Конспект урока виды сказок

Конспект урока литературы в 5 классе с применением проектной технологии

Тема урока: «Виды русских народных сказок»

Цели урока:

1)     Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2)     Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3)     Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание по итогам предыдущего урока:

Подготовить проекты — презентации по темам:

1.     Сказки о животных.

2.     Волшебные сказки.

3.     Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4.     Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5.     Социально-бытовые сказки.

                                                           Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

 Слово учителя:    — Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

 В ходе работы над проектами вы узнали, что сказки делятся на три группы. Какие?

(Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.)

— По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1)  Проект-презентация «Волшебные сказки»

— Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

   2)    Проект-презентация «Сказки о животных»

— Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

3)      Проект-презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

— Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4)      Проект —  презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

— Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5)      Проект-презентация «Социально-бытовые сказки»

— Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы в течение урока.

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

Домашнее задание:1)     Закончить таблицу.

2)     Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

— Обращайте обязательно внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Обратите внимание на сказочные формулы. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает.  Вспомните и прокомментируйте известное выражение: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.

Тема:. Понятие о сказке. Бытовые, волшебные, о животных

Цели урока:

обучающиеобобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Планируемые результаты

Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом

Метапредметные :

а) познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;

б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;

в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности,

г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.

Ход урока

І . Организационный момент

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа с обучающимися:

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

  1. Игра «Отгадай сказку»

  1. Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)

  2. Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)

  3. В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)

  4. В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

  1. Слово учителя

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.

  1. Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Народная сказка — это

Виды сказок

Фантастические

Про животных

Бытовые

«Царевна Лягушка»

«Сказка про Лису и Журавля»

«Каша из топора»

«Мальчик с пальчик»

«Три медведя»»

«Репка»

«Кощей Бессмертный»

«Волк и семеро козлят»

«Вершки и Корешки»

4.Давайте проведем игру «Ассоциации»

Я буду говорить героя, а вы мне – с каким человеком он у вас ассоциируется .

Волк – жесткий, хитрый, алчный

Змея, Осел, Медведь, Лиса, Заяц, Индюк

ІV Закрепление изученного материала

1 Творческая работа «Снежный ком»

Сейчас мы попробуем сочинить свою сказку. Первый ученик придумывает Зачин сказки, следующий продолжает и так каждый должен сказать по два предложения. Не принимают участие только последние две парты, они оценивают сказку, определяют вид и структуру.

2 VI. Рефлексивно-оценивающий этап.

1.Анализ достижения определенных целей.

-В начале урока мы ставили перед собой цель. Чего удалось достичь, а над чем необходимо будет поработать на следующем уроке. (Несколько учеников озвучивают).

2. Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

— Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.

— Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

— Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.

VIІ Домашнее задание

Составить сказку

1

Конспект урока литературы в 5 классе

Сказка вид народной прозы. Виды сказок.

Особенности русских народных сказок.

Урок разработан

на основе программы литературного образования под редакцией В. Я.

Коровиной 511 классы (2008 год), основе стандарта основного общего

образования (2004 год) и учебникахрестоматии для общеобразовательных

учреждений (Литература. 5 кл., в 2 ч.), авторы составители: В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М.: Просвещение (2010 год).

Обучающие задачи:

продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ сказкой;

научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных

сказок.

Развивающие задачи:

развивать коммуникативные умения;

развивать речемыслительные умения;

расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

прививать любовь к родной литературе;

создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

воспитывать культуру общения на уроке.

Место урока:

1 — по данной теме, 4 урок в разделе «Устное народное творчество», 5 урок

за курс 5 класса.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: урокпрактикум.

Формы работы:

Фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.

2

Оборудование урока:

учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений (Литература. 5

кл., в 2 ч., 2013 г.), авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.

Коровин;

тексты русских народных сказок;

компьютер и проектор;

раздаточный материал;

презентация учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы.

На доске записан эпиграф к нашему уроку, вставьте, недостающее слово в

высказывание А.С. Пушкина

ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

Тема урока «Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Особенности

русских народных сказок»

СЛАЙД №1. Тема, цели урока.

Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

повторить жанры УНТ;

узнать о видах сказок;

научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных

сказок.

Запишите тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

Вспомните, что мы называем фольклором (народная мудрость, устное

народное творчество).

3

Объясните, почему мы называем фольклор устным народным

творчеством.

Вспомните жанры фольклора (колыбельная, закличка, скороговорка,

сказка, песня, легенда, былина, частушка, анекдот, пестушка, потешка,

прибаутка, пословица, игра, считалка, скороговорка, загадка, поговорка,

предание, дразнилка.)

СЛАЙД №2. Жанры фольклора.

Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)

Дома вы познакомились со статьёй учебника «Русские народные сказки».

Давайте порассуждаем о том, что же такое сказка (Жанр фольклора, вид

народной прозы, рассказ, вымысел, поучение)

(Проза – не стихотворная речь; речь, не организованная с помощью ритма,

рифмы)

В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово

«баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».

.

4. Новая тема.

Назовите приметы сказки.

СЛАЙД №3. Приметы сказки:

вымысел;

занимательность;

фантастичность;

поучительность.

Сделаем вывод.

СЛАЙД №4-5. Иллюстрации к сказкам фольклорным и литературным.

А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и

название сказки:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её ктото.

4

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей?

«Царевналягушка»

2. Уплетая калачи,

Едет парень на печи,

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

Емеля «По щучьему веленью»

3. Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик… оловянный

«Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан

Андерсен

4. Человек немолодой,

С очень длинной бородой,

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще, для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает ктонибудь из вас,

Кто же это?

Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения

Буратино»

Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются?

(Первые две сказки фольклорные, а две другие литературные).

5

Запишем в тетрадь:

Сказки

Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

Приведите примеры сказок:

фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и

Кривда», «Петух и жерновки», «Гуслисамогуды»)

литературных (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о

мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса»,

«Спящая царевна», Джанни Родари «Приключения Чиполлино»,

«Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в

сапогах», Мальчикспальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на

горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

СЛАЙД №6. Афанасьев – собиратель русских народных сказок.

А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора,

исследователя духовной культуры славянских народов, историка и

литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг,

издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).

Сделаем вывод.

5. Физкультминутка.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, вперёдназад.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

6

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

6. Закрепление.

Назовите имена сказочных героинь, которые прозвучали в

физкультминутке.

o Мальвина (Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения

Буратино»),

o Дюймовочка (Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»)

o Красная Шапочка (Шарль Перро «Красная шапочка»)

Они являются героинями фольклорных или литературных сказок?

Докажите.

7. Новая тема.

Рассмотрите таблицу в учебнике «Виды сказок» (на с. 10) На какие группы

делятся народные сказки? Как определить вид сказки?

СЛАЙД №7. Виды сказок.

Запишите схему в тетрадь.

1. Сказки о животных самый древний вид сказки. В них свой круг героев.

Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк

глуп и жаден, заяц труслив.

Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка

сестричка и волк»)

2. Бытовые сказкигерои этих сказок крестьянин, солдат, сапожник

живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они

побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Ваши примеры? («Барин и мужик», «Солдатская шинель», «Как поп

работницу нанимал»)

7

3. Волшебные сказкигерои волшебных сказок борются не на жизнь, а на

смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

У главных героев есть помощники.

Примеры? («СивкаБурка», «Волшебное кольцо», «Кощей

Бессмертный»)

8. Закрепление.

Рассмотрите иллюстрации (с. 11-12), прочитайте отрывки из сказок.

Назовите эти сказки, определите вид. Свой ответ обоснуйте.

СЛАЙД №8. Композиция сказки.

9. Новая тема.

Чтение определений (с. 1213 в учебнике), запись в тетрадь.

Композиция сказки (строение)

1. Присказка (прибаутка, перед зачином)

2. Зачин (начало сказки).

3. Основная часть.

4. Концовка

10. Закрепление.

Приведите примеры зачинов и концовок из ваших любимых сказок.

Расскажите о композиции народной сказки.

Найдите постоянные эпитеты (поле чистое, море синее, лес дремучий,

палаты белокаменные, луга зелёные) и повторы (высоковысоко, далеко

далеко, житьпоживать, жилибыли, ни свет ни заря, накормиланапоила) в

сказках.

11. СЛАЙД №9. Итоги урока устная рефлексия «Закончи

высказывание».

Закончите высказывание:

Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…

Было интересно… Я научился… Я смог…

8

12. СЛАЙД №10.Домашнее задание – прочит. сказку «Царевналягушка»

Слово учителя:

Сказки с детства нам в жизни нужны,

С интересом мы сказки читаем.

Сказки чудом и знаньем полны,

Их волшебной страной называем.

И поверьте, лишь в этой стране

Мы сильнее становимся втрое,

В этой доброй, волшебной стране

Можно стать самым главным героем.

Вы сегодня молодцы! Отлично потрудились! На следующих уроках мы

продолжим знакомство с русской народной сказкой. Благодарю за урок! До

свидания!

13. Контроль усвоения знаний, умений и навыков тест (резерв).

Выберите правильный ответ.

Тест

Сказка – жанр устного народного общества

1. Фольклор – это

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческий

б) английский

в) французский

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) народ

б) летописец

в) поэт

9

4. Что такое народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических

событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героикопатриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» является

а) фольклорной

б) литературной

6. Герои волшебных сказок

а) борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают

друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом,

генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7. Сказка «Солдатская шинель» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

8. Фраза «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует»

а) зачин сказки

б) основная часть

в) концовка

9. Назовите автора строк:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10

10. Выдающийся русский собиратель фольклора, издал самый

известный и полный сборник русских народных сказок

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Гоголь

в) А.Н. Афанасьев

Сосчитайте количество правильных ответов.

10 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

5-7 баллов –«3»

Цели:

  • дать понятие “бытовая сказка”,
  • познакомить учащихся с русской народной
    сказкой “Самое дорогое”,
  • развивать речь детей, пополнять словарный
    запас,
  • учить ребят анализировать и оценивать
    прочитанное,
  • прививать интерес к устному народному
    творчеству.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного.

Речевая разминка.
Та-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Ваня-Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

II. Работа в группах с карточками.

В карточках пословицы, загадки, считали,
потешки, скороговорки.

Часть текста написана слева, другая часть
справа. Следует соединить две части, прочитать,
определить жанр устного народного творчества.

Карточка № 1
Вдоль по реченьке
Лебёдушка плывёт.
Выше бережка
Головушку несёт.
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
Та-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает. (ПОТЕШКИ)
Карточка № 2
Скатерть бела а пашет и косит.
Конь стальной
Овса не просит,
обожгу и без огня.
Ой, не трогайте меня, всю землю одела. (ЗАГАДКИ)
Карточка № 3
Сделал дело – ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься а товарища выручай.
Сам погибай, один раз отрежь.
Семь раз измерь, гуляй смело. (ПОСЛОВИЦЫ)
Карточка № 4
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть
И матросы три недели.
Карамель на мели ели.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
Раз дрова,
Два дрова,
Три дрова.
На дворе трава,
На траве дрова.
И смешно спешат старушки,
Сушек Сашиных поесть. (СКОРОГОВОРКИ)
Карточка № 5
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
Небо, звёзды, луг, цветы —
ты пойди-ка поводи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Все кричали – Ку-ку-мак!
Убирай один кулак. (СЧИТАЛКИ)

Ученики делают вывод: потешки, скороговорки,
считалки, загадки, пословицы – это жанры устного
народного творчества.

III. Беседа. Постановка проблемы. Вопросы к
детям.

Дети, каким словом можно назвать устное
народное творчество? (Фольклор)

Какого фольклорного жанра не было в карточках?
(Сказки).

Назовите виды сказок. (Волшебные, сказки о
животных)

“Отгадай сказку” (название, вид сказки).

1. Нет, соловей, без меня, Жука, тоже мир
невозможен, как и без тебя, Соловья. (Сказка о
животных “Пусть будут и Соловей и Жук”)

2. Кумушка, кумушка, право, больше нечем
потчевать. (Сказка о животных “Лиса и Журавль”)

3. Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с
себя лягушечью кожу, обернулась Василисой
Премудрой и стала ковёр ткать. (Волшебная сказка
“Царевна – лягушка”)

4. Сестричка, Алёнушка, хлебну я из колодца!
Не пей, братец, козлёночком станешь. (Волшебная
сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Работа в группах с карточками. Прочитать
отрывок, выполнить задание, предположить
название и вид сказки. Ученики формулируют свой
вывод.

Карточка № 1. Начало сказки “Самое
дорогое”

— На равном месте, от всех дорог в стороне, в
глухой деревушке жили-были старик со старушкой.
Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл.
Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились.

а) “глухая деревушка”, “ивовые прутья”, “лён
пряла да ткала”- объясните смысл словосочетаний.
Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи в
глухой деревне.

Карточка № 2. Отрывок из сказки

-Дед, трудно нам стало работать: у меня прялка
сломалась, а у тебя, гляди-ка, ручка у ножа
треснула, едва держится. Сходи-ка ты в лес, выруби
деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

а) Почему стало трудно работать старикам?
“Сходи-ка ты в лес” — объясните значение леса в
жизни стариков.

Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи
возле леса.

Карточка № 3. Отрывок из сказки

— Есть у нас коровушка – молоко даёт, есть шесть
овечек – шерсть дают. Есть у нас три
курочки-хохлатки, есть Петя-петушок — нам и
довольно.

а) Чем занимаются каждый день старик и старуха?
Для чего?

Вывод: сказка о жизни и труде в деревне,
добывают себе пропитание.

Карточка № 4

— И живут с тех пор старик со старухой. Старик
ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха
шерсть прядёт, рукавицы вяжет. Тем и кормятся. И
хорошо живут, счастливо!

а) Почему они живут хорошо? Почему они
счастливы? Вывод: сказка о любимой работе.

IV. Побуждение к проблеме.

Вопрос ко всем ученикам.

Назовите вид сказки? (Обсуждение).

Ребята затрудняются назвать вид сказки.

Дети читают сказку “Самое дорогое” по цепочке.
При прочтении сказки провести словарную работу.

кормиться – добывать средства к жизни,
пропитание.

прут – тонкая ветка без листьев.

ивовый – сделан из прутьев ивы.

прялка – приспособление для ручного
скручивания шерстяной нити.

Вывесить иллюстрацию Лесного Деда, показать
прялку, прут, корзину.

V. Поиск решения. Диалог “учитель – ученики”,
“ученики — учитель” (работа с текстом).

а) Главное в сказке “Самое дорогое” – люди,
чудес – нет. Вид сказки – не о животных,
волшебства нет. Новый вид сказки? Какой?

б) Герои сказки – старик, старуха, Дед Лесник.

в) О чём сказка? О жизни старика и старухи.

г) Где они жили? чем занимались? (Ответы детей по
содержанию сказки)

Дети, представим деревню, в ней живут пожилые
люди. Скажите, в наше время дедушка может плести
корзины? (Да). А его жена может скручивать
шерстяную нить? (Да). Для чего нужна нить? (Связать
тёплые носки, варежки). Корзины – плетут, носки —
вяжут – это работа, а если много сплести корзин,
тёплых вещей, что можно с ними сделать? Можно
продать — появятся деньги, средства для жизни. Эти
деньги помогут старикам прокормиться, жить. Эта
сказка о чём? (О повседневной жизни, об укладе
жизни)

Словосочетания “повседневная жизнь”, “уклад
жизни” — каким словом можно заменить? (Быт)

На доске вывесить слово “быт”, обсудить
значение слова.

“Быт” — повседневная жизнь, жизненный уклад,
правила и порядки жизненного уклада.

Ученики называют тему урока: “Новый вид сказки
– бытовая”.

На доске пословицы. Ребята выбирают пословицу к
названию сказки и выписывают в тетрадь.

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

3. Где труд, там и счастье.

Вывод: самое дорогое для человека – это
трудиться. Человек счастлив в труде.

VI. Подведение итога. Закрепление
поставленной темы.

Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.

1. Какую сказку прочитали? (“Самое дорогое” —
бытовая )

2. Какие виды сказок знаете? Как понимаете новый
вид сказки?

3. Сказка “Самое дорогое” (ответы по
содержанию).

4. Что нового и интересного узнали на уроке?

VII. Итог урока. Оценка.

VIII. Домашнее задание. Чтение сказки
“Самое дорогое”, нарисовать иллюстрацию к
сказке. Ответить на вопрос: Что бы тебе хотелось
попросить у Лесного Деда?

Тема: «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок изучение нового материала

Цели:

1.образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;
2. развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;
3. воспитательная: показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! У меня сегодня очень хорошее настроение, ведь нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!

— Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

— Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора.

Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

— На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

— Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.

Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Целеполагание

.

— На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

— Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»)

— Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

— А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

— В жанре сказки. Эта сказка называется «Царевна-лягушка»

— Сегодня мы будем говорить о сказках.

Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.

  • свои предположения.

-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.

Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом

-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?

-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.

— Кто часто бывают героями русских народных сказок?

-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.

Учащиеся называют известные им сказки.

Отгадывают сказки.

— Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.

С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу

После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

5.Работа с презентацией «Композиция сказки»

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Просмотр презентации (индивидуальное задание)

Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

-Найдите в сказке

Зачин;

Присказку;

Концовку.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?

Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.

Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

Физкультминутка

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

— Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

— Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

— Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

— Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

— Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

10.Информация о домашнем задании

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

  • Конспект урока взаимоотношения человека и природы в рассказе бежин луг
  • Конспект урока в гостях у сказки
  • Конспект урока в 5 классе сочинение по картине пластова летом
  • Конспект урока в 5 классе сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Конспект урока башкирские народные сказки