Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе чтение сказки ремизова хлебный голос

Тема: «Чтение сказки АРемизова «Хлебный голос».

Цель. Знакомство детей со сказкой АРемизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения.

Задачи:

Образовательные

• Познакомить детей с новой авторской сказкой.

• Продолжать учить узнавать сказки по заданию.

• Продолжать учить отвечать полными предложениями.

• учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Развивающие:

• Развивать способность восстанавливать по картинкам сказочный сюжет.

• Совершенствовать умения художественно-речевой деятельности;

• Развивать воображение, фантазию, мышление, усидчивость, внимание

Воспитательные:

• Воспитать интерес к авторским сказкам.

• Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, сострадание, взаимопомощь.

Методы:Словесный, игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.

Приемы:

Художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая, большухой, намедни, обедня, седни,

Индивидуальная работа:

Добиваться ответа полными предложениями

Оборудование:

стенд с книгами, игра «Сложи сказку» (пазлы), картинки из сказки

Ход занятия:

С добрым утром! Здравствуйте!

Дети все кричат с утра

Мы желаем всем здоровья

И, конечно же, добра!

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у меня на стенде разные книги: книги со сказками, книги, в которых стихотворения, книги- энциклопедии, познавательные книги, книжки-малышки

Воспитатель. И вот среди этих книг есть книги со сказками. А вы любите сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я покажу вам иллюстрации сказок а вы их назовёте: Вершки и корешки», «Снегурочка». Гуси-лебеди», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Воспитатель. Это какие сказки? Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель: А ещё какие есть сказки? Почему мы их так называем? А каких авторов вы знаете, назовите.

Дети:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский – «Мойдодыр»«Айболит», Г. Х Андерсен «Гадкий утёнок», Алексей Толстой «Золотой ключик»

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, её написал Алексей Михайлович Ремизов.(Показывает портрет писателя)

Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? Предлагаю вам послушать сказку и узнать, что это за голос Хлебный?

Воспитатель читает сказку.

Хлебный голос (Литературная сказка)

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках — и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую — и решил испытать, кому из них большухой быть.

— Какой,— спрашивает цать,- голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,— какой голос?

— Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней. — Какой голос дальше слышно?

— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? —и к младшей:

— Какой голос дальше слышно?

— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

— Как так, говори, не бойсь.

— Хлебный голос дальше слышно.

— Какой такой хлебный?

— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

— Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен!

Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен».

Воспитатель:

 -что же это за хлебный голос такой?

 — слышали ли вы о людях, которые другим помогают?

 «Как вы думаете, что скажут про  ребенка с „хлебным голосом“,

он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уточек или курочек покормить»

Предлагаю вам ребята, немного поиграть:

Физкультурная минутка «Сказки»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель:

Ребята, у меня есть разрезные картинки из сказки, все части перепутались. Помогите собрать, поможете?

Дидактическая игра «Сложи сказку» 

(дети складывают их разрезанных частей собирают картинку из сказки — деление на 3 компании)

1 часть сказки «жил был Царь»

2 часть сказки «Чей голос громче»

3 часть сказки «Хлебный голос!»

Дети складывают картинки, чья компания собрала картинку – ту картинку воспитатель вешает на доску по очереди.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята посмотрите, внимательно на доску.

-Какую картинку можно поставить на начало сказки?

-А что было потом?  

-Чем закончилась сказка?

Дети на доске выставляют картинки в правильной поочередности сказки и рассказывают сказку «Хлебный голос»

1 часть сказки «жил был Царь»

2 часть сказки «Чей голос громче»

3 часть сказки «Хлебный голос!»

Рефлексия

-Ребята, какую сказку мы с вами сегодня прочитали?

-что вам понравилось больше всего?

Назовите своими словами «Хлебный голос» он какой?

Милый, добрый, радостный, теплый…

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть цветы разного цвета. Давайте составим 1букет из цветов и поставим его в вазочку. Каждый ребенок выбирает на полянке свой 5цветок соответствующего цвета

(красный – радостное настроение, желтый – веселое, синий – грустное).

Преобладающий* цвет +букета, покажет .степень положительных результатов деятельности3.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Содержимое публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50

Дошкольное отделение

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Подготовила:

Воспитатель подготовительной группы

Лебедева Алёна Игоревна

Тверь 2021

Цель: Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

 Образовательные

Познакомить детей с новой авторской сказкой.

Продолжать учить узнавать сказки по заданию.

Продолжатьучить отвечать полными предложениями.

учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Развивающие:

Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении

Развивать способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет.

Продолжать работу по составлению сказок с помощью моделей,схем.

Совершенствовать умения художественно-речевой деятельности;

Развивать воображение, фантазию, мышление, усидчивость, внимание

Воспитательные:

Воспитать интерес к авторским сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, сострадание, взаимопомощь.

Методы:Словесный, игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая,большухой, намедни, обедня, седни,

Индивидуальная работа: Добиваться ответа полными предложениями

Помочь затрудняющимся детям в построении мнемотехнической дорожки и складывании картинки по сюжету сказки.

Оборудование: стенд с книгами , ноутбук, игра «Сложи сказку» (пазлы), карточки для построения мнемотехнической дорожки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку и хорошее настроение.

С добрым утром! Здравствуйте!

Дети все кричат с утра

Мы желаем всем здоровья

И, конечно же, добра!

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у меня на стенде разные книги: книги со сказками, книги, в которых стихотворения, книги- энциклопедии, познавательные книги, книжки-малышки

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.                     

Воспитатель.И вот среди этих книг есть книги со сказками. А вы любите сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я покажу вам иллюстрации сказок а вы их назовёте: Вершки и корешки», «Снегурочка». Гуси-лебеди», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Воспитатель. Это какие сказки? Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель: А ещё какие есть сказки? Почему мы их так называем? А каких авторов вы знаете, назовите.

Дети:А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский – «Мойдодыр». «Айболит», Г.Х Андерсен «Гадкий утёнок», Алексей Толстой «Золотой ключик»

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, её написал Алексей Михайлович Ремизов. 

Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?»

Воспитатель читает сказку.

Хлебный голос. Литературная сказка

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках — и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую — и решил испытать, кому из них большухой быть.

Какой,— спрашивает царь,- голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,— какой голос?

— Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней.— Какой голос дальше слышно?

Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:

Какой голос дальше слышно?

Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

Как так, говори, не бойсь.

Хлебный голос дальше слышно.

Какой такой хлебный?

А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.

Затем воспитатель повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен» (прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой). Выясняю у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают. Рассказываю о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

 «А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уточек или курочек покормить»

Физкультурная минутка «Сказки»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

 Дидактическая игра .

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

  «А сегодня мы поиграем в игру «Я вам — вы мне»– Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: «сосчитайте слова в моем предложении и назовите их». Запомнили?»

 Предлагаю для анализа предложение из стихотворения А. Фета

«Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняю, как называется это произведение.

   Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указываю произносит первое слово, а затем второе и т. д.

   После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а я анализирую его.

Предложения для анализа:

Кабы я была царица,

Говорит одна сестрица ( Сказка о царе Салтане)

Старик ловил неводом рыбу .

Старуха пряла свою пряжу.(Сказка о рыбаке и рыбке)

Идёт направо-песнь заводит

Налево- сказку говорит (У лукоморья дуб зелёный)

Заключительная часть:

Игра : Построить мнемотехническую дорожку по карточкам

Дидактическая игра «Сложи сказку» ( дети складывают их разрезанных частей сказку и называют её)

Воспитатель : Делает анализ занятия.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс педагогического мастерства и новаторства «ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Конкурсы

128 работ

Всероссийский конкурс педагогического мастерства и новаторства «ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ
»

01 Декабря – 28 Февраля

Интеллектуальная викторина к Дню народного единства «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»


Викторины

124 работы

Международный конкурс изобразительного искусства «МИР ВАН ГОГА. СИМФОНИЯ ЦВЕТА» к 170-летию со дня рождения Винсента Ван Гога


Открытые

Международный конкурс изобразительного искусства «МИР ВАН ГОГА. СИМФОНИЯ ЦВЕТА
» к 170-летию со дня рождения Винсента Ван Гога

10 Января – 25 Мая


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «конспект НОД по теме: Рассказывание русской народной сказки «Теремок»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для «Статья «Использование приема «мнемотехника» в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Великие русские писатели»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Технологическая карта урока «В.Бианки «Мышонок Пик»»»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему: : В.Ю.Драгунский «Друг детства»»
    Литературное чтение

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 — 55 – 11,
Электронная почта: zolotayafish[email protected]yandex.ru

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Хлебный голос»

выполнила: воспитатель

Пантелеева Елена Анатольневна

высшая квалификационная категория

Выкса

2022

Цель: познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложениях. Развивать воображения и творческие способности детей, активизировать речь.

Задачи:

1. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о произведении А. Ремизова. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

2. Уточнить и активизировать словарь детей.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Учить соблюдать логику развития сюжета.

5. Формировать организованность и нормы поведения на занятиях.

Материалы: Сказка А. Ремизова «Хлебный голос», карточки животных, карандаши, карточки с заданиями.

Предварительная работа:

Работа по составлению картин по рассказу.

Заучивание текста для лесной разминки

Ход занятия

  1. В гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся

Скажем друг другу «Здравствуйте » (дети готовы слушать воспитателя)

Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой- «Хлебный голос»

Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный?

Хотите послушать, о чём она? — вы хотите узнать, какой голос дальше других слышен? (Да)

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей. Как называется хлеб, с которым встречают гостей? (Каравай)

Сегодня я познакомлю вас с авторской сказкой, название у нее необычное — „Хлебный голос“.

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках — и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь н призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую — и решил испытать, кому из них большухой быть.

Какой, говори, голос дальше слышен?

Старшая думала, думала, какой голос?

— Да вот, говорит, батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней.

Какой голос дальше слышно?

— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Сафоновна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:

Какой голос дальше слышно?

— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

— Как так, говори, не боюсь.

— Хлебный голос дальше слышно.

— Какой такой хлебный?

— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

— Ну, говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.

А. Ремизов

Затем повторяю ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен».

Прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняю у них, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Рассказываю о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить»

  1. А сейчас немного отдохнём. И поиграем игру «Я-вам, вы-мне»

Напоминаю детям, что вы уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

А сегодня мы поиграем. Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: «Елена Анатольевна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“.

Запомнили?»

Предлагаю для анализа предложение: «Маленький лисенок шустро бегает».

Дети называют количество слов. (4)

Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф». Повтор 5-6 раз по желанию детей.

  1. Динамическое упражнение «Лесная разминка»

На лесную полянку

Птички прилетали.

Птички прилетали,

Крыльями махали (бегают на носочках, машут» крыльями»)

На лесную полянку

Подошла лисичка.

Покружилась на носочках

Рыжая сестричка. (кружатся)

На лесную полянку вышел

Бурый мишка.

Стал ногами топать,

Мишка-шалунишка (идут вразвалочку)

На лесную полянку

Волки прибежали,

Громко хлопать стали (хлопают в ладошки)

На лесной полянке

На лесную полянку

Зайки прискакали,

Высоко-высоко

Зайки прыгать стали (Прыгают)

4 На лесной полянке.

-Давайте вспомним, что растет и живет на лесной полянке, отгадав загадки.

Зелёная тётка оделась в иголки,
Стоит одиноко в лесу на пригорке.
Надела иголки себе для потехи,
Припрятав для белок в иголках орехи.
(Ель)

И красива. и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая…(Березка)

Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве …(ромашки)

И на горке, и под горкой

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят

(Грибы)

В дупле живет, да все орешки грызет? (белка)

Всех зверей она хитрее, шуба рыжая на ней? (лиса)

Кто зимой холодный, ходит. Серый, злой, голодный (волк)

Кто колючий словно елка, носит на спине иголки? (еж)

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает? (медведь)

Что за зверь лесной, встал как столбик, под сосной. И стоит среди травы. Уши больше головы (заяц)

У него рога ветвисты, ноги тонки, ноги быстры (олень)

Маленький рост, длинный хвост. Серенькая шубка, остренькие зубки. (мышь)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавиц. Ходит смело и легко, рога раскинув широко? (лось)

Возле дуба острым рылом, деловито землю рыл он? (кабан)

После каждого ответа детей вывешивают изображения животного.

4.1 — А сейчас мы расскажем о нашей картине. А что бы вам было легче рассказывать о картине, у нас есть вот такая схема-мнемотаблица, которая поможет вам правильно справиться с задачей.
— Свой рассказ можно начинать так: На лесной поляне…
— Можно рассказать о семье животных, которые живут на лесной поляне,

— Можно рассказать о дружбе животных на лесной поляне,

— Можно рассказать, чем любят заниматься животные на лесной поляне.

-Рассказ должен быть небольшим, интересным и законченным.

Рассказ воспитателя:

На лесной полянке жил-был волк. Однажды он пошел погулять. Волк шел, шел и увидел муравья, который тащил травинку в свой муравейник. Волк решил помочь муравьям. Он принёс много – много травинок. Муравьи вылезли из муравейника и сказали волку спасибо!

-Закройте глазки и подумайте, чтобы вы хотели рассказать о картине «На лесной поляне»

Звучит музыка леса.

Выслушать рассказы 3-4 детей, оставшихся послушать на прогулке.

Рефлексивно- оценочный этап

Дети размещают смайликов на доске:

-Я узнал…

-Мне было интересно…

-У меня получилось…

Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что вы заслужили награды.

А в награды у нас- раскраска зайца, дорисовать и закрасить.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ТНР «Хлебный голос»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ТНР «Хлебный голос»

Администрация Городского округа Подольск комитет по образованию

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 28 «Аистенок» Шульгина Татьяна Михайловна 06 апеля2022г.

Цель: Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с новой авторской сказкой.
  • Продолжать учить узнавать сказки по заданию.
  • Продолжать учить отвечать полными предложениями.
  • учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Развивающие:

  • Развивать способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет.
  • Совершенствовать умения художественно-речевой деятельности;
  • Развивать воображение, фантазию, мышление, усидчивость, внимание

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к авторским сказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, сострадание, взаимопомощь.

Методы: Словесный, игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.

Приемы:

Художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Оборудование и материалы: детская художественная литература; оборудование для посадки семян пшеницы

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о хлебе, рассматривание иллюстраций, загадывание и отгадывание загадок по теме, заучивание пословиц и поговорок

Ход:

Мотивационно — ориентировочный этап

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить удивительное место. Оно находится в нашей группе, для этого вам нужно будет отгадать загадку:

Загадка

Снаружи смотришь –

Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй угадай!

Дети: Библиотека.

В: Правильно! Мы с вами обязательно побываем в настоящей детской библиотеке, а пока посетим нашу, которая разместилась у нас в группе. Она очень необычная.

Дети проходят в группу, педагог уточняет правила поведения в библиотеке.

В: Как вы думаете, для чего ходят в библиотеку? (читать книги, узнать что-то новое)

Правила: Нельзя шуметь, телефон должен быть выключен или включен на беззвучном режиме, в библиотеке запрещается есть, разговаривать нужно шепотом.

В: Напомните, пожалуйста, как нужно обращаться с книгой

Д: Нельзя мять и рвать листы книги, рисовать в ней. Перелистывать нужно за верхний правый угол и пользоваться закладкой.

Поисковый этап

Педагог предлагает детям рассмотреть, какие книги разместились на полках в библиотеке. Проходят по группе от выставки к выставке.

На I стеллаже живут сказки русские народные сказки, украинские. (Например)

В: Какие книги здесь живут? Как вы догадались?

Д: По картинкам, нам читали эти сказки родители и воспитатели.

На II авторские сказки.

На третьем стеллаже разместились книги с рассказами поучительными сказками.

В: Ребята, обратите внимание на эти книги. Если внимательно посмотрите, то увидите, что они объединены одной темой. (На полке книги: К. Паустовского «Лисичкин хлеб», «Теплый хлеб», УНС «Колосок», «Пирожок», С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской и др.)

Дети приходят к выводу, что все эти книги о хлебе.

В: На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то очень дорогому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

Мы с сами уже читали произведения о хлебе, знаем с вами известные пословицы. Давайте вспомним … (вспомнили: Хлеб всему голова и т.д.)

В:Хотите узнать еще о хлебе?

Д: Да.

В: Сегодня я вас познакомлю со сказкой, которая называется «Хлебный голос» написала её Ремизов Алексей Михайлович.

В: Как вы думаете, что это за голос такой — хлебный?

А какие есть голоса?

В тексте вам встретятся такие слова: сноха, большухой быть, намедни, на обедне, седни пел, слыхали. Вместе с педагогом дети выясняют значение слов (сноха – жена сына, большухой быть — самой старшей (главной), намедни –не днях, недавно, на обедне-утром или в первую половину дня (до обеда), седни петь-сегодня петь, слыхали – слышали)

Практический этап

Дети садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на осанку.

Чтение сказки. После окончанию чтения проводится физкультурная минутка.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Педагог продолжает беседу по произведению еще раз повторяет концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен».

-О ком эта сказка? (о царе у которого было 3 сына, были у них жены. царь решил их испытать, чтобы узнать кому из них быть старшей (главной))

-что он попросил их сделать? (ответить на вопрос: «Какой голос дальше слышен?»)

-что ответила царю старшая сноха? Чей голос дальше всех слышно? (она сказала, что голос бычка дальше всего слышно громкий)

-Что ответила средняя соха? (что голос петуха дальше всего слышно)

-что ответила младшая сноха? (что хлебный голос дальше всего слышно.)

-что это за хлебный голос? (если, дети затрудняются, педагог читает строчки или проговаривает сам: «если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про такого далеко слышно. Про такого человека все говорить будут, рассказывать друг другу.)

Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос. Выясняет у них, слышали ли они о людях или организациях, которые помогают другим людям.

Воспитатель рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить».

В: Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел?

(Слушаем варианты ответов детей).

В: Хотели бы вы подробнее узнать про это? Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем?

Д: Спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…

В: Я вам уже говорила, что библиотека в нашей группе необычная. Сегодня каждый из вас сможет посадить свое хлебное зернышко, сам будет за ним ухаживать и заботиться. Мы сможем убедиться, как же сложно вырастить хлеб. У некоторых это может получиться не с первого раза.

Дети проходят к столам и надевают фартуки. Столы уже покрыты клеенкой на каждом из них есть необходимое оборудование (зерна пшеницы, земля, вода, маленькие горшочки для проращивания зерен, одноразовые ложки (вместо лопаток)) Вместе с педагогом дети рассматривают и составляют план действий. Посадка семян пшеницы

Рефлексивно-оценочный этап

После окончания работы дети отвечают на вопросы:

Понравилось ли экскурсия по нашей необычной библиотеке?

Что узнали нового?

Что необычного было в библиотеке? (посадка пшеницы)

Последующая работа

— Наблюдение и уход за зернами пшеницы

-Продолжать знакомить с произведениями о хлебе.

< Предыдущая   Следующая >

12.10.2020

«Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Ольга

Тема:«Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».
Дидактическая игра «Я вам, вы – мне».
Конспект НОД в подготовительной группе.
Цель:
Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос»,
выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
Задачи:
-Познакомить детей с новой авторской сказкой.
-Продолжать учить узнавать сказки по заданию.
-Продолжать учить отвечать полными предложениями.
Методы: Словесный, игровой, словесно логический, частично поисковый,
проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Оценить




2194

Содержимое разработки

Тема:

«Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Дидактическая игра «Я вам, вы –мне».

Конспект НОД в подготовительной группе

Цель

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос»,

выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

-Познакомить детей с новой авторской сказкой.

-Продолжать учить узнавать сказки по заданию.

-Продолжать учить отвечать полными предложениями.

Методы: Словесный, игровой, словесно логический, частично поисковый,

проблемный, ИКТ, самостоятельный

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель:

Ребята, обратите внимание, у меня на стенде разные книги:

книги со сказками, книги, в которых стихотворения, познавательные книги, книжки- малышки

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах

бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети:

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга

–маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать –будешь много знать.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Хорошая книга –ярче звездочки светит.

Воспитатель.

Испокон века книга расти

т человека. Посмотрите на нашу

выставку. Здесь наши любимые книги. Какие книги вы здесь видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Среди этих книг есть

книги со сказками. А вы любите сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она?

Ответы детей:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная,

умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок –румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель

: Ребята, а сейчас я покажу вам

иллюстрации сказок а вы их

назовёте:

«Вершки и корешки», «Снегурочка».

«Гус-лебеди», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Воспитатель.Это какие сказки? Почему они называются народными?

Дети:

Потому что их сочинил русский народ.

-Воспитатель:

А ещё, какие есть сказки? Почему мы их так называем? А каких авторов вы знаете, назовите.

Дети:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне и

семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский

–«Мойдодыр».

«Айболит», Г.Х Андерсен «Гадкий утёнок», Алексей Толстой «Золотой

ключик»

и другие.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, её написал

Алексей Михайлович Ремизов.

Название у нее необычное –„Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой

–хлебный? А какой голос дальше других слышен?»

-Воспитатель

читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих

пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен».

(прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой?

Выясняю

у дошкольников,

слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Рассказываю о том, что люди

всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто

-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке

позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь,

уточек или курочек покормить».

1.Физкультурная минутка

«Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь, (руки разведены в стороны как крылья самолёта)

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

(ладонь ставим козырьком, выполняем повороты)

То увидим мы тогда

И леса, и города,

(«деревья на ветру», «крыша» -движения руками)

Океанские просторы,

(выполняем движения руками, изображая сказанное)

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

(показываем вправо, затем -влево)

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

(касаемся лба, поднимаем руки)

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(обнимаем себя за плечи, разводим руки вширь)

В.Степанов

2. Дидактическая игра.

Воспитатель

напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем в игру

«Я вам –вы мне»–

Сначала я произнесу

предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем

кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить

следующую фразу: „Светлан

а Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

.Предлагаю

для анализа предложение из стихотворения С.В. Михалкова

«Дядя Стёпа»

и выясняю, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на

которого указываю

произносит первое слово, а затем второе и т.д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое

предложение, а я анализирую его.

Предложения для анализа:

1.Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски. (Кисточка)

2.Если ты его заточишь,

Нарисуешь, что захочешь. (Карандаш)

3.Сама мала,

А ума придала! (Книга)

4.На страничке букваря

Тридцать три богатыря. (Буквы, алфавит)

5.На время что-то прекратив,

Мы объявляем… перерыв.

6.После занятий непременно

Нужна ребятам… перемена.

Воспитатель:

А кто из вас заметил, ребята, что все мои предложения на одну

и ту же тему? О чём они рассказывают, как сказать одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель:

А почему я вдруг решила напомнить вам про школу?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, ребята. Потому, что вы уже совсем большие. И

когда вы пойдёте в школу, взаимовыручка вам очень пригодится.

Заключительная часть

Дидактическая игра «Сложи сказку» (дети складывают их разрезанных частей сказку и называют её)

-Воспитатель

организует обсуждение «Что такое «хлебный голос?», как

понимает значение этих слов каждый из ребят.

Вопрос к детям: «Правильно ли, что младшая Поля стала в семье «старшей»?

Почему так царь решил?»

Приложение

Хлебный голос

Литературная сказка

Жил был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что

царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках

-и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было,

как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь

призвал к себе снох

—и старшую, и среднюю, и младшую

-и решил испытать, кому из

них большухой быть.

—Какой,

—спрашивает цать,

-голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,

—какой голос?

-Да вот,

—говорит,

—батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так

у Андроньева на обедне слышно было.

—Эка дурёха!

—отставил царь старшую сноху и к средней.

—Какой голос дальше слышно?

—Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить?

—и к младшей:

—Какой голос дальше слышно

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/422881-chtenie-skazki-a-remizova-hlebnyj-golos

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

   Ход занятия

   «Сегодня я познакомлю вас с авторской сказкой, – начинает занятие педагог. – Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?»

   Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

   Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

   «А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

   Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

   «А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

   Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

   Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

   После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

   Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

   Если останется время, игра продолжается.

  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе путешествие по сказкам
  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему русские народные сказки по фгос
  • Конспект занятия лексико грамматические упражнения чтение сказки крылатый мохнатый да масляный
  • Конспект занятия звуковая культура речи звук о рассматривание иллюстраций к сказке колобок
  • Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста весенняя сказка