Речевое развитие в подготовительной группе.
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1.Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска.
Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
В.: — Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
— Здравствуйте, люди добрые!
— Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
— Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку , вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
2 часть. Чтение сказки.
В.: — Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).
Беседа по содержанию:
— Понравилась ли вам сказка?
—Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)
— Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
— Красивой получилась у стариков доченька?
— А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
— Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
— Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
— Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
— Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
— А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
— Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
— Во что, превратилась Снегурочка?
— Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
— Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? — Можно, так как существует превращение — Снегурочка ожила.
В.: — А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
— А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
3.Физминутка (выполняется под музыку)
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу , чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие , сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие , нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков , когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.
В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)
Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).
(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)
4.ДИ «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» — я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)
- Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие — у них все ладится)
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
- Работа в руках спорится –все удается, все получается
- Неможется – нездоровится
- Свечерело – наступил вечер
- Стали кликать Снегурочку –звать
5.Рассказывание сказки по картинкам.
В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
6.Драматизация.
В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.
7.Моделирование сказки символами.
В: — Грустный конец у этой русской народной сказки?
— А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
— А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
— А как?
— Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
8. Рефлексия.
— Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
Гостюжева Л.А.
Жили—были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе —
детей у них не было. №1
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу
поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха. №2
— Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову
приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы
порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. №3
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и
вышла из сугроба живая девочка. №4
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше
становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
№5
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и
смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках
спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели
жаворонки. №6
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль
тебе неможется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца
прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек. №6
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду,
точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял,
Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. №8
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Пойди, дочка, повеселись с подружками! №9
— Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни
петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по—прежнему невесело. №10
— А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за
дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой
черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое
облачко. №8
— Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как
позади простонало что—то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
— Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу откликнулось.
Автор:
Ускова Ольга Николаевна,
воспитатель
МАОУ Переваловская СОШ
Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.
Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование: выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей.
- 1. Организационный момент
— Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка»).
Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.
2. Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)
— Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.
Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». ( Слайды с 11 по 17).
— Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей). Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).
3. Игровая деятельность
— А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
— Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
— Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Ссылка: http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4).
4. Художественно-творческая деятельность детей
— А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щёпоть), помогает советом (индивидуально).
5. Рефлексия
Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.
6. Библиографический список.
1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград :Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.
- Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. — Москва : Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
- Ссылка: http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4).
- Ссылка: http://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/pictures/1228017
Приложение 1
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано — сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.
— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было!Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях… Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: — Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: — Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: — Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки: — Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка… (Толстой А.)
презентация: cнегурочка Презентация microsoft powerpoint.ppt (503.5 КБ)
Серия А № 0000781
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с общим недоразвитием речи на тему:
«Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» с опорой на серию сюжетных картинок»
Цель: Способствовать развитию связной монологической речи.
Задачи:
1. Образовательная область «Коммуникация».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.
Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам. Развивать навык текстообразования.
2. Образовательная область «Познание».
Закрепить представления о временах года.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
4. Образовательная область «Физическая культура».
Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
5. Образовательная область «Музыка».
Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.
6. Образовательная область «Социализация».
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: Сюжетные картинки:
Старик и старуха грустные сидят.
Старик и старуха лепят Снегурочку.
Снегурочка-помощница по дому.
Снегурочка грустит весной.
Снегурочка идет в лес с подружками.
Снегурочка прыгает через костер.
Снегурочка превращается в облачко и улетает.
Костюм весны (для педагога), костюм Снегурочки (для ребенка 6-7 лет), силуэты Снегурочки для штриховки.
Магнитофон. Аудиозапись мелодий: «Весенние шумы», «Зимняя стужа».
Лингвистический материал: Слова: снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.
Текст русской народной сказки «Снегурочка».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с воспитателем.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент.
(Включается аудиозапись мелодии «Весенние шумы»)
Логопед: Здравствуйте, дети! Сейчас я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и постарайтесь ее отгадать.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
Дети: Весна.
Логопед: Молодцы, наступило время года — весна, сейчас идет второй весенний месяц…
Дети: Апрель.
Логопед: Посмотрите внимательно на экран. Вот он — Апрель.
Логопед: А какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Логопед: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.
Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши .
Будьте внимательны.
«Идет снег . Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки».
Логопед: Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.
2 часть. Основная часть.
(Включается аудиозапись мелодии «Зимняя стужа»).
(Раздается стук в дверь, входит девочка из подготовительной к школе группы, одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).
Логопед: Кто это пожаловал к нам в гости?
Дети: Это Снегурочка.
Логопед: Верно. Здравствуй, Снегурочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать вам русскую народную сказку о себе, которая так и называется «Снегурочка». Садись, Снегурочка, расскажи сказку, порадуй ребят. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать. (Приложение 1).
Логопед: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
Логопед: Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
Логопед: Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.
Логопед: Чему радовались старик со старухой?
Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.
Логопед: Какая была Снегурочка?
Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
Логопед: Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
Логопед: Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
Логопед: Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
Логопед: Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
Логопед: Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
Логопед: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
Логопед: Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
Дети: Да.
3 часть. Динамическая пауза
(Дети выходят на палас и встают в круг)
Логопед: Ребята, давайте расскажем и покажем, как просыпается природа в апреле.
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель! По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. |
Медленный бег. Ходьба мелкими шагами. Двигаются как медведи. Взмахи руками. Разводят руки в стороны, вверх. |
Логопед: Посмотрите, какой красивый подснежник у нас расцвел.
Продолжение основной части
Логопед: Молодцы, садитесь. Продолжаем занятие.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Логопед: На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
— Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
Логопед: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети: Горе у старика со старухой было: детей у них не было.
Логопед: Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
Логопед: Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Говорит старик старухе:
— А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
А старуха в ответ:
— Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
Логопед: А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
Логопед: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?
Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.
Логопед: А как это в сказке описывается?
Дети: Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
Логопед: На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:
— Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: — Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
Логопед: А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
Логопед: Припомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: — Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.
Логопед: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?
Дети: Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.
Логопед: Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.
Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.
«Жили-были …»
Дети: старик со старухою.
Логопед: Все у них шло ладно, и жили они…
Дети: дружно.
Логопед: Все бы хорошо, да одно горе…
Дети: Бог детей не дал.
(Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых логопедом, дети пересказывают сказку).
Логопед: Молодцы. Кто пойдет и перескажет нам сказку, можно смотреть и опираться на картинки.
(Логопед предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз)
— Ребята, вам понравилась, как Саша пересказал сказку?
Дети: Да, Саша очень подробно пересказал сказку, но забыл сказать, во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер.
Логопед: Вы очень внимательные, напомните Саше, во что превратилась Снегурочка?
Дети: Стала белым облачком и уплыла в небо.
(Логопед привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов. )
Логопед: Молодца ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?
Снегурочка: Очень понравилась.
Логопед: Ребята, какое родственное слово к слову снег вы могли бы еще назвать. После знакомства со сказкой «Снегурочка?»
Дети: Снегурочка!
Логопед: Верно, вы очень внимательные.
3 часть: Итог .
Логопед: -Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?
Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».
Логопед: Верно. На память о встречи с вами Снегурочка хочет подарить каждому из вас силуэт Снегурочки, который нужно будет дома раскрасить.
(Снегурочка раздает детям силуэты Снегурочек, по желанию предлагает детям раскрасить их).
Снегурочка: А сейчас мне в лес пора, до встречи, ребята!
(Дети прощаются со Снегурочкой).
Логопед: Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».
А сейчас давайте друг другу улыбнемся и похлопаем.
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
- приобщать детей к художественной литературе;
- познакомить детей с русской народной сказкой;
- помочь детям понять содержание сказки;
- формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее
содержания и художественной формы;
- развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи
- формирование словаря;
- формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи слова;
- развивать умение детей интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные;
- совершенствование диалогической речи;
- воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картины В. Васнецова, «Снегурочка».
Предварительная работа: рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза». Чтение сказки «Путешествие капельки».
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: — Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: — Здравствуйте, люди добрые!
— Здравствуйте, разудалые молодцы! (мальчикам).
— Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
Воспитатель:
— Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите.
Воспитатель: Дети, хотите узнать, кто появиться сейчас на экране? Тогда вам нужно отгадать загадку, и узнаем, о ком мы будем говорить.
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).
Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.
- Показ картины В. Васнецова «Снегурочка» (1899)
Воспитатель. На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег. Холодно и морозно на улице. Но Снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку, на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки. Кто еще хочет рассказать? Дети рассказывают (1-2 ребенка). Молодцы!
А хотите послушать эту сказку?
В.: — Сейчас все сядем удобно и послушаем русскую народную сказку «Снегурочка».
А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
Слушайте внимательно. — «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
- Выразительное чтение сказки с показом слайдов. Чтение сказки. Беседа по содержанию.
— Понравилась сказка? Расскажите, из чего слепили Снегурочку дед и баба?
— Почему Снегурочка растаяла?
— Послушайте, как шипит снег, когда он тает над огнем «Щ-Щ-Щ». Попробуем все вместе спеть эту песню. Молодцы.
- Хоровод. «Ходит Ваня».
Воспитатель: — Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод.
(Дети встают в круг, считалкой выбирается водящий, он встает в цент круга).
После хоровода.
Воспитатель: Сейчас все до кого дотронусь волшебной палочкой – сядут на стульчики, а для Вас, (средняя подгруппа) Снегурочка приготовила сюрприз (конверт с раскрасками), вы идите и узнайте, что там находиться (дети средней подгруппы уходят).
Воспитатель: А мы с вами продолжим.
Беседа по содержанию:
— Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
— Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? Почему?
— Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, веселая вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
— Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, печальная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
— А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
— Почему исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
— Грустный конец у этой русской народной сказки?
— А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
— А можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?
— А как?
— Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
— Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
— Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
— Молодцы, как вы здорово придумали!
Воспитатель. А вы запомнили загадку про Снегурочку? (дети повторяют хором).
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка.
Чтобы Снегурочку развеселить, мы научим ее играть в игру «Два – Пять».
- Игра «ДВА – ПЯТЬ» (грамматический строй речи)Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит: «Две птички» – ребенок ловит, бросает обратно воспитателю, произносит «Пять птичек».
Предлагаю поиграть и гостям.
Два облака – пять облаков.
Две елочки – пять елочек.
Два луча – пять лучей
Два носка –
Две лужи – пять луж
Две ветки – пять веток
Два окна – пять окон.
Две проталинки – пять проталинок.
Два дерева – пять деревьев.
Молодцы. Я думаю, Снегурочке игра понравилась. Предлагаю взять мяч и поиграть с ним в зале.
- Для Вас Снегурочка приготовила конверты с заданиями. Хотите узнать. Что там? (На экране картина В. Васнецова «Снегурочка»)
1 конверт. Игра «Переводчики». (словарная работа).
В.: — А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
— А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
— Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)
— А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» — я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как?
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как?
- Работа в руках спорится –
- Неможется –
- Свечерело –
- Стали кликать Снегурочку –
2 конверт. Речевая зарядка (звуки Р – Р — Л – Л ).
Ло –ла – ло –на улице тепло.
Ре –ро – ре – стоит домик на горе.
Ры –ру –ры – нас кусают камары.
Оль –оль –оль –мы купили соль.
Арь –арь –арь –на стене висит фонарь.
Ра –ру –ра – тебе играть пора.
3 конверт. Задание «Снегурочка» (на уточнение и активизацию словаря по теме, совершенствовать навыки звукового анализа слов).
Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук С
1 ребенок. Снег. Первый звук С
2 ребенок. Снегурочка – слово начинается со звука С
3 ребенок. Следы
4 ребенок Снежинки.
Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук Ш
5 -6 ребенок. — Шапка, шуба.
Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
4 конверт. Задание «Деление слов на слоги»
Эхо.
Дед.
Ба –ба.
Зи-ма.
Вес- на.
Сол – ны- шко.
Об- ла- ко.
Кос –тер.
Сне – гу- ро — чка.
5 конверт. Задание «образование сложных слов»
Лес рубит –
Стекло режет –
Мыло варит –
Рыбу ловит —
Пеший ходит –
В воду лазит —
— Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.
Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»
Цели урока:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).
-
Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).
Развивающие:
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.
Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД:
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные УУД:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— основам смыслового восприятия художественных текстов;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Коммуникативные УУД:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— контролировать действия партнёра;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
I. Организационный момент
(психологическая гимнастика)
— Какое сейчас время года?
— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
— Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.
-Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!
— Какие красивые снеговики у вас получились.
— У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке.
Речевая разминка
Работа с текстом на доске:
— Этот текст нам прислали марсиане. Интересно, что здесь написано?
— Ребята, вам хочется узнать, что здесь?
— Давайте, переведём этот текст на наш родной язык.
Снег.
Сьве ньде ёлш енгс. А чьюно чаласьна тельем. У давхо в лушко
лонаме шойльбо росубг. Таребя илявз паткило и литас тьтичис рожкидо.
Снег.
Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу
намело большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.
— Молодцы! Разгадали это загадочное послание. Вы уже быстро
справляетесь с такими заданиями.
— Мы немножко размялись, пора перейти к проверке домашнего задания.
Проверка домашнего задания
— Какое у вас было домашнее задание? (пересказ сказки по плану)
(рассказывание сказки детьми) 5 человек( оценивание)
II. Сообщение темы и цели урока.
Задание. — Соберите слово. (СКАЗКА)
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
— Объясните, как вы понимаете это выражение?
Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.
— Какова задача жанра «сказка»?
Задача жанра «сказка» — рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.
Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).
— Какие типы сказок вы знаете?
— Назовите задачи каждого типа сказок.
Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
— Какие сказки древнее? Почему?
Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
Н. Рыленков
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
— О каком сказочном герое говорится в этой загадке?
В этой загадке говорится о Снегурочке.
— Определите тему нашего урока.
— Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой «Снегурочка».
— Что нам предстоит выяснить и доказать на уроке.
— В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:
. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?
— Давайте определим план нашей работы.
III. Работа по изучению нового материала
-
— Кому уже знакома эта сказка?
-
Словарная работа: — Объясните значение слов и словосочетаний.
Подберите синонимы:
расти не по дням, а по часам – очень быстро
души не чаяли – очень любили
студеный ручей — холодный
дитятко — ребенок
хворост – сухие ветки
боязно — страшно
-
Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка».
Чтение сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).
— Что хотите сказать? Поделитесь своими мыслями.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-
Исследование сказки.
— Докажите, ребята, что это сказка.
Преддействие. Жили-были …
Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.
Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;
— Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?
— Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?
Встречается разговорная лексика.
— К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?
Волшебно-бытовая, т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.
— Докажите текстом выбранный тип сказки.
Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:
1-ая: как дед и баба слепили Снегурочку
2-ая: как она постепенно оживала,
3-я: какая стала.
4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?
5-ая: Когда вам было радостно за деда и бабу, а когда стало их жалко?
6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.
IV. Закрепление изученного материала
— Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.
Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.
Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александра Николаевича Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.
А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.
А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» — Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.
Практическая работа
-Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать, как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.
-Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».
Жили-были Иван да Марья вдвоем.
Вот однажды на озябший лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
Наводим брови черным угольком,
Натираем щеки докрасна снежком.
Были косы из пушинок из седых,
А глаза из льдинок светло-голубых.
Вдруг красавица взглянула, расцвела,
Тонкой бровью удивленно повела.
Иван да Марья не одни теперь живут,
Дочку ласково Снегурочкой зовут.
Домашнее задание:
Стр.155 задание 6
V. Рефлексия
— Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Тест: (обвести правильный вариант ответа)
1. Из чего старики сделали Снегурочку?
а) из теста;
б) из снега;
в) из соломы.
2. От чего пряталась Снегурочка?
а) от дождя;
б) от ветра;
в) от солнца.
3. Чему была рада Снегурочка?
а) дождю;
б) граду;
в) снегу.
4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?
а) на полянку;
б) в рощу;
в) на луг.
5. Во что превратилась Снегурочка?
а) в облачко;
б) в росу;
в) в туман.
Самооценка.
— А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите утверждение.
-
я всё хорошо запомнил;
-
мне было интересно, но я работал медленно;
-
вопросы для меня оказались трудными.
VI. Итог урока
— Назовите произведение, с которым мы познакомились.
— Можно ли сказку считать волшебной?
— Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?
Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.
7
Задачи урока:
- Совершенствовать знания о таких понятиях, как
слог, слово, предложение, текст. - Работать над увеличением словарного запаса
детей. - Развивать умения составлять из слов
предложения, из предложений тексты. - Развивать культуру общения при работе в
группах. - На основе сказки, воспитывать уважение к
старшим, умение сопереживать чужому горю,
преодолевать свой страх.
1. Упражнение “Снежинка”.
- Назовите всё самое холодное, что вы знаете? (снег,
зима, лёд, Снежная Королева, сосулька, иней,
снежинка…) - Выберете из этих слов родственные (снег,
снежная, снежинка). - Дополните ряд (снежок, снеговик…).
- Докажи, что эти слова родственные.
- Закройте глаза, представьте себе снежинки.
Какие они? (лёгкие, нежные, пушистые, узорные,
белые, красивые, холодные….)
Понаблюдайте, как падают снежинки?
(каждый ребёнок берёт снежинку, вырезанную из
бумажной салфетки, поднимает их высоко над
головой и бросает.).
(Снежинки падают мягко, легко, нежно, плавно,
красиво).
А у меня снежинка ещё и волшебная, она поведёт
нас сегодня в сказку, а какую вы узнаете сами.
Сказка.
Жили-были старик со старухой. Жили ладно,
дружно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не
было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до
пояса.
А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе
из снега дочку сделаем.
-Давай, — говорит старуха.
Вышли они на улицу, и давай дочку из снега
лепить. Скатали снежный ком.
Упражнение “Снежные комочки”.
А не помочь ли нам деду с бабой Снегурочку
лепить (дети катают комочки из кусочков ваты).
Получились ли у нас комочки? Как вы думаете,
почему нет?
Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали, дед
с бабой сколько комочков накатали. А комочки – то
не простые, в них дед с бабой один секрет
спрятали, а мы его должны разгадать.
Разделите комочки на 2 группы (слоги – лип, дво,
кий, ре, ле, жит; слова — на, снег).
Повторение понятий: слог, слово, предложение:
— Что такое слог?
— Что такое слово?
— Что такое предложение?
Составление слов из слогов (дворе, липкий).
Составление предложения из слов. (На дворе
лежит липкий снег.)
Так почему же наши комочки не получились? (снег
должен быть липкий, а вата мягкая, пушистая, но не
липкая)
Сказка.
Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у
Снегурочки губы порозовели, глаза открылись,
смотрит она на стариков и улыбается. Потом
закивала головой, зашевелила ручками, ножками,
стряхнула с себя снег, выйти не может. И опять нам
на помощь придёт волшебная снежинка.
Динамическая пауза “Снежинка”.
Закружились, завертелись белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду.
Заблестели словно жемчуг, — все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали белые подружки.
Заспешили на прогулку дети и старушки.
Вместе с ними вышла из сугроба и наша
Снегурочка.
Сказка
Обрадовались старики, привели Снегурочку в
избу. Глядят на неё, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по
часам: что ни день, то всё краше становится.
Кончилась зима. Пришла весна. А Снегурочка
вдруг запечалилась. От солнца прячется. Всё бы ей
тень да холодок, а ещё лучше – дождик.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный
град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно
жемчугу перекатному.
За весной и лето пришло. Собрались девушки на
гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали.
Стали в лесу цветы собирать, венки плести, песни
петь да хороводы водить.
Упражнение “Хоровод” (песня).
На дворе то калина, на дворе то малина.
Ну что ж кому дело калина
Ну кому какое дело малина.
Там девицы гуляли, там красные гуляли.
Ну что ж кому дело гуляли
Ну кому какое дело гуляли.
Сказка
А как свечерело, набрали девушки хворосту,
разложили костёр и давай все друг за дружкой
через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка
встала. Побежала она в свой черёд за подружками.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в
белое облачко. Поднялось облачко высоко-высоко и
поплыло по небу.
Вывод понятий “Облако”, “Осадки”.
1. Демонстрация опыта:
(при нагревании снег тает, превращается в воду,
при дальнейшем нагревании вода кипит-
превращается в пар, при охлаждении пар
превращается в воду).
Что такое облако?
Облако — это скопление водяных капелек в
воздухе.
А что выпадает из облака? (снег, дождь, град)
А как сказать одним словом? (осадки)
А что такое осадки?
Осадки — это вода, выпадающая на земную
поверхность в жидком или твёрдом состоянии.
А как же Снегурочка превратилась в облачко?
Как вы думаете, прыгать ей страшно было?
Справилась ли Снегурочка со страхом?
Снегурочка превратилась в облачко, которое
плавно плывёт по небу.
Заключение.
- Закончилось наше путешествие по сказке
“Снегурочка”. Каким вам показался конец сказки:
грустным, радостным, спокойным? - Вы порадовались за Снегурочку или пожалели её?
- Почему порадовались, а почему пожалели?
- Хорошо или плохо превратиться в облако?
- Почему хорошо, а почему плохо.
- Что интересного может увидеть облако?
- Что хорошего может сделать облако?
Упражнение “Облачко”.
Облачко полетало по свету, побывало в жарких
странах, и принесло нам какую- то весточку.
Пишет вам незнакомый
мальчик из жарких стран. У нас никогда не бывает
зимы. Я вас очень прошу рассказать, что это
такое”
Повторение понятия “текст”.
Составление текста о зиме с использованием
мнемотаблицы.
Наступила зима. Зимой солнце светит мало и
совсем не греет. В воздухе кружатся лёгкие
снежинки. Мороз рисует на окнах красивые узоры.
Зимой дуют сильные ветры. Небо покрыто тёмными
тучами из которых часто идёт снег.
Итог урока:
Соотнести понятие с его содержанием:
Предложение это два или несколько предложений,
связанные между собой по смыслу.
Текст – это основная единица речи, которая
имеет своё значение.
Слово – это слово или несколько слов, которые
выражают законченную мысль.
Слог – это часть слова.
Домашнее задание: составить рассказ
“История, рассказанная мне облачком”.