Урок литературы в 6-м классе по теме: «Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»».
Цели урока (для учителя).
Образовательные: раскрытие взаимосвязи человека и природы в рассказе И.С. Тургенева Бежин луг; совершенствование навыков анализа художественного текста.
Развивающие: развитие устной и письменной монологической речи учащихся; развитие эмоциональной сферы учащихся.
Воспитательные: привитие любви к родной природе, привитие любви к родному языку.
Планируемые личностные и метапредметные результаты (для учащихся).
Познавательные УУД:
анализ, сравнение, умение делать выводы, выделять главное.
Коммуникативные УУД:
умение слышать и слушать других, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные УДД:
умение осознавать свои эмоции, анализировать свои поступки.
Ход урока.
Слайд 1
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
— О чем или о ком размышляет Ф. И. Тютчев в этом отрывке?
— Какой показана природа? (Природа — живое существо)
— К кому обращается Федор Иванович Тютчев в стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Да, действительно, тема нашего урока «Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Слайд 2
— Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем и ответим на вопрос:
— Как связаны человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»?
Дома вы должны были повторить изобразительно- выразительные средства. Поэтому сейчас проведем небольшую проверочную работу. На столе у вас лежат карточки.
Задания разноуровневые. Первая группа выполняет 6 заданий, а 2 и 3 по четыре. Времени 2 минуты.
Работа по карточкам.
Слайд 3
Запиши название изобразительно-выразительного средства:
- образное определение 1___________(эпитет)
- скрытое сравнение 2___________(метафора)
- наделение неодушевленных предметов
свойствами живых существ 3___________(олицетворение)
- сопоставление предметов по их сходству 4 __________ (сравнение)
Какое средство выразительности использовано:
- «чистые, словно обмытые» 5____________(сравнение)
- «заря пылает пожаром» 6____________(метафора)
1 группы: 5-6,
3 группа.
Запиши название изобразительно-выразительного средства:
- образное определение 1___________
- скрытое сравнение 2___________
- наделение неодушевленных предметов
свойствами живых существ 3___________
- сопоставление предметов по их сходству 4 __________
(олицетворение, эпитет, сравнение, метафора)
Сдайте карточки.
Слайд 4
— А теперь внимательно посмотрите правильные ответы. Я видела, что многие справились с заданием…
Слайд 5
Обратите внимание, как пишутся слова (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора), и старайтесь не допускать ошибок.
— Все эти средства используются при описании картин природы. В рассказе «Бежин луг» таких описаний довольно много. Для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.
Работа с текстом
— Давайте вспомним, с чего начинается рассказ.
( С описания июльского утра и дня.)
— И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.
— Очевидно, что под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства родились следующие строки.
Учитель читает описание утра.
Слайды утра.
Слайды 6-7
— Каким показывает И. С. Тургенев утро?
— Что особенно впечатлило вас?
— Радостную картину утра рисуют не только художники слова, но и композиторы. Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения норвежского композитора Эдварда Грига, которое так и называется «Утро».
Музыка.
— Какие чувства испытали вы, когда слушали эту зарисовку?
— Эдвард Григ передает радость от общения с природой с помощью мелодии. А какими художественными средствами пользуется И. С. Тургенев в этом отрывке?
— Давайте самостоятельно поработаем с текстом. Задание на экране.
Слайд 8
1, 2 группы.
Найдите изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этом отрывке.
3 группа.
Прочитайте слова и выражения, которые бы вам самим хотелось запомнить и употреблять в своей речи.
— Давайте проверим, что у нас получилось.
Ответы 1-2 и 3 групп.
— А меня, когда я читала этот отрывок, поразила метафора «разливается кротким румянцем».
— Что обозначает слово кротость? (нежное смирение)
Кроткий — незлобивый, покорный, смирный
Слайд 9
— Молодцы ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей. Я надеюсь, что употребление названных вами слов и выражений, описывающих утро, сделает вашу речь образнее и богаче.
Слайд 10
— Но вот утренний пейзаж сменяет дневной.
— Давайте проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Посмотрите на экран.
Слайд 11. Восстановите дневной пейзаж.
Цвет небосклона |
Легкий, голубоватый, серебристый |
Краски |
яркие, светлы, тусклые |
В воздухе пахнет |
Полынью, цветами, грозой |
Слайд 11 (2).
Слайд 12
— Каким изображает день И. С. Тургенев?
— Как связаны природа и человек? (Природа живет отдельной жизнью, человек смотрит на нее снизу вверх. Человек зависит от ее расположения)
Слайд 13
— В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм и понимает, что заблудился. Давайте посмотрим, как меняется окружающая обстановка.
«Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»
— Найдите отрывок, в котором писатель использует вопросительно- восклицательные предложения, предложения с многоточием.
Слайд 14
— Как вы думаете, с какой целью он их употребляет? (Чтобы передать растерянность, тревожное предчувствие опасности.)
(«Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»)
— О чём говорит это сравнение?
( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество.)
— Какой показана ночная природа? (Природа враждебна человеку)
— Какие чувства испытывает автор? ( «Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую»).
— С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?
(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, становится фантастическим.)
— Как мы видим, такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.
Слайд 15
— И действительно, автор встречается ночью с крестьянскими ребятишками. И свет ребячьего костра, тепло их душ заставляет тьму отступить.
— Посмотрите на рисунок современника И. С. Тургенева («Бежин луг». Акварель К. Лебедева. 1884 г). Попробуйте ощутить волшебное очарование ночи.
« Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялось грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах — запах русской летней ночи».
— Человек чувствует себя частью природы.
— Какой видят природу деревенские мальчики, которых охотник встретил у ночного костра? (Природа — это их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.
— Какие волшебные персонажи возникают в рассказе? (Леший, русалки, домовой, водяной…)
— Вспомните эпизод, в котором описывается необъяснимое для ребят природное явление.
Чтение наизусть отрывка о солнечном затмении.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
Слайд 16
Физкультминутка
Слайд 17
Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.
— Какие художественные средства использует И. С. Тургенев при описании картин начинающегося утра в этом отрывке? (олицетворение)
— С какой целью он использует олицетворения? (чтобы показать, что природа живая)
Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно, показать тесную связь человека и природы.
Тургенев писал: « Природа единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы?».
Слайд 18
Творческая работа.
1 группа. Чему удивился я, читая рассказ «Бежин луг»?
2 группа. Ребята, а теперь создадим свои словесные пейзажные зарисовки утра.
3 группа. Продолжите предложение. В рассказе «Бежин луг» мне запомнилось…
Слайд 19
А поможет нам в этом музыка Э. Грига. Позже вы убедитесь, что всё творчество И.Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, а сам писатель не знал наслаждения выше. (Дети пишут под музыку Эд. Грига).
Проверка творческой работы.
Задание на дом:
Слайд 20
Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Природа»
1 группа. Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни Природы?
2 группа. Как связаны человек и Природа в стихотворении?
3 группа. Какой показана Природа в стихотворении?
Итог урока:
— Как связаны человек и природа в рассказе Тургенева «Бежин луг»?
Тургенев писал: «Природа — единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек- таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы?»
Рефлексия
Слайд 21
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Мои ощущения от урока
Цель: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
Оборудование. Портрет И.С. Тургенева, репродукции: картина К.В. Лебедева (1884) и В.Е. Маковского (1879), запись симфонической картины Э.Грига «Утро», мультимедийное оборудование.
Ход урока
Начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя.
Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.
Задание: прочитать описание июльского утра в конце рассказа и проследить за умением автора рассказать о том, что он видел и слышал. Как «зачиналось» это утро? Что увидел Тургенев? Светлело, холодело, синело, забелелось… Он видит, как меняются краски, и слышит: «…кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса». Эта кроткая пора раннего рассвета служит лишь фоном, бледным и поэтому контрастным пятном для того, чтобы насладиться настоящим утром, оживлённым солнечными лучами. Проследим, как создана эта великолепная, оптимистичная, мажорная картина, которая неразрывно связана с мыслями об авторских прогнозах будущего, с его верой в будущее бескрайней родины, и мальчишек, которые живут на этой земле. Каскад красок, лавина звуков обрушены на читателя, но они не утомляют, не раздражают, а создают чувство спокойствия и радости. В чём же секрет гармонии звуков и красок? Не в изощрённости писательского пера, а в содержательности литературной формы. Ярок, богат, полон жизни, движения мир природы. Чтобы увидеть и передать это, нужны не семь цветов школьной палитры, а те тона, полутона, движения и переходы цвета, света, очертаний, которые посильны мастеру. Обратим внимание на то, как это сделано в описании раннего утра:
- не зелёные холмы – а зазеленевшиеся холмы,
- не зелёные кусты – а сверкающие, обагрённые кусты,
- не синяя река – а стыдливо синеющая из-под редеющего тумана.
Даже свет, и тот обретает мгновенно меняющуюся окраску: (Слайд 5) «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»
Но ведь читатель видит в рассказе два тёплых погожих июльских утра, следующих одно за другим. Одно из этих описаний начинает рассказ, другое его завершает.
Индивидуальные д/задания (карточки)
Какое время дня описывается в начале «Бежина луга»?
На что обращает внимание автор при описании утра, полдня, вечера?
Какие краски используются?
В чем особенность изображения явлений природы?
Какие строки помогают понять, что начался новый день?
Как «зачиналось» это утро?
На что обращает внимание автор?
Проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.
Чем отличается первое описание от второго?
Сравнить эти описания и решить, как различие описаний, их специфика связаны с той ролью, которую каждый из них играет в рассказе.
Какими мы видим звезды, луг, холмы, кусты, небо, речку?
Каким настроением проникнуто все описание утра?
С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается эта картина?
Почему Тургенев использует выражение «утро зачиналось», а не «утро начиналось»? Как вы понимаете смысл этого слова?
Выразительное чтение описаний начинающегося утра.
Июльское утро (начало рассказа) |
Июльское утро (конец рассказа) |
С самого раннего утра небо ясно: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло багровое, как перед бурею, но светлое и приветливо-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. |
…полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшим холмам, от лесу до лесу, и сзади, по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синеющей из-под редеющего тумана,- полились сперва алые, потом красные потоки молодого, горячего света… |
Беседа с классом.
Комментарии. Описание первого утра, как видим, насыщено эпитетами, но это не цвет, не краска – это очень тонкое описание общего облика утра. В этом описании мы видим только небо – именно там и сейчас ищет примет земледелец. Оно не только поэтично, оно точно до последней крохотной детали, и можно было бы сравнить его с теми, десятилетия спустя зафиксированными записями народных примет, которым мы доверяем и сегодня.
Первое описание вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно дается глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»
Во втором описании эпитетов втрое меньше, но больше цвета: оно ярче, пестрее, веселее, стремительней. В этом описании путнику не до неба — так ярко, живо и весело всё вокруг: луг, холм, лес, дорога, кусты, река, шум пробуждающейся жизни. «Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило!» красота, поэзия, яркость радуют человека в этом ослепительном круговороте природы.
Второе описание завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах «утро зачиналось» огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И это – финал рассказа.
Прослушивание грамзаписи или магнитофонной ленты: фрагменты симфонической картины Э. Грига «Утро».
Беседа с классом:
Какие чувства вызвало у вас это произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?
Какую картину нарисовали бы вы, и какими красками? (Можно предложить задание нарисовать эту картину или написать мини-сочинение.
Вернёмся к символизирующей фразе «утро зачиналось», прямая, открытая символика не характерна для почерка Тургенева-писателя. Следовательно, не только эта фраза, а общее настроение всего описания (как и изображения крестьянских мальчиков) свидетельствует о вере писателя в будущее.
Но есть в нём и неожиданный постскриптум – справка о трагической гибели Павлуши.
Прежде чем перейти к соображениям по поводу этой трагической справки, обозначим основную тему рассказа.
Какова же основная тема рассказа?
Ответы ребят.
Работа над обобщениями:
Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей не только в этом произведении, но и во всем сборнике. «Записки охотника» открываются рассказом о двух человеческих натурах «Хорь и Калиныч», а завершаются «Лесом и степью» и словами любви к «природе» и «свободе». Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
Обобщение учителя.
Но чувство тревоги все равно не покидает читателя. Рассказ завершается известием о смерти Павла. «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти слова недаром обронены Тургеневым, они являются вторым финалом рассказа.
Работа с иллюстрациями К.В. Лебедева (1884) и репродукции с картины В.Е. Маковского, написанной на ту же тему в 1879г. Позы ребят (у Маковского есть т девочка), их задумчивые лица, а на цветной репродукции и краски дают почву для размышлений, накапливают материал для возможных сочинений и о сегодняшних ровесниках мальчиков с Бежина луга, и о судьбах самих мальчиков. Ребята очень любят заглядывать за границы художественного произведения, фантазировать на тему о том, что будет дальше с героем. В рассказе «Бежин луг» одну судьбу определил сам писатель, причём судьбу самого милого нам мальчика.
Почему погиб Павлуша?
Потому что верил, что погибнет, и не берёгся? Потому что боялся только воды и был безрассудно смел во всём остальном? Ведь его реплика с терпким привкусом фатализма: «Своей судьбы не минуешь!» — теряется среди его же здравых рассуждений и соображений о посвисте куличков и о тёплых странах, в которые они летят. Очевидно дело не только в этой формуле.
Павлуша в рассказе по-особому выделен: во-первых, самим рассказчиком, во-вторых, своими товарищами и как бы самой природой. (Слайд 11) В образе Павла пересекаются три линии: природа — человек — судьба. Павел — личность незаурядная, которая пытается познать действительность, заглянуть в тайны природы с помощью разума, то есть рационалистически. Он противостоит миру «непознанного и тайного». Но мир природы полностью не раскрывает себя, лишь единицам позволяет «заглянуть в себя», и за это часто берет самую жестокую и высокую плату — человеческую жизнь.
В последующие годы Тургенев вновь и вновь обращается к теме гармонии человека и природы в различных по жанру произведениях. Это и рассказы, и заметки, и философские эссе, в которых он пытался осмыслить вопрос о соотношении природы и творящей личности. Поэтому анализ «Бежина луга» позволяет наметить линию, которая становится главной в осмыслении Тургеневым природы как предмета эстетических размышлений и художественного изображения.
Домашнее задание. Любая письменная работа, которую пишут ученики после изучения рассказа Тургенева, особенно сложна потому, что неизбежны высокие требования к языку таких работ, к тому, что можно было бы назвать необходимостью некоторой стилизации, насколько она была бы возможна при работе над следующими темами: «Как могло сложиться будущее мальчиков, которых мы увидели у костра на Бежином лугу?», «В ночном» (на том же месте через год). Можно предложить и тему (например, «Крестьянские дети в произведениях Тургенева и Некрасова»), связывающую рассказ о пяти мальчиках и о тех крестьянских детях, о которых Некрасов написал под влиянием Тургенева (программа прошлого года).
Презентацию Вы можете получить у автора статьи.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области ТРАПКОВА Надежда Николаевна.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
-
Продолжить работу по составлению аналитического комментария к художественному тексту.
-
Совершенствовать речевые и артистические навыки и путем инсценировки.
-
Развивать навыки групповой работы.
-
Развивать умение высказывать свое мнение о литературных героях.
-
Научиться связывать описание природы с основной проблематикой произведения.
Воспитательные:
-
Помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
-
Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей через красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе.
Задачи:
-
Определять тему, проблему и позицию автора.
-
Находить художественно-выразительные средства и определять их роль в тексте.
-
Формировать чувство ответственности, любовь к природе.
Тип урока: урок-беседа ( рассчитан на 2 урока ).
Оборудование:
-
Компьютер, проектор, экран,
-
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2./ Автор-составитель: Т.Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2010.
-
Тетради по литературе.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Предварительная подготовка:
Общее задание: внимательно дочитать рассказ «Бежин луг» до конца.
Задание по группам: сопоставить двух героев Илюшу и Павлушу по заданным вопросам (письменно в тетрадях); подготовить инсценировку понравившегося эпизода; составить презентацию «Ночь у костра».
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
-
Сообщение темы, целей и задач урока. Запись темы в тетради.
2. Работа с эпиграфом, написанным на доске:
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».
(И.С. Тургенев)
3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Учитель: — Ребята, связан ли эпиграф с темой урока «Человек и природа»? Ученик 1 — Связан, потому что в рассказе много описаний природы, да и ребята рассказывают свои истории, пытаясь понять саму природу.
Учитель: — А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? Ученик 2 — Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем, и она наказывает, горят не только леса, но и дома.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ.
Учитель: — Предлагаю сопоставить двух героев: Павлушу и Илюшу, используя записанные в тетрадях вопросы.
1.Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет)
2. О ком рассказывает в своих историях?
3. Откуда герой узнал то, о чем он рассказывал у костра?
4. Как относится герой к своим рассказам?
5. как относится герой к чужим рассказам?
6. Как герой относится ко всему, что происходит у костра?
-
Итак, мы сопоставили два характера, решая при этом проблему «Человек и природа». Сделаем вывод.
ВЫВОД: Ученик 1 — Два мальчика демонстрируют совершенно различный подход к окружающему миру: Илюша смотрит на него восторженно, для него мир, не познанный разумом, великолепно освоен фантазией, поэтичен и ярок.
Ученик 2 — Павлуша активно мыслит. Он насмешливо враждебен тому сказочному миру, который дорог Илюше.
Ученик 3 — Он энергичен, и его нельзя обвинить в духовной сухости и неумении ценить красоту природы. Напротив, Павлуша близкий к природе и отваживался разобраться в том, что его окружает.
КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ИНСЦЕНИРОВКУ ЭПИЗОДА. (работа в группах: одна группа из 4-х учеников рассказывает от имени Илюши о случае на рольне, историю с псарем Ермилой, с бабкой Ульяной и с дедушкой Трофимовичем. Другая группа из 3-х учеников рассказывает от имени Кости о случае со слободским плотником Гаврилой, с ним самим, с мальчиком из его деревни).
У. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1 ( СЛОВО УЧИТЕЛЯ):
В центре композиции – описание сцены у костра: сюда вошли и характеристики мальчиков, и их рассказы.
-
Ребята, рассмотрите на слайде картину художника В.Е. Маковского «Ночное». Сколько детей изображено на этой репродукции? Чем отличается данный пейзаж от тургеневского описания и что общего?
Именно здесь в рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».
И действительно, композиция рассказа такова, что ночь с порожденными ею страхами обрамлена светлыми картинами двух прекрасных июльских дней. Так, картины светлые и радостные оказываются важными не только сами по себе, но и для уяснения общей позиции автора. Приведу пример одной дневниковой записи Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…» так автор умел вслушиваться в природу. Чувствовал каждый звук или шорох.
ЗАДАНИЕ: Учитель: — проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.
БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: — Какие строки помогают понять, что начался новый день? Ученик 1 — «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем».
Учитель: — Обращаем внимание на приемы, которые использует автор. Ученик — Эпитет и отрицательное сравнение помогают создать лирическое описание.)
Учитель: — Как «зачиналось» утро? На что обращает внимание автор? Какими мы видим звезды, луг, холмы, кусты, небо, речку? Ученик 2 — «Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей…а светлое и приветно-лучезарное». Ученик 3 — «Около полудня обыкновенное появляется множество круглых высоких облаков»; Ученик 4 — «В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости»; Ученик 5 — «В такие дни жар бывает иногда весьма силен…и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню».
(во всех эпизодах рассматриваем изобразительно-выразительные средства).
(Презентация заканчивается.)
ВЫВОД: Ученик 6 — Небо июльского дня в начале рассказа автор видит глазами человека, знакомого с народными приметами о погоде, проверенными поколениями.
Учитель: — Какую же роль выполняет этот поэтичный и ясный пейзаж в рассказе о ночном? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить шаг за шагом путь сбившегося с пути охотника. Будем внимательны к тому, как он шел, где он шел, как описаны эти места. Обратим особое внимание на то, как переданы его состояние, его внутренняя напряженность и тревога.
Как шел? (Дети находят ответы, зачитывают):
1. — Быстрыми шагами прошел, взобрался, остановился в недоумении, оглянулся, проворно опустился.
Где шел?
1. — Длинная площадь кустов, холм, долина.
Что увидел и почувствовал?
1. — Увидал…Неизвестные места. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.
2. — Поскорей вскарабкался, забирая налево.
2. — Осинник.
2. -Летучие мыши уже носились над…заснувшими верхушками, таинственно кружась.
3. — Добрался наконец до угла леса.
3. — Угол леса, низкие кусты.
3. — Пустынное поле.
4. — Опять остановился. Пошел вправо.
4. — Кусты. Неторная дорожка.
4. — Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.
5. — Я вышел на опушку кустов.
5. — Кусты. Опушка.
5. — Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновеньем надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак.
6. — Отчаянно устремился вперед.
6. — Лощина.
6. — На дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, и казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.
ВЫВОД: ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 2 выполнена группой учащихся). Ученик 1 — Ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Ученик 2 — Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
Ученик 3 — Мальчики у костра увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа. Плеснула щука – понятно и не пугает, покатилась звездочка – тоже объяснимо и знакомо. Ученик 4 — Резкий, болезненный крик дважды прозвучал над рекой…странный посвист раздался где-то в небе… Стоило сказать, что это цапли кричат, посвистывают кулички, как успокаиваются мальчики. (Презентация закончилась).
Учитель: — Давайте внимательно проследим за последней историей, которая происходит именно тут, почти на глазах у крестьянских ребят. Вот они испугались болезненного крика, Павлуша успокоил их – это прокричала цапля. Вот опять все вместе мирно смотрят на звездное небо и молча опять сидят у костра. Именно в эти минуты Павлуша берет котельчик и идет на реку за водой. Можно предполагать, что состояние лирической настроенности, восторга перед прекрасным миром природы и страх перед таинственной нечистью дали результат. Трудно было не вспомнить о водяном, когда идешь к реке, и о мальчике, который в ней недавно утонул, ведь о нем только что говорили у костра. И действительно, ребята поговорили об утопшем Васе, а Павлуша услышал его голос. Отсюда вывод: Павлуша сумел узнать и понять в окружающем его мире чуть больше своих товарищей, но способ воспринимать этот окружающий мир у него примерно такой же. Он пытается объяснить все непонятное, но объяснения-то чаще всего приходится черпать из традиционных народных представлений, известных и его собеседникам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: — Какова же основная тема рассказа? Ученик 1 -Главная тема «Бежина луга» — человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы.)
Учитель: — Какие чувства вызвало у вас это произведение? Ученик 2 — сочувствия, жалости; ученик 3 — ощущения красоты природы; ученик 4 — таинственности, фантастики, ученик 5 – страха.
Учитель: — Какую картину нарисовали бы вы и какими красками? Это будет одно из ваших заданий на дом.
Учитель: — Чем отличается первое описание июльского дня от второго? Ученик 1 — Первое вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно дается глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…» Ученик 2 — Второе завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Тургенев верил в судьбу России, ее будущее.)
У1. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа – стихия таинственного и непостижимого для человека.
Рассказ завершается известием о гибели Павла. В образе Павла пересекаются три линии: природа – человек – судьба. Он противостоит миру «непознанного и тайного». Но мир природы полностью не раскрывает себя, лишь единицам позволяет «заглянуть в себя», и за это часто берет самую жестокую и высокую плату – человеческую жизнь. И слова И.С. Тургенева, которые стали эпиграфом к теме урока «Человек и природа в рассказе» перекликаются с данной проблемой.
Человек и природа – проблема, нашедшая место на страницах многих произведений. В этом рассказе мы видим, как, подчиненный силам природы, крестьянский мальчик стремился понять все вокруг себя, включая и ум, и фантазию на осмысление окружающего. На то, чтобы уцелеть в этом сложном мире.
УП. РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: — Оцените работу в группах, индивидуальную работу, кто был самым активным на уроке?
Ученики: — понравилась инсценировка, презентация. Все в группах работали «отлично», активными были на уроке: Епифанов Владимир, Чернобук Аня, Моссур Кирилл, Мтварадзе Анзори, Коробейникова Аня, Русанова Аня, Буканов Рома.
УШ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать понравившийся пейзаж или написать мини-сочинение о природе – по выбору.
« Список использованных источников»:
-
Т.Ф. Курдюмова. Тургенев в школе. Пособие для учителей/ Сост. Т.Ф. Курдюмова. Мин-во просвещения РСФСР. — М.: Просвещение, 1981 – 175 с., 400 000 экз.
-
З.С. Смелкова и М.В. Черкезова. Пропедевтический курс русской литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / [ З.С. Смелкова, М.В. Черкезова, Д.А. клумбите и др.] — 2-е изд. перераб. — Л.: Просвещение, 1986. – 352 с., 20 000 экз.
-
О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова. Методика преподавания литературы.
4. http://go.mail.ru/
13
Тема: Человек и природа в рассказе «Бежин луг»
Составитель: учитель русского языка и литературы Ихавова Зайнаб Османовна
Тип урока: урок решения учебной задачи
По целеполаганию – урок «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи
Образовательные:
познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
определить роль пейзажа в рассказе;
проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок;
обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
Воспитательные:
воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
воспитывать уважение к художественному слову;
воспитывать чувство патриотизма;
Воспитывать любовь к родному краю;
Привлечение внимания к современным проблемам экологии;
Развивающие:
развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать;
формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать проблему, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям, определение основной и второстепенной информации.
предметные: углубление сведений о творчестве И.С. Тургенева;
регулятивные УУД: действия постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, сотрудничество в совместном решении задач;
коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, эффективно сотрудничать.
личностные результаты: мотивация и интерес к учению, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1, презентации к уроку, мультимедийный проектор, раздаточный материал, читательские дневники учащихся, литературоведческий словарь.
Оформление доски.
Портрет И.С. Тургенева.
Начало формы
Конец формы
Осенний вечер… Небо ясно,
А роща вся обнажена —
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет — по песку аллей широких
Все улеглись — и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд.
Назовите автора стихотворения
1.Учащиеся предварительно разделены на исследовательские группы :
1 группа — «Биографы»: изучение фактов жизни и творчества И.С.Тургенева.
2-3 группы – «Историки» и « краеведы»: изучение исторических фактов деятельности И.С. Тургенева в Тульском крае.
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности.
А познакомят нас с его биографией ребята из исследовательской группы «Биографы»
( презентация « Жизнь И.С. Тургенева»).
1. Природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле была прелестна. Любовь к родной земле зарождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском. Может быть, поэтому она и станет одной из ведущих тем всего творчества великого русского писателя и его рассказа-очерка « Бежин луг».
2.Исследовательская группа «Историки» приготовила сообщение об истории написания очерка И.С. Тургенева « Бежин луг».
(Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года. Очерк «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года и феврале появился на страницах журнала «Современник». «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Впервые изданные отдельной книгой в 1852 году «Записки охотника» положили начало общероссийской известности Тургенева.)
3.А теперь слово краеведам.
( Герой-рассказчик, а это и был сам И.С.Тургенев, охотился в Чернском уезде Тульской губернии. В настоящее время это место в Тульской области в Чернском районе между сёлами Кытино и Ступино. Наверное, удивило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин. Так что в очерке описана красота нашего родного края, прославленная великим художником слова.)
6.Чтобы сохранить красоту родной земли, мы должны научиться заботиться о ней. Мы должны не только пользоваться дарами земли, но и заботиться, и беречь родную землю.
— И я надеюсь, что И. С. Тургенев поможет нам в этом. А теперь сами определите тему нашего урока.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые,
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
«Весенний вечер»)
— Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? ( Мыувидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает
природу.)
— Предположите, какова будет тема нашего урока. (Человек и природа в рассказе « Бежин луг»)
— А как называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж). -А как называется картина человека?(Портрет)
— Тема нашего урока: «Портрет и пейзаж в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».
— А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:
« Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый
человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без
природы? И то и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и
радостна и в то же время тяжела жизнь!..»
— Как вы понимаете слова писателя?
— Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем
сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?
( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в
рассказе, научиться выразительно читать и анализировать текст).
-Вашим домашним заданием было прочитать очерк Тургенева «Бежин луг» и в тетради записать свои впечатления от прочитанного. Я попрошу Абдуллаеву Саният прочитать свои записи:
2.Чтение читательского дневника:
(И.С.Тургенев очень любил Россию, ее природу и умел писать о ней так, что мы не только видим ее красоту, но и ощущаем ее ароматы, слышим ее голоса. Особенно меня поразило описание летнего дня. Я не только ясно представила себе июльский день, бездонную синь над головой, но даже ощутила горьковатый запах полыни возле крестьянских дворов, чарующий аромат только что испеченного хлеба. Тургенев подарим мне столько счастливых мгновений, о которых я и не думала, когда принялась читать произведение из школьной программы. Оказывается, слова могут быть живыми и говорящими. Это стало для меня настоящим открытием.)
3.Очерк Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это один из самых прекрасных рассказов о природе, потому что ее описывает не равнодушный человек, а азартный охотник, влюбленный в свой край. Таким предстает он перед нами на картине художника Дмитриева-Оренбургского « И.С. Тургенев на охоте», написанной в 1879 году.
4.Слайд .(Понятие пейзажа)
5.Слайд . Прослушаем видеофрагмент начала рассказа в исполнении мастера художественного слова. Наша задача — увидеть и почувствовать, как писатель создает такое описание природы, когда мы не только видим его красоту, но и ощущаем ароматы и звуки. ( Дети следят по тексту очерка. «Был прекрасный июльский день … до слов поднимается могучее светило».)
6.Самостоятельная работа с текстом
Сообщение итогов коллективной работы творческих групп.
1 группа Описание вечера.
(описание вечера читает Майминат — стр. 165.Слайд .
(Вечер – облака как дым, сияние солнца, на небе звезда, в воздухе аромат полыни, ржи, гречихи,
Существительные называют место, время действия, его особенности. Слайд 9.
2 группа. Описание ночи.
Слайд
( Ночь – приближалась, росла, поднималась, лилась, все чернело и утихало, звезды замелькали, зашевелились)
Глаголы — а это действие — позволяют увидеть, как меняется природа с наступлением ночи, понять, что ночь не означает прекращение жизни, просто меняется форма ее существование, сама же жизнь не замирает ни на мгновение. Слайд
3 группа. Описание утра (стр. 188-189.)Слайд
(Утро – свежая струя, бледно-серое небо, слабый свет, живые звуки, ранний ветерок, редеющий туман, молодой горячий свет, лучистые алмазы, чистые и ясные звуки)
Имена прилагательные позволяют отчетливо представить наступающее утро, ощутить пробуждение нарождающегося дня. Слайд
— Вы обратили внимание, что повествование начинается и заканчивается описанием прекрасного июльского утра. А в центре рассказа — ночь, где небольшой огонёк костра выхватывает из темноты лица крестьянских ребят. И здесь И. С. Тургенев обращает внимание на то, что: «Мрак боролся со светом». (слайд)
. Как вы понимаете эти слова? Можно ли эти слова отнести к человеку?
— Что вы, ребята, понимаете под словами: светлое и тёмное в человеке?
(учащиеся высказываются)
— Давайте подытожим:
Тёмное в человеке – это не только невежество, но и зло, жадность, трусость, высокомерие, лень – словом всё, что вызывает отрицательные эмоции.
А светлое – это доброта, смелость, природный ум, щедрость, трудолюбие, в общем то, что называют богатым внутренним миром.
7.-Чего же больше в крестьянских детях: темного невежественного или светлого жизнеутверждающего?
Прочитав дома очерк, вы познакомились с героями. Что вы можете о них сказать?
— Сколько их? Как описывает Тургенев героев?
— Чтобы поговорить обо всех мальчиках, как нам лучше построить работу?
Ответ учащихся: разделиться на группы.
— Верно, каждая группа будет рассказывать об одном из мальчиков. Что вы будете говорить о них?
А) Выступление 1 группы о Павлуше. ( слайд Рисунок Павлуши)
— Ребята, какое мнение у вас сложилось о Павлуше?
Павлуша самый заботливый (следил за котелком. В котором варилась картошка, ходил за водой), смелый (не побоялся волков, успокаивал ребят, объясняя причины странных звуков), сильный, умный.
Тёмным можно считать в Павлуше то, что иногда поддаётся суеверию: голос утонувшего Васи из воды заставляет задуматься и пугает : « Своей судьбы не минуешь». Возмущается он и всей «нечистью»: «И зачем эта погань в свете развелась?»
Добавляет учитель. Его любят собаки, а они-то чувствуют хорошего человека.
Итак, Что же мы запишем о Павлуше в таблицу? ( ключевые слова) ?
(Отвечают те, кто слушал, учащиеся из других групп).
Суеверен, но смел, любознателен и заботлив.
Б) Выступление 2 группы про Ильюшу (Слайд. Рисунок Ильюши) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.
Тёмное в Ильюше заключается в том, что он верит всем россказням, не пытается даже объяснить их, как Павлуша. Только одна история произошла с ним самим. Все остальные истории он пересказывает, веря, «что всё так было». Он все страшилки запоминает, слушая взрослых, и с интересом рассказывает потом ребятам. Он живёт в народных поверьях. Это его мир.
Светлым в Ильюше является то, что у него хорошая память. Он интересно рассказывает свои истории, к тому же искренне жалеет тех, с кем эти истории происходят. Ильюша смиренен, он не обращает внимания на высокомерное отношение к нему Феди.Итак, что же вы можете, исходя из наблюдений, сказать о внутреннем мире Ильюши?
Итак, Что же мы запишем о Ильюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп). Тёмное. Всему верит, не разбираясь. Светлое. Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен. Как вы оценили ответ ребят?
В) Выступление 3 группы о Косте (слайд с рисунком Кости) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.
Тёмное в Косте то, что он труслив, запуган тяжёлой жизнью. Он не знает никаких страшных историй и только слушает ребят. Внутренний мир его беден. По словам Тургенева, на языке его не было слов, чтобы сказать то, что его волнует.
Светлого в нём много. Например, рассказывая о том, как утонул Вася, он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами .
В его душе есть сострадание к чужой беде. Он добрый. Наверное, сам намучился от жестокости окружающих. Зато Костя любознателен: его интересует всё, о чём говорят ребята.
Добавляет учитель. Он жалок, но если бы его больше любили, дали бы возможность учиться, кормили, (вон он какой худенький, тщедушный) он не боялся бы так всего окружающего, был бы более смелым и уверенным в себе.
Итак, Что же мы запишем о Косте в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).
Тёмное. Труслив, запуган, речь не развита. Добр, умеет сострадать, любознателен.
Г) Выступление 4 группа про Федю? (слайд с рисунком Феди)
Тёмное в Феде то, что он высокомерный, подчёркивает своё превосходство выходца из богатой семьи. Насмешлив, перебивает Ильюшу, когда тот рассказывает былички.
Светлым является то, что он, хоть и богатый, но пошёл в ночное, не спит всю ночь, терпит голод, холод, общается с бедными ребятами, обо всём у них спрашивает, любознателен. Его умение вести себя с крестьянскими мальчишками говорит о том, что он чувствует людей: С Ваней он говорит ласково, С Павлушей уважительно.
Добавляет учитель. Рассказывать что-либо считает унизительным, а скорее не знает подобных историй.
Итак, Что же мы запишем о Феде в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).
Тёмное. Высокомерный. Светлое: сильный, терпеливый, любознательный мальчик.
Д) Выступление 5 группы про Ваню (слайд с рисунком Вани) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.
«Ваня лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
Слушая былички ребят, Ваня не вмешивается в их разговоры, но чувствует, что творится вокруг. Когда Павлуша побежал на лай собак, Ваня выбрался из-под рогожки.
С любовью Ваня относится и к сестре. Он отказывается от гостинца, предложенного Федей ради сестрёнки, хотя сам голоден, да ещё к тому же и младше её.
Итак, Ваня самый светлый персонаж в очерке. Он как маленький ангелочек, внимательно наблюдающий за миром.
Итак, Что же мы запишем о Ванюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).
Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим.
8.- Давайте проверим заполнение вами таблицы ( слайд с заполненной таблицей)
Мальчики |
Светлое |
Тёмное |
Павлуша |
Смел, добр, любознателен, заботлив; тонко чувствует красоту природы и знает приметы |
Суеверен |
Ильюша |
Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен |
Всему верит, не разбираясь |
Костя |
Добр, умеет сострадать, любознателен. |
Труслив, запуган, речь не развита. |
Федя |
Сильный, терпеливый, любознательный мальчик |
Высокомерный. Мало знает |
Ваня |
Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим |
9.Я благодарю всех вас, ребята, за то, что вы так подробно познакомили
нас с героями очерка И. С. Тургенева и смогли увидеть в них столько доброго и св— -Теперь предлагаю вернуться к спору литературоведов 19 века
-Как вы думаете, что, по мнению И. С. Тургенева, побеждает в очерке, свет или мрак? Не торопитесь отвечать, а вспомните, чем заканчивается очерк.
-Да, рассказ заканчивается гибелью Павлуши. ( слайд с Павлушей) Но раз такой светлый человек погибает, то по Тургеневу, выходит, что мрак побеждает?
Предполагаемый ответ. Я думаю, что Тургенев верил во всякие приметы, он думал, что «своей судьбы не минуешь». Но о смерти Павлуши автор говорит с сожалением: «Жаль, славный был парень!»
-Можно ли предположить, что Тургенев на 1-й план выставляет невежество, безграмотность детей и что он смеётся над их суеверием?
Предполагаемый ответ. Пусть даже Тургенев и был суеверным, но он от всей души любит этих крестьянских мальчиков, поэтому в очерке побеждает свет. ( слайд с утром)
10.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент.
Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится?
Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?
(Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть
этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже
понять и характеры действующих лиц рассказа).
— Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник
у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять
перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для
крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок,
непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в
историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о
лешем, о водяном.)
— Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?
( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее,
т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из
мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без
хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же
время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).
11.- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя,
которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не
переедет».
— А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть,
накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно
обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)
— Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли
эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?
12.Обобщение:
И.С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, умеющий подмечать и описывать в совершенстве все движения, звуки и запахи природы — заставил меня по-иному взглянуть на то, что меня окружает.
13.Итог урока, оценки в дневники, д/з — проследить, как природа связана с судьбами людей в рассказе.
Написать небольшое сочинение—размышление на тему: «Человек и природа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайский центр образования»
Конспект урока литературы
в 6 классе.
Тема урока: Роль картин природы в
рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Разработан учителем русского
языка и литературы Смолевой
Татьяной Ивановной
п.Первомайское, 2018г.
Урок по русской литературе в 6 классе.
Тема урока: Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Тип урока: комбинированный
Цели урока: определить роль пейзажа в рассказе, формировать умение
соотносить художественный текст с картинами, совершенствовать навыки
анализа текста, развивать творческое воображение и монологическую речь
учащихся, воспитывать любовь к природе, развивать умение работать в
группах.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник,
тетрадь, учебные пособия.
1. Организационный момент.
2. Проверка
домашнего
задания.
Учитель: «Дома вы готовили
выразительное чтение описаний
природы в произведении Тургенева
«Бежин луг». Сначала мы заслушаем
только троих человек, но в процессе
урока у желающих еще будет
возможность прочесть нам свои
описания.
Но слушать отвечающего сейчас мы
будем не совсем обычным образом –
мы закроем глаза и постараемся
представить картину того, о чем нам
читают.
Получилось ли представить?
Красочными ли были картины?
Постарайтесь запомнить слова автора,
Один человек
выразительно читает
отрывок – описание
природы, а остальные
пытаются представить
услышанное. Работа с
текстом учебника.
Ответы детей,
которые
которые «делали» наше представление
более красочным».
рассказывают о том,
какие картины
природы им удалось
представить. Участие
в коллективном
диалоге.
Учитель: «Откроем тетради и запишем
дату и тему сегодняшнего урока. Тема
урока перед вами на экране. (слайд№1
после титульного).
Эпиграфом к уроку послужат нам
слова самого автора произведения
(слайд №2). Прочитайте внимательно
текст, запишите его в тетрадь. О чем
говорит автор? Как вы понимаете эти
слова? Вы совершенно верно говорите
о неразрывности человека и природы.
В жизни человека, как и в природе,
есть красивые, жизнерадостные,
наполненные жизненной энергией
периоды цветения, а есть и периоды
угасания, и чередование их бесконечно,
но каждый период жизни человека, как
каждое время года в природе,
прекрасен по—своему!
Основываясь на формулировке темы и
эпиграфе, давайте постараемся
сформулировать цели нашего урока.
Какие выводы должны появиться в
Записывают в тетрадь
дату и тему урока.
Записывают текст,
анализируют его.
(автор говорит о
неразрывности
человека и природы,
человек – часть
природы и т.д.)
Формулируют цели
урока (установить
взаимосвязь человека
и природы в рассказе,
нашей тетради? В чем мы должны
будем сегодня разобраться, что
открыть для себя, чему научиться?
Посмотрите на экран (слайды №№4—
11). Как можно назвать то, что
представлено, одним словом?
А что такое пейзаж?
В начале урока мы закрывали глаза и
представляли картины природы,
слушая словесное описание. Можно ли
это описание назвать пейзажем? Что
такое литературный пейзаж? В чем его
отличие от нарисованных пейзажей
(картин)?
Вы правы – на картинах художников
мы только видим красоту природы, и
видим ее именно такой, какой увидел
ее автор картины. А при словесном
описании писатель, стремясь передать
полноту своих ощущений,
воздействует на различные органы
чувств: слух, обоняние, зрение. Это
придаёт картинам природы особую
выразительность, а также вполне
отвечает жизненной правде. Когда вы
идёте по лесу, вы не только видите
деревья, траву, небо, но и слышите
пение птиц, чувствуете запахи, вам
определить роль
пейзажа, учиться
описывать красоту
природы)
(природа, поля,
пейзажи)
Формулируют
определение
Основываясь на
полученных ранее
знаниях и вспоминая
зачитанные сегодня
описания, дают
определение пейзажа
(описание природы
конкретной
местности и чувств
автора относительно
созерцаемого. Автор
описывает не только
то, что видит, но и
звуки, погоду, свое
настроение и т.д.
Описание природы
помогает лучше
понять героев и их
жарко или прохладно.
Давайте прочитаем определение
пейзажа, которое дает нам «Словарь
литературоведческих терминов»
(слайды №№12—13)
поступки,
представить место
действия.)
Читают, анализируют
текст презентации.
Участие в
коллективном
диалоге.
5. Продолже—
ние работы
по теме
урока.
Ребята, как вы думаете, с помощью
чего автор так красочно и полно
описывает природу, что помогает ему
воздействовать на настроение и
восприятие читателя?
Давайте с вами найдем эти тропы и
озаглавим найденные нами на прошлом
уроке описания природы в рассказе
Тургенева «Бежин луг»:
1. Стр.164-165 Кто готовил дома
выразительное чтение этого отрывка?
Теперь пропустим около 10 строк вниз
и начертим такую таблицу (слайд
№14), которую мы с вами будем
заполнять в процессе чтения…
2. Стр. 167-168
О чем говорится в этом отрывке? Как
можно его озаглавить? (заполняем
Дети вместе с
учителем приходят к
выводу, что автор
использует средства
художественной
выразительности –
тропы.
Один человек читает
вслух, класс
подбирает название к
отрывку. Варианты
названий:
1.«Прекрасный
июльский день»
2.«Ночь
приближалась и
росла, как грозовая
таблицу)
3. Стр. 170—171 (заполняем таблицу)
4. Стр. 183 (заполняем таблицу)
5. Стр. 188 (заполняем таблицу)
6. Стр. 188 (заполняем таблицу)
7. Стр. 189 (заполняем таблицу)
туча»
3. «У костра: запах
русской летней ночи»
4. «Царственная
ночь»,
«Торжественно и
царственно стояла
ночь»
5. «Недолги летние
ночи!»
6. «Утро зачиналось»
7. «Все зашевелилось,
проснулось, запело,
зашумело,
заговорило»
Давайте посмотрим, какие еще средства художественной
выразительности мы с вами не записали (слайды №№ 15-18):
Эпитеты: прекрасный день; светлое, приветно—лучезарное
солнце; играющие лучи; холодные тени; неприятная,
неподвижная сырость; пустынное поле; пугливо нырнула;
громадными клубами вздымался угрюмый мрак; в
застывающем воздухе; слабо и жалобно пискнул; страшная
бездна и др.
Олицетворения: ветер разгоняет, раздвигает накопившийся
зной; заснувшие верхушки леса; звездочки зашевелились;
торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось,
они сползлись туда для тайного совещания; стремительный,
безостановочный бег земли; жидкий, ранний ветерок уже
пошел бродить и порхать над землею; вихри… гуляют по
дорогам; облака исчезают…, ложатся розовыми клубами и др.
Сравнения: облака, подобно островам, разбросанным по
бесконечно разлившейся реке; они так же лучезарны, как небо;
последние из них, черноватые и неопределенные, как дым; ночь
приближалась и росла, как грозовая туча; блеск подобен блеску
кованого серебра; как бережно несомая свечка и др.
Метафоры: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается
кротким румянцем; солнце мирно всплывает; хлынули
играющие лучи; трава белела ровной скатертью; даже с
вышины лилась темнота и др.
6.
Закрепление
изученного
материала.
Обсуждение вопросов 2 рубрики
«Совершенствуем свою речь» на
стр.191
Анализ и
систематизация
полученных на уроке
знаний. Коллективный
диалог. Подготовка к
подведению итогов
урока и
формулированию
основных выводов.
7.
Подведение
итогов
урока.
Учитель: «Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его
значение?» Учащиеся вместе с учителем формулируют выводы:
Картины природы в рассказе отражают настроения
человека, человек – часть природы. Пейзаж у Тургенева живет
одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
Автор использует поэтический, сказочный прием:
охотник заблудился… и неожиданно для себя открыл особый
мир природы, детский мир, полный фантастических тайн,
поверий, сказок, мир искренний и добрый. Тургенев в описании
природы создает атмосферу таинственности, показывает, что
такой фантастической ночью неизбежно должно произойти
нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только
замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
Картины наступающей ночи вызвали у автора чувство
беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня —
чувство радости жизни.
Учитель: «А почему так много картин природы?» (дети
живут в деревне. Их всегда окружает природа, которая
является фоном жизни ребят)— слайд №19
Учитель: «Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.
Но у меня к вам еще один вопрос: какое значение для
построения рассказа имеют пейзажи, изображенные
Тургеневым?
(рассказ начинается и заканчивается описанием утра. Пейзаж
служит зачином и концовкой произведения).
Учитель: «Молодцы, ребята! Благодарю вас за
прекрасную работу на уроке и надеюсь, что вы теперь будете
еще внимательнее и бережнее относиться к природе, научитесь
чувствовать ее, восхищаться ею. Ведь человек и природа –
единое целое!
Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника»,
выполнить задания на стр.23-24 Тестов по литературе.
Список литературы.
1. Ахмадуллина Р.Г. литература. 6 класс: рабочая тетрадь: пособие для
учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1.— М.: — Просвещение,
2013.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.— СПб.: Паритет,
2012.
3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учеб.
пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
4. Замышляева А.Н. литература. 6 класс: система уроков по учебнику под
редакцией В.Я.Коровиной.— Волгоград: Учитель, 2014.
5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Литература.
Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
6. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с
прил. на электронном носителе. В 2 ч./ под ред. В.Я.Коровиной. – М.: —
Просвещение, 2012.
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я.Коровиной. —
М.: Издательство «Экзамен», 2014.