Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы)
в старшей группе «Цветик — семицветик»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик — семицветик».
Задачи:
Образовательные
- Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини;
- Формировать интерес к чтению художественной литературы;
- Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Развивающие
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
- Развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку).
Воспитательные
- Воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;
- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь;
Методические приемы: игровой, наглядный, чтение сказки воспитателем, вопросы к детям, физминутка, поощрение детей, использование ИКТ.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик — семицветик», беседа о жанрах разных сказок, чтение народных и авторских сказок.
Демонстрационный материал и оборудование: магнитная доска, портрет В.Катаева, презентация к сказке, текст сказки «Цветик — семицветик», аудиозапись песни группы Домисолька «Цветик — семицветик».
Ход занятия
(Дети играют в игровой зоне группы. Воспитатель разлаживает на столе лепестки и привлекает внимание детей)
В: ребята, как вы думаете, что это? (Лепестки)
В: Давайте проверим, получится у нас цветок или нет.
(Дети собирают цветок)
В: Как вы думаете, из какой сказки цветок?
В: Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами знаем сказки народные – русские — народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем? (Ответы детей)
В: Сегодня я вам расскажу сказку Валентина Катаева «Цветик — семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.
(Воспитатель читает сказку В.Катаева «Цветик — семицветик») или (аудиозапись)
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись — старушка.
— Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется — цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
— А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила! — закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа — растяпа!
— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
— Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
— Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
— Значит, не принимаете?
— Не принимаем. Уходи!
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный, второй — злой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой – самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
— Ну и где же твой Северный полюс?
— Я там была.
— Мы не видели. Докажи!
— Смотрите — у меня еще висит сосулька.
— Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
«Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.
-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть, по-моему, вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
В: Ребята давайте мы с вами так же как и Витя с Женей весело поиграем.
Физминутка на песню группы Домисолька «Цветик — семицветик»
(музыкальное сопровождение)
Есть на свете место, это знаю точно
Где цветет волшебный сказочный цветок
Цветик семицветик мой король цветочный
Дарит детям чудо каждый лепесток
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели
Быть, по-моему, вели
В песнях и легендах он растет наверно
Он цветет в прекрасных сказочных мечтах
Знаю, что однажды, унесенный ветром
Радугу надежды он зажжет в сердцах.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели
Быть, по-моему, вели
И когда над миром купол свой чудесный
Цветик семицветик ярко распахнет
Станет мир прекрасным солнечным и светлым
И в тот миг волшебный счастье к нам прийдет.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели
Быть, по-моему, вели
В: Дети, я вам прочитала сказку и теперь хочу проверить, как внимательно вы меня слушали. А для этого нужно вам ответить на вопросы:
- Какое название у сказки?
- Кто автор сказки?
- Кто главный герой сказки?
- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?
- Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
- Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?
- Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?
- Почему мы говорим. Что это сказка? Что сказочного в этой истории?
В: В сказке вам встретились интересные выражения: «Женя любила считать ворон»
Как вы это поняли? В каких еще случаях говорят, что ты ворон считаешь?
Как сказать про это по — другому?
«Увидев медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи»
Что означает это выражение?
Также неожиданно старушка исчезла, «как сквозь землю провалилась»
Как это? (Ее не стало, исчезла, вдруг пропала)
В: Хорошая и добрая девочка Женя, но ее желание по поводу игрушек мне
совсем не понравилось, жадное какое-то желание. Подумайте, как его
можно было бы изменить, чтобы оно стало добрым?
В: Представьте себя на месте Жени, закройте глаза и загадайте желание.
Потом возьмите по лепестку, произнесите волшебные слова и озвучьте
желание.
В: Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет,
достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную
минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).
Цель: подвести детей к пониманию
нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.
Программные задачи.
Образовательные:
—
продолжать формировать у детей способность к
восприятию литературных произведений, умению выделять главную мысль;
—
формировать умение подбирать наиболее подходящие по
смыслу образные слова и выражения;
—
побуждать к активному участию в беседе по заданной
теме;развивать диалогическую и монологическую речь.
—
продолжать упражнять детей в умении «оживлять
отрывок из сказки»;
—
формировать умение в речи передавать свои
впечатления, своё отношение к героине сказки.
Развивающие:
—
развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку);
—
развивать любознательность, память и мышление.
Воспитательные:
—
воспитывать умение слушать друг друга;
—
воспитывать интерес к книге;
—
воспитывать познавательную активность.
Оборудование: магнитная доска, модель волшебного цветка, портрет В. Катаева,
иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик», интерактивная доска, картинки из
сказок: «Гуси — лебеди», «Цветик-семицветик» .
Предварительная работа:
чтение сказки «Цветик-семицветик»;
—
заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток»;
—
беседа «Заветное желание».
Образовательные технологии:
—
продуктивное чтение;
—
моделирование;
Ход НОД
I
Мотивационный этап
—
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши
лица, улыбки. Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Я начну, а вы продолжите.».
Дети стоят полукругом на ковре. На магнитной доске: портрет — В.
Катаева; рисунок — девочка Женя; рисунок — «Цветик-семицветик».
1. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите.»
—
Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит.
Знакомы вам эти слова:
Лети,
лети, лепесток,
Через
запад на восток,
Через
север, через юг,
Возвращайся,
сделав круг,
Лишь
коснешься ты земли —
Быть
по-моему вели!
—
Кто говорил эти волшебные слова?
Предполагаемый
ответ детей: Девочка Женя.
—
Из какой сказки?
Предполагаемый
ответ детей: «Цветик — семицветик».
—
Кто написал эту сказку?
Предполагаемый
ответ детей: В. Катаев, показ портрета писателя.
Дети
переходят во вторую зону.
II
Основная часть
1
Двигательное упражнение «Мы гуляем»
—
Повторяйте за мной:
Мы
гуляем по дорожкам,
Мы
гуляем по тропинкам.
По
дорожке шли
И
цветок нашли.
Дети
садятся на стулья.
2.
Работа с моделью волшебного цветка
—
Что произошло с волшебным цветком?
—
Каких лепестков не хватает?
Предполагаемые
ответы детей: Желтого, красного, синего, зеленого.
—
Куда исчезли лепестки?
Предполагаемый
ответ детей: Исполняли желания Жени.
На
столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик».
—
Ребята, а давайте вспомним цвет лепестка и желание
девочки.
Предполагаемые
ответы детей: Желтый — Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный
— Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий
— Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый
— Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
3.
Затруднение в игровой ситуации.
«Сказочные
лабиринты игры» Ребята, а вы хотите, чтобы Цветик-семицветик исполнил ваше
желание?
—
Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием,
что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни. Воспользуетесь ли вы
желанием?
—
Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам
надоест быть одному?
4.
Двигательное упражнение «Побежали»
—
Давайте с вами немного подвигаемся.
Побежали,
побежали,
Только
ножки замелькали.
Через
лес ведет тропинка —
Вот
березка, вот рябинка.
На
полянку прибежали
И
там весело скакали.
Остановка
на сигнал «удар бубна». Дети садятся на стульчики.
—
Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил
для Жени волшебный цветок «Цветик — семицветик»?
—
Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб
чудесами деток удивить и позабавить, и чему- то научить.
5.
Чтение нового текста с остановками
Главные
приемы чтения этого текста — совместное проговаривание и договаривание.
—
Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:…
Предполагаемый
ответ детей: Лети, лети…
—
Женя по лестнице…
Предполагаемый
ответ детей: Игрушки за ней.
—
Женя на балкон…
Предполагаемый
ответ детей: Игрушки за ней.
—
Женя на чердак…
Предполагаемый
ответ детей: Игрушки за ней.
—
Оторвала фиолетовый лепесток и сказала:…
Предполагаемый
ответ детей: Лети, лети.
—
Оторвала последний лепесток — голубой…
Предполагаемый
ответ детей: И запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети.
6.
Беседа о прочитанном
—
Какое из желаний девочки было самым лучшим?
Предполагаемый
ответ детей: Исцеление больного мальчика.
—
Почему исполнение остальных желаний не принесло
Жене большой радости?
7.
Воспроизведение нового в типовой ситуации
На
мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек.
—
Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.
На столе маски и игрушки. Звучит музыка. «Оживление» картинки.
8. Повторение и развивающие задания
Дети занимают места за столами. На мольберте: картинка — девочка в
русском народном сарафане; картинка — девочка в детском платье.
—
Подумайте, в каких сказках мы познакомились с этими
девочками?
Предполагаемый ответ детей: «Цветик-семицветик» и «Гуси — лебеди»
—
Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по
секрету, что они между собой чем-то похожи. Хотите узнать? Для этого нам нужно
сравнить девочек и их поведение.
На столах лежат картинки с изображением сюжетов из сказок.
Предполагаемые ответы детей: Девочки капризны: одна — не хочу, другая —
хочу!
Путешествие: Гуси — лебеди, собака.
Помощник: ёжик, волшебный цветок.
Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.
III
Рефлексия
—
Почему важно делать добро?
—
Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не
надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными и внимательным к окружающим)
—
Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми,
внимательными и честными, чтобы Цветику-семицветику не приходилось исправлять
ваши ошибки. Ведь волшебство бывает только в сказках!
Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №46»
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: Конспект занятия по чтению художественной литературы
Тема: «Чтение сказки В.Катаева «Цветик — семицветик»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по чтению художественной литературы
на тему:
«Чтение сказки В.Катаева «Цветик — семицветик»
Цель:
Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения,
выделять
главную
мысль (Образовательная
область
«Чтение
художественной
литературы»)
— формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные
слова и выражения (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по
заданной теме (Образовательная область «Коммуникация»)
— формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к
героине сказки (Образовательная область «Коммуникация»)
Развивающие:
— развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку) (Образовательная
область «Социализация»)
— развивать любознательность, память и мышление (Образовательная область
«Социализация»)
Воспитательные:
—
воспитывать умение
слушать
друг
друга
(Образовательная
область
«Социализация»)
—
воспитывать
интерес
к
книге (Образовательная
область
«Чтение
художественной литературы»)
-воспитывать познавательную активность
( Образовательная область «Социализация»)
Оборудование:
магнитная доска
модель волшебного цветка
портрет В. Катаева
иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»
Ход занятия
I.
Орг. Момент.
В.: Ребята, отгадайте загадку.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратится
Грусть, тоска ее боится
Что это? (Улыбка)
В.: Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.
II.
Основная часть.
В.: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась –
путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.
А для того, чтобы нам отправиться в это путешествие нужно сказать волшебные
слова :
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
— Вам знакомы эти слова?
-Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя)
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (о сказке «Цветик – семицветик»)
В.: Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но
и волшебный, который исполняет желания. Мы знаем много разных сказок . хорошо
знаем сказку о Буратино-этот герой, шалун и озорник, обрел всенародную
известность. Также хорошо знаем сказку «Муха-Цокотуха» и многие другие сказки
известных писателей.
В.: Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного или
ловкого солдата. Какие бытовые сказки вы знаете?
В.:Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг
другу в гости и даже учиться в школе. Какие сказки о животных вам известны? Есть
сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. А
какие волшебные сказки вам известны?
1.
Сообщение темы.
В.: Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-
семицветик».
В.: Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда
несет собой мудрую мысль. А какую мысль хочет донести до читателя Валентин
Петрович Катаев мы узнаем после того как прочитаем сказку.
(В. Катаев, показ портрета писателя)
III.
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
(дети садятся на стульчики)
2.
Чтение сказки «Цветик-семицветик»
3.
Беседа о прочитанном
— Ребята, вам понравилась эта сказка?
-Какая эта сказка? (Волшебная)
-Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все,
что желает Женя и происходят чудеса).
-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)
-Какие свои желания исполняла Женя? (ответы детей)
-Какие Женины желания показались вам важными?
-Объясните, почему вы так думаете?
(Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у
которого больные ноги.)
-А понравился ли ей мальчик? Ей стало жаль мальчика? Почему?
(Да. Она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть.
Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя
впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
-Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнялось желание?
-Представьте себя, на месте Жени, какие бы вы желания загадали?
Ответы детей.
4.
Работа с моделью волшебного цветка .
— Молодцы ребята, сказку вы знаете. У меня для вас тоже есть цветик -семицветик.
(Показываю стебель с недостающими лепестками).
1 лепесток –
2 лепесток –
3 лепесток –
4 лепесток –
5 лепесток –
6 лепесток –
7 лепесток –
В.: Ой, а что с ним произошло, как вы думаете?
(
ответы детей
)
-Каких лепестков не хватает? (желтого, красного , синего, зеленого)
-Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)
( на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)
Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.
Красный – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Фиолетовый– Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Оранжевый – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Желтый — Вели, чтоб все игрушки стали мои!
Синий — Вели, чтоб все игрушки вернулись в магазин!
Розовый – Вели, чтоб Витя был здоров!
IV.
Итог занятия.
В.: Вот и закончились наши удивительные приключения!
— Давайте вспомним кто написал эту сказку?
— Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы
должны научиться?
-Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на
волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)
Этот цветок останется в нашей группе и первая загадаю желание. Я желаю вам
быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику
– семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.
-Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет!
Доброта от холода согреет!
Если доброта как солнце светит!
Радуются взрослые и дети!
Почему важно делать добро?
НОД Чтение художественной литературы.
Тема: В.П.Катаев «Цветик-Семицветик»
Задачи:
1. Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа, басни.
Учить детей понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста.
2. Развивать навыки пересказа литературного текста, применять в речи образные выражения, сравнения
3. Воспитывать дружеские отношения, чувство дружбы и уважения к ближнему.
Словарная работа автор, произведение, северный полюс.
Оборудование: Произведение, картинки развивающие, чудесный мешочек.
Ход занятия
1.Вводная часть
Орг.момент (сюрпризный момент): — Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами знаем сказки народные — русские народные, сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем? (Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», братьев Гримм «Бременские музыканты», Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», сказки в стихах Корнея Чуковского, сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и другие.) Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Катаева. Называется она «Цветик-семицветик». Эта сказка была написана 60 лет назад. Послушайте ее внимательно, а потом скажете мне, что же в этой сказке сказочного, волшебного.
2.Основная часть:
1. Чтение сказки. Цветик-Семицветик. Катаев Валентин Петрович
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.
А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется – цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
— Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
– А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.
В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь.
Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.
– Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?
– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
– Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
– Значит, не принимаете?
– Не принимаем. Уходи!
– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
2. Беседа о содержании прочитанного
Воспитатель организует беседу, обращаясь к детям с вопросами:
– Почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней есть волшебного, сказочного?
– Кто главный герой сказки?
– Какие черты характера девочки Жени можно назвать положительными, а какие отрицательными?
– Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка?
– А каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток?
– Почему Женя захотела попасть на Северный полюс? Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?
– Какое чувство заставило Женю загадать себе все игрушки, которые только есть на свете? Как пишет об этом автор? (Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.)
– Как вы думаете, на какие желания Женя потратила шесть лепестков — на стоящие или на пустячные?
– А каким было седьмое желание Жени? Вспомните, как она его загадала? (…Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья.)
– Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?
3.Заключительная часть: Игры — драматизации
Воспитатель предлагает разным детям разыграть различные фрагменты сказки:
♦ Женя идет с баранками из булочной. ♦ Женя бежит за собакой, злясь на нее за то, что она съела баранки. ♦ Женя достает мамину вазочку и вдруг отвлекается на пролетающих ворон. Вазочка упала и разбилась. Какие чувства испытывает девочка? ♦ Женя хочет играть с мальчиками, но ее не принимают в игру. Представьте себя на ее месте и попробуйте изобразить ее чувства. • Женя на Северном полюсе. • Женя видит девочек и их игрушки. Вспомните, как автор описывает эту сцену, и попробуйте изобразить Женю. • Разговор Жени и Вити. Последнее желание.
4.Подведение итогов: – Как вы думаете, какова же главная мысль этой сказки? – Как вы думаете, можно эту главную мысль выразить народными пословицами:
Доброе дело два века живет. Добрые дела и до смерти живут. Делай добро и жди добра. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Как аукнется, так и откликнется. Худо тому, кто добра не делает никому.
Использованная литература:
3
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с произведением В.Катаева «Цветик — Семицветик»
Воспитатель Облова А.В. ГБОУ Школа № 2103
Цель занятия: Ознакомление с произведением В.Катаева «Цветик-Семицветик» и формирование нравственного воспитания детей.
Задачи занятия:
Образовательные:
Узнать героев сказки посредством слушания и обсуждения с педагогом во время беседы
Формировать умение в речи передавать свое отношение к героине сказки и ее поступкам
Активизировать словарный запас, узнать значение новых интересных выражений
Воспитательные:
Осмыслить главную идею сказки
Воспитывать умение слушать друг друга
Воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам
Развивающие:
1) Развивать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы 2) Развивать эмоциональную восприимчивость на события сказки
Ход занятия: 1. Организационный этап. Разложить на столе лепестки. Воспитатель спрашивает: — Как вы думаете, что это? (ответы детей)
— Давайте проверим, получится у нас цветок или нет? Дети собирают цветок. – Как вы думаете, из какой сказки цветок? – Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами знаем русские народные сказки, а также сказки других стран и народов. А есть и авторские сказки. Вспомните, сказки, каких авторов мы с вами знаем? (ответы) – Сегодня я вам прочитаю сказку В. Катаева «Цветик-Семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка выполнила семь желаний
2. Деятельностный этап.
Чтение произведения.
— Дети, вам понравилась сказка? Давайте посмотрим иллюстрации к сказке и вспомним, о чем каждая иллюстрация рассказывает.
— Ребята, давайте немного поиграем и отдохнем. Проводится физкультминутка « На лугу растут цветы»:
На лугу растут цветы Небывалой красоты (потягивания — руки в стороны) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания – руки вверх) Ветер дует иногда, Только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)
Вопросы в беседе:
Какое название сказки? Кто автор сказки? Кто главный герой сказки? Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы поняли, что старушка была доброй феей? Какой вам показалась Женя? Что вы о ней скажите? Какие желания показались важными? Какие желания показались вам ненужными? Почему вы так решили? Обратить внимание детей на интересные выражения из произведения. — «Женя любила ворон считать». Как вы это поняли? Как сказать по- другому? — «Женя закричала что есть мочи» – исчезла, «как сквозь землю провалилась». Как это? (ее не стало, вдруг пропала и т.д.) Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? ( нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом.
3. Заключительный этап. — Ребята, наше занятие подходит к концу. Я благодарю вас за хорошие ответы. Желаю вам быть добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы «Цветику-семицветику» не приходилось исправлять чужие ошибки.
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе
«В. П. Катаев «Цветик-семицветик»
Абибуллаева Эльзара Ибадуллаевна
Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик — семицветик»
Технологическая карта
Возраст детей: старшая группа
Образовательная область: «Речевое развитие»
Направление: художественная литература
Тема: В. П. Катаев «Цветик-семицветик»
Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки.
Задачи:
Обучающие: — продолжать закреплять умение детей выделять главную мысль произведения, давать оценку поступкам главной героини и выражать свою точку зрения;
Развивающие: — развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, связную речь;
— работать над грамматическим строем речи;
— закреплять умения внимательно слушать своих сверстников и давать оценку их высказываниям;
— развивать коммуникативные навыки, общую моторику.
Воспитательные: — воспитывать умение слушать друг друга, интерес к художественной литературе, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
— воспитывать положительный эмоциональный настрой.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Средства реализации: магнитная доска, портрет В. П. Катаева, цветик — семицветик на магнитах, плед «травка» зеленого цвета, презентация к сказке, текст к сказке «Цветик-семицветик», «Цветик-семицветик» (В.В.Воскобовича), картинки к д/и «Оцени поступок», краски, кисточки, баночки для воды, бумага А-4 на каждого ребёнка, влажные салфетки..
Организационная структура занятия
Этапы деятельности:
1) Мотивационно-побудительный
Приветствие, психолого-педагогический настрой детей
— Здравствуйте, ребята! Представляете! Со мной вчера интересная история такая произошла! Поехала я на рыбалку. И знаете кого я там поймала! Самую настоящую золотую рыбку! Да-да! Ту самую, которая исполняет желания! И только собралась я загадывать своё первое желание, как моя рыбка ускользнула из рук и плюхнулась в реку. Я так расстроилась… Эх… А вы ребята, хотели бы поймать золотую рыбку, которая исполняет желания? А хотите еще одну интересную историю про желания послушать? Тогда слушайте! (Дети с интересом слушают воспитателя, отвечают на вопросы).
2) Организационно-поисковый
Эту историю, а точнее волшебную сказку, написал Валентин Петрович Катаев. Давайте повторим его имя вместе.
Организует беседу по вопросам (примерный перечень вопросов):
Дети, посмотрите на его портрет.
— Как вы думаете, какой он был по характеру?
— Почему вы так думаете?
А давайте в этом убедимся, послушав сказку. Но сначала, попробуйте отгадать название этой сказки. Посмотрите по сторонам, в группе есть части от целой картинки. Возьмите каждый по одной части и прикрепите на магнитную доску. Что получилось? А сказка называется «Цветик-семицветик». Ребята, где растут цветы? А давайте мы представим, что находимся на волшебной полянке! Посмотрите внимательно, где в группе
эта полянка? Усаживайтесь так, чтобы всем было удобно. Воспитатель берёт в руки книгу, обращает внимание на неё: «Что у меня в руках? Кто скажет как правильно обращаться с книгой?» Да, ребята, с книгами обращаемся бережно: аккуратно переворачиваем страницы, не мнём, не рвём, не рисуем на страницах. Сейчас я буду вам читать сказку, а вы очень внимательно слушайте и запоминайте: «Что произошло с главным героем сказки?»
Читает сказку.
Организует беседу по вопросам (перечень примерных вопросов):
— Кто главный герой сказки?
-Какое волшебное растение появилось у Жени?
— Как у Жени появился Цветик-семицветик?
— Почему он называется цветик-семицветик? И столько же желаний загадала девочка Женя.
— Какие желания загадала Женя?
— Кого увидела Женя на лавочке?
— Как повела себя Женя при встрече с мальчиком?
— Как помогла Женя Вите?
— Какое самое доброе и важное желание загадала Женя?
— Почему вы так думаете?
— Какие бы вы загадали желания, если бы у вас был волшебный цветок?
Динамическая пауза «Цветик-семицветик»
Ребята, давайте с вами немного отдохнём! Выполняет плавные развивающие упражнения под песню Домисолька «Цветик-семицветик».
Дидактическая игра «Оцени поступок»
(примерный перечень вопросов)
Посмотрите глазками, что у вас под ногами? Возьмите каждый свою карточку. Внимательно посмотрите, оцените поступок на картинке. К какому цветку прикрепим карточку?
Объясните почему? Чему мы научились на примере этой игры? Какие поступки нужно совершать?
А теперь вернёмся на нашу волшебную полянку.
(Дети слушают воспитателя. Повторяют имя писателя. Дети смотрят на портрет, думают, размышляют, отвечают на вопросы. Дети находят части от целой картинки, прикрепляют на доску. Отвечают на вопросы. Ищут «волшебную» полянку, усаживаются, отвечают на вопросы. Слушают сказку.
Отвечают на вопросы, выделяют главную мысль произведения, дают оценку поступкам главной героини, рассуждают, размышляют, слушают высказывания своих сверстников, высказывают свою точку зрения. Выполняют движения под музыку вместе с воспитателем. Ищут, находят, называют, что изменилось в группе. Размышляют, рассуждают, слушают внимательно своих сверстников, высказывают свою точку зрения. Возвращаются на «волшебную» полянку.
3) Рефлексивно-корригирующий
(Примерный перечень вопросов)
Давайте с вами вспомним, с какой авторской сказкой мы сегодня познакомились? Кто помнит, как зовут автора? Чем запомнилась вам сказка? Чему учит сказка?
Ребята, какое у вас настроение после занятия? Если веселое, то поднимите ручки верх, как красивые цветущие лепестки тянутся к солнышку. А кому немножко грустно, положите ручки на коленки. Мне так понравилось с вами работать! Поэтому я предлагаю вам нарисовать цветик-семицветик, чтобы вы тоже могли загадать ваши заветные желания, но прежде чем загадать, что либо, вы должны вспомнить о девочке Жене, которая чуть не истратила последний лепесток напрасно.(дети рисуют красками цветик-семицветик). Всем спасибо за занятие!
Дети выражают свои эмоции, делятся впечатлениями.
Цель: Воспитание духовно – нравственных качеств по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
Задачи:
1. Образовательные:
— закрепить знания детей о сказке В. П. Катаева « Цветик- семицветик», о ее жанровыхособенностях;
— расширить и закрепить знания детей о понимании нравственного смысла сказки, оценкипоступков и характера главной героини;
— закрепить знания детей о положительных и отрицательных героев сказок.
2. Развивающие:
— Развивать речевую и познавательную активность детей;
— развивать мышление , воображение, творчество, наблюдательность, умение
сравнивать, обобщать, делать выводы, умение выполнять различныеигровые задания;
— развивать умение различать основные жанры литературных произведений.
3. Воспитательные:
— воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературныхпроизведений;
— воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь, слушать друг друга.
Интеграция образовательных областей:
« Социально – коммуникативное развитие»
— углублять представление детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве каждогочеловека, о необходимости совершать добрые поступки ;
— помочь осознать основное содержание сказки « Цветик – семицветик»;
— формировать нравственного воспитания детей в игровой деятельности.
«Художественно — эстетическое развитие»
— продолжать использование художественного слова , эстетично – оформленногооборудования;
— закреплять умение выражать эмоции художественными средствами изображения ;
— использовать музыкальные произведения , как средства обогащения образовательногопроцесса ;
— использовать средства продуктивной деятельности ( аппликации ) для закреплениярезультатов восприятия художественного произведения
« Физическое развитие»
— формировать осознанную потребность в двигательной активности ;
— обогащать двигательный опыт детей, умение выполнять движения .
« Речевое развитие»
— продолжать совершенствовать умение выстраивать свои ответы в соответствии сречевыми нормами, аргументировать свое мнение;
— развивать связную речь, обогащать словарный запас детей в использовании словвежливости;
— стимулировать проявление речевой активности.
« Познавательное развитие»
— закреплять понятие « художественная литература»;
— углублять понятие « жанр» художественной литературы;
— развивать познавательные и творческие способности детей.
Предварительная работа:
знакомство с творчеством В.П. Катаева, чтение сказки « Цветик – семицветик»,
подготовка шаблонов цветика-семицветика
заучивание песни — « Лети, лети, лепесток».
Методы и приемы:
Игровой – игровые ситуации, дидактическая игра, словесные задания.
Словесный – беседа по сказке, обсуждение, постановка проблемных вопросов,объяснение , уточнение, поощрение.
Наглядный – рассматривание , показ, демонстрация. .
Практический – решение проблемных ситуаций, физкультминутка, аппликация.
Планируемый результат: способность эмоционально реагировать на литературные ихудожественные произведения, определять настроение, характер, поведение героевпроизведений.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: иллюстрации к сказке « Цветик – семицветик», картинки сизображением портрета В. П Катаева ,картинки «Правила доброты»и положительные и отрицательные герои сказок. Модель волшебного цветка ,
, аудиозаписи детских песен, карточки для игры «Добрый и злой», «волшебная» коробка с «волшебными» предметами, заготовки дляаппликации « Цветик – семицветик».
Структура и методические приемы НОД :
1.Вводная часть.
2. Основная часть:
1) Словесное задание « Расскажи сказку»
2) Дидактическая игра « Добрый и злой»
3) Физкультминутка.
4) Игра « Волшебнаякоробка»
5) Словесное домашнее задание « Загадай желание»
6) Аппликация « Цветик — семицветик» : самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть:
Рефлексия: подведение итогов.
Ход НОД.
1 . Вводная часть.
Орг. момент:
Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними
поздороваемся.
Наши глаза внимательно смотрят. Наши уши внимательно слушают.
Наши ноги нам не мешают. Наши руки нам помогают.
— Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не
покидает нас целый день. ( Сели)
1. Основная часть.
– Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Тогда отгадайте загадку:
Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим красивым цветом,
А зовемся, мы …….( Цветы).
— Молодцы, отгадали загадку.
— Ну, тогда смотрите! ( снять накидку с цветка).
— Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок.
— Вы узнали этот цветок?( это цветик- семицветик).
— Нам его подарила волшебница.
— Что же необычного в этом цветке? ( Он исполняет желания).
— Скажите, а из какой он сказки? ( « Цветик – семицветик»).
— Кто написал эту сказку?
( Известный русский писатель , создавший книги для детей и взрослых
Валентин Павлович Катаев).
— Сколько лепестков у этого волшебного цветка?
— Ребята, ну надо же! Цветок где- то потерял один свой лепесток.
— Волшебства не будет , пока не найдется седьмой лепесток.
Нам необходимо его найти!
— Но для того нам нужно попасть в сказку и выполнить задания.
— Вы готовы ?
— Тогда закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
В гостях у сказки мы опять.
2 ) – Вот мы и в сказке .
1. Задание. « Расскажи сказку»
— Рассмотрите иллюстрации к сказке.
— Ребята, кто главный герой сказки?( Девочка Женя ).
— Что случилось с Женей, и как у нее появился волшебный цветок?
— Сколько желаний она загадала?
— Какие желания она загадала?
— Какие из желаний, вам показались ненужными , пустяковыми? Почему вы
так решили?
— Какие желания показались важными? Объясните почему вы так думаете.
— Что вы можете сказать о Жене ? Какая она по характеру?
( Добрая, чуткая, рассеянная, невнимательная).
— С первым заданием справились. Молодцы!
2. Задание . Игра « Добрый и злой» Волшебная книга.
— Ребята, во всех сказках есть положительные, добрые герои и
отрицательные, злые.
— Назовите черты характера добрых и злых героев сказки. ( По картинке).
« Добрую сказку в душе береги
С добрых героев пример ты бери».
— Назовите добрых героев сказок и злых.( Картинки перепутались)
— Ребята, нам пора отдохнуть. Представьте себя героями из разных сказок.
3.Физкультминутка « Цветок» ( Стоя у стульчиков)
4. Задание. « Волшебная коробка»
— Посмотрите! Волшебная коробка!!!
— Ребята, в каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают
сказочным героям.
— Давайте посмотрим, может быть здесь мы найдем наш лепесток.
( Один ребенок подходит к столу, достает волшебные предметы.
Назвать предмет и назвать из какой он сказки)
— Волшебная палочка. золотой ключик, дудочка, лепесток.
— Мы справились со всеми заданиями и нашли лепесток. Теперь наш Цветик –семицветик стал опять волшебным.
5. Задание. « Загадай желание» Домашнее задание
— Ребята, представьте себя на месте Жени и загадайте одно , но полезное и
доброе желание.
— Загадывать желания вы будете по очереди , передавая лепесток друг другу .
Начнем мы все вместе и скажем волшебные слова из сказки
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели……
( Дети загадывают желания).
— Можно мне тоже загадать желание?
— Я хочу , чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми
дружными , умными, честными, заботливыми, самыми любящими и самыми
любимыми.!!!
3. Заключительная часть.
— Ребята, у меня есть отличная идея ! Я предлагаю вам самим для себя
сделать Цветики — семицветики.
Аппликация по образцу.
— Ребята, посмотрите на свой цветик- семицветик.
— Обязательно ли и иметь волшебный цветок , чтобы делать добрые дела?
Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в
трудную минуту .
— Ребята , вы большие молодцы! Спасибо вам за вашу работу и старание!
.