Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста весенняя сказка

Конспект занятия для детей
старшего дошкольного возраста
«Весенняя сказка»

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.

Материал и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие листы белой бумаги с наклеенными изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)

Ход занятия:

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна»(весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик 
(вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!

Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»
«Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.

Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / / 
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
– – – –
۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
~ ~ ~ ~ ~

Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.

А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д.
Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.

Цель: Обобщить знания детей.

Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования; умение интонационно  выделять данные звуки в словах; различать парные согласные.  Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Воспитывать в детях добрые чувства.

Материал и оборудование: игрушка «Солнышко»; блюдце с яблочком;  картинки кота и сосульки; комара и воздушного шара; солнышко и лучики; разные предметы со звуком «З» и «С».

Ход занятия:

  Дети становятся в круг.

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).  Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик – «Солнечную капельку» (игрушку Солнышко). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой?

Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка.

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем, светом озари.

В нашу сказку ты войди.

Ты, яблочко волшебное, катись!

Наша сказка, расскажись!

  1.    Дети садятся на стульчики перед доской.

Только в сказке происходят чудеса,  сказка  может оживить и заговорить ручеёк, траву, дерево, зверей… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»

«Жил был кот. Звали его, Тимофей. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая, солнечная весна. Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую, длинную сосульку. Сосулька плакала под солнечными лучами, а Тимофей радовался. Наконец-то пришла весна!»

  1. Наше волшебное занятие продолжается. Солнечная капелька опять коснулась нас своими лучиками. Теперь она превратит детей в художников. Итак, сказка продолжается.

Чтобы продолжить весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. Давайте попробуем их изобразить. Дети садятся за столы. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)

/ / / / / / /

׀ ׀ ׀ ׀ ׀

– – – –

۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷

~ ~ ~ ~ ~

Что ж, дорожки в сказку проложены. Мы пришли с вами на солнечную полянку. Посмотрите, почему солнышко грустное?

Дети: нет лучиков.

А вот и задание. Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить лучик. Задания:

  1.  Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

  1.  Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

  1.  Лиса хитрая. Еще какая?

(коварная, умная, ловкая).

  1.  Как называется маленький лес?

(лесок, лесочек).

  1.  Как называется человек, охраняющий лес?

(лесник, лесничий).

  1.  Какой сказочный персонаж живет в лесу?

(лесовичок).

  1.  Чем отличаются звуки и буквы?  (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
  2.  Как можно делить слова? (на слоги). Сол-ныш-ко.
  3. Из слов, что составляем? (предложения). 
  4. Вспомните и расскажите потешку или стихотворение, правильно выговаривая звуки…

Ну вот, и солнышко у нас засияло, значит, мы правильно ответили на все вопросы.

  1. Игра «Шарик и комар»

Напоминаю детям. Звук з — песенка комара, с — так выходит воздух из воздушного шарика. В разных концах стола помещаю 2 рисунка: комар и шарик. На столе разложены разные предметы: салфетка, заяц, апельсин, значок, ластик, лиса и др. Ребёнок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук и кладёт предмет к картинке.

 Звучит весенняя музыка.

5.Аутотренинг: давайте ощутим тепло друг друга, возьмемся за руки, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и почувствуйте свое тепло, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда цепочка доброты передастся друг другу. И в таких сердцах остается много добра. Пусть же оно останется с вами навсегда.

Предлагаю детям задание, нарисовать свою весеннюю сказку.

Источник

17.08.2021

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Кузьменко Татьяна Владимировна

Задачами занятия явлюются:
· Расширение активного словаря.
· Развитие фонематического слуха (восприятие неречевых звуков), чувство ритма.
· Развитие лексико-грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными в роде ед.ч. Им.п.; учить составлять предложения по двум опорным словам; учить составлять распространенные предложения с помощью вопросов, составлять схему предложения.
· Развитие связной речи:
· Развитие ориентировки в пространстве.
· Развитие мышления, внимания, воображения.

Оценить




316

Содержимое разработки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

 «Весенняя сказка»

Задачи:

· Расширять активный словарь.

· Развивать фонематический слух (восприятие неречевых звуков), чувство ритма.

· Развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласованию прилагательных с существительными в роде ед.ч. Им.п.; учить составлять предложения по двум опорным словам; учить составлять распространенные предложения с помощью вопросов, составлять схему предложения.

· Развивать связную речь: обучение рассказыванию с элементами творчества (придумывание продолжения рассказа — сказки с опорой на наглядность).

· Развивать ориентировку в пространстве.

· Развивать мышление, внимание, воображение.

Оборудование: Магнитная доска, макет солнца, книга: К.Ушинский «Ласточка», карточки-схемы признаков весны, магнитная схема слова, предложения.

Ход занятия.

1. Сообщение темы:

Логопед. Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, группа «Вишенка», а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать.

(логопед открывает конверт и достает кроссворд, предлагает детям отгадать его)

Логопед:  Логопед загадывает детям загадки, затем ответы находят среди картинок

Загадки:

1. Эту птицу всякий знает.

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…. (скворец)

2. Пробивался сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок.

(подснежник)

3. Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце, зиму прочь!

Набухают соком почки,

И зеленые ….. (листочки)

4. Островок я вижу странный,

Он не с пальмой, а с цветком,

Окружен не океаном,

А подтаявшим снежком.

(проталина)

5. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц….(март)

Кто же нам прислал письмо?

Дети: Весна.

Логопед: Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие…. путешествие в весеннюю сказку! Что происходит в сказке? (Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить предметы, животные, птицы… )

Я предлагаю вам сегодня стать настоящими сказочниками и сочинить свою, необыкновенную, неповторимую, самую добрую весеннюю сказку.

Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришел. Кто же это?

Дети: Это солнышко.

Логопед: У солнышка лучики не простые, а волшебные. Доброе, волшебное солнышко прикоснется к каждому из вас, и вы превратитесь в великих сказочников.

(Дети касаются рукой до лучей солнышка.)

2.Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Сказка, начинается… Жила-была птица. А какая птица, отгадайте. (Ласточка)

Дети: Жила была …ласточка.

3. Развиваем лексико-грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, употребление синонимов.

Логопед: (У педагога книга К.Ушинского «Ласточка», иллюстрация с изображением ласточки. Педагог начинает читать сказку…)

Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла весна. Какая весна?

Дети: Теплая, солнечная, добрая, долгожданная, ласковая, радостная, веселая, звонкая, ранняя…

Логопед: О чем можно сказать «весенний»?

Дети: Ручей, дождь, день, сад, воздух.

Логопед: О чем можно сказать «весенняя»?

Дети: Погода, вода, лужа, капель, проталина.

Логопед: О чем можно сказать «весеннее»?

Дети: Небо, настроение, облако.

Логопед: Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний воздух. Какой еще был воздух?

Дети: Свежий, легкий, чистый, теплый, чудесный….

4. Обучаем составлению предложения из слов в нарушенной последовательности.

Логопед: А как вы думаете, что произошло с ласточкой дальше?

(Дети высказывают свои предположения)

Логопед: А чтобы узнать, что произошло с ласточкой, необходимо составить предложения из слов и подружить их.

Хотеть, на, ласточка, воля, лететь.

Дети: Ласточка хотела лететь на волю.

Логопед: Была, форточка, открыть.

Дети: Форточка была открыта.

Логопед: Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.

5.Развиваем мышление (отгадывание загадки)

Логопед: Что увидела ласточка?

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели, и пахнет весной?

Дети: Сосулька.

Логопед: Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки. (Логопед переворачивает страницу книги). Ой, ребята, а слова все исчезли. Что же делать? Нужно придумать продолжение сказки. Что случилось дальше? Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна… Что же она увидела? Что весной происходит?

6.Обучаем составлению распространенного предложения из заданных слов.

Логопед: День — ночь.

Дети: День становится длиннее, а ночь короче.

Логопед: Небо — весна.

Дети: Небо весной светлое, чистое, голубое.

Логопед: Снег — солнце.

Дети: Снег на солнце тает, темнеет.

Логопед: Деревья — почки.

Дети: На деревьях набухают почки.

Логопед: Снег — проталины.

Дети: Снег тает, появляются первые проталины.

Логопед: Люди — одежда.

Дети: Люди надевают легкую одежду.

Логопед: Ручей — поле.

Дети: В полях бегут веселые ручьи.

7. Развиваем чувство ритма, общую моторику.

Логопед: Полетела ласточка дальше и увидела, как на участке детского сада дети играют в интересную игру.

Хлопай, хлопай, не зевай

И слова за мной повторяй.

Вот идет, идет весна.

Быстроногая она.

По лужайкам топ, топ.

И по лужам шлеп, шлеп.

(Дети отхлопывают, «протопывают» стихотворение. На каждую строчку четыре хлопка (притопа).

Логопед: Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку:

1 11; 11 1; 1111; 111 1; 1 111….

(Дети повторяют ритм хлопками)

Логопед: И тут ласточка вспомнила, что хозяйка, наверное, ее уже ищет, переживает…

Вернулась ласточка и рассказала хозяйке, что ей больше всего запомнилось.

8. Обучаем составлению распространенного предложения с помощью вопросов, пособия «Словечки на крылечке» предметных картинок.

Логопед: Как вы думаете, что больше всего запомнилось ласточке?

Дети: Ручей; теплое, ласковое солнышко; молодые листочки на деревьях; ясное, светлое небо; первые цветочки; зеленая травка…

Логопед: Составьте предложение со словом «ручей». Ручей что делает?

Дети: Бежит ручей.

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении два слова.

Логопед: Назовите первое (второе) слово.

Дети: Бежит (ручей).

Логопед: Какой бежит ручей?

Дети: Веселый.

Логопед: Какой еще ручей? Когда бегут ручьи?

Дети: Звонкий. (Бежит веселый, звонкий ручей.) Весной (Весной бежит веселый, звонкий ручей.)

Логопед: Вспомните и назовите, сколько было слов в предложении? (два) Сколько слов стало? (пять)

9. Пересказ сказки с опорой на картинки.

Логопед: Что вам больше всего запомнилось?

Как вы думаете, почему сказка о весне?

А еще о ком (чем) эта сказка?

Вспомните и расскажите сказку еще раз.

Дети: Сказка. «ЛАСТОЧКА» (рассказывают полностью или по очереди)

Жила  была ласточка. Ласточка очень любила летать на воле, но хозяйка очень редко выпускала ее. Ласточка с нетерпением ждала, когда же это произойдет. И вот пришла теплая, долгожданная весна. Однажды хозяйка открыла форточку, и ласточка почувствовала весенний свежий, чистый, теплый воздух. Ласточка хотела лететь на волю. Форточка была открыта. Не успела ласточка сесть на форточку, как вдруг что-то капнуло ей на головку.

Посмотрела ласточка наверх и увидела сосульки……..

Полетела ласточка радостная. Всю зиму она сидела в клетке. А тут весна…

Весной день становится длиннее, а ночь короче. Небо весной светлое, чистое. Снег на солнце тает, темнеет. На деревьях набухают почки. Появляются первые проталины. В полях бегут веселые ручьи.

Полетела ласточка дальше и увидела, как на участке детского сада дети играют в интересную игру «Хлопай, хлопай, не зевай». Дети в детском саду умеют не только хлопать и топать, но и внимательно слушать. Ласточке это понравилось, и она пропела песенку.

И тут ласточка вспомнила, что хозяйка, наверное, ее уже ищет, переживает…

Вернулась ласточка и рассказала хозяйке, что ей больше всего запомнилось

10. Итог занятия: Оценка работы детей на занятии детьми.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459168-konspekt-nod-dlja-detej-starshego-doshkolnogo

Также вас может заинтересовать

  • Раз,два,три-звуки подбери!
  • «Зимнее путешествие» Логопедический досуг для детей старшей группы
  • Логопедический проект «Будем говорить правильно»
  • Литературно-речевой праздник по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
  • Родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Весенняя сказка»

Цель:

Закреплять представления о временах года, продолжать учить составлять распространённые предложения по сюжетным картинкам. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, обогащать лексику с родственными словами. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение друг другу.

Материал:

Магнитная доска, картинки с весенними и зимними сюжетами, с изображением предметов (для игры «Прошагай слова»), картина «Ежи», картинки «весёлого» и «сонного» и солнца – на каждого ребёнка. Пособие «Многозначные слова», куклы бибабо (ёж и лиса).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Что бы в неё попасть нужно, отгадать загадки.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня…..(Весна)

Дел у меня не мало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома-

Зовут меня…..(Зима)

(Подводит детей к магнитной доске, на которой представлены картинки с весенними и зимними сюжетами)

Воспитатель: Что такое? Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.

(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Весна) Давайте отправимся в весеннюю сказку. Ой, кто-то шевельнулся под кустом (достаёт ежа-куклу бибабо). Да ведь это ёжик! Здравствуй ёжик!

Ёж: (за него говорит воспитатель) — Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно, давайте поиграем.

Проводиться разминка «Ёж»:

Вот свернулся ёж в клубок

Может ёжик ты продрог

                                                    (дети на корточках обхватывают колени руками)

Солнца луч ежа коснулся

Ёжик сладко потянулся

                                                    (поднимают руки вверх, потягиваются)

Хитрый ёжик, хитрый ёж

На клубочек он похож

                                                     (руки вперёд, кулачки, вращательные движения)

Ёж по тропке побежал,

Нам колючки показал

                                                     (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)

А колючки тоже

На ежа похожи

                                                     (поднимают руки над головой, делают вращательныедвижения кистями)

На ежа мы поглядим

Молока ему дадим

Но не тронем колкие

На спине иголки мы

                                                    (ладони складываем черпачками)

Ёж (смотрит на сложенные картинки): Что это такое ребята?

Дети: Это картинки, на которых нарисованы весна и зима.

Ёж: Зима? Что это такое? После весны приходит лето, а за ним осень-время, когда надо ложиться в тёплую норку и спать. Просыпаюсь я весной. А что проходит, пока я сплю, я не знаю.

Воспитатель: Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик будешь составлять предложения о весне , а дети о зиме. Договорились?

Ёж: Весной земля покрывается зелёной травкой. А зимой?

(Ответы детей, добиваться, что бы дети отвечали распространёнными предложениями)

Ёж: Весной на деревьях набухают почки и появляются листья. А зимой?

Ёж: Весной светит ярко солнце. А зимой?

Ёж: Весной вода в реках прозрачная, голубая, к концу весны теплая. А зимой?

Воспитатель: Ёжик теперь ты знаешь, что происходит зимой?

Ёж: Вы молодцы, ребята, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. А сейчас хочу с вами поиграть.

Игра «Весна-зима»

(Предложения о весне — дети показывают «весёлое» солнце, о зиме — «сонное»).

  • Весело стрекочут кузнечики.
  • Расцвели первые цветы.
  • Дети на участке лепят снеговика.
  • Даша и Саша катаются на санках с большой горки.
  • Пошёл дождь и над рекой появилась радуга.
  • Морозно на улице, дует холодный ветер.

Ёж: Вы так много знали о временах года, а обо мне, что вам известно?

Воспитатель: Дети знают загадки о тебе.

Дети:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

В клубок свернётся,

А взять не даётся.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками,

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

По тропинке идёт

Лес на спинке несёт.

Проводятся ритмические упражнения «Ёжик и барабан»

Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.

С барабаном ходит ёжик:

Бум-бум-бум!

Целый день играет:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами:

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно:

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он:

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он:

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули:

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули:

Бум-бум-бум!

Воспитатель: А ещё дети знают стихи о ежах.

Дети:

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трёт

Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну.

Ходит по травке лесной

Он с немытою спиной

Вот как, посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо, ребята, все ж,

Что ни кто из вас не ёж!

В траве колючий мяч

Щетинится и ёжится

Ну, покажись дружок, не прячь,

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет

Со мной знакомиться не хочет.

(Ёж оценивает чёткость и выразительность чтения)

Воспитатель (показывает лису-куклу бибабо): Ёжик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.

Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л. Воронковой «Лиса и ёж»

Лиса: Всем ты, ёж и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж: А что, лиса, я с колючками не красивый, что ли?

Лиса: Да, не то чтобы некрасивый.

Ёж: А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса: Да, не то чтобы неуклюжий.

Ёж: Ну, так какой же я с колючками?

Лиса: Да какой — то с ними….несъедобный!

Воспитатель: Да, острые иголки ежа не всем нравится. Подумайте, дети, какие предметы кроме игл на шкуре ежа, мы называем этим словом? Какие ещё бывают иголки? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, есть иголки у ёлки и кактуса, швейные иголки, медицинские. Все они называются одним словом — «иголки», но обозначают разные предметы. Как мы называем такие слова?

Дети: Многозначные слова.

Воспитатель: Что – то ты ёжик загрустил?

Ёж: Вам, дети , хорошо, вы все здесь вместе, вас много. И дома рядом с вами папы, мамы, бабушки, дедушки, а я совсем один.

Воспитатель: Не грусти, лучше посмотри на эту картинку.

 (выставляется картина «Ежи»).

Ёж радуется: Это папа, это мама, мои братья и сёстры!

Воспитатель: Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу этого семейства? (Ёж). А ласково? (Ёжик). Как назовём маму? (Ежиха).   А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть – «ёж». Как называются такие слова? (родственные).

Ёж: Спасибо, дети! Вы помогли мне найти свою семью. Давайте ещё поиграем.

Под деревом вы листок поднимите

Картинку найдёте, её посмотрите.

Самое длинное и самое короткое

Слово назовите.

Игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги)

Каждый ребёнок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает определённое количество шагов.

Воспитатель: Даша, назови свое слово (дом). Сколько шагов ты пошла? (Один шаг). Почему один шаг? (В слове «дом» один слог и т. д.)

Воспитатель: У кого самые длинные слова? А самые короткие?

Воспитатель: Ну, что ёжик, справились дети с твоим заданием?

Ёж: Молодцы! Отлично справились! А мне пора уходить. До свидание!

Дети: До свидания ёжик, приходи к нам ещё.

По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Колючие ежи».

Конспект интегрированного занятия
по теме «Весенняя сказка»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор: Дудина Надежда Александровна

Организация: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Цель: закрепление у детей знаний о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно — эстетическое». 

I. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

А) Образовательные задачи:

Расширять представления о характерных признаках весны. Формировать умение выявлять причинно-следственные связи. Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. 

Б) Речевые задачи

Формировать умения отвечать на вопросы. Развивать диалогическую речь, формировать умение составлять рассказы-описание, творческие рассказы из 2-3 предложений. Активизировать словарь детей по теме  « Весна ». Формировать умение практически образовывать существительные в   множительном числе. 

В) Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное  отношение и любовь к природе.

Г) Развивающие:

Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память. Развивать  и совершенствовать двигательные умения и навыки, координировать речь с движениями. 

II. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Подготовка воспитателя:

Подобрала картинки для игры «Найди отличия», подготовила необходимый материал для изготовления аппликации «Домик для скворушки»

2. Предварительная работа с детьми

Слушание песенки «Весняночка», загадывание загадки, заучивание стихотворения «К нам весна шагает…», беседа, слушание  стихотворения «Весна пришла».

3. Оборудование и материалы:

Доска, мел, карандаши, альбомы, клей, ножницы, цветная бумага; магнитофон; наглядное пособие в картинках; мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательная,

Двигательная 

Динамическая пауза  «Не ошибись»»   

Игровая 

Дидактическая игра:  «Назови ласково»,  «Найди отличия». 

Продуктивная 

Аппликация на тему: «Домик для скворушки».

Коммуникативная 

Беседа «Весна-красна», загадывание загадок  о весне, заучивание  стихотворения «К нам весна шагает….» 

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения «Весна».

Музыкальная

Слушание песни «Весняночка».

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Вступительная

Загадывание загадки: 

Если птички прилетели,  Песню весело запели. Солнце весело пригрело. Значит к нам пришла ….            (весна)

Отгадывают загадку

Эмоционально откликаются, называют отгадку.

Основная часть

Беседа: « Весна — красна»,

прослушивание песни «Весняночка». -какое настроение вызвала у вас эта песня? -О чем она? О каком времени года поется в этой песне? -Какие изменения происходят весной? -Что происходит с животными в лесу? (зайцами, медведями, белками, волками…) -Каких птиц мы видим весной?  

Слушают песенку, отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении.

Закреплено умение отвечать на вопросы.

Дидактическая  игра «Найди отличия»(Приложение 1)

Находят  и называют отличия на картинке 

Закреплено умение практически  находить отличия и схожесть на картинке, логически мыслить.

Динамическая пауза: «Не ошибись» (воспитатель показывает геометрические фигуры – круг квадрат, треугольник, прямоугольник)

Дети выполняют соответствующие движения:  круг- прыгают, квадрат- хлопают, треугольник –приседают, прямоугольник- шагают на месте.

Закреплены названия геометрических фигур, созданы условия для двигательной активности.

Чтение стихотворения «К нам весна шагает быстрыми шагами» 

К нам весна шагает быстрыми шагами,  И сугробы тают под ее ногами, Темные проталины на полях видны, Видно очень теплые ноги у весны. 

Прослушивают  стихотворение и отвечают на вопросы по тексту

Созданы условия для слуховой  памяти.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Дети подбирают существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами

(проталина-проталинка, ручей-ручеек….)

Созданы условия

Для мыслительной деятельности, развития внимания. 

Ловят мяч, называют слово.

Чтение и заучивание стихотворения «Наконец пришла весна»

-Наконец пришла весна, Ель, береза и сосна, Сбросив белые пижамы, Пробудилась ото сна. 

Заучивают и проговаривают стихотворение.

Осуществлена словарная работа по проговариванию отдельных звуков и слогов.

Заключительная часть

Воспитатель предлагает детям выполнить  аппликацию на тему: «Домик для скворушки» (Приложение 2)

Выполняют аппликацию

Закреплены навыки работы с ножницами, клеем, бумагой.

Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Домик для скворушки»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. А.В.Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2008г.- 143с

2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г. – 80с.

3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г. – 89с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.- 136с.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки».

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.- 304с.

7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. —  М. Мозаика-Синтез, 2009г.- 112с.

8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.- 136с.

9. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г. – 278с.

Приложения:

  1. prilozheniya.docx.. 86,4 КБ
Опубликовано: 15.05.2016

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№16»

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

(развитие речи/ математика)

« Весенняя сказка»

Подготовила:

Игошина Л.В.

Саранск, 2020

Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Обучающие:

— закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели;

— упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;

— закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10 и    обратно);

 — совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание;

— совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

Развивающие:

-расширение словарного объёма детей, диалогической речи;

-развивать логическое мышление;

-закреплять умение устанавливать причинно — следственные связи.

Воспитывающие:

-воспитывать любознательность, наблюдательность;

-воспитывать самостоятельность.

Используемые методы:

Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод, (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение)

Ход занятия.

Организационный момент

(Дети входят в группу, встают полукругом около воспитателя).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:

Здравствуйте,- слово какое чудесное,

Чуточку доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте, мы скажем этому дню,

Здравствуйте, скажем мы всем и всему!

(Стук в дверь)
Воспитатель: Кто это стучится к нам?
Звучит музыка («В гостях у сказки»)
Воспитатель: Наверное, сказка. 
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка-птица,
Чуть спугнёшь и не найти.

Воспитатель:Ребята, а вы любите сказки? Тогда отгадайте названия сказок.
1.Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Дети: Эта сказка называется «Теремок».
2.Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, волк.
Дети: Эта сказка называется «Три поросёнка».
3.Дед, сани, рыба, лиса, волк, прорубь.
Дети: Эта сказка называется «Лисичка-сестричка и серый волк».
4.Старик, старуха, бык, баран, гусь, петух, свинья.
Дети: Эта сказка называется «Зимовье зверей».
5.Лиса, заяц, собака, медведь, петух с косой.
Дети: Эта сказка называется «Заюшкина избушка».
Воспитатель:Молодцы, много знаете сказок. Я открою вам секрет. Сегодня в гости к нам пришла сказка «Заюшкина избушка». Ребята, а кто помнит, как начинается эта сказка?

Дети: Жили-были лиса, да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика -лубяная. Пришла весна -у лисы избушка растаяла.
Воспитатель:

Спасибо. Скажите, пожалуйста, какое время года наступило в этой сказке?
Дети: Наступила весна

(Слышится, плач зайчика. И-и-и.)
Воспитатель:

Ребята, кто это так громко плачет?
Дети: Это плачет зайчик.
Воспитатель:Здравствуй, заинька. Отчего же ты так громко плачешь?
Зайчик: Здравствуйте, ребята. Как мне не плакать? Попросилась лиса ко мне в избушку погреться, да и выгнала меня, а избушку на ключ закрыла и спрятала его.
Воспитатель:Зайчик, а что это у тебя в руках?

Зайчик: Это карточки с заданиями дала мне Лиса. Как только я выполню все задания, Лиса отдаст мне ключик. А я ведь не хожу в детский сад и ничего не знаю.

Воспитатель: Не плачь, заинька, мы с ребятами поможем тебе  выполнить все задания. Поможем?
Дети: Да!

Воспитатель:

Задание№1

Игровое упражнение «Картинная галерея»

Ребята, посмотрите, куда мы попали? Да это же картинная галерея. Посмотрите, сколько здесь картин. Какое время года изображено на картинах? А какие признаки весны Вы знаете?

Дети называют приметы весны. Свой ответ вы начинаете со слова «Весной…»

Дети:

Солнце светит ярко, пригревает землю.
Небо стало голубое, чистое, яркое.
На деревьях набухают почки, распускаются листочки.
Появляется зелёная трава, первые цветы (мать-и –мачеха, подснежники, одуванчики).

Пробуждаются насекомые (бабочки, жуки, муравьи, божьи коровки, пчёлы, мухи, комары).
Прилетают из тёплых стран перелётные птицы (грачи, скворцы, ласточки, жаворонки).

Воспитатель:

Назовите весенние месяцы?

Ответы детей. (Март, апрель, май)

Воспитатель:

Сколько их? (Три весенних месяца)

Воспитатель:

Назовите их по порядку!

Ответы детей. (Первый март, второй апрель, третий май)

Воспитатель:

Вы прекрасно справились с заданием!

Молодцы, много знаете. Весна-это нежная, радостная, звонкая пора. Всё кругом просыпается. Какие времена года вы ещё знаете?

Дети: Зима, лето, осень! 
Воспитатель:

Ох, какая хитрая эта Лисичка, такие задачки выдумала!

Задание№2

Задание на звуковую культуру речи:

Разделить слова на слоги (Карандаш, ручка, тетрадь, стол), сколько слогов? как определили?

Определить место звука в слове, где находится звук «С» в слове сорока, пылесос, костюм (В начале, в середине или в конце слова)

Придумать слово на заданный звук « р » « с » « а »

 Задание№3

 Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

— Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

— Солнце светит днём. А луна….(ночью)

— Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

— Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

— Какой сегодня день недели? (понедельник)

— Какой день недели был вчера? (воскресенье)

— Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

— Сколько хвостов у двух котов? (два)

— А сколько ушей у трёх мышей? (шесть)

— Сколько животиков у 6 бегемотов? (шесть)

Воспитатель:Молодцы и с этим заданием справились.

Задание№4

Смотрите, ребята, здесь какой – то шифр (показываю числовой ряд, в котором цифры пропущены). Вы что-нибудь понимаете? (ответ детей: нужно вставить цифры).
Воспитатель: 

Дети, кто посчитает от 1 до 10? (спрашиваю одного ребенка). Кто сможет посчитать обратно? (спрашиваю другого ребенка). Назовите самое маленькое число. А теперь назовите самое большое число. Какое число больше 5 на 1? А какое число меньше 4 на 1? Молодцы! Справились и с этим заданием.

Задание№5

Упражнение «Ориентировка в пространстве» Сейчас вам нужно пройти за столики. Что перед вами? Таблица. Сколько строк в этой таблице? (три). Сколько столбцов (три). А сколько клеток? (девять). Молодцы! Перед тем как приступить к выполнению задания сделаем пальчиковую гимнастику!

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне

(руки вертикально, ладошки соединены)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(раскрыть ладони)

Всем лепесткам красоту и питанье

(сжимаем друг с другом)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони вниз потряхивая)

А теперь приготовьтесь внимательно слушать задание и рисовать.

в левой верхней клеточке нарисуйте красный треугольник;

в правой нижней клеточке нарисуйте зеленый квадрат;

в центре нарисуйте коричневый овал;

в левой нижней клеточке нарисуйте синий прямоугольник;

в правой верхней клеточке нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: А сейчас проверим (образец).

Молодцы,  все справились и с этим заданием.

Физкультминутка « Три весенних месяца»

-А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.

Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает?( стоят на месте)

Ответ гостей: март 

Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся (имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель (имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел? (протягивают руки вперед)

Ответ гостей: апрель.

Зеленеет даль полей (Разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад (поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят (кружатся на месте)

Гром грохочет, скоро лето (приседание)

Поскорее угадай, что за месяц это?

Ответ гостей:май.

Воспитатель:Ребята, зайчик, смотрите, что там за Дом?

Зайчик: Это же мой Дом!

(Воспитатель, зайчик и дети подходят к домику, выходит Лисичка с ключом)

Воспитатель: Здравствуй Лиса, выполнили мы все задания. Отдай ключик, пусти Зайку назад домой.

Лиса: Так уж и быть, но Вы должны выполнить мое последнее задание!

Задание№6

Чтение стихотворений, про весну (3-5чел.)

Весна

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

И. Токмакова
Салют весне.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ –

Салютовать весне.

Приказ черемухе — цвести,

Крапиве — быть не злой,

Дождю — дорожки подмести

Серебряной метлой. 

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам — громче петь,

А солнцу — выйти из-за туч

И веселее греть.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

С. Маршак

Март

Отшумели все метели, и морозы не трещат.

С крыш закапали капели и сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее стали мартовские дни

В нашем садике, в аллеях уж проталины видны.

В. Алферов

Апрель

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

С. Маршак

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.  

Ф.И. Тютчев

Лиса: Какие молодцы, и все же они знают! Вот держи Заяц ключ, а я пойду другой дом искать!

Зайчик: Спасибо вам, ребята, что вы меня выручили, вернули мне ключ от моего домика. Я вас за это угощу. Принимайте мои угощения. ( раздаёт сладкие петушки).

Воспитатель:

Спасибо, заинька, за угощение. Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться.
Звучит музыка «В гостях у сказки». Все машут рукой.

Воспитатель:

Встали рядышком друг с другом,

словно месяц полукругом.
Воспитатель:

Ребята, вам понравилось встречать  гостью, Весеннюю сказку, у себя в группе? Играть в разные игры?
Дети: Понравилось.

Воспитатель:

А что вам понравилось больше всего, что запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы сегодня помогли нашему лесному другу, не оставили его в беде, хорошо вели себя, словом были добрыми и гостеприимными хозяевами. Как вы думаете, а Весенней сказке понравилось у нас в гостях? (Ответы детей). Да и я так думаю. Сказка обязательно вернется и будет у нас частой гостьей, ведь вы показали хорошие знания, все сложные задания дружно выполняли, а это значит, что   нам пора идти в подготовительную группу! До свидания друзья! До новых встреч!

Литература

1.В.П.Новикова. Математика в детском саду. М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2016.-80с.

2.Т.М.Бондаренко.Комплексные занятия в старшей группе детского сада.Воронеж:ТЦ «Учитель», 2001.-272с.

3.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Математика для детей старшего возраста. Воронеж:ТЦ «Учитель», 2001.-392с.

  • Конспект занятия в подготовительной группе путешествие по сказкам пушкина
  • Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему пересказ сказки лиса и козел
  • Конспект занятия в младшей группе по сказке теремок
  • Конспект занятия 1 младшая группа по развитию речи сказка репка
  • Конспект драматизации сказки колосок в старшей группе