муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 102»
Конспект занятия
Тема: «Экологическая сказка»
ОО «Речевое развитие»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель:
Галиева Н. Н.
Конспект занятия
Тема: «Экологическая сказка»
ОО «Речевое развитие»
(старший дошкольный возраст)
Цель: формировать умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Задачи:
1. Образовательная:
- Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
- Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных; углублять представления детей о сезонных изменениях и явлениях в природе.
2. Развивающая:
- Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
3. Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.
Формы организации деятельности:
- Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности.
Структура занятия:
- Письмо от волшебника.
- Сочинение продолжения сказки.
- Игра «Сравни и назови».
- Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».
- Игра «Хорошо – плохо».
- Пальчиковая гимнастика с прищепками.
- Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам.
- Словесная игра «За что я люблю весну».
- Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».
Характеристика группы: дети старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: дети умеют участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.
Ход занятия
I Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям в детский сад». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Что же за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!».
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
II Основная часть
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
- Солнце желтое, как… (одуванчик).
- Солнце круглое, как… (мячик).
- Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
- Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.
Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
Ответы детей:
- Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
- Начал таять снег.
- Потекли ручьи.
- Зазвенела капель.
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками.
Ответы детей:
- Вода напоила землю.
- На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку, на зеленую травку».
Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.
Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Ответы детей:
- Гусеницы.
- Жуки
- Муравьи
- Мухи
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».
Ответы детей: «Птицы».
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).
Проводится игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные) Скажите, а почему птицы осенью улетают от нас? А это хорошо или плохо для птиц, когда они улетают?».
Ответы детей:
- Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
- Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель: «А что плохого в том, что птицы улетают от нас?».
Ответы детей:
- Мы не видим птиц, не слышим их пения.
- Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?».
Ответы детей:
- Скворец.
- Жаворонок.
- Грач.
- Иволга.
- Трясогузка.
- Соловей.
Воспитатель: «А для чего птицы возвращаются к нам снова? (Вывести птенцов) Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.
Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Ответы детей:
- Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий.
- Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.
Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Ответы детей:
- Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.
Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» (Солнце поднимается выше, светит ярче и греет сильнее).
Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.
III Заключительная часть
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей). Сейчас каждый из вас скажет, за что вы любите весну, а потом будет вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.
Конспект ООД в подготовительной к школе группе занятие на тему «Экологическая сказка»
Подготовила :
воспитатель
Фомина О.А
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли.
Задачи:
расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;
посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;
воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; воспитывать уважение к труду.
Оборудование: иллюстрации к сказкам.
Ход занятия!
Воспитатель: Здравствуйте дети! Доброе утро!
Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.
Скажите вы любите сказки? (ответы детей) А какие ваши самые любимые сказки (ответы детей) Почему вы их любите.
Очень хорошо, давайте тогда с вами немного поиграем!
Проводится игра «Доскажи словечко».
— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать отрывки из сказок, а вы будете досказывать словечки. А если вспомните название сказок, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!» «Айболит»)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко … (скорей!» «Краденое солнце»
Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик,
И в руке его горит Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки?
А потом позвонили мартышки: – Пришлите, пожалуйста, … (книжки! «Телефон»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает … (головой). «Мойдодыр»
Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча: «Разве это великан? (Ха-ха-ха) Это просто … (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»
Воспитатель: я хочу прочитать вам стихотворение В. А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
Воспитатель: Ребята ,а вы знаете сказку «Красная шапочка» ?Сегодня я хочу вас познакомить со сказкой «Серая шапочка и Красный волк». Сказка это необычная , а экологическая. Воспитатель читает сказку.
Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный Волк»
Жила-была девочка. И звали ее. Серая Шапочка. Шапочку, а вернее, шляпку связала ей бабушка из шерсти старого Волка, который когда-то пытался бабушку съесть. Эту печальную историю со счастливым (только не для волка) концом знает каждый. Много воды утекло с тех пор, но бабушка все еще хранила красивую красную шапочку, которую так любила в детстве. Она все так же жила на краю леса, а ее внучка Серая Шапочка иногда ее навещала и приносила сливочное маслице и пирожки.
В лесу, через который каждый раз проходила дорога Серой Шапочки, жил печальный добрый Волк. Все называли его Красный Волк, так как ученые давно занесли его в Красную книгу и предупредили всех, что Волк нуждается в охране. Эти ученые долго гонялись за испуганным Волком, а когда он совсем обессилел, измерили вдоль и поперек, проверили здоровье, а затем сказали, что он должен беречь себя для потомков. Но Серая Шапочка и ее семья никак не желали охранять злого и коварного, как они считали, хищника. К тому же они совершенно не берегли лес, в котором он жил. Поэтому Волк и был печальным. Ведь лес был его родным домом.
Иногда Волк забирался в самую глухую чащу, раскрывал большую Красную книгу и долго смотрел на фотографию своего собрата по несчастью — настоящего красного волка, который жил где-то далеко в горах. Его судьба была трагической: люди почти истребили этих зверей. «Не такое ли будущее ждет и меня?» — думал Волк и тяжело вздыхал.
В тот день, как обычно, Серая Шапочка собиралась в гости к бабушке. Мама принесла из магазина пирожков и маслица. «Положи каждый пирожок в отдельную коробочку, а кусочки маслица заверни в полиэтиленовые пакеты, чтобы не испачкаться», — попросила Серая Шапочка. Она сложила все продукты в большой полиэтиленовый мешок, добавила к ним пластиковую бутылку минеральной воды и отправилась в дорогу.
Тем временем Волк сидел на поляне и слушал, как поет соловей. Волк был очень впечатлительным существом и любил звуки природы. Вдруг ему на плечо села сплетница-сорока. «Эй ты, Красный! Сидишь тут, птичек слушаешь, а твоя Шапка опять в гости к бабке своей собралась. Я уже всех зверей и птиц предупредила. И ты тоже поторопись, ты ведь любишь ее воспитывать. Съел бы сразу, и дело с концом. Не поддается она воспитанию, у нее дурная наследственность».
Волк тяжело вздохнул и отправился навстречу Серой Шапочке, которая уже вошла в лес. Она была в хорошем настроении, прыгала, громко распевала песни. Увидев Волка, девочка замолчала, потом вынула из кармана жевательную резинку и демонстративно положила ее в рот, бросив бумажку на землю. «Подбери, пожалуйста, обертку, — вежливо попросил Волк, — здесь должно быть чисто». Но Серая Шапочка сделала вид, что ничего не слышит, и отправилась дальше. Волк, вздохнув, поднял яркую бумажку и пошел вслед за девочкой. «И не кричи, пожалуйста, — продолжил Красный Волк разговор, — тут птицы выводят птенцов, не пугай их». «Как же ты мне надоел, — возмутилась Серая Шапочка, — ничего с твоими птичками не станет, а я петь хочу, у меня душа поет. И для чего тебя только охраняют! Вот бабушка рассказывала, как раньше хорошо было: везде на волков охотились, никто их не жалел». Красному Волку совсем не хотелось ворошить печальное прошлое, и он перевел разговор на другую тему: «Слушай, Шапка, ты опять несешь бабушке сливочное маслице в пакетах? Оно ведь вредное для пожилых людей, в нем холестерина много. Твоей бабушке нужна вегетарианская пища. К тому же все эти пакеты из-под вашего маслица валяются потом по всему лесу где попало. Вот крот недавно рассказывал: вылез ночью подышать свежим воздухом и чуть не задохнулся. Думал, что воздух в лесу кончился». «Ну а я-то тут при чем? — удивилась Серая Шапочка. — Я этого крота никогда не видела и видеть не хочу». «Зато он теперь очень хочет тебя видеть. Потому что ночью он залез носом прямо в полиэтиленовый пакет, который ты бросила в прошлый раз, еле выбрался из него», — объяснил Волк. «В другой раз будет смотреть, куда свой нос совать!» — грубо ответила Серая Шапочка и повернулась к Волку спиной.
А по какой дороге ты пойдешь к бабушкиному дому? — задал Волк свой традиционный вопрос. В этот раз Серая Шапочка решила идти по неизведанной тропе. Старая за долгие годы была совсем вытоптана. На ней то и дело попадались оголенные корни деревьев, о которые можно было споткнуться. К тому же все самые красивые цветы вдоль знакомой дорожки уже давно исчезли. А ведь бабушка, как известно, очень любила большие букеты, которые дарила ей внучка.
Правда, Волк уговаривал Серую Шапочку не протаптывать новую тропинку и не срывать самые красивые цветы, не гоняться за яркими бабочками. «Лучше сделай для бабушки цветочную клумбу, и она сможет любоваться цветами и бабочками из окна. А лесные цветы пусть растут в лесном доме. Они здесь нужнее. А то они станут такими же редкими, как и я». Но легкомысленная Серая Шапочка не послушала Красного Волка и отправилась искать новую дорогу. Она знала, что нужно найти место, где две березы растут рядом с двумя елочками.
Ну а Красный Волк решил отправиться к бабушке по прежнему маршруту, который начинался у старого дуба. По дороге он собирал оставленный кем-то мусор и горестно вздыхал: «Эх, Шапка, и кто только тебя воспитывал!»
На своем пути Серая Шапочка встретила много ромашек и колокольчиков. Они качались на ветру, словно приветствуя ее своими красивыми головками. Девочка нарвала самых крупных цветов, чтобы порадовать бабушку: «Какая удача, что я пошла по этой дороге, в других местах уже не найдешь таких красивых цветов!» Она была почти у цели, как вдруг путь ей преградила густая изгородь из кустов и деревьев. Пришлось сломать несколько веток, чтобы не возвращаться назад.
Ну вот, наконец, и бабушкин дом. Серая Шапочка еще издалека узнала его по свалке под забором. Бабушка не раз просила внучку убрать мусор,
но Серой Шапочке не очень-то хотелось заниматься таким скучным делом. Только Бабушка поздоровалась с внучкой, как невдалеке показался Красный Волк. Он был усталым, но довольным: ведь по дороге ему удалось собрать немало бумажек, баночек и других ненужных в лесу вещей. «Правильно говорила сорока, — проворчал Волк, — если вы с бабушкой и дальше будете себя так вести, придется пойти на крайнюю меру и съесть вас».
Не успела Серая Шапочка ответить, как вдали появилась группа людей. Они подошли к домику и уважительно пожали Красному Волку лапу. «Вы, случайно, не охотники? — с надеждой спросила Серая Шапочка. — А то у нас тут лишние волки по лесу бродят». «Мы не просто охотники, мы — фотоохотники, — ответил старший, — и ищем миры, в которых еще сохранились животные». «А, так вы из передачи “В мире животных”, — обрадовался Волк. — Разрешите с вами сфотографироваться на память». «С удовольствием, — сказали фотоохотники, — мы покажем нашу фотографию по телевизору». «А меня покажете? — запрыгала от нетерпения Серая Шапочка. — Я ведь внучка той самой Красной Шапочки».
«Мы фотографируем только тех, кто дружит с природой», — заметил один из фотоохотников. Серая Шапочка посмотрела на увядший в руке букет цветов и промолчала, а бабушка покраснела так, что ей пришлось натянуть поглубже свою старую красную шапочку, чтобы никто этого не заметил. «Так, — сказал Старший фотоохотник, оглянувшись на свалку из бутылок и пакетов из-под пирожков и маслица, — все ясно. Вы, бабушка, должны подавать пример подрастающему поколению. Вот вам инструкция, как нужно вести себя в природе», — и он передал бабушке книгу «Правила поведения гостей в лесу». «Но если мы гости, то кто тогда хозяин этого леса?» — возмутилась Серая Шапочка. «Хозяин тот, кто его бережет, для кого лес — дом родной».
И с этими словами Старший фотоохотник вручил Красному Волку большую золотую медаль «За охрану природы» и новое издание Красной книги. А бабушка и внучка решили убрать весь мусор, посадить цветы и поставить вокруг природоохранные знаки. Они наконец прочитали Красную книгу, и теперь очень гордятся тем, что рядом с ними живет такой редкий зверь. И только сорока все еще им не доверяет.
Обсуждение текста:
• Обратите внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиям. Если уничтожить его местообитание, исчезнет и само животное.
• Что случится с Волком, если погибнет лес?
• Что можно сделать, чтобы леса, степи, моря оставались по-прежнему «домами» многих живых существ?
• Как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса? Например, клочки полиэтиленовых пакетов иногда проглатывают птицы. Осколок стекла, фокусируя солнечные лучи, может стать причиной пожара или просто ловушкой для мелких лесных животных (поэтому, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняется окружающая среда).
• Почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные? (Именно такие растения дают хорошее, жизнеустойчивое потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-ни- будь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки — исчезают растения. И наоборот: чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.)
• Почему Волка звали Красным?
• Что такое Красная книга, почему она так называется?
• Какие звери, птицы и растения в нее занесены и почему? Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы эта книга не становилась все объемистей.
Я вам предлагаю к этой сказке изготовить книжки малышки и устроить выставку книжек в нашей группе.
Воспитатель: Давайте беречь природу вместе!
Конспект занятия
Экологическая сказка
Автор: Шумилова Людмила Григорьевна
Организация: МБДОУ №22
Населенный пункт: Краснодарский край, Курганинский р-он, п. Степной
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
• Совершенствовать речевой слух.
• Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
• Вспомнить с детьми знакомые пословицы и поговорки.
• Воспитывать храбрость и мужество, желание прийти на помощь.
• Обогащать активный словарь детей, отрабатывать интонационную выразительность речи.
• Учить детей передавать образ героев в интонации, менять голос, соответствовать персонажу.
Словарная работа:
• Уточнить и обобщить представления детей о весне.
• Познакомить с приметами весны. Обогащать речь существительными, обозначающими растения, птиц.
• Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
• Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
• развитие внимания, памяти, логического мышления.
Вводная часть: Воспитатель и дети заходят в зал,
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель: Я вижу, у вас хорошее настроение, если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. Давайте выпрямим спинки, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо. Вот так чудо, только откуда?
Ни адресата, ничего,
Кто же нам послал его?
- нем лежит диск).
— Это видео письмо, а чтобы узнать от кого оно, надо отгадать загадку
Воспитатель загадывает загадку о весне:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Весной.
Воспитатель: Оказывается видеописьмо от весны, и она обращается к нам за помощью. Весна прислала сказку. (Дети с воспитателем садятся на ковер перед экраном и читают письмо. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки).
Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод! ”
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на экране появились лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?» (Ответы детей – Согревает землю, ярче светит, будит природу.)
Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Основная часть:
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет! Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Воспитатель: Обратите внимание, на экран.
“Я, думаю, что эти картинки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?”
Дети рассматривают картинки с признаками ранней весны.
Дети:
– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
– Начал таять снег.
– Потекли ручьи.
– Зазвенела капель.
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие в сказочный лес, но сначала надо проложить в сказку весенние дорожки. Давайте попробуем их изобразить. Дети садятся за столы и выполняют графические упражнения.
׀ ׀ ׀ ׀ ׀ – – – – ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷
Что ж, дорожки в сказку проложены.
Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку” поиграть в игру «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник, насекомые.
На экране появляются изображения первоцветов.
- «Весною, как только растает снег, распускаются первоцветы. А какие весенние цветы вы знаете? Подснежники, фиалки, мать-и-мачеха, крокусы, ландыши, примула.
Воспитатель: Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
Веснянка
Солнышко, солнышко, Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, Меняют направление движения.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
- сто грачей. «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Остановились, медленно приседают.
- цветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Молодцы, пришло время продолжить путь!
Добрый лес, старый лес! Полон сказочных чудес!
- музыка (аудиозапись «Птичьи голоса»)
Воспитатель: Что вы слышите?” (“Пение птиц”).
Дети: Как звонко поют птицы!
Как называют птиц, которые с нами зимовали?
Дети: Зимующие.
А как называют птиц, которые прилетают к нам из дальних стран весной? Дети: Перелетные.
Воспитатель: «Ребята. Посмотрите, на нашей березе сидят птицы. Давайте назовем птиц, сначала зимующих, а потом перелетных».
Дети: Скворец, жаворонок, грач, иволга, трясогузка, горихвостка, кукушка- это перелетные. Ворона, сорока, голубь, воробей, дятел, синичка, снегирь, сова — это зимующие.
Воспитатель: А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (“Строят гнезда”.) Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.
Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка-свистулька своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы. Они очень любопытные, поэтому они могут выпасть из гнезда. Скажите, если птенец выпал из гнезда, что необходимо сделать, чтобы помочь ему.
Дети: С помощью взрослых поместить в гнездо и отойти.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить историю воробышка, который не послушался свою маму и в итоге заблудился.
Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»
Автор: Жил-был воробышек со своей воробьиной семьёй. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Автор: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Автор: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?» Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:
Воробышек: Скажите, пожалуйста, чей это домик?
Ворона: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Автор: Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Сова: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Сова: Нет, это совиное дупло. Здесь живу я, сова!
Автор: Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:
Воробышек: Чей это домик?
Скворец: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это скворечник. Здесь живу я, скворец.
Автор: Заплакал воробышек и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А тебе чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Что же мне делать? Как найти домик?
Автор: Голубю стало жалко воробышка.
Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?
Воробышек: Покажи, пожалуйста!
Автор: Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробышек и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробышек, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Воспитатель: Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.
Ребята, а вы все знаете свой домашний адрес? (Дети называют свой адрес). Молодцы, вы никогда не заблудитесь!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Дети, как вы считаете, мы помогли весне? Мы сегодня говорили о птицах, назвали первые весенние цветы, вспомнили признаки весны. Молодцы, все вы очень хорошо поработали.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: «Ребята весна приготовила для вас сюрприз. Каждый из вас должен вспомнить весеннюю примету, пословицу или поговорку, а затем добавить лучик солнышку».
Дети называют:
– Март холодный – год хлеборобный.
– Когда весной летит много паутины – лето будет жарким.
– Длинные сосульки – к длинной весне.
– Поют синицы – жди тепла.
– Ласточки низко летают – дождь обещают.
– Увидел скворца – знай весна у порога.
– Потрудись весной – сытым будешь зимой.
– Апрель с водой, май с травой
– Готовь сани с весны, а колеса с осени.
– Вешний день целый год кормит.
– Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает их в благодарность за то, что они помогли Весне победить холод.
Опубликовано: 31.10.2022
Занятие по развитию речи
детей в подготовительной к школе группе
Тема: «Экологическая сказка».
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?» (Ответы детей – «Солнце», если дети дают не правильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе. А еще оно какое?»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
— Солнце желтое, как… (одуванчик).
— Солнце круглое, как… (мячик).
— Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
— Солнце румяное, как… (блинчик).
Нетрадиционное рисование солнца ладошкой.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!»
Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
На экране картинки (яркое солнце, тает снег, текут ручьи и звенит капель).
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Экран с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками и изображениями первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».
Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?»
Ответы детей:
— Гусеницы.
— Жуки.
— Муравьи.
— Мухи.
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?»
Ответы детей: «Птицы».
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» (Птичье пение)
Физкульт минутка.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы. Каких перелетных птиц вы знаете?»
Ответы детей:
— Скворец.
— Жаворонок.
— Грач.
— Иволга.
— Трясогузка.
— Соловей.
Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда»). Давайте поможем птичке построить гнездо».
Проводится пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну? (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу».
Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель вынимает из конверта бумажные солнышки и раздает их в благодарность от волшебника, за то, что они помогли Весне победить холод.
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, у человека формируется новое экологическое мышление, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
При знакомстве с природой родного края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия через театрализованную деятельность.
Задачи:
- дать знания об окружающей природе, познакомить с экологическими проблемами его малой родины.
- способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне — ценностное, бережное и уважительное отношение к природе родного края.
Участники мероприятия: воспитатель – ведущий и дети подготовительной группы в роли героев (Фея, два Зайца, две Лисы, Белка, Хулиган, Огонь, Ручей).
Атрибуты: деревья, ручей (синяя ткань), костюм Ручья, костюм Феи, Огня; маски зайца(2), белки, Лисы(2), костюм Хулигана, корзина (бинт(2), листья подорожника(2), мешки для мусора (2); мусор (банки, склянки, йогурт и т.п.)
Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №31, детский сад «Жемчужинка», музыкальный зал.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Ведущая
— На нашем шарике земном, где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса и голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес, полно таинственных чудес.
Ты тоже часть ее чудес и для тебя темнеет лес!
Сказку необычную мы вам предлагаем:
Героев, любящих природу, мы вам представляем!
Под музыку появляется Фея, танцует с корзинкой
Фея — Что за чудо, что за лес, в нем полным полно чудес!
Звучит тревожная музыка. (забегают зверята)
— Помогите! Помогите!
Фея
— Тише, тише, не шуми! Что случилось? Объясни!
Что у вас произошло? Кто же причинил вам зло?
Звери
— К нам в лес пришел противный тип! Идет с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб, и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, потом залез на ветки.
И все орехи обобрал, не думая о белке.
— Пришел какой-то хулиган, наводит страху тут и там…
— Птиц по лесу распугал, муравейник поломал.
— Мусор всюду раскидал, нас, зверушек, разогнал!
Фея — Хорошо, пойду взгляну, чем смогу, тем помогу!
Фея уходит под музыку.
В это время появляется под музыку Хулиган, раскидывает мусор, зверята прячутся за деревья. Хулиган уходит, звери выходят и наступают на мусор.
1 заяц
— Ой! Ой! Ой! Беда! Наступил на что-то я!
Ой, поранил лапку о консервную банку!
2 заяц – Друг, держись, бегу, бегу… Фею нашу позову. (бежит) Фе-е-е-я!
(Возвращается Фея со зверятами)
Фея:
— Бедный заинька, не плачь… я, конечно же, не врач,
Но тебе помочь смогу – подорожник приложу…
(достает бинт из корзинки, срывает «подорожник», привязывает к лапке)
К доктору пойдем сейчас … надежда только вся на вас: (обращается к зверятам)
Чтоб не случилась вновь беда, сложите мусор весь сюда. (дает мешок для мусора)
(Уводит раненого, звери собирают мусор, уходят)
Звучит музыка, появляется Фея.
Фея
— В дивном я лесу живу, За порядком я слежу…
— Ой, по-моему слегка слышу запах я костра!
Фонограмма «Треск пламени». (навстречу Фее выбегают лисята)
Лисички
– Фея, Фея, помоги! Пожар скорее потуши!
От дыма и огня природа погибает вся!
Фея — Наверно тоже он здесь был! Видать костер тут разводил, Да и огонь не потушил!
Танец Огня
Фея
— Где вы, где вы, два лисенка, поливайте из бочонка! …
Стал огонь ослабевать, стало пламя потухать и потухло! (огонь ложится на колени)
Лисята
— Мы все вместе, дружно сами погасить сумели пламя!
— Потрудились мы недаром, быстро справились с пожаром.
Фея
— Дальше нужно поспешить, зло в лесу остановить!
— Как жарко солнышко печет…
Вот ручеек в тени течет! (подходит к ручью)
Ключевой воды напиться и водичкою умыться…
Что за чудная вода? Непрозрачна, нечиста
И на солнце не искрится. Что внутри ее таится?
Танец ручейка
Ручей:
Лесная Фея, нужно знать — что ты должна нас охранять.
Гляди, природу обижают — Ручей в помойку превращают
Накидали банки, мусора и склянки.
Фея
— Ручеек, не кричи, лучше толком объясни –
Что у вас произошло? Кто же причинил вам зло?
Ручей
— Пришел какой-то хулиган, навел он страху тут и там…
Вон здесь немного отдыхал, а мусор весь в ручей бросал.
Фея
— Придется меры принимать, природе надо помогать.
Ну-ка, весь лесной народ, помогите, навалитесь!
Уберите, торопитесь! (зверята выбегают, убирают)
Ручей
— Всем спасибо! Красота! Стала чистою вода !
И теперь, краса девица, можешь ты попить водицы.
(Фея присела к ручью, пьет, умывается)
Фея
— Надо вместе лес спасать, хулигана наказать… (думает)
Напугаем! И тогда убежит он навсегда!
У меня задумка есть: как появится он здесь,
Страх внутри него разбудим – отвечать мы эхом будем!
(под музыку входит Хулиган, все прячутся)
Хулиган
— Иду я смело по тропе, никто не страшен мне
И песенку любимую пою всегда везде.
Звери (эхом отвечают) – Везде, везде, везде.
Хулиган – (насторожился) Буду рвать цветы.
Звери – Не ты, не ты, не ты.
Хулиган – (испуганно) Что происходит?
Звери – Ходит, ходит, ходит.
Хулиган – (испуганно) Кто это?
Звери — Это, это, это.
Хулиган – (испуганно) Не страшно мне совсем
Звери (эхом отвечают) — Я съем, я съем, я съем.
Хулиган – Ой, мамочка! (пятится назад, наступает на пакет с мусором, падает, ранит руку)
Помогите! Страшно мне в лесу! Помогите! Ой-ой-ой! (выходит Фея)
Хулиган – Вы кто?
Фея
– Я, лесная Фея, слежу за порядком в лесу.
Ты нарушил правила поведения и пошла полоса невезения…
Лишь я помочь тебе смогу — твою я рану завяжу… (рвет подорожник, завязывает «рану»)
Хулиган — Спасибо! Ах, что же мне делать? Простите меня! Такого не будет уже никогда!
Фея
— Много правил есть в природе, все их надо соблюдать.
Вот, зверята нам помогут, что ты должен точно знать! (звери выходят из-за деревьев)
Звери:
1.-Огонь – враг леса, он хитер — не разводи в лесу костер!
2.-В лесу всем птицам помогай, птичьих гнезд не разоряй!
3.-Мусор не бросай!
4.- Муравейники не ломай! И зверей не обижай!
5.Не засоряй реки разными отходами!
6. Не кричи и шуми в лесу! Не ломай деревья и кусты!
Фея Правила эти помни всегда и тогда – с тобой никогда не случится беда!
Хулиган
— Теперь я буду лес беречь, костры не стану больше жечь!
Зверей я буду охранять и лес наш буду защищать!
Мне очень хочется, друзья, чтоб вы простили все меня!
Фея — Конечно, мы тебя прощаем! Но мусор свой возьми с собой! (отдает мешок с мусором из реки)
Песня (на мотив песни «Атланты»)
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин- дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй — никому в нем не мешай!
Ведущая: Вот и закончилась наша сказка, а мораль этой сказки совсем, как в басне: «Не будь ни для кого вредителем – добро все равно будет победителем!».
Список литературы
1. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми популярное пособие для родителей и педагогов. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.
2. Рыжова Н. А. Не просто сказки… – М.: Академия, 2002.
3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Өткізу күні/Дата проведения 13.11 .18г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Куртанова А.А.
Білім беру саласы/Образовательная область: социум
Пән/Предмет: экология
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Транспорт»
Тақырыбы/Тема: «Путешествие по экологическим сказкам»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе
2.Дамытушылық развивающая: развивать умение связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу.
3.Оқыту- обучющая: учить детей анализировать поступки героев и оценивать их в соответствии с принятыми правилами поведения в природе. Учить детей рассказывать о своих чувствах при анализе сказок о природе, понимать правила поведения людей для сохранения природных богатств родного края
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: информационно- коммукативная, игровая, личностно- ориентированая, здоровьесберегающая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: игрушка Лесовичеки ллюстрации к сазкам: («Теремок», «Заюшкино избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Көптілділік: табиғғат – природа, ертегі – сказка; лес — орман; мышь -тышқан; заяц -қоян; лиса -түлкі; волк -қасқыр; лягушка — бақа; медведь -аю; петух -әтеш; вода -сү.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент Добрый день! Рада нашей встрече! Приглашаю вас всех в «круг радости». Начнем наше занятие с доброй и веселой игры. Итак (дети превращаются в гномов)
Будем с гномами играть
И команду им давать:
Топни, хлопни, повернись
И сердитым притворись!
— Ух, ты! Получилось!
Топни, хлопни, повернись
И веселым притворись!
— Здорово!
Топни, хлопни, повернись,
Удивленным притворись!
— Получается!
Топни, хлопни, повернись
И спокойным притворись!
— Хорошо!
Топни, хлопни, повернись
И печальным притворись!
— Вот так!
Топни, хлопни, повернись,
Добрым снова появись!
Создание проблемной ситуации:
Игровая ситуация:
Приходит в гости Лесовичок, спрашивает:
— любят ли дети сказки? Какие сказки знаете?
-знают ли правила поведения в лесу?
Предлагает отправиться в путешествие по сказкам, чтобы узнать, как нужно вести себя в лесу.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Ориентирование детей на разрешение проблем: Вместе с Лесовичком ведет детей в путь.
Сказка «Теремок»: показывает картину (иллюстрации).
Беседует:
-кто жил в теремке?
-как поступали животные – жители теремка?
-кто и почему разрушил теремок?
-что стало с жителями теремка?
-можно ли разрушать гнезда птиц, норы зверей?
Обращает внимание детей на правило:
-нельзя разрушать жилища животных (Зверей, птиц, насекомых).
Физкультминутка «Мы по лесу шли».
Выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Сказка «Заюшкина избушка»: показывает картину (иллюстрации).
Беседует:
-что случилось с зайчиком?
-кто ему помог?
-а как человек может помогать животным?
Заостряет внимание детей на правиле:
-нужно помогать животным – братьям нашим меньшим.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: показывает картину (иллюстрации).
Беседует:
-что произошло с Иванушкой?
-почему он превратился в козленочка?
Заостряет внимание детей на правиле:
-нельзя в лесу без разрешения взрослых есть незнакомые ягоды, пить воду из луж или ручья. .
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка:
используя сказки, побуждает детей к соблюдению правил охраны и бережного отношения к природе.
Рассматривают картину.
Анализируют поведение Иванушки, делают выводы.
Повторяют правило.
3. Қорытынды/итоговая часть
Анализ результатов деятельности детей: Спрашивает у Лесовичка, правильно ли отвечали дети?
Лесовичок отмечает активное участие всех детей в обсуждении поступков и поведения героев сказок.
итог: сказки учат правилам поведения в природе, и дети эти правила знают.
Угощает детей лесными орешками.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт
с надписью «Детям подготовительной группы». Наверное, оно пришло от волшебника.
Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе
откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за
сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: «Жили—были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили
они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна,
три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная
и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения.
Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться.
Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо,
которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат
еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из
этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети
дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно
какое?
Основная часть:
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает
фразу, а дети должны ее закончить.
⎯ Солнце желтое, как… (одуванчик).
⎯ Солнце круглое, как… (мячик).
⎯ Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
⎯ Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей).
Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими
красками?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще
карточки.
Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать
продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло
весне?»