5. Война как катализатор человеческой личности.

6. Причины интереса Пушкина к крестьянской войне.

А также смотри перечень тем сочинений, некоторые формулировки подскажут вам мысль для вступления.

1.“Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.

Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства

2.Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников

Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

3.Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.

Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка

— Обсуждение позиции автора: учащиеся определяют позицию автора по выбранному направлению, обсуждают в группе, оформляют письменно.

Учитель предлагает обсудить варианты (проецируются на экран). Учащиеся корректируют свои записи.

Несмотря на драматизм ситуаций, в которых оказывались Гринев и Маша Миронова, они всякий раз оказывались спасенными и в конце концов соединились.

Стихия народного бунта предстает в романе в трагической двойственности.

Семейное в романе существеннее исторического

Грозные события были не только трагическими, но и благотворными для судеб героев. Ведь «неожиданные происшествия» соединили Гринева с Машей, на которой отец запретил жениться, сам Петр обрел мужество, научился защищать свои чувства.

В повести добро не исчезает бесследно, оно, как талисман, хранит дарящего. Трагический роман Пушкина несет светлую веру в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра.

История — катализатор взросления героев: превращение мальчика в мужа, капитанской дочки в дочь истории.

Главная мысль Пушкина состоит в том, что не может благородный, честный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем.

Для Пушкина принцип чести был мерилом человеческого достоинства. «Самостоянье человека — залог величия его»

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Пушкин.

«Историческая метель» испытывает дом, человека, семью, нацию на прочность.

В «Капитанской дочке» Пушкин создал художественный образ разбойника, имеющий не единичное значение, а представляющий некий национальный тип, выработанный русской жизнью.

Итак, жестокость порождает жестокость. И хотя Пушкин не дает прямых оценок, все-таки его позиция выражена еще в одних словах Гринева: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». И тот же Пушкин в общих замечаниях к «Истории пугачевского бунта» подводит резюме: Нет худа без добра: Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 17

Работа в группах :

— Выражение собственной позиции

Самостоятельная работа. Записи в тетради.

Обсуждение вариантов.

— Выбор темы сочинения. Определение основной мысли сочинения.

Сформулируйте и запишите тезис.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

— Составление коллективного плана.

— Подбор аргументации:

Назовите эпизоды, которые подтверждают сформулированный вами тезис.

— Оформление заключения.

Домашнее задание: Написать сочинение.

Сочинение.

Тема чести и долга в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

На Руси всегда уважали людей чести и долга. Об этом говорят пословицы, в которых заключается народный жизненный опыт. «Честь дороже жизни». «Лучше глаза лишиться, чем доброго имени». «В ком честь, в том и правда». Издавна народ ценил честь, считал ее необходимой. Хороший человек — человек чести, в жизненных испытаниях побеждает только благородный, бескорыстный, честный. А.С.Пушкин — продолжатель народных традиций. Для него принцип чести является мерилом человеческого достоинства.

В историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тема чести, заявлена уже в самом эпиграфе: «Береги честь смолоду». Отец главного героя дает наказ сыну прежде всего беречь честь. Он, Андрей Петрович Гринев, — идеальный хранитель дворянской чести, фамильного достоинства. Честь для отставного премьер-майора дороже самой жизни, он гордится поведением своих предков. Сам он отказался от карьеры ради верности присяге, не перешел на сторону узурпаторши.

Отправляя сына «потянуть лямку» и «понюхать пороху», Андрей Петрович вручает ему как великую драгоценность свою фамильную честь.

В этом наказе завязка нравственной коллизии романа. Верность присяге — дело чести. И вся дальнейшая история Петра Гринева была драматическим испытанием его верности этому родовому завету. Не один раз придется Петруше делать выбор и всякий раз этот мальчик останется верен долгу.

Сама судьба сводит Петра Гринева с такими людьми как семья Мироновых. 200.Долг и Честь в их понимании превыше всего. Смешные в своей обыденной жизни, они становятся истинными героями в минуту испытаний. Ни у кого из них не возникает мысли оставить крепость или сдаться на милость победителю.

Иван Кузьмич, истекая кровью, откажется признать царем самозванца и будет повешен. Его примеру последует Иван Игнатьич, а потом и Василиса Егоровна. Человеком долга предстает и Маша Миронова. она не только сама поступает по законам христианской чести, но и сделает все, чтобы спасти от греха своего возлюбленного, отказавшись выйти за него без благословения родителей. Под свист пуль получит она наказ отца: молись, надейся, люби и помни. Кажется, Маша слаба, но решив, что она никогда не выйдет замуж за Швабрина, она не сделает этого даже под страхом смерти. Отправляясь в Петербург защищать Гринева, она спасает не только свою любовь, но и честь любимого.

Сам же Гринев во всех выпавших на его долю невзгодах проявит себя с самой лучшей стороны, всегда он будет оставаться верен долгу и чести. Поиграв деньги в Зурину, отдаст карточный долг, отблагодарит вожатого за помощь, повинится перед Савельичем. Он вступится за честь Маши, когда ее оскорбит Швабрин.

Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости

он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и

искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного

вождя восставшего народа.

Вместе с Иваном Кузьмичом и Иваном Игнатьевичем выходит из крепости на вылазку, вместе с ними стоит под виселицей, готовясь повторить ответ «великодушных товарищей», готов на любую казнь, но не согласен на унижение. Неожиданно оставшийся в живых, он не согласится перейти на сторону Пугачева, изменить присяге. Потом, освободив Машу, Гринев остается в отряде Зурина и продолжает службу. По навету Швабрина Гринев попадает в тюрьму, но пытается спастись, потому что тогда надо назвать имя Маши. Во всех своих поступках Гринев руководствуется долгом и честью.

Честь подчинена у Пушкина милосердию, любви, совести. Соблюдение законов чести делает человека поистине свободным. «Самостоянье человека — залог величия его».

План – конспект урока русского языка в 11 классе по теме

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Класс

Этапы урока, целевые ориентиры, время

Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся и возможные варианты ответов

Планируемые результаты, формирование УУД

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

предметные

личностные, метапредметные

1 этап: организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель — создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, подготовка к продуктивной работе на уроке

Сегодня, готовясь к сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание

Приветствует

учащихся

Мотивирует на выполнение задания, рассказывает о целях урока.

Оформляют запись в тетради

Личностные:формирование положительного эмоционального настроя

2 этап: актуализация знаний. Цели этого этапа — отработка полученных умений и навыков, структурирование и систематизация знаний, развитие интереса к предмету, творческая активность. На этом этапе использовалисьфронтальная проверка знаний, прием постановки проблемных вопросов, нацеленных на умения формулировать свой ответ, выстраивать связи в развитии тем и сюжетов разных произведений.

1.Повторение.

Какие исторические события привлекали внимание Пушкина в его творчестве?

-Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка»?

-Расскажите, что вы знаете о пугачевском восстании и его предводителе.

-Почему Пушкин обратился к этому событию?

-Назовите главных героев романа. Расскажите о них.

-Какие выводы сделал Пушкин в драме «Борис Годунов» об истории и ее главной силе?

-К каким выводам пришел Пушкин в произведениях о Петре1 о роли личности в истории?

-Определите темы и проблемы, поднятые в романе?

Задает вопросы, направляет ответы учащихся, комментирует ответы, помогает делать обобщения,подводит итоги

.

.

.записывают в тетради.

Уроки гражданской войны.

Как жить в истории.

Традиции отцов в жизни детей.

Честь и долг

Честь и бесчестие

Милосердие и сострадание.

Верность долгу

Любовь

Нравственная красота человека.

Проблема чести, долга и милосердия.

Проблема личности в истории.

Проблема роли народа в истории..

Проблема власти.

Проблема семейных ценностей.

Проблема нравственного выбора.

Предметные:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формировать универсальные учебные действия

регулятивные:

определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, развивать умение корректировать свою деятельность (видеть ошибки и уметь их исправить).

личностные:

— формировать умение адекватно оценивать свою работу;

— воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

познавательные:

-развивать внимание, логическое мышление, память учащихся;

— перерабатывать и преобразовывать информацию;

коммуникативные:

— формировать умение работать в парах, группах;

— развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3 этап: изучение нового.

Цель этапа –

Создать условия для организации деятельности учащихся, мотивировать учащихся к творческой и самостоятельной работе

Сформулируйте темы сочинений по роману Пушкина «Капитанская дочка «

Работа в группах

1.Соотнесите темы сочинений с направлениями.

2.Обсуждение вариантов вступления к сочинению.

3.Обсуждение позиции автора:

4.Выражение собственной позиции

Самостоятельная работа. Записи в тетради.

Обсуждение вариантов.

Выбор темы сочинения. Составление коллективного плана. Определите основную мысль сочинения п выбранной теме.

Подбор аргументации:

Оформление заключения.

Раздает материалы: темы сочинений.

Работает с группами, помогает и направляет работу групп.

Члены групп зачитывают свои варианты.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Самостоятельная работа. Записи в тетрадях.

Формирование умения

Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся.

Метапредметные. Владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

4 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы.

Готовы ли вы написать сочинение?

Сумеете ли вы раскрыть тему?

Просматривают записи, задают вопросы.

Самоанализ своей работы на уроке.

Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся

5этап: домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Работать со словарем при проверке сочинения.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Проверить уровень усвоения учебного материала

Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся.

.

Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Тема: Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Цели: — обобщить накопленный материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;

— повторить технологию написания сочинения, составления плана;

— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;

— осуществлять связь с жизнью;

— воспитывать доброту, милосердие, человечность.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, тексты, иллюстрации к произведению, алгоритм работы над сочинением.

Тип урока: урок развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Cообщение темы и цели урока.

В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.

Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.

III. Вступительное слово учителя.

«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

IV. Работа над выбором темы.

Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

  1. Становление личности Петра Гринева.

  2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

  3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

  4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

  6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.

  7. Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».

Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.

V. Работа со словарём.

Долг- это…

Честь- это…

Совесть- это…

Благородство- это…

— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?

( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).

— А кому из героев повести присущи такие черты характера?

— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).

— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).

— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).

— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.

Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.

Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.

— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).

— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).

А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).

— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).

— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)

Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.

А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.

VI. Составление планов и комментарии к темам.

Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

План

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  4. История любви к Маше.

  5. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).

  6. Основные черты героя, типичность образа.

Петр Гринев особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» — Пушкина.

Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План

  1. История в творчестве А.С. Пушкина.

  2. Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?

  3. Портретная характеристика Пугачева.

  4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?

  5. Пугачев и народ.

  6. Взгляды Пушкина на восстание.

Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.

Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

План

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?

  2. Как каждый из героев относится к людям?

  3. Как поступают герои в ситуациях выбора?

  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

План

  1. Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

  2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?

  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

  4. Как относятся к Маше другие герои повести?

  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II?

  6. Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.

Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

План

  1. Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.

  2. Как проявляется характер Савельича, его качества?

  3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?

  4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?

  5. Как характеризует Савельича его речь.

  6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?

  7. Мое отношение к Савельичу.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.

Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?

Оборудование: на доске запись «историческая поэма», таблица, портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, выступления, сообщения учащихся.

Ход урока

Слайд №1

I. Организационный момент (2 мин)

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»

К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.

Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.

В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.

  1. – «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?

  2. – «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.

— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.

Слайд № 2

— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.

— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.

— Выступления учащихся.

— Учитель: Да, действительно, трудное это было время.

  • Конструктор лего сочинение моя любимая игрушка
  • Конструктор лего как пишется
  • Конспект урока сочинение по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс
  • Конструирование по сказке в средней группе по сказке
  • Конспект урока сочинение по картине рылова в голубом просторе описание картины для 3 класса