Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
в средней группе№18 «Дюймовочка»
комбинированной направленности.
Воспитатель: Кривоносова Т.Н.
Тема: Составление рассказа по предметным картинкам «Кошка»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по предметным картинкам.
Задачи: учить составлять рассказ из 3-4 предложений, опираясь на схему; использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; воспитывать у детей умение слушать взрослого и сверстников.
Материал: Картина «Кошка», клубок, волшебная палочка, кукла-бабушка.
Социоигра: «Колокольчик зазвенел»
«Колокольчик зазвенел всех ребят, собрать хотел
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся»
Ход:
Воспитатель:- показывает детям волшебную палочку и предлагает детям, передавая палочку друг другу, назвать домашних животных. (ответы детей)
Воспитатель: ребята, я вам сегодня предлагаю отправится в гости к бабушке в деревню. Давно мы к ней в гости не заглядывали.
Поедим?(ответы детей)
Воспитатель: Едем на автобусе? Согласны? (ответы детей)
Игра «Автобус»
«Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим – все глядим!
Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет – не везет?
Колеса закружились – вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились – вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик
Все капельки смести хотят — вжик, вжик, вжик!
И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би
Мы громко-громко все гудим — би, би, би!
Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед – вот так вот!
Мы громко-громко все гудим — би, би, би!»
Воспитатель: приехали. Кукла-бабушка встречает детей
Бабушка: здравствуйте, мои хорошие, давненько вы ко мне не приезжали, какие вы большие стали, я очень рада вас видеть.
Дети здороваются.
Бабушка: ребятки, хочу вам загадать загадку. отгадаете?
«В доме с бабушкой живет,
Тихо песенки поет.
Любит рыбку и мышей,
И мурлычет у окошка
Наша ласковая ..( кошка).»
Бабушка: ребятки я принесла вам интересную картину, хотите посмотреть?
мы ее с вами внимательно рассмотрим.
Воспитатель; — Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка.
Воспитатель : А как вы думаете как ее зовут?(дети отвечают)
Воспитатель: давайте ей придумаем имя? (Мурка)
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети-(коричневая)
Воспитатель: Да, кошка коричневого цвета,
Воспитатель: Что есть у кошки(уши, лапы голова, хвост, туловище)
У кошки зеленые глаза, острые ушки.
Воспитатель: Кошка какая? (большая, красивая, пушистая).
Воспитатель: Чем покрыта кошка?
Дети— (шерстью)
Воспитатель: Как кошка голос подаёт когда хочет кушать?(мяу) А как кошка голос подаёт когда поела?(МУР)
Воспитатель: Что любит кошка кушать?
Дети-:(рыбу молоко, мясо)
Воспитатель: А где живёт кошка?
Дети: -В доме.
Воспитатель:- как называют детёнышей кошки, вывешивает- картинку)
Дети— (котята)
Воспитатель: Давайте представим, что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите?
Дети: Котята, мурлыкают и т.д.
Воспитатель: Ребята, а давайте, мы с вами, превратимся в котят! А с чем любят играть котята? Д: С клубочком
Словесная игра: « Что умеет делать кошка?» Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?».
Тот, кто его поймает, дает ответ, например (царапатся, играть, пить молоко, ловить мышей, играть с клубком, греться на солнышке, гулять на улице, спать).(покружись покружись и в котят(ребят) превратись)
Воспитатель: Послушайте мой рассказ, о кошке.
«У бабушки в деревне живёт кошка Мурка. Кошка большая, красивая. Она коричневого цвета. У кошки есть голова, ушки, глазки, ротик, туловище, лапы, и хвост. Кошка покрыта пушистой шерстью, она громко мяучит МЯУ. Кошка любит молоко, рыбку, живёт она в доме, детёныши у кошки котята. Кошка дом сторожит, мышей ловит.
Воспитатель: Кто хочет рассказать про кошку?
Воспитатель: Расскажи Илья про кошку, а мы тебе поможем,
Воспитатель: Кто ещё хочет рассказать про кошку? (Даша, Варя)
Воспитатель: Давайте все вместе расскажем.
Бабушка: ребятки вы устали?
Бабушка: Ребята давайте поиграем с вами.
Физминутка
-«Вы со мной знакомы близко, я приветливая киска (идут как кошечка)
Сверху кисточки на ушках, когти спрятаны в подушках(показ ушки и когти)
В темноте я зорко вижу понапрасну не обижу(идут как кошка)
Но дразнить меня опасно(грозят пальцем)Я царапаюсь ужасно»(показ когти)
В: ребята я вам рассказала про кошечку, а теперь вы мне расскажите о своих домашних животных .(рассказ детей)
Воспитатель: ребята нам пора возвращаться в дет сад, попрощаемся с бабушкой.
Игра автобус.
«Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим – все глядим!
Глядим назад, глядим вперед – вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет – не везет?
Колеса закружились – вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились – вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат – вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик
Все капельки смести хотят — вжик, вжик, вжик!
И мы не просто так сидим – би, би, би, би, би, би
Мы громко-громко все гудим — би, би, би!
Пускай автобус нас трясет – вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем все вперед – вот так вот!
Мы громко-громко все гудим — би, би, би!»
Рефлексия
Опрос детей: Куда мы с вами ездили?
Вам понравилась кошечка у бабушки?
Чем она вам понравилась?
Воспитатель: Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались.
А теперь пора нам и отдохнуть.
p>Программное содержание:
- Учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.
- Упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая, мягкая…).
- Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
- Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
- Воспитывать интерес, любовь к животным.
Методические приёмы
Загадка, сюрпризный момент – Волшебник, вопросы по картине, имитации
действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация: рассыпались
картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые приёмы: «Войдём в
картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения, помощь.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение
стихотворений и рассказов о животных, игра «загадки-движения», рассматривание
картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой, словесные игры: «Какой, какая,
какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» —
кто больше заметит интересного, выкладывание целого из частей.
Материал:
- игрушка-Волшебник, картина «Собака со щенятами»;
- разрезные картинки с домашними животными и их детёнышами;
- подарки-звёзды.
Индивидуальная работа.
Упражнять Ксюшу в назывании детёнышей животных.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Днем лежит и молчит,
Ночью лает и ворчит,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.»
— Кто это?
Дети: Собака.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: Дома, в будке…
Воспитатель: Собака, это какое животное?
Дети: Собака – это домашнее животное.
(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его имени.)
Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное,
обратили внимание на картину, которую я вам прислал?
Дети: Да.
Волшебник: А где же она?
Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)
Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее
внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.
Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что
интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.
Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что
делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.
Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы
слышите?
Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…
Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?
Дети: Мягкие, лохматые, теплые…
Воспитатель: Как еще можно сказать?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте
вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.
- Что подсказывает нам первая карточка?
- О чем мы будем рассказывать потом?
- А дальше?
- Чем закончим рассказ?
1. Внешний вид животного, части его тела.
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Как зовут детеныша?
5. Какую пользу приносит человеку.
Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?
Рассказ ребенка…
Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.
Воспитатель: Расскажите о щенке.
Рассказ ребенка…
Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?
Рассказ ребенка…
Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина называется
«Собака со щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по картине).
Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.
Физкультурная минутка.
Воспитатель:
«Кругом, кругом друг за другом
Поровней держите круг
Словно зайки на лужайке
Мы попрыгаем вокруг (дети имитируют движения)
Как лисички как сестрички
Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)
Словно птички-невелички
Полетаем мы вокруг (дети имитируют движения)
Тише, тише, словно мыши
Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)
Все котятки, все щенятки
Дружно в домике живут (дети имитируют движения).
Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их
вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки…
Воспитатель: Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Поможем
волшебнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у
вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает
вопросы.)
Воспитатель: Кто у тебя получился?
— Какое это животное?
— Как называют ее детеныша?
— Кто мама у котенка?
Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.
Итог занятия.
Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать
животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня в подарок
Вам хочу оставить вот эти звездочки.
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе «Составление рассказа
по картине «Кошка с котятами»
Автор: Комиссарова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад с. Бершаково Шебекинского р-на Белгородской обл.»
Населенный пункт: Белгородская область, Шебекинский р-н, с. Бершаково
Цель: Развитие связной речи детей с помощью картины «Кошка с котятами» Задачи:
Образовательные. Развивать умение внимательно рассматривать картину. Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно. Закреплять умение в подборе определений к качествам кошки и котят (пушистая, мягкая, теплая).
Развивающие. Развивать умение согласовывать слова в предложении, умение определять местоположение предмета (возле, около, рядом). Развивать умение согласовывать речь с движениями. Закреплять умение называть домашних животных и их детенышей.
Воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, желание заботиться о них. Воспитывать уважение к другим детям на занятии, умение слушать сверстника, не перебивать друг друга.
Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеева «Три котёнка», рассказа Е.Чарушина «Кошка», С.Маршака «Усатый полосатый». Рассматривание картин из серии «Домашние животные», составление описательного рассказа по игрушке, беседа «Домашние животные – наши друзья».
Оборудование: Картина «Кошка с котятами» О.Капустиной, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, Незнайка.
Ход занятия:
— Ребята, сегодня на занятие к нам пришел наш друг Незнайка. Он сказал мне, что ничего не знает о домашних животных и путает их. Вот он играл в игру «Помоги найти маму» и посмотрите, как подобрал картинки. Давайте поможем ему разобраться. (На столе картинки домашних животных и их детенышей).
— Ребята, давайте расскажем Незнайке как называется домашнее животное и его детеныш. (Дети по очереди выполняют задание – находят картинку домашнего животного и его детеныша. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш — щенок, у козы — козленок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок, у кошки-котенок).
— Сегодня ребята, мы расскажем Незнайке о домашнем животном, которого очень любят все взрослые и дети. А о ком идет речь, вы узнаете из стихотворения. (Воспитатель читает стихотворенье).
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный,
Пять – похож на Три и Два
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Приходите к нам, ребята.
Посмотреть и посчитать.
Дети: о кошке и котятах.
Вот сегодня мы с вами рассмотрим картину, которая называется «Кошка с котятами». (Воспитатель помещает на доску картину и организует беседу по ней.)
— Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка с котятами.
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети: Лежит и смотрит на котят.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем о кошке. Какая она? Правильно, кошка большая, у неё пушистая шерстка, грудка и передние лапки белые, а спинка и хвостик рыжие. У мамы – кошки большие зеленые глаза, острые ушки и длинные усы. Она внимательно следит за своими детками – котятами.
Дети:
— Мордочка у кошки белая с рыжими пятнами, а спинка и хвост – рыжие Воспитатель:
— А что делает кошка?
Дети:
— Лежит на полу рядом со своими котятами и смотрит на них.
Воспитатель:
Света, расскажи о кошке все, что мы рассказали о ней: какого цвета кошка, какие у неё глазки, ушки? Какая у неё грудка и передние лапы. Что делает кошка ?
Ребенок:
— Кошка большая. Она лежит на полу рядом со своими детками – котятами. У неё грудка и передние лапки белые, а спина и хвост рыжие. Мордочка у кошки рыжая с белыми пятнами. Глаза у кошки зеленые, длинные усы. Воспитатель:
— А сейчас мы немножко отдохнем.
Встали все в круг.
Физкультминутка «Кошка»
Вы со мной знакомы близко?
Я приветливая киска.
(Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью.)
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
(Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
(Идут по кругу крадучись)
Но дразнить меня опасно
Я царапаюсь ужасно.
(Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»)
Воспитатель: проходим и садимся на места.
А теперь давайте рассмотрим котят и расскажем о них. Я вам расскажу о сером котенке, который стоит рядом с мамой – кошкой, а вы расскажите о других котятах.
— Серый котенок стоит рядом с мамой. Шерстка у котенка серая, пушистая. Глазки у котёнка голубые, маленькие, хвостик короткий. Он стоит на задних лапках, а передние положил маме — кошке на голову, обнял её.
Воспитатель:
— А теперь, Алена, расскажи нам о котятах, которые играют с клубочком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие у них уши, глаза, мордочки, хвостики?
Ребенок:
— Два котенка играют с клубочками – рыжий и серенький. Котята опрокинули корзинку и оттуда высыпались клубочки. Серенький котёнок катает клубочек – играет, а рыжий котёнок смотрит на него. Котята маленькие, озорные. У них острые ушки, зеленые глаза, короткие хвостики и длинные усы.
Воспитатель:
— Ребята, а кто нам расскажет о котенке, который сидит около блюдца? Что можно рассказать о нём?
Ребенок:
— Рыжий котенок сидит около блюдца и лакает из него молоко. Шерстка у котенка рыжая, а грудка – белая. Только у этого котенка полосатый хвостик. У него желтые глаза, остренькие ушки, длинные усы.
Воспитатель:
— А теперь расскажите о сером котенке, который спит на коврике? Что можно рассказать о нём? Какая у него шерстка, усы, ушки?
Ребенок:
— Серенький котенок сидит на коврике. Мордочка у него серая с белыми пятнами, голова и спинка серые, розовый носик. Он поджал передние лапки, закрыл глазки и крепко спит.
Воспитатель:
— Ребята, кто хочет Незнайке рассказать о кошке, о том, что делает кошка, какая она?
Ребенок рассказывает о кошке, её внешнем виде. (если ребенок затрудняется воспитатель, помогает начать рассказ и задает наводящие вопросы)
— Владислав, иди ко мне, становись рядом с картиной и расскажи Незнайке о сером котике, который находится рядом с мамой – кошкой.
По аналогии дети рассказывают о всех котятах.
— Ребята, наше занятие заканчивается. Незнайка говорит вам большое спасибо за то, что вы ему рассказали о домашнем животном – кошке и её детенышах – котятах. Он больше никогда их не перепутает. Мне тоже понравилось то, как вы отвечали на мои вопросы, подробно составляли рассказы о котятках. Картину я оставлю в группе до конца дня. Может из вас кто – то еще захочет рассказать о том, какая красивая кошечка и её котята.
Литература.
1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развитие речи и обучение родному
языку дошкольников. М., «Академия», 2018 год, 448с.
2 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М., «Владос», 2014 год, 288с.
Приложения:
- file0.docx.. 16,5 КБ
Опубликовано: 16.11.2020
Автор: Чибисова Евгения Сергеевна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №22 “Радуга” станицы Лысогорской”
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
«Рассказ по картине кошка с котятами»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные: Формировать умение внимательно рассматривать картину; совершенствовать умение составлять рассказ по картине; совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; формировать целостное впечатление о изображённом на картине;
Развивающие: Расширять словарный запас, внимание, развивать логическое мышление и связную речь;
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
Учить употреблять существительные с обобщающим значением;
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
Воспитательные: Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них; умение слушать и слышать ответы друг друга, дополнять ответы, уточняющие образ персонажа.
Оборудование: картина «Кошка с котятами», загадка, картинки, Мишка, игрушка котенок , мяч.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание картины «Кошка с котятами».
Словесный: беседа по картине, вопросы.
Практический: игровые упражнения, рассказывание по картине
Ход занятия:
Вводная часть:
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Основная часть:
Стук в дверь. Заходит медведь с картинкой котенка. (Здоровается)
Мишка: Ребята, в лесу я нашел картинку животного, но я не знаю кто это. У нас в лесу таких животных я не видел.
Воспитатель: Давайте поможем медведю, вы узнали кто изображен на картинке?
Дети: ответы детей – котенок
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем медведю о котенке.
Задание с перфокартой «Кто где живет»
Дидактическое упражнение «Чистоговорки»
Са– са- са в норе живет лиса
Су-су-су не боимся мы лису
Сы-сы-сы есть лисята у лисы
За-за-за вот идет коза
Зу-зу-зу не боимся мы козу
Зы-зы-зы убежали от козы
Жа-жа-жа мы увидели ежа
Жу-жу-жу молока дадим ежу
Жи-жи-жи под кустом живут ежи
Воспитатель: Ребята, у меня есть интересная картина, давайте ее рассмотрим и расскажем мишке о котенке и его семье. Но сначала отдохнем.
Физкультурная минутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево),
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашей картине.
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка с котятами
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети: Лежит и смотрит на котят
Воспитатель: Где лежит кошка с котятами?
Дети: На коврике
Воспитатель: Какого цвета коврик?
Ответы детей- разноцветный
Воспитатель: Какого цвета у кошки шерсть?
Дети: У кошки шерсть на спинке, хвосте полосатая, а на лапках белая.
Воспитатель: Правильно, шерсть на лапках белого цвета, значит ее можно назвать белолапой. Давайте повторим это сложное слово.
Дети: Бе-ло-ла-пая
Воспитатель: Какой формы у кошки уши?
Дети: острые
Воспитатель: Какого цвета у нее глаза?
Дети: Зеленые
Воспитатель: Если у кошки зеленые глаза, значит она какая?
Дети: Зеленоглазая
Воспитатель: У кошки белая грудка, значит мы можем сказать какая она?
Дети: Белогрудая
Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Воспитатель: Котята какого цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим котят. Что они делают?
Дети: Серый котенок играет с клубком.
Воспитатель: Раз котенок любит играть с клубком, как можно назвать этого котенка?
Дети: Шалун, Баловник, Игруля
Воспитатель: Игрун его можно назвать?
Дети: Да!
Воспитатель: Какой формы у котенка ушки?
Дети: Острые
Воспитатель: Какого цвета у него лапки?
Дети: Белые
Воспитатель: Значит, ребята он какой?
Дети: Белолапый
Воспитатель: А грудка у котенка какого цвета?
Дети: Белая
Воспитатель: Если грудка белого цвета, значит он белогрудый
Воспитатель: Повторите: Бе-лог-ру-дый
Воспитатель: Что делает рыжий котенок?
Дети: Лакомится молоком из блюдца.
Воспитатель: Если котенок любит лакомится молоком, то как его можно назвать?
Дети: Лакомка!
Воспитатель: Повторите: Лакомка!
Воспитатель: Ребята, обо всех котятах мы рассказали Мишке?
Дети: Нет!
Воспитатель: Кто попробует рассказать про этого котенка?
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Полосатый
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Спит около мамы-кошки.
Воспитатель: Если котенок любит спать, какую кличку мы можем ему дать?
Дети: Соня.
Воспитатель: Сейчас ребята, я вам составлю рассказ про кошку с котятами, вы внимательно слушайте и запоминайте.
Воспитатель: На картине нарисована кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, усатая, зеленоглазая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. Полосатый котенок спит около мамы-кошки. Рыжий котенок лакает молоко из блюдца. А серый котенок играет с желтым клубком. Кошка любит своих котят.
Воспитатель: Мишка, ты запомнил кто изображен у тебя на картинке?
Мишка: Нет, забыл
Воспитатель: Как помочь Мишке? Надо еще раз рассказать!
Воспитатель: Ребята, кто пойдет и расскажет Мишке, кто нарисован на картине и чем занимаются кошка с котятами?
Рассказы детей.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, кому мы с вами сегодня помогали?
Дети: Мишке
Воспитатель: А что мы делали? Расскажите?
Дети: Рассказывали Мишке, что нарисовано на картине, что делали Кошка с котятами.
Воспитатель: Мишка, ты все запомнил, сможешь рассказать в своем лесу о кошке с котятами?
Мишка: Да!
Воспитатель: А, чтобы ты точно ничего не забыл, мы хотим тебе подарить игрушечного котенка!
Мишка: Спасибо! Пойду скорее в лес. До свидания, ребята!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мишка теперь сможет рассказать в лесу все окошке. Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто — то из вас еще захочет о ней рассказать.
Конспект ОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.
Задачи:
«Речевое развитие»:
Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Учить слушать ответы других детей.
«Познавательное развитие»:
Развивать память, внимание, мышление.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.
Материалы и оборудование: игрушка – собака, листочки на ниточках для дыхательной гимнастики, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова), мольберт, конструктор «Лего».
Музыкальное сопровождение: песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)
Ход ОД
Воспитатель утром, до ОД, вносит в группу картину «Собака со щенятами», располагает ее на мольберте и оставляет детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали. По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.
1. Организационный момент.
Дети с воспитателем сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.
Воспитатель загадывает загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Ответы детей.)
Воспитатель вносит в группу игрушку щенка. Дети здороваются с ним. Гладят его.
Воспитатель: Вот этот щенок сегодня прибежал к нам в гости и принес с собой картину. Он был такой грустный. Я спросила, что случилось. Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему так нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И. п. – сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2. Основная часть.
Дети садятся перед мольбертом на стульчики.
Воспитатель: Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. Что изображено на картине? (Индивидуальные ответы.) Как можно назвать картину?
Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.
Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.
Воспитатель: Мне нравится название «Собака со щенятами».
Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.
Воспитатель: Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.
Педагог задает наводящие вопросы:
— Мама-собака какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая);
— Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.)
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.:
— Кто стоит около собаки? (Хоровые ответы.)
— Мама — собака большая, а щенята? (Хоровые ответы.)
— Какие щенята? (индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые)
— Что делают щенята? (Индивидуальные ответы.)
— Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает какой щенок, где он находится относительно мамы-собаки и что он делает.)
— Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка)
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев».
Воспитатель: А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.):
— Где живут собаки? (хоровые ответы.)
— Кто построил для них конуру? (индивидуальные ответы.)
— Кто принес собакам еду? (хоровые ответы.)
— Кто прилетел к ним? (хоровые ответы.)
— Что делают воробьи? (индивидуальные ответы.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине.
Образец воспитателя: На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит. Щенята смотрят на прилетевших воробьёв и думают: «Кто это такие? Почему они клюют нашу еду?» Хорошо щенятам со своей мамой!
Дети выслушивают рассказ педагога. Затем педагог предлагает рассказать о картине 2-3 детей (по желанию).
Воспитатель: Молодцы, щенку очень понравились ваши рассказы и теперь он хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «Карусели»
Дети становятся в круг.
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите. (темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те (все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю нашему гостю построить конуру. Согласны? (Ответы детей.) Перед этим разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Большой пальчик хочет спать, | Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик. |
Указательный — играть, | Зажимаем в кулачок указательный пальчик. |
Средний пальчик задремал, | Зажимаем в кулачок средний пальчик. |
Безымянный уж устал. | Зажимаем в кулачок безымянный пальчик. |
Мизинчик всем кричит — «Ура!» | Зажимаем в кулачок мизинчик. |
В детский сад идти пора! | Сжимаем и разжимаем кулачок. |
Дети приступают к работе под песню «Человек собаке друг».
Литература:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «Семья».
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать правильное представление о семье
- Продолжать учить разбираться в родственных связях
- Совершенствовать монологическую речь.
Развивающие:
- Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе
- Активизировать словарь детей на основе знаний о своей семье.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к семье, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Материальное обеспечение:
- Семейные фотографии детей
- Наглядное пособие «Семья»
- Письмо, посылка.
Предварительная работа:
- Заучивание фамилии, имени родителей, стихотворений о маме, о папе, бабушке, дедушке
- Сбор семейных фотографий.
Образовательные области:
Познание, Коммуникация, Социализация, Физическая культура.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу. Пальчиковая игра «Как у деда Ермолая …»
Как у деда Ермолая вся семейка небольшая: (руки согнуты в кулачках)
Только сам, да сама, только кум да кума, да два сына с усами, да две дочки с косами, да два внука на печи поедают калачи (загибают пальцы).
Дети садятся на ковер. Скажите, о ком наше стихотворение? (ответы детей) Я не зря вас спросила, тема нашего занятия сегодня «Семья».
2. Основная часть.
Сюрпризный момент.
-Ребята, нам пришло письмо, давайте прочитаем его. Это письмо от ваших родителей. О семьях своих рассказать не хотите ли? Мы о себе рассказать поспешим- детками нашими мы дорожим! Вместе всегда мы в беде и печали, дружбы такой вы нигде не встречали! Здесь уважается каждое «Я», и потому носим имя семья.»
Вот такое послание, давайте ребята, попробуем рассказать о наших семьях. А для этого рассмотрим картину на доске. (рассматриваем иллюстрацию)
-Кто это? Это бабушка.
-Кто вы для бабушки? Для бабушки внук или внучка.
-Кто это? Это дедушка.
-Кто вы для дедушки? Для дедушки внук или внучка.
-Кем приходится бабушке твой папа? Сын.
-Кем приходится бабушке мама? Дочь.
-Кем ты приходишься маме? Сын, дочь.
Работа по картине.
-Кто старше — папа или бабушка? (бабушка)
-Кто моложе – мама или бабушка? (мама)
-Кто старше – внук или дедушка? (дедушка)
-Кто моложе – внучка или бабушка? (внучка)
-Молодцы, ребята. Давайте скажем как зовут наших мам и пап. Будем отвечать полным ответом. (дети называют имя и отчество мамы и папы)
А теперь немного отдохнем. Встаньте на ноги.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?» (дети встали в круг).
1 2 3 4 (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагают на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать. (шагают на месте)
Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котенка, (наклоны вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты в стороны)
Вот и вся моя семья. (хлопают в ладоши)
-Отдохнули. Сядем на стульчики и возьмем фотографии в руки. Давайте расскажем: кто изображен на ваших фото. Говорим громко и четко. (рассказы детей)
— Это самые родные люди для вас. А как вы помогаете маме и папе? (ответы детей) бабушке и дедушке? (ответы детей).
-Сейчас ребята прочтут стихи, которые приготовили для вас.
Чтение стихотворений.
Помощница
У Танюши дел немало, Села, с мамой посидела,
У Танюши много дел: Встала, к бабушке пошла.
Утром брату помогала, Перед сном сказала маме:
Он с утра конфеты ел. — Вы меня разденьте сами,
Вот у Тани сколько дела: Я устала, не могу,
Таня ела, чай пила, Я вам завтра помогу.
Папа
У папы работа! Но если наш папа
У папы забота! Берет выходной,
И некогда с нами ему поиграть. Как здорово с ним,
А мы его любим! Он такой заводной!
А мы его ждем! (Т. Прокофьева)
Мама
Маму очень я люблю!
Я всегда ей помогу.
Пол могу я подмести,
Стул на кухню отнести,
Пыль смахнуть со всех вещей,
И налить котенку щей.
(Г. Галкина)
Бабушка
С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем,
С ней играем в куклы,
В классики играем.
Важные секреты
Шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка-
Лучшая подружка.
-Молодцы, ребята. Спасибо. А сейчас поиграем в игру «Собери картинку». У вас на столах лежат пазлы, нужно собрать картину и назвать кто на ней изображен (ребята по столам собирают пазлы и называют) (бабушка-дедушка, мама-папа, дочь-сын).
Дети садятся на стульчики.
3. Итог занятия.
— А теперь давайте, ребята, подведем итог нашего занятия. Скажите мне, пожалуйста, что такое семья? (ответы детей) Правильно, ребята. Мы должны уважать друг друга и беречь, помогать друг другу.
А еще нам доставили посылку, и там на удивленье большое угощенье!
А мы обещаем всем добрыми быть, семью уважать и родных всех любить!
-Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? До новых встреч.
Письмо
Это письмо от ваших родителей,
О семья своих рассказать не хотите-ли?
Мы о себе рассказать поспешим-
Детками нашими мы дорожим!
Вместе всегда мы в беде и в печали,
Дружбы такой вы нигде не встречали!
Здесь уважается каждое «Я»,
И потому носим имя «Семья»!
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе №3 по теме: «Составление описательного рассказа по картине «Семья».
МБДОУ № 14 «Алые паруса» Воспитатель: Медведева Т.В. Красноярск, 2017 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|