ООД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»»
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;
продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
Развивающие:
развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств;
формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
совершенствовать диалоговую речь
стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству;
воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки,пуд,прясть, рябая корова, лихо.
Оборудование: Книга, игрушка коровушка, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?
Дети: авторские, народные
Воспитатель: Что значит авторские сказки?
Дети: Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки.
Воспитатель: Что значит народные сказки?
Дети: Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё.
Воспитатель: Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
Воспитатель: Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая?
Дети: (добрая, большая, домашняя, пёстрая).
Воспитатель: А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов.
Основная часть.
Воспитатель: Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно.
Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи. Хаврошечка — старинное женское имя Хавронья. пуд — старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть — Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках. Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
Воспитатель: А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
Воспитатель: А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит?
Дети:сочное, созревшее
Дыхательное упражнение
Воспитатель: А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.
Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя,затем вместе с детьми два раза.
Воспитатель: Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
Воспитатель: А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
Воспитатель: — Ребята, вам понравилась сказка?
Дети : да
Воспитатель: — Кто является главными героями сказки?
ДетиХаврошечка и коровушка
Воспитатель: -У кого жила Хаврошечка?
Дети: У хозяйки, трёх дочерей
Воспитатель: -Как звали дочерей хозяйки?
Дети: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)
Воспитатель: Почему им дали такие имена?
Воспитатель: Вам понравились эти девочки?
Дети: нет
Воспитатель: Какими были эти девочки
Дети:злыми
Воспитатель:А Хаврошечка была какая?
Дети:добрая
Воспитатель:- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая?
Дети: работящая .
Воспитатель: А дочери хозяйки?
Дети:ленивые
Воспитатель:- Кто же помогал Хаврошечке в сказке?
Дети: Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
Воспитатель:- Что она при этом говорила?
Дети: Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
Физкультминутка.
Воспитатель: Коровушка предлагает нам отдохнуть
Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)
Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,
Вытянули губки трубочкой)
Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).
А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.
Воспитатель: Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.
Воспитатель:- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
Воспитатель:- А как она узнала о том,кто помогает Хаврошечке?
Дети: Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.
Воспитатель:- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке?
Дети:нет
Воспитатель:- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули?
Дети:Она говорила: спи глазок, спи другой.
Воспитатель:Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
Воспитатель:- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки?
Дети: Триглазка всё увидела,
Воспитатель: Почему
Дети:Хаврошечка забыла усыпить третий глаз
Воспитатель:Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
Воспитатель:-Что выросло на этом месте?
Дети: На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.
Воспитатель:- Чем закончилась сказка?
Дети: Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и барин женился на ней.
Воспитатель: -Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»
Дети: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
Воспитатель: С какой сказкой мы познакомились сегодня?
Воспитатель:- Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
Воспитатель:А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.
Конспект по развитию речи в старшей группе
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Подготовила воспитатель МБОУ «Елунинская ООШ»:
Иванова Оксана Николаевна
Программные задачи:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению
3. Закрепить знания о домашних животных и их детёнышей.
4.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
Материал: текст русской народной сказки «Хаврошечка»; карточки домашние животные и их детёныши; картина, на которой зашифрована пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»; раскраски (коровушка) по количеству детей, проектор.
Ход занятия:
1. (Дети встают около стульчиков)
Воспитатель: Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно.
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте.
Дети: Корова! Слайд 2
Воспитатель: Молодцы, правильно.
— Ребята, скажите, какую пользу приносит корова?
Дети: Она приносит пользу: молоко, мясо, сыр, йогурт. Слайд 3
Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о корове?
Дети: Корова — это домашнее животное. За ней ухаживает человек.
У коровы — теленок.
Воспитатель: Ребята, а каких ещё домашних животных и их детёнышей вы знаете?
Дети: (Ответы детей). Слайд 4
2.Работа с карточками. (Воспитатель заранее готовит их на отдельном столе).
Воспитатель: Давайте подойдём к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены карточки – соедини домашнее животное с детёнышем).
Воспитатель: Ребята, соедините домашнее животное с их детёнышами
(дети выполняют задание).
3. Чтение сказки.
Воспитатель: Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка».
Слушайте внимательно. Слайды с 5 по 13
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и немного отдохнём.
4. Физминутка: «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5. Работа над текстом сказки.
Воспитатель: А сейчас, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.
— Как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?
— С каких слов начинается сказка?
— Кто и как помогал Хаврошечке?
— Кто и как следил за девушкой?
— Какими словами закончилась сказка?
Воспитатель: Молодцы. Хорошо вы слушали сказку и запомнили её.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться. Какой он? (трудолюбивый)
6. Работа над пословицей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! Слайд 14
— Сейчас я вам скажу 3 пословицы, одна из них спрятана в этой картинке.
Слушайте внимательно.
— Труд кормит, а лень портит.
— Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
— Пчелка маленькая, а и та работает.
Воспитатель: ребята, догадались, какая пословица спрятана в этой картинке?
Дети: Да! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!
Воспитатель: молодцы! А как можно объяснить эту пословицу?
Дети объясняют смысл пословицы.
Далее педагог и дети проговаривают пословицу вместе вслух.
7. Рефлексия.
Назвали домашних животных, и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили ее и верно отвечали на все мои вопросы. А еще, ребята, мы с вами познакомились с пословицей – «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», и вы верно ее истолковали.
Воспитатель: Ребята, Хаврошечка приготовила для вас подарки, это раскраска, а на ней коровушка из сказки. Я предлагаю вам взять ее домой, раскрасить, и завтра принести в группу на выставку. А мы посмотрим, у кого какая корова, получилась (рыжая, пятнистая).
Педагог дарит детям раскраску – «коровушка».
Казимирова Ю.С.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Цель: формирование умения слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка»;
- развивать интерес к художественной литературе;
- развивать речь как средство общения;
- формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- совершенствовать умения передавать образы персонажей сказки.
Оборудование: книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка «Хаврошечка»; цветные карандаши; альбомные листы.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка». Рассматривание иллюстраций к ней, разгадывание загадок, беседа.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают ….(коровы).
В:-Правильно, ребята! Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка. Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
Дети: да. Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы? Дети: — Да, готовы.
В: — Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же окажется в сказке, которая называется «Крошечка-Хаврошечка».
Основная часть.
В: рассказывает сказку дети внимательно слушают.
— «Крошечка-Хаврошечка» бедная сирота. Ее забрала к себе хозяйка, у которой три дочери . Каждый день они издевались над девочкой, заставляли много работать , «Крошечке-Хаврошечке» помогала необычная корова
Воспитатель рассказывает сказку, показывает иллюстрации. По окончанию рассказа сказки воспитатель задает детям вопросы.
В: — Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: — да очень понравилась.
В:- Как она называется?
Дети: — Крошечка-Хаврочешка.
В:- К каким людям попала Крошечка – Хаврошечка?
Дети: — к злой хозяйке и ее завистливым любопытным дочкам.
В:- Сколько было дочерей и как их звали?
Дети: — три дочки, их звали Одноглазка, Двухглазка, Триглазка
В:- А что делала Хаврошечка?
Дети: — Она на них работала.
В:- Кто помогал Хаврошечке?
Дети: — необычная корова
В:— А что она при этом говорила?
Дети: влезь в одно ушко, в другое вылезь и все будет готово
В:- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
Дети: — хозяйка посылала своих дочерей проследить за девочкой.
В:- И какая же из дочерей все рассказала мачехе?
Дети: — Триглазка все рассказала.
В: — Что же произошло дальше?
Дети: -Мачеха велела зарезать корову.
В :- а что сделала Хаврошечка?
Дети:- она собрала все косточки и посадила их в землю
В: — Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Дети: -на том месте выросла яблоня с наливными яблоками.
В:- Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?
Дети: — мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком.
В:- Почему мачехины дочки не могли угостить барина?
Дети: — потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками.
В: — Кто угостил барина?
Дети: -Хаврошечка.
В:- Чем закончилась сказка?
Дети: — барин женился на Крошечке-Хаврошечке.
В: -Молодцы, ребята!
— Ребята, давайте немного отдохнем. Становитесь в круг, проведем физкультминутку:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли
И головки опустили,
Попадем в рассказы, сказки
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь.
Заключительная часть.
В: Ребята, кто вам понравился в этой сказке и почему?
Дети: — понравилась Хаврошечка, она была очень добрая и трудолюбивая и ее корова.
В: — А какими были мачеха и ее дочки?
Дети: — они были злыми и завистливыми.
В: Чему нас учит эта сказка?
Дети: — учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, уважать и любить друг друга.
(Звенит колокольчик).
В: — Закончилась сказка, зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. Посмотрите, видите, на память о сегодняшнем занятии Хаврошечка принесла вам угощения – яблочки со своей волшебной яблоньки.
В: — Ребята, наше занятие закончилось, все молодцы, внимательно слушали и активно отвечали на вопросы.
22.10.2019
конспект НОД по теме: «Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(старшая группа)
Тема: Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Цель:
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге;
развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: — Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: — Клубочек.
Оценить
1733
Содержимое разработки
4
Приложение 14
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(старшая группа)
Тема: Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Цель:
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге;
развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: — Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: — Клубочек.
Воспитатель: — Как вы думаете, какой он?
Дети: — Волшебный.
Воспитатель: — Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек, и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова
Воспитатель: — Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: — А еще как можно?
Дети: — Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: — Ребята, давайте наденем башмачки.
(Дети имитируют надевание башмачков)
Воспитатель: — Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно»
Воспитатель: —
Руки расставьте в стороны как птицы.
Летим…, теплый ветер нас обдувает,
смотрим на землю с высоты (руки над глазами).
Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные.
Давайте на них немного покачаемся (пружинка).
Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе).
Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
(Дети «снимают башмачки»)
Воспитатель: — И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: — Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: — Ребята. А о чем обычно рассказывается в сказках?
Дети: — О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: — Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее говорят?
Дети: — Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: — Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: — Почему вы так думаете?
Дети: здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: — Что означают буквы на обложке?
Дети: название книги, фамилия автора.
Воспитатель: — Название этой книги «Бабушкины сказки» — это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображен на обложке?
Дети: Медведь несёт Машу в коробе.
Воспитатель: — А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель читает сказку.
Игра-викторина
(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку-Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: — Какими были мачеха и ее дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: — Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: — Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет.
Воспитатель: — Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка все увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у нее два глазка заснули, а третий смотрел и все видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: — А теперь немного разомнемся.
(Физкультминутка)
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубочек,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: — Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать ее вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит:
— Жила у злых людей девочка Крошечка-Хаврошечка…
— А злые сестры…
— Целыми днями трудилась Хаврошечка…
— Велела мачеха коровушку…
— Выросла яблонька, появились на ней…
— Женился на Хаврошечке сильный человек…
(Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку)
Воспитатель: — Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: — Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
— Вежливости открываются все двери.
— От доброго не бегай, а плохого не делай.
— За добрые дела всегда ждет похвала.
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «Кошечка-Хаврошечка». Пересказывали ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись».Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперед)
К доброму, к хорошему потянись, потянись(потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись(опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
—Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: — Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: — Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: — Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: — А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Крошечка-Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель: — А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: — С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Крошечкой-Хаврошечкой.
Воспитатель: — Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: — Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/377186-konspekt-nod-po-teme-chtenie-russkoj-narodnoj
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по развитию речи
«ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА»
Воспитатель: Л.А.Мамутова
Дата: 20.11.2017
Аннотация: Непосредственно образовательная деятельность на тему «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» предназначена для детей старшего возраста. На ней дети знакомятся со сказкой. Узнают новые слова, характерные тому времени. Рассматривают иллюстрации к сказке. Играют в игры. В действиях и поступках сказочных героев дети противопоставляют трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Цель: учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять знания детей о русских народных сказках;
• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
• учить детей анализировать сказку;
• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
• формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге.
Развивающие задачи:
• развивать интерес к русским народным сказкам;
• приобщать детей к истокам русской культуры;
• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
• обогащать эмоции детей.
Методы и приемы:
Наглядный (показ, демонстрация);
Словесный: чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина);
Игровой: организационный момент; физкультминутка, заключительная часть.
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, социоигровые.
Организационные формы работы с детьми: групповая, индивидуальная
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально — художественная, двигательная, чтение, игровая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Экскурсия в библиотеку, работа с родителями.
Здоровьесберегающие технологи: Дыхательная гимнастика и физминутка способствуют снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности.
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
Дети заходят под сказочную музыку в группу.
I. Мотивация
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Волшебный.
Воспитатель: Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек Лере и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова.
Основная часть:
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: А ещё как можно?
Дети: Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: Ребята, давайте наденем башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков).
Воспитатель: Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно».
Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим…, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
Дети «снимают башмачки».
Воспитатель: И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.
Воспитатель: Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?
Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: ребята, есть пословица: «у страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях её говорят?
Дети: Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: Что означают буквы на обложке?
Дети: название книги, фамилия автора.
Воспитатель: Название этой книги «Бабушкины сказки» — это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображён на обложке?
Дети: Медведь несёт Машу в коробе.
II. Постановка целей и задач
Воспитатель: А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка».
Воспитатель читает сказку.
Игра-викторина(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
III. Совместная деятельность
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжёлую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.
Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: (физкультминутка).
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся ёж в клубочек,
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
IV. Самостоятельная деятельность
Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь. Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать её вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит:
— Жила у злых людей девочка Хаврошечка…
— А злые сёстры…
— Целыми днями трудилась Хаврошечка…
— Велела мачеха коровушку…
— Выросла яблонька, появились на ней…
— Женился на Хаврошечке сильный человек…
Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку.
Воспитатель: Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
— Вежливости открываются все двери.
— От доброго не бегай, а плохого не делай.
— За добрые дела всегда ждёт похвала.
V. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «Хаврошечка». Пересказывали её.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись».Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель: А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Хаврошечкой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием.
Дети: (Показывают большой палец).
Воспитатель: Поблагодарите друг друга, пожмите руки и скажите «Спасибо» за взаимодействие.
Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого).
Задачи:
Образовательные:
-формировать умения представлять образ, персонаж;
— продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению;
— развивать монологическую и диалогическую речь;
— формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
— познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;
— формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;
— помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация)
словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина
игровой: организационный момент, физкультминутка, сюрпризный момент, заключительная часть.
Предварительная работа: украшение платочков , вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле; разучивание физминуток .
Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», иллюстрации к ней; магнитная доска, макет яблони с яблоками; волшебная шкатулка; выставка книг с русскими народными сказками, портрет А.Н.Толстого и его книги, жетоны (яблочки с улыбкой); раскраски; волшебный клубочек, ноутбук.
Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.
Методика проведения занятия
Дети сидят полукругом. Звучит песня Е.Птичкина «Сказки гуляют посвету».
Дети встают, проходят вперед к воспитателю, делают хоровод.
Восп: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Улыбнитесь им тоже.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
-Дети, вы уже обратили внимание на нашу выставку. Какие книги здесь вы
увидели? Правильно, это сказки. А как вы догадались?(по иллюстрациям)
Многие книги мы с вами смотрели, читали. Мы ведь любим книги?
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Этими словами обращается ко всем детский писатель С. Михалков.
Восп: А сейчас, ребята, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки.
Вы видите, что у нас в группе выросла необычная яблоня. Хотите попробовать яблочко? Волшебное? А из какой сказки оно?
Воспитатель отрывает яблоко и читает вопрос. Яблочки складывает в корзину.
— Кто катился по дорожке? (Колобок.)
— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
— Какими словами начинаются русские народные сказки?
— Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?
Восп: А теперь, ребята, давайте пройдем на стульчики. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.
Восп: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.
Хаврошечка- стариное женское имя Хавронья.
пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг
прясть- скручивание (волокна делать нить)
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета
заморили- замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо- зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее. Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.
«Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке заходи,
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди»
Чтение сказки
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.(как понимаете эти слова)
-Что значит, своего брата не стыдятся?
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,
средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Восп: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?(печаль, горе, обиду, досаду). Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.
Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная). Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)
— А мы можем пожалеть ее? Давайте скажем ей добрые, ласковые слова.
(показываю клубочек) Это волшебный клубочек. Он будет увеличиваться от ваших добрых и ласковых слов.
Игра «Волшебный клубочек»
Сначала я скажу…(дети говорят ласковые слова, восп. наматывает нитку на клубок) Каким он стал большим!
Физкультурная минутка «Сказка»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Восп: А теперь отгадайте загадку.
На больших кривых ногах,
При больших кривых рогах,
Не рычит и не поёт,
Но зато всегда жуёт.
Стоя зверь жуёт и лёжа.
Не жуя он жить не может,
Очень странно он живёт:
Всё жуёт, жуёт, жуёт.
Вот жуёт он и молчит,
А потом как замычит: «Му-у–у–у»(корова).
-Ребята, я вам не зря загадала эту загадку. Ведь у Крошечки-Хаврошечки была коровушка.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!
Восп: Какую песенку пела Хаврошечка дочерям на лугу для того, чтобы они скорее заснули?
-Спи глазок, спи другой.
Восп: Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?
-Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?
-Как называла Хаврошечка свою корову?(коровушка-матушка)
-Как относилась коровушка к Хаврошечке?(заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)
-Как коровушка называла Хаврошечку?(красная девица)
Упражнение «Скажи какая»
Восп: Мачеха какая?
— Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.
Восп: Хаврошечка какая?
-Добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная, хорошая, умная.
Восп: Дети, вы приготовили платочки, но вы не знали для кого они. Я предлагаю подарить их Хаврошечке или мачехе. Кому вы их подарите? Падчерице или мачехе? Почему?
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Восп: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти?
— Нет, это только в сказке.
Восп: Из чего вырастает яблоня?
Физкультурная минутка « Яблоня»
У дороги яблоня стоит (руки вверх, потянулись)
На ветке яблочко висит ( покачали вверху руками)
Сильно ветку я потряс (руки в стороны, стряхивая кистями рук)
Вот уж яблочко у нас (хлопки в ладоши над головой)
В сладко яблоко вопьюсь (руки подносят ко рту)
Ах, какой приятный вкус!
Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Восп: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки?(зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение…) Какое было их лицо? Изобразите их недовольство.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец. Как вы понимаете — лиха не знать? Давайте повторим эту строчку и постараемся ее тоже запомнить.(повторяют) Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон- яблочко из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.
Восп: Ребята, вам понравилась сказка?
— Как она называется?
— Какими словами она начинается?
— К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка»?
— Сколько было дочерей и как их звали?
— А какими они были?
— А что делала Хаврошечка?
— Кто помогал Хаврошечке?
— Что она помогала ей делать?
— Что она при этом говорила?
— Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
— И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?
— Что же произошло дальше?
— А что сделала Хаврошечка?
— Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
— Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?
— А почему мачехины дочки не могли угостить барина?
— А кто угостил барина?
— Чем закончилась сказка?
-А какими словами закончилась?
Восп: Молодцы, дети. Вы можете рассказать ее своим родителям. Чему нас учит сказка?(быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто из этой сказки вам понравился ? Почему?
Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Хаврошечка с коровушкой вам дарят раскраски за вашу работу. Но вы их должны принести обратно, они посмотрят и оценят вашу работу.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Хаврошечка», узнали новые слова, вспомнили другие сказки, как они начинаются и как заканчиваются. Вам понравилось наше занятие? Если вам понравилось все, то вы берете красное яблоко и вешаете его на яблоню. Если что-то понравилось, то-желтое. Если ничего не понравилось-то зеленое. Пожалуйста, подходите к яблоне.(восп. прикл.яблоки)
Звучит песня В.Шаинского «В мире много сказок»
-Вы мне тоже все понравились. А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг друга и скажите «спасибо» друг другу.