Конспект урока в 5 классе сочинение по картине пластова летом

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
  5) воспитывать любовь к родной природе.
 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов.  Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4). 

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с  девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в  траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины  А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
  2. Пейзаж.
  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

     (Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Литература.

1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.

3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Власова Светлана Владимировна

Урок развития речи по русскому языку

Класс: 5.    

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине А. А. Пластова «Летом».

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Основные понятия:  «описание картины».

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация,  репродукция картины  А. А. Пластова «Летом».

Литература:

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

 Цель урока: Подготовиться к описанию картины А. А. Пластова «Летом», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.                  

Задачи урока:

1)  закрепить понятие «описание картины»;

2)  научиться  «видеть» картину, уметь отбирать  и систематизировать материал;

3)  научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

4)  повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

5)  воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

6)   расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

— формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

— совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

— умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

— овладение приемами отбора и систематизации материала;

— способность к конструированию предложений;

— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

— умение создавать текст – описание.

3. Коммуникативные:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

— планирование учебного сотрудничества со сверстником;

— уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

— умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

— овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

— нравственно-этическое оценивание описываемой картины на основе личностно-значимого опыта.

Ход урока 

 1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов — русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки — присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь…даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», — говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

(слайд 12)

Какое первое впечатление у тебя от картины?

Когда происходит действие, изображенное на картине?

Что прежде всего привлекает внимание?

Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?

Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?

Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

Щедрые дары природы.
Передний план слева.

(слайд 13)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

(слайд 14)

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

(слайд 15)

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

План составляется самостоятельно, а  затем пункты плана обсуждаются вместе с учителем. 

(слайд 16)

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

Написание чернового варианта сочинения.

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.    

 Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Для  меня было трудным…

Я  научился…

Я  узнал….

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Презентация к уроку сочинения — описания по картине Пластова
PPT / 3.81 Мб

Проблема использования произведений живописи
на уроках русского языка привлекала и привлекает
внимание многих методистов, педагогов и
психологов.

На большое значение работы по картине в
развитии умственных способностей, активизации
мышления детей указывали многие психологи. Т.П.
Головина писала: “Сюжетная картина с
психологической точки зрения есть мыслительная
проблема и работа с ней в какой-то мере помогает
решить задачу организации проблемного обучения
в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в
пространственных и временных отношениях, и этот
процесс овладения различными отношениями между
предметами реальной действительности является
важным этапом в умственном развитии детей, а при
знакомстве ребенка с изображением предмета на
картине пространственные отношения выступают в
новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети
учатся сопоставлять изображенное на картине с
тем, что они наблюдали в действительности, а это в
свою очередь, способствует развитию логического
мышления.

Итак, произведения живописи, являясь
источником ярких впечатлений, воздействуя на
эмоции детей, служит основой для осмысленного
связного высказывания мыслей школьниками.
Картина помогает сосредоточить внимание на
определенной теме, уяснить цель высказывания,
приучает к последовательности в изложении
мыслей, рассматривая произведение живописи,
учащиеся знакомятся с новыми предметами,
событиями, изображенными на нем, а значит, с
новыми понятиями, при этом дети подбирают новые
слова, выражения, чтобы перевести содержание
картины на язык слова. Подготовку к сочинению на
конкретную тему организую таким образом, чтобы
сам процесс этой работы оказал влияние на
речевое развитие учащихся, на формирование
умений и навыков, необходимых для того, чтобы
ученик умел высказываться на любую тему,
заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к
сочинению, учитель должен видеть связь этой
работы с единой системой развития речи учащихся,
начиная с начальной школы. В основе этой системы
лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти
знания и помогают формировать умения и навыки,
необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к
сочинению – это обогащение словаря учащихся,
этот процесс происходит в течение всей нашей
жизни и существенно влияет на то, как мы умеем
правильно и красиво писать и говорить, понимать и
объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся
играет словарная работа, организованная по
тематическому принципу.

Чтобы дети правильно и уместно использовали
эти слова в своих работах, они должны не только
правильно писать эти слова, но и знать их
значение, сферу их употребления. Опыт этот
накапливается постепенно в процессе работы над
упражнениями по развитию связной речи учащихся
во всех классах.

Поэтому при отборе материала стараюсь
подобрать такой материал, в котором есть
повторяемость заданий, обращаю внимание
учащихся на особенности употребления того или
другого слова в разных текстах. Анализ
употребления слов- важный этап работы на уроках
по развитию речи учащихся, обогащению словарного
запаса слов.

Как организовать такую работу? В начале
учебного года учащиеся 5-х классов продолжают
работу по описанию картин художников. Для работы
по заданной теме и средствами ее выражения
использую картину, которая посвящена летней
тематике, какой и является репродукция картины
А.А. Пластова “Летом”.

Работаем с картиной, повторяя имя
прилагательное, нужно организовать все так,
чтобы дети видели художественные достоинства
этого полотна, можно их познакомить с такими
понятиями, как холодные и теплые цвета, тон,
колорит, свет, композиция, передний и задний план
картины, учитель говорит о том, что цвета имеют
большое значение в раскрытии замысла художника.

Картины А.А. Пластова всегда радуют нас своими
красками и теплыми тонами, которые он использует
при работе, изображая людей и родную природу.

Тема урока: Описание картины А.А. Пластова
“Летом”.

Цели:

  • развитие речи учащихся;
  • научить полному описанию, изображенному на
    картине;
  • активизировать лексику учащихся по данной теме;
  • расширить кругозор учащихся – познакомить с
    жизнью и творчеством А.А. Пластова.

Оборудование: репродукция картины
А.А.Пластова “Летом”.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Коротко рассказываю о художнике и его картинах,
называю те работы, которые принадлежат его кисти
– это “Витя-подпасок”, “Первый снег” и др. В
ходе беседы указываю, что художника особенно
привлекает лето- время года, когда вся природа
находится в расцвете сил. В картине “Летом” (1954
г.) художник показал все богатство и щедрость
русской земли, отдых людей, уставших от сбора
грибов и ягод.

II. Беседа по картине

Чтобы повысить эмоциональность восприятия
картины, пробудить активность учащихся, начинаю
урок с беседы о лете.

Вопросы:

– Любите ли вы лето? (Да , очень!)

Один из ребят написал четверостишие,
посвященное лету:

Здравствуй, лето теплое,
Речка и лесок,
Море светло-синее,
Берег и песок!

– Ходите ли вы в лес?

– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?

Выслушиваю ответы детей, и я предлагаю им
обратиться к картине художника. Начинается
коллективная работа с репродукцией в учебнике:

– Что привлекает ваше внимание в картине?
(Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая
женщина и т.д.)

– Рассмотрим картину более внимательно. Кто
изображен на картине? Опишите каждого более
подробно. (На картине я вижу мать и дочь.
Женщина в синем платье, наверное, она очень
устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве,
закрыв лицо натруженной рукой.)

– Почему, по-вашему, художник так отчетливо
изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у
женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно,
что она много работает. Художник хотел показать
нам труженицу.)

– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей
можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает,
обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги
она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу,
девочка босая, на ней белое платье и красная
косыночка.)

– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?
(Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза
опущены, а темные волосы выбиваются из-под
косынки, спадая на грудь.)

– Что можете сказать о собаке? (Собака
дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко,
она очень привязана к хозяевам.)

– Где расположились грибники? Почему они
выбрали это место? (Грибники расположились на
красивой полянке в тени березки, среди сочной
изумрудной травы, в которой виднеются цветы).

– Какие цвета использовал художник для
изображения летнего дня? Какие краски
преобладают в картине? (Зеленый,
светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый,
розовый, красный.)

Говорю учащимся о том, что цвет в картине имеет
большое значение.

Художник с помощью цвета создает образ,
передает свое отношение к герою, вызывает
определенное настроение. Так, желтый, розовый,
красный цвета называются в живописи теплыми
цветами. Они наполнены теплом и помогают автору
передать радостное , хорошее настроение. Синий,
фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с
ощущением холода и передают грустные мотивы.

– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые
– т.к. художник хотел передать хорошее и
радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя
на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах
ягод и цветов, создается впечатление, что я
нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где
расположились грибники.)

Учитель может дополнить ответы учащихся:

– В картине художник использует теплые и
холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать
богатство летней природы, художник использует
сочетание этих цветов (красная косынка и белое
платье девочки) и т.д.

– Сочетание даже контрастных цветов придают
картине особую красоту, вызывают чувство
радости.

III. Лексическая работа

Составляем по теме картины словосочетания и
предложения со словами-синонимами: зеленый
изумрудный, яркийослепительный
.
(Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие
краски, ослепительный луг/)

Можно записать целые предложения, которые
составили учащиеся.

IV. Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины

V. Устная работа по плану

Учитель говорит, что описать изображенное на
картине можно и в другой последовательности.

VI. Написание сочинения

Приведу в пример одно из таких сочинений:

“Аркадий Александрович Пластов – великий
художник. У него много замечательных картин, а
одна из них: “Летом”. Любимые герои художника –
дети. Они присутствуют почти на каждом полотне,
например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”,
“Летом” и другие.
На полотне мастер изобразил знойный летний день.
Под березкой расположились грибники и их собака.
На переднем плане картины изображена девочка в
белом платье и красной косыночке. Она сидит на
траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки
спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я
внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно
загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза
девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются
темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой,
положив голову на лапы, лежит собака. Она очень
устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в
синем платье и синем платке. Женщина дремлет.
Одну руку она подложила под голову, а другой
прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована
рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее
загорелая, сильная, видно, что эта
женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные
грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами,
хочется положить их себе в рот и ощутить
кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой
полянке. Среди изумрудной травы виднеются
какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца
падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски
поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю
жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов.
Создается такое впечатление , что я нахожусь на
этой прекрасной поляне, где расположились
уставшие грибники и опять радуюсь яркому
солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего
так мало у нас на Крайнем Севере, а все это живет
на картине Пластова.”

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей

приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина

великая труженица).

Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с

ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и

красный платок).

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о

лице девочки?

(Яркокрасный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины,

притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её

лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные

брови приподняты вверх. Изпод платка выбиваются тёмные длинные

волосы, одна прядь спадает на грудь).

Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд

лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены,

видимо, она тоже устала бегать по лесу).

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми

ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди

сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики,

ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какието жёлтые цветы).

Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый

цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От

этого они золотистого цвета, а те, что в тени, тёмнозелёного. Цветы,

травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу

тихо, безветренно).

Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?

Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник

создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение.

В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и

холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники

называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с

солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают

художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмноголубой,

фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда,

воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким

цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с

теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

Т е м а: УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»

^ III. Рассказ о художнике.

-Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) — выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

^ Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето — время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

^ IY. Беседа по картине.

— Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

— Кто из вас был в лесу?

— Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

— Какие ягоды и грибы вы собирали?

-Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

— Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

— Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

-Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина — труженица)

— Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? ^ Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

-Что вы можете сказать еще об одном существе, изобра­женном на картине, — о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть «поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

— Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, темно-зеленого) — Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

Какие цвета использовал художник для изображения лет­него солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зе­леный, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напо­минают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику пере­дать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, се­рый — это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет ху­дожник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, — значит, это теплый цвет.

— Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пла­стова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отры­вая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

— В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и хо­лодные цвета, но больше — теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он исполь­зует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

^ V. Словарно-стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний или предлож­ений со словами-синонимами.

— Составьте по теме картины словосочетания или предложени­я со словами зеленый — изумрудный; яркий — ослепительный.

-При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, напри­мер: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

^ VI. Составление плана сочинения по картине.

Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето — веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними — собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном пла­точке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спе­лые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываем­ся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее заго­релая, сильная — сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные гриба­ми. В корзине лежат большие грузди, а в ведре — крепкие боро­вики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яр­кие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощу­тить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы вид­неются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на кар­тину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— О чем рассказал художник?

— Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

— За что вы любите лето?

Русский язык

5 класс

Урок 10

Имя прилагательное. Сочинение по картине

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Имя прилагательное.
  2. Повторение правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  3. Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».

Тезаурус

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?».

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Репродукция – воспроизведение (копирование) полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и тому подобное), а также само произведение искусства, полученное таким способом. Самая главная цель – сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.

Тема картины – предмет художественного изображения.

Идея картины – основная мысль художественного произведения. Раскрыть авторский замысел – значит понять идею картины.

Холст –льняная суровая или беленая ткань полотняного переплетения кустарной или фабричной выработки, предназначенные для писания картин; картина, написанная на таком материале.

Полотно – картина художника.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.

Дополнительная литература:

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.

Дополнительная литература:

  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 30 – 35; 159 с.
  2. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5 – 7 кл.: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений // Колокольцев Е. Н., М.: Дрофа, 2008. – с. 6 – 7; 117с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи». URL: www.gramma.ru (Дата обращения: 10.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру. URL:http://slovari.ru (Дата обращения: 10.07.2019) ;
  3. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения: 11.07.2019).
  4. Литературно-художественный портал Изба-читальня -URL: https://www.chitalnya.ru/work/403404/ (Дата обращения: 11.07.19).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? Например, синий, большой, лисий. Начальная форма прилагательных – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное зависит от существительного, поэтому изменяется по родам, числам и падежам. Если существительное изменяется по падежам и числам (по родам существительное не изменяется, а бывает трёх родов), то прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

В предложении: «Солнечные зайчики играют в изумрудной траве» — прилагательное «солнечные» характеризует существительное «зайчики». Зайчики (какие?) солнечные; зайчики – множественное число, именительный падеж, следовательно, солнечные тоже в той же форме: множественное число, именительный падеж. Прилагательное «изумрудной», относится к существительному «траве»: траве (какой?) – изумрудной. Существительное «траве» женского рода, употреблено в единственном числе, предложном падеже, поэтому и прилагательное изумрудный стоит в женском роде, единственном числе, предложном падеже.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо сначала найти существительное, к которому относится прилагательное, потом задать от него вопрос: синюю футболку (ж. р., вин. п.) – футболку какую? – синюю; осенним днём (м. р., тв. п.) – днём каким? – осенним; синему морю (ср. р., дат. п.) – морю какому? – синему.

Некоторые окончания имён прилагательных нельзя проверить вопросом. Нужно запомнить:

– в именительном падеже единственного числа мужского рода под ударением пишется о: большо́й, земляно́й; без ударения пишется -ий (-ый): у́тренний; заба́вный;

– после шипящих и ц под ударением пишется , без ударения : стороне какой? — чужо́й; воздухе каком? — све́жем.

– в родительном падеже единственного числа мужского рода в окончании слышится звук [в], [в′], а пишется буква г: сала́тового цвета; да́льнего села.

С помощью прилагательного можно передать всю красоту мира, все его звуки, краски, оттенки настроения, чувства. Художник через цвет создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает у зрителя определённое настроение. Например, если картина написана в тёплых тонах (жёлтых, оранжевых, красных), то, как правило, передаётся радостное, светлое настроение. Если используются в основном холодные цвета (серый, сиреневый, фиолетовый, синий), то у зрителя обычно возникает чувство грусти, печали.

Сочинение по картине – это рассуждение о полотне художника, возможность передать словами содержание картины, чувства и мысли автора. Перед началом работы нужно составить план. Начать можно с определения темы и идеи картины. Затем, в качестве доказательств, использовать разные стороны композиции картины (сюжет, расположение предметов, действующие лица, детали, цвета и так далее). Чтобы точнее передать мысли и чувства художника, необходимо иметь представление и о самом авторе картины.

Выдающийся русский живописец Аркадий Александрович Пла́стов (1893 – 1972) родился в селе Прислони́ха Ульяновской области, бо́льшую часть своей жизни он провёл в этой деревне, поэтому многие его картины посвящены русской деревне, крестьянской жизни. Например, «Купание коней», «Сенокос» и другие. Крестьянские ребятишки почти всегда присутствуют в его полотнах, например, в картинах: «Первый снег», «Витя-подпасок» и другие.

Рассмотрим репродукцию картины А. А. Пластова «Летом» (1954 г.). Что, прежде всего, привлекает внимание? Яркие краски, корзинки с грибами, девочка, женщина, собака, берёзки, солнечная полянка. Почему картина названа «Летом»? В названии картины обозначается её тема (что изображено на картине, то есть предмет изображения). Тема картины – отдых после довольно утомительного сбора грибов, ягод. Лето дарит человеку много богатств. Если не лениться, то зимой можно полакомиться дарами лета.

Художник на картине воссоздаёт действительность (мир предметов, лиц, событий) в сложной взаимосвязи. Определение авторского замысла, отношения к изображаемому помогает понять идею (основную мысль) картины. Для этого нужно рассмотреть на картине каждую деталь, подумать, почему именно так расположил предметы художник, почему выбрал именно такие цвета, и обобщить увиденное.

Пригладитесь: картина как бы поделена на две равные части. На переднем плане – люди, собака, корзинки и кувшин; на заднем – две берёзы, солнечная полянка, лес. Можно предположить, что художник задумал объединить две какие-то важные мысли, неотделимые друг от друга. Что это за мысли? Во-первых, природа дарит людям щедрые богатства: яркие краски, грибы, ягоды, солнце, тепло. Во-вторых, любовь к родной земле, трудолюбие, совместный труд, делает нашу жизнь насыщенной и яркой.

Обратите внимание! Персонажи картины расположены рядом: женщина спит, рядом сидит сосредоточенная девочка, перебирающая ягоды, возле неё лежит усталая собака. Они вместе собирали грибы, ягоды, возможно, чтобы заготовить их на зиму.

Посмотрите, как одета девочка. Яркая, нарядная! На голове красный платок, на шее бусы, белое платье. Босоногая девчонка ни минуты не сидит без дела. Её спутница тоже очень трудолюбивая. Вы заметили, какие у женщины натруженные руки?

Художник использовал контрастные, насыщенные цвета для передачи богатства цветущей природы: здесь и изумрудная трава, и лиловые колокольчики, и красные ягоды-капельки земляники, и ослепительные лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветки деревьев, и тёмный, прохладный лес на заднем плане.

Лето – это время года, когда вся природа праздничная.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах прилагательных

Имена прилагательные характеризуют существительные, передают значение вкуса (кислый, сладкий), цвета (синий, беловатый), размера (малюсенький, громадный), характера (весёлый, спокойный), материала (глиняный, соломенный) и многое другое.

Существуют прилагательные-эпитеты. Эпитет – это образное, художественное определение, служит автору для передачи чувств, отношения к действительности. Например, в предложении: «Соломенная крыша давно прохудилась», – прилагательное «соломенная» не является эпитетом, так как называет материал, из которого сделана крыша. А вот прилагательное «вкрадчивое» из предложения «Вкрадчивое шуршание капель наполняло лес» (В. Солоухин.) – эпитет, потому что мы можем представить образ шуршащих по листьям мелких капель, которые обманчивы тем, что только обещают сильный дождь и непогоду.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Установите соответствие между именами существительными и прилагательными, которые им соответствуют:

лесами

древесную

настроения

симпатичные

котята

изменчивого

кору

дремучими

Разбор задания. Вспоминаем, что имена прилагательные всегда употребляются в том же роде, числе, падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Ответ:

лесами (мн. ч., тв. п.) какими? – дремучими (мн. ч., тв. п.)

настроения (ср. р., ед. ч., род. п.) какого? – изменчивого (ср. р., ед. ч., род. п.)

котята (мн. ч., им. п.) какие? – симпатичные (мн. ч., им. п.)

кору (ж. р., ед. ч., вин. п.) какую? – древесную (ж. р., ед. ч., вин. п.)

2. Закончите предложение, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.

Имя прилагательное изменяется …

— по родам, числам, склонениям;

— по родам, числам, падежам;

— по падежам, числам;

— по лицам и числам.

Разбор задания. Вспоминаем, что имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Ответ: по родам, числам, падежам.

  • Конспект урока башкирские народные сказки
  • Конспект урока антоний погорельский страницы биографии сказка черная курица или подземные жители
  • Конспект урока алексин домашнее сочинение 6 класс
  • Конспект урока 8 класс сочинение на тему чудный собор упр 102
  • Конспект урока 6 класс сочинение по картине хузина у окна