Конспект занятия чтение сказки два жадных медвежонка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Карамелька»

Щёлковского муниципального района Московской области

конспект НОД чтение художественной литературы:        венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Выполнила:

Кравцова Ольга Михайловна, воспитатель

Щёлково, 2015 г

Конспект НОД по чтению художественной литературе

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, понять связь между содержанием и названием сказки.  

Учить детей пересказывать сказку «Два жадных медвежонка» по мнемодорошке.

Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказки.

Организация творческой деятельности на основе знаний художественного произведения.

Оборудование: Книжка с иллюстрациями к сказке «Два жадных медвежонка», настольный театр к сказке, мнемодорожка по сказке «Два жадных медвежонка», диск со звуками леса, ватман с изображением двух медвежат, заготовки сырных кружочков из бумаги, кусок сыра с крупными дырками из бумаги.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня ребята, к нам пришли два гостя. Кто это? (Показ игрушек, два медвежонка). Эти два медвежонка — братья. И сейчас вы узнаете, что с ними произошло. Слушайте и смотрите сказку «Два жадных медвежонка».

Чтение сказки сопровождается показом настольного театра.

 По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра.

Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка «Два жадных медвежонка»?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вы узнали о медвежатах, какие они? Почему лисе так легко удалось их обмануть?

Дети: Они были жадными и глупыми.

Воспитатель: Где жили медвежата?

Дети: В густом лесу.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лиса взялась помогать братьям-медвежатам?

Дети: Она хотела их обхитрить, чтобы самой наесться сыром.

Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она?

Дети: Лиса хитрая и жадная.

Воспитатель: Как были наказаны медвежата за жадность?

Воспитатель: Как по-вашему, почему сказка так называется?

Дети: Потому что в сказке рассказывается о двух жадных медвежат, которые не умели дружить.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете дружить?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям как у нас это получается.

Физминутка

 «Дружба» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Дидактическое упражнение «Раздели сыр»

Детям предлагается на жёлтые круги из бумаги (сыр) приклеить кружочки поменьше (дырки в сыре), взять карандаш черного цвета и провести им линию сверху вниз так, чтобы разделить круг (сыр) на две равные части, а эти части ещё на две части. А потом их приклеить на приготовленный ватман с двумя медвежатами.

Воспитатель: Молодцы ребятки, хорошо вы потрудились, отлично у вас получилось разделить сыр для медвежат. Давайте и мы с вами попробуем насколько вкусный бывает сыр. (Дегустация сыра).

Тема занятия: «Знакомство
детей с духовно-нравственными качествами через театрализацию народной
венгерской сказки «Два жадных медвежонка
«.

Занятие по
ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

(Конспект
открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Чтение
венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»)

Цель занятия: создать
условия для активного ознакомления детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка» как видом литературного
жанра и организовать их деятельность по закреплению умений слушать сказку.

Задачи занятия:

1) обучающие:
— выявить представления детей о литературном жанре – народная сказка;
— сформировать у детей знание о понятиях: «жадность», «щедрость»;
— развивать умения выразительного инсценирования сюжета сказки; 
— познакомить детей с содержанием венгерской народной сказки «Два жадных
медвежонка»;
2) воспитательные:
— воспитывать интерес к печатному слову;
— воспитывать будущего читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие
к героям сказки, отождествлять себя с понравившимся персонажем;
— воспитывать нравственные качества: доброта, щедрость; 
— формировать коммуникативные качества;
— помочь детям дать оценку поступкам медвежат и формировать определённую
позицию по отношению к проявлению жадности; 
— побудить детей задуматься о взаимопомощи и стимулировать желание изменить
своё поведение в лучшую сторону;

 3) развивающие:

развивать
внимание, память, логическое мышление, устную речь детей, творческое
воображение, эмоции;
— развивать мелкую моторику;

Методы обучения: беседа,
объяснение, инсценирование, устный фронтальный опрос, создание ситуации успеха.

Формы обучения: фронтальная,
групповая, коллективная.

Оборудование: книга Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»;
звуковая запись пения птиц; маски медведя (3шт, лисы (1шт)

Предварительная
работа
: чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка«;
разучивание с родителями пословиц нравственного характера;
рассматривание картинок и иллюстраций к сказке «Два жадных медвежонка»

Ход занятия

1 Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас
сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.

(Дети
здороваются)

Есть хорошая примета, всем с утра дарить
приветы.

Солнцу красному… .

Дети: Привет

В: Небу ясному…

Д: Привет.

В: Люди взрослые и малыши…

Д: Вам привет от всей души.

Воспитатель
обращает внимание на стульчик, где сидит Буратино и держит в руках книгу «Два жадных медвежонка».
Буратино сидит, опустив голову.

В: Ой, ребята, посмотрите нас, ждет
Буратино. Давайте и с ним поздороваемся. (Дети здороваются) 

В: Ребята, а как вы думаете, какое у
него настроение? 

Д: Он грустный, не веселый,
печальный!

 В: А почему вы так
считаете? 

Д: Он опустил голову, грустит!

 В: Хотите узнать,
почему у него такое настроение?

 Д: Да!

 В: Давайте у него
спросим?

 Д: Буратино, почему
ты грустный, печальный? Чем ты огорчен? 

Б: Ребята, мне на день рождения
подарили книгу, потому что я очень люблю сказки, но читать я не умею. Я не знаю, что это за сказка? А так хотелось
бы узнать! 

В: Буратино, дай мне, пожалуйста,
книгу, я покажу ее ребятам. (Беру, показываю). Посмотрите, может быть, вы знаете
эту сказку?
Как она называется? 

Д: «Два жадных медвежонка!» 

В: Ребята, может мы сможем помочь
Буратино? 

Д: Да! 

В: А как? (Предположения детей: научим его
читать, покажем настольный театр, посмотреть мультфильм). 

В: Ребята, чтобы помочь Буратино, мы
с вами отправимся в сказочное путешествие. Знаете, куда? В сказочный лес, он волшебный.

Мы пройдем
через «невиданный густой лес, по ту
сторону стеклянных гор, за шелковый луг»
, туда, где живут два медвежонка со своей мамой.
Мы отправляемся в воображаемый лес. Дорога предстоит трудная, нам потребуется
много сил. Поэтому чтобы ее преодолеть, давайте немного разомнемся и настроим
правильное дыхание. Дорога предстоит трудная, чтобы ее преодолеть давайте
немного разомнемся и настроим правильное дыхание.

1. 1Активная разминка с элементами
дыхательной гимнастики.

В: Повторяйте за мной движения: шагаем,
высоко поднимая ноги, вдыхаем и выдыхаем воздух через нос.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви
и пенечки.

И так мы очутились
в сказочном лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

В: Ребята, посмотрите какая перед
нами полянка. Проходите и садитесь на пенёчки, послушайте, как поют птицы.

Смотрите, ребята,
летит волшебная бабочка. Ее крылышки переливаются всеми цветами радуги.
Давайте, дети, понаблюдаем за ее полетом. Головы не поворачиваем, следим только
глазками. Представим, что наша воображаемая бабочка полетела высоко- высоко.

(Дети поднимают глазки к
потолку)

В: А теперь, бабочка села на цветок.

(Дети опускают глазки
вниз)

В: Бабочка полетела в левую сторону
и села на веточку дерева

(Дети переводят глаза
влево)

В: Бабочка полетела в правую сторону
и пропала.

(Дети переводят взгляд вправо,
закрывают глазки)

В: Молодцы ребятки!

2. Инсценирование сказки

В: Дети, хотите попробовать себя в
роли медвежат?

Д: Да (выбрать маму – медведицу и
2 медвежат, проговорить с ними как они будут изображать их)

В: А кто хотел бы сыграть роль Лисы (выбрать
ребенка на роль лисы, проговорить как он будет изображать ее).
Вспомним с
чего начиналась сказка.

ДМедвежата отправляются в путешествие

В: Сказке может все случится
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!
(накинуть на плечи платок, преобразиться в Сказочницу)

Сказочница:

— По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял
нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в
самой его чаще, жила старая медведица.
У неё было два сына.

Появляется медведица с
медвежатами
.

(пляска медвежат)

Сказочница: Когда медвежата выросли, они решили,
что пойдут по свету искать счастья.

1 медвежонок:
Мама, мы уже выросли, и пора нам становиться самостоятельными.

2 медвежонок: Пойдем мы по свету, счастья
своего искать.

Медведица (обнимая
детей-медвежат)
 Ну, что ж! Идите! Вот вам корзинка
с едой.

(Отдаёт корзинку старшему медвежонку.) Только помните, никогда не
расставайтесь друг с другом и будьте всегда дружными!

1 медвежонок(Уходит и машет рукой на
прощанье.)
Хорошо, мама! До свидания!

2 медвежонок: До
свидания, мама!

(Идёт за старшим медвежонком и машет рукой на прощанье.)

Медведица: До свидания, медвежата!

Сказочница: И отправились они в путь
дорожку. Шли они по лесу и любовались красотой вокруг. Вдруг увидели лесных
жителей, жучков да бабочек. Они летали на лесной полянке, веселились да
танцевали.

1 Медвежонок:
Смотри братец, как здорово они пляшут да веселятся.

Сказочница: Шли они, шли. И день шли, и
другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.
Понурые, брели они рядышком.

2 медвежонок: Эх,
братик, до чего же мне есть хочется!

1 медвежонок: И мне хочется! (идут по
воображаемому лесу и жалуются на то, что очень хочется есть)

Сказочница: Так они всё шли да шли и вдруг
нашли большую круглую головку сыра.

1 медвежонок:
Смотри, что это там лежит?

2 медвежонок: Да
это же сыр. Ура, мы покушаем, я так проголодался.

1 медвежонок: Я
старше тебя, мне больше кусок нужен.

2 медвежонок:
Нет, мне расти надо, сил набираться, мне кусок больше надо.

1 медвежонок: Ну,
давай тогда поровну его поделим.

2 медвежонок: не
верю я тебе, ты сейчас себе больше кусок возьмешь.

Сказочница: Хотели было поделить её поровну,
но не сумели. Жадность
одолела медвежат
: каждый боялся, что другому достанется больше.
Вдруг из-за кусточка появилась лиса.

(Танец-появление Лисы)

Лиса: — О чём вы спорите, молодые
люди?

Медвежата: Сыр вот поделить поровну не
можем.

Лиса: Какая же это беда! — Давайте я
вам поделю сыр поровну: мне что
младший, что старший — всё одно.

Медвежата: Вот хорошо-то! Дели!

Сказочница: Лиса взяла сыр и разломила его
на две части. Но расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было
видно — был больше другого.

Лиса: Вот вам, берите. (Протягивая сыр медвежатам)

Медвежата: Этот больше!

Лиса: Тише, молодые люди! И эта беда не беда.
Сейчас я всё улажу. (кусает сыр)

Сказочница: Она откусила добрый кусок от
большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

1 медвежонок: И
так неровно!

Лиса: Ну, полно, Я сама знаю своё
дело!

Сказочница: И она откусила кусок от большей
части. Теперь больший кусок стал меньшим.

2 медвежонок: И
так неровно!

Лиса: Да будет вам! Ещё самая малость
— и будет поровну.

Сказочница: Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда,
туда-сюда: от
большего куска — к меньшему, от меньшего — к большему. Пока лиса не наелась
досыта, она всё делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

Медвежата: Ну вот, лиса, совсем ничего не
оставила! Лиса обманула нас!

Лиса: Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну!
Приятного вам аппетита, медвежата! (И, помахав хвостом, она убежала.)

Сказочница: Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

(похвалить детей, участвовавших в инсценировании )

В: Ребятки,
вам понравилась сказка?

В: Назовите героев этой сказки.

В: Какая в сказке лиса? Объясните,
почему вы так думаете? А что вы можете сказать о медвежатах?

(Медвежата — жадные, потому что
они не хотели делиться друг с другом. А еще медвежата — глупые, потому что доверили делить сыр хитрой
лисе)

В: Как вы понимаете, что значит
быть жадным?

(Жадный — это тот, кто ни с кем не хочет делиться. Все
забирает себе)

В: Если жадным быть плохо, то, каким быть
хорошо?

(Хорошо быть щедрым.
Дети могут сказать «добрым», тогда
необходимо в лексикон детей ввести понятие «щедрый». Щедрость – это умение делиться)

В: Как бы вы поступили на
месте жадных
медвежат
?

(Разделили бы сыр
поровну)

Физминутка

Медвежата в чаще жили,

В лес ходить они любили,

Вот так, вот так,

В лес ходить они любили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

А потом они плясали

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

(Дети присаживаются на стульчики)

В: Ребята, а вы умеете делиться?

Д: Да!

В: Если бы вы были одним из медвежат, то смогли бы
поровну разделить сыр?

Д: Да!

3 Продуктивная
деятельность – лепка.

Тогда, ребята,
давайте пройдем за столы.  Но прежде чем, мы приступим к лепке, давайте
проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая
гимнастика «Сыр»

Мышки бегают по
кругу
Друг за другом, друг за другом.
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир.
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:

Вот тебе держи кусочек,
Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай!

И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался!

И последний наконец!

В: а теперь  возьмите по кусочку
желтого пластилина, скатайте шар и слегка сплющите его с боков. Теперь возьмите
стеки и разделите ваш «сыр» на две равные части для себя и для «своего брата Медвежонка»

(Дети выполняют заданные
действия)

В: Получилось разделить «сыр» поровну?

Д: Да!

В: Тогда «угостите» половинкой
вашего сыра другого «Медвежонка»

(Каждый ребенок
получает кусочек пастели на, самостоятельно лепит круглый сыр, делит его стекой
пополам и отдает другому ребенку)

В: Какие щедрые дети у нас в группе!
Как хорошо вы умеете делиться. Тебе (назвать имя ребенка, приятно было,
когда с тобой поделились сыром? А тебе? Тебе? Дети дают положительные ответ).

5. Рефлексия

В: Давайте вспомним, как
называется сказка,
которую мы сегодня читали?

Д: Сказка называется «Два жадных медвежонка»

В: Чему учит нас эта сказка?

ДСказка учит нас тому,
что жадным быть
плохо
, а щедрым- хорошо и приятно. Надо уметь делиться, быть дружным, не
ссориться.

В: И
мы, наверное, с вами тоже хорошо запомнили, что жадничать нельзя. Ребята, а в
нашей группе есть жадные
медвежата
? А какие ребята в нашей группе?

(ответы детей: дружные, добрые, щедрые)

В: Я очень рада, что вы все дружные
и добрые ребята.

Ребята,
Вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад.

Со
сказками все дружат,

И сказки
дружат с каждым.

Они
необходимы

Как
солнышка привет.

Кто любит
слушать сказки,

Тому они
расскажут,

О том, что
может было,

А, может
быть, и нет.

Раз, два,
три, вокруг себя повернись

В детском
саду окажись!

Буратино,
ты понял, что за книгу тебе подарили и о чем она?

Ой, посмотрите, медвежата оставили вам гостинцы. 

Тема занятия: «Знакомство
детей

с духовно-нравственными качествами

через театрализацию народной венгерской сказки

«Два жадных медвежонка«.

Конспект открытого
занятия по ознакомлению с художественной литературой «Чтение венгерской
народной сказки «Два жадных медвежонка»

Подготовила: воспитатель Султанова А.С.

Конспект занятия «Два жадных медвежонка»

Цель: Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций в д/саду, находить компромиссное решение.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к сказкам других народов.

Развивающие:

Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.

Развивать диалогическую форму речи.

Образовательные:

Познакомить детей с венгерской сказкой, помочь понять её содержание.

Ход:

Чтение стихотворения «Жадина» Я. Акима.

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке?

Кто, выйдя, во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: Жадина!

Поэтому – честно, ребята скажу

— С жадными, я никогда не дружу.

— Про кого стихотворение?

— Кто такой Жадина?

— А у нас есть такие ребята?

— Вы игрушками делитесь?

Замечательно, что жадных у нас нет.

2. Основная часть

Послушайте сказку, которая называется «Два жадных медвежонка», эту сказку рассказывают детям в другой стране, в Венгрии, это венгерская сказка. (рассказывает сказку выразительно).

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра.

Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

— С кем жили в лесу медвежата?

С мамой медведицей

— Что решили медвежата?

Пойти по белому свету счастья искать.

— Что наказывала медведица своим сыновьям?

Никогда не расставаться друг с другом.

— Что нашли медвежата?

Головку сыра.

— Сумели они ее поделить?

Нет. Почему? (читает этот момент)

— Кто им делил сыр?

Хитрая лиса.

— Как она его делила? Расскажите. (Дети рассказывают с помощью воспитателя)

— Достался сыр медвежатам?

Очень понемногу, зато поровну.

— Чем заканчивается сказка?

Так бывает с теми, кто жадничает(Дети повторяют эту фразу хором)

— Молодцы!

Физминутка

Давайте поиграем. Вы будете медвежата. Я буду говорить слова, а вы делайте то, что медвежата делают.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали

И деревья все качали

Вот так, вот так,

И деревья все качали.

Очень хорошие медвежата!

Д/игра «Назовем тех, кто живет в семье медведей»

Папа-медведь, мама-медведица, ребенок медвежонок, а если их много медвежата. Я буду называть папу, а вы всех остальных членов семьи.

Лис-лисица, лисенок, лисята.

Заяц-зайчиха, зайчонок, зайчата.

Волк — волчица, волчонок, волчата.

Еж-ежиха, ежонок, ежата.

3. Заключительная часть.

Д/игра «Не поделили игрушку»

Рефлексия.

Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, возьмите веселого медвежонка, если не понравилось, возьмите грустного медвежонка.

Здравствуйте, дети! Встаньте ровно, выпрямите спинки, расправьте плечики, улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением мы начинаем ваше любимое учебное занятие – ознакомление с художественной литературой. Садитесь.

Пока я шла к вам на занятие, мне встретился один персонаж из сказки, но чтобы узнать кто это был вам нужно отгадать загадку:

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Педагог демонстрирует мягкую игрушку – медвежонка) 

Педагог : Правильно, он пришёл из леса, и принес нам сказку о нем и его братце. Хотите оказаться в сказке? 
Дети: Да! 
Педагог: Тогда, ребятки, вставайте, мы отправляемся в воображаемый лес. 

1, 2, 3 обернись, в сказке окажись.

Педагог: Молодцы, мы быстро дошли до страны сказок. Никто не потерялся? 
Дети: Нет! 
Педагог: Никто не заблудился? 
Дети: Нет! 
Педагог: Какие дружные ребята

Присаживайтесь, на свои места

 Сегодня я прочитаю вам венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка». У меня в руках книжка, которая так и называется «Два жадных медвежонка». Посмотрите, какие интересные, красочные в ней иллюстрации. После занятия, каждый из вас сможет рассмотреть эту книгу. Эта сказка очень нравится и мне, ведь она рассказывает очень интересную и поучительную историю.

Она расскажет нам, чтоЖадность до добра не доводит! Это известно всем. Забыли об этом только два маленьких медвежонка из сказки. Досталась им по случаю большая головка сыра. Как разделить её пополам? Всё равно кому-то перепадёт больше, а кому-то меньше. А в результате медвежатам досталось лишь… Впрочем, не будем торопить события, а начнем читать сказку.

Но для начала, я хочу вам рассказать о незнакомых для вас словах которые будут встречаться вам в этой сказке.

Понурый- это значит грустный

Чащоба- это много старинных деревьев стоящих в лесу

Наказ-это наставление

(ЧТЕНИЕ СКАЗКИ)

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

ВОПРОСЫ:

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Воспитатель: А вы сможете мне объяснить, почему она так называется?

Воспитатель:  Назовите героев этой сказки. 

Воспитатель: А лиса хорошо поступила, что съела у медвежат почти весь сыр?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, медвежата остались довольны тем, что каждый получил одинаковый кусочек сыра?

Воспитатель: Да, медвежата остались голодными. Но ведь они сами не смогли поделить сыр из-за жадности.

Воспитатель: Чему вас научила сказка о двух жадных медвежатах?

Сегодня все были молодцы. Итак, мы с вами познакомились с новой сказкой. Называется она «Два жадных медвежонка». Узнали, что бывает с теми, кто жадничает. А теперь книга пойдёт отдыхать, потому что она очень устала рассказывать нам сказку.

Давайте с вами все встанем и чуть чуть разомнемся

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

А я предлагаю вам поиграть в игру « закончи предложение» я буду говорить вам начло, а вы мне чем заканчивается это предложение

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на……………… большую круглую головку сыра.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что…………………… другому достанется большая половина.

Она откусила добрый кусок от большей половины и……………. проглотила его.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам…………………… почти сыра не осталось

Посмотрите, на нашу доску я там для вас приготовила игру. Вставайте со своих стульев и пойдемте поиграем.

Ребят, но сначала давайте я вам расскажу о правилах пользования интерактивной доской

1)Близко к доске не стоим

2)Пальцами по доске не водим

3)К доске выходим только тогда, когда я вызову.

4) После того как используете перо, вы должны его отдать мне

(ИГРА НА ДОСКЕ)

-Ребята, понравилась вам игра?

Интересно вам было?

Ребят наши глазки очень устали, давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику.

«Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

А давайте вспомним, как называется сказка, которую мы сегодня читали? 
Дети: Сказка называется «Два жадных медвежонка». 
Педагог: Чему учит нас эта сказка? 
Дети: Сказка учит нас тому, что жадным быть плохо, а щедрым – хорошо и приятно. Надо уметь делиться, быть дружными, не ссориться. 
А сейчас я хочу еще раз прочитать вам отрывок из этой сказки, в котором раскрываются наши герои.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

Педагог: Наше занятие закончено. Медвежата благодарят вас за то, что вы научили их правильно делиться друг с другом и не ссориться. А теперь, давайте попрощаемся с нашим медвежонком, который рассказал нам эту замечательную сказку. 
Дети: До свидания, медвежонок! Приходи к нам в гости! 

Конспект по речевому развитию с использованием средств

мнемотехники в средней группе

по сказке «В гостях у двух жадных медвежат»

Программное содержание:

1.Учить детей пересказывать венгерскую народную сказку «Два жадных

медвежонка»

по мнемотаблице. Видеть взаимосвязь между содержанием и названием

произведения.

2.Развивать связную речь, мыслительные операции ,слуховое и зрительное

восприятие..

3.Воспитывать такие качества, как, честность, любовь к ближнему:

устойчивый интерес к занятию.

Предшествующая работа:

Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка», разучивание

с детьми пословиц нравственного характера.

Материалы: мнемотаблицы по сказкам «Репка», «Маша и медведь»,

«Колобок» .

«Гусилебеди», мнемотаблица по сказке «Два жадных медвежонка», диск со

звуками леса.

Ход занятия:

1.Организационный момент: сообщение темы занятия

«Приветствие» (1 мин.)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, я им рассказала, что в нашей группе

много хороших и умных детей. Им стало интересно, и они пришли

посмотреть на вас. Поздоровайтесь с нашими гостями.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие, а куда мы сейчас отправимся, вы

мне скажите сами. Закройте глаза и прислушайтесь к звукам.

( звучат звуки леса: пение птиц, шум ветра, треск веток)

Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в лес)

Правильно, мы попали на лесную поляну. А каким может быть лес,

опишите? ( Густой, темный, сосновый, загадочный)

2.Основная часть занятия.

Сюрпризный момент:

Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а

волшебный, в этом сундучке находятся сказки. Давайте посмотрим, какие

сказки он нам приготовил.

( в сундучке мнемотаблицы по сказке «Репка», «Маша и медведь»,

«Колобок», «Гуси – лебеди»))

Ребята, а вы узнали какие это сказки? (дети называют название сказок по

мнемотаблицам)

Молодцы!

Если сказка в дом стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и улетит.

Ребята, а вы хотите попасть в сказку? Для этого нам надо узнать

зашифрованную сказку.

( воспитатель показывает последнюю мнемотаблицуна сказку« Два жадных

медвежонка»)

Что же это за сказка? Как она называется?( « Два жадных медвежонка»)

Давайте сегодня по мнемотаблице вспомним и расскажем эту сказку.

Беседа по содержанию сказки

Кто главные герои сказки?

Сколько медвежат?

Какие медвежата? Как сказать о них?

( маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные,

косолапые)

Кто еще есть в сказке?(лиса)

А какая лиса в сказке? (хитрая, рыжая, обманщица, плутовка)

почему она взялась помогать братьям? (ей очень хотелось сыру)

Почему лиса смогла обмануть медвежат?

( потому что они были жадными и глупыми).

Почему они были жадными?

(Они не могли поделить сыр).

как они были наказаны за жадность?

( они остались голодными)

Как вы думаете, медвежата будут себя дальше так вести?

(они не будут больше жадничать).

Я тоже думаю .Давайте сейчас мы с вами превратимся в медвежат.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

В лес ходить они любили,

Вот так, вот так,

В лес ходить они любили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

А потом они плясали

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

Рассказывание сказки по мнемотаблице.

Кто хочет рассказать эту сказку по таблице? ( по желанию)

работа с пословицами.

Ребята, сейчас я вам прочитаю пословицы, а вы выберете ту, которая

подходит к нашей сказке.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

« Не было бы зла, да жадность подвела»

(вторая)

Почему вы так думаете?

( Она про жадность, от жадности бывает плохо самому).

Ребята, а про жадность есть еще мудрые пословицы, послушайте их:

(Воспитатель читает пословицы и вместе с детьми объясняет их смысл)

«Жадный платит дважды»

«Всякий человек в деле познается»

«Жизнь дана на добрые дела»

« Всяк свою работу делай, на другого не пеняй»

«Берись дружно не будет грузно»

А в нашей группе есть «жадные медвежата?» А какие наши ребята?

Сказка окончилась печально. А давайте подумаем, как могло бы быть, если

бы медвежата не были такими жадными. Как бы могла закончиться сказка?

(помогаю детям рассказать сказку)

Брать позвали маму медведицу, когда нашли сыр.

Лисе сказали добрые, вежливые слова и у лисы вскружилась голова, и лиса

стала доброй. Мама – медведица помогла бы разделить сыр поровну.

Братья позвали бы лесных друзей и всех угостили бы кусочком сыра.

3.Итогзанятия:

Что делали на занятии ?

Какая сказка вам понравилась больше, которую рассказали по таблице или

которую сочинили сами?

Медвежатам тоже ваша новая сказка понравилась.

Ребята, вы молодцы, и думаю, все хорошо запомнили, что жадничать плохо.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому

Честно, ребята, скажу

С жадными я никогда не дружу!

Ребята, вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад,

закрывайте глазки.

Детский садик, детский сад!

Малыши туда спешат.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка»Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка»

Цель: ознакомление детей с венгерской сказкой.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать развитию умения понимать содержание сказки
  • побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развивать умение рассматривать иллюстрации, слуховую память и внимание

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, интерес к сказкам других народов, к общению; чувство доброты, заботы к ближнему.

Словарная работа: нехоженый, понурые.

Материал к занятию: театр на фланелеграфе по сказке «Два жадных медвежонка», иллюстрации к сказке, мольберт, фланелеграф, игрушка- сова, волшебная палочка (для перенесения детей в сказку)

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Теремок», «Три медведя», Д/И «Из какой сказки герой», «Назови-какой герой?», «Один — много», раскраски сказочных героев, разрезные картинки к сказкам

Организационный момент: Здравствуйте, дети! Встаньте ровно, выпрямите спинки, расправьте плечики, улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением мы начинаем ваше любимое учебное занятие – ознакомление с художественной литературой. Садитесь. Пока я шла к нам на занятие, я встретила Мудрую Совушку, она прилетела к нам из леса и принесла с собой волшебный сундучок сказок.

С одной из них мы сегодня познакомимся, а кто будет главными героями этой сказки, вы сейчас узнаете. Я вам загадаю загадку, и вы отгадаете, кто же главный герой в этой сказке.

Загадка

Вы загадку отгадайте-
Зверя дружно называйте.
«Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос».
Верно, вы отгадали, это мишка.

— Кто помнит, в каких сказках встречается медведь? Назовите их пожалуйста (Три медведя, Колобок, Теремок) – показ иллюстраций к сказкам на мольберте

Верно, это сказки, в которых встречается большой медведь. А Мудрая Совушка сегодня в своем волшебном сундучке принесла нам сказку про маленьких медвежат.

Хотите узнать, что за история случилась с медвежатами в венгерской сказке (ее придумал венгерский народ).

Я приглашаю вас в сказку и наше путешествие мы начнем с волшебных слов:

Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям

Вот мы с вами и на сказочной поляне, присаживайтесь на стульчики.

Приготовьте ушки глазки, будем внимательно слушать сказку.

2. Рассказывание сказки с показом театра на фланелеграфе

В нехоженом, невиданном лесу жила старая медведица. У этой старой медведицы было два сына. Когда медвежата выросли, то решили, что пойдут по свету искать счастья.

Пошли они к матери и, как то положено, распрощались с ней.

Обняла старая медведица сыновей и попросила их никогда не расставаться друг с другом.

Долго шли медвежата. Наконец, вся припасы у них кончилась.

— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.

— И мне хочется! — сказал старший.

Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра.

Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.

Спорили они, ругались, как вдруг подошла к ним лиса.

— О чем вы спорите? — спросила она.

Медвежата рассказали лисице о своей беде.

— Какая же это беда? — сказала лиса. — Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну.

— Вот это хорошо! — обрадовались медвежата. — Дели!

Лисица взяла сыр и разломила его надвое. Но хитрая лиса разломила сыр так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.

Медвежата враз закричали:

— Этот больше!

Лисица успокоила их:

— И это не беда. Сейчас я все исправлю.

Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила.

Теперь большим стал меньший кусок

— И так неровно! — забеспокоились медвежата.

Лисица посмотрела ни них с укоризной.

— Ну, подождите, — сказала она. — Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей части здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

— И так неровно! — вскричали медвежата в тревоге.

— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. — Еще чуть-чуть — и будет поровну.

Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила. К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти и сыру не осталось: два крохотных кусочка!

— Ну что же, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — захихикала она и была такова.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

Наши герои-медвежата очень любят играть. А вы любите играть. Приглашаю вас на сказочной поляне поиграть.

3. Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили (ходьба на месте)

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили. (повороты головы)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали (наклоны туловища в разные стороны

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили (ходьба по кругу -друг за другом)

Вот так, вот так друг за дружкою ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали (руки на поясе, поднять кверху)

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Молодцы, ребята!

4. Беседа по содержанию сказки

Внесение иллюстраций (рассматривание иллюстраций и вопросы):

  • Кто вспомнит, как называется наша сказка? (Два жадных медвежонка)
  • Назовите главных героев сказки (медвежата)
  • Где жили медвежата? (в лесу)
  • Куда отправились медвежата (в путешествие)
  • Что у них закончилось? (запасы)
  • Что нашли медвежата в лесу? (головку сыра)
  • Что одолело медвежатами и почему они не могли разделить свою находку? (жадность)
  • Кто помог медвежатам поделить сыр? (лису)
  • Как вы думаете, какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?

(Плутовка, рыжая, обманщица).

  • Почему лиса сумела обмануть медвежат? (Они были жадными, жадничали, каждый хотел большой кусок).
  • Что же случилось с медвежатами из–за их жадности? Как они были наказаны? (Остались голодными).
  • Ребята, как вы думаете, хорошо ли быть жадным? (дети рассуждают)

Итог: Теперь нам пора возвращаться в свою группу, говорим слова вместе

Возвращение

Взмахом палочки волшебной
Мир чудесный закрывается
И герои сказок
С нами попрощаются.

Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие на сказочную поляну?

Мудрая сова очень рада, что сказка вам понравилась.

Мудрая сова оставит вам сундучок со сказкой и вы еще сможете самостоятельно поиграть с героями.

Попрощаемся с совой. — Дети прощаются с Мудрой Совой.

< Предыдущая   Следующая >

  • Конспект занятия чтение русской народной сказки колобок дидактическое упражнение играем в слова
  • Конспект занятия рассматривание сюжетной картины осенний день и составление рассказов по ней
  • Конспект занятия рассказ по картине ежи
  • Конспект занятия развитие речи в средней группе в поисках сказок
  • Конспект занятия путешествие по русским народным сказкам