Цели деятельности учителя: формирование умения как можно более плотно описывать изображенное на картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;
Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.
Этап урока Методы и приёмы
Хроно
метраж
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.
1 мин
-Здравствуйте, ребята. Давайте встанем, подравняемся, настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку, присаживайтесь.
— На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок
Р: нацеливание на успешную работу.
Л: выражение положительного отношения к процессу познания
II. Актуализация знаний и мотивация.
Словесный: беседа
МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы
Частично-поисковый: формирование затруднения
4 мин
— Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвясь он и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
— Ребята, ч сем у вас ассоциируется слово «Гроза»?
— Кто мне скажет, что такое «Гроза»?
-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: гроза – это бурное ненастье с дождем, громом и молниями.
— Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить
III. Постановка учебной задачи.
3 мин
Сегодня мы с вами будем изучать картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и посмотрим, как художник сумел описать это природное явление.
— Какие цели мы можем поставить?
— Верно, молодцы!
— составить план;
— написать отзыв по картине;
Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.
П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.
Р: целеполагание
Р.-ориентирование в учебнике.
IV. Открытие нового знания
Словесный: работа с учебником, беседа
Наглядный : презентация
10 мин
— Ну и для начала давайте познакомимся с художником. К.Е. Маковский 2 июля 1839 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем. С детства мальчика окружала художественная атмосфера. Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи. Друзьями его родителей были знаменитые художники, что, несомненно, повлияло на творчество мастера. В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. Он много путешествовал по российской глубинке, изучал народные типажи и колорит, отражая в произведениях свои наблюдения.
Сюжетом картины «Дети, бегущие от грозы» стал реальный случай, произошедший в Тамбовской губернии. Делая зарисовки натуры, Маковский привлёк внимание местных ребятишек. Обступив художника, они с интересом рассматривали диковинные инструменты и приспособления, наперебой задавали вопросы. Самой бойкой и любознательной оказалась одна девчушка с большими, не по-детски серьёзными глазами. Константин Егорович предложил написать её портрет. Она согласилась. Но в назначенное на следующий день время не пришла. Вместо неё прибежал её младший брат. Он и поведал художнику историю, которая стала сюжетом картины.
-Как вы думаете, что произошло?
Оказалось, что накануне сестра собралась в лес по грибы. Мальчик увязался за ней. На обратном пути дети увидели надвигающуюся грозовую тучу и побежали домой. Но мальчик не поспевал за сестрой. И тогда она посадила его к себе на спину.
Беседа по содержанию картины.
— Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.
— Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?
— Верно
— Какой момент из жизни ребят запечатлён?
-Молодцы, внимательно слушаете, а теперь немного пофантазируйте, и скажите, что произойдёт через минуту?
-молодцы, расскажите, где художник изобразил детей?
— Что они делают?
— Всмотритесь в лица детей. Опишите их.
— Кто хочет дополнить ответ …?
— молодцы!
— Опишите, во что одеты ребята?
— Что их окружает?
— Художник на картине не нарисовал ветер, но между тем мы понимаем, что изображен ветреный денек. Чем вы можете подтвердить это?
— верно, кто еще хочет ответить на этот вопрос?
— Какого цвета краски использует художник?
Кто хочет дополнить ответ …?
Обобщение:
— Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Она не может нас оставить равнодушным.
Стоит только взглянуть на картину, как становится страшно на душе: чувствуется, как страшно тем, кого он изображает.
— Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей.
Слушают биографию художника
Дети высказывают варианты
— Местные ребятишки
— дети были в лесу, увидев надвигающуюся грозовую тучу, побежали домой
Высказывают варианты
— в поле
— бегут домой
Описывают
Говорят свои ответы
— волосы и платок развиваются
Говорят цвета
П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
Р.- ориентирование в учебнике.
П.- осмысленное чтение.
Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.
П.- построение речевого высказывания.
Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить
П: логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
V. Первичное закрепление
Словесный: работа с учебником, беседа
Практический: выполнение упражнения по плану
9 мин
Составление плана сочинения
— Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?
— Определите тип текста?
— Перечислите части сочинения.
— О чем мы напишем во вступлении?
Как можно озаглавить эту часть?
— что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить во вступлении?
— Обсудим, что вы напишите во вступлении.
(Передо мной картина известного русского художника К.Е. Маковского «Дети бегущие от грозы». Это портрет Веры Мамонтовой.) Это реальный случай, который произошел в Тамбовской губернии.
— О ком и чем вы будете писать в основной части?
— Озаглавим основную часть.
Выделите маленькие темы в основной части:
— Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
— О чем вы напишите, описывая детей? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?
(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)
— С какого предложения мы начнем вторую маленькую тему.
— О чем вы будете писать в этой части сочинения?
— Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.
— Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.
А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.
— Итак, у нас получился план сочинения.
План
1. Художник К.Е. Маковский и его картина.
2. Описание картины:
Образ детей.
Природа перед грозой.
3. Моё отношение к картине.
Анализируют картину
Отвечают на вопросы
— Необходимо составить план сочинения
— описание
— Вступление, основная часть, заключение
— О художнике и его картине
— Художник К.Е. Маковский и его картина
— Мы будем описывать сюжет картины
— Описание картины
— Образ детей
— Природа перед грозой
-На переднем плане картины я вижу детей
— грозовые тучи приближаются, испуганные дети бегут домой
— о темном небе, о цветах, которые подобрал художник
— Моё отношение к картине
П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.
Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.
Динамическая пауза
1 мин
— Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.
— Повторяйте движения за мной.
Повторяют упражнения за учителем
П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: беседа
МЕТОДЫ:
Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания
Частично-поисковый: формирование затруднения
14 мин
— Постарайтесь описать картину так, чтобы тот, кто с ней не знаком, мог в точности представить ее
— Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?
— Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.
— После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.
Памятка
Проверь написанное.
Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.
Обрати внимание на «опасные места».
В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.
— Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,
Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту 1-3 предложения.
— Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.
Слушают учителя
— Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забываем пользоваться карточкой. Строим предложения так, чтобы было легко их записать
П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.
П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.
VII. Включение в систему знаний повторение
2 мин
— Что же отличает отзыв от других работ по предложению?
— назовите автора картины, которую мы описывали?
— Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
— Какие знания и умения вам были необходимы для работы?
— Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?
— А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание
Отвечают на вопросы
— Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя
— Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова
Ответы детей
Записывают домашнее задание
П.- построение речевого высказывания.
П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.
Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: беседа
1 мин
Ребята, у вас на столах лежат листочки, на них нарисованы человечки. Давайте мы оценим наш с вами урок таким образом: если все было легко и понятно, если вам понравился урок – дорисуйте улыбку, ну а если вам было трудно и скучно на уроке – нарисуйте улыбку наоборот, грустную (но я надеюсь, что таких у нас сегодня не будет)
Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали.
Оценивают свою деятельность на уроке. (Дорисовывают улыбку)
Р: осуществление итогового контроля;
оценка.
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: Сочинение-описание «Мой питомец»
Цель: совершенствовать умение описывать животное.
Задачи:
— формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; совершенствовать умения строить распространенные предложения; совершенствовать умения применять изученные правила при написании слов;
— развивать умение анализировать и систематизировать, грамотную письменную речь;
— прививать самостоятельность, аккуратность и творческую активность ребенка, навыки самоанализа.
Оборудование урока: презентация, проектор, карточки с текстами.
Предварительная подготовка: фотографии домашних животных.
Ход урока.
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
— Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-Хотите учиться? (Да!)
-Значит, можете садиться!
Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
— Сегодня на уроке мы будем писать сочинение – описание. Описывать вы будете своих питомцев. Мы научимся описывать животное. Прочитав, ваши сообщения, любой человек сможет представить вашего питомца. Но сначала разгадайте загадку:
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал — (Собака) (СЛАЙД 2)
Рассматривание иллюстрацию. Выделение признаков присущих собаке.
Учащимся предлагается познакомиться с некоторыми породами собак, выделить их особенности. (СЛАЙД 3-7)
— Кто изображен на иллюстрации? (Собака)
— Почему вы думаете, что это собака? (Учащиеся называют признаки, по которым узнают собаку)
-Кто-нибудь из вас знает, почему это животное назвали собакой? (СЛАЙД
— Происхождения слова «собака» отправляет нас назад в далекое прошлое, когда территорию нашего государства населяли тюркоязычные племена. В тюркском языке слово «кобяк» («köbäk») — обозначает одомашненное с древнейших времен хищное животное семейства псовых. С течением времени, в тюркском языке стали видоизменять слово. Многие слова составлены из нескольких элементов. В частности, в слове «ic-бак» («зверь-следопыт», «ищейка»). В процессе речи человек может сокращать слова при произношении. Так «ic-бак» изменился в «cъ-бак» и в такой простой форме был перенят в русский язык. И теперь в более удобной форме для нас «Собака».
— Какие повадки присущи собакам? (умная, верная, любит играть…)(СЛАЙД 9)
— Собаки — удивительно умные животные, легко поддаются дрессировке. В настоящее время насчитывается много пород — от маленьких комнатных собачек до крупных служебных собак и собак бойцовых пород. Собаки могут спасать своих владельцев, чувствуют приближения различных природных катаклизмов, пожары или нападения других людей и животных.
— Как человек использует собаку? (ответы детей) (СЛАЙД 10)
— Во всем мире собаки по-прежнему исполняют свои обязанности, такие как охрана собственности, пастьба скота, охота и бег в ездовой упряжке. Также собаки замечательно выполняют много новых собачьих профессий, которые появились за последнее столетие.
Собаки — поводыри слепых.( Это были первые собаки — помощники человека в XX веке. Сразу после Первой мировой войны в Германии немецких овчарок обучали как поводырей для военных, потерявших зрение на войне. Вскоре собаки- поводыри стали широко использоваться во всем мире.)
Собаки для глухих.( Специально обученные собаки для глухих — это самые обычные собаки, обладающие природной любознательностью и хорошо реагирующие на звуки.)
Собаки для инвалидов.( Впервые собак для инвалидов-колясочников стали обучать в США в 1980-х годах. Самая распространенная порода для этой цели — золотистый ретривер. Эти собаки обучаются лучше других. Каждую такую собаку обучают соответственно потребностям конкретного инвалида, но общее обучение всех этих собак включает сопровождение инвалида-колясочника на прогулке; они также должны быстро поднять упавший предмет.)
Собаки-целители.( Владельцы собак гораздо реже обращаются к докторам, чем люди, не имеющие их. Они принимают меньше лекарств и меньше жалуются на здоровье. Говоря коротко, собаки хороши для нас в этом плане не только потому, что побуждают нас к совершению физических усилий, но также и потому, что воздействуют на нас физиологически.)
Собаки-спасатели.( Собаки, спасающие людей после землетрясений, схода снежных лавин и заблудившихся в горах, выполняют серьезную профессиональную работу.)
-Чем питаются? (ответы детей)
— Какие породы вы знаете? Что для них характерно?
— А каково ваше отношение к этому животному?
Физкультминутка
Работа с разними видами текстов.
(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).
Организуется групповая работа. Учащимся предлагается прочесть три текста, и определить какому виду относится каждый из них. (Приложение 1)
Текст 1. «Мое любимое животное-собака. Как говорится, собака-лучший друг человека.
Во-первых, собаки приносят счастье и радость человеку. Так же мне кажется что собаки очень переданы человеку, своему хозяину. Во –вторых, собаки очень умные и их легко приучать. И в-третьих, они охраняют наш дом, охраняют своего хозяина и создают уют в доме.
Поэтому собаки для человека– это верные и преданные меньшие братья.»
Текст 2. «Однажды папа принёс в дом маленького щенка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — мягкие подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, черненьким носиком и длинными ушами. Она любит играть с мячиком, грызть косточку и спать на кресле.
Я очень люблю своего ласкового друга.»
Текст 3. «У меня есть щенок. Его зовут Стёпка.
Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс игрушечную машинку. Мы очень удивились, такой находке нашего щенка. Степка принес ее для меня.
Мы вместе с ним играем в машинки. Он звонко лает, когда я завожу игрушечный автомобиль.»
Словарно-орфографическая подготовка. (СЛАЙД 11)
— Подберите необходимые имена прилагательные:
Туловище (какое?)…
Лапки (какие?)…
Ушки (какие?)…
Глазки (какие?)…
Шерсть (какая?)…
Хвост (какой?)…
Слух (какой?)…
Бег (какой?)…
Характер (какой?)….
Работа с текстом. Текст: Внешний вид животного. (СЛАЙД 12)
Дружок — это … щенок. Шерсть у него …. Мордочка …. У щенка … глаза и … нос. Уши у него длины …. У Дружка … лапы и … хвост.
Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.
-Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение?
— О чем написать потом?
-Как закончить свою работу?
Организуется работа по словестному составлению каждой части отдельно.
План. (СЛАЙД 13)
1. Мой питомец.
2. Описание собаки.(Кличка. Порода. Голова, морда (уши, глаза, нос) Туловище. Лапы. Хвост. Характер. Почему собака — мой друг.
3. Почему я люблю свою собаку?
Чтение учителем примерного сочинения.
Пример сочинения(СЛАЙД 14)
Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Рич. Рич- это симпатичный маленький той-терьерчик.
Длинные уши и малюсенький хвостик делают щенка очень забавным на вид. Мордочка у Рича очень милая. У него слегка вытянутый черный носик. Большие карие глаза, всегда с любовью смотрят на свою хозяйку. Ножки у Рича длинные и худые, поэтому бегает он очень быстро. Шерстка очень короткая песочного цвета. Рич очень любит печенье и выпрашивает его став на задние лапки. Характер у щенка очень мягкий и добрый. Он очень скучает, когда остается один.
Я очень люблю свою собаку. Рич для меня верный друг и помощник.
Подведение итогов урока.
— Чему учились на уроке?
— Чем отличается текст-описания?
Рефлексия
— Кому понравилось работать на уроке?
— Что было интересного на уроке?
— У кого было хорошее настроение на уроке?
— Урок окончен.
Текст 1. _________________________________________________
«Мое любимое животное-собака. Как говорится, собака-лучший друг человека.
Во-первых, собаки приносят счастье и радость человеку. Так же мне кажется что собаки очень переданы человеку, своему хозяину. Во –вторых, собаки очень умные и их легко приучать. И в-третьих, они охраняют наш дом, охраняют своего хозяина и создают уют в доме.
«Однажды папа принёс в дом маленького щенка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — мягкие подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, черненьким носиком и длинными ушами. Она любит играть с мячиком, грызть косточку и спать на кресле.
«У меня есть щенок. Его зовут Стёпка.
Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс игрушечную машинку. Мы очень удивились, такой находке нашего щенка. Степка принес ее для меня.
Мы вместе с ним играем в машинки. Он звонко лает, когда я завожу игрушечный автомобиль. »
Цели:
- Привлечь внимание детей к красоте зимней
природы. - Совершенствовать умение подбирать нужные для
описания слова. - Формировать умение строить текст.
- Развивать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, музыкальное
сопровождение из произведения П.И.Чайковского
“Времена года”.
1. Организационный момент.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
2. Постановка учебной задачи.
— Вспомните, какое домашнее задание было вам
дано к сегодняшнему уроку. (Подобрать слова и
выражения, характеризующие зиму)
Слайд № 1. (Зима). Презентация
— Кто скажет, какая тема сочинения? (Зима)
— Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.
— Зима очень красивое время года. Ни один
человек не может остаться равнодушным к зимним
пейзажам. Не зря многие писатели, художники,
поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней
природы, сочиняли замечательные произведения.
-Эпиграфом к уроку я взяла строки
замечательного русского поэта А.С.Пушкина.
— Дома вам нужно было найти и выписать
понравившиеся описания зимы из стихотворений и
рассказов, которые нам помогут написать
сочинение.
Но вначале составим зимний словарик.
Слайд № 2. (Зимний словарик)
Работа со словами
1. Зима
— Какая орфограмма в этом слове?
— Какой вы представляете зиму?
— Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот
север тучи нагоняя…”
— Как поэт называет зиму? (После ответов детей
появляются слова с описанием зимы)
— Какие чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась,
клоками повисла, легла волнистыми коврами и т.д.)
2. Снег
(После ответов детей появляются слова с
описанием снега)
— Каким кажется снег на солнце? (Искрится,
блестит, сверкает)
3. Деревья
— А как выглядят деревья в морозную погоду?
(Стоят в узоре)
— А вот как С. Есенин описывает березу зимой.
(Ученик читает стихотворение)
— Какие описания запомнились, понравились?
(Снежная кайма, белая бахрома)
(После ответов детей появляются слова с
описанием деревьев)
4. Река
— Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)
(После ответов детей появляются слова с
описанием реки)
5. Облака
— Какие слова вы нашли для описания зимних
облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)
6. Воздух
— Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего?
Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и
т.д.)
— Я постаралась вынести на слайд слова, которые
помогут вам написать красивое, яркое, образное
сочинение.
Физкультминутка
Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают
полет снежинок.
3.
— Какое время года предшествует зиме? (Осень)
Слайд № 3 (1. Картина осени. 2.
Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)
1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)
— Напишите несколько предложений о том, какие
изменения произошли в природе.
2. Картина зимы.
— Опишите, какие изменения произошли с
деревьями.
3. Аналогично проходит работа с другими
объектами, изображенными на слайде.
4. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не
поменял окраску)
— Опишите, какие изменения происходят в жизни
животных с приходом зимы.
— Закончите ваше сочинение вашим личным
отношением к зиме.
4. Итог урока.
По просьбе учителя учащиеся зачитывают
несколько сочинений.
Русский язык. 2 класс.
Тема: обучающее сочинение на тему «Весна».
Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.
Задачи:
-
учить красочно и эмоционально строить предложения, из них составлять связный текст;
-
обогащать словарный запас;
-
развитие связной речи (устной и письменной)
-
развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;
-
воспитание любви, бережного отношения к природе;
-
воспитание уважения к мнению другого;
-
создание условий для комфортного пребывания уч-ся на уроке.
Ход урока:
-
Орг. Момент.
-
Создание речевой ситуации.
-Какое время года сейчас наступает?
— Весна вступает в свои права. Как она хороша!
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева
Первые проталинки,
Первая трава.
(читает наизусть подготовленный ученик)
— Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении?
— Как понимаете слово «проталинки»?
Если дети не знают – отвечает заранее подготовленный ученик, работавший с толковым словарём.
— Какие ещё изменения в природе произошли с наступлением весны? Ответы уч-ся.
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Весна».
— Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
Цель урока вынесена на доску – будем учиться красочно и эмоционально строить предложения, а из них связный текст.
— Как понимаете слова «красочно и эмоционально»?
4. Проверка домашнего задания.
-
1 группа — подбирали к существительным прилагательные.
— Какие слова называются прилагательными?
Весна- Солнце –
Облака – Ручейки –
Птицы –
-
2 группа – подбирали к существительным прилагательные и делили слова для переноса.
Листья –
Цветы –
Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.
-
3 группа – подбирали к словам синонимы.
-Какие слова называем синонимами?
Пришла – Плывут –
Звонкие – Красивая –
-
4 группа – подбирали глаголы, используя приём «олицетворения».
-Какой приём в литературе называется «олицетворением» ?
Весна – Солнышко –
Деревья – Ручейки —
Цветы –
Все домашнее задание собирается в общую таблицу.
Весна
долгожданная, тёплая, радостная
пришла, наступила
Деление слов для переноса
нас-ту-пи-ла
под-снеж-ни-ки
об-ла-ка, солн-це
лис-точ-ки, ма-лень-кие
Солнце
яркое, ласковое, тёплое
выглянуло, пригрело, улыбнулось
Облака
белые, пушистые, воздушные
плывут, летят
Листья
маленькие, зелёные, блестящие, липкие
появились, выглянули
Птицы
перелётные, пёстрые
поют, чирикают
ЗАПОМНИ!
выглянуло
облака
проталинки
подснежники
долгожданная
появились
Ручейки
звонкие, весёлые
бегут, поют, звенят
Цветы
первые, маленькие, нежные, душистые
появились, выросли
Такие таблички лежат у каждого ученика на столе.
5.Устное составление связного текста.
— Сейчас пользуясь словами из таблицы, мы будем составлять текст нашего сочинения.
-Что такое «текст»? Из каких частей он состоит?
— С чего начнём наше сочинение? Каким может быть первое предложение?
Варианты предложений (2-3).
Наступила долгожданная весна.
— О чём расскажем в первую очередь?
Составьте предложение о солнышке, небе и облаках. Варианты предложений (2-3) Выглянуло ласковое солнышко. По небу плывут пушистые облака.
— Мы описали солнце, небо и облака, что должно следовать за этим описанием? Описание чего? (деревьев, птиц, ручейков, цветов)
Составьте предложение о деревьях, птицах, ручейках, цветах. Варианты предложений (2-3).
На деревьях выглянули маленькие, липкие листочки. Весело чирикают воробьи. По дорожкам звенят весёлые ручейки. На проталинках появились первые, душистые цветы.
— Выразите своё отношение к весне, восхищение весной с помощью восклицательного предложения. Выслушать все варианты.
Я люблю теплую весну! Мне очень нравится яркая весна! Как хорошо весной!
— Кто хочет рассказать весь текст сочинения?(1-2).
— А сейчас у вас есть возможность самим изобразить приход весны.
Физминутка «Наступление весны» (2 мин).
— Как можно озаглавить текст сочинения? Выслушать все варианты.
— Вы можете записать любое из предложенных или придумать своё название.
6. Орфографическая подготовка.
— При написании сочинения вам встретятся трудные по написанию слова. Я вынесла их на доску. Прочитаем эти слова хором, четко проговаривая написание каждого слова.
7. Запись текста в тетрадь. (15мин)
— В вашем сочинении должно быть не менее 6 предложений.
Настрой на работу. – Сели удобно, закрыли глаза, представили себе картину весны. Тихо звучит музыка «Звуки весны». Открыли глаза, приступаем к работе.
Во время работы оказывается индивидуальная помощь. Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.
8. Самопроверка работ.
При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.
9. Оценка работ, рефлексия.
— Есть ли желающие поделиться своим творчеством? (2-3работы)
— Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?
— Покажите насколько эмоционально и красочно вам удалось составить предложения. Где вы сейчас находитесь на пути к успеху?
На доске изображена «вершина успеха», у ребят в руках таблички со своими именами. Они выставляют таблички с именами на ту ступень, где по их мнению находятся в данный момент.
— Думаю нам есть к чему стремится на пути к успеху.
— Поделитесь своими впечатлениями от урока.
Чем понравился урок?
С какими трудностями столкнулись?
Довольны ли своей работой на уроке?
10. Домашнее задание: по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: «Обучающее сочинение». »
Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 4 классе.
Тема: «Обучающее сочинение с элементами
описания и рассуждения».
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 2 г. Верхнеуральска»
Челябинской области
Колонюк Светлана Валентиновна
Тема: «Обучающее сочинение с элементами описания и рассуждения».
Цель:
1. Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках и учиться
применять их в практике самостоятельно.
2. Учить составлять самостоятельно текст, соединяя разные типы в
сочинении.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
Портрет П.И. Чайковского (презентация о композиторе)
Рисунки детей «Снежинки» (ранее выполненные на уроке изобразительного
искусства)
Музыкальный материал: П.И. Чайковский цикл пьес «Времена года», пьеса
«Зима»
Листочки для работы
Схемы – таблицы (опоры)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Психологический настрой.
(звучит пьеса «Зима» П.И. Чайковского из цикла пьес «Времена года», на
доске портрет композитора, записаны его высказывания)
Учитель начинает урок, читая эти слова:
— Пётр Ильич Чайковский часто говорил:
«Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и русский зимний
пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть».
— Тихий зимний день
Девица – красавица отправилась в зимний лес
— Никому не верится:
Чудо из чудес – за цветочком девица
Ходит в зимний лес.
«Может вам не верится?» — спрашивает девица
Есть один такой цветок
Не вплетёшь его в венок
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка.
— Что же это за цветы необычной красоты? (снежинки)
— Я палочкой – указочкой тихонько поведу
По белому и чистому бумажному листу
И на листе распустятся волшебные цветы
Нигде, нигде на свете таких не встретишь ты!
(убирает учитель первый лист, на втором изображены снежинки)
III. Постановка учебной задачи.
Наша задача – правильно мыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем
учиться думать, слушать, говорить и сочинять.
IV. Беседа. Обсуждение личных наблюдений и впечатлений.
1. Учитель показывает, обращает внимание на снежинки. Что скажете?
(высказывания детей, они могут быть разные, если дети молчат; учитель даёт
серию наводящих вопросов).
— снежинки какие? (чистые, хрупкие, холодные, крупные, блестящие,
серебристые, пушистые, белые, чудесные, прекрасные, голубые, воздушные,
морозные, снежные, лучистые, маленькие, хрустальные, радостные,
мохнатые, тонкие, резные, легкие, нежные, белоснежные).
Ваши вопросы снежинкам.
— Снежинки, откуда вы?
— Куда вы летите? (характер движения)
— О чем вы шепчетесь? (творчество)
— Зачем вы падаете на землю? (польза)
— Почему вы такие непохожие? (сравнение)
— Одинаковые ли снежинки в разную погоду (наблюдение)
2. Какие загадки знаете? (дети загадывают)
Например: На землю падают они
Как будто с яблонь лепестки
И тонут давние тропинки
И слепнут в окнах огоньки.
(Н. Рыбалко)
3. Писатель И. Тургенев приветствовал снежинок такими словами:
«… Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого снега!»
А как много прекрасных строк есть в поэзии.
(А. Пришелец)
Снежинка
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь, и пройти не смею –
Я не знаю, что мне делать с нею:
Вот она сейчас, сию минуту,
Упадёт на сапоги кому – то
Я тянусь к ней доброю ладонью:
— У меня тебя никто не тронет!
На ладони долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
— В чём видит красоту поэт?
— А о чём он сожалеет?
— Как выразил он свои чувства? В каких словах их передал?
— Какие вы знаете стихи о снежинках? (по желанию дети читают стихи).
V. Обсуждение структуры сочинения, виды текста.
1. Мы с вами о многом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как
можно всё это выразить одним словом? (речь).
— Что же такое речь? (всё, что мы говорим)
— Для чего она нужна? Какая бывает? Из чего состоит? (речь нужна человеку,
чтобы сообщать, узнавать, говорить, общаться. Если мы разговариваем, то
речь устная, записываем – письменная, состоит из слов).
— Что называется предложением? (законченная мысль)
— Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается
в строгом порядке).
— Что такое тема? (это о ком или о чём говорится в тексте).
— Какова наша тема? (о снежинках).
— Посмотрите на доску. Прочитайте внимательно (про себя) темы сочинений.
2. Знакомство с темами (на доске запись).
«Белоснежные цветы зимы»
«Почему снежинка белая? Почему такая смелая?»
«Сказочные чудо – мотыльки» (сказка о чудо – мотыльках).
— Прочитайте темы сочинений (вслух)
3. Вспомните, какие три типа текстов вы знаете?
— Посмотрите на схемы на доске.
А) текст – повествование (глаголы)
Б) текст – описание (прилагательные)
В) текст – рассуждение (примеры, объяснение, доказательства)
— В чём особенность каждого текста?
— Как вы думаете, наши темы, каким текстам соответствуют?
— Если вы пишите сказку, то можно представить сказочный лес, с неба
падают снежинки. Посмотрите на них глазами сказочника.
— Если это описание, то подберите красивые эпитеты и сравнения.
— Если рассуждение, то приведите примеры, объясните, докажите.
VI. Лексико – стилистическая и орфографическая подготовка.
Каждое слово нашего языка таит в себе особый смысл. Синонимы помогут
избежать в тексте повторения одного и того же слова.
1. Снежинка – она крошка – пушинка – мотылёк.
2. Сравнение поможет нам точно охарактеризовать предмет и выразить
отношение к нему. Сверкают, блестят, искрятся, как звёздочка, словно
искорка, похожа на цветы, как будто с яблонь лепестки, как пух.
3. Эпитеты украшают нашу речь – серебристые, белоснежные, хрупкие,
удивительная, любуюсь.
VII.Работа над сочинением.
1. Выбор темы, эпиграфа.
— Выберите ту тему, которая вам близка, понравилась.
(На доске написаны эпиграфы. Зачитывает учитель).
1. Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома
Волшебной, доброй сказкою нам кажется она.
2. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Эту сказку про снежинку рассказала мне сосна.
3. Наши снежинки как цветы
Про них чудесную историю
Друг мой послушай ты.
— Какой эпиграф вы бы выбрали?
— Подходит ли ваше четверостишие?
(Если ученик не подобрал, предлагаю свои варианты)
— Подумайте, как вы начнёте своё сочинение?
— Запишите вступительную часть.
2. Дети самостоятельно работают (звучит тихая мелодия).
3. Через некоторое время зачитываем 2—3 сочинения (начало).
4. Работа над сочинением. (Если ученик так и не смог написать
вступление, помогаю, даю карточки, которые помогут выбрать начало
сочинения).
5. Проверка написания основной части. Зачитываем 2—3 работы (если кто—
то не справился, даю карточки с опорными словами)
6. Запись заключительной части.
VIII. Проверка выполненной работы.
— Кто закончил писать своё сочинение?
— Зачитайте 2—3работы (по желанию учащихся).
IX. Анализ. Самооценка. Рефлексия.
1. Выразите своё отношение к уроку.
— У вас снежинки на парте разных цветов:
белая снежинка – всё понравилось на уроке, я справился с заданием;
голубая снежинка – было сложно, но увлекательно;
синяя снежинка – очень тяжело, но мне помогли схемы и карточки;
(значение цвета снежинок на экране)
— Покажите, какую снежинку выбрали вы.
2. Впечатления.
— Кто хочет поделиться своими впечатлениями, успехами?
— Что особенно понравилось на уроке?
— Какое настроение было у вас на протяжении всего урока? Менялось ли
оно?
3. Заключение.
— Спасибо за урок! Всем хорошего дня!
Организационный
момент
(1
мин)
Актуализация
знаний
(10
мин)
Изучение
нового материала
(10
мин)
Определение
темы и постановка цели урока
(2
мин)
Написание
сочинения
(20
мин)
Подведение
итогов
(3
мин)
-Здравствуйте,
ребята. Меня зовут Екатерина Васильевна. Сегодня я у вас буду вести урок
русского языка.
-Сейчас,
я вам буду загадывать загадки, а ответы вы будете записывать на доске.
И
найдём опасные места в этих словах.
1.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)
2. Хожу в
пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
3. Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Ёжик)
4. Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (жираф)
5. Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку (кролик)
6. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)
7. Гладишь — ласкается.
Дразнишь — кусается.
На цепи, сидит,
Дом сторожит. (собака)
8. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки..(рысь)
9. Кто
там на лужок пришел,
Кто там червячка нашел
И закрякал: — Кря-кря-кря!
Мы пришли сюда не зря!(Утки)
10. Всё время по лесу он
рыщет, Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это — (волк).
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
-А теперь попробуйте угадать о ком мы с вами сегодня будем
беседовать на уроке.
-Давайте попробуем разгадать ребус, он нам и подскажет. (Белка)
-Молодцы ребята.
— В вы знаете, что белка:
1.Белки очень часто забывают, где спрятали
клад. Белка способна за один день обработать и спрятать 15 еловых и 100
сосновых шишек, что обеспечит её едой более чем на 3 месяца.
2. Белка не разобьется, даже если упадет с 50-ого этажа.
Хвост белки служит и парашютом и рулем.
3.Белки отлично плавают. Их главная задача
не намочить хвост (они его держат над водой). Если же из-за какой-нибудь
волны хвост намокнет, то белка сразу же утонет, т.к. он выполнит роль якоря.
4. У белки четыре передних зуба, и они постоянно растут. Если зубы
окажутся слишком длинными, белка не сможет справиться с орехами и шишками и
умрет с голоду. Поэтому зверек постоянно грызет, стачивая лишнюю длину зубов
и натачивая их.
5. Самое развитое чувства у зверька это слух и нюх.
6.
У белок очень длинные когти и на земле она часто за всё цепляется, ей удобнее
ползать по деревьям.
Давайте
посмотрим, какая белка у нас красивая зимой и летом. Сравним.
-Ребята,
а вы знаете, что такое сочинение?
Сочинение —
вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей,
знаний на заданную тему. Есть много разных видов сочинений, но нас сегодня
будет интересовать сочинения вида сочинение описание.
-Как вы понимаете сочинение описание?
(описать то, что мы видим предмет, животное, с
добавлением своих знаний об этом)
Сочинения-описания художественного типа чаще
всего пишутся примерно по одному стандартному плану. Сначала необходимо
рассказать о животном, которому посвящен текст, дать общую информацию,
объяснить, почему описывается именно это животное. Затем нужно описать
частные признаки животного: если речь идет о животном, описать внешний вид,
окраску, фигуру, позы, образ жизни. В заключении нужно дать личное отношение
к описанному в сочинении животному, в этой части можно сделать акцент на
эмоциях, описать свои чувства.
-При написании сочинения необходимо знать,
что сочинение делится на 3 части.
-Вступление
-Основная часть
-Заключение
-Ребята, как вы думаете, какая тема сегодня
будет у нас на уроке.
-А какую цель мы поставим перед собой?
-Давайте, попробуем поработать с текстом.
Прочитайте текст самостоятельно и попробуйте
вставить слова подходящие по смыслу. А после вместе будем проверять.
Белка — самый ______(шустрый) и ________ (запасливый, яркий) зверёк
в наших лесах. Она хорошо готовится к ___(зиме). Поздней осенью
белка сменяет свою ____(рыжую) шубку на более тёплую и
неприметную, _____(серебристо-серую). В вершинах ______(зелёных,
густых) ёлок белка устраивает себе гнездо, устилает его _______(сухим,
тёплым) мхом. Таких гнёзд у неё может быть несколько. На зиму зверёк
припасает _____(жёлуди),____( орехи),____( грибы). У неё хороший нюх и слух.
Белочка мне очень понравилась. Она похожа на
настоящую пушистую красавицу. Я очень хотел (а) бы покормить её орешками.
-Ребята мы с вами поработали с картинками, с
текстом.
-Теперь ваша задача самостоятельно написать
сочинение. Опираясь на ту информацию, которую узнали сегодня на уроке.
-Кто хочет прочитать своё сочинение?
-Ребята, какая тема была у нас сегодня на уроке?
-А какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?
-Ребята, что вам на уроке понравилось?
-Было ли вам интересно на уроке?
-Какие трудности у вас возникли на уроке?
Приветствует
учащихся
Читает
загадки
Прост
детей решить ребус
Рассказывает интересные факты о белках
Задаёт вопросы
Просит определить тему и поставить цель урока
Просит
поработать с текстом, вставить пропущенные слова
Слушает
сочинения
Подводит
итог урока
Приветствуют учителя
Отгадывают
загадки, записывают ответы на доске
Разгадывают
ребус
Слушают
рассказ учителя
Отвечают
на вопросы
Знакомятся с правилами написания сочинения
описания
Определяют
тему урока и цель
Работают
с текстом, вставляют пропущенные слова
Зачитывают
свои сочинения
Отвечают
на вопросы, подводят итог урока