В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.
Этап 1. Оргмомент.
Психологический настрой детей на урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
5-минутка чтения
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1. Речевая разминка.
— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
2.Мотивация к учебной деятельности
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).
— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского
— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).
— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).
4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
Возможные варианты:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).
3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
Этап III. Проверка домашнего задания.
Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?
— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):
- «Доверяй, но проверяй» (викторина):
— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.
— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).
— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.
— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)
— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)
— Где все спали? (Во дворце)
— Кто был на зеленом лугу? (Царица)
— Кто уполз в ручей? (Рак)
— Кто спит перед огнем? (Повар)
— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)
— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)
— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).
— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)
— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)
— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)
— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)
— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)
— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)
— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)
- Интерактивный тест-раскраска.
— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.
Можно немного и передохнуть.
7. Физкультурная минутка
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
-Мы сейчас проведём небольшоё исследование — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.
1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (
Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).
– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
— Как она отомстила?
(И незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
3 группа работает над героями сказки. – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
(Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;
чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).
— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
ИТОГ
— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:
- Идея – добро побеждает зло
- Более разнообразные приключения.
- Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
- Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
- Стихотворная речь
- Построение: зачин, развитие действия, концовка.
- Волшебные «заколдованные» предметы
- Употребление устойчивых выражений
- Автор
Сходство |
Различие |
1. Идея – добро побеждает зло |
1. Автор |
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера |
2. Более разнообразные приключения. |
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка. |
3. Стихотворная речь |
4. Употребление устойчивых выражений |
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты») |
5. Волшебные «заколдованные» предметы |
— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
4. Итог урока:
— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?
— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.
— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:
Мы внимательные? – Да.
Мы старательные? – Да.
Мы умные? – Да.
Мы добрые? – Да.
Мы отлично учимся? – Да.
Всё у нас получилось? — Да.
А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)
(Выставление оценок)
5. Домашнее задание:
1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;
Творческие задания:
- иллюстрации к сказке;
- Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)
6. Рефлексия:
— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)
У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.
— Спасибо за урок! До свидания!
Урок 20. Тема. «Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки»
Цели урока:
1. обучающие:
Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
2. развивающие:
Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.
3. воспитывающие:
Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.
Метапредметные УУД:
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопрос: История создания сказки
Ход урока
1. Орг. Момент
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:
Мы внимательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
2. Вступительная беседа. (1 СЛАЙД)
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
— Ребята, любите ли вы читать сказки?
— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор? (2 СЛАЙД)
3. Сообщение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)
(3 СЛАЙД) -А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание?
Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение.
Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).
4. Анализ содержания сказки
— Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
— Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (4 СЛАЙД)
(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
— Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?
Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? (5 СЛАЙД)
Пророчество рака
Предсказания чародеек
Заколдованный сон
Пробуждение
— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
— Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).
— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?
— Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила?
(Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
— Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
5. Физминутка
— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?
— Кто же разбудил спящую царевну?
— От кого он узнал о спящей царевне?
— Что поведал ему старик? Прочитайте.
— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».
И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника — кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.
А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь» (из книги «Энциклопедия русской мудрости». Показ книги и рекомендации учителя). (6 СЛАЙД)
Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем.
— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
— Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
— Прочитайте описание портрета царевны.
— Какой же была царевна?
— Как заканчивается сказка?
— Что же побеждает в этой сказке?
— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?
— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
— Какова же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
6. Итог урока.
— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был.», концовка: «Свадьба, пир, и я там был.»
В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор
(7 СЛАЙД)
Сходство Различие
Идея-добро побеждает зло Автор
Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) Более разнообразные приключения.
Построение: зачин, действия, концовка. Стихотворная речь
Употребление устойчивых выражений Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)
Волшебные «заколдованные предметы Жанр
7. Рефлексия: (8 СЛАЙД)
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.
8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным и оформите из в виде книжки-малышки с иллюстрациями.
Просмотр содержимого документа
«мой урок»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
- Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
- Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе
План урока:
- Оргмомент ( 2 мин.)
- Проверка д/з. (5 мин.)
- Объяснение нового материала ( 26мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)
Ход урока
I. Оргмомент. | |||||
Сообщение темы. Целевая установка на урок. | |||||
II. Проверка д/з (фронтальный опрос). | |||||
Учитель | – Что вы знаете о В.А. Жуковском? – Что это был за человек? – Чем он прославился? (слайд №4) |
||||
III. Объяснение нового материала. | |||||
Учитель | Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки? На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом). Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? |
||||
Учащиеся | Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. | ||||
Учитель | Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом. Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) |
||||
Учащиеся | Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) | ||||
Учитель | К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) | ||||
Учащиеся | Волшебной | ||||
Учитель | Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) | ||||
Учащиеся | · Наличие чуда · Столкновение с волшебной силой · Существование какого-либо запрета · Волшебные персонажи · Волшебные предметы · Символы |
||||
Определение уровня читательского восприятия сказки |
|||||
Учитель | Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) | ||||
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия) |
|||||
Учитель | – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. – Как развиваются события дальше? – Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? – Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7) Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты) – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? |
||||
Учащиеся | А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) |
||||
Учитель говорит о главных и второстепенных героях. | |||||
Учитель | – Расскажите · о царе Матвее · о царевне · о царском сыне (Слайд (После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя) Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок. |
||||
Учитель | – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? | ||||
Учащиеся | Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
||||
Учитель | – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются? (По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)
|
||||
Выразительное чтение сказки | |||||
Учитель | Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) | ||||
IV. Подведение итогов. | |||||
Учитель | Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? В чем сходство его сказки с народной? А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? |
||||
Учащиеся | (Звучат ответы) | ||||
Учитель | Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка – ложь, да в ней намек, – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10) |
||||
V. Мотивирование и объяснение оценок. | |||||
VI. Задание на дом. | |||||
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113). Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» |
Использованная литература:
- Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
- «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
- Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
Интернет-ресурсы:
- zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
- www.zhukovskiy.net.ru
- www.a4format.ru
- hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php
Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник – вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.) – щёки.
Чело (устар.) – лоб.
Очи (устар.) – глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
План-конспект урока
составила Степанова Елена Владимировна
Тема мероприятия: «В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна».
Цели урока: формировать представление о творчестве В.А. Жуковского; познакомиться со сказкой «Спящая царевна»; вспомнить виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев; развивать речь, творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к изучению творчества В.А. Жуковского.
План урока
1.Орг момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг=скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
2. Ход занятия
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
— Что такое сказка?
— Какие жанры русских народных сказок вы помните?
1. Сказки о животных
2. Бытовые сказки
3. Волшебные сказки
— Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский и с его творчеством
Беседа о жизни В.А. Жуковского
Васи́лий Андре́евич Жуко́вский родился 9 февраля 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния
русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (1827—1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841).
Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой ), привезённой в 1770 году крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину). Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил.
Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году 6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище
Московский университетский благородный пансион.
В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.
Летом 1831 г. друзья-писатели Жуковский и Пушкин затеяли шутливое соревнование. Они решили выяснить, кто из них лучше пишет сказки.
Жуковский напишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна».
Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о царе Берендее»
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
В 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн дочерью его давнишнего приятеля, живописца Е. Р. Рейтерна.
Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания
Надгробный памятник на могиле В.А.Жуковского в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры
Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге
—В каком году родился В.А. Жуковский? (1783)
—Где родился В.А. Жуковский?(Тульская губерния)
— Кем были родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка)
— В каком возрасте были написаны первые стихи?(7-8 лет)
— В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение? (Вестник Европы)
-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки? (спор с Пушкиным)
Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.
Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.
— К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского?
(Волшебные-
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Существование какого-либо запрета
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Символы)
-Давайте послушаем сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна»
— Как развиваются события дальше?
— Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
Сходство 1. Идея – добро побеждает зло 2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) 3. Построение: зачин, развитие действия, концовка. 4. Употребление устойчивых выражений 5. Волшебные «заколдованные» предметы |
Различие 1. Автор 2. Более разнообразные приключения. 3. Стихотворная речь 4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты») 5. Жанр |
Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему?
-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали?
А теперь предлагаю вам, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся событию сказки.
Итог урока:
Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна
PPTX / 3.61 Мб