ГБОУ Школа № 1161 корпус 6.
Конспект НОД викторина
В старшей группе (5-6 лет) № 6 «Лучики»
«Сказка за сказкой»
Воспитатель:
Архипова Ольга Витальевна
Москва 2017-2018 учебный год.
Цель: воспитание любви и уважения к литературному жанру — сказка.
Задачи:
— систематизировать знания детей по теме «Сказки»;
— формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
— воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Материал: письмо, аудиозаписи к знакомым сказкам и мультфильмам; пазлы с изображением сказок и героев сказок, мяч.
Предварительная работа: чтение сказок «Сивка-бурка», Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый». «Принцесса на горошине», «Сказка о царе Салтане», «Никита Кожемяка», «Домовенок Кузька» и д.р.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу, а у нас под дверью лежит конверт, давайте вместе посмотрим, что в нем. Ой, тут какое то письмо. «Дорогие ребята! Я — домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. У вас так много красочных книг мне очень нравиться их пересматривать. Днём я часто слушаю вместе с вами сказки, и я хотел бы узнать еще больше сказок!»
Воспитатель: Ребята, домовёнок написал сказки, названия которых он забыл, поможем ему?
Дети: Поможем!
«Отгадай сказку»
Воспитатель: Один мельник в наследство своим трём сыновьям оставил мельницу, осла и кота.
Дети: Это сказка «Кот в сапогах».
Воспитатель: «Раз он в море закинул невод, — пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — пришёл невод с травой морскою».
Дети: Сказка о рыбаке и рыбки.
Воспитатель: «Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках».
Дети: Это слова из сказки «Принцесса на горошине».
Воспитатель: Удивляется народ: едет печка, дым идет, а Емеля на печи
Ест большие калачи!
Дети: По-щучьему велению.
Воспитатель: Молодцы, названия сказок вы знаете, а теперь давайте посмотрим, как хорошо вы знаете героев сказок.
«Назовите сказочных героев»
Воспитатель:
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Дети: Незнайка.
Воспитатель:
Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван — дурак ночами
Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,
А зовут её…
Дети: Жар-птица.
Воспитатель:
Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конёк
По прозванью …
Дети: Горбунок.
Воспитатель:
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Дети: Царевна Лягушка.
Воспитатель:
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Дети: Мальвина.
Воспитатель:
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Дети: Золушка.
Воспитатель:
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Молодцы, и с этим вы справились. Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный — затопаете.
«Разминка»
- Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь –
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА
- Жизнь его лежит в ларце
А ларец тот во дворце,
А дворец – в лесу дремучем,
Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ
- На метле вчера летала
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи-ножки,
Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА
- В красной шапочке идет
Пирожки с собой несет.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. А сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
«Угадай мелодию»
Звучит аудио запись песен из сказок: «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Песни из сказок вы тоже хорошо знаете. Следующее задание называется путаница, кто-то все перепутал и написал не правильное название сказок. Давайте наведём порядок.
«Путаница»
Воспитатель: «Царевна-утка».
Дети: «Царевна-лягушка».
Воспитатель: «Сивка-будка».
Дети: «Сивка-бурка».
Воспитатель: «Серебряное ушко».
Дети: «Серебряное Копытце».
Воспитатель: «Цветик-одноцветик».
Дети: «Цветик-семицветик».
Воспитатель: «Серая тучка».
Дети: «Серая шейка».
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Теперь давайте немного отдохнём – поиграем в игру «Колобок». (Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии со словами).
Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки и дедушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте).
«Собери сказку» (пазлы)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть: из волшебного конверта достаньте пазлы, разложите их на столе и соберите сказку (или сказочного персонажа). Отгадайте, из какой сказки картинка.
«Кому принадлежат волшебные слова»
Воспитатель: Теперь вам нужно вспомнить, кто и из какой сказки говорил следующие слова:
Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.
Дети: Иванушка-дурачок, р. н. с. «Сивка — бурка».
Воспитатель: Лети — лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Дети: Девочка Женя, в сказке «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Крекс Фекс Пекс!
Дети: Буратино, в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино».
Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотенью….
Дети: Емеля, в сказке «По щучьему велению».
Воспитатель: Какие волшебные предметы были у сказочных героев?
У Буратино — волшебный ключик
У Бабы-Яги — ступа
У кота – сапоги
У Золушки — туфелька
У Снежной королевы – зеркало.
Воспитатель: Вы все молодцы, предлагаю поиграть в игру с мячом. Я буду бросать вам мяч и говорить начало сказки, а вы заканчиваете.
Игра «Иван – Царевич
Мышка — норушка, лягушка — квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица Аленушка, братец Иванушка, серый волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса — премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.
Воспитатель: Вот мы и закончили, как думаете понравилось домовёнку наше путешествие по сказкам? А вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А давайте в подарок домовёнку, каждый из вас нарисует свою любимую сказку. Нарисуем?
Дети: Да, нарисуем.
(Рисование любимой сказки цветными карандашами)
Воспитатель: Очень здорово получилось, домовёнок Кузька будет счастлив, вы большие молодцы.
Муниципальное автономное
дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка —
детский сад «Солнышко»
Ярковского муниципального
района»
Литературная викторина для
детей старшей группы
«В гостях у сказки!»
Воспитатель: Губкина Н.А.
Цель: добиться уточнения знаний детей о сказках.
Задачи: показать детям удивительный
мир сказок, их мудрость и красоту; активизировать детское чтение; вспомнить и
закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; воспитывать веру
в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оборудование: Василиса Премудрая,
ведущая, жетоны (около 40 штук).
Ход викторины:
Участие в викторине принимают 3 команды. Каждая команда за
правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов,
вручаются медали. Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех
вас на литературной викторине «В гостях у сказки»! Скажите, а вы любите сказки?
А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки.
Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки.
Викторина состоит из конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный
ответ команда получает 1 жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право
команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок
либо с авторами, которые их написали.
Итак, я объявляю первый
конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе
одновременно принимают участие три команды. Я произношу задание, а вы все
вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешен,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой,
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
7. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
8. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
9. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
10. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
2 конкурс. «Отгадай-ка».
Ребята, мне срочно нужна ваша помощь. Буратино перепутал все
страницы в книжках и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти сою сказку,
иначе мамы ребятам не смогут прочитать на ночь книжки. Согласны помочь? (По 3
вопроса каждой команде – вопросов одной команде.)
Дети отвечают: Да!
Вопросы:
1. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о
рыбаке и рыбке»)
2. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из
одноимённой сказки)
3. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки
«Снегурочка»)
1. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел. (Колобок из сказки «Колобок»)
2. У него избушка тёплая-лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки
«Заюшкина избушка»)
3. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки
«Золушка»)
1. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в
сапогах»)
2. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки
«Белоснежка и семь гномов»)
3. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке,
Попасться на обед. (Баба Яга из сказки
Гуси-Лебеди)
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. (Емеля из сказки «По
щучьему веленью»)
Дети получают жетоны за правильный ответ.
3 конкурс. «Волшебные предметы».
Ой, какие вы все умненькие, да разумненькие. Вот сейчас я
вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные
предметы, помогающие им творить волшебство. Вот Буратино не смог ответить на
мои вопросы, он всё перепутал. Ведущий называет волшебные предметы, или волшебные слова, а
дети называют обладателя этого волшебства. Отвечает тот ребёнок, который первый
поднял руку.
Вопросы:
• Ступа и метла. (Баба-Яга)
• «По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля)
• Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)
• Сапоги скороходы. (Кот в сапогах)
• Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)
• Колечко. (Ваня из сказки «Волшебное колечко»)
• Цветик-Семицветик (Женя, сказка
«Цветик-семицветик»)
• Шапка-невидимка (Иван, «Сказка о Иване
Царевиче»)
Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете!
Даже все нашли хозяев для волшебных предметов! Получают житоны.
Разминка: Ребята, а вы умеете танцевать?
Дети отвечают.
А сейчас мы и проверим.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету», муз. Е.
Птичкина, сл. М. Пляцковского, в исполнении В. Толкуновой.
Мальвина показывает движения, дети повторяют.
1. Сказки гуляют по свету, (Руки на поясе,
Ночь запрягая в карету. Лёгкие приседания.
Сказки живут на полянах, «Пружинка»)
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит. (Поворот вокруг
своей оси и
А жадность Кащея погубит… Лёгкое приседание
Пусть Зло на проделки хитро, на окончание
строчки).
Но все ж побеждает Добро!
2. Мир озарив чудесами, (Выставляем ножки
Сказки летят над лесами, поочереди вперёд).
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея, (Поворот вокруг своей оси
Не станет Горыныча Змея… и лёгкое приседание
на
Пусть Зло на проделки хитро, окончание строчки).
Но все ж побеждает Добро!
3. Сказки со мною повсюду, «Пружинка»
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный, (Повороты вокруг своей
В глазах Василисы Прекрасной… оси с
приседанием на
Пусть Зло на проделки хитро, последнее слово
Но все ж побеждает Добро! в строчке).
Ой, какие вы молодцы, и танцевать замечательно
умеете. Спасибо вам за помощь, пойду, расскажу Буратино, какие ребята
воспитываются в детском саду, которые все знают. А вам желаю удачи, впереди вас
ждёт третий конкурс.
4 конкурс. «Угадай-ка».
Василиса: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев
сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. За полный ответ
вы можете получить 2 жетона: один жетон за название героя, и один жетон за
название сказки. Будьте внимательны (если нет ответа у команды, может ответить
другая команда).
Вопросы:
1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки
корыто! Возвращайся обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «…Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»
(Колобок из сказки «Колобок»)
3. «…. Ой, детушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое
яичко снесу, не золотое, а простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
5. «- Я придумала! Я нашла! – сказала она. –
Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него
посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я
не квакала, и всё будет превосходно» (Лягушка из сказки «Лягушка —
Путешественница»)
1. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут
клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
2. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока,
из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился
петушок бобовым зернышком…»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем
шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а
теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея
Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна — лягушка»)
4. «- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты
дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе
тогда все расскажу» (Девочка Даренка из сказки «Серебряное копытце»)
5. «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись,
рыбка большая и маленькая…»
(Волк из сказки «Волк и лиса»)
Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за
правильный ответ.
Василиса: Ребята ну что, продолжаем дальше?
Следующий конкурс так и называется «Дальше, дальше». Объясняет правила
конкурса.
6 конкурс: Сложи мозаику.
Ведущий рассказывает правила конкурса.
В конкурсе принимают участия по три ребенка из
каждой команды. Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И
Чуковского. Кто быстрее соберет тот получает житон, если команда называет
писателя и название произведения фрагмента – картинки, то получает еще один
житон.
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки.
Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов. Подводятся итоги
игры, награждаются медалями. Все участники игры-викторины получают утешительные
призы.
Ведущий: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!
Конспект итогового мероприятия в старшей группе
«Литературная викторина»
Цель: Закреплять знания детей о прочитанных литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения.
Задачи:
Образовательные:
1.Поощрять желание детей искать способы решения проблемных ситуаций.
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2.Развивать умение составлять целое из частей.
Воспитательные:
1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
2.Поощрять проявления самостоятельности в выборе решений.
3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
— Ребята, а вы любите сказки? (да)
— А вы знаете сказки? (да)
— Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Пусть будет радостною встреча, в таком знакомстве – дружбы суть.
Мы начинаем викторину, как говорится в добрый путь!
Воспитатель. Итак, в нашей викторине принимают участие две команды
(названия команд оговариваются воспитателем до начала викторины, например, «Буртино» и «Емеля»).
Поприветствуем наши команды.
Приветственное слово команды « Золушка»
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Приветственное слово команды « Емеля»
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
Задание № 1. «Угадай героя сказки».
Воспитатель. Первое задание для наших команд называется «Угадай героя сказки».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
— Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Ответы детей –это (Золушка).
— Кто родился в чашечке цветка? (Ответы детей -это Дюймовочка).
— Кому помогала коровушка трудную работу выполнять? (Хаврошечке).
— Кто лечил больных зверей? (Доктор Айболит).
— Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля).
— У кого избушка была ледяная? (Ответы детей – у Лисы)
Воспитатель. Не нужны были подсказки, угадали вы героев сказки.
Создавали мудрецы, а вы все вместе молодцы!
Задание № 2. «Исправь ошибки».
Воспитатель. А теперь второе задание. Надо, ребята, подумать и правильно сказать.
1. «Даша и медведь» (ответ детей- «Маша и медведь»)
2.«Волк и семеро котят» (ответ детей- «Волк и семеро козлят»)
1.«Петушок Ряба». (Ответ детей – «Курочка Ряба»).
2.«Царевна- Индюшка». (Ответ детей – «Царевна – Лягушка»).
1.«Сестрица Светочка и братец Алешенька». (Ответ детей- «Сестрица Аленушка и братец иванушка»).
2.«Летающий, бегающий да жареный». (Ответ детей — «Крылатый, мохнатый, да масляный»).
Физкультурная минутка. «Принцесса»
Шел король по лесу, по лесу, по лесу
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или здороваемся)
Задание № 3. «Вспомни авторов произведений!»
Воспитатель. А теперь задание третье «Вспомни авторов произведений». Кто знает правильный ответ, поднимайте руку!
— Кто написал стихи «Дядя Степа»? (Ответ детей – С. Михалков).
— Кто написал стихи про веревочку? (Ответ детей- А. Барто).
— Рассказ «На горке» кто написал? (Ответ детей – Н Носов).
— Говорящая посуда, убежавшая от Федоры, кто автор? (Ответ детей – К. Чуковский).
Ведущий. А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Задание 4.Эстафета «Конек-горбунок».
(мячи, и огрничители)
Задание 5. «Что забыл художник?»
Карточки
Задание № 6 Конкурс «Кто первый соберет сказку».
На столах разложены разрезные картинки, капитаны должны из них сложить сказку. Кто соберет первый – тот победил.
Задание 7. Игра «Назови правильно»
Карабас (Барабас)
Мишка (косолапый),
Крошечка (хаврошечка)
Петушок (золотой гребешок),
Кощей (бессмертный),
Баба Яга (костяная нога)
зайчишка (трусишка, побегайка, хвастун),
цветик (семицветик)
Иванушка (дурачок)
Муха ( горюха, Цокотуха)
Сивка (Бурка) – (вещая каурка)
волчок (серый бочок),
избушка (на курьих ножках),
Жар (птица)
Василиса (Премудрая)
Царевна (лягушка)
Воспитатель. . Вот сколько интересного мы узнали из книг. А как же нужно обращаться с книгами? Давайте вспомним правила. (Ответы детей- Книги нужно смотреть аккуратно, не рвать, не бросать, убирать на полку). На этом наша викторина закончилась. Вам понравилась она? Давайте поздравим победителей аплодисментами.
Подведение итогов.
Ведущий.
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются дипломы об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы (например, медали).
Ведущий. Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1
Конспект викторины для детей старшей группы «Сундучок сказок»
подготовила воспитатель
Разумова Наталья Ивановна
Г. Саров
2017 год
Конспект викторины для детей старшей группы «Сундучок сказок»
Цель: Формировать благоприятный психологический климат в группе, развивать у детей коммуникативные навыки, сплоченность и улучшение взаимоотношений.
Программное содержание:
-
Учить оценивать характер и поступки сказочных героев и делать умозаключения.
-
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, иллюстрации, характерным признакам и действиям героев.
-
Развивать способность анализировать поступки сказочных героев, определять отношение к ним.
-
Развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас.
-
Воспитывать у детей ответственность, учитывать мнение товарищей, умение работать в группах, дисциплинированность в коллективной деятельности.
Материал к занятию: сундучок, конверт с разрезными картинками «Гуси лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; игрушки: красная шапочка, три поросенка, гуси; картинка лисья избушка из сказки «Заюшкина избушка»; картинка яблонька, под ней девочка с мальчиком, заготовки из цветной бумаги яблочек и листьев; клей, кисти, клеёнка, тряпочка.
Предварительная работа:
· Чтение русских народных сказок;
· Игры-драматизации по мотивам сказок;
· Разгадывание сказочных загадок;
· Рассматривание иллюстраций к сказкам;
· Показ кукольного театра;
· Просмотр мультфильмов по сказкам;
· Прослушивание аудиозаписей.
Методы и приемы:
· Практические: игры, игровая ситуация;
· Наглядные: показ, наблюдение;
· Словесные: загадывание загадок, объяснение, рассуждение.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу сундук.
— Ребята, сегодня мы будем учиться работать в группах.
— Дети, смотрите, какой сундучок со сказками нам подарили.
— Хотите узнать, что там внутри?- а сундучок не открывается.
— Сундучок хочет узнать, знаете ли вы сказки?
-
На какой птице летала Дюймовочка? («на ласточке»)
-
Назовите сказку, где мальчик превратился в козленочка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-
Как звали собачку из сказки «Репка»? (Жучка)
-
Назовите жилище Бабы-Яги. (избушка на курьих ножках)
— Вот и открылся сундучок. Ой, смотрите, а здесь картинки.
Воспитатель показывает картинку из сказки «Маша и медведь».
— Как называется сказка? («Маша и медведь»)
— Почему Маша заблудилась в лесу? (подружки собирали ягоды вместе, а Маша ушла от них)
— Оказывается, чтобы с тобой не случилось неприятностей, нужно быть всем вместе.
Воспитатель показывает картинку из сказки «Репка».
— Как называется сказка? («Репка»)
— Кто вытянул репку? (все вместе)
— Значит, если вы все вместе, дружно будете выполнять одно общее дело, то у вас обязательно все получится.
Воспитатель показывает картинку из сказки «Царевна лягушка».
— Как называется сказка? («Царевна лягушка»)
— Что не правильно сделал Иван царевич? (сжег лягушачью кожу)
— Как ему надо было поступить? (подождать, потерпеть)
— Когда вы начнете вместе выполнять задания, будьте терпеливы друг к другу, договаривайте, помогайте товарищам.
— А теперь мы разделимся на команды. В этом нам помогут коробочки с номерами.
Каждый ребенок берет коробочку с номером и подходит к столу с данной цифрой.
— И самое главное, не забывайте, выполнять задание вы должны вместе, договариваясь как настоящие – друзья!
Дети делятся на команды, берут конверты, собирают картинку.
— Молодцы, с этим заданием вы справились.
— А в сундучке что-то еще есть.
Воспитатель достает из сундучка картонный домик лисы из сказки «Лиса и заяц».
— Ребята, что это?(ледяная избушка)
-Из какой сказки? («Заюшкина избушка»)
— Сундучок хочет, чтобы поиграли в «Заюшкину избушку».
Игра «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
— Очень приятно видеть вас дружных. Проходите на стульчики.
— Ребята, а сундучок еще что-то для вас приготовил.
— Ой, да это же загадки, а отгадки хранятся в сундучке.
Воспитатель зачитывает загадки.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
— Что произошло с Красной Шапочкой и бабушкой? (их съел волк)
— Почему так произошло? (она рассказала, где живет бабушка)
— Ребята, а можно незнакомым рассказывать где о себе?
Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка) — Почему Наф-Наф был спокоен в своем домике? (он был уверен, что дом выдержит, он был прочным, и дверь была заперта) — В своем доме вы запираете дверь? — чтобы никто чужой не ворвался к вам нужно двери запирать. |
Утащили злые птицы
Кроху – братца у сестрицы.
А сестра, хоть и мала,
Все же мальчика спасла.
Что за птицы в сказке были?
И кому они служили? («Гуси – лебеди»)
— Как вы думаете, почему гуси-лебеди утащили мальчика? (потому, что сестра оставила его без присмотра)
— Ребята, а кто же помог детям укрыться от гусей? (яблонька)
— А в сундучке-то еще что-то есть.
Воспитатель достает из сундука картинку с изображением дерева, а под ней дети.
— Вы узнаете эту сказку? (Гуси-лебеди)
— Как вы думаете, заметят гуси детей? Почему? (нет листьев, детей будет видно).
— Мы с вами можем им как-то помочь? (можем наклеить листья и яблоки)
— Ребята, чтобы выполнить это задание нужно опять разделиться на группы.
— Как можно это сделать по-другому? (считалкой)
— Ребята, а можно просто подойти к кому-то и договориться.
Дети выбирают, с кем будут работать. Разделившись на группы, они наклеивают листья и яблочки на яблоньку.
— Молодцы! Вы защитили детей от гусей, теперь они спокойно могут вернуться домой.
— Вам понравилось работать в группах? Что больше всего понравилось?
— А в сундучке еще что-то осталось?
Воспитатель достает из сундука диск с мультфильмами «Маша и Медведь»
— Сундучок захотел наградить вас за то, что вы такие дружные.
— Правильно, это мультфильм «Маша и Медведь» хотите его посмотреть?»
— Сейчас вы попрощаетесь с гостями и будите смотреть мультфильм.
Литература:
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007—2010.
-
Петрова В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006—2010.
-
Суровцева С.Б., Кирьянова О.В., Третьякова Т.А. Комплексные занятия для детей 6-7 лет. Волгоград.: Учитель, 2010, — 375с.
г Сергиев Посад МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13»
старшая группа № 13
Конспект НОД по познавательному развитию в
старшей группе на тему
«Викторина по русским народным сказкам»
подготовила воспитатель :Мельникова—Никишина
Татьяна Николаевна
г.Сергиев Посад
2020г
Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей
группе
Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, воспитывать в
детях любовь к русскому устному народному творчеству.
Образовательные:
1. формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя,
соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не –
перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде,
дружелюбие, честность в игре, справедливость;
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас
литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при
восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику,
прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2. Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и
отгадывать загадки.
3. Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать
устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат,
память.
4. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать
интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог
между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество,
дружелюбие, честность в игре, справедливость.. воспитывать веру в добро,
дружбу и любовь, торжество над злом.
2. Прививать любовь к устному народному творчеству;
3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку
и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать
участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Материал и оборудование:
Открытки с изображением различных эризодов из р/н сказок, картинки к
двум р/н сказкам(3—4) ,картинки героев сказок, медали, фишки, выставка книг
со сказками, иллюстрации русских народных сказок.
Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию, рассматривание
иллюстраций;
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би—ба—бо,
настольного театра.
4. инсценировка сказок,
5.настольные игры, пазлы
6. изготовление фишек ,эмблем для команд.
Интеграция образовательных областей: «Речевое
развитие»,»Познание»,»Социально—коммуникативное развитие»,»Физическое
развитие»,»Художественно эстетическое развитие»
Ход Нод:
Воспитатель: Россия— великая страна, в которой живет много
талантливых людей, мастеров (Русские мастера делают очень красивые
изделия. Э то дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия
городецкой росписи и др. ; русские люди придумывают разные игры;
сочиняют интересные сказки).
Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы
узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы
посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.
Воспитатель помогает детям разделиться на две команды. Дети выбирают
капитанов команд. И выбирают название команд из предложенных
воспитателем. И выбирают название команд из предложенных воспитателем.
Воспитатель: И так в нашей викторине принимают участие две
команды:»Теремок» и «Колобок».
Воспитатель: У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и
писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая,
умная, веселая.
— Ребята, а вы любите сказки? (да)
— А вы знаете сказки? (да)
— Вот сейчас мы это и проверим.
Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В
каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это
удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые
необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я
предлагаю вам провести викторину по русским народным сказкам» .Сегодня
мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по русским
народным сказкам.
Воспитатель: Итак, в нашей викторине участвуют две команды
«Теремок» и «Колобок»).
Задание № 1.
Воспитатель: В первом конкурсе нашей викторины нужно будет вспомнить и
назвать русские народные сказки. Сказки вы будете называть по очереди .За
каждое название вы будите получать по одной фишке. У какой команды
будет больше фишек, та получит 2 балла ,у кого меньше —один балл.
Задание № 2. «Угадай сказку».
Воспитатель: Следующее задание для наших команд называется «Угадай
сказку».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»)
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»).
.Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси—лебеди»).
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.(«Маша и медведь»)
Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут.(«Пузырь, соломинка и лапоть»).
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.(«Царевна—лягушка»).
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят»)
Хрю—хрю—хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный?(«Три поросёнка»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.(«Бычок – смоляной бочок»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.(«Три медведя»)
Воспитатель :Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.
Вы все вместе молодцы! команды считают фишки за правильные ответы
,воспитатель выставляет баллы каждой команде.
Задание № 3. «Волшебные предметы».
Воспитатель А теперь второе задание. Надо, ребята, нам быстро
смекнуть и вещи героям скорее вернуть!
Посмотрите на героев русских народных сказок героев сказок ,им надо
«вернуть» его вещи (за каждый правильный ответ – 1 фишка).
Ведра, щука («По щучьему велению»), сундук ,яйцо («Кощей Бессмертный»),
стрела(«Царевна —Лягушка»), короб, пирожки («Маша и Медведь»), золотое
яйцо,курочка («Курочка Ряба»), теремок («Теремок»).
Задание № 3. Воспитатель: Сейчас я буду читать отрывки из русских
народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет
руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное
правило игры— не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите
балл.
Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.
«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят,
когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка
отпустила.» («Кот и петух»)
. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след
простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост
вытащить…(«Лиса и волк»)
Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего
—приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба
тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» («Зимовье зверей»)
Молодцы ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Физминутка «Герои волшебных сказок»»под музыку.
В сказку нас ведёт дорога
Эй ребята не зевать
Что ведущая покажет,
То и будем выполнять.
Как из моря выходили 33 богатыря,
Как скакал Иван Царевич 3 года и 3 дня,
Белоснежка танцевала с гномами в саду,
А кощей над златом чахнет в сказочном лесу,
Мышка хвостиком разбила ценное яйцо,
Буратино залез носом прямо в полотно,
А как съела колобка хитрая лиса,
Как варила в котелке снадобье яга,
А как золушка спешила поскорей домой,
Как летает Змей Горыныч тёмною порой,
Как рыдает Несмеяна, затопив дворец,
Как считает звёзды в небе сказочный мудрец
Задание № 4. «Угадай сказку по картинке».
Воспитатель: В этом конкурсе вы должны будете узнать сказку по
картинкам .У меня есть картинки к разным русским народным сказкам.Я
раздам каждому члену команды по картинке.
Вы должны отгадать название сказки, затем найти в своей команде картинку
на которой изображен эпизод из такой же сказки. Та команда ,которая
быстрее построится парами ,получит 3 балла ,а другая ,которая сделает позже
получит—2 балла.
Задание № 5. «Собери все части вместе». Конкурс капитанов.
Воспитатель: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил:
разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить.
Капитаны получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору
воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют
картинку из 10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и
определит название, тот победил.
Воспитатель: А теперь снова пришло время передышки« Волшебная
избушка»
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Задание № 6. «Моя любимая сказка».
Воспитатель: Задание шестое. «Моя любимая сказка». (Драмматизация.)
А теперь, командам предлагается драмматизировать небольшую сценку из
любимой сказки (каждая команда получает по фишке).
Ведущий объявляет выход одной из команд:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
Дети показывают небольшую сценку из любимой сказки.
Задание № 7. «Угадай героя из песни».
А сейчас послушайте песни, и угадай героя и сказку.
За каждый правильный ответ получают фишку. Описание игры: Воспитатель
читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому
принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик—братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, — точёная,
Ручка золочёная, —
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются
дипломы об участии в игре. Все участники игры—викторины получают
утешительные призы (например, медали).
Воспитатель:Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!
Литература.
1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольного учреждения. —: М.: Т Ц «Сфера», 2001.
2.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4—6
лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного
учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.—М.: Просвещение, 2005.
3.Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления
костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная
Пресса, 2011.
4.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам
русских народных сказок. — СПб.: «Детство—пресс», 2008.
5.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007.
6. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ—
АСТРЕЛЬ.
7.Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. — М., 2012.
8.Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. — М., 2006.
9. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей
действительностью (старшая и подготовительная группы)
Описание материала: представляю конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников в форме викторины. Викторину по сказкам, входящую в НОД в своей работе могут использовать педагоги ДОУ, начальной школы, дополнительного образования
Интегрируемые образовательные области: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка», «здоровье».
Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста через соприкосновение со сказками разного жанра , воспитание любви и уважения к литературному жанру — сказка.
Задачи:
*систематизировать знания детей по теме «Сказки»;
*формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
*воспитывать интерес к сказкам.
.
Предварительная работа: повторение сказок, пословиц.
Материал: лепестки с буквами, иллюстрации к сказкам , медали.
Ход занятия:
Ведущий:
Добрый день!
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные сказки.
А мы приветствуем наших участников.
Команды, представьтесь, пожалуйста.
(Капитаны по очереди представляют команды: озвучивают название и девиз)
Девиз команды “Золотой ключик”:
Вот и ключик золотой
-Не разлей нас всех водой.
Любим книжки мы читать,
Все на свете узнавать.
Девиз команды “Звездочка”:
Мы команда хоть куда.
Мы пришли сейчас сюда.
Будем в КВН играть,
И как звездочки блистать.
1.Конкурс “Разминка”
Ведущий:
Угадайте без подсказки, что это за сказки?
(Задача: назвать сказку. Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ. Максимум – 8 баллов. Вопрос задается конкретному игроку, а не всей команде).
Команда “Звездочка”
1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
3.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
6.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.( Дюймовочка )
2 Второй конкурс «Путаница».
Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!
3. Третье задание Дети должны вспомнить и прочитать наизусть заклинания.
• Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка». (Сивка-бурка, вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!)
• Гингемы из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Су-сака, масака, лэма, рэма, гэма!.. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!)
• Вилнны из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Бам- бара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики.)
• Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», когда девочка сама решила вернуться домой, (стукнула каблуком о каблук и крикнула башмачкам: — Несите меня в Канзас, к папе и маме!)
• Жени из сказки «Цветик-семицветик». (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели!)
4. Четвёртый конкурс «Живая сказка».
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Заячья избушка», «Репка»).
5. Конкурс “Сказка ложь, да в ней намек”
(Ведущая показывает цветок, на лепестках которого написаны буквы)
Есть у меня такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
Семь волшебных лепестков
Принесли нам разных слов.
А давайте из лепестков составим слово-название сказки.
(Дети из лепестков с буквами составляют название сказок «КОЛОБОК» и «ТЕРЕМОК» .
Конкурс для болельщиков.
Ведущий:
У наших команд есть замечательная группа поддержки, поиграйте с нашими болельщиками.
Ну что ,ребята, поиграем?
(С болельщиками проводится тренинговая игра. За это их команде присуждаются дополнительные баллы
Команда “Золотой ключик”
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик наш достать,
Надо на носочки встать.
Команда “Звездочка”
Три медведя шли домой.
Папа был большой – большой.
Мама чуть пониже ростом,
А сынок – малютка вовсе.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил:
Дзинь, дзинь, дзинь.
6. Шестой конкурс
Дети должны вспомнить героев сказок, которые сказали следующие слова:
— «Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка из сказки «Хаврошечка»)
— «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки!» (Господин Ау из сказки «Господин Ау».)
— «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хвастун»)
— «Разразись, ураган! Лети по свету, как бешеный зверь! Рви, ломай, круши! Опрокидывай дома, поднимай на воздух! Сусака, масака, лэма, рэма, гэма!» (Гингема из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
— «Смотрите! Я еще только рождаюсь! Потеснитесь, дайте новорожденному место!» (заяц Лек из сказки «Чудесные истории про зайца по имени Лек»)
— «Я таки наподдал ему как следует, этому мылу твоему. Как жваркну его, как дряпну — больше не будет свориться». (Кузька из сказки «Домовенок Кузька».)
7. Седьмое задание
Проводится дидактическая игра «Помогите животным (насекомым) попасть в свою сказку». Дети собирают разрезные картинки, где герои сказок животные. Далее находят это животное на столе и относят его в свою сказку (сказку можно изобразить домиками с соответствующей иллюстрацией). Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.
Животные (насекомые):
• комар, муха, шмель к сказке «Сказка о царе Салтане…»
• коза к сказке «Серебряное Копытце»
• лошадка к сказке «Сивка-бурка»
• корова к сказке «Хаврошечка»
• лиса к сказке «Лиса и кувшин»
Ведущий:
А теперь слово предоставляется жюри.
(Жюри подводит итог, подсчитывает баллы)
Ведущий:
Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Я вижу, что вы – прекрасные знатоки сказок. Примите заслуженные награды.
(Жюри вручает участникам медали в виде солнышка)
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя,
Они живут повсюду
И нам они – друзья.
Там солнечные краски
Танцуют вальс для вас.
Нам не прожить без сказок,
Им не прожить без нас!
ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».
Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.
Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.
Организационный момент. Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова).
Вступительное слово воспитателя.
Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущий. Ребята, начинаем наше «Путешествие по сказкам». Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетончик, по которым потом мы определим победившую команду.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Тур «Угадай сказку».
Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).
Тур «Телеграммы».
Ведущий:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма.
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас» (Колобок).
Телеграмма.
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Телеграмма.
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»).
Телеграмма.
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!» (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»).
Сказочная физкультминутка.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Тур для капитанов «Не обманись».
Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк).
В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
Толстый хвоста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).
В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).
Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
От старушки-хулиганки
Всем беда и горе.
Поведенье исправлять
Следует… (не Федоре, а Шапокляк).
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).
Тур «Исправь ошибки».
Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
— «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
— «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
— «Морковка» — «Репка».
— «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
— «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
— «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
— «Домик» — «Теремок».
5. Тур «Золотое яичко».
От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.
Тур «Продолжи сказку».
Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут).
2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала).
4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
Сказочная физкультминутка «Теремок».
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Тур «Сказочный стол находок».
Из «волшебной сумки» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки. Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
— позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);
— золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
— птичьи перья («Гуси-лебеди»);
— туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
— аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);
— шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
— хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»);
— зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
— топор («Каша из топора»);
— воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).
8. Подведение итогов.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем жетоны и выберем лучших знатоков сказок. Победителям вручаются медали «Лучший знаток сказок».
В заключение подготовленный дошкольник читает стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!
После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.